- 7 причин международных конфликтов
- Причины международных конфликтов
- 10 причин межнациональных конфликтов
- Причины возникновения межнациональных конфликтов
- Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения — реферат
- В чем состоят причины и опасность межнациональных конфликтов?
- Понятие
- В чем состоят причины возникновения?
- Виды и примеры современных конфликтов
- В чем опасность: последствия
- Пути преодоления и способы решения
- Можно ли предотвратить: профилактика
- Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения
- 3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
- Способы мирного сотрудничества
- Тенденции в развитии наций
- Формы межнациональных отношений
- Пути решения межнациональных конфликтов
- Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования
- Проблема и опасность межнациональных конфликтов
- Что это такое ↑
- Причины межнациональных конфликтов ↑
- Стадии ↑
- В чем опасность: последствия ↑
- Пути преодоления ↑
- : Межнациональные конфликты
- Пути решения межнациональных конфликтов
- Этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты и пути их разрешения)
- Краткий план лекции Этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты и пути их разрешения) (на основе задания 28 ЕГЭ по обществознанию)
- Понятие этносоциального конфликта
- Причины возникновения межнациональных конфликтов
- Ксенофобия
- Шовинизм
- Расизм
- Апартеид
- Геноцид
- Межнациональный конфликт: пути решения
7 причин международных конфликтов
Столкновение противоположных целей, мыслей, взглядов и позиций оппонентов или субъектов взаимодействия называется конфликтом. В той или иной степени каждое общество, социальная общность, социальная группа склонны к конфликтам. Ситуация, в которой два или более государств осознают, что имеют взаимно несовместимые позиции или цели, называется международным конфликтом. Эта проблема сегодня актуальна в современном мире. Далее более подробно рассмотрим основные причины международных конфликтов.
Причины международных конфликтов
1. Социально-экономические причины. Неравенство в уровне жизни, разное представительство в престижных профессиях, органах власти, социальных слоях.
2. Этногеографические причины. Быстрая смена соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.
3. Конфессиональные причины международных конфликтов. Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в уровне современной религиозности населения.
4. Культурно-языковые конфликты. Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование ее языка и культуры в общественной жизни.
5. Экологические причины. Ухудшение качества окружающей среды в результате загрязнения или истощения природных ресурсов.
6. Исторические причины международных конфликтов. Прошлые взаимоотношения народов, например, межнациональные войны.
7. Культурные причины. От особенностей бытового поведения к специфике политической культуры народов.
Источник
10 причин межнациональных конфликтов
Осложнение отношений между нациями и народами до начала прямых военных действий называется межнациональным конфликтом. Он может происходить на двух межнациональных уровнях. Конфликт может быть связать с семейно-бытовыми отношениями или реализоваться через федеральные конституционные правовые органы и субъекты политических партий или движений. Далее более подробно рассмотрим основные причины возникновения межнациональных конфликтов.
Причины возникновения межнациональных конфликтов
1. Последствия серьезной деформации национальной политики. Недовольство политикой может трансформироваться в межнациональный конфликт.
2. Ухудшение экономического положения в стране также является причиной вражды в разных слоях населения. Негативные настроения формируются в межнациональные конфликты.
3. Устаревшая структура государственного устройства.
4. Социально-экономические причины, а именно безработица или задержка заработной платы.
5. Культурно-языковые причины, а именно ущемление прав меньшинств.
6. Быстрые изменения численности населения, например, миграция или беженцы.
7. Несовпадение государственных границ с границами расселения народов.
8. Исторические причины, например, войны или конфликты.
9. Конфликты могут возникать на фоне религиозных убеждений между различными слоями населения.
10. Сепаратистские причины, например, попытки воссоединиться с соседями или получить независимость.
Источник
Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения — реферат
В чем состоят причины и опасность межнациональных конфликтов?
Конфликтные ситуации случаются не только между отдельными личностями.
Возникают и гораздо более серьезные конфликты, когда в инцидент включаются целые государства, миллионы людей.
Многие люди не до конца понимают, в чем заключается опасность межнациональных конфликтов, насколько важно решать проблему мирным путем, в противном случае возможны серьезные последствия.
Как разрешить внутренний конфликт? Рекомендации экспертов помогут вам!
Понятие
Национальным конфликтом называют столкновение интересов, взглядов между национально-этническими общностями, либо их составляющими.
В большинстве случаев это результат национализма.
Межнациональный конфликт — это более широкое понятие. Это вид социального конфликта. В его основе множество противоречий.
Обычно они носят государственный, политический, этносоциальный характер. В таких спорах принимают участие тысячи и миллионы человек. Они носят широкомасштабный характер, могут длиться годами, десятилетиями.
Если стороны перестают слышать друг друга, пытаются доказать свою правоту, ситуация сильно осложняется и может привести к военным действиям.
Именно поэтому такие ситуации стараются решить на первых стадиях, предотвращая их развитие.
В чем состоят причины возникновения?
Почему они возникают? Причины национальных и межнациональных конфликтов немного различаются. К первой группе относятся следующие факторы:
- Этнопсихологические. Разрушение привычного уклада культурной жизни, страх потерять устоявшиеся национальные ценности, отторжение новых норм.
- Политические. Разные политические лидеры могут оказывать определенное влияние на национальные общности и не всегда это влияние положительное. Воздействие может быть самым негативным. В истории известны случаи, когда народы подвергались гонениям, дискриминации из-за определенных политических действий.
- Социально-экономические. Если определенный этнический социум критикуется обществом, ущемляются его права, это сказывается и на экономической составляющей индивидуумов. Данное ущемление может привести к возникновению конфликта.
- Культурные. Конфликты случаются по причине культурных различий между определенными этносами, которые не могут принять существование этих различий. Критика, дискриминация являются неотъемлемой частью такой ситуации. Народы перестают понимать, слышать друг друга, пытаются доказать, что один этнос лучше другого.
Указываются претензии к культурным, традиционным особенностям, на которые особенно эмоционально реагирует оппозиция.
К причинам межнациональных конфликтов относятся другие факторы:
- Географическое несогласие. Народы не довольны установлением территориальных границ, может оспариваться принадлежность территории тому или иному этносу. Особенно осложняется ситуация, если одна территория когда-то принадлежала первой стороне, а спустя определенное время второй.
