- Введение
- Балтфлот не подведет: как Россия становилась великой морской державой
- Даты исторических начинаний и свершений иногда выбираются субъективно. Так, рождение Флота Российского принято отсчитывать с 20 октября 1696-го, с того дня, когда Боярская дума постановила: «Морским судам быть», хотя к тому времени русские моряки уже поучаствовали во взятии Азова. День Балтфлота отмечается 18 мая, в соответствии с датой победы над шведами в устье Невы в 1703 году, при том что указ о строительстве кораблей для борьбы за Балтику Петр I издал 320 лет назад, 2 февраля 1701-го. Ну а вообще, начало истории русского мореплавания (включающей, естественно, военные операции) на балтийских просторах теряется в глуби веков.
Введение
Еще Древнерусское государство начиная с IX—X вв. осуществляло дальние походы, включая морские, по Дунаю и Днепру в Черное море и даже к берегам Византии. Его суда совершали также плавания по Волге в Каспийское море. Мореходы Великого Новгорода предпринимали достаточно дальние морские походы по северным морям. Цель таких походов, как правило, заключалась в развитии торговых связей, хотя нередко это были и военные походы. Они совершались на больших ладьях, в которых размещались и торговые люди, и воины, охранявшие купцов от кочевников.
Как писал великий русский историк Н. М. Карамзин, сношения между Византией и русскими княжествами не прерывались со времен правивших в них еще до князя Олега русских князей. Уже в период правления князя Олега ему было подвластно значительное число восточнославянских племен, ставших затем единым древнерусским народом. Совершая поход в Византию через Днепр и Черное море, князь Олег собрал под своими знаменами две тысячи легких судов. Неимоверные трудности преодолели русские, по мнению императора Византии Константина Багрянородного. Этот поход окончился внушительной победой над греками, которые заключили с Русью договор на очень выгодных для нее условиях.
И все же, несмотря на значительное число военных походов на Византию и другие страны, при совершении дальних плаваний первых русских князей направлял в основном экономический интерес, как писал знаменитый русский историк В. О. Ключевский.
Он признавал, что главной целью киевских князей в отношениях с Византией было приобретение заморских рынков, расчистка и охрана торговых путей.
Во времена правления царя Ивана Грозного, а затем при императоре Петре Великом Россия, лишенная западными странами побережий Балтийского и Черного морей, вела войны за возвращение ей прибалтийских земель, входивших ранее в состав Русского государства. В связи с этим нельзя упускать из виду тот факт, что присоединение прибалтийских территорий Петром I является скорее не захватом, а возвращением Россией своих территорий. Дело в том, что старинные географические карты вХ—XI вв. доказывают, что эти земли входили в состав Великого Новгорода, правопреемницей которого стала Российская империя. Интересно отметить, что современный Таллин встречается в Суздальской летописи 1223 г. под древнерусским названием Колывань, и это его название сохранялось в русских источниках до XVIII в.
Рассматривая присоединение Россией прибалтийских земель в результате русско-шведских войн, следует применять историкоправовой подход. И поэтому такое вхождение этих земель в состав России в начале XVIII в. необходимо признать вполне правомерным и законным* поскольку они перешли к России на основании договора между двумя суверенными государствами — Швецией и Россией, закрепившего результаты победы русских в русско-шведской войне. Кроме того, Россия уплатила Швеции по принятому в те времена обычаю два миллиона ефимков по Ништадтскому договору.
В связи с этим явный непрофессионализм и незнание предмета исследования можно отметить в словах политолога из США 3. Бжезинского, утверждавшего, что с 1700 г. «прибалтийские государства» находятся под контролем России. Американскому политологу, очевидно, неизвестно, что прибалтийских государств в то время вообще не было, так как эстонский и латышский народы, подвергавшиеся немецкой и шведской ассимиляции, вообще не имели своей государственности вплоть до признания независимости прибалтийских губерний России советским правительством в условиях революционной разрухи.
