- Почему корабли ходят под флагами других государств
- Удобные флаги
- Содержание
- Открытая регистрация судов
- Преимущества регистрации «удобного» флага
- Страны с «удобным» флагом
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Смотреть что такое «Удобные флаги» в других словарях:
- Почему флаг Панамы так удобен для судовладельцев?
- Дешевая рабочая сила из-за рубежа
- Обвинения в коррумпированности
- «Скандал»
- «Искривление рынка»
Почему корабли ходят под флагами других государств
Многие хоть раз в жизни, обращали внимание на новости, которые начинались примерно так: «Судно под флагом Панамы с российским экипажем».
И действительно, смотришь, вроде российский корабль, у которого владелец находится в России, экипаж тоже набран в нашей стране, а флаг у него чужой. Почему так?
Вы удивитесь, но у не имеющей выхода к морю Монголии, тоже есть свой флот. И насчитывает он несколько тысяч единиц. И у Белоруссии корабли имеются. Вот только не надо ерничать насчет «Белорусского моря», появившегося в свое время с легкого слова Дженифер Псаки.
А вообще, почему так? Моря нет, а флот есть? Что заставляет суда, поднимать чужие флаги? Отсутствие патриотизма у капитана?
В 1925 году, Панама упростила процедуру регистрации торговых судов в своей стране. Упростила и снизила требования на столько, что крохоборам-судовладельцам, желающим сэкономить на судне и его экипаже, оставалось только радоваться.
Налогообложение заниженное, стандарты по охране труда, тоже практически отсутствуют. Бери, регистрируй любую лохань, вешай флаг и работай как и хочешь.
Узнав что «там вам не тут», в США нашлись ушлые деятели, которые поняли что с этого можно что-то поиметь. Хочешь нанять дешевых иностранных моряков из неблагополучных стран? Пожалуйста. Не следишь за техническим состоянием своего судна и не можешь поставить его на учет в своей стране по всем правилам? Не проблема, Панама поможет.
В страну хлынули сотни любителей халявы, регистрировать не только то что ходит, но и то что плавает (вспомним, что у моряков ходит. а что плавает).
Добавило желающих повесть на мачту панамский флаг, и введение сухого закона в США.
Американские контрабандисты, могли спокойно перевозить на своих кораблях спиртное, не беспокоясь о том, что могут получить за это подзатыльник, от карающей руки закона.
И вроде бы все были рады. Судовладельцы получали возможность зарегистрировать свой корабль по заниженным требованиям, а панамцы зарабатывали денежку.
И может быть так бы и оставалась Панама местом сбора недоржавевших лоханок из США с проблемными документами. Но после окончания Второй мировой войны, в мире вдруг резко увеличился тоннаж торгового флота. Начался бум гражданского кораблестроения, и разумеется регистрации судов.
А раз кораблей становится больше, значит и желающих зарегистрировать их на льготных условиях тоже. Панамцы уже было начали прикидывать куда им все эти деньги складывать, как вдруг другие страны посмотрев на то как они там в одно лицо все сливки собирают, решили что не только панамцам быть такими хитрыми.
И началось. Всякие Вануату, Белизы и Барбадосы, начали менять свое законодательство таким образом, чтобы предложить судовладельцам наиболее выгодные условия, дабы они регистрировали свои суда у них.
Даже такие сухопутные страны как Монголия, где не то что моря, обилием рек то похвастаться нельзя, и те решили что отсутствие выхода к морским просторам, не может мешать такому заманчивому признаку.
Ну а что, международное законодательство не запрещает странам не имеющим выхода к морю, регистрировать у себя суда. Вон, у Боливии даже военно-морской флот есть, в отсутствии моря. Но это другое.
А практика регистрировать торговые суда в странах с наиболее льготными условиями, отныне называется «Удобный флаг». Это своего рода клуб стран, предоставляющих подобные услуги.
