Почему процветающие государства должны помогать людям слаборазвитых стран
Помощь развитых менее развитым странам в улучшении экологических условий развития может оказываться по трем направлениям: 1) либерализация внешней торговли, 2) облегчение бремени внешней задолженности и 3) финансовая и технологическая помощь.
Торговая политика Первого мира
С позиций экологии главной проблемой для развивающихся стран является поиск путей разрыва порочного круга взаимосвязанных проблем нищеты и разрушения среды обитания. Однако растущий протекционизм Первого мира привел в 1980-х годах к резкому снижению экспортного потенциала и доходов развивающихся стран. Согласно данным доклада ООН 1992 Human Development Report, потери стран Третьего мира из-за препятствий на пути к рынкам государств Первого мира были в 1990 г. в 2,5 раза больше, чем весь объем полученной от них помощи. Если к этому добавить потери, связанные с трудностями доступа на рынки капитала и рабочей силы, то общий объем ущерба достигнет порядка 500 млрд. долл. Устранение торговых барьеров для экспорта продукции из стран Третьего мира, создание в них рабочих мест и содействие комплексному развитию деревни могли бы внести существенный вклад в снижение уровня и темпов роста бедности и абсолютного обнищания.
Ущерб развивающимся странам в результате возведения торговых барьеров увеличивается широко распространенной практикой субсидирования сельского хозяйства в развитых государствах. Возникающие при этом товарные излишки нередко выбрасываются на мировые рынки по демпинговым ценам. Подобная недобросовестная практика ослабляет позиции производителей сельскохозяйственной продукции из стран Третьего мира на рынках, где они обладают сравнительными преимуществами.
Уменьшение развитыми государствами субсидий своему сельскому хозяйству, ежегодный объем которых оценивается в 300 млрд. долл., обеспечило бы успех политике комплексного развития деревни в результате сокращения масштабов бедности и урона окружающей среде. Расширение доступа Третьего мира на мировые рынки повысило бы не только доходы его производителей, но и способность обремененных тяжелыми долгами стран выполнять свои обязательства перед кредиторами. В результате ослабнет эксплуатация влажных тропических лесов и других природных ресурсов без их последующего восстановления.
Облегчение бремени внешней задолженности
Необходимость направлять огромные суммы на обслуживание внешнего долга резко снижает возможности Третьего мира финансировать социальные программы, в том числе направленные на борьбу с нищетой и загрязнением окружающей среды. Для предоставления правительствам стран Третьего мира возможности осуществления радикальных реформ с целью обеспечения устойчивого развития, видимо, возникает необходимость в списании внешней задолженности.
Зачет части внешнего долга в обмен на природоохранные мероприятия представляется взаимовыгодной операцией. Эти операции (свопы) уменьшают задолженность в иностранной валюте развивающихся стран и гарантируют сохранение влажных тропических лесов13. Частные иностранные экологические организации (например, базирующиеся в США «Рейнфорест Альянс» и «Нейчур Консерванси») покупают на финансовых рынках долги развивающихся стран со скидкой, положим, для данного случая за 30% номинала. Этот долг обменивается на правительственные облигации страны-должника в местной валюте по полному номиналу. В результате своповой операции увеличивается на 230% фонд экологической организации. Доходы от этих ценных бумаг используются на уход за лесом и его ресурсами.
Развивающаяся страна снижает уровень своей внешней задолженности, а вклад иностранного донора в несколько раз превышает его финансовые затраты, причем он уверен, что помощь будет использована по назначению. В 1991 г. объем подобных свопов достиг по номиналу 98 млн. долл. (61 млн. долл. по курсу национальных валют). В свопах участвовали 10 стран, в том числе Коста-Рика, Эквадор, Филиппины, Мексика и Гана. Свопы «долг в обмен на природоохранные проекты» — весьма эффективный, хотя и недостаточный инструмент борьбы с уничтожением лесов. Однако он встречает серьезные препятствия, лимитирующие его потенциальные возможности, из-за опасения установления иностранного контроля за использованием отечественных ресурсов.
Помощь Первого мира
В докладе о развитии мира в 1992 г. Всемирный банк отмечает, что необходимо увеличить долю инвестиций в национальном продукте развивающихся стран на 2—3%, чтобы обеспечить их устойчивое развитие. Эти инвестиции должны использоваться на программы борьбы с бедностью, улучшение сферы услуг, создание устойчивых производств. Дополнительная помощь со стороны Первого мира скажется положительно и на состоянии окружающей среды.
Тем не менее, для сохранения влажных лесов, приносящих пользу всему мировому сообществу в результате поглощения из атмосферы углекислого газа, потребуются намного большие инвестиции. Как уже отмечалось выше, расходы на эти цели не должны проходить под грифом «помощь», так как они осуществляются в интересах сохранения жизни на Земле.