Как правильно отметил русский историк Е. Ф. Шмурло, Черное и Балтийское моря — «два легких, которыми дышит Россия. А может ли существовать человек без свободного дыхания?».
В дальнейшем в результате русско-турецких войн в Закавказье и добровольного вхождения в состав Российской империи Грузии Россия приобрела порты и на Черном море и модернизировала их в целях организации нормальных судоходных связей со странами Причерноморья и другими государствами.
В царской России планомерно развивалось строительство торгового и рыбопромыслового флотов. Русские мореходы изучили и детально исследовали Русскую Арктику, о чем свидетельствует даже тот факт, что абсолютное большинство исследователей Арктики на карте мира русские: Лаптев, Беринг, Седов, Вилькицкий, Шокальский, Дежнев, Врангель, Анжу.
Русские мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский во время своих кругосветных путешествий в XIX в. стали фактически первооткрывателями в такой науке, как океанография, и пионерами морских научных исследований как самостоятельного вида деятельности государств в Мировом океане. Им принадлежат многие океанографические исследования, а также открытие нового материка — Антарктики. Ученые нашей страны и в дореволюционный, и в советский периоды продолжили лучшие традиции первых исследователей Мирового океана.
Таким образом, если русский торговый флот возник более тысячи лет назад, то планомерное строительство русского регулярного военно-морского флота началось лишь при императоре Петре I примерно 300 лет назад.
Морские соединения императорского флота России под командованием выдающихся адмиралов Ушакова, Нахимова, Синявина и других флотоводцев одержали серию блестящих побед на морях над турецким и другими зарубежными флотами. Некоторые их сражения вошли в историю как самые выдающиеся по мастерству ведения морского боя.
Неувядаемой славой покрыли себя во время Великой Отечественной войны советские моряки, многие из которых стали Героями Советского Союза и были награждены высшими воинскими наградами.
Русские юристы-международники как дореволюционного, так и советского периода уделяли большое внимание исследованиям вопросов международного морского права. Вышел в свет ряд монографий по различным аспектам этой отрасли международного права.
Большой интерес представляют для юристов, специализирующихся в этой области международного права, также труды русских геополитиков и историков.
XX в. был богат на значительные международные события, которые, естественно, продолжают оказывать влияние и на XXI в.
Одним из важнейших явлений стала кодификация международного морского права, сначала в принятых в 1958 г. Женевских конвенциях по морскому праву, а затем в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которая является универсальной договорной основой современного правопорядка в Мировом океане. Большой конструктивный вклад в разработку норм этих конвенций на взаимоприемлемой и сбалансированной основе внесла и наша страна.
Россия, как великая держава, обладающая достаточным военным, ресурсным и интеллектуальным потенциалом, может и должна проводить независимую политику в международных отношениях, осуществлять сотрудничество с другими государствами на основе принципов Устава ООН во всех областях, в том числе в исследовании и использовании Мирового океана в мирных целях на базе принципов и норм Конвенции ООН по морскому праву, других международных конвенций, а также общепризнанных обычных норм международного права.
Известно, какое огромное значение имел и имеет Мировой океан в жизни всех государств. Это и пути, соединяющие страны на различных континентах и необходимые для осуществления внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Это и кладовая огромных богатств — живых и минеральных, ресурсов рыбы, нефти, газа, железомарганцевых руд и т. д. Это и место широкомасштабных морских научных исследований морской среды.
Кроме того, Мировой океан — это пространство, в котором в мирное время военные корабли и другие уполномоченные на то государственные суда осуществляют контроль за соблюдением норм международного морского права, чтобы пресекать такие преступления и другие правонарушения международного характера, как, например, пиратство, несанкционированное вещание из открытого моря, осуществляют преследование иностранных торговых судов, в том числе в открытом море, за нарушения ими законов прибрежных государств, касающихся территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Непосредственными причинами пересмотра Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. явились, во-первых, научно-техническая революция, позволившая создать технические средства для разработки ресурсов континентального шельфа и исключительных экономических зон на огромных морских пространствах и в международном районе морского дна, и, во-вторых, стремление развивающихся государств получить широкие экономические права для добычи природных ресурсов в своих исключительных экономических зонах и на своем континентальном шельфе в соответствии с провозглашенной этими государствами концепцией Нового международного экономического порядка.
