- Экономический рост страны: что это такое и какие факторы на него влияют
- Что такое экономический рост страны
- Экономический рост страны и валовый внутренний продукт
- Экономический рост страны и уровень жизни её населения
- Как обеспечить экономический рост страны
- Финансовое состояние личности
- Здоровье
- Образование
- Трудовая занятость
- Свободное время и досуг
- Благоприятная окружающая среда
- Социальное окружение
- Безопасность правосудия
- Участие в общественной жизни
- Экономический рост страны и инфляция
- Орешкин назвал восемь мер для ускорения экономического роста
- Стратегии экономического роста стран мира
- Стратегия экспортно-ориентированного роста
- Стратегия импортозамещения
- Стратегия стимулирования внутреннего спроса
- Стратегия роста за счет инвестиций
- Стратегия роста, основанного на инновациях
- Стратегия роста, обусловленного расширением занятости
Экономический рост страны: что это такое и какие факторы на него влияют
Рыночные основы хозяйствования, повышение конкуренции, насыщения информационного пространства, мировые финансовые кризисы, глобальные катаклизмы трансформируют государственные системы. Нынешние проблемы требует от современных стран новых методов и подходов к решению повседневных задач для обеспечения полноценного функционирования и экономической эффективности на международном конкурентном рынке. Оптимальным процессом, является экономический рост и развитие своей страны. Поэтому важно разобраться в трактовке экономического роста страны и наличии главных факторов, которые определяют его и влияют на его темп.
Что такое экономический рост страны
Под экономическим ростом страны подразумевают количественную сторону развития государственной экономики, что приводит к расширению её границ. Примером экономического роста может быть рост объёмов товарной продукции, рост доли рынка, рост доходов предприятия. Но каким образом возможно измерить эти данные, чтобы определить, происходит ли рост экономики или нет?
К примеру, как мы будем определять уровень богатства обычного среднестатистического человека? Конечно, для начала мы посмотрим сколько он зарабатывает и оценим его доходы. Чем выше они окажутся, тем больше человек сможет позволить себе купить, улучшив качество своей жизни. Речь идет о просторном доме, комфортном автомобиле, престижных учебных заведениях для своих детей. Можно добавить качественную медицинскую помощь и другие прелести развития цивилизации, что можно купить за деньги.
С экономической точки зрения выходит то же самое. То есть если в суммарных показателях доход государства будет увеличиваться, то для его жителей откроются новые возможности улучшения жизни и наоборот. Только проблема заключается в том, что измерить доход страны сложнее: для этого нужно учитывать валовый внутренний продукт.
Экономический рост страны и валовый внутренний продукт
ВВП – это суммарный показатель стоимости произведённых товаров и услуг за отдельно взятый период, чаще всего за один год. ВВП включает все возможные товары и услуги: от сельскохозяйственных культур к концертам поп-групп. Всё это суммируется, переводится в денежный эквивалент и определяется значение ВВП. При увеличении значения валового внутреннего продукта экономика страны растёт. Но, важно также учитывать ВВП на душу населения.
Важность этого показателя можно доказать на примере жизни двух семей. Состав первой семьи – это два человека. Общими усилиями они зарабатывают 120 тысяч рублей в месяц (реальный ВВП), если же разделить эту сумму на количество членов семьи, получится по 60 тысяч на человека (ВВП на душу населения). Эта семья может достаточно позволить, обеспечив себе высокий уровень жизни.
Но, если мы возьмём вторую семью с шестью членами семьи, двое из которых дети и двое пенсионеры. А доход также будет составлять 120 тысяч рублей. То в такой ситуации уровень жизни этой семьи будет гораздо ниже. Так же и с ВВП: для экономического роста страны важно не только суммарное значение ВВП, но и то, есть ли выгода жителям той же страны, повышается ли их уровень жизни.
Экономический рост страны и уровень жизни её населения
Уровень жизни населения является основным показателем экономического развития любого государства. Поэтому эффективное финансовое функционирование зависит от показателей определённых характеристик уровня жизни граждан. Организацией Объединённых Наций было предложено распределение всего населения страны по месту на рынке труда. Такой вариант дал возможность классифицировать всех по социально-экономическим группам.
