Почему страны кредиторы иногда отказываются принимать долги стран заемщиков досрочно

Почему страны кредиторы иногда отказываются принимать долги стран заемщиков досрочно

Глава 2.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

► Что такое государственные финансы?
► Для чего существуют налоги и каковы их функции? Какие виды налогов используют современные государства?
► Налоги как распределительный механизм.
► Какие задачи выполняет государственный бюджет? Как он составляется, из каких источников?

§ 5. Государственные финансы. Министерство финансов. Государственный бюджет.

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений по формированию и использованию общегосударственных, административно-управленческих единиц и государственных (казённых) предприятий. Государственные финансы – наиболее важная часть финансовой системы страны, которая состоит из различных государственных институтов и организаций (министерства финансов, министерства по налогам и сборам, государственного бюджета, государственного долга, а также региональных и местных финансовых учреждений). Через государственные финансы аккумулируются финансовые ресурсы и реализуется политика государства – общая экономическая, финансово-кредитная, инвестиционная, внешнеэкономическая и социальная.

Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые ресурсы, которые идут на содержание государственного управленческого аппарата, оборону, органы правосудия, социальную политику, а также на выполнение международных обязательств и участие в международных организациях. Денежные средства поступают в государственный бюджет через различные каналы: налоги, таможенные сборы, рентные поступления, специальные платежи по экспорту и иные ресурсы.

Центральным финансовым органом государственного управления является министерство финансов, главные задачи которого – разработка проекта государственного бюджета, контроль за финансовой дисциплиной в государстве, точным исполнением финансовых обязанностей федерального правительства, оказание содействия региональным финансовым властям. Министерство финансов, как правило, действует вместе с центральным банком, хотя последний является самостоятельным органом и не подчиняется правительству.

Государственный бюджет – это финансовая основа деятельности федерального (в федеративных государствах) или центрального (в унитарных государствах) правительства. В государственном бюджете в полном объёме отражаются доходы и расходы государства. Разрабатывает бюджет министерство финансов, а утверждает парламент, после чего он становится законом (как правило, бюджет принимается на 1 год, хотя были попытки рассчитать его и на более длительный срок – 3 года). Таким образом, государственный бюджет является централизованным денежным фондом.

Читайте также:  Структура мирового хозяйства постиндустриальные страны

Бюджетные принципы. В государственном бюджете органически связываются основные финансовые операции: расходы, различные доходы и государственные займы. Все они служат задачам государственной политики. Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учёт по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. В современных условиях закономерностью становится рост государственных расходов. При этом в развитых странах существенно увеличились госрасходы на социальные программы. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные – 44,5, хозяйственные – 6,2, а проценты по государственному долгу – 15,7%. В развитых европейских странах социальная сфера составляет более 50% всех бюджетных расходов.

Функции бюджета. Бюджетная система выполняет три главные функции:

фискальную, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

социальную, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоёв населения.

Основные расходные статьи госбюджета соответствуют основным задачам государства и обеспечивают их выполнение. Это можно выразить следующей простой формулой:

Расходы на покупку товаров и услуг + Трансферы = Поступление налогов и пошлин.

Когда доходы и расходы правительства совпадают, государственный бюджет называют сбалансированным. Такая ситуация, однако, большая редкость.

Если государство предполагает, что расходы превысят предполагаемые доходы за счёт всех видов налогов и платежей, то говорят о дефиците государственного бюджета. Так, например, в 1994 г. дефицит государственного бюджета Российской Федерации составлял 35% (или 50,8 трлн р.). Годовой бюджет на 1995 г. был принят с дефицитом примерно 29%. Начиная с 2001 г. бюджет России стал бездефицитным (в основном благодаря высоким мировым ценам на нефть и соответственно большим налоговым поступлениям от нефтяных компаний). Бюджет на 2010 г. предусматривал бюджетный дефицит 8%.

Профицит государственного бюджета – финансовая ситуация, при которой предполагаемые государственные расходы меньше доходов от налогов и платежей, т.е. доходы превышают расходы.