Тогда оба народа имеют одинаковые права и судьба территории становится неопределенной. - Социальная неудовлетворенность. Может проявляться как внутри одного государства, так и сразу нескольких.
- История. В прошлом между определенными народами могли быть противоречия и недопонимание. Некоторые моменты могут волновать этносы и в настоящем, вызывая конфликты.
- Культурно-языковые претензии. Чаще всего случаются из-за подавления культуры, запрета определенного языка.
- Природные ресурсы. Разные народы могут вести за них борьбу, войны.
- Различие религий. Приверженность той или иной вере может становиться настоящим поводом для конфликта. Народ может придерживаться какой-то религии и критиковать другую, навязывая противникам свои взгляды.
Столкновение взглядов может возникнуть по разным причинам.
Это могут быть как материальные, вполне объяснимые противоречия, так и нематериальные, относящиеся к определенным идеологиям, составляющим той или иной культуры.
О межнациональных отношениях и конфликтах в этом видео:
Виды и примеры современных конфликтов
Национальные конфликты бывают:
- Межэтническими. Это недопонимание, которое происходит между представителями этнических общин. Они проживают близко по отношению друг к другу, в одном государстве.
- Этноконфессиональными. Конфессиональное различие усугубляет этническое, усложняя ситуацию. Ярко проявляется в регионах, где проживает несколько народов, каждый из которых сложился в определенной цивилизации.
- Этнополитическими. Недопонимание и столкновение взглядов связано с политизацией этнической общности.
- Этноконфликт. Это столкновение взглядов представителей разных этносов. Обычно противоречия связаны с культурными особенностями народов, традициями.
Ярким примером является спор между Арменией и Азербайджаном о том, кому принадлежит Нагорный Карабах.
Территория имеет достаточно интересную историю, имеет большое значение для обоих государств, поэтому урегулировать спор не получается на протяжении многих лет.
К разновидностям межнациональных конфликтов относятся:
- Конфликты стереотипов. Этносы не осознают причины противоречий, не помнят истинных истоков разногласий, но у людей сохраняется негативный образ о том или ином народе.
- Столкновение идей. Этнос выдвигает определенное предложение, которое не поддерживается другими этносами и даже осуждается.
- Недопонимания на основании определенных действий. Ими являются митинги, демонстрации, открытое выражение тех или иных претензий. Такие меры могут вызывать негативное отношение, критику, недопонимание.
Межнациональные конфликты в истории являются весьма распространенными.
Это и борьба за ресурсы, за территорию.
Примером является Чеченский конфликт, когда поднимался вопрос независимости Чечни.
Были сторонники выхода Чечни из состава России и сторонники ее сохранения в пределах страны. Тогда разные этносы пытались доказать свою правоту, необходимость независимости, из-за чего и случился конфликт.
О способах разрешения межгрупповых конфликтов читайте здесь.
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 1990-е гг:
В чем опасность: последствия
Данные ситуации являются очень опасными. Они нарушают права граждан, принципы всеобщей свободы, угрожают миру, демократии.
опасность заключается в том, что конфликт может перерасти в войну, когда будет применяться оружие, пострадает множество людей.
Будут разрушены дома, города, села.
Последствиями являются:
- тысячи, а порой и миллионы смертей;
- отпечаток конфликта на физическом и психологическом уровне;
- разрушение зданий, домов, материальный ущерб. На восстановление городов может уйти немало времени;
- выражение негатива по отношению к тому или иному этносу.
В чем смысл ролевых конфликтов? Узнайте об этом из нашей статьи.
Пути преодоления и способы решения
В чем состоит план разрешения конфликтов? Чтобы преодолеть конфликты, решить такие ситуации, необходимо слышать друг друга. Применяются переговоры, заключение мирных договоров.
В переговорах участвую дипломаты, которые предлагают компромиссные решения.
Если стороны услышат друг друга, будут уважать оппозиционные взгляды, такие ситуации получится уладить.
Эксперты считают, что такие ситуации необходимо пресекать еще на начальном этапе, чтобы не допускать войны, гибели людей.
Нужно предотвращать дискриминацию населения, ущемление того или иного народа, следует воспитывать в гражданах уважение и любовь к другим культурам, стремление познать друг друга, а не проявлять ненависть.
Единство, стремление понять друг друга — это те составляющие, которые помогают эффективно предотвращать конфликты. Уважение интересов друг друга поможет
сохранить мир.
Межнациональные конфликты и способы преодоления:
Можно ли предотвратить: профилактика
Предотвратить такие ситуации действительно можно. Для этого в людях с детства воспитывают уважение друг к другу вне зависимости от этнической принадлежности.
В школах проводят соответствующие уроки, рассказывают о разных культурах, об уникальности каждой из них. Детей учат взаимодействовать, несмотря на этнические различия.
Педагоги должны рассказывать о том, что все народы — равны, ни один из них не должен ставить себя выше другого. Один этнос не может быть лучше иного. Следует понять, что каждый народ уникален и неповторим, и этим надо гордиться, а не стремиться доказать свое превосходство.
Помогают предотвратить данные конфликты специальные фильмы, телепередачи и книги. Они воспитывают в представителях разных культур толерантность, терпимость по отношению друг к другу.
К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов относят переговоры на официальном уровне между различными государствами, где каждая сторона выражает определенные взгляды, получает определенные советы и помощь.
Переговоры помогают решить некоторые вопросы, они предотвращают какие-либо недопонимания.
Конфликты могут случиться по разным причинам. Межнациональные являются одними из самых распространенных.
Они существовали как в далеком прошлом, так и существуют в двадцать первом веке, хотя их в большинстве случаев удается предотвратить на начальной стадии. Умение договариваться, находить компромисс может помочь в сохранении мира.
Каковы причины конфликтов в организации? Ответ узнайте прямо сейчас.
Предотвращение межнациональных конфликтов — мнение эксперта:
Наша интересная группа :
Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения
Исторический опыт показывает, что отношения между народами и нациями нередко были напряженными и трагическими. Так, русские земли испытывали на себе удары монгольских кочевников, немецких рыцарей, польских захватчиков. По Средней Азии и Закавказью огненным валом прокатились войска Тамерлана. Открытие Колумбом Америки сопровождалось ограблением и уничтожением индейцев. Племена и народы Африки захватывались колонизаторами. В ходе мировых войн ХХ века беспощадно уничтожались или подвергались жесточайшему угнетению те или иные нации, народности. Историческая вражда не могла не сказаться на национальном сознании. В нем до сих пор бытуют национальные предрассудки, неприязнь, корни которых уходят в далекое и не очень далекое прошлое.
