- Итоговое сочинение: Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Вариант 1
- Вариант 2
- Дополнительные аргументы
- Почему нельзя забывать историю своего народа? аргументы Шолохова «Судьба человека», (Итоговое сочинение)
- Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
- Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
- Забвение прошлого грозит его повторением — аргументы для итогового сочинения
- Тезисы
- Аргументы
Итоговое сочинение: Почему нельзя забывать историю своего народа?
Литеровед предлагает несколько вариантов итогового сочинения по теме «Почему нельзя забывать историю своего народа?». Автор использует разные точки зрения, основанные на литературном материале.
Вариант 1
Чувство единения со своей страной, со своим народом лежит в основе нравственного здоровья человека. Можно и нужно уважать историю других стран, но историю своего народа нужно знать и любить. Следует понимать, что ты сам часть этой истории, а знать свои корни должен любой уважающий себя человек. Связь времен, связь поколений определяет, какой будет судьба отдельного человека и судьба всего народа. Когда люди станут забывать свою историю, тогда этот народ обречен на исчезновение.
В судьбе русского народа существует множество героических, легендарных и просто интересных страниц. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» рассказывает об Отечественной войне 1812 года. Это событие нарушило привычный ход жизни, вовлекло в свой круговорот всех жителей России. Их объединило сознание ответственности за свою страну. Толстой отводит определяющую роль в победе народному духу. Он показывает, как, невзирая на сословное разделение, люди объединяются в противостоянии врагу Отечества. Сражением, предопределившим ход войны, стала Бородинская битва. В ней проявились лучшие качества русских воинов. Перед боем солдаты размышляют о важности битвы: «Всем миром навалиться хотят». Другой важной составляющей была партизанская война, которая внесла свою лепту в ход военных действий. Партизаны истребляли французское войско, растянувшееся на большое расстояние и не имевшее возможности дать должный отпор. Толстой подчеркивает то, что мира не могло быть, потому что такова была воля народа. О народном подвиге, о народном единстве нельзя забывать. В трудные годы русский народ забывает о разногласиях и единой, крепкой стеной встает на защиту Отечества.
Героизм проявляется не только в военное время. Как говорил классик, в жизни всегда есть место подвигу. Двадцатое столетие было временем грандиозных строек. О строительстве Комсомольска-на-Амуре идет речь в романе В. Кетлинской «Мужество». Молодые люди со всех уголков страны приехали за романтикой. Они строили новый город, город молодых. Их ожидало много трудностей. Негде было жить, не хватало продуктов, одежды, зато были комары, сырость и болезни. Трудности проявлялись не только в виде здоровья и тяжелого труда, но и психологического плана. На стройку приехало много квалифицированных рабочих: токарей, слесарей, сварщиков. Они хотели работать по специальности, но вначале не было не только станков, но и цехов, где бы их можно было разместить. Специалистам приходилось и землю копать, и деревья валить, и корни корчевать. Появились недовольные, которые отказывались это делать. Подобные конфликты тоже нужно было улаживать, уговаривать, объяснять, взывать к здравому рассудку. В рекордно короткие сроки комсомольцы подготовили площадки для строительства заводов и жилых домов. Конечно, были те, кто не выдерживал тяжелых условий и уезжал. Например, Сергей Голицын. Но те, кто выстоял, кто построил заводы, достойны уважения. Они совершили настоящий трудовой подвиг. Здесь создавались новые семьи, о которых Сема Альтшулер сказал: «На месте будущего города рождается новая жизнь». Рос город, и росло его население, приезжали новые специалисты, рождались дети. Скоро Комсомольск-на-Амуре отметит вековой юбилей, но подвиг первостроителей, описанный Кетлинской не забудется никогда.
Эти примеры рассказывают о героическом прошлом российского народа. Их объединяет сила, мужество и отвага, проявленные народом. Перед ним стояли великие цели, которые были достигнуты общими усилиями. Умение жить ради других, отказавшись от себя, умение видеть свое будущее в единстве с другими – это необходимые качества гражданина великой страны. Люди должны знать историю своего народа, чтобы гордиться своей страной и совершать новые подвиги.