Социум был разделён на работодателей, наёмных работников, частных предпринимателей с указанием на место осуществления свой деятельности (город, село). Такое разделение население помогло определить экономически активных граждан – работодателей, наёмных работников, участников семейных бизнесов, ИП. С другой стороны, экономически неактивное население – это домохозяйки, студенты и граждане, получающие нетрудовой доход. Например, пособие и социальные трансферты, а также доходы от сдачи в аренду собственности.
Кроме того, с 1970 года действует концепция «базовых потребностей» Международной организации труда. там представлены основные потребности большинства населения. Ссылаясь на концепцию МОТ, правительствам рекомендовалось сосредоточить своё внимание на удовлетворения именно этих потребностей, чтобы обеспечить экономический рост страны. Кроме того, была разработана система универсальных показателей. Она учитывает субъективное восприятие жизненных условий и их объективные характеристики. В связи с этим при оценке экономического роста страны первое место заняли социальные показатели.
Как обеспечить экономический рост страны
Согласно концепции «базовых потребностей» приоритеты социальной политики можно разделить на девять направлений развития, следуя которым возможно обеспечить экономический рост страны.
Финансовое состояние личности
Речь идёт об эффективном регулировании процессов распределения доходов в обществе. Кроме того, особое место занимает поддержка личности как потребителя товаров и услуг, а также обеспечения потребительского минимума.
Здоровье
В этом направлении предусматривается финансирование процессов обеспечения здорового образа жизни человека на всех стадиях его жизненного цикла.
Образование
Гарантия экономического роста страны – высокий уровень образованности её населения. Поэтому пункт «образование» подразумевает под собой финансирование деятельности образовательных и культурных учреждений. В дальнейшем это поможет расширить существующие методы обучения и воспитания будущего поколения. Кроме того, это способно сохранить и обогатить культурное наследие нации.
Трудовая занятость
Расширение возможностей существования качественной трудовой жизни и получения оплачиваемой работы, которая способна удовлетворить все потребности личности.
Свободное время и досуг
Нужно помочь населению страны узнать основы тайм-менеджмента. Это позволит им эффективно использовать своё время для досуга и выполнения семейных и социальных обязанностей. Кроме того, обеспечить доступность качественного досуга для всех социальных классов.
Благоприятная окружающая среда
Этот пункт подразумевает под собой финансирование процессов обеспечения и защити благоприятной окружающей среды. То есть оценивается экологическая безопасность и уровень загрязнённости окружающих условий. Затем, в зависимости от результатов, принимаются нужные меры.
Социальное окружение
Пункт «социальное окружение» предусматривает участие государства в процессе развития первичной и вторичной среды социума. Первичная среда – это семья, школа, университет, круг друзей, а вторичная – группы по интересам (автолюбители, спортивные болельщики), объединения по демографическому принципу.
Безопасность правосудия
Главная цель – это обеспечить принципы справедливости и гуманности. Это поможет повысить уровень безопасности человеческой жизни и предотвратить преступность, что в свою очередь будет способствовать экономическому росту страны.
Участие в общественной жизни
Государственный контроль над процессами динамики общественного равенства, содействие участию населения в политической жизни страны.
Исследования и практические применения показали тесное взаимодействие экономического роста страны с уровнем жизни её населения. Любые экономические преобразования сопровождались изменениями в социальной сфере и наоборот. Поэтому соблюдения этих девяти принципов даст возможность обеспечить стремительный экономический рост.
Экономический рост страны и инфляция
Для того, чтобы ускорить темпы экономического роста страны нужна низкая инфляция. Важность вопроса низкой инфляции подтверждает то, что Банк России направляет почти все свои ресурсы для снижения инфляционного значения. Благодаря его усилиям за три года Россия смогла снизить уровень инфляции с двузначного показателя до четырёх процентов.
Низкие инфляционные показатели являются гарантией возвратности вложений. Люди могут спланировать свои долгосрочные инвестиции и сбережения. Они не пытаются как можно скорее потратить деньги, чтобы их не «съела» инфляция. Это приводит к эффективному финансовому планированию, увеличению инвестиционных потоков в различные сферы жизни, в том числе и науку. В результате это способствует экономическому росту страны.
Источник
Орешкин назвал восемь мер для ускорения экономического роста
Москва. 26 августа. INTERFAX.RU — Минэкономразвития разработало дополнительные меры по повышению потенциала экономического роста, заявил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин.
По его словам, соответствующий план мер был подготовлен по поручению президента РФ, и в ближайшее время он будет рассмотрен в правительстве.
