- Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
- «Прорыв информационной блокады!» Шутка.
- Кто и сколько должен нам
- Кому и сколько должны мы
- Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
- И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
- Короткие заметки
Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.
Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.
Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.
Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Кто и сколько должен нам
Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.
РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»
Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.
Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Кому и сколько должны мы
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Источник
Короткие заметки
«„Институт международных финансов“ (IIF) опубликовал доклад, в котором говорится, что в 2016 году общий мировой (частный и государственный) долг увеличился на 7,6 трлн долларов, достиг уровня в 325% мирового ВВП и составляет 215 триллионов долларов.
Долг развивающихся стран показал стремительный рост — 55 трлн, или 215% их ВВП.
На долю развитых стран приходится 160 трлн долларов, то есть львиная доля долга, почти в 4 раза превышающая (390%) их совокупный ВВП.
Cогласно докладу IIF, большая часть увеличения долга развитых стран — государственный долг, причём госдолг США и Великобритании вырос более чем в два раза с 2006 года. У Японии и развитых стран Европы госдолг увеличился примерно на 50%.»
Я как-то писал об умении задавать правильные вопросы. В данном случае, будет уместно озадачиться двумя вопросами:
— Кому должен весь мир?
— Почему самые большие должники — развитые страны?
Кому должен весь мир?
Современные деньги имеют долговую природу. Абсолютно все. Это означает, что каждая купюра, которая у вас сейчас в кошельке, в реальности, — чей-то долг, который нужно вернуть. И если весь мир должен 215 триллионов, то явно есть кто-то, кому он должен эти деньги.
Бурное воображение сразу рисует «приятного», аскетичного старичка, в скромном особняке где не будь в захолустье оклахомщины или лондонщины. Но нет. Если бы такой старичёк и нарисовался, то ему в тот же миг помогли отправится на тот свет. И не спасли ни власть, ни деньги, ни тотальная охрана — уж больно много людей были бы заинтересованы списать свои долги (собственно, примерно по той же причине невозможно существование какого-либо одного управляющего органа или тайного мирового правительства).
Но, также вполне очевидно, что в мире явно есть люди, которые владеют правами на существенные долги других и при этом сами не имеют долговых обязательств. Грубо говоря, старичёк таки есть, но он не один и далеко не уникален. Думаю, таких людей (во всём мире) наберётся не более нескольких сотен и совокупная сумма долга, которым они владеют, составляет не более четверти от общей суммы мирового долга в 215 триллионов.
Также, допустим, ещё четверть суммы мирового долга — долги, которые можно, тем или иным образом, обнулить. Например, Португалия должна Испании 58 миллиардов, а Испания, в свою очередь, имеет долги перед Португалией на сумму в 18 миллиардов. Теоретически, если произвести полный взаимозачёт — общая сумма долга уменьшится на 36 миллиардов (с 76 до 40).
Понятно, что произвести взаимозачёты можно лишь в небольшой части долгов (иначе бы это давно сделали и общая сумма мирового долга не была бы такой огромной). Тогда давайте предположим, что таким образом сумму мирового долга можно уменьшить ещё на четверть.
Условно, с половиной суммы разобрались. Но всё равно осталось больше ста триллионов долга, которые непонятно кому должны.
Давайте мысленно представим гражданина, который имея ежемесячный доход в сто денежных единиц, захотел купить себе айфон, который стоит тысячу денежных единиц (вместо гражданина можно подставить семью, город, организацию или компанию, а вместо айфона: плазму, машину или стадион — суть ситуации не изменится).
Гражданин может копить, ничего не есть и через десять месяцев купить айфон за свои кровно-заработанные. А может так не страдать и «купить» Айфон прямо сейчас, в кредит, взяв на себя обязательства, в течении следующих двух лет, отдавать половину своей зарплаты, в счёт погашения долга.
В момент взятия кредита (а формально — обязательств на протяжении двух лет, ежемесячно, платить пятьдесят денежных единиц), в системе «из воздуха» возникает тысяча денежных единиц, по факту, обеспеченных лишь обещаниями данного человека (я, конечно, утрирую, и механизм возникновения долга более сложный, но суть именно такова). И точно также эта тысяча должна быть утилизирована, по мере её погашения. Потому как эти деньги, изначально имея кредитную природу, не могут существовать без долга и, как следствие, физически не могут иметь конечного владельца, так как являются лишь производной обещаний кого-либо, платить по взятым обязательствам.
Конечно же какая-то часть этих денег, созданных «из воздуха», в ходе множества итераций (и персональной удачливости отдельных индивидуумов или структур), даже может обрести «конечного владельца». Иными словами, стать реальной собственностью кого-то из участников процесса, но, скорее всего, это совсем небольшой процент от общего объёма (и я так предполагаю, что ежегодная цифра такого «персонального присвоения», коррелирует с процентом прироста мирового ВВП), но в системе, где абсолютно все деньги имеют долговую природу — это не имеет значения. Да и, по большому счёту я уже учёл такие деньги, когда писал о нескольких сотнях старичков, которые владеют чужими долгами, но сами никому не должны.
Таким образом у нас получается, что у оставшихся ста триллионов долга нет конечных, конкретных бенефициаров, а весь мир должен. самому себе.
Несуразица, скажите вы. Но так оно и есть. ))
Человек купивший что-либо в кредит, потребляя здесь и сейчас, больше и лучше чем может себе позволить, и обещая заплатить за это в будущем, по факту, берёт в займы у самого себя, у своих детей, а то и внуков.
Почему самые большие должники — развитые страны?
Это карта величины госдолга всех стран:
Долг большинства стран менее ста миллиардов (долларов США). Долг ещё двух десятков стран колеблется между ста миллиардами и двумя триллионами, но нас интересует десятка лидеров:
- Безусловный лидер — США, с фантастическими 18 триллионами долларов;
- Второе место делят Великобритания с Ирландией — 9,8 триллиона на двоих;
- Тройку лидеров замыкает Франция — 5,1 триллиона;
- На четвёртом месте Германия — ровно пять трюлликов;
- Нидерланды с Люксембургом (по четыре триллиона на брата) делят пятое и шестое места;
- Седьмой к
катастрофеуспеху стремится Япония — 3,6 триллиона; - Восьмая — Италия с долгом в 2,7 триллиона;
- Испания на девятом месте висит кому-то два трюллика;
- Ну и замыкает десятку лидеров Канада с госдолгом в 1,8 триллиона.
Если не обращать внимание на Нидерланды и Люксембург, которые, вполне очевидно, являются прокладками, самыми большими должниками, чудесным образом, являются самые продвинутые, лучшие и развитые страны.
Случайность? Не думаю. ))
Почему так?
Собственно, ответ уже был дан выше: эти страны являются развитыми, за счёт того, что прожирают ресурсы будущих поколений своих граждан. И не только своих.
Кстати, здесь наблюдается забавный «казус развитых».
Позиция лидера позволяет доить остальной мир. Но удержание позиций лидера требует постоянной траты значительных ресурсов. Таким образом в топку этой гонки уходят все ресурсы от грабежа остального мира, а заодно — и грабежа своих будущих поколений. Что позволяет оставаться лидером и доить остальной мир.
Источник