Чаще всего в практике правительств расходы превышают доход и бюджеты сводятся с дефицитом и очень редко – с профицитом. В условиях экономической депрессии, когда поступления в бюджет замедляются, правительства становятся на путь эмиссии (печатания дополнительных денег) с тем, чтобы покрыть растущие расходы. Отсюда неизбежная инфляция, расстройство денежного механизма, нарастание общего неравновесия в национальной денежной системе, а затем и в экономике страны.

Государственный долг в мировой практике – явление достаточно распространённое. Государственный долг – это сумма ссуд, взятых государственными органами. Государственный долг может быть двух видов:

внутренним – перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов;

внешним – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, предоставившими деньги в заём на основе правительственных соглашений, либо перед иностранными компаниями и банками, ставшими кредиторами государства.

Многие страны мира сегодня отягощены государственными долгами. Так, в США величина долга составляет 80% к объёму ВВП (против 45% в 1990г., что свыше 11 трлн долл.). Госдолг Японии составляет 200% ВВП. Внешний долг России состоит из долгов иностранным банкам частных и государственных компаний, что в 2008 г. равнялось 500 млрд долл. Это обстоятельство в значительной мере усложнило кризисную ситуацию в стране, заставило правительство спасать частные банки и компании, предоставив им более 200 млрд долл. для уплаты той части долгов, которую они обязаны были выплатить в 2008– 2009 гг.

• дефицит и профицит бюджета

• внутренний и внешний государственный долг

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что включают в себя государственные финансы?

2. Как формируется бюджет страны?

3. Какие функции выполняет министерство финансов?

4. Что такое дефицит и профицит бюджета?

5*. К каким мерам прибегает правительство, если планируется дефицит бюджета?

6*. Почему обострилась международная дискуссия вокруг гигантского государственного долга США? Связана ли она исключительно с мировым финансово-экономическим кризисом или имеет более глубокие корни?

7*. Внимание: проблема!

1. За счёт чего накапливается государственный долг?

2. Какие пути преодоления задолженности находят государства?

3. Почему страны-кредиторы иногда отказываются принимать долги стран-заёмщиков досрочно?

4. Найдите в экономическом словаре объяснение понятия «реструктуризация долга».

5. Какие бы вы предложили меры для Греции, у которой размер долга в 2012 г. составил примерно 250 000 евро на каждого гражданина?

Источник

Почему Запад привык жить в долг

На фоне американского государственного долга долг России — это слезы. Почему тогда финансовая система США и американская валюта до сих пор представляются надежным предметом инвестиций? Почему все страны спешат в первую очередь отдать долги МВФ? На эти и другие вопросы в сфере долговой политики Pravda.Ru ответил руководитель аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.

— Александр, по устоявшимся стереотипам, в долги влезают, если сложности какие-то с финансами, но в отношении стран мы видим совершенно обратный результат. Сейчас наиболее крупные должники относительно объема собственного ВВП — это, в основном, развитые страны. В каких обстоятельствах и на какие цели страны обычно берут деньги с внешнего рынка?

На самом деле, долг можно возвращать не только за счет своих доходов, можно рефинансировать. Современная финансовая система построена так, что Соединенные Штаты и страны «семерки» могут без проблем рефинансировать свои долги, то есть брать снова в долг, чтобы покрывать и основную сумму долга, и проценты. Учитывая, что процентные ставки в мире сейчас очень низкие, делать это им легко, и, на самом деле, те же Штаты или Япония без проблем погашают свои долги за счет новых займов.

— Есть какие-то конкретные цели, под которые страны делают займы? Допустим, можно занять деньги с внешнего рынка на погашение бюджетного дефицита?

Российская Федерация так делала, занимая деньги в МВФ, ГКО в 1990-е годы. Соответственно, бывают на развитие займы. В 1930-е годы Соединенные Штаты действительно занимали и пускали деньги на развитие своей экономики, на строительство дорог и т.д., так боролись с Великой депрессией.

Обычно не так интересно кредиторам, на что идут деньги. Главное, чтобы они вернулись и чтобы был хороший процент. А как страна это потратит, хоть вообще распилит между членами правительства, — это история, не так интересующая кредиторов.

— Какие инструменты во внешней долговой политике существуют? Подо что обычно занимают?