Министр отметил, что в базовый сценарий социально-экономического развития заложена успешная реализация ряда структурных мер.
Первой мерой является улучшение инвестиционного климата. В прогноз заложена предпосылка об успешной реализации мер по пяти ключевым направлениям: реформа контроля и надзора, снижение административных барьеров, создание предсказуемой среды ведения бизнеса, формирование региональных программ инвестиционного развития, увеличение охвата действия инвестиционной налоговой льготы и региональных инвестиций в инфраструктуру, повышение доверия к правоохранительной системе.
Второй мерой министерство называет повышение эффективности функционирования рынка труда. В базовый сценарий прогноза заложено снижение структурной безработицы и повышение экономической активности населения за счет преодоления ограничений следующими способами: формирование региональных программ снижения структурной безработицы с акцентом на региональные особенности (в т.ч. на сельских территориях), в том числе с настройкой программ социального контракта, цифровизация трудовых отношений и развитие гибких (в том числе — удаленных) форм занятости, усиление миграционного притока с акцентом на высококвалифицированных специалистов с помощью реализации мер, направленных на упрощение получения гражданства и вида на жительство высококвалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами, а также с помощью мер, направленных на технологическое упрощение получения мигрантами необходимых документов (по принципу работы «единого окна»).
Третьей мерой Минэкономразвития называет повышение эффективности функционирования государственного и квазигосударственного сектора. Ключевым направлением является внедрение принципа отдачи на инвестиции при реализации инвестиционных проектов государственных компаний.
Четвертой мерой названо технологическое развитие. «Ускорение развития и внедрения новых технологических решений предполагается в рамках работы по ключевым технологическим направлениям и развитию сети инновационных научно-технологических центров. Максимальный эффект на экономический рост в рассматриваемый период даст внедрение технологий искусственного интеллекта, интернета вещей и роботизации. Предполагается формирование «правовых песочниц» для ускорения внедрения новых технологий, а также предоставление льготного налогового режима для компаний, работающих в данных сферах, в том числе за счет работы в рамках вступивших в силу поправок в закон о промышленной политике — СПИК 2.0″, — говорится в прогнозе министерства.
Пятой мерой Минэкономразвития перечислило развитие конкуренции. «Конкурентная среда является необходимым условием эффективного функционирования экономики. В целях развития конкуренции будет проводиться политика по следующим направлениям: снижение доли государства в экономике; активизация программы приватизации, в том числе в банковской сфере; создание благоприятных условий для добросовестных участников рынка, в том числе нормализация условий электронной торговли для иностранных игроков; снижение объемов оборота фальсифицированной и несертифицированной продукции», — отмечают в министерстве.
Шестой мерой названо финансирование. «Помимо создания благоприятной среды для увеличения инвестиционного спроса, должны быть реализованы меры, направленные на создание источников финансирования инвестиционных проектов внутри экономики. Такие меры включают: формирование долгосрочных сбережений населения, в том числе через внедрение института индивидуального пенсионного капитала, развитие ипотечного рынка, в том числе с помощью развития рынка ипотечных ценных бумаг, а также ипотечного кредитования в сфере индивидуального жилищного строительства, структурная кредитная политика, предполагающая меры, направленные на изменение структуры кредита в сторону ипотечных и корпоративных кредитов при обеспечении достаточного уровня кредитного предложения», — считают в министерстве.
Седьмой мерой назван внешний сектор. «Достижение целей по расширению несырьевого неэнергетического экспорта товаров и экспорта услуг, дальнейшая интеграция в мировую торговлю и встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости требует движения по следующим направлениям: реализация активной интеграционной повестки (по линиям Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ), реализация программ углубления внешнеэкономических связей по ключевым рынкам (программы развития сотрудничества с Китаем, Индией, СНГ, арабскими странами, Турцией, Японией, странами АСЕАН, а также с Евросоюзом), использование средств ФНБ для поддержки внешней экспансии», — перечисляют в Минэкономразвития.
Последней, восьмой мерой Минэкономразвития назвало систему государственного управления: «Следующими шагами модернизации системы госуправления станут: полномасштабное внедрение принципов проектного управления — распространение основных принципов управления национальными проектами на всю систему государственного управления, цифровизация элементов системы госуправления, в том числе процесса принятия решений и системы развития человеческого капитала».