Сегодня стало очевидным, что прежние варианты решения национальных проблем себя исчерпали, что национальная рознь, национальная вражда, национальное недоверие, как правило, — следствие накапливавшихся годами ошибок и промахов в национальной политике.
Обостренное национальное самосознание, нетерпимость к малейшим нарушениям национального равноправия пронизывают духовную атмосферу нашего времени. Не случайно именно со второй половины ХХ века национальный вопрос обозначился там, где он, казалось бы, уже решен (Квебек в Канаде, Шотландия и Уэльс в Великобритании, Корсика во Франции и т. д.).
Бурный рост потенциала международной конфликтности в начале 90-х годов застал мир врасплох. Сообщество наций, 45 лет ориентировавшееся на сдерживание ядерных вызовов и достигшее в этом неоспоримых результатов, оказалось плохо подготовленным к адекватному ответу на новую глобальную угрозу.
Забота о национальной безопасности является одной из главных целей деятельности людей, народов, государств. Однако до последнего времени безопасность определяется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность» 1 . В Большой советской энциклопедии национальная безопасность рассматривалась как международная безопасность, защита от внешних врагов.
На наш взгляд, национальная безопасность охватывает как внешнюю, так и внутреннюю сферу государства, включает не только материальные, но и духовные аспекты. Так, главными факторами разгрома фашистской Германии в 1941–1945 годах явилось максимальное напряжение сил советского народа, его стойкость и сплоченность, вера в идеи.
Национальная безопасность — не просто защищенность личности, общества, государства от угрозы, но и создание условий для укрепления и развития Российской Федерации, ее субъектов, автономных образований, обеспечения благополучия граждан. Национальная безопасность включает в себя различные компоненты: экономическую, экологическую, политическую, социальную структуру общества. В связи с этим она является предметом изучения различных наук. Но главенствующее место в исследовании национальной безопасности, межнациональных конфликтов принадлежит политологии.
Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов — расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.
Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
За каждым этническим, национальным конфликтом — трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с ее древнейших времен.
Следует отметить, что общепринятого определения межэтнического конфликта в научной литературе не сложилось. Одни авторы считают, что любое противоречие между этносами следует считать конфликтом. Другие специалисты полагают, что межэтнические конфликты — это лишь иллюзия или амальгама, под тонким слоем которой скрыты обычные социальные интересы и притязания — интересы экономических групп, политических сил и криминальных объединений.
Межэтнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. В нашей стране распад СССР также сопровождался острыми межнациональными, межэтническими противоречиями и конфликтами.
Для большинства российских этнополитологов характерен функциональный подход к пониманию межэтнических конфликтов. Так, В. А. Тишков определяет межэтнический конфликт как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» 2 . Другого определения, считает он, дать невозможно, поскольку этнический конфликт в «чистом виде» вычленить нельзя по причине того, что их в природе просто не существует. Рассмотрению причин возникновения межнациональных конфликтов посвящены работы Р. Г. Абдулатипова, Л. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, Н. П. Настасюк, А. Б. Элебаева и др.
До 80-х годов прошлого столетия о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нашей стране национальный вопрос решен окончательно. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали межнациональные антипатии и трения, а также совершались преступления на этой почве. Однако последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.
Фиктивные федерализация и автономизация страны с четырьмя неравноправными уровнями национально-государственных и национально-административных образований (союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ) на волюнтаристски нарезанных территориях, где исторически проживали и другие народы, заложили под национальный вопрос в СССР мину замедленного действия. Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеивание их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.
При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином всего федерального пространства, с другой — партийные и государственные структуры твердо удерживали народы в рамках интернационализма. Даже отдельные националистические высказывания некоторых руководителей в союзных и автономных республиках беспощадно пресекались.
Ослабление союзных «обручей» в процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально-территориальных образований обнажило многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и вызвало дремлющие межнациональные трения. Националистически настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных и автономных республиках, в одночасье ставшие национальными героями, бросились объяснять все народные беды действиями союзных органов и эксплуататорским интернационализмом. И в этом была доля правды. Однако, как при любом массовом психозе, в межнациональных отношениях стали доминировать крайности.
Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта самостоятельного цивилизованного решения без участия сильного центра у народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе «кормят» центр и другие народы. Спустя некоторое время многие республики, «наглотавшись суверенитетов» (по выражению Н. Назарбаева), станут постепенно осознавать истинные причины своих бед, в начале же перестройки националистическая эйфория была доминирующей. Распад СССР вызвал обвальные межнациональные конфликты во многих союзных и автономных республиках; территория бывшего СССР стала зоной этнического бедствия.
Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами: политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры в общении, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и др. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а нередко и субъективно, тот или иной народ чувствует себя в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, когда решение многих проблем он видит лишь в национальном самоутверждении.
При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран, образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это, например, делалось, хотя и не без ошибок, российскими властями в конфликте между северными осетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азербайджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии — в конфликте между грузинами и южными осетинами, между грузинами и абхазами, или в Молдове в конфликте молдаван с русскоязычным населением (Молдовы с Приднестровьем). В аналогичные ситуации, в конечном счете, втягивались и российские власти в Чечне.
Кроме политических версий этносоциологи выдвинули модель социально-структурных изменений как основы противоречий, приводящих к конфликтам 3 .Они считают, что в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Это процессы, без которых метрополия так же не могла развиваться, как и регионы. Они привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастала конкуренция между титульными нациями и русскими. У многих народов к концу 70-х годов не только сформировалась полиструктурная интеллигенция (т. е. помимо административной и занятой в сфере просвещения, как было в основном в 30–60-х годах, появилась еще и научная, художественно-творческая, а у некоторых наций — и производственная интеллигенция), но и сложились новые ценности и представления, в том числе о самодостаточности и необходимости большей самостоятельности. Такие представления и ценности не совпадали с теми, которые были у русского населения республики, приехавшего сюда с установкой помогать и, следовательно, ощущавшего себя по статусу выше местного населения, в роли «старшего брата».