Вариант 2
История народа – это ориентир, на который человек равняется, двигаясь вперед. История народа – это совесть поколений, это связь всех, кто жил, строил, трудился, любил, защищал свою Родину когда-то, и тех, кто живет сейчас. Нужно знать историю своего народа, чтобы не прерывалась связь с предками, ощущалась ответственность перед потомками. История русского народа описана в произведениях художественной литературы, которыми я воспользуюсь в качестве примеров.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» возвращает нас в далекий 19 век, когда стремящийся к мировому господству французский император Наполеон вторгся на территорию нашей страны. Исход войны определило сражение под Бородино. Старый солдат, вспоминая о тех днях, говорит: «Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали…». Этими словами он выражает общее настроение, царившее в армии. Солдаты, проникнутые патриотизмом, действительно, рвались в бой. Они не испытывали ненависти к французам. Солдат называет их то «друг», то «брат мусью». Только французская армия пришла на чужую землю и нарушила мирный труд русского народа. Этого им никто прощать не собирался. «Уж постоим мы головою за родину свою», — эти слова мог бы сказать тогда любой человек в России. В день Бородинской битвы люди готовы были умереть, но разбить французскую армию. Они смогли убедить врагов, что у них есть серьезный противник, который больше не намерен уступить ни пяди русской земли. Это пошатнуло уверенность французов в своей победе, и они отступили. В рассказе солдата мы видим его гордость русским войском. Он называет солдат богатырями и очень сожалеет об их гибели. В этом стихотворении ощущается гордость поэта своей страной, героизмом русских солдат, победой на Бородинском поле. В то же время Лермонтов сетует, что его поколение мало похоже на тех богатырей, которые победили Наполеона. Этими чувствами он делится с читателями, чтобы мы ценили их подвиг. Родина есть у каждого человека, ее нужно беречь и защищать от врагов, быть достойным своих предков.
В исторических произведениях мы находим подсказки о том, что происходит в настоящем. Далеко не героическое прошлое предстает перед нами в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор сатирически изображает российскую действительность 20 – 30-х годов 20 века. Современные главы перекликаются с библейскими. В прошлом Булгаков пытается отыскать ответы на вопросы, которые ставит перед людьми настоящее. Главный герой Мастер пишет роман о древней истории, героями которой становятся бродячий философ Иешуа и иудейский прокуратор Понтий Пилат. Толпа выносит Иешуа смертный приговор, Пилат, внутренне не согласный с приговором, вынужден подчиниться. Булгаков не может оставить победу за силами зла. Воланд в романе не столько олицетворяет дьявола, сколько является воплощением противоречивости человеческой натуры. Он говорит о себе, что хочет зла, но совершает благо. Приехав в Москву, он наказывает человеческие пороки: бюрократизм, казнокрадство, жадность, стяжательство, лень, разврат. Все перевернулось с ног на голову в советской России. Финал романа вызывает двойственное ощущение. Мастер обрел покой, он спасен, чего не скажешь о России, которая остается под властью порока. Такую историю также нельзя забывать, чтобы не совершать одних и тех же ошибок.
В истории народа есть и героические, и трагические страницы. О них нужно знать и помнить. Любовь к родине и знание ее истории тесно взаимосвязаны. Невозможно любить родину и не знать историю своего народа. Также нельзя, узнав историю народа, не проникнуться чувством любви к Отечеству.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Забвению не подлежит» повысят шансы на успех при написании итогового сочинения по русскому языку.
Источник
Почему нельзя забывать историю своего народа? аргументы Шолохова «Судьба человека», (Итоговое сочинение)
Почему нельзя забывать историю своего народа? Думаю, что ответ здесь должен быть только один. Он – в словах величайшего деятеля русской науки и литературы М.В.Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». А ведь мы хотим иметь будущее, а значит должны знать и уважать историю своего народа. Особенно мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за нас в годы ВОВ, кто страдал, мучился, умирал, но подарил мир нам, сегодняшним.
Произведения многих писателей рассказывают нам о людях, которые пережили ужасы войны, были настоящими героями. Об этом забыть мы не имеем права. Например, в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» мы узнаём о судьбе Андрея Соколова. До войны он жил счастливо: любимая жена, дети, которыми он гордился.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Но вот – страшное известие о войне, и наш герой уже отправляется на фронт. Прощаясь, в семье понимают, что могут уже никогда не увидеться. Острее всех чувствует это Ирина, жена Андрея… На фронте Андрей Соколов узнает, что нет у него больше семьи: фашистская бомба полностью уничтожила дом. Трудно представить, что испытывал наш герой, когда узнал, что никто не ждёт его с фронта, никто не обнимет его при встрече.
