Почему не во всех странах обеспечивается права ребенка

Проект «Права ребёнка в РФ и зарубежных странах»

Муниципальный этап научно – практической конференции

группа «ЮНИОР» 2019

Россия, Забайкальский край, г. Чита

«Права ребенка. Особенности прав ребёнка в России и зарубежных странах»

ученик 5 А класса

МБОУ СОШ № 40г. Читы

Шкедова Светлана Степановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 40г. Читы

«Права ребенка. Особенности прав ребёнка в России и зарубежных странах»

Корнеев Иван Викторович

Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 40, 5 А класс

Краткая аннотация

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы любой ребенок знал и мог воспользоваться своими правами. С давних пор и по сей день проблема защиты прав ребенка является актуальной не только в России, но и во всем мире. До сих пор дети представляют собой ту часть населения, права которой постоянно нарушаются. Но ребенок — самостоятельная личность, которая в скором времени внесет свой вклад в развитие страны. Поэтому на сегодняшний день проблема защиты прав ребенка, то есть забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании, стала мировой и общечеловеческой. Но не многие мои сверстники, и в целом молодое поколение, знают свои права и умеют их использовать при необходимости. Таким образом, целью моего проекта является изучение прав ребёнка в России и сравнение их с правами детей в других странах мира, чтобы ознакомить с ними, а также некоторыми их особенностями, своих сверстников.

«Права ребенка. Особенности прав ребёнка в России и зарубежных странах»

Корнеев Иван Викторович

Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 40, 5 «А» класс

Аннотация

На мой взгляд, тема моего исследования на сегодняшний день является очень актуальной, интересной и недостаточно хорошо разработанной, так как в настоящее время дети и подростки слабо ориентируются в информации о своих правах в различных сферах жизни и деятельности, хотя они ничем не уступают правам взрослых. Также, в данной работе я хочу рассмотреть права несовершеннолетних не только в России, но и других странах мира, и, проведя сравнение между ними, установить, где права подростков соблюдаются и защищаются лучше, какие пробелы существуют в законодательстве относительно прав детей и подростков.

Таким образом, целью моей работы является исследование особенностей основных прав несовершеннолетних в разных странах мира.

Для достижения данной цели я поставил себе следующие задачи:

1. Составить сравнительную характеристику прав несовершеннолетних в зарубежных странах и России

2. Определить степень заинтересованности моих сверстников в получении информации о правах несовершеннолетних в России и других странах;

3. Создать продукт, обеспечивающий доступное изучение знаний своих прав учащимися нашего класса, в игровом формате, а также разработать информационный буклет «Твои права и обязанности» и распространить его среди своих сверстников для закрепления знаний.

Объект исследования: документы, обеспечивающие права ребенка в РФ и зарубежных странах.

Предмет исследования: права ребенка в России и зарубежных странах, их реализация.

Ожидаемый результат: познакомить обучающихся с их правами и обязанностями.

Методы исследования: структурный анализ, позволяющий выявить специфические особенности рассматриваемых единиц, описательный метод, включающий приемы обобщения, систематизации, метод анкетирования и метод количественной обработки экспериментальных данных.

Научная новизна исследования: была составлена сравнительная таблица прав ребенка в России и зарубежных странах, проведено исследование на уровень знаний своих прав детьми, на основе этого был создан собственный практический материал, который окажет информационную помощь несовершеннолетним, а также педагогам.

Вывод: проведя сравнительные исследования прав ребёнка в России и других зарубежных странах, можно сделать вывод, что основные права ребёнка аналогичны во всех странах, разница в правах не существенна. Также, в ходе исследования я установил, что большинство моих сверстников, в отличие от детей в других зарубежных странах, недостаточно хорошо информированы, либо вовсе не знают о своих правах. Приэтом, значительная часть детей хотела бы узнать об этом больше.

«Права ребенка. Особенности прав ребёнка в России и зарубежных странах»

Корнеев Иван Викторович

Россия, Забайкальский край, г. Чита. МБОУ СОШ № 40, 5 «А» класс

Научная статья

Основные права ребёнка в нашей стране.

Рассмотрим положение ребенка в России. Для нее проблема защиты детства всегда стояла чрезвычайно остро, начиная со времен Древней Руси и заканчивая настоящим. Еще в Древней Руси были приняты попытки охраны детства. Далее, уже во время правления Петра I, были приняты шаги к улучшению положения детей: были открыты школы, созданы госпитали для незаконнорожденных детей, вводится институт опекунства и попечительства (1714). XIX век стал началом зарождения детской юстиции. Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране. В XIX веке произошли существенные изменения и в сфере трудовой занятости детей: была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, позже обучение в школе малолетних тружеников стало входить в их рабочее время, а детский труд был ограничен до 8 часов. Начало XX века было охарактеризовано сложной политической и социально-экономической обстановкой в стране, что не позволило новому правительству вплотную заняться проблемой защиты прав ребенка. Но все же некоторые шаги к этому были предприняты. Так, в Конституции РСФСР (1918) было провозглашено право рабочих и беднейших классов крестьян на всестороннее и бесплатное образование. В 1918 году Комиссариат народного образования публикует программу бесплатного, обязательного и атеистического обучения. Положение детей во время Великой Отечественной войны было печально, но все же правительством были предприняты меры по улучшению их положения. В отношении детей из осажденных городов правительством страны были приняты решения об отправке их в глубокий тыл. Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов, в ряде восточных регионов страны были открыты школы-интернаты. Правовое положение детей в послевоенный период подчинялось правилам довоенного времени. В СССР в конце 50-

х — середине 60-х годов было проведено преобразование детских учреждений, были изменены условия труда, отдыха и учебы молодежи в возрасте до 18 лет. В 1973 году в СССР был принят закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», который утвердил права учащихся на бесплатность образования всех видов, пользование учебными кабинетами и лабораториями, библиотеками, обеспечение стипендиями, льготным проезд на транспорте и т. д. Начиная с 1991 года, в Российской Федерации было принято большое количество документов, затрагивающих интересы детей, в которых были предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; ответственности родителей, лиц, их заменяющих, а также воспитателей, педагогов, врачей за нарушение физического, психологического, морального и духовного здоровья детей и подростков, за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 года «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Программа «Дети России» направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: “Дети-инвалиды”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Развитие всероссийских детских центров “Орленок” и “Океан”, “Дети Севера”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Дети Чернобыля”, “Безопасное материнство”, “Развитие индустрии детского питания”. Также в числе приоритетных направлений — укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

  • Родившись, ребенок приобретает и имеет право:

— на имя, отчество, фамилию;

— на здравоохранение и социальное обеспечение;

— жить в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;

— на имя ребенка может быть открыт счет в банке.

  • Гражданин в возрасте от 6 до 10 лет:

— вправе посещать школу — право на бесплатное образование;

— вправе заключать самостоятельно мелкие бытовые сделки, сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.

  • Гражданин в возрасте от 10 до 14 лет:

— дает согласие на изменение своего имени или фамилии;

— дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

— выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

— вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

— вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

— может вступать в детские общественные объединения.

  • В 14 лет гражданин имеет право:

— на получение паспорта;

— дает письменное согласие для выхода из гражданства России вместе с родителями;

— может выбрать себе место жительства (с согласия родителей);

— вправе с согласия родителей совершать любые сделки;

— вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

— имеет право на труд (не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

— согласно “Правилам дорожного движения” ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам.

  • В 15 лет гражданин имеет право:

— поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия, учреждения, организации.

  • В 16 лет гражданин имеет право:

— на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;

— вправе самостоятельно осуществлять родительские права;

— вправе просматривать в кинотеатрах фильмы, имеющие возрастные ограничения;

-имеет право управлять мопедом при движении по дорогам;

— имеет право обучаться вождению автомобиля в присутствии инструктора;

— имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта);

— подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссии по делам несовершеннолетних);

— за некоторые правонарушения несет административную ответственность в общем порядке;

— несет уголовную ответственность за все преступления.

  • В17 лет мальчиков ждет постановка на воинский учет.
  • В 18 лет гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

На основании Указа Президента РФ от 01.09.2009г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка» в настоящее время детскими омбудсменами являются: в РФ Анна Юрьевна Кузнецова, в Забайкальском крае Иван Иванович Катанаев.

Изучая данную тему, я выяснил, что дети зарубежных стран знают больше о своих правах, поэтому я решил сравнить права детей других стран, и понять, сильно ли отличаются права детей в разных странах.

Сравнительная характеристика прав несовершеннолетних

в зарубежных странах и России.

Права и обязанностиребёнка

Россия

Германия

США

Англия

Финляндия

Для детей без родителей существуют

специализированные. Государственные учреждения (детские дома, приюты)

усыновление или приюты

родственники или семьи опекунов

родные или фостерные семьи (система замещающих семей)

Права и обязанностиребёнка

Россия

Германия

США

Англия

Финляндия

Нахождение под присмотром взрослого с учетом ограничения по времени

после 22-00 запрещено находиться на улице одному

до 8 лет только в сопровождении взрослого

ограничение не установлено

запрещает детям до 12 лет оставаться без присмотра взрослого больше получаса

ограничение не установлено

Закон о защите детей (обращение родителей к детям в семье)

телефон доверия, органы опеки, инспекция по делам несовершен-нолетних

ребенок с ранних лет знает о своих правах и может обратиться в соответствующиеорганы за защитой

любой человек может позвонить в полицию и сообщить о подозрениях дурного обращения с детьми

закон слишком суров (могут изъять ребёнка даже из-за чрезмерной любви, например, ожирения)

действует служба защиты детей

Право на посещение детского дошкольного учреждения

ясли с 2 месяцев, детский сад с 3 лет

с 6 недель до 5 лет

с 9 — месячного возраста

Право на посещение школы

с 5 лет (подготовительные группы при школах)

Получение паспорта

необязательно, только при выезде за границу

необязательно, только при выезде за границу

необязательно, только при выезде за границу

Право на труд

с 14 лет, не более 4 часов в день, полный рабочий день с 16 лет с согласия профсоюзов

с 13 лет ограниченное количество времени, с 17 лет-полный рабочий день

с 15 лет полный рабочий день

с 13 лет- 2 часа в сутки, полный рабочий день с 16 лет

с 14 лет частично, с 15 лет полный рабочий день

Право на бесплатное обязательное образование

родители платят минимальный взнос

два сектора: государственное (бесплатное) и частное (платное)

частные школы наряду с государствен-ными тоже бесплатные

Алименты на ребенка выплачиваются родителем

минимальный размер в процентном соотношении

по Дюссель-дорфской таблице-в зависимости от возраста, статуса, количества детей и т.д.

установлен стабильный размер в денежном выражении в зависимости от того, с кем из родителей ребёнок больше общается

минимальный размер в денежном выражении

стабильная сумма (высчи-тываются ВСЕ расходы на содержание ребенка), определенная договором по алиментам

Служба в армии

нет обязатель-ного призыва, служба только по контракту

с 17 до 42 лет, только по контракту

девочки с 17 лет, мальчики с 16 лет

Права и обязанностиребёнка

Россия

Германия

США

Англия

Финляндия

Управление мопедом

с 16 лет(в зависимости от штата)

Получение во-дительских прав

Рассмотрение правонарушений ребенка

Конституцион- ный суд

суд по делам несовершенно-летних

специальный ювенальный суд, в закрытом судебном заседании

специальный ювенальный суд

Полностью отвечать за свои преступления

с 21 года, до 21 года — по молодежному уголовному праву

в разных штатах разный возраст (с 6 до 16 лет)

с 14 лет (специальные тюрьмы для молодежи)

Приобретение огнестрельного оружия

с 18 лет (рассматривается вопрос – с 21 года)

с 18 лет (в ряде штатов разрешено открытое но-шение оружия без лицензии)

Покупать сигареты и алкогольные напитки

с 16 лет пиво и вино, с 18 лет крепкий алкоголь и сигареты

с 18 лет пиво и вино, с 20 лет крепкий алкоголь и сигареты

Иметь право голоса в семье при обсуждении вопросов, касающихся ребенка

например, в 12 лет ребёнок может купить себе домашнее животное без разрешения родителей

Иметь право выбора одного из родителей в суде

нет возрастного ограничения

ребёнок вправе жить то с одним родителем, то с другим

Похищение ребёнка одним из родителей

не является уголовным преступлением

является уголовным преступлением

является уголовным преступлением

является уголовным преступлением

является уголовным преступлением

Вывод: Анализируя данную сферу, я сделал выводы, что спектр прав, которыми обладают несовершеннолетние в зарубежных странах, несколько шире, чем в России, и их гарантии соблюдаются более строго. Кроме того, зарубежные подростки знают о своих правах в большей степени. В России, к сожалению, несовершеннолетние недостаточно хорошо ориентируются в информации о своих правах (это также выявлено, в частности, при проведении анкетирования моих сверстников)

Исследования в области знаний о правах ребенка.

Для выяснения осведомленности детей о своих правах, мною было проведено анкетирование на тему: «Знаете ли вы свои права?», в котором приняли участие мои одноклассники (38 человек) возрастной категории 11 лет. Разработанная форма анкеты приведена в приложении № 1. В дальнейшем форму анкеты можно дополнять и совершенствовать в зависимости от возраста анкетируемых.

По данным опроса более 40 % детей достаточно хорошо знают свои основные права, 30 % опрошенных сомневаются в своих знаниях, остальные 30 % детей вообще не знают о своих правах. При этом, 67 % детей хотели бы, чтобы в школе и дома им более подробно рассказывали об их правах, 33 % детей это не интересует. Особое внимание и интерес опрошенных привлекла информация в области прав учащихся. Если основные права знают 80 % детей, то более подробные вопросы уже вызывали сомнения и на них точно могли ответить только 20 % опрошенных, причем все посчитали эту информацию интересной и нужной.

На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — респонденты ответили следующим образом: 96 % «Да», 4 % «Нет». При этом только12 % опрошенных смогли назвать документ, защищающий права ребенка.

Все данные исследований приведены в виде диаграммы (Приложение № 2).

Вывод: в ходе работы мною были проведены практические исследования, на основании которых было выявлено, что далеко не все дети знают свои права и могут ими воспользоваться. Данный факт является неутешительным: ведь если ребёнок не знает своих прав, то в будущем он не сможет их использовать и защитить в нужной ситуации. И напротив, зная свои права, ребёнок вырастет настоящим гражданином своей страны, знающим свои права и умеющим их применить и защитить.

Итак, проведя сравнительные исследования прав ребёнка в России и других зарубежных странах, можно сделать вывод, что основные права ребёнка аналогичны во всех странах и самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 года. Существует ряд различий, таких, как:

— в России права ребенка закреплены Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом об опеке и попечительстве;

— в других странах: Закон о детях (1989г), Декларация о социальных и правовых принципах, Акт об образовании и т.д.

— в России существует Общероссийский единый детский телефон доверия (8-800-200-122), созданный в сентябре 2011 года;

-в других странах их несколько: 0800 616101 – бесплатный телефон горячей линии для детей и молодых людей, 0808 5008000- телефон защиты детей, 0800 1111 – справочная служба для детей в возрасте 12-16 лет и т.д.

В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребёнка 20 ноября. В России более известен Международный день защиты детей, отмечаемый 1 июня.

Конечно, разница между детьми, воспитанными в европейских и американских семьях с российскими очень существенна и заметна. Например, согласно статистике, голландские дети считаются самыми счастливыми в мире, потому что и школа, и семья, и все окружающие учитывают индивидуальные особенности ребенка и позволяют детям быть детьми. В части дошкольного и начального школьного обучения очень большое значение придается детской потребности в подвижных играх и в играх вообще. Западные родители, а особенно мамы, очень спокойные и терпеливые. За счет правильного отношения дети не чувствуют давления и вырастают уверенными в себе и самостоятельными. Они с раннего детства чувствуют, что окружающие с ними считаются, уважают их точку зрения, дают им свободу выбора и спокойно относятся к их ошибкам, так как понимают, что именно на них дети учатся делать правильный выбор. А в России большинство родителей и учителей пока еще придерживаются более строгих традиций в воспитании и ни в коем случае не общаются с детьми на равных. Главный воспитательный акцент ставится на том, чтобы всячески контролировать действия ребенка, даже есть специальное выражение «смотреть за ребенком», «присматривать», «следить». Но от подобного «слежения» дети зачастую начинают оказывать естественное противодействие и вести себя хуже.

В связи с этим, я считаю, что должно быть целенаправленное информирование несовершеннолетних России об их правах, возможностях, методах защиты своих интересов и возраста, с которого они могут воспользоваться тем или иным правом.

Это можно делать не только на уроках, в рамках учебного процесса, но и на классных часах в игровой форме, где школьники получали бы подобную информацию. (Приложение 3). Кроме того, возможно организовать издание и раздачу подросткам информационныхбуклетов или брошюр «Твои права и обязанности». (Приложение 4). На самом деле, сложно говорить о какой-либо защите и соблюдении прав несовершеннолетних, если сами они не имеют о своих правах никакого понятия. А это необходимо, ведь с соблюдения прав ребенка начинается соблюдение прав человека.

Таким образом, считаю, что цели и задачи, которые я поставил перед собой в начале своего исследования, достигнуты.

Список использованной литературы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка от 1989 г.

2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Для составления сравнительной характеристики прав несовершеннолетних в зарубежных странах и России были использованы интернет – ресурсы:

«Права ребенка. Особенности прав ребёнка в России и зарубежных странах»

Корнеев Иван Викторович

Россия, Забайкальский край, г. Чита. МБОУ СОШ № 40, 5 «А» класс

План исследования

1. Гипотеза: дети в России и зарубежных странах наделены во многом схожими правами, которые соответствуют международным нормативно – правовым актам

2. Этапы поисково- исследовательской работы

1. Посещение школьной библиотеки, работа с литературой, анализ прочитанного

2. Поисковая работа в интернете, обработка информации

3. Проведение анкетирования (социологического опроса) в 5- классах, обработка анкет, анализ информации, составление диаграмм

4. Письменное оформление статьи, разработка сценария игры по правам ребенка, создание буклета по этой теме.

5. Работа над презентацией, подготовка к конференции.

Полученные выводы: проведя сравнительные исследования прав ребёнка в России и других зарубежных странах, я считаю, что основные права ребёнка аналогичны во всех странах, разница в правах не существенна. Также, в ходе исследования я установил, что большинство моих сверстников, в отличие от детей в других зарубежных странах, недостаточно хорошо информированы, либо вовсе не знают о своих правах. Приэтом, значительная часть детей хотела бы узнать об этом больше.

Практическая значимость: по факту изучения прав детей был создан практический материал правовая игра «Знаешь ли ты свои права?», буклет «Твои права и обязанности», которые можно использовать на уроках, классных часах и другой внеклассной деятельности.

Исследования в области знаний о правах ребенка.

Для выяснения осведомленности детей о своих правах, мною было проведено анкетирование на тему: «Знаете ли вы свои права?», в котором приняли участие мои сверстники (38 человека) возрастной категории 11 лет. Разработанная форма анкеты приведена в приложении № 1. В дальнейшем форму анкеты можно дополнять и совершенствовать в зависимости от возраста анкетируемых.

По данным опроса более 40 % детей достаточно хорошо знают свои основные права, 30 % опрошенных сомневаются в своих знаниях, остальные 30 % детей вообще не знают о своих правах. При этом, 67 % детей хотели бы, чтобы в школе и дома им более подробно рассказывали об их правах, 33 % детей это не интересует. Особое внимание и интерес опрошенных привлекла информация в области прав учащихся. Если основные права в области прав учащихся знают 80 % детей, то более подробные вопросы уже вызывали сомнения и на них точно могли ответить только 20 % опрошенных, причем все посчитали эту информацию интересной и нужной.

На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — респонденты ответили следующим образом: 96 % «Да», 4 % «Нет». При этом только12 % опрошенных смогли назвать документ, защищающий права ребенка.

Все данные исследований приведены в виде диаграммы (Приложение № 2).

Библиография: в ходе проведения исследования были использованы основные источники:

1. «Конституция Российской Федерации» (статьи 20,24,37,38,41,43,54,58);

2. Конвенция ООН о правах ребенка от 1989 г.;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Для составления сравнительной характеристики прав несовершеннолетних в зарубежных странах и России были использованы сайты:

Вывод: в ходе работы мною были проведены практические исследования, на основании которых было выявлено, что далеко не все дети знают свои права и могут ими воспользоваться. Данный факт является неутешительным: ведь если ребёнок не знает своих прав, то в будущем он не сможет их использовать и защитить в нужной ситуации. И напротив, зная свои права, ребёнок вырастет настоящим гражданином своей страны, знающим свои права и умеющим их применить и защитить.

Итак, проведя сравнительные исследования прав ребёнка в России и других зарубежных странах, можно сделать вывод, что основные права ребёнка аналогичны во всех странах и самым универсальным международным документом о защите детства является Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 года. Существует ряд различий, таких, как:

— в России права ребенка закреплены Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом об опеке и попечительстве;

— в других странах: Закон о детях (1989г), Декларация о социальных и правовых принципах, Акт об образовании и т.д.

— в России существует Общероссийский единый детский телефон доверия (8-800-200-122), созданный в сентябре 2011 года;

-в других странах их несколько: 0800 616101 – бесплатный телефон горячей линии для детей и молодых людей, 0808 5008000- телефон защиты детей, 0800 1111 – справочная служба для детей в возрасте 12-16 лет и т.д.

В своих официальных документах ООН говорит о праздновании Всемирного дня ребёнка 20 ноября. В России более известен Международный день защиты детей, отмечаемый 1 июня.

Конечно, разница между детьми, воспитанными в европейских и американских семьях с российскими очень существенна и заметна. Например, согласно статистике, голландские дети считаются самыми счастливыми в мире, потому что и школа, и семья, и все окружающие учитывают индивидуальные особенности ребенка и позволяют детям быть детьми. В части дошкольного и начального школьного обучения очень большое значение придается детской потребности в подвижных играх и в играх вообще. Западные родители, а особенно мамы, очень спокойные и терпеливые. За счет правильного отношения дети не чувствуют давления и вырастают уверенными в себе и самостоятельными. Они с раннего детства чувствуют, что окружающие с ними считаются, уважают их точку зрения, дают им свободу выбора и спокойно относятся к их ошибкам, так как понимают, что именно на них дети учатся делать правильный выбор. А в России большинство родителей и учителей пока еще придерживаются более строгих традиций в воспитании и ни в коем случае не общаются с детьми на равных. Главный воспитательный акцент ставится на том, чтобы всячески контролировать действия ребенка, даже есть специальное выражение «смотреть за ребенком», «присматривать», «следить». Но от подобного «слежения» дети зачастую начинают оказывать естественное противодействие и вести себя хуже.

В связи с этим, я считаю, что должно быть целенаправленное информирование несовершеннолетних России об их правах, возможностях, методах защиты своих интересов и возраста, с которого они могут воспользоваться тем или иным правом. Это можно делать, например, на уроках, в рамках учебного процесса, где школьники получали бы подобную информацию. Кроме того, возможно организовать издание и раздачу подросткам информационных буклетов или брошюр «Знай свои права». На самом деле, сложно говорить о какой-либо защите и соблюдении прав несовершеннолетних, если сами они не имеют о своих правах никакого понятия. А это необходимо, ведь с соблюдения прав ребенка начинается соблюдение прав человека.

Таким образом, считаю, что цели и задачи, которые я поставил перед собой в начале своего исследования, достигнуты.

Анкетирование «Знаете ли вы свои права?»

1.Знаешь ли ты права ребёнка в нашей стране?

Предпочитаю об этом не думать

Мне не интересно это знать

2.Каким основным документом в нашей стране определены права ребёнка?

___________________________________

3.Хотел бы ты, чтобы в школе (учителя) и дома (родители) тебе более подробно рассказывали о твоих правах?

Нет, мне это не интересно

4. Имеет ли право учитель обсуждать личные проблемы ученика с коллегами?

Да, если это касается интересов ребенка

5. Имеет ли право классный руководитель привлекать учеников ходить с классом, например, в театр?

Имеет, если это предусмотрено учебным планом по определенному предмету

6. Кто может перевести ученика из класса в другой класс параллели или из группы в группу?

Директор школы, с согласия родителей

7. Имеет ли право школа вводить платные образовательные услуги?Да

8. Знаешь ли ты, чем отличаются права ребёнка в России и в других странах (например, в США)?

Не очень хорошо знаю

Мне не интересно это знать

9. Считаешь ли ты, что тебе необходимо знать о своих правах?

10. Знаешь ли ты, как называется уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ?

Да (если знаешь, то напиши, как)

Рисунок 1 Знание своих прав

Рисунок 2 Желание узнать о своих правах больше

Игра «Знаешь ли ты свои права?»

Ребенок имеет право!

Нормативно-правовые Акты, которые защищают права ребенка:

  • Всеобщая декларация прав человека (Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 г Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Конвенция о правах ребенка (Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН)
  • Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г.
  • ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 6
  • Конституция Российской Федерации

Мы живём в свободном мире

В государстве правовом,

Чтобы было так всегда

Нужны для этого права.

Нам с рождения дано

Право главное одно:

Право жить в своей семье

И своём жилище.

И игрушками играть,

Садик, ясли посещать.

Вот и право на учёбу,

Что же нам даёт оно?

Значит, можем мы бесплатно

Школу с вами посещать,

Получать образованье

И по жизни с ним шагать.

Ну, а если заболели –

Нужно к доктору идти.

Право ваше на леченье

Реализовать должны.

Если жизни угрожают

И пытаются убить,

Значит право на защиту

Можно смело применить.

Если люди в дом стучатся

Можем их мы не пускать.

Есть у нас такое право:

Своё жилище защищать.

Можем мы свободно жить

В нашем государстве,

В каждом паспорте иметь

Право на гражданство.

А когда мы подрастём

До трудового права мы дойдём.

Будем мы иметь права

Себе работу выбирать.

Поработаем друзья

И на пенсию пора.

Ну, а как же остальные

Очень нужные права?

Вам для этого ребята

Декларация нужна.

Открывайте, изучайте

И права не нарушайте.

Чтобы жить в счастливом мире

Вам нужны ещё права:

На здоровье, на защиту, на свободу и на жизнь.

Эти главные права пригодятся вам всегда!

ТВОИ ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ

Корнеев Иван, Школа № 40

г. Чита, 2018г.

Дорогой друг!

А знаешь ли ты, какие у тебя права…?

При рождении:

* Семья, родители, дедушки и бабушки, опекуны- кто – то, кто заботился бы о тебе!

* Имя-способ назвать, кто ты есть!

* Свидетельство о рождении — документ,

доказывающий, что ты существуешь!

* Питание — ты не должен голодать. У тебя есть правона питание — на надлежащую еду, которая является главной основой здоровья.

* Медицинское обслуживание— прививка для защиты тебя от многих смертельных опасных детских болезней, образование, необходимое для того, чтобы предохранить

себя от болезней, и медицинская помощь в случае болезни.

В раннем детстве:

* Играть — ты имеешь право быть ребёнком и открывать мир вокруг себя.

* Право быть рядом с другими детьми и взрослыми и учиться ходить,

петь песенки, играть с игрушками.

* У тебя есть право на одежду, на тёплую одежду при холоде и на защиту при жаре.

Подросшим ребёнком:

* Ты имеешь право на образование.

*Ты имеешь право на защиту от посягательств.

* Ты имеешь право выражать своё мнение и быть услышанным.

* Ты имеешь право на то, чтобы с тобой советовались, принимая затрагивающие тебя решения.

* Ты имеешь право на информацию.

* Ты имеешь право с согласия родителей выбрать себе место жительства.

* Ты имеешь право на труд.

* Ты имеешь право на вступление в детские общественные объединения.

* Ты имеешь право давать согласие на изменение имени и фамилии.

Но помни об одном! С этими правилами неразрывно связаны обязанности.

1.Уважать права и свободы других людей. Уважать старших, своих товарищей, младших по возрасту.

2.Соблюдать законы. Следовать правилам поведения в школе, общественном месте, в транспорте, дома и в гостях. Обязан учиться, регулярно посещать школу.

Неисполнение законов повлечет проблемы либо с государством, либо с такими же людьми, которые пользуются такими же, как и ты, правами.

Источник

Читайте также:  Каких стран больше всего по форме правления
Оцените статью