При всей сложности вычленения главных мотивов межнационального конфликта коренным является мировоззрение национал-экстремизма — идеологии и практики национального превосходства (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, осуществляется проповедь исключительности «своей» нации и возложение на инонационального соседа вины.
Искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность»; способность национальных элит вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый защищает свои собственные, чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер «национального» единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений. Толчком к межнациональному конфликту могут стать как общие, так и совершенно конкретные, «ситуативные» причины, восходящие к особенностям того или иного региона. Противоестественно и разуму, и человеческой природе видеть хотя бы малейший источник межнационального конфликта как заложенный изначально, «генетически» в тот или иной этнос, как его сущность.
Таким образом, понять причины конфликтов исходя из какой-то одной теории нельзя, потому что, во-первых, каждый конфликт имеет свою специфику, во-вторых, казуальные основы их могут меняться в ходе эскалации конфликтов, особенно если они затяжные.
Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.
Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты. Такова природа конфликтов-бунтов конца 1980-х — начала 1990-х годов — ферганских, душанбинских, ошских — и других подобных событий. Чаще всего этническая общность, «подвергшаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения».
Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.).
Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие ее получить (Абхазия, Южная Осетия — в Грузии, Гагаузия и Приднестровье — в Молдове, Карабах — в Азербайджане).
Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.
Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.
Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.
Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:
— по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);
— по целям (реалистические, нереалистические);
— по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);
— по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);
— по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).
Одними из первых межэтнические конфликты типологизировали Э. А. Паин и А. А. Попов. Они выделили конфликты стереотипов, т. е. ту стадию конфликта, когда этнические группы могут еще четко не осознавать причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «недружественного соседа», «нежелательной группы». В качестве примера ученые приводили армяно-азербайджанские отношения. Действительно, социологические и полевые этнографические исследования задолго до конфликта фиксировали взаимные негативные стереотипы армян и азербайджанцев.
Другой тип конфликта Э. А. Паин и А. А. Попов назвали конфликтом идей. Характерными чертами таких конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на государственность (Эстония, Литва, Грузия, Татарстан, другие республики СССР), на территорию (Армения, Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия).
Третий тип конфликта — конфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, вплоть до открытых столкновений.
Межнациональные конфликты свидетельствуют о том, что социальная напряженность достигла определенного критического предела, а существующие политико-правовые институты не способны разрешить объективные противоречия.
Примером, по мнению Э. Паина, могут служить три типа межнациональных конфликтов, которые он условно называет конфликтами «крымского», «карабахского» и «прибалтийского» типа 4 .
Исходя из многообразия и многоаспектности межнациональных проблем, западные эксперты предлагают взять за главный критерий классификации этнических конфликтов уровень насилия.
Э. Паин предлагает внутренние этнотерриториальные конфликты ранжироватьпо степени вызова 5 :
1) конфликты, возникшие в результате притязаний существовавших ранее национально-территориальных автономий на полный государственный суверенитет (к таковым на территории Российской Федерации относится только чеченский конфликт);
2) конфликты, развившиеся как следствие провозглашения этническими общинами новых национально-территориальных автономий или одностороннего повышения ими статуса существующих, но без формального притязания на создание на базе этих автономий независимых государств (подобные акции оказывались нередко лишь прелюдией к требованиям полного суверенитета, поэтому власти обычно стремятся воспрепятствовать и акциям этого типа); на такой основе развиваются конфликты между балкарским национальным движением и прокабардинскими властями Кабардино-Балкарской Республики, между лидерами различных этнических общин Карачаево-Черкессии и ее властями 6 .
3) конфликты между соседними этническими группами или республиками, претендующими на контроль над спорными пограничными территориями (речь идет прежде всего о конфликтах между многочисленными этническими общностями Дагестана, а также споре между Северной Осетией и Ингушетией из-за Пригородного района).
Исходя из оценки событий конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, можно выделить следующие типы межэтнических конфликтов.
К первому типу относятся конфликты психологических стереотипов. Этого рода конфликты характеризуются значительным элементом стихийности и неуправляемости движений. Поводом для возникновения каждого очередного конфликта обычно служат слухи или неверные истолкования реальных событий. При этом действия скрытых провокаторов конфликтов обычно остаются в тени. Например, «события» в Сумгаите (1988), Фергане (1989), Новом Узене (1989) и др.
Второй тип — межэтнические конфликты идеологических концепций (или доктрин). Он содержит в себе некоторую идеологическую (теоретическую, концептуальную) конструкцию, которая может включать в себя различного рода претензии и их оправдания, высказываемые от имени «народа», «нации» (идея исторического обоснования ценности нации; оправдательная доктрина относительно «своей нации» и преимущественно осуждающая другую). Эти и подобные построения не имеют ничего общего с научными теориями. Третий тип связан со столкновением политических институтов (организаций). Политические институты (партии, политические движения, органы государственной власти, вооруженные формирования и т. п.), национальные по составу своих участников, а также по принятой фактически или даже официально идеологии, выступают в межэтнических конфликтах в качестве социальных структур, обладающих властью, влиянием и силой.
Вступление в межэтнический конфликт политических институтов знаменует собою внешнюю сторону его развития и, кроме того, создает предпосылки для начала его ослабления и прекращения путем выработки компромиссов с помощью переговоров.
Четвертый тип заключается в избрании стратегической цели этносоциального движения (автономистские, сепаратистские, этноэгалитаристские, антииммигрантские, по поводу определенных сторон культуры, религии, языка и др.).
Мировой опыт, в том числе наша практика, показывает, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем.
Так, в России Татарстан продемонстрировал мирный вариант решения сложного конституционного конфликта. Как известно, Конституция, принятая в республике в 1992 году, зафиксировала ее независимость и ассоциированное членство в Федерации. Федеративный договор республика тогда не подписала.
В феврале 1994 года после серии переговоров договор между гoсударственными органами Российской Федерации и Республики Татарстан был подписан, благодаря чему основные противоречия были урегулированы. С тех пор развитие отношений на основе подписанного договора стало называться «Моделью Татарстана».
Элементы институционального конфликта имели место и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром.
Конституционные конфликты были еще в двух республиках — Саха (Якутии) и Туве. В них в начале 90-х годов прошлого века активно действовали национальные объединения, особенно якутские, желавшие получить больше самостоятельности в рамках Федерации.
Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.
Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. В результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.
Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Если ясно, что в данный момент решить их невозможно, то используют тактику так называемых отложенных решений. Подобный прием принес успех и в Приднестровье, и в Южной Осетии. Бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает позиция лидеров. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш — выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.
Полезным считается участие в переговорах посредников и медиаторов. В особо сложных ситуациях легитимацию договоренностям придает участие представителей международных организаций. Урегулирование конфликтов — это всегда сложный процесс, граничащий с искусством. Намного важнее не допускать развития событий, приводящих к конфликтам. Сумма усилий в этом направлении определяется как предупреждение конфликтов. В процессе их регулирования этносоциологи и политологи выступают экспертами для выявления и проверки гипотез о причинах конфликта, для оценки «движущих сил», массовости участия групп при том или другом варианте развития событий, для оценки последствий принимаемых решений.
Изучение межнациональных конфликтов в различных странах мира, включая Россию, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального подходов 7 .
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены на регулирование конфликтов путем силового, в том числе и экономического, давления на его участников или посредством налаживания переговорного процесса.
Оперативные решения связаны с разовыми действиями, направленными на ограничение разрастания конфликтов (разоружение «боевиков», разъединение воюющих сторон, усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций, наказание организаторов погромов и т. п.).
Стратегические решения ориентированы на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических уровней безболезненного решения проблем.
1 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978. Т. 1. С. 87.
2 Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С. 480.
3 См., в частности: Дробижева Л. М. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.
4 См.: Дружба народов. 1989. № 11; МЭИМО. 1991. № 4; Паин Э. Чечня и другие конфликты в России // Междунар. жизнь. 1998. № 3. С. 91–92.
5 См.: Паин Э. Чечня и другие конфликты в России. С. 91–92.
6 См.: Государственные акты Карачаевской республики. Карачаевск, 1990; Обращение к жителям Карачаево-Черкесска // День республики. 1992. 11 марта; Аверин И. Казаки — этнос или сословие? // Независимая газ. 1992. № 93.
3.5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.
Способы мирного сотрудничества
А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм), в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).
Тенденции в развитии наций
1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.
2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.
Формы межнациональных отношений
1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.
Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.
7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.
8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.
Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Пути решения межнациональных конфликтов
* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
Причины этнических конфликтов и пути их урегулирования
Под этническим конфликтом принято понимать социально-политическую ситуацию, обусловленную несовпадением интересов отдельных этнических групп, государств в рамках единого этнического пространства и выражающуюся в их стремлении изменить сложившееся этническое неравенство или политическое пространство. В зависимости от состава участников выделяют:
— «горизонтальные» конфликты между этническими группами (осетино-ингушский, ферганский конфликт между узбеками и турками-месхетинцами и др.);
— «вертикальные» конфликты между этнической группой и государством (чеченский, карабахский конфликты).
В основе конфликтов лежат как объективные, так и субъективные причины. Этнический фактор обычно выступает линией противостояния, когда социальные, политические, культурные, экономические противоречия проходят по этническим границам. Этнические конфликты сопровождают всю историю человечества, являются одним из самых распространенных видов социальных конфликтов. Несмотря на их многообразие, ученые отмечают общие характерные причины их возникновения и развития.
Среди причин этнических конфликтов главной выступают территориальные споры. Любое посягательство на этническую территорию воспринимается как посягательство на само существование этноса. Для обоснования территориальных претензий используются, как правило, исторические факты, принадлежность территории определенному этносу в прошлом. У сторон конфликта есть доказательства, закрепляющие их право на владение территорией. Потому территориальные проблемы в принципе неразрешимы, их постановка в программах политических движений свидетельствует о вызревании этнического конфликта. Если найдено компромиссное решение, это не значит, что следующие поколения не возобновят конфликт.
Конфликтологи насчитывают свыше 70 очагов потенциальных (латентных, скрытых) территориальных конфликтов на земном шаре, наряду с открытыми, уже разгоревшимися. В таких условиях, чтобы избежать кровопролитных войн, следует соблюдать принцип нерушимости границ. Современные государства сложились в результате сложных геополитических процессов, двух мировых войн, миграций населения. Перестройка границ вряд ли приведет к новому справедливому и приемлемому для всех сторон порядку.
Большая часть этносов на Земле не имеет собственных государств. Некоторые этносы имеют различные формы государственности, включенные в состав других суверенных государств. По мере развития экономики, культуры, повышения фактического статуса этих этносов, в их среде возникают движения, ставящие целью создание независимого национального государства. Лидеры национальных движений рассматривают отделение от другого государства как единственный способ этнического самоопределения и путь решения назревших проблем.
Второй важнейшей причиной этнических конфликтов является социально-экономический фактор. Это борьба за материальные ресурсы, разделение труда, политическую власть и т.д. Это безработица среди молодежи, малоземелье, люмпенизация значительной части населения. Среди материальных ресурсов важнейшими являются земля, ее недра, госбюджетное финансирование сфер образования, культуры. В ряде политиэтнических обществ сложилось разделение труда между этническими группами. В ряде республик трудовые коллективы формируются на основе земляческой, клановой солидарности. Целые профессиональные, социальные слои приобретают этническую окраску, монополизируются целые профессии (например, коммерция). Различные сферы приложения труда дают различные доходы, что ведет к конкуренции, напряжению в межэтнических отношениях.
В сложных ситуациях, при экономических трудностях люди ищут такую группу, которая станет опорой. Такой группой солидарности является свой народ, свой этнос. Возникают требования выравнивания уровня жизни, представительства в элите, прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам. Эти конфликты возможно разрешать за счет перераспределения власти, экономических ресурсов при сохранении существующей структуры общества.
Серьезной причиной этнических конфликтов являются социально-психологические факторы, различного рода фобии, страхи, направленные на другие группы. Этнические группы стремятся поддерживать межгрупповые границы. Для них характерен этноцентризм (понятие ввел американский антрополог У. Самнер в 1906 году) – это восприятие и оценка жизненных явлений сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, которая считается эталоном. Другие группы оцениваются как худшие, по отношению к ним проявляется враждебность, недоверие, презрение. Этноцентризм рассматривается как результат социокультурных процессов, а не врожденных свойств людей. Так, дети не имеют этнических стереотипов. Последние формируются в семейном воспитании, в процессе социокультурных контактов. Чем больше у детей контактов со сверстниками из других этнических групп, тем слабее формируются негативные стереотипы.