А ещё плен, унижения, холод и голод. Андрей всё мужественно выносит. Читая рассказ, очень живо представляешь себе картину, как обессиленных пленных гонят по дороге, как они падают на землю, как без всякой жалости в них стреляют… А эпизод, когда Андрея вызывает к себе комендант лагеря Мюллер, заставляет сжиматься наше сердце. Совершенно обессилевший от голода, Андрей видит уставленный едой стол, но отводит глаза, чтобы немцы не посмеялись над его слабостью, чтобы не потерять достоинство перед врагом.
В последний день войны обрывается последняя ниточка, которая связывает его с жизнью: гибнет его сын Анатолий. Мы понимаем, что сердце Андрея рвётся от боли… Кажется, что ничто уже не вернёт его к жизни… Но наш герой вновь находит в себе сила, чтобы жить дальше, жить не напрасно: он дарит всю свою нерастраченную любовь мальчику – сироте Ванюше. Так два одиноких человека спасают друг друга.
Так разве мы имеем право забыть историю своего народа, особенно трагические страницы ВОВ, когда знаем, какой ценой досталась нам победа, когда знаем, что судьбы людей, таких, как Андрей Соколов, были разрушены, когда знаем, что погибли на той войне миллионы? Страдали и гибли не только солдаты, но и мирные жители.
Таким образом, произведения о ВОВ нам показывают, почему так важно помнить историю своего народа. Невозможно построить будущее без уважения к прошлому. Мы не должны забывать те страшные события прошлого, чтобы в будущем они не повторились. Мы должны гордиться своими предками, мужественными, смелыми, отважными людьми.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id106906
Источник
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Забвение прошлого грозит его повторением — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
- Если люди забудут свое прошлое, они не смогут извлекать из него полезные уроки на будущее.
- Забыть прошлое — это означает перечеркнуть весь опыт, нажитый нашими предками в борьбе за эволюцию.
- История учит нас не наступать на грабли предыдущих поколений людей, поэтому ее изучение позволяет прервать порочный круг заблуждений и предрассудков.
- Память о прошлом — это необходимое условие для развития цивилизации, ведь все наши достижения опираются на фундамент открытий наших предшественников.
- Если бы человек забывал все, чему научился вчера, он никогда бы не повзрослел и не развился.
- В прошлом умные люди открывают источник знаний о будущем, потому что история циклична.
Аргументы
«Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» – это один из старинных памятников древнерусской литературы. К сожалению, имя автора нам сейчас неизвестно. Однако поэма от этого не стала менее значимой и не исчезла из школьной и университетской программ. Основная мысль этой книги заключается в том, что единство – это ключ к успеху. Один из героев – князь Игорь – в погоне за личной славой и признанием решает в одиночку отправиться в поход против неприятеля. Его полк терпит поражение, а предводитель попадает во вражеский плен. А ведь если бы князь Игорь послушал своих братьев – других русских князей – неприятель был бы повержен ударной единой силой нескольких армий. В отличие от мудрого Святослава, который знает историю своей страны и наизусть перечисляет междоусобицы древних времен, Игорь пренебрегает этими знаниями и совершает ошибку. Главная цель – не прославиться, а победить врага, который мешает спокойно жить людям на Руси. Неудачный поход князя Игоря, его эгоистичный поступок – это отличный урок многим последующим поколениям. Не стоит забывать об этом событии, чтобы не повторить подобное вновь. Это значимая страница в истории нашей страны. Как известно, историю важно помнить и для того, чтобы не повторять ошибок предков. Если мы сотрём из памяти сюжет «Слова о полку Игореве» и поступок героя этого произведения, появится большой риск того, что кто-то в нынешнее время захочет снискать славу и признание столь эгоистичным методом. Таким образом, забвение прошлого грозит его повторением – а значит, ни в коем случае нельзя это прошлое забывать. Для этого писатели и запечатлевают такие события в своих книгах.