Международные институты, кажется не видят в этом ничего плохого и на межгосударственном уровне, никто с этим не борется. Хотя, думаю, придет время и в этой сфере тоже наведут таки порядок.
Источник
Удобные флаги
«Удобный» флаг («дешёвый» флаг) — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых ходить под флагом страны, которая предоставляет эти условия.
«Удобный» флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
В 2005 году наибольшее число судов под «удобными» флагами было зарегистрировано: в Панаме — 4688, Либерии — 1460, Мальте — 1105, Багамских островах — 1070, на Кипре — 782, в Сингапуре — 277. Больше всего российских судов зарегистрировано под «дешёвым» флагом в Либерии (65), Мальте (60), Кипре (54), Панаме (6) [1] .
Содержание
Открытая регистрация судов
Нестабильность национального фрахтового рынка и высокие налоговые ставки способствует уходу флота в страны открытой регистрации судов, которые учитывают интересы судовладельцев в своем законодательстве. Масштабы регистрации морских судов под «удобные» флаги стали наиболее значительными после Второй мировой войны.
Преимущества регистрации «удобного» флага
- низкие налоговые ставки;
- низкий уровень обязательной минимальной оплаты труда;
- небольшие регистрационные сборы;
- минимум формальностей;
- крайне короткий (по сравнению с другими) срок регистрации;
Страны с «удобным» флагом
Монголия и Боливия предоставляют услуги регистрации судов несмотря на то, что сами не имеют выхода к морю.
Помимо стран с открытой регистрацией, регистраторами «удобного» флага являются страны экстерриториальной регистрации судна или офшорные зоны [2] .
См. также
Примечания
- ↑А. П. Горкин География. — М .: Росмэн-Пресс, 2006. — 624 с. — (Современная иллюстрированная энциклопедия). — 10 000 экз. — ISBN 5-353-02443-5
- ↑Что такое «удобный» флаг?
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Удобные флаги» в других словарях:
Удобные флаги — флаги государств, под которые судовладельцы некоторых государств переводят свои суда с целью снижения расходов по налогам, на заработную плату, социальное страхование и т.д. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
удобные флаги — Термин, употребляемый в связи с практикой регистрации судовладельцами своих судов в зарубежных странах с либеральным налоговым режимом во избежание высокого налогового обложения в своей стране [[Англо русский словарь сокращений транспортно… … Справочник технического переводчика
ФЛАГИ, УДОБНЫЕ — флаги некоторых государств, под которые судовладельцы различных стран переводят свои суда с целью снижения своих налоговых обязательств и уменьшения расходов на заработную плату и социальное страхование. Практикуется также наименование подставные … Большой экономический словарь
«дешёвые» флаги — («удобные» флаги), флаги на морских судах, зарегистрированных в судовых реестрах стран, в которых низкие государственные налоги на содержание судов и экипажа, облегчены и упрощены правила регистрации и эксплуатации судов, снижен контроль за… … Географическая энциклопедия
«дешёвые» флаги — («удобные» флаги), флаги на морских судах, зарегистрированных в судовых реестрах стран, в которых низкие государственные налоги на содержание судов и экипажа, облегчены и упрощены правила регистрации и эксплуатации судов, снижен контроль за… … Географическая энциклопедия
ТОРГОВЫЙ ФЛОТ — совокупность судов страны вместе с их личным составом, занятых коммерческой деятельностью. Морские грузовые суда всегда были важнейшей составной частью торгового флота и главной его опорой в финансовом смысле. Пассажирские лайнеры не прекращали… … Энциклопедия Кольера
ТОРГОВЫЙ ФЛОТ — совокупность судов страны вместе с их личным составом, занятых коммерческой деятельностью. Морские грузовые суда всегда были важнейшей составной частью Т.ф. и главной его опорой в финансовом смысле. Пассажирские лайнеры не прекращали привлекать… … Юридическая энциклопедия
Офшор — (от англ. offshore «вне берега») финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра[1].… … Википедия
Волго-Дон (тип речных судов) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волго Дон. Сухогрузы типа «Волго Дон» … Википедия
Офф-шор — Оффшор (от англ. offshore «вне берега», «вне границ») один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения… … Википедия
Источник
Почему флаг Панамы так удобен для судовладельцев?