— Обычно выпускаются облигации, это стандартная форма привлечения капитала. При этом, когда мы говорим про какие-нибудь казначейские векселя, — в принципе, это тоже облигации, то есть это инструмент рыночного займа.

Конечно, бывают прямые кредиты со стороны правительств, бывают кредиты Мирового банка или Международного валютного фонда. Однако все это политические кредиты, то есть международные финансовые организации поддерживают ту или иную страну.

Есть, правда, очень важный момент: рыночные и не рыночные кредиты очень трудно сравнивать, потому что держателей облигаций интересует, как я уже говорил, возврат долга, процент, и все. А что касается кредитов МВФ, то там оговаривается четко «план реформ», как они это называют. Кроме того, обычно это кредит, растянутый во времени на несколько лет, там много траншей. Если страна не выполняет условия МВФ, обычно это ликвидация «социалки», закрытие, как они считают, нерентабельных предприятий и т.д., то денег можно и не увидеть.

— А много ли стран в настоящее время являются должниками МВФ и Всемирного банка?

— Достаточно большое число стран. Все-таки Мировой банк менее жесткий, менее политизированный. МВФ — всегда очень политизированная структура. И фактически МВФ, несмотря на то что там много акционеров, в том числе Российская Федерация, проводит интересы своего основного акционера — Соединенных Штатов.

То есть, вообще, эта система была придумана сразу после окончания Второй мировой войны для капиталистического мира. После краха советского блока она стала единой для всего мира. Но были умные страны. Например, Чехия после краха коммунизма подписала меморандум о сотрудничестве с МВФ, но кредит брать не стала. Соответственно, МВФ никак не мог давить на чешское правительство.

Если мы вспомним самое начало нулевых годов — что сделал Владимир Владимирович Путин? Он срочно погасил внешние долги, но прежде всего он гасил их перед МВФ и перед Всемирным банком.

А политика МВФ, как потенциального кредитора, настойчивая? Я имею в виду не только отношение к должникам, но уговаривают ли взять кредит, или ждут какой-то ситуации?

Политика МВФ очень жесткая. Они тут как тут, если у страны какие-то проблемы. И задача МВФ не заработать на процентах, проценты там не очень большие. Задача МВФ — чтобы страна-заемщик реализовала ту политику, которая в интересах международных корпораций, прежде всего американских. Например, если мы посмотрим на Россию в 1990-е годы, ясно, что одной из основных целей политики МВФ была ликвидация военно-промышленного комплекса.

Опять-таки, Украина — это отдельная история, потому что там война и много всего. Но, в принципе, изначально, что МВФ требовал от Украины? Сокращение госсектора, замораживание или снижение зарплат и закрытие производств, завязанных на Россию, Белоруссию и прочие страны Таможенного союза.

Давайте подробнее остановимся на Украине. Украинский парламент принял решение о возможности введения моратория по внешним долгам, что уже отразилось дополнительно на отношениях с Россией. Скажите, насколько велик сейчас украинский долг перед Россией? Если сценарий украинского парламента будет воплощаться в жизнь, то какие возможны исходы из данной ситуации?

На самом деле, когда нынешняя украинская власть говорит, что долговая проблема — это наследие проклятого Януковича, они в чем-то правы, потому что прошлый президент Украины поддерживал завышенный уровень жизни на Украине, за счет внешних займов и за счет скидки на российский газ.

Теперь ситуация другая. Соответственно, мы, конечно, не первые в очереди. Американские фонды — основные кредиторы Украины. Для того чтобы пришли деньги, у Украины не должно быть долговой проблемы. Соотношение долга к ВВП, соотношение с бюджетом очень плохое, но у финансовых рынков плохая память на плохие новости. В начале, конечно, все будут говорить: «Это ужасно. Украина кинула инвесторов». Но через полгода люди начнут забывать, и кто первый придет из западников на Украину, тот сможет неплохо заработать. Более того, вся собственность после дефолта будет стоить копейки, можно легко скупать все что угодно там: черноземы, предприятия и т.д. Соответственно, чтобы реально начать экономическую модернизацию, Украина должна объявить дефолт. Более того, Украина, скорее всего, объявит не дефолт, а выборочный дефолт. То есть, например, мы объявляем дефолт по всем обязательствам, кроме обязательств перед МВФ, чтобы сохранить лицо.