«Война и мир» Л.Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине кладезь разнообразных жизненный ситуаций и мудрых мыслей. Наша тема – не исключение. Автор уделил внимание и ей в своём выдающемся литературном произведении. Значительную часть романа занимает описание военных действий и всех тех событий и мыслей героев, которые происходят на фронте. Л.Н. Толстой повествует об Отечественной войне 1812 года. Читатель наблюдает за тем, как война меняет людей, как страдает народ, как тяжело даются важные решения начальству, как много людей гибнет. Например, вспоминается эпизод, когда Наташа Ростова уговорила своих родителей отдать часть обозов, на которых планировали вывозить вещи и ценности из столицы, для раненых. Последствия оккупации Москвы поспособствовали разорению древнего дворянского рода. Страшной представляется и картина пустынного города, который оставили его жители и защитники. В него вероломно врывается неприятель, который рушит и сжигает древнюю столицу. А ведь всего этого удалось бы избежать, если бы император Александр Первый не заключал позорного Тильзитского мира и не давал неприятелю возможности собрать силы для удара по России. Царь не помнил уроков совсем еще недавнего прошлого: уже тогда о цене слова Наполеона говорили французские политические эмигранты, нашедшие приют в России. Наполеон уже не раз заключал мир, а потом вероломно бросался в атаку. Но никто этого не учел, поэтому к наступлению захватчиков люди готовы не были. Безусловно, забвение прошлого грозит его повторением. Если мы сейчас не будем читать и помнить об этих жутких событиях начала XIX века, такой кошмар может случиться вновь. Благодаря Льву Николаевичу Толстому, эта значимая страница истории нашего государства прочно запечатлена в книге. Это хороший урок для человечества.
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский. Когда речь идёт о прошлом, мы далеко не всегда имеем в виду историю целого государства или народа. Порой это относится к жизни отдельного человека. Например, в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» читатель узнает о Романе Родионовиче Раскольникове и его непростой судьбе. Сначала мы видим его бедным, угрюмым, у него нет целей в жизни, кроме упрямого следования вредоносной теории, разрешающей убивать людей. Затем читатель становится свидетелем самого настоящего преступления, которое совершает главный герой. После тяжёлого бреда, болезненного состояния, паранойи и других недугов, которые мучают Раскольникова, Родион наконец духовно перерождается. В этом ему помогает его возлюбленная – Сонечка Мармеладова. Однако писатель вовсе не строит иллюзий: несмотря на своё раскаяние и признание, Раскольников всё равно отправляется на каторгу в наказание за совершённое тяжкое уголовное преступление. Ибо в случае с каждым отдельным человеком, как в ситуациях с целым государством или народом, работает правило, которое гласит: забвение прошлого грозит его повторением. Если преступник будет прощён и отпущен даже после чистосердечного признания и искреннего раскаяния, печальная история может произойти вновь. Таким образом, преступник должен нести наказание и помнить о своей ошибке, чтобы не совершить её снова. Более того, каждый человек должен понимать, что за любым поступком следуют последствия, а за ними – ответственность. И эту ответственность каждый несёт за себя сам. Так и Родион Раскольников – он начал новую жизнь, но вовсе не забыл о прошлом, потому что оно служит ценным уроком для настоящего и будущего.
«Тихий Дон» М.А. Шолохов. Одну из страшных и трагических страниц истории нашего государства запечатлел Михаил Александрович Шолохов в своём романе «Тихий Дон». В нём писатель рассказал об ужасах Гражданской войны 1918-1922 гг. В этот жуткий период друг против друга восставали не только друзья и товарищи, но и близкие люди, родственники, члены одной семьи. Множество людей погибало, множество судеб было сломлено. Автор дает нам возможность проанализировать все причины случившегося. Одной из них является забвение исторического пути своего народа. Во время дискуссий в кружке большевистского агитатора Штокмана казаки впервые открывают для себя историю казачества. Они яростно спорят, много думают и сопоставляют настоящее с прошлым. Впервые в жизни их картина мира стала полноценной: они узнали не только о сегодняшнем дне, но и о вчерашнем, и могли сравнить, задуматься, сделать свой вывод о том, куда и как движется их народ. А ведь их неведение отражает состояние всего казачества, не помнящего своего родства. Не зная истории, люди повторяли безумства Разина и Пугачева, шли к всеобщему счастью тропой войны. Возможно, имея наши сегодняшние знания о том, что было в прошлом, они не повторили бы ошибок предков. Благодаря литературному труду М.А. Шолохова потомки будут помнить об этих страшных и кровавых событиях, это будет печальным, но поучительным уроком для других поколений. Быть может, тогда нам удастся избежать повторения этого кошмара – ведь именно забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, необходимо помнить и изучать историю – в ней опыт наших предков, в ней и ошибки, которые у нас есть шанс избежать.
«Бородино» М.Ю. Лермонтов. Опыт прошлого отражён не только в прозе, но и в лирике. Яркий этому пример – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В нём читатель видит двух героев – молодого и бывалого. Второй рассказывает о «схватках боевых», которые произошли во время Отечественной войны 1812 года. «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя, богатыри – не вы», – говорит ветеран. Он, очевидец и участник боев, оставляет потомкам напоминание о подвигах предков, об их храбрости и самоотверженности в защите родины. Это хороший пример для будущих поколений, пример достойных людей, таких, какими следует быть всем. Кроме того, М.Ю. Лермонтов начинает своё стихотворение со слов: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?». И ответ на этот практически риторический вопрос очевиден – конечно, не зря. Это было трудное, важное и ответственное решение – покинуть столицу, буквально оставив её врагу. Однако на это были причины, и столь рискованный шаг был оправдан. Благодаря таким произведениям, как «Бородино», мы и спустя несколько веков помним о столь важном и тяжёлом событии в истории нашей страны. И в наших силах не повторить ошибок прошлого и не допустить новой кровопролитной войны. Раз забвение прошлого грозит его повторением, не стоит стирать из памяти значимые события и ценные уроки предков.
«А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильев. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. – это очень страшное и трагическое событие. Сколько бы лет ни прошло, нельзя забывать об этом, иначе кровопролитие повторится снова. Чтобы напомнить об этом людям, Борис Львович Васильев создал повесть «А зори здесь тихие…». В ней писатель рассказывает о судьбе пятых храбрых девушек – Риты, Лизы, Сони, Гали и Жени – и их старшины Федота Васкова. Их жизнь поделилась на «до» и «после» войны. До этих ужасных событий у героев были семьи, друзья, любимые люди, любимые занятия, работа… А после… После не осталось даже самих девушек. Все они погибли во время задания – отправились в лес, чтобы остановить вражеских диверсантов любой ценой. Рита, Лиза, Соня, Галя, Женя – все они погибли героической смертью, защищая свою родину. Борис Васильев запечатлел этот подвиг в своей книге – на долгую память для всех грядущих поколений. Читатель понимает и даже чувствует, что герои повести – такие же люди, как и мы с вами, со своей жизнью и своими эмоциями. И эти люди умирали во время войны, пытаясь спасти свою страну и защитить свой народ. Таким образом, мы должны помнить о подвигах предков, об их трагическом опыте, чтобы ни за что не допустить войны вновь, ведь забвение прошлого непременно грозит его повторением. Возможно, Третья Мировая война не произошла именно потому, что мы до сих пор помним о жертве миллионов наших предков ради мира во всем мире.
«Судьба человека» М.А. Шолохов. Ещё одно литературное произведение, которое рассказывает о том, как Великая Отечественная война 1941-1945 гг. повлияла на судьбы людей, – рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Одно дело — целый народ и целое государство – может показаться, что это нечто слишком великое и громадное, а может, даже далёкое. И совсем другое дело – конкретный человек со своей историей, отражающей трагедию всего советского народа. В рассказе М.А. Шолохова таким человеком становится главный герой – Андрей Соколов. Читатель узнаёт, как он жил до войны – у него были жена и дети. Но страшные события отняли семью у героя. Андрей храбро прошёл войну – побывал в плену, не сдавался и не унижался, верил в победу своего народа, своей родины. Соколов претерпел голод, холод и другие мучения. Когда кровопролитная война закончилась, одинокий и опустошенный войной Андрей встречает мальчика-сироту Ваню. Герои спасают друг друга от одиночества, становится поддержкой и опорой друг для друга, заботятся друг о друге. Но сколько на самом деле было таких людей, как Андрей Соколов? Сотни сломанных судеб! И очень часто история заканчивалась вовсе не так, как у главного героя рассказа М.А. Шолохова, – всё было куда трагичнее. Если человечество забудет о том страшном периоде, когда не прекращались кровопролитные бои и постоянно погибали люди, защищавшие родину, то этот ужас может повториться: войти в наш дом и забрать нашу семью. Мы не должны допустить этого. Недаром писатели и поэты посвящают свои произведения таким тяжёлым и важным событиям. Они точно знали: забвение прошлого грозит его повторением. Так что не следует вычёркивать из памяти даже самые кошмарные периоды истории. Это ценные уроки прошлого, которые помогают нынешнему поколению и помогут будущему не совершить таких же ошибок и не допустить таких же потерь.