Источник
OpenTown Открытый город
«Богатые» страны должны
«Богатые» государства несут моральные обязательства по уменьшению бедности и борьбы с голодом в государствах «бедных». Такого мнения, как передает Washington ProFile, придерживаются большинство жителей планеты. Исследование на эту тему проводила организация «Программа Оценок Международной Политики», которая действует при Университете Мэриленда.
Опрос был проведен в 20-ти странах мира, включая Россию, Украину и США. Как оказалось, восемь из каждых десяти опрошенных считают, что «богатые» государства. В частности, такую позицию разделяют 92% кенийцев, 91% тайваньцев, по 90% мексиканцев и южнокорейцев. В США таких взглядов придерживаются 81% опрошенных, на Украине — 87%.
Характерно, что в России подобные воззрения разделяют рекордно мало людей — лишь 54% (меньше только в Палестинской Автономии — 50%).
В рамках исследования респондентам также задавался вопрос о том, готовы ли они поддержать Цели Развития Тысячелетия, сформулированные ООН. В рамках этой программы, требуется, чтобы богатейшие страны мира, включая Россию, выделили «бедным» государствам 39 миллиардов долларов. Организаторы опроса разделили размеры предполагаемого взноса государств-доноров на численность их населения и спросили жителей этих стран: готовы ли они лично расстаться с этой суммой. Так, среднестатистическому американцу предлагалось пожертвовать 56 долларов, британцу — 49, французу — 45, немцу -$43, итальянцу — 39, россиянину — 11.
В среднем, 77% опрошенных согласились отдать эти деньги на помощь слаборазвитым странам и народам. Для США этот показатель оказался равен 75%, для Великобритании — 79%, для Франции — 86%, Италии — 84%. Германии — 76%. Лишь чуть больше половины граждан России (54%) согласились пойти на подобную жертву — это также рекордно малое число.
Источник
РОЛЬ РАЗВИТЫХ СТРАН
Менее развитые страны могут улучшить свое положение благодаря: 1) расширению торговли с развитыми партнерами; 2) помощи из-за рубежа в виде безвозмездных субсидий и займов от правительств развитых государств; 3) притоку частного капитала из более богатых стран.
Некоторые специалисты считают, что США и другие промышленно развитые страны могут помочь менее развитым странам самым простым и эффективным путем, ослабив международные торговые барьеры и тем самым предоставив им возможность увеличить свой национальный доход посредством ускорения торгового оборота.
Хотя в таком предложении есть здравый смысл, снятие торговых ограничений нельзя считать панацеей. Верно, что некоторым бедным странам для обеспечения экономического роста достаточно внешних рынков для своего сырьевого экспорта. Но для многих таких стран проблема состоит не столько в выходе на обширный рынок для использования существующих производственных мощностей или для реализации избыточного сырья, сколько в получении капитала и технической помощи для налаживания экспортного производства.
Далее, следует признать, что тесные торговые связи с развитыми странами не обходятся без трудностей. Для многих менее развитых стран сохраняет глубокий смысл старая шутка: «Когда у Дяди Сэма промокли ботинки, остальной мир чихает и кашляет». Например, экономический спад в промышленно развитых странах может катастрофически повлиять на уровень цен на сырье, а значит, и на доходы менее развитых стран. Например, в середине 1974 г. медь стоила 1,52 дол. за фунт, а к концу 1975 г. ее цена упала до 53 центов за фунт! Ясно, что стабильный рост экономики промышленно развитых стран есть необходимое условие прогресса менее развитых стран.
Иностранная помощь: государственные займы и субсидии
Привлекаемые из-за рубежа средства — как государственные, так и частные — могут стать серьезным дополнением к первоначальным накоплениям и инвестициям внутри страны и решающей силой в выходе этих стран из порочного круга бедности.
В большинстве менее развитых стран недостаточно развита инфраструктура. Иначе говоря, эти страны испытывают острые проблемы в таких сферах, как здравоохранение, образование, транспорт, связь, орошение и т.д. В то же время необходимый уровень развития инфраструктуры является предпо
сылкой для привлечения капитала — как национального, так и иностранного. Таким образом, чтобы облегчить приток средств в экономику менее развитых стран, необходимо привлечь государственную помощь из-за рубежа.