Автор фото, Getty
Панама, небольшое государство с тремя миллионами граждан, имеет самый большой в мире флот — больше, чем у США и Китая вместе взятых. Алийя Сваби исследует, как эта крошечная центральноамериканская страна сделалась повелительницей волн.
Благодаря своему удачному расположению и вытянутой форме, Панаме повезло опекать один из важнейших морских торговых путей в мире: пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.
Прошло уже сто лет, как корабли, которые хотели избежать опасного маршрута через мыс Горн, получили альтернативу — Панамский канал.
Это 77-километровое инженерное сооружение, которое называют одним из семи чудес современного мира, ежегодно пропускает через сложную систему шлюзов 14 тыс. судов.
На многих из них развевается флаг Панамы, хотя у этой страны нет давней истории мореплавания.
Панаме принадлежит лишь одна небольшая судоходная линия и ряд компаний, предоставляющих коммуникационные услуги в портах и на канале.
Дешевая рабочая сила из-за рубежа
Большинство торговых кораблей под флагом Панамы на самом деле принадлежат иностранцам, которые хотят избежать строгих требований к мореплавателям в своих странах.
Панама позволяет плавать на условиях так называемой открытой регистрации. Ее флаг позволяет легко регистрировать суда (часто в режиме онлайн) и брать на работу дешевую рабочую силу из-за рубежа. Кроме того, иностранных владельцев не заставляют платить подоходный налог.
Под флагом Панамы сейчас ходит около 8600 кораблей. Для сравнения, США имеет около 3400 зарегистрированных судов, а Китай — не более 3700.
По международному праву, каждое торговое судно должно быть зарегистрировано как принадлежащее к флоту определенной страны, которую называют «государством флага». Эта страна имеет юрисдикцию над судном, отвечает за соблюдение им правил безопасности и достойных условий труда моряков.
Возможность открытой регистрации, которую порой пренебрежительно называют «выбором удобного флага», изначально вызвала много споров.
Автор фото, Getty
Впервые иностранные суда вошли в реестр Панамы в 1922 году. Это были два американских пассажирских корабля, которые хотели продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. За ними потянулись и другие, владельцы которых не хотели повышать зарплату и улучшать условия труда, как того требовало законодательство США.
После Второй мировой войны флот Панамы начал расти еще быстрее: американские судовладельцы стремились уменьшить расходы, а европейские — избежать высоких налогов.
Спрос на открытую регистрацию нарастал, и другие развивающиеся страны тоже открыли свой флот для всех желающих. Например, США, чтобы построить свой флот нейтральных кораблей во время холодной войны, воспользовались реестром Либерии.
Сейчас Панама имеет наибольший реестр в мире; за ней следуют Либерия, Маршалловы острова, Гонконг и Сингапур. По состоянию на прошлый год почти три четверти кораблей в мире были зарегистрированы под флагом чужой страны.
Для Панамы реестр чрезвычайно выгоден — экономика страны получает полмиллиарда долларов с таможенных сборов, оплаты услуг и налогов.
Однако критики этой системы указывают на то, как легко при таких условиях скрыть информацию о настоящих владельцах кораблей и пренебречь требованиями и правилами.
Обвинения в коррумпированности
Луис Фруто, представитель Международной федерации работников транспорта (International Transport Workers ‘Federation, ITF) в Панаме, говорит, что страна закрывает глаза на «выполнение своих обязанностей, которое необходимо для расширения реестра».
ITF активно выступает против «удобных флагов» с 1958. По мнению представителей федерации, панамская регистрация лучше, чем некоторые другие, «с точки зрения безопасности, но все еще имеет серьезные недостатки в таких сферах, как надзор и контроль, расследование аварий и помощь экипажу».