Этноцентризм рассматривается как механизм, поддерживающий дистанцированность данного этноса от других, прежде всего через этнические стереотипы – упрощенные, устойчивые, часто искаженные представления о моральных, умственных и иных качествах членов различных этнических групп. Психологическая роль стереотипа заключается в возможности быстрого и шаблонного реагирования в меняющихся условиях. Стереотипы существуют в рамках любой группы, могут стать питательной почвой для возникновения конфликтных ситуаций, однако их недостаточно для распространения межэтнической конфликтности.
Особую роль в возникновении этнических конфликтов играет идеологический фактор (национализм, религиозный фундаментализм). Особенно возрастает роль идеологии в переломные исторические периоды, когда возникают конфликты групповых интересов, этническая мобилизация. В различных странах мира всплеск идеологии национализма приходился на эпохи масштабных перемен: социальных революций, экономических депрессий, антиколониальной борьбы, распада социалистической системы. В стабильных обществах эта идеология не занимает в общественном сознании серьезных позиций. Французский социолог
М. Доган выявил следующую закономерность: чем выше уровень образования, тем слабее националистические тенденции.
Усилению межнациональной напряженности способствует стремление национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах. Принадлежность противостоящих сторон в конфликтной ситуации к различным конфессиям создает много шансов для ее развития в полномасштабный конфликт. Усилению ожесточенности конфликта на деле способствует солидарность единоверцев из других стран, в том числе поставками оружия, боевиков. По подобной схеме развивались кровопролитные арабо-израильский, хорвато-мусульманский, сербско-хорватский, армяно-азербайджанский конфликты.
Причиной этнических конфликтов может выступать историческая память народов. Такие прошлые насильственные действия, как изменение границ, расчленение этнических общностей, вынужденное переселение, депортации народов в определенных условиях могут стимулировать разжигание межэтнической розни.
Существуют различные типы классификаций этнических конфликтов. Так,
В. А. Тишков выделяет латентные (скрытые) и актуализированные (открытые)
конфликты. Латентныеконфликты могут существовать десятилетиями, они не создают угрозы для жизни людей и могут перерастать в открытые лишь в определенных условиях.
По характеру действий сторон различают насильственные (войны, бунты, погромы)
и
ненасильственные (митинги, демонстрации, голодовки)
конфликты.
По целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами, выделяют статусные
(борьба за создание своих национальных образований, увеличение объема властных полномочий этнической элиты),
территориальные
(споры из-за территорий, воссоединение этносов, сецессия),
культурно-языковые
(сохранение, возрождение языка, культуры этнического меньшинства).
В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира (с 1946 года по 2000 год произошло около 200 региональных конфликтов) возникла необходимость в их прогнозировании и урегулировании. В ХХI веке на передний план выходят этнические, религиозные конфликты и сепаратизм внутри отдельных стран, что может привести к их распаду (Югославия, СССР). Сепаратисты есть почти во всех странах мира. Внутренние административные границы в некоторых странах могут стать внешними границами новых независимых государств.
Многоаспектный характер этнополитических конфликтов предполагает пути урегулирования, которые позволили бы использовать различные средства – политические, экономические, правовые, социально-психологические. Еще важнее предупредить конфликт, не дать ему перейти из латентной фазы в открытую. Накоплен серьезный опыт миротворческой деятельности в зоне этнического конфликта, прежде всего международными, государственными организациями. Технологии урегулирования конфликтов предполагают участие посредников, миротворцев, предложение уступок в обмен на получение льгот, восстановление прав этнической группы, изменение ее статуса. Конфликт может разрешиться и сам по себе в связи с утратой актуальности, истощения ресурсов и т.д. Урегулирование конфликтов предполагает разработку различных политических моделей. В этом процессе участвуют ООН, государства, дипломатические структуры. Наиболее распространенное средство примирения сторон – переговоры.
В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы. Тем самым создается общая конфликтная линия в мировой политике. Разрешение этнических конфликтов, их предупреждение имеет важное значение для всего мирового сообщества. В современных условиях человечество создает правовые условия для разрешения национальных конфликтов. Всеобщая декларация прав человека (1948г.), Хельсинкский акт (1975 г.), Парижская хартия (1990 г.) провозглашают принцип равноправия наций и приоритет прав человека над правами нации и государства. Такие международные структуры, как Комитет ООН по правам человека, Совет ООН по устранению расовой дискриминации и др. осуществляют контроль за соблюдением правовых норм.
В ряде стран создаются специальные политические механизмы, смягчающие межнациональные противоречия. Например, национальным меньшинствам предоставляются специальные квоты для участия их представителей в органах власти, используется концепция «со-общественной» демократии (Лейпхарт), учитывающая возможности представительства меньшинств в структурах власти, устанавливается определенная избирательная система и т.д. Важную роль играет стремление общества деполитизировать национальные отношения. В этом плане утверждается принцип национальной экстерриториальности, отрицающий жесткую зависимость существования нации от территории проживания. Такой подход был предложен О. Боуэром и К. Реннером, немецкими социал-демократами в конце ХIХ века («культурно-персональная автономия»). Борьба за национальное самоопределение не должна идти за часть государственного суверенитета, а за демократизацию полиэтнического государства, в котором всем национальностям предоставляются равные права для культурного, экономического и политического развития.
Проблема и опасность межнациональных конфликтов
Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.
В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.
На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.
Что это такое ↑
Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.
Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.
В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.
Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.
Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ.
Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну.
Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.
Причины межнациональных конфликтов ↑
Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:
- социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
- экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
- географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
- политические формы поведения властей;
- культурно-языковые претензии народов;
- историческое прошлое, в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
- этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
- борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
- религиозные и конфессиональные.
Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.
Стадии ↑
Любой конфликт народов проходит следующие стадии:
- Зарождение, возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
- Предконфликтный, подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
- Инициализация, событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
- Развитие конфликта.
- Пиковая, критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
- Разрешение конфликта может быть различным:
- устранение причин и угасание противоречий;
- принятие компромиссного решения, договорённость;
- тупиковая ситуация;
- вооружённое столкновение, террор.
Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:
- Государственно-правовой: стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
- Этнотерриториальный: определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
- Этнодемографический: стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
- Социально-психологический: нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.
В чем опасность: последствия ↑
Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.
Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.
Пути преодоления ↑
Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.
Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.
Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.
: Межнациональные конфликты
Пути решения межнациональных конфликтов
Тема занятия: «Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения»
Задания к этой теме: составить план занятия и конспект, уяснив для себя на чём должны быть построены межнациональные отношения, какие существуют причины и типы, пути разрешения межнациональных конфликтов
Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Межнациональные отношения включают две разновидности: отношения между разными национальностями внутри одного государства; отношения между разными нациями-государствами.
Способы мирного сотрудничества
А) Этническое смешивание: разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки.
Б) Этническое поглощение (ассимиляция): представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции.
В) Создание многонационального государства (культурный плюрализм),в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными (в Бельгии – французский, датский и немецкий, в Швейцарии – немецкий, французский и итальянский).
Тенденции в развитии наций
1. Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов, наций через сферы общественной жизни. Формы интеграции: экономические и политические союзы (Евросоюз), транснациональные корпорации, международные культурные центры, взаимопроникновение религий, культур, ценностей.
2. Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения, противостояния различных этносов, народов, наций. Формы дифференциации: самоизоляция, протекционизм в экономике, национализм в различных формах в политике и культуре, религиозный фанатизм, экстремизм.
Формы межнациональных отношений
1. Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
3. Аккультурация – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.
4. Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
5. Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации. Виды национализма: этнический; державно-государственный; бытовой.
6. Шовинизм – политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм; крайняя, агрессивная форма национализма.
7. Дискриминация – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п.
8. Сегрегация – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
9. Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.
10. Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
11. Сепаратизм – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Межнациональный конфликт – 1) любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности ее членов; 2) одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Причины межнациональных конфликтов: социально-экономические; культурно-языковые; этнодемографические; экологические; экстерриториальные; исторические; конфессиональные; культурные.
Типы межнациональных конфликтов: 1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт); 2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в свое время идея Уральской республики); 3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.
Пути решения межнациональных конфликтов
* Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
* Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
* Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
* Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры – национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
* Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
* Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.
* Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.
Этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты и пути их разрешения)
Тема «Этносоциальные конфликты (Межнациональные конфликты и пути их разрешения)» является весьма непростой при её изучении в курсе обществознания за 11 класс.
Поскольку этносоциальные конфликты попадают на ЕГЭ часто, давайте разберемся в этой теме подробнее.
Для начала мы рекомендуем вам запомнить краткий план темы, который вам понадобится при выполнении задания 28 ЕГЭ по обществознанию.
Краткий план лекции Этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты и пути их разрешения) (на основе задания 28 ЕГЭ по обществознанию)
1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
- неравенство в уровне жизни;
- территориальные споры;
- принадлежность к разным конфессиям;
- различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т.д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
- этнический (защитный);
- державно-государственный;
- бытовой и т.д.
4. Формы национализма:
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
- признание существования межнациональных проблем;
- взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
- переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
- использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
Понятие этносоциального конфликта
Прежде чем разбираться с большой проблемой, обратимся к определению понятия этносоциальные конфликты (межнациональные конфликты).
Этносоциальный (межнациональный) конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу.
Этническая дифференциация в современном мире протекает в разных формах. Например, после распада СССР появилось около десятка новых государств. Этнический конфликт это всегда большие противоречия, причем противоречия разного характера, начиная от мелочно-бытовых и заканчивая историческими и конфессиональными спорами.
Причины возникновения межнациональных конфликтов
Каждый народ живет в определенных социально-экономических и политических реалиях. Какие-то народы имеют большую территорию (например, русские, китайцы, индийцы и др.
), а каким-то народам исторически своей территории не хватало (все помним, что Первая и Вторая мировые войны начинались отчасти потому, что немцы сетовали, как им не хватает жизненного пространства).
Поэтому одной из основных причин начала этнических конфликтов являются территориальные причины.
Иногда большие конфликты развязываются и за богатства, за возможность овладения теми или иными ресурсами. Такие причины принято обозначать экономическими спорами и притязаниями.
Экономические причины этносоциальных конфликтов проявляются и в том, что государства «воют» за рынки сбыта, колониальный центры и т.д. Таковым, например, было соперничество Англии и Франции в XVIII в.
, которое проявилось в ходе Семилетней войны (1756-1763 гг.)
Существуют и особые социальные причины. Например, угнетаемое население требует равенства прав и свобод. Обычно этими проблемами озабочены приезжие мигранты, которые часто обвиняют правительства национальных государств в отсутствии равенства во время устройства в найм, поступления в колледж, академию или университет.
Нередки в современном мире и конфликты на культурной почве. Разница в быту, образах жизни нередко «сталкивает между собой» представителей различных этносов. Например, сегодня нередки протесты со стороны европейского и американского сообщества против китайских фестивалей собачей кухни.
Или протесты против арабских правил ношения женщинами хиджаба, который нередко воспринимается как нелепый пережиток или ущемление женщин по половому признаку. Эти противоречия сложно разрешить, т.к.
в их основе лежат многовековые обычаи и традиции, которые в эпоху глобального мира столкнулись лицом к лицу.
Существует и ряд дополнительных проблем, которые могут привести к большому или малому этносоциальному (межэтническому) конфликту:
- Различный уровень жизни
- Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.
- Принадлежность к разным религиям и конфессиям, различия в отношении к религиям
- Недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
- Ухудшение качества окружающей среды в результате её загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.
- Прошлые взаимоотношения народов, давние конфликты на протяжении истории
Для появления межэтнических конфликтов необходимы определённый сдвиг привычного уклада жизни, разрушение системы ценностей чувства растерянности и дискомфорта у людей, обречённости и даже потери смысла жизни на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови.
История знает и случаи распространения державно-государственного национализма. Например, на рубеже XIX-XX вв.
Александр Третий и Николай Второй проводили политику русификации, направленную на насаждение русской культуры, быта, языка, религии на территории Польши, Прибалтики и Финляндии.
Эта политика не просто провались, но и вызвала существенное отторжение к русской культуре, развитию русофобства на этих территориях Российской Империи во многом потому, что «насаждалось» силой государства и его принудительного аппарата.