Источник
Стратегии экономического роста стран мира
Открой содержание статьи
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
Описание основных стратегий роста, успешно применяемых разными странами.
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
p, blockquote 3,0,1,0,0 —>
Менее строгим с экономической точки зрения и более публицистическим подходом к описанию механизмов экономического роста выступает идентификация национальных стратегий, основанная не только на выделении ключевого фактора роста (труда, капитала или производительности), но и на общей характеристике используемых инструментов экономической политики, представленной в форме некоторой нарративной истории о том, почему и как страна растет или планирует расти. Среди подобных наиболее популярных стратегий можно выделить следующие.
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Стратегия экспортно-ориентированного роста
Стратегия экспортно-ориентированного роста (export-led growth, export-oriented industrialization, export substitution industrialization) в большей степени опирается на использование страной своих глобальных конкурентных преимуществ. Рост экспорта стимулирует технологический обмен между отраслями в экономике, что приводит к увеличению дохода (источником роста в первую очередь служит межстрановое разделение труда). В качестве примеров можно привести Индию, Китай, страны — экспортеры нефти Среднего Востока.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Стратегия импортозамещения
Стратегия импортозамещения (import-substituting industrialization) основана на формировании внутри страны производственных мощностей, продукция которых в первую очередь замещает импорт. Применяемые инструменты включают таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (лицензирование) регулирование и субсидирование производства внутри страны. Примеры: страны Латинской Америки в 1950-1960-е годы.
p, blockquote 6,1,0,0,0 —>
Стратегия стимулирования внутреннего спроса
Стратегия стимулирования внутреннего спроса (consumptionled growth, domestic demand-led growth) предполагает, что рост в большей степени обусловлен расширением внутреннего спроса, что стимулирует увеличение выпуска. Государственное влияние сводится к созданию благоприятного социального климата, повышению качества жизни населения, финансированию образования, здравоохранения, а также стимулированию роста заработной платы в экономике для обеспечения устойчивого внутреннего спроса. Примерами в отдельные периоды выступают США, страны Европы, а также Азии после кризиса 1998 г.
p, blockquote 7,0,0,0,0 —>
Стратегия роста за счет инвестиций
Стратегия роста за счет инвестиций (investment-led growth) обусловлена ускоренным наращиванием капитала, который непосредственно служит фактором производства. С помощью привлечения иностранных инвестиций происходит не только физическое увеличение капитала, но и технологический обмен между странами, что способствует росту СФП. Для экономической политики в рамках данного подхода, как правило, свойственны стимулирование инвестиций (в том числе иностранных), создание благоприятного бизнес-климата (противодействие коррупции, обеспечение экономической стабильности и др.), приоритетность долгосрочных целей в экономике. Основной пример на отдельных этапах экономического развития — Китай.
p, blockquote 8,0,0,0,0 —>
Стратегия роста, основанного на инновациях
Стратегия роста, основанного на научно-технологическом и инновационном развитии (innovation-led growth, productivity-led growth), предполагает прямое влияние государства на уровень технологического развития (совокупную факторную производительность). В рамках данного подхода важно эффективное взаимодействие науки и техники как источника новых технологий, бизнеса как площадки для внедрения результатов НИОКР, а также государства как посредника, обеспечивающего эффективное взаимодействие науки и бизнеса. Примеры: США, некоторые страны ЕС, Япония.
p, blockquote 9,0,0,1,0 —>
Стратегия роста, обусловленного расширением занятости
Стратегия роста, обусловленного расширением занятости (employment-led growth, population-led growth), исходит из ключевой роли занятости, которую стимулирует государство, создавая новые рабочие места. Государственное вмешательство в экономику направлено на укрепление институтов рынка труда и увеличение переговорной силы рабочих, создание специальных условий по привлечению на рынок труда отдельных групп населения (женщин, молодежи и др.). Примерами стран с такой моделью развития можно считать Индию и Китай.
p, blockquote 10,0,0,0,0 —>
Перечисленные стратегии часто не альтернативные или взаимоисключающие. Объяснить те или иные этапы экономического развития можно в рамках нескольких интерпретаций.
p, blockquote 11,0,0,0,0 —> p, blockquote 12,0,0,0,1 —>
По материалам статьи: Г. Идрисов, В. Мау, А. Божечкова В поисках новой модели роста // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.5-23
Источник