Подготовка кадров для экономики страны

Министерство экономического развития
Российской Федерации

ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ

—>

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция
  • Подготовка управленческих кадров
  • Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
  • Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
  • Правительственная комиссия по региональному развитию в Российской Федерации
  • Содействие развитию рынка труда, миграции и демографии
  • Главная → Деятельность → Направления → Подготовка управленческих кадров

Подготовка управленческих кадров

Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации – это масштабная и во многом уникальная Программа, также известная как «Президентская программа», которая реализуется в Российской Федерации с 1998 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08–2014/15 учебных годах».

Государственным заказчиком Программы является Минэкономразвития России.

Уполномоченной организацией, отвечающей за реализацию Государственного плана, является подведомственное Минэкономразвития России ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» (www.pprog.ru).

Обучение специалистов в рамках Программы ведется по трем уровням:

  • образовательные программы профессиональной переподготовки типа «В» (550 учебных часов), обеспечивающие базовый уровень подготовки менеджеров;
  • проектно-ориентированные программы профессиональной переподготовки типа «А», обеспечивающие более высокий уровень подготовки;
  • программы повышения квалификации «развитие предпринимательства» и «менеджмент в сфере инноваций» (120 учебных часов).

Обучение специалистов ведется в 120 образовательных организациях — практически во всех субъектах Российской Федерации. Целевой группой для подготовки являются специалисты с законченным высшим образованием, имеющие не менее 5 лет трудового стажа, из них не менее 3 лет – управленческого.

Чтобы попасть на подготовку необходимо, во-первых, получить рекомендацию организации, в которой специалист работает, во-вторых, пройти конкурсный отбор в региональных комиссиях. Если специалист – владелец собственного предприятия, он может самостоятельно дать себе рекомендацию. Оплата за обучение поступает из 3 источников – 33% оплачивается из федерального бюджета, 33% из регионального, и 34% — платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист.

Неотъемлемой частью Программы являются стажировки специалистов
на различных предприятиях за рубежом (в форме дополнительных профессиональных программ повышения квалификации), на которые попадают примерно 15% прошедших обучение в образовательных организациях Российской Федерации. Стажировки
для специалистов являются бесплатными. Их назначение – предоставление возможности российским специалистам на практике применить освоенные в ходе обучения компетенции; изучить передовой опыт и установить деловые контакты с российскими
и зарубежными предприятиями.

В данный момент в рамках Программы проводятся зарубежные стажировки двух типов:

  • обменные, реализуемые на основании международных меморандумов о сотрудничестве в области подготовки управленческих кадров;
  • целевые (проектно-ориентированные), финансируемые за счет бюджета Российской Федерации.

Зарубежными партнерами Программы являются Германия, Норвегия, Франция, Финляндия и Япония.

За 17-летний период реализации Государственного плана:

  • более 80000 специалистов прошли подготовку в образовательных учреждениях;
  • более 15000 специалистов стажировались на ведущих зарубежных предприятиях;
  • более 400 зарубежных специалистов прошли стажировку в России в рамках взаимных обменов.

Программа подготовки управленческих кадров содействует процессам реформирования российских предприятий. Около 80% выпускников реально осуществляют разработанные в ходе обучения и стажировки проекты изменений на уровне предприятия или на уровне отдельных подразделений.

Подавляющая часть реализуемых проектов направлена на совершенствование управления производственными процессами, на повышение производительности и качества продукции, снижение издержек производства, улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Программа оказывает существенную поддержку развитию малого бизнеса и предпринимательства. Около 50% организаций, участвующих в ней, относятся к категории малых. Ежегодно выпускниками создается примерно 400-500 новых компаний.

Программа содействует профессиональному и карьерному росту молодых руководителей. Примерно четверть выпускников отмечают быстрый должностной рост. Ежегодно 300-400 выпускников переходят на работу в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основными экономическими результатами Программы подготовки управленческих кадров являются те эффекты, которых добиваются выпускники Программы после ее завершения. Заключенные договора об инвестициях, поставках или совместном производстве, создание новых рабочих мест, реализованные проекты реконструкции или развития организаций – все это дает основание говорить, что Программа не только повышает уровень человеческого капитала в российских регионах, но и является инструментом экономического развития.