Ксенофобия
Неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Общемировые массовые фобии, основанные на ксенофобии, возникают в эпоху модерна.
«Великие ксенофобии» формировались в Европе, но принимали общемировой характер и распространялись не только на страны «европейского мира».
К началу XX века к «великим ксенофобиям» относились концепции «мирового еврейского заговора» и «желтой опасности». При этом две эти фобии могли сливаться в одну теорию мирового заговора.
Так ультраправый российский политик Владимир Пуришкевич заявлял, что евреи сознательно саботируют борьбу с надвигающейся «желтой опасностью», дабы подорвать мощь России, а Михаил Меньшиков заявлял, что евреев и китайцев объединяет «экономический паразитизм» и «древнее притязание Азии владеть нами».
Шовинизм
Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг».
Расизм
Для существования расизма — предубеждения, основанного на социально значимых физических различиях, — принципиально важным является понятие расы. Расист — это человек, считающий, что некоторые люди стоят выше или ниже других в силу особенностей, связываемых с расой.
Апартеид
Вплоть до последнего десятилетия XX в. в Южной Африке господствовал апартеид — система насильственной расовой сегрегации.
При апартеиде каждый житель Южной Африки подпадал под одну из четырех категорий: белые (потомки европейских иммигрантов), «цветные» (люди, предками которых были представители более чем одной «расы»), азиаты и черные.
Меньшинство белых южноафриканцев, составлявшее около 13% населения, управляло небелым большинством. Небелые не имели права голоса и не были представлены в центральном правительстве.
Сегрегация была обязательна на всех уровнях жизни общества, от мест общественного пользования, таких как туалеты и железнодорожные вагоны, до соседства по месту жительства и школ. Миллионы черных жителей страны были согнаны в так называемые homelands — резервации подальше от главных городов — и работали в качестве временных рабочих на золотых и алмазных приисках, кочуя с места на место.
Геноцид
Это действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём:
- убийства членов этой группы;
- причинения тяжкого вреда их здоровью;
- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
- изъятия детей из семьи;
- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.
Межнациональный конфликт: пути решения
Социал-демократическая партия России (СДПР) и Крымская республиканская организация Коммунистической партии Украины (КПУ) заявили о начале объединения интернационалистских сил братских держав. По мнению левых, только “Интернационал” (именно так будет называться новое движение) способен противостоять угрозе возникновения на полуострове глобального межэтнического конфликта, который приведет к полному разрыву отношений между Россией и Украиной.
“На полуострове с помощью украинских и крымско-татарских националистов и религиозных экстремистов искусственно провоцируются культурные и межэтнические конфликты. В эти манипуляции оказались втянуты и русские шовинисты”, — говорится в совместном заявлении лидера СДПР Владимира Кишенина и спикера Верховной рады Крыма, главы местного отделения КПУ Леонида Грача.
По мнению политиков, “оранжевым” силам, которые пришли к власти полтора года назад, на руку подобные столкновения. Межэтнические раздоры способны в одночасье превратить Крым в “арену межгосударственного конфликта с Россией”. Как считает Леонид Грач, разыгрывая национальную карту, действующая украинская власть попытается окончательно отвернуться от России и в ускоренном темпе начнет двигаться по направлению к НАТО и Евросоюзу.
По словам Леонида Грача, после 26 марта расстановка сил в Верховной раде Украины существенно не изменится. А значит, политика в отношении России останется прежней.
“За полтора года, которые миновали со дня прихода к власти “оранжевых” сил, ни одного шага в сторону укрепления российско-украинских отношений не произошло”, — с печалью в голосе провозгласил глава крымского парламента. По его словам, даже политики, которые во время избирательных кампаний традиционно играют на электоральной любви к нашей стране, по окончании голосования забывают о своих призывах сотрудничать с Россией. В столь непоследовательном поведении Леонид Грач уличил не только “оранжевый” блок Юлии Тимошенко “Батькивщина”, но и коллег по левому флангу: Соцпартию Олега Мороза и Народную партию Владимира Литвина.
Особенно ярко несоответствие предвыборных обещаний реальным делам, по словам спикера Верховной рады Крыма, проявилось в тот момент, когда зашла речь о внесении поправок в 10-ю статью украинской Конституции, в которой говорится о государственном языке. Леонид Грач совместно с главой КПУ Петром Симоненко подготовил законопроект о проведении референдума по вопросу придания русскому языку статуса второго государственного. Но, вопреки тому, что 60% украинских избирателей считают родным языком русский, члены Верховной рады решили не рассматривать этот вопрос. “Русский язык стал категорией геополитической. Как можно, выдавливая русский язык за пределы страны, идти по пути интеграции с Россией?!” — недоумевает председатель республиканского отделения КПУ.
Учитывая, что политика верховной власти Украины после 26 марта серьезных изменений не претерпит, Грач считает особенно важным вопрос, кому достанутся кресла в крымском парламенте. “Крым был, есть и будет эпицентром наших отношений. Это регион, который может предопределить российско-украинские отношения”, — говорит политик.
По его мнению, окончательная дезинтеграция двух братских держав, которой заинтересованным силам не удалось достичь в ходе газовой войны, “маячного” конфликта и раздоров по поводу Черноморского флота, будет возможна, если в Крыму начнется межнациональное противостояние. Отразить эту угрозу, по словам Леонида Грача и Владимира Кишенина, реально только при помощи объединения интернационалистских сил.
“Нам не безразлично, как будет развиваться ситуация на Украине и в автономной республике Крым”, — заявил лидер СДПР Владимир Кишенин. Поэтому возглавляемая им партия взяла на себя смелость организовать в Москве общественную организацию “Интернационал”. “Мы будем сотрудничать с теми, кто разделяет наши взгляды”, — прокомментировал Кишенин предполагаемый состав участников нового движения.
Председатель СДПР заверил, что сразу после презентации объединенной структуры, которая произойдет 23 марта в российской столице, его соратники окажут помощь крымским коллегам по созданию на полуострове Интернационального центра на базе республиканского отделения КПУ.
“Для нашей партии очень важен вопрос интернационализма. Наша партия единственная, которая входит в Социнтерн, — пояснил Владимир Кишенин. — “Интернационал” будет знаковым движением, созданным под эгидой СДПР”.
Источник