В связи с изложенным принятие Конвенции ООН по морскому праву и вступление ее в силу 16 ноября 1994 г. стали важным этапом кодификации и развития этой отрасли международного права. Наряду с уточнением в Конвенции некоторых действовавших ранее положений и формулированием сложившихся международно-правовых обычаев в нее были включены разработанные на III Конференции ООН по морскому праву новые правовые институты и договорные нормы, имеющие большое значение для прогрессивного развития международного морского права. Были уточнены границы внешнего предела территориального моря и прилежащей зоны, включены положения об исключительной экономической зоне и о международном районе морского дна, об урегулировании споров, связанных с применением и толкованием Конвенции 1982 г., и решены многие другие актуальные вопросы.
После вступления в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. исследование современного международно-правового режима морских пространств и других видов деятельности государств в Мировом океане особенно востребовано с учетом утверждения Президентом РФ 27 июля 2001 г. Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года и в рамках осуществления федеральной целевой программы «Мировой океан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 августа 1998 г.
В настоящем учебном пособии рассматриваются все основные положения международного морского права, которым уделяется основное внимание в читаемых в военных и гражданских высших учебных заведениях курсах международного права и международного морского права: источники, субъекты и отраслевые принципы международного морского права, правовой режим морских пространств, международных проливов и каналов, правовые проблемы морских научных исследований в различных морских пространствах.
Большое внимание уделено международно-правовым средствам обеспечения безопасности судоходства и защиты морской среды от загрязнения.
Специальная глава посвящена международно-правовому режиму природных ресурсов, как живых, так и неживых.
При подготовке учебного пособия использовались все основные конвенции, касающиеся различных сторон деятельности государств в Мировом океане, в том числе связанные с добычей и сохранением природных ресурсов и их рациональным использованием в интересах нынешнего и будущих поколений, а также различные правовые акты рекомендательного характера и научные концепции по этим вопросам.
При рассмотрении проблемы урегулирования споров, связанных с деятельностью государств в Мировом океане, авторы стремились всесторонне показать различные процедуры мирного разрешения споров, в том числе и специальные, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву и в других морских конвенциях.
В завершающей главе рассматриваются международные морские организации, которые осуществляют определенные функции в области морской деятельности. В центре внимания в этой главе, естественно, находится Международная морская организация — специализированное учреждение ООН. Определенное внимание уделяется, однако, и неправительственным международным организациям, которые хотя и не являются субъектами международного права, но вносят определенный вклад в процесс неофициальной кодификации этой отрасли международного морского права, а некоторые из них, сотрудничая с Экономическим и Социальным Советом ООН, имеют при нем консультативный статус.
При подготовке учебного пособия авторы не только опирались на все основные морские конвенции, но и привлекали для исследования различных проблем соответствующие национальные нормативные акты, прежде всего российские, труды российских и зарубежных ученых и практику Международного Суда ООН. Однако особенно пристальное внимание уделяется, конечно, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. — своду основных международноправовых норм, регулирующих многогранную деятельность государств в Мировом океане на современном этапе.
Источник
Балтфлот не подведет: как Россия становилась великой морской державой
Даты исторических начинаний и свершений иногда выбираются субъективно. Так, рождение Флота Российского принято отсчитывать с 20 октября 1696-го, с того дня, когда Боярская дума постановила: «Морским судам быть», хотя к тому времени русские моряки уже поучаствовали во взятии Азова. День Балтфлота отмечается 18 мая, в соответствии с датой победы над шведами в устье Невы в 1703 году, при том что указ о строительстве кораблей для борьбы за Балтику Петр I издал 320 лет назад, 2 февраля 1701-го.
Ну а вообще, начало истории русского мореплавания (включающей, естественно, военные операции) на балтийских просторах теряется в глуби веков.
Древние римляне называли это море Венедским (то есть славянским) заливом, поскольку бороздившие его на своих судах славяне населяли близлежащие берега. В IX веке словенский князь Гостомысл выдал замуж за Годолюба, правителя живших на южном берегу Балтики рарогов, свою дочь Умилу. Потом послы словен, кривичей и других племен ездили за море звать на княжение Рюрика. От тех времен до нас дошли былины про купца-морехода Садко. Новгородский архиепископ Василий Калика в XIV столетии ссылался на предания, в чем-то схожие с древнегреческими мифами о мореплавателях (некий Моислав на трех ладьях достиг края света и видел там райскую землю). Другие легенды рассказывали об островах, населенных чудовищами-песиголовцами. Рассказывалось и о вполне реальных военных походах, к примеру, в 1187 году в ответ на агрессивные вылазки шведов новгородская эскадра захватила их столицу Сигтуну, а трофейные медные ворота привезли для Софийского собора.
В 1230-м Новгород вступил в Ганзу — политический и экономический союз западных городов, который почти сразу же стал неравноправным: к нам свободно ездили европейские купцы, открывали свои представительства, а русских на свои рынки иноземцы не пускали. Дальние плавания наших северян на какое-то время прекратились. Походы против шведов — на тех же ладьях и стругах, которые ходили по рекам, — ограничивались десантами в Финляндии. Между тем западное кораблестроение развивалось, появлялись крупные суда, и их стали вооружать артиллерией.
Борьбу за свободу мореплавания начал Иван III. Невыгодную для Руси торговлю через Новгород он пресек, на судоходной Нарове основал в 1492 году порт Ивангород. Транзит и перепродажа русских товаров приносили огромные прибыли Ганзе, Ливонскому ордену, Швеции, Польше. За выход на Балтику пришлось драться. Иван Васильевич велел своему послу в Венеции Дмитрию Ралеву нанять специалистов по строительству галер, заключил союз с датским королем Хансом и в 1495-м начал войну со шведами. Те после обмена ударами быстро нашли выход: передали датчанину свой престол. А выигрышем русских по условиям мира стала возможность свободно торговать в датских и шведских городах — балтийские пути для наших предков вновь были открыты. Но ненадолго.
Право ходить по тем или иным морям тогда (как, впрочем, и в наши дни) требовалось подкреплять силой, военным флотом, которого у России не было. Поэтому договоры чужеземцами постоянно нарушались, а Ивангород был напрочь задавлен обосновавшимися в Нарве ливонцами. Борьбу за Балтику возобновил Иван Грозный. В 1557-м по его указу окольничий Дмитрий Шастунов и военный инженер Иван Выродков построили новый порт в устье Невы (его так и назвали — Невское устье). Уже в следующем году царские войска взяли Нарву, куда заходили до 170 кораблей в год. Теперь шедшие туда суда стали на пути перехватывать Швеция и Польша.
Русский монарх ответил симметрично. Он снова заключил союз с Данией, выдал каперскую грамоту капитану Карстену Роде. Команда хорошо оснащенного военного корабля состояла из датчан, русских поморов, наших стрельцов и пушкарей. Царские корсары захватили 22 неприятельских судна, за счет трофеев образовалась полноценная эскадра, а в Вологде для действия на Балтике начали строить новые плавсредства. Датский король Фредерик II оказался союзником ненадежным: помирился со шведами, а причалившего в Копенгагене капитана Роде арестовали, его корабли и грузы конфисковали.
В ходе последующей войны неприятель захватил Нарву и русские Ивангород, Копорье, Ям, Корелу. По Плюсскому перемирию 1583 года стороны удерживали занимаемые позиции, у нашей страны оставался лишь узкий выход к Балтике на Неве (в документах о Невском устье упоминаются гостиный двор, православный храм, корабельная пристань). В 1590–1595 годах царь Федор Иоаннович отвоевал потерянные города и берега Финского залива. Но вскоре грянула Смута, на Россию, подорвавшую силы в междоусобицах, полезли и польские, и шведские завоеватели.