Кроме того, в 2011 году основные мероприятия Программы были дополнены подготовкой управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в форме повышения квалификации и стажировки за рубежом (до 4000 специалистов ежегодно) в соответствии с отдельным решением Правительства Российской Федерации.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 1665-р реализуется программа «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования».

Программа подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования призвана обеспечить сопровождение проводимых реформ путем повышения профессиональных и управленческих компетенций руководителей органов власти всех уровней и учреждений здравоохранения и образования.

Координаторы Программы – Аппарат Правительства Российской Федерации и Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Государственный заказчик – Минэкономразвития России.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации единственным исполнителем определено ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – Академия).

Участниками Программы являются отобранные в установленном порядке и направленные субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления на подготовку (обучение в форме повышения квалификации):

  • руководители (заместители руководителя) органов управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (кат. «А» — обучение до 400 человек ежегодно);
  • главные врачи (заместители главного врача) учреждений здравоохранения; директора (заместители директора) учреждений общего образования (категория «Б» — обучение до 3600 человек ежегодно с 2012 года, в 2011 году — 2600).

Обучение рассчитано на 120 часов, большую часть из которых занимают практические занятия (семинары с участием руководителей федерального уровня и иностранных специалистов, круглые столы, работа на тренажерах и в проектных группах).

По итогам подготовки слушателями защищаются проектные работы (в группах), направленные на модернизацию систем общего образования и здравоохранения. Информация о программе, а также банк работ слушателей размещены на сайте: http://prog.rane.ru/o-programme.

Всего до 2015 года было подготовлено 14 975 управленцев из всех 83 субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № ДМ-П17-679 Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий продление сроков реализации Государственного плана до 2018 года.

Источник

Подготовка кадров для экономики страны

Стремительное распространение цифровых технологий, их глубокое проникновение во все сферы жизни, сильное и всесторонние влияние на социально-экономическое развитие, беспрецедентный масштаб тех изменений, которые они влекут за собой, а также неопределенность с возможными последствиями этого процесса привлекают к себе внимание и ученых-исследователей, и профессионалов государственного управления и предпринимательского сообщества. Объявленная на самом высоком уровне Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] во многом стала результатом ожидания со стороны общества активной государственной политики в этом направлении.

Одной из значимых проблем, стоящих на пути реализации Национальной программы, является ее существенная потребность в кадрах, владеющих актуальными цифровыми компетенциями. При этом если технические и технологические препятствия цифровизации можно устранить путем финансовых вливаний, то кадровое обеспечение ожидаемых преобразований, тем более в том масштабе, в котором они запланированы, потребует не только материального обеспечения, но и активной организационно-методологической работы. Важность этого вопроса подтверждается и тем фактом, что в рамках паспорта Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» предусмотрена реализация отдельного Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [2].

При этом появляется необходимость в применении научного подхода к анализу существующей системы подготовки кадров с целью оценки ее соответствия целям и задачам Национальной программы, определения необходимых изменений и выработки методов, направленных на повышение эффективности подготовки специалистов.

Целью исследования является оценка текущей ситуации и выявление ключевых проблем кадрового обеспечения реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также определение основных направлений их возможного решения.

Материалы и методы исследования

Методологическую базу данного исследования составили концептуальные представления про цифровизацию экономики как процесса массового распространения цифровых технологий в обществе, и их определяющее влияние на все социально-экономическое развитие страны, ее технологический уклад и формы общественных отношений, в том числе и на деятельность, связанную с подготовкой кадров.

При проведении исследования использовались результаты теоретических и прикладных исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых и специалистов в сфере построения образовательных систем, педагогики и цифровых технологий. Так, были использованы результаты анализа специфики современной системы подготовки кадров для цифровой экономики в России (полученные А.О. Степановым [3] и А.В. Вершининой [4]) и в западных странах (полученные М. Олссен и М. Петерс [5]), а также данные, касающиеся специфических особенностей преподавания дисциплин, развивающих цифровые навыки, выявленные А.Г. Бурдой и Г.П. Бурдой [6].

Кроме того, в качестве информационной базы исследования были использованы документы системы государственного управления, официальные статистические данные, а также экспертные прогнозные оценки потребности экономики России в новых кадрах, обладающих цифровыми компетенциями, сформированные А.А. Гретченко и К.А. Бобровской [7], а также Л.В. Шмельковой [8], а также собственные исследования авторов статьи.

