Информируем о начале проведения конкурсного отбора специалистов для подготовки в 2021/22 учебном году по программам профессиональной переподготовки (тип «А» и «В») в области экономики и управления с 5 марта 2021 года.
Обращаем внимание, что конкурсный отбор будет осуществляться в новой автоматизированной информационной системе Государственного плана (АИС ГП) https://program.pprog.ru/ .
По вопросам, связанным с работой в АИС ГП, обращаться к Антипову Сергею Александровичу, адрес электронной почты: serg@pprog.ru, р.т. (495) 198-17-51, доб. 333.
Вниманию региональных комиссий и региональных ресурсных центров!
В соответствии с Методическими рекомендациями проведения конкурсного отбора специалистов для участия в подготовке в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, одобренными на заседании Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации 5 декабря 2019 г., в рамках проведения конкурсного отбора специалистов на подготовку в 2019/20 учебном году сотрудники региональных комиссий и региональных ресурсных центров в обязательном порядке предлагают специалистам, претендующим на обучение, пройти тестирование по иностранному языку.
Тестирование знаний иностранного языка проводится в соответствии с тестами, рекомендованными ФБУ «ФРЦ» или разработанными образовательной организацией.
Специалист вправе представить сертификат подтверждающий уровень владения иностранным языком не ниже «intermediate» (и аналоги), в данном случае специалист освобождается от тестирования.
В случае отказа специалиста от прохождения тестирования, и отсутствия указанного сертификата, специалист представляет в региональную комиссию заявление об отказе прохождения тестирования по иностранному языку.
Обращаем внимание, что заявление составляется в произвольной форме.
При этом отказ от тестирования по иностранному языку не позволит специалисту выбрать (в случае прохождения соответствующего конкурсного отбора) подготовку за рубежом на иностранном языке.
Вниманию региональных комиссий и региональных ресурсных центров!
Информируем о начале проведения конкурсного отбора специалистов для подготовки в 2019/20 учебном году по программам профессиональной переподготовки (тип «А» и «В») в области экономики и управления с 24 декабря 2019 года.
Источник
Министерство экономического развития Российской Федерации
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОГНОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ
КОНКУРСЫ
—>
Направления
Макроэкономика
Стратегическое планирование
ФЦП, ФАИП и ВЦП
Развитие конкуренции
Малый и средний бизнес
Внешнеэкономическая деятельность
Противодействие коррупции
НИР/НИОКР
Государственные гарантии
Недвижимость
Административная реформа
Электронное правительство
Корпоративное управление
Финансовые рынки
Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
Общественный совет
Инновации
Природопользование
Естественные монополии
Приватизация федерального имущества
Социально ориентированные некоммерческие организации
Эффективное управление государственным имуществом
Экономика социальной сферы
Развитие экономики регионов
Институты развития
Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Государственно-частное партнерство
Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
Стратегическое и территориальное планирование
Перспективное пространственное планирование
Антикризисные мероприятия регионов
Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
Международное инвестиционное сотрудничество
Налогообложение
Привлечение и сопровождение инвестиций
Улучшение бизнес-среды
Правительственная комиссия по импортозамещению
Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
Прогнозирование параметров сектора государственного управления
Евразийская интеграция
Подготовка управленческих кадров
Анализ социально-экономической эффективности государственных программ Российской Федерации
Мониторинг степени внедрения и эффективности использования спутниковых навигационных технологий
Правительственная комиссия по региональному развитию в Российской Федерации
Содействие развитию рынка труда, миграции и демографии
Главная → Деятельность → Направления → Подготовка управленческих кадров
Подготовка управленческих кадров
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации – это масштабная и во многом уникальная Программа, также известная как «Президентская программа», которая реализуется в Российской Федерации с 1998 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08–2014/15 учебных годах».
Государственным заказчиком Программы является Минэкономразвития России.
Уполномоченной организацией, отвечающей за реализацию Государственного плана, является подведомственное Минэкономразвития России ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров» (www.pprog.ru).
Обучение специалистов в рамках Программы ведется по трем уровням:
образовательные программы профессиональной переподготовки типа «В» (550 учебных часов), обеспечивающие базовый уровень подготовки менеджеров;
проектно-ориентированные программы профессиональной переподготовки типа «А», обеспечивающие более высокий уровень подготовки;
программы повышения квалификации «развитие предпринимательства» и «менеджмент в сфере инноваций» (120 учебных часов).
Обучение специалистов ведется в 120 образовательных организациях — практически во всех субъектах Российской Федерации. Целевой группой для подготовки являются специалисты с законченным высшим образованием, имеющие не менее 5 лет трудового стажа, из них не менее 3 лет – управленческого.
Чтобы попасть на подготовку необходимо, во-первых, получить рекомендацию организации, в которой специалист работает, во-вторых, пройти конкурсный отбор в региональных комиссиях. Если специалист – владелец собственного предприятия, он может самостоятельно дать себе рекомендацию. Оплата за обучение поступает из 3 источников – 33% оплачивается из федерального бюджета, 33% из регионального, и 34% — платит предприятие, которое рекомендует специалиста, или сам специалист.
Неотъемлемой частью Программы являются стажировки специалистов на различных предприятиях за рубежом (в форме дополнительных профессиональных программ повышения квалификации), на которые попадают примерно 15% прошедших обучение в образовательных организациях Российской Федерации. Стажировки для специалистов являются бесплатными. Их назначение – предоставление возможности российским специалистам на практике применить освоенные в ходе обучения компетенции; изучить передовой опыт и установить деловые контакты с российскими и зарубежными предприятиями.
В данный момент в рамках Программы проводятся зарубежные стажировки двух типов:
обменные, реализуемые на основании международных меморандумов о сотрудничестве в области подготовки управленческих кадров;
целевые (проектно-ориентированные), финансируемые за счет бюджета Российской Федерации.
Зарубежными партнерами Программы являются Германия, Норвегия, Франция, Финляндия и Япония.
За 17-летний период реализации Государственного плана:
более 80000 специалистов прошли подготовку в образовательных учреждениях;
более 15000 специалистов стажировались на ведущих зарубежных предприятиях;
более 400 зарубежных специалистов прошли стажировку в России в рамках взаимных обменов.
Программа подготовки управленческих кадров содействует процессам реформирования российских предприятий. Около 80% выпускников реально осуществляют разработанные в ходе обучения и стажировки проекты изменений на уровне предприятия или на уровне отдельных подразделений.
Подавляющая часть реализуемых проектов направлена на совершенствование управления производственными процессами, на повышение производительности и качества продукции, снижение издержек производства, улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Программа оказывает существенную поддержку развитию малого бизнеса и предпринимательства. Около 50% организаций, участвующих в ней, относятся к категории малых. Ежегодно выпускниками создается примерно 400-500 новых компаний.
Программа содействует профессиональному и карьерному росту молодых руководителей. Примерно четверть выпускников отмечают быстрый должностной рост. Ежегодно 300-400 выпускников переходят на работу в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Основными экономическими результатами Программы подготовки управленческих кадров являются те эффекты, которых добиваются выпускники Программы после ее завершения. Заключенные договора об инвестициях, поставках или совместном производстве, создание новых рабочих мест, реализованные проекты реконструкции или развития организаций – все это дает основание говорить, что Программа не только повышает уровень человеческого капитала в российских регионах, но и является инструментом экономического развития.
Кроме того, в 2011 году основные мероприятия Программы были дополнены подготовкой управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в форме повышения квалификации и стажировки за рубежом (до 4000 специалистов ежегодно) в соответствии с отдельным решением Правительства Российской Федерации.
Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 1665-р реализуетсяпрограмма «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования».
Программа подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования призвана обеспечить сопровождение проводимых реформ путем повышения профессиональных и управленческих компетенций руководителей органов власти всех уровней и учреждений здравоохранения и образования.
Координаторы Программы – Аппарат Правительства Российской Федерации и Комиссия по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Государственный заказчик – Минэкономразвития России.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации единственным исполнителем определено ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – Академия).
Участниками Программы являются отобранные в установленном порядке и направленные субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления на подготовку (обучение в форме повышения квалификации):
руководители (заместители руководителя) органов управления здравоохранением и образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (кат. «А» — обучение до 400 человек ежегодно);
главные врачи (заместители главного врача) учреждений здравоохранения; директора (заместители директора) учреждений общего образования (категория «Б» — обучение до 3600 человек ежегодно с 2012 года, в 2011 году — 2600).
Обучение рассчитано на 120 часов, большую часть из которых занимают практические занятия (семинары с участием руководителей федерального уровня и иностранных специалистов, круглые столы, работа на тренажерах и в проектных группах).
По итогам подготовки слушателями защищаются проектные работы (в группах), направленные на модернизацию систем общего образования и здравоохранения. Информация о программе, а также банк работ слушателей размещены на сайте: http://prog.rane.ru/o-programme.
Всего до 2015 года было подготовлено 14 975 управленцев из всех 83 субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № ДМ-П17-679 Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий продление сроков реализации Государственного плана до 2018 года.
Источник
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров
В условиях серьезного обновления состава промышленных кадров особо важное значение приобрела подготовка рабочих и повышение их квалификации. Индустриализация страны не могла осуществляться без подготовки необходимых контингентов квалифицированной рабочей силы, способных сооружать и осваивать новые предприятия, овладеть передовой техникой, показывать образцы подлинно социалистического отношения к труду.
Уже в начале социалистической индустриализации обнаружилось несоответствие (своеобразные «ножницы») между потребностью быстро растущей промышленности в квалифицированных кадрах и масштабами и темпами подготовки этих кадров. Это несоответствие еще больше обострилось в годы первой пятилетки, когда развернулось огромное промышленное строительство, были введены в строй новые заводы, реконструированы существующие предприятия, что сопровождалось большим расширением производства.
Выполнение грандиозных планов социалистической реконструкции промышленности потребовало значительно большего числа новых рабочих, чем это намечалось ранее. Пятилетним планом предусматривалось подготовить не менее 500 тыс. квалифицированных рабочих 268 . Однако уже в 1931 г. основным отраслям промышленности требовалось дополнительно 1300 тыс. квалифицированных рабочих 269 . Проблема подготовки рабочих квалифицированных кадров, выдвинутая всем ходом социалистического строительства, стала в эти годы проблемой первостепенной хозяйственной важности.
Небывалые трудности ее решения давали повод тем, кто не верил в силу социалистического хозяйства, рисовать самые мрачные перспективы. «Верховные комиссары всерьез полагают, — писала в сентябре 1930 г. немецкая газета «Фоссише цейтунг», — что 7200 необученных подростков, среди которых 35 процентов девушек, смогут не сегодня-завтра скопировать методы Форда, основанные на опыте поколений…» 270 Коллективу Сталинградского тракторного завода, который имела в виду эта буржуазная газета, в первое время действительно пришлось столкнуться с большими трудностями. Однако незадачливые пророки и на этот раз просчитались. Советские рабочие успешно освоили новую технику и организацию массового поточного производства и спустя 1,5 года после пуска завод достиг проектной мощности.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли огромное внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. Эти вопросы были в центре внимания на июльском (1928 г.) и ноябрьском (1929 г.) Пленумах ЦК ВКП(б), которые наметили меры по ускорению подготовки кадров для промышленности. XVI съезд партии, состоявшийся в 1930 г., указал на необходимость «решительного и резкого расширения и качественного улучшения практической работы в области подготовки и повышения квалификации кадров промышленности» 271 . В постановлениях съезда отмечалось, что нужно расширить сеть школ ФЗУ и школ массовых профессий, а также развивать краткосрочные формы подготовки и переподготовки рабочей силы «с обязательным, однако, последующим повышением производственно-технического и культурно-политического уровня подготовленных через эти формы рабочих» 272 .
В условиях ускоренных темпов индустриализации страны возникла необходимость организовать массовую подготовку квалифицированных рабочих кадров непосредственно на производстве. Хотя такой путь и был связан с определенными издержками, но обеспечивал самое главное — выигрыш времени и обучение на базе высшей техники.
Профессиональное обучение рабочих осуществлялось в стационарных учебных заведениях с отрывом и без отрыва от производства. Основной формой подготовки квалифицированных молодых рабочих стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В годы первой пятилетки в систему ФЗУ входили школы с двухгодичным сроком обучения, которые готовили рабочих массовых профессий 3—4 разрядов; школы с периодом обучения от двух до трех лет, выпускавшие квалифицированных рабочих-универсалов 5—6 разрядов; школы со сроком обучения от 3 до 4 лет, готовившие наладчиков станков, контролеров и высококвалифицированных рабочих. Следует отметить, что срок обучения в школах ФЗУ постепенно сокращался по мере роста общеобразовательной подготовки поступавших в эти учебные заведения. Чтобы обеспечить более тесную связь школ фабзавуча с производством, в 1929 г. они были переданы в ведение хозяйственных органов.
В годы первой пятилетки происходил быстрый рост числа школ ФЗУ и производственно-технических школ типа ФЗУ и контингентов учащихся. Если в 1925/26 г. насчитывалось 2276 таких учебных заведений с числом учащихся в 228,3 тыс. человек, то в 1932/33 г. их было соответственно — 3900 и 958,9 тыс. 273 Причем с 1929/30 по 1931/32 г. число учащихся школ ФЗУ и типа ФЗУ увеличилось более чем втрое. Особенно быстро развивалась в этих школах подготовка квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности. Если в 1930 г. в школах ФЗУ Наркомтяжпрома обучалось 42 351 человек, то к началу 1932 г. — уже 333 251 человек, т. е. в 8 раз больше 274 .
Быстрый рост сети и контингентов учащихся школ ФЗУ сопровождался укреплением их материальной базы. Только по Наркомтяжпрому СССР с 1929 по 1932 г. было построено более 280 учебных зданий на 120 тыс. мест 275 . Но в целом школы ФЗУ функционировали в трудных условиях: не хватало общежитий, учебных зданий и мастерских, квалифицированных преподавательских кадров.
До начала первой пятилетки система школ ФЗУ не играла большой роли в общей подготовке рабочих. За годы пятилетки значение школ ФЗУ существенно изменилось. Если в 1930 г. удельный вес учеников ФЗУ и школ ученичества массовых профессий в крупной промышленности среди всех видов ученичества в целом по СССР составлял 51,8%, то в 1931 г. он достиг 73,2%, а в отдельных отраслях крупной промышленности — почти 90% 276 . Всего школы ФЗУ за 4 года первой пятилетки подготовили для народного хозяйства 450 тыс. квалифицированных рабочих, в том числе 300 тыс. для промышленности 277 . Однако большинство квалифицированных рабочих кадров готовилось без отрыва от производства.
Техническое обучение без отрыва от производства имело своей целью подготовку новых рабочих, повышение квалификации уже работающих, а также повышение общего культурно-технического уровня рабочего класса. В 1931 г. была установлена единая система рабочего обучения без отрыва от производства. Она состояла из следующих основных звеньев: вводные курсы знакомили новых рабочих с основами специальности, давали им элементарные навыки работы; производственно-политехнические курсы готовили кадры рабочих массовой квалификации (3—4 разряда) и давали общее начальное образование; рабочая техническая школа занималась подготовкой рабочих средней и высшей квалификации и младшего технического персонала и одновременно повышением общеобразовательного уровня в объеме программы семилетней школы.
Единая система подготовки рабочих кадров без отрыва от производства расширила техническое обучение рабочих на предприятиях. В 1932 г. только на предприятиях Наркомтяжпрома на производственно-политехнических курсах и в рабочих технических школах обучалось более 350 тыс. рабочих 278 . За два года существования (1931—1932 гг.) этой системой было подготовлено для тяжелой индустрии 347 тыс. рабочих 279 .
Подготовка кадров непосредственно на производстве осуществлялась и через индивидуально-бригадное ученичество на предприятиях, шефство старых производственников над молодыми рабочими. Такой метод был достаточно эффективен. Так, в 1931 г. на шахте № 3 Моспино забойщик Матасов обучил профессии забойщика 28 завербованных рабочих. Обученные под его руководством новички уже через две недели выполняли производственные задания. На этой же шахте забойщики Карасев и Рыжкин обучили шахтерским профессиям по 15 человек каждый, а забойщик Грачев на шахте № 12 подготовил 100 новых рабочих 280 .
В годы первой пятилетки резко увеличилась численность учеников в крупной промышленности: с 133,3 тыс. человек в 1928 г. до 582,6 тыс. человек в 1932 г., т. е. в 4,4 раза, а удельный вес учеников к общему числу рабочих вырос с 5,5% до 12,9% 281 .
Массовое освоение новых производств и новой техники, которой все более насыщалась промышленность, требовало организации наряду с практическим и теоретического обучения. Постановлением Совета Труда и Обороны от 30 июня 1932 г. было введено обязательное обучение рабочих, обслуживающих сложные агрегаты, установки или механизмы, техническому минимуму знаний 282 . С 1 октября 1932 г. устанавливался техминимум для рабочих ведущих специальностей металлургической, машиностроительной, угольной и химической промышленности. В начале второй пятилетки была введена сдача обязательного техминимума для всех рабочих.
Используя преимущества социалистической системы хозяйства, партия и государство быстрыми темпами решали задачу создания рабочих кадров для советской промышленности. Несмотря на многочисленные трудности, все важные отрасли промышленности были в основном обеспечены необходимыми кадрами. Битой оказалась ставка мировой буржуазии на срыв пятилетнего плана из-за нехватки квалифицированных кадров.
Другой важной проблемой было обеспечение промышленности инженерно-техническими кадрами. Техническая реконструкция народного хозяйства, появление новых отраслей промышленности, создание и внедрение новой техники требовали подготовки специалистов высшей квалификации. В. И. Ленин указывал, что наличие высококвалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства — непременное условие успешного строительства социализма 283 .
В первые годы индустриализации страны выявилось «резкое несоответствие между потребностями в квалифицированных специалистах для технически перестраивающейся промышленности и для все развертывающегося капитального строительства — с одной стороны, и состоянием дела подготовки новых кадров специалистов через существующие втузы и техникумы — с другой» 284 . По данным Госплана СССР, в промышленности (без аппарата управления) к началу пятилетки работало всего 24,2 тыс. инженеров и техников со специальным образованием, что составляло лишь 0,92% к общему числу рабочих. Удельный вес инженеров в машиностроительной отрасли составлял: в СССР — 1,48%, а в Германии — 3,77%; в химической промышленности соответственно — около 1 и 3,14% 285 .
Недостаток квалифицированных технических и руководящих кадров, существовавший в течение ряда лет, особенно обострился в решающий период индустриализации страны. В годы первой пятилетки только для промышленности требовалось 435 тыс. инженеров и техников, в 1930 г. же их насчитывалось всего 51,5 тыс. 286 Г. К. Орджоникидзе летом 1931 г. отмечал, что в настоящее время самым узким местом являются инженерно-технические силы 287 .
Наличные кадры специалистов не удовлетворяли потребности реконструктивного периода не только по количеству, но и по качеству: низкая техническая квалификация, «недостаточность квалификации с точки зрения экономического образования, наконец, социально-политическая неустойчивость, нейтральность и даже враждебность известной части наличных кадров специалистов» 288 . Это могло стать тормозом дальнейшего успешного строительства социализма.
Поэтому подготовка новых технических кадров из среды рабочих и трудящихся крестьян приобрела исключительную актуальность. Подчеркнув, что «подготовка новых специалистов превращается в важнейшую задачу всей партии», июльский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б) принял решение вдвое увеличить к концу первой пятилетки удельный вес инженерно-технических работников в крупной промышленности 289 . Для этого надо было расширить сеть высших и средних технических учебных заведений, укрепить их материально-техническую базу, послать во втузы 1000 членов партии, закрепив это мероприятие на ряд ближайших лет. В целях «наибыстрейшей подготовки новых специалистов и накопления опыта по приспособлению технического образования к интересам промышленности» 290 Пленум признал целесообразным передать в ведение хозяйственных органов (ВСНХ и НКПС) 8 втузов и 5 техникумов. Опыт себя оправдал, и в 1930 г. все высшие технические заведения перешли к хозяйственным наркоматам и объединениям.
В годы первой пятилетки была перестроена вся система высшего и среднего технического образования. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 11 сентября 1929 г. 291 различные системы подготовки кадров специалистов высшей и средней квалификации заменялись единой системой индустриально-технического образования, и устанавливались два типа подготовки специалистов с высшим образованием. Первый — резко выраженной узкой производственной квалификации со сроком обучения 3—4 года; второй — с более широкой теоретической подготовкой в определенной отрасли народного хозяйства со сроком обучения 4—5 лет. И те и другие специалисты должны были овладеть марксистской методологией и в достаточной степени ознакомиться с экономикой данной отрасли промышленности.
Реорганизация всей системы высшего и среднего специального образования сопровождалась бурным ростом сети учебных заведений и числа учащихся в них. В 1932/33 учебном году сеть высших учебных заведений превысила уровень 1925/26 учебного года в 5,7 раза, а сеть средних специальных учебных заведений — в 3,6 раза; контингента учащихся возросли соответственно в 3 и 4 раза 292 . В годы первой пятилетки были созданы вузы и факультеты, а также специальные средние учебные заведения новых профилей, готовившие специалистов для заново создававшихся в стране отраслей промышленности, таких, как авиационная, автотракторная, станкостроительная, химического и сельскохозяйственного машиностроения и многих других. В итоге первой пятилетки Советский Союз по размаху и темпам роста высшего и среднего специального образования выдвинулся на первое место в мире.
В годы первой пятилетки на основе проведения ленинской национальной политики высокими темпами росли сеть и контингента учащихся вузов и средних специальных учебных заведений в союзных республиках (табл. 1). Число студентов вузов и техникумов увеличилось на Украине в 4,4 раза, в Казахстане — в 3,7 раза, в Белоруссии — в 3 раза, в республиках Закавказья — в 2,6 раза, в Узбекистане — в 2,2 раза. В Киргизской, Таджикской и Туркменской союзных республиках в 1927/28 г. не было ни одного высшего учебного заведения, а в 1932/33 учебном году уже насчитывалось 11 вузов, в которых обучалось 2 тыс. студентов. Кроме того, в эти годы при приеме в вузы старых культурных центров была установлена система преимущественного предоставления мест национальным кадрам, которая обеспечивала дополнительные возможности их подготовки.
Рост сети вузов и средних специальных учебных заведений союзных республик и численность учащихся в них *
1927/28 г. 1932/33 г. 1927/28 г. 1932/33 г. число высших учебных заведений численность студентов, тыс. число высших учебных заведений численность студентов, тыс. число средних специальных учебных заведений численность учащихся, тыс. число средних специальных учебных заведений численность учащихся, тыс. СССР 148 168,5 832 504,4 1037 189,4 3509 723,7 РСФСР 90 114,2 498 333,3 672 123,2 2083 464,5 Украинская ССР 39 29,1 203 111,8 158 31,2 709 154,6 Белорусская ССР 4 4,6 31 10,6 30 5,3 104 19,7 Узбекская ССР 3 3,9 31 12,2 41 7,1 92 12,6 Казахская АССР 1 0,1 10 2,7 24 3,6 95 11,0 Грузинская ССР 6 10,5 20 17,7 46 7,7 204 32,4 Азербайджанская ССР 3 4,5 19 10,6 37 7,4 85 14,8 Киргизская АССР — — 2 0,2 4 0,4 14 1,2 Таджикская ССР — — 4 0,6 3 0,3 16 1,3 Армянская ССР 2 1,6 9 3,5 12 1,7 65 7,6 Туркменская ССР — — 5 1,2 10 1,5 42 4,0
* «Культурное строительство СССР», 1940, стр. 106, 108; «Высшее образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1961, стр. 106, 108; «Среднее специальное образование в СССР». Статистический сборник. М., Госстатиздат, 1962, стр. 62, 64.
Огромный рост численности учащихся в высших и средних учебных заведениях сопровождался существенным изменением их социального состава. Чтобы увеличить приток рабочих и крестьян в высшие учебные заведения, были организованы специальные дневные и вечерние курсы подготовки в институты, созданы новые рабфаки. В 1928 г. на рабочих факультетах было 56,6 тыс. учащихся, а в 1932 г. численность учащихся увеличилась до 352,7 тыс., т. е. в 6,2 раза 293 . В результате, рабочая прослойка среди студентов вузов, составлявшая в 1928 г. 25%, выросла в 1932 г. до 50%, причем в индустриальных вузах она достигла 65%. В техникумах удельный вес рабочих повысился за пятилетку с 25,8 до 41,5%, в том числе в индустриальных техникумах — до 62% 294 .
В результате увеличения сети высших и средних специальных учебных заведений и числа учащихся в годы первой пятилетки значительно вырос выпуск специалистов высшей и средней квалификации, что явствует из приведенных данных (в тыс.) 295 :
Всего за 1918—1928 гг. В среднем за год Всего за 1929-1932 гг. В среднем за год Высшие учебные заведения 340 30,9 170 42,5 Средние специальные учебные заведения 198 18,0 291 72,8 Всего 538 48,9 461 115,3
Выпуск специалистов высшей и средней квалификации в период первой пятилетки в среднем за год увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1918—1928 гг. По своим деловым качествам они в большинстве своем не уступали старым отечественным и иностранным специалистам, а иногда и превосходили их, особенно в области творческой инициативы.
Многочисленные инженерно-технические кадры готовились также из практических работников предприятий и квалифицированных рабочих без отрыва от производства в вечерних институтах, на заводах-втузах, на курсах различного рода. В марте 1930 г. решением ВСНХ СССР три завода — Ленинградский металлический, Харьковский электромеханический и Московский инструментальный — были преобразованы в заводы-втузы. В декабре 1932 г. на Ленинградском металлическом заводе-втузе состоялся первый выпуск 44 инженеров и 30 техников 296 .
Большое распространение во второй половине пятилетки получили фабрично-заводские технические курсы, состоявшие из трех отделений (концентров): для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров, для подготовки техников, для подготовки инженеров. Огромную роль в развитии этой формы курсового обучения сыграло постановление СНК СССР от 21 июня 1931 г. об ускоренной подготовке 32 тыс. техников в течение года без отрыва от производства 297 . Если на 1 января 1931 г. на технических курсах второго концентра обучалось 16 964 человека, то на 1 января 1932 г. — 34 500 человек, третьим концентром курсов было охвачено соответственно 5955 и 7014 человек 298 . Таким образом, число обучавшихся на отделениях подготовки техников увеличилось за год более чем в 2 раза.
Наряду с созданием кадров инженерно-технических работников проводилась большая работа по повышению квалификации командных кадров промышленности. Важную роль в подготовке руководящих работников промышленности сыграли курсы красных директоров, созданные по инициативе Ф. Э. Дзержинского в 1926 г. В 1931 г. на таких курсах обучалось более 5 тыс. хозяйственников 299 . В 1931—1932 гг. в различных городах страны были созданы промышленные академии по типу Всесоюзной промакадемии в Москве. В 1932 г. в 11 промакадемиях училось 2370 хозяйственников 300 . Другой формой повышения знаний руководящих партийных и хозяйственных работников были факультеты особого назначения, которые организовывались при втузах. К концу первой пятилетки на этих факультетах трех наркоматов (НКТП, НКПС, НКЛегром) обучалось свыше 2900 человек 301 . Социалистическое государство стремилось к тому, чтобы новые кадры советских специалистов находились на уровне современных научных знаний, мирового технического прогресса. Многие молодые специалисты практиковались на крупнