Великий Шёлковый путь
Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.
Происхождение названия
Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.
Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.
Географическое положение
Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:
- южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
- северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.
Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.
За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.
История Великого Шёлкового пути
С давних времён европейская и восточная цивилизации стремились наладить взаимную связь и выстроить некий конструктивный диалог. В древности это было сделать весьма сложно из-за элементарного отсутствия проторённой дороги, связывавшей две стороны света. Одним из первых европейцев, глубоко внедрившихся на восток, был Александр Македонский. В IV веке до н. э. его войска проложили путь из Южной Европы в страны Средней Азии, по которому позже часто путешествовали жители Греции и Рима.
Встречное движение шло и с восточной стороны. Во II веке до н. э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь занимался поиском пути в страны Средней Азии из Китая. Проложенный им путь как бы соединился с дорогой, пройденноё Александром Македонским. В результате возникла огромная единая дорога, проходившая через всю Азию.
В целом, можно сказать, что в конце II века до н. э. множество отдельных сегментов наконец стали единой разветвлённой сетью дорог. Помимо дорог, проложенных Александром Македонским и Чжан Цзянем, в состав Великого Шёлкового пути входили:
- Великий Лазуритовый путь, по которому лазурит, добываемый на территории современного Таджикистана, перевозили в Индию и Междуречье;
- Нефритовый путь, соединявший отдалённые регионы Китая;
- Частично сухопутный и частично морской путь, проходивший через Чёрное и Каспийское моря, и связывавший страны Южной Европы и Индию.
Долгое время Великий Шёлковый путь был одной из самых удобных и безопасных дорог. Крупные и сильные государства, по территории которых он проходил, были заинтересованы в защите правопорядка на своих отрезках дороги. Одними из главных держав, контролировавших движение по Великому Шёлковому пути были Парфянская и Кушанская империи. Вместе эти державы занимали области современных Ирака, Ирана, Пакистана, Афганистана, Северной Индии и Таджикистана. Однако в III веке н. э. обе эти империи пали и огромные территории, на которых правили парфянские и кушанские цари, оказались разбитыми на множество мелких царств и княжеств. Правители этих новых небольших государств не обладали достаточной силой и авторитетом, чтобы навести порядок на Великом Шёлковом пути. В итоге, на мирных жителей, обитавших вокруг редких оазисов, и путешествующих купцов стали постоянно нападать кочевники — кидани, аланы и гунны. Вторжение этих племён в Среднюю Азию было одним из важных событий такого процесса как Великое переселение народов. С каждым годом число воинственных кочевников увеличивалось. Очевидно, в этот период наблюдался сильный спад торговли на всём протяжении Великого Шёлкового пути.
Обстановка несколько стабилизировалась после возникновения в V веке в Средней Азии мощного Эфталитского государства, правители которого взяли под свой контроль большой отрезок Великого Шёлкового пути. В этот период началось возрождение многих торгово-ремесленных центров и торговли. Несмотря на то, что через какое-то время эфталиты были разбиты Тюркским каганатом, оживлённая торговля продолжалась, хотя уже и под контролем другого народа.
Но вскоре стабильность на протяжении всего Великого Шёлкового пути снова оказалась под угрозой из-за столкновения интересов Византии и Сасанидского Ирана, стремившихся установить своё влияние в Средней Азии. Противостояние двух держав вылилось в целую череду византийско-иранских войн, шедших в период с 420 по 628 год. В ходе этих конфликтов ни одна из сторон так и не смогла взять верх. Из-за того, что обе империи были предельно истощены, они не смогли справиться с новой могущественной силой, появившейся в этом регионе, — Арабским халифатом. Арабы быстро установили свой контроль над Великим Шёлковым путём и к VIII веку вытеснили отсюда все прочие державы, претендовавшие на введение своих порядков в регионе.
В целом, арабское влияние благотворно сказалось на функционировании Великого Шёлкового пути. Была налажена регулярная торговля между Индией, славянскими народами, Европой, Китаем и Византией. Во все уголки Европы и Азии стали проникать мусульманские купцы со своими товарами. Активная деятельность арабов способствовала росту Хорезма как одного из экономических и культурных центров евразийского континента в VIII-XII веках.
Однако в XIII веке и арабы потеряли контроль над главной торговой артерией материка. В результате монгольских завоеваний почти весь Великий Шёлковый путь оказался под контролем Чингисхана. Несмотря на то, что чингисиды не сумели сохранить единую монгольскую империю, и после смерти Чингисхана она распалась на несколько отдельных кочевых государств, монгольское владычество на всём протяжении Великого Шёлкового пути продолжалось почти полтора века. Поскольку монгольские правители очень внимательно относились к торговым отношениям, купцы всех национальностей и вероисповеданий могли путешествовать без опаски.
Но и монголы, в конце концов, столкнулись с сильным и могущественным противником. Во второй половине XIV века удар по монгольским государствам нанёс Тамерлан. Он практически уничтожил города и торговые центры на северном отрезке Великого Шёлкового пути. Однако южная дорога продолжала бесперебойно функционировать. Поскольку потомки Тамерлана не сумели сохранить его империю, южный путь постепенно стал бесконтрольным и также стал приходить в упадок. Возможно, со временем караванная торговля, связывавшая Китай и Европу, возродилась бы снова, но к XV-XVI векам на Средиземном море возникли полноценные европейские торговые флотилии. Транспортировка товаров по морю оказалась менее затратной, более быстрой, безопасной и удобной. Поэтому Великий Шёлковый путь стал стремительно терять своё былое экономическое значение. Уже к середине XVI века функционировать продолжали только отдельные отрезки пути.
Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.
Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.
Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.
Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:
- получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
- возникло международное разделение труда;
- происходил обмен ресурсами и капиталами;
- укреплялись культурные связи;
- возникло множество богатых городов;
- развивалось международное торговое законодательство;
- возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.
Источник
Шелковый Путь в Центральной Азии Ч. 1
В период до Великого Шелкового пути, в ЦА регионе уже существовали древние караванные дороги. Они соединяли местные, локальные и субрегиональные, центры, друг с другом. Через этот регион проходили важные пути связывающие его с Персией, Индией, Семиречьем, Поволжьем, Южным Уралом и Сибирью. В период с 15 по 6 вв. до н.э. в субрегиональных центрах и внутри ЦА региона (постсоветской частью – Средней Азией и Казахстаном) добывали кремний, бирюзу, олово, медь, серебро, золото, железо, свинец которые затем перевозили на Восток и Индию. В этот же период времени происходит интенсивное освоение горных районов ЦА, под земледельческие нужды. С середины 5 века до н.э. в районе гор Букантау вероятно приручали и разводили верблюдов (для торговли), эти данные получены на основе интерпретации петроглифов. Таким образом, через регион ЦА, в древности проходили торговые пути, которые связывали субрегиональные горно-рудные центры, районы земледелия и скотоводства, с другими культурными областями и регионами. Эти направления маршрутов пролегали в восточной и западной частях района.
Пути в период существования ВШП: Через территорию современного Узбекистана в древности проходило несколько отрезков ВШП, в том числе и «Северной дороги» соединенный с другими путями и ответвлениями. Благодаря которому ЦА имел экономические отношения с Китаем, Персией, Афганистаном, Индией, Арабистаном, Поволжьем, Северным Причерноморьем, Византией, опосредованно с Европой. По этому пути проникали шелковые ткани и бронзовые зеркала, из Китая в район Нижней Волги и Северное Причерноморье, район Нуратау же, служил транзитной зоной. В связи с изменением с политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов направление путей менялось. Так в 6 в. н.э. из-за торговых разногласий Согдийцев и сасанидского Ирана, произошло блокирование транзитной трассы, и новый путь был проложен через Сырдарью и северное Приаралье и далее по северной оконечности Каспия на Запад.
Дороги в период после ВШП: Торговля с 16 по начало 19 вв. ориентировалась больше уже на Китай, Тибет, Персию, Индию и Россию. После середины 19 в. торговые связи больше тяготели к Китаю и Индии (но уже в 1880-х гг. они значительно ослабели), а также Персии. Многие торговые связи с другими странами и субрегионами постепенно сокращались и более тяготели к Персии были тесные торговые контакты (еще в 1916 г.) и Российской Империи (Троицк, Оренбург, Красноводск, Нижний Новгород). Этому благоприятствовала торговая политика Российской Империи, а также «постройка Закаспийской железной дороги» . За период, после середины 19 века, торговая активность из Бухары, сместилась в Самарканд и Ташкент. В период с середины 19 века ЦА регион попадает под политико-экономическое влияние Российской Империи.
На основе проведенных исследований по истории развития торгово – культурных связей ЦА региона с остальными странами Евразийского и Африканского континентов можно утверждать что этот регион еще с древнейших времен был вовлечен в мировую торговлю. К тому же благодаря своему уникальному физико-географическому состоянию регион ЦА являлся одним из важнейших связующих звеньев мировой экономики как в региональном, так и континентальном плане. Изменения на мировых рынках, отражались и на региональных, так было в древности, так есть и в современности. Если где-то в трансграничных регионах с ЦА возникали различного рода политические или иные риски и угрозы, которые приводили к закрытию торговых маршрутов, то в ЦА тут же возникали новые обходные направления опасных регионов [1].
Великий шелковый путь, да и другие коммерческие торговые дороги оказали сильное культурное, кулинарное и политическое влияние на ЦА регион. На основе, которого еще долго потом разыгрывались различные геополитические игры мировых митрополий и региональных держав, в стиле «Большой Игры».
А как говорят некоторые политологи [3], что Великий Шелковый Путь – это современный Великий Энергетический Путь.
Уместно заметить, что при проведении различных исследований, будь то изучение истории Великого шелкового пути или геополитических вопросов без исторического анализа не обойтись. Он необходим для понимания современных процессов и предвидение тенденций их развития. Пренебрежение этим анализом теоретически и практически разоружает исследователя. Для современных аналитических и перспективных разработок важно знать экономико-географический опыт торговых путей, городов: как они создавались, как складывалось и изменялось их экономико-географическое положение, как формировались зоны, транспортные сети, развязки, узлы и их инфраструктура. Знание прошлого позволяет лучше предвидеть тенденции, структуру, параметры будущего[2].
Если посмотреть на карту Шелкового Пути, то можно увидеть как многие вроде бы далекие на первый взгляд регионы, на самом деле достаточно близки. Кроме этого, видны ключевые узловые транспортные развязки, торгово-транспортные круги, на пересечении которых были крупнейшие торговые центры.
Источник