Результаты исследования и их обсуждение

Потребность в подготовке кадров для цифровой экономики давно была отмечена профессиональным сообществом. Еще начиная с 2000-х гг. начал отмечаться явный спрос абитуриентов на направления, так или иначе связанные с информатикой. Однако до момента старта Национальной программы решение этой проблемы не носило комплексный характер. В итоге это привело к тому, что на момент начала ее реализации в России доля сотрудников, чьи функции были непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых технологий и инструментов, составляла всего 1,7% от общей численности занятого населения. Это фактически в два раза меньше, чем в странах-лидерах: США – 3,8%, ЕС – 3,7% [9].

Национальная программа предусматривает широкий перечень мер, направленных на кадровое обеспечение поддержки процессов цифровизации в России. В частности, предполагается разработать и утвердить модели компетенций в условиях цифровой экономики и модели ускоренной подготовки специалистов по этим компетенциям; создать венчурный фон, который бы поддерживал перспективные образовательные технологии; создать общедоступный онлайн-сервис, который бы поддерживал работы интегрированных с ним образовательных платформ и других инструментов по повышению цифровой грамотности населения; внести соответствующие изменения в систему образования, в частности включение предмета «Информация и ИКТ» в перечень обязательных предметов и вступительных экзаменов, и др. Аналитическая поддержка реализации проекта, в том числе разработка плана мероприятий и контроль за его реализацией, возложена на специально созданный центр компетенций «Кадры и образование», в котором существует несколько различных рабочих подгрупп: обеспечение методологии реализации Национальной программы, поддержка непрерывного образования и подготовки кадров; поддержка образования детей; поддержка профессионального образования и технологий.

Одним из ключевых показателей проекта «Кадры для цифровой экономики» является число специалистов, ежегодно выпускаемых государственными образовательными организациями высшего образования по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Предполагается, что к 2024 г. этот показатель должен достигнуть 120 000 человек в год [2]. Кроме того, масштабная цифровизация всех отраслей и сфер требует и от всех прочих сотрудников предприятий и организаций овладения базовыми компетенциями цифровой экономики. Предполагается, что для того, чтобы обеспечить потребности экономики в кадрах, выпуск специалистов других направлений, владеющих цифровыми компетенциями на уровне не ниже среднемировых, должен составлять не менее 800 000 человек в год [2]. Помимо этого, цифровыми навыками должны овладеть не менее 40% взрослого работоспособного населения [2].

Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» предусматривает широкий перечень мер самого разного характера, которые должны реализовываться как на федеральном, так и на региональном уровнях (табл. 1).

Основные задачи в рамках реализации Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (составлено автором на основе [2])

Направление

Задачи в рамках направления

Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики

· разработка базовой модели компетенций цифровой экономики

· создание венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики

· выделение грантов и субсидий на создание и поддержку организаций дополнительного образования

· разработка цифровых учебно-методических комплексов, учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для реализации образовательных программ

Разработка образовательных программ для распространения цифровых компетенций

· создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности

· актуализация федеральных государственных образовательных стандартов в части требований к формированию компетенций цифровой экономики

· создание цифрового сервиса, обеспечивающего формирование персонального профиля компетенций

Содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики предполагает создание общедоступного бесплатного онлайн-сервиса по освоению цифровой грамотности, а также государственной системы персональных цифровых сертификатов на развитие компетенций цифровой экономики. При этом предполагается, что начиная с 2019 г. обучение по онлайн-программам повышения цифровой грамотности пройдут не менее 10 млн человек (в том числе не менее 270 тыс. работающих специалистов, включая руководителей организаций и представителей органов исполнительной власти). При этом не менее 1 млн человек получат в ходе обучения персональные цифровые сертификаты по компетенциям цифровой экономики [2]).

Для реализации образовательного направления в рамках всей Национальной программы предусмотрено выделение значительных объемов финансирования (табл. 2).

Объем финансирования образовательных направлений в рамках Национального проекта «Цифровая экономика» (составлено автором на основе [2])

Источник

Читайте также:  Какие страны сейчас открыты для россии 2021 границы
Оцените статью