Два года назад Фруто расследовал инцидент, приведший к смерти 22-летней члена экипажа в ее первом же рейсе. Женщину затянуло в оборудование корабля, которое, как подозревают, было неисправным.
По данным ITF, вместо того, чтобы плыть к ближайшему порту, как предполагают правила, корабль еще более двух недель продолжал рейс с телом погибшей в холодильнике.
Другие расследования ITF позволяют предположить, что некоторые лицензии куплены нелегально.
Международные законы требуют, чтобы страны с открытыми реестрами проводили инспекцию судов, придерживались международных правил, расследовали аварии и случаи коррупции.
Но критики утверждают, что Панама пренебрегает всеми этими задачами, чем ставит под угрозу жизни работников флота.
Автор фото, Getty
Критики опасаются, что из-за недостаточного принуждения к выполнению правил, число аварий увеличивается
И действительно, аварии с панамскими судами происходят часто.
Впрочем, Карлос Гонсалес, бывший исполнительный секретарь Морского управления Панамы, объясняет этот факт численностью флота. У Панамы больше кораблей, следовательно, и аварий больше, говорит он.
С 2008 года Панаме удалось уменьшить число нарушений настолько, чтобы перейти из «черного» в «белый» список Парижского меморандума о взаимопонимании, отражающего выводы контроля со стороны 27 морских администраций стран Европы и Северной Америки.
Тем не менее, панамскую систему регистрации постоянно обвиняют в коррумпированности.
«Скандал»
В 2000 генеральному секретарю ITF Дэвиду Кокрофту за 4 тыс. долларов удалось приобрести лицензию первого помощника капитана, которая позволяет управлять судном — хотя он не имел для этого ни навыков, ни опыта.
Несмотря на постоянные заверения, что его страна исправляет свои ошибки, Роберто Линарес, председатель Морского управления Панамы, в июне подал в отставку, когда выяснилось, что управление выдает лицензии работникам без должной квалификации.
«Этот скандал возвращает нас во времена, когда Панама рассматривалась как «удобный флаг», — говорит Франклин Кастреллон, бывший пресс-секретарь Комиссии Панамского канала, независимого агентства, которое обслуживает этот водный путь после того, как он перешел от США к Панаме в 1999 году.
Новые руководители планируют все исправить.
Хорхе Баракат, новый председатель Морского управления, заявил: «Флаг Панамы все еще крепок и надежен. Если есть какие-то нарушения, администрация их непременно рассмотрит».
«Удобный флаг» Панамы принес стране коммерческий успех. Впрочем, за это приходится расплачиваться другим, говорит ITF.
«Искривление рынка»
По мнению представителей федерации, мировой экономике хватило бы сил запретить «удобные флаги» и связанные с этим расходы.
Секретарь ITF Джон Уитлоу говорит: «Понадобились бы некоторые изменения. Но для мореплавателей, которые смогли бы снова выходить под родным флагом, так было бы лучше: это означало бы большую защиту и большие гарантии».
Цены на морские перевозки выросли бы, но нынешняя свободная конкуренция существенно исказила рынок, сетует Уитлоу.
Однако защитники существующей системы считают, что такой способ мышления устарел, и «удобные флаги» уже никто не отменит.
«Флот Панамы никуда не исчезнет, — говорит Хорхе Луис Санчес, преподаватель Международного морского университета Панамы. — Те, кому не нравится открытая регистрация, пусть регистрируют свои корабли, как пожелают».
Ясмина Рови, бывший директор Ассоциации морского права Панамы, считает, что профсоюзам лучше добиваться соблюдения стандартов, чем полной отмены открытого реестра.
С новым руководителем Морского управления, вступившим в должность только в прошлом месяце, остается ждать: сможет ли Панама преодолеть коррупцию и повысить безопасность, или и дальше будет жить с пятнами, которые до сих пор остаются на многих «удобных флагах».
Источник