Скандинавы вознамерились подчинить себе весь Русский Север, однако пыл Густава II Адольфа охладили сгубившая две трети вражеской армии героическая оборона Пскова и партизанская война «шишей», истреблявших оккупантов. Король удовлетворился тем, что удержал все те же Ивангород, Копорье, Ям, Корелу (кроме них — Орешек на Неве), а возле Невского устья была построена шведская крепость Ниеншанц. Выход на Балтику нашему государству опять основательно перекрыли, в связи с чем Густав Адольф радостно заявил: «У русских отнято море!» Ослабленная Россия была вынуждена принять и такие условия мира.
Очередной раунд борьбы разыгрался при государе Алексее Михайловиче. Окрепшая после Смуты страна громила Польшу, придя на помощь повстанцам Богдана Хмельницкого. Однако в схватку вмешался шведский король Карл X.
В 1656 году Россия выступила против него, наш царь со своей армией двинулся вдоль Двины на Ригу. Во взятом Кокенгаузене была основана верфь для постройки морских кораблей. Вспомогательная рать Петра Потемкина ударила на Неве, взяла Ниеншанц. В это войско специально включили 570 донских казаков, чтобы действовали так же, как на Черном море против турок. На своих челнах станичники вошли в Финский залив, у острова Котлин атаковали и разгромили отряд шведских военных кораблей, захватив с помощью абордажа 6-пушечную галеру. Затем высадились на берег и разорили шведские поселения. Да, наша первая морская победа на Балтике была одержана как раз по соседству с будущим Кронштадтом. Но эти успехи послужили всего лишь репетицией перед грандиозными свершениями.
Дания вновь проявила себя ненадежной союзницей, обещанные эскадры не прислала, а без военного флота взять Ригу было невозможно: шведы провозили туда припасы и подкрепления. Потом случились измены гетманов на Украине, и в 1661-м со Швецией пришлось замириться, вернуться к старым границам. Балтика по-прежнему оставалась закрытой для России, заложенные в Кокенгаузене морские корабли пришлось разобрать.
На решительный, исторический прорыв пошел сын Алексея Михайловича Петр I. Сперва он планировал действовать по старой схеме, намеревался захватить город и порт Нарву. Союзниками выступили Дания и курфюрст Саксонии, король Польши Август Сильный. Однако изначальные планы сразу же были перечеркнуты. Шведский король Карл XII погромил датчан, заставив их выйти из войны. Русские под Нарвой в ноябре 1700-го также потерпели тяжелое поражение. Карл увел свою армию — гнать и бить третьего союзника, Августа. А Петр после неудачи выбрал другое направление главного удара — на Неве.
На Балтике господствовали шведы, чей флот по своей мощи занимал четвертое место в мире: 38 линейных кораблей, 10 фрегатов, множество мелких судов, контролировавших не только море, но и подступы к нему. Неприятельские флотилии осуществляли рейды по Ладожскому и Чудскому озерам. У русских уже появились кое-какие военно-морские силы, но только на Азовском море (плюс несколько посудин на Белом). На западном театре войны — ничего. Царь Петр окончательно уяснил: в борьбе за Балтику военно-морской фактор — главный.
В такой обстановке, всего через пару месяцев после Нарвской конфузии, 2 февраля 1701 года, русский монарх подписал указ об основании судоверфи на Ладоге и строительстве военных кораблей. Одновременно были мобилизованы все частные суда на Ладожском и Онежском озерах, а также на Свири и Волхове. На тех же реках и верфях Новгорода развернулось широкое строительство стругов и лодок.