Давайте тогда перейдем к ситуации в еврозоне. В ситуации с Грецией тоже бродит призрак дефолта, но обстоятельства абсолютно иные.

Известно, что Греция очень хотела войти в еврозону, но долговые коэффициенты, экономика не позволяли. Что сделали греки? Наняли крутые американские финансовые компании, чтобы те как-то им помогли. Те дали хороший совет: давайте полностью долговые коэффициенты и макроэкономическую статистику сфальсифицируем. В результате они дали абсолютно лживые цифры о себе. В еврокомиссиях никто проверять не стал, поверили.

Теперь, на самом деле, в чем проблема-то? Размер Греции очень маленький, для еврозоны — это ничего. Но предположим, что станет известно, что Греция выходит из зоны евро. Греки не дураки, они в этот момент побегут снимать деньги со своих банковских вкладов, потому что получить евро гораздо лучше, чем получить драхму, которая будет девальвироваться и т.д., а евро — это евро. Соответственно, если все вкладчики прибегут в один день, банк рухнет.

Если финансовая система Греции рухнет, пострадают кредиторы, прежде всего немецкие банки. Дальше по цепочке. Более того, есть понятие прецедента. За Грецией может пойти не только Португалия, но и даже Италия.

Вернемся к долговым обязательствам. Россия выглядит на долговом фоне очень благополучно в том, что касается государственного долга, но насколько велик уровень корпоративных долгов у российских компаний?

Да и совокупный тоже небольшой, у нас не такие большие коэффициенты. Во-первых, он не такой большой, потому что мы отрезаны от внешних рынков, то есть наши компании не гасят долги, не берут новые кредиты. Более того, если мы посмотрим, кто платит, — это наши экспортеры, то есть компании, которые зарабатывают валюту.

Я думаю, что и решение, о котором многие давно говорят, о переводе нашего сырьевого экспорта на рубль, почему отложено? Потому что если компания зарабатывает в валюте, легко платить валютные долги. Если вдруг компания будет зарабатывать только в рублях — это уже определенные сложности.

Но я не думаю, что будут какие-то проблемы с выплатой корпоративных долгов у нас. Другое дело, что в Америке начнется цикл повышения процентной ставки, мне кажется, в следующем году. Так как идет с нуля и, как сами американцы говорят, три-четыре процента годовых — это вообще нормально. Цикл будет долгий. Соответственно, к моменту, когда мы сможем вернуться, там уже ставки будут совершенно другие, стоимость денег другая.

— А по каким причинам могут списываться долги? Например, Россия списала долги относительно недавно Ираку, Сирии, Никарагуа. В народе это комментируют по-разному.

Бывает ситуация, когда реально страна — банкрот. Ну, нет денег. Надо урегулировать долговой вопрос, но никак. Обычно за это страны, которым списывают долги, что-то предлагают: на каких-то выгодных условиях разработку природных ресурсов и т.д.. Например, у нас в 1999 году, когда вопрос ГКО был открыт, Касьянов публично предложил: «Давайте обсудим, может быть, держатели ГКО хотели бы по какой-то там схеме поменять ГКО (которые ничего не стоили, их просто нельзя было продать) на доли государственных ведущих корпораций «Газпром», РАО ЕС и т.д.». Просто в Россию никто не верил тогда — лучше уж какие-то деньги, чем непонятная какая-то собственность, которую, когда коммунисты придут к власти, вообще национализируют.

И плюс такой момент, есть Парижский клуб. Россия — член Парижского клуба. Западные страны, золотой миллиард. Это страны не бедные, и не бедные они, в том числе, за счет того, что несколько столетий грабили весь остальной мир, кроме России. Соответственно, об этом все знают, но никто не говорит. И лучше быть не богатым мародером, а богатым уважаемым человеком. Поэтому почему бы нищему, который тебе что-то должен, не списать долги и не стать таким благородным богатым рыцарем и сказать: «Ну, парень, ты плохо работаешь, плохо живешь. А я тебе даже кредит списал».

Читайте также:

К публикации интервью подготовила Мария Сныткова

Источник

Оцените статью