Прямая помощь. США и другие промышленно развитые страны непосредственно помогали менее развитым странам с помощью различных программ и путем участия в международных организациях, предназначенных для стимулирования экономического развития. В течение последнего десятилетия американская помощь менее развитым странам, включая ссуды и гранты, составляла в среднем 10—14 млрд дол. в год. Большая часть этой помощи предоставляется через Агентство международного развития Программы помощи развитых стран заслуживают дополнительных комментариев. Во-первых, помощь обычно распределяется на основании скорее политических и военных, чем экономических, соображений. Израиль, Турция, Египет и Греция являются основными получателями американской помощи в ущерб азиатским, африканским и латиноамериканским странам, имеющим более низкий уровень жизни. Во-вторых, помощь промышленно развитых стран составляет только около 0,33% их суммарного ВВП («Международный ракурс» 39-2). Международный банк реконструкции и развития. США принимают активное участие в деятельности Мирового банка, или Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленной на помощь менее развитым странам в обеспечении экономического роста. Эта организация, куда входит около 180 государств, не только предоставляет займы, но и: 1) продает облигации (доходы от них также идут на займы); 2) предоставляет гарантии и осуществляет страхование частных займов. Следует специально выделить некоторые черты деятельности МБРР. 1. МБРР является в определенном смысле «последним» кредитором; он дает займы на осуществление производственных проектов, которые не финансируются из частных источников. 2. Многие займы, предоставляемые МБРР, предназначены для целей общего развития — на сооружение дамб, оросительных систем, осуществление санитарно-гигиенических и медицинских программ, развитие сетей транспорта и связи. При этом предполагается, что деятельность МБРР поможет достичь того уровня развития инфраструктуры, который необходим для привлечения крупных частных капиталовложений. 3. МБРР играет важную роль в технологическом содействии менее развитым странам, помогая им определить целесообразные направления экономического развития. МБРР имеет две дочерние организации, функционирующие в тех областях, где сам банк не играет активной роли. Вред от иностранной помощи. Однако иностранная помощь менее развитым странам часто подвергается критике. 1. Зависимость и стимулирование. Основной повод для критики состоит в том, что иностранная помощь, как и внутренние программы социального обеспечения, может породить новые виды зависимости вместо самостоятельного роста. Высказываются возражения против того, что поступление денег из развитых стран поможет менее развитым странам избежать принятия болезненных экономических решений, организационных и культурных перемен, изменения отношения к развитию промышленности, тяжелой работе и умению полагаться на самих себя, которые необходимы для экономического роста. Критики утверждают, что после 50 лет непрерывной иностранной помощи спрос менее развитых стран на иностранную помощь увеличился; если бы программы помощи способны были обеспечить самостоятельный экономический рост, то спрос на иностранную помощь должен был уменьшиться. 2. Бюрократия и централизованный экономический контроль. Помощь промышленно развитых стран предоставляется не прямо жителям и фирмам менее развитых стран, а их правительствам. Основ- МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 39-2 стремление держать свое население в бедности, чтобы продолжать получать иностранную помощь. Кроме того, именно консультанты по иностранной помощи и многонациональные корпорации, расположенные в промышленно развитых странах, больше всего выигрывают от иностранной помощи. Некоторые экономисты утверждают, что более ’/4 ежегодной иностранной помощи тратится на оплату услуг консультантов. Более того, поскольку корпорации промышленно развитых стран непосредственно выполняют значительную часть программ помощи, они в наибольшей степени выигрывают от этих программ и лоббируют их принятие. Доля помощи на экономическое развитие в ВВП, выборка О 0,20 0,40 0,60 0,80 1,00 Источник: данные World Bank. США предоставляют наибольшую по объему помощь менее развитым странам. ное следствие этого состоит в том, что иностранная помощь обычно приводит к возникновению сравнительно непродуктивной государственной бюрократии и централизации экономического контроля. Недавний распад централизованной экономической системы Советского Союза и стран Восточной Европы предоставляет доказательства того, что рыночно-ориентированная экономика лучше приспособлена для роста и развития. Более того, бюрократизация менее развитых стран не только отвлекает ценные человеческие ресурсы из частного в государственный сектор, но и сдвигает ориентацию страны с производства продукции и получения дохода на их перераспределение. 3. Коррупция и неэффективность. Критики также полагают, что иностранная помощь используется неэффективно. Во многих менее развитых странах широко распространена коррупция и, по некоторым оценкам, от 10 до 20% иностранной помощи попадает непосредственно в карманы государственных чиновников. Некоторые из самых богатых людей в мире, например Мобуту в Заире, Дювалье в Гаити, Маркос на Филиппинах, являются (или были) правителями в этих странах. Иностранная помощь может создавать у местных политических лидеров Приток частного капитала Менее развитые страны получают также средства от промышленно развитых стран в форме частных капиталовложений. Кто же осуществляет эти инвестиции? В первую очередь крупные корпорации и коммерческие банки. Например, General Motors или Chrysler могут финансировать строительство автосборочного завода или предприятия по производству автомобильных деталей в Мексике или Бразилии. Или же, скажем, Bank of America или Citicorp могут предоставлять займы правительству Аргентины или Филиппин, На протяжении 50-60-х годов приток частных капиталов был сравнительно невелик — в пределах 2-4 млрд дол. ежегодно. Однако в 70-е годы он возрос в среднем до 28 млрд дол. в год. Затем, с начала 80-х годов, когда разразился долговой кризис в менее развитых странах, приток частных капиталов в экономику этих стран резко сократился. Источник
Международная экономике и мировая экономика
Доля в ВВП (в %)