В конце 1701-го армия фельдмаршала Бориса Шереметева начала наступление в Эстонии. Закипели схватки и за водное пространство, хотя у русских еще не было ни одного боевого корабля. Вражеская эскадра командора Карла Густава Лешерна, состоявшая из пяти судов, перекрывала пролив между Псковским и Чудским озерами. 31 мая 1702-го ее атаковали на лодках и карбасах солдаты полковника Федота Толбухина, взяли на абордаж 4-пушечную яхту, заставив отступить неприятеля и открыв себе путь в Чудское озеро. Вскоре отряд генерала Андрея Гулица еще раз подстерег эскадру Лешерна (возле устья реки Эмайыги) и захватил 12-пушечную яхту.
Примерно такие же бои шли на Ладожском озере — с эскадрой шведского вице-адмирала Гидеона фон Нумерса (у того было шесть бригантин и галиотов с вооружением от пяти до 14 орудий).
15 июня 400 солдат подполковника Петра Островского сильно потрепали его в устье реки Вороны, однако швед сумел увести свою флотилию. Ее в августе разгромил возле Кексгольма полковник Иван Тыртов на 30 карбасах: два вражеских корабля захватили, два сожгли, один потопили. С остатками сил Нумерс ушел в Выборг, а русские взяли все озеро под свой контроль, что дало возможность беспрепятственно исполнять указ Петра о строительстве флота. В 1702 году была основана верфь на впадающей в Ладожское озеро реке Сясь, здесь заложили шесть 18-пушечных кораблей и девять вспомогательных судов. Вскоре построили Олонецкую судоверфь на Свири, здесь произошла закладка семи фрегатов, пяти шняв, семи галер и ряда других кораблей.
По приказу царя к Ладоге выдвинулась армия Шереметева. Петр в это время находился в Архангельске, налаживая оборону города, а потом совершил неожиданный для противника бросок к Неве. Начало операции было необычным для «просвещенного» XVIII века: царь и его гвардейцы совершили паломничество в Соловецкий монастырь и получили благословение у прозорливого старца Иова. Вместе с монахами и солдатами построили церковь на Заячьем острове.
16 августа 4 тысячи воинов выступили по вновь прорубленной в лесах «осударевой дороге» от пристани Нюхчи на Белом море к Повенецкому погосту на Онежском озере. Катили волоком 160 км малые фрегаты «Святой Дух» и «Курьер». Соединившись с Шереметевым, внезапно для шведов появились в конце сентября у крепости Нотебург (древнего русского Орешка), которую взяли штурмом. Здесь наши воины получили еще одно благословение — верный знак того, что сражаются за правое дело. В Нотебурге, переименованном теперь в Шлиссельбург, часовой заметил загадочное свечение из стены. Ее вскрыли и нашли чудотворную Казанскую икону Божией Матери, замурованную погибавшими защитниками Орешка в 1611 году.
Весной 1703-го государь со своими войсками взял Ниеншанц. Адмирал Нумерс, еще не зная об этом, направил в Неву два корабля, которые Петр и солдаты в шлюпках взяли на абордаж. Именно с этой виктории у нас отсчитывают историю Балтийского флота. Хотя та победа — без собственных боевых кораблей и матросов — не сильно отличалась от предыдущих. Трофейные шведские суда стали первыми в составе новоиспеченного флота. Мастеровые тем временем продолжали выполнять царский указ, в августе на Олонецкой верфи был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат, который назвали «Штандартом», поскольку на нем подняли новый флаг. Раньше на морских стягах изображали двуглавого орла, державшего в лапах карты Белого, Азовского и Каспийского морей, теперь к ним добавилось Балтийское.
Начиналось строительство Санкт-Петербурга, в 1704 году здесь была заложена Адмиралтейская верфь. А уже построенные судостроительные предприятия начали выдавать продукцию. К этому моменту в строю насчитывалось 10 фрегатов и 19 других военных кораблей.
Балтфлот становился реальностью, причем крайне неприятной для врагов России. После того как армию Карла XII удалось похоронить под Полтавой, наши моряки своими победами у Гангута, острова Эзель, Гренгама, высадками десантов в самой Швеции ускорили полную победу в Северной войне и прочное утверждение нашей державы на балтийских берегах.
Источник