«Сотников» В.В. Быков. В отечественной литературе много произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. На это есть весомые причины. Этот период действительно был жутким, кровопролитным и печальным, и никто из его участников и очевидцев не хотел бы подписаться под хвастливым лозунгом: «Можем повторить!». Ещё одно произведение, которое повествует о судьбе людей на войне, – «Сотников» Василя Владимировича Быкова. Тут читатель узнаёт о двух солдатах – Сотникове и Рыбаке. Они вдвоём отправляются на задание. Но первый ранен, ему тяжело идти, он медленно передвигается. Сначала кажется, что Сотников – обуза, что он зря отправился на задание, что он мешает отважному Рыбаку. Но в конце, когда оба героя попадают в плен к фашистам, Сотников ни за что не предаёт родину. Его казнят. А «сильный» и «смелый» Рыбак сдался и согласился сотрудничать с врагом. Так, рассказ В.В. Быкова разоблачает предательство – один из самых распространённых пороков общества во время войны. Эта история служит ценным уроком. Мы понимаем, каков достойный человек, гражданин своей страны – он смелый, самоотверженный, благородный. Он думает о чести и спасении народа больше, чем о самом себе, о личной выгоде. Таким был Сотников – и таких людей в реальности было много. Именно они служат примером для нынешнего поколения и для будущих поколений. А если мы будем забывать таких предателей, как Рыбак, – а ведь такие тоже были на самом деле – то они останутся безнаказанными. И такие ужасные ситуации будут происходить вновь и вновь. Ведь забвение прошлого грозит его повторением. Таким образом, достойных людей стоит помнить, чтобы брать с них пример, а недостойных – чтобы не повторить их ошибок. Опыт предков – это дар, который мы получаем благодаря науке, истории, литературе и другим видам искусства.
«В списках не значился» Б.Л. Васильев. Произведение Бориса Львовича Васильева, уже знакомого нам автора, «В списках не значился» рассказывает о юноше, который даже не успел вписать в своё имя в список, как попал на фронт — в самую гущу событий. Но во время обороны Брестской крепости молодой лейтенант ведёт себя храбро, он отважно защищает крепость от фашистов и делает это даже тогда, когда они захватывают объект. Ночами напролет голодный и ослабленный Николай выходил из укрытий и убивал врагов. В конце произведения всё же погибает – героической смертью. На примере судьбы одного парня писатель изобразил портрет целого множества таких же героев, которые совершали подвиги и погибали молодыми и безымянными на поле битвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Однако имя Плужникова осталось в истории: теперь о нем рассказывают всем посетителям Брестской крепости. Зачем, казалось бы, бередить старые раны и шокировать гостей? Но автор, как и экскурсоводы, понимает, что необходимо помнить и чтить этих людей, которые самоотверженно защищали свою родину до последнего вздоха – ради светлого будущего следующих поколений, ради народа. Такое страшное событие, которое принесло людям так много горя, ни в коем случае нельзя забывать, чтобы не повторить этих ошибок, чтобы не допустить новых кровопролитий и потерь. Забвение прошлого действительно грозит его повторением. А потому нам следует учиться на опыте предков.
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын. Писатель Александр Исаевич Солженицын был отправлен на каторгу. Его жизнь пришлась на тяжёлое для страны и для народа время – период сталинский репрессий. Литератор не боялся высказывать своё мнение и говорить о проблемах общества и государства, за что власть его преследовала. А.И. Солженицын оставил нам несколько выдающихся литературных произведений, в которых запечатлел те страшные годы. Одно из них – рассказ «Один день Ивана Денисовича». Повесть посвящена одному дню из жизнь осуждённого и отправленного в лагерь мужчины – Ивана Денисовича Шухова. Конечно, таких людей, которых обвинили в том, чего они вовсе не делали, а после осудили, было немало. Читатель поистине ужасается тому, как бедно живут не только осуждённые, но и те, кто остался на свободе в деревне. Так, например, главный герой отказывается от посылок от родных из деревни, потому что знает, что там голодают не меньше, чем в лагере. Кроме того, мы видим, насколько разносторонние и непохожие друг на друга личности отправлены на каторгу. У каждого своя судьба, своя история. Но все они вынуждены отбывать наказание несправедливо. Благодаря тому, что А.И. Солженицын осмелился говорить о сталинских репрессиях и кошмарах, которые с ними связаны, сейчас у нас есть возможность помнить об этих событиях и не допускать таких ошибок вновь. Забвение прошлого грозит его повторением, так что не следует торопиться вычёркивать из памяти всё плохое. Горе от этого не станет меньше, боль не пройдёт, и былое не восстановится, зато появится риск того, что ужас повторится. Наша задача и задача грядущих поколений – сохранять воспоминания об этой страшной, но важной странице в истории нашего государства. Это опыт предков, который позволяет нам развиваться, не совершать их ошибок и усваивать ценные уроки, которые преподаёт нам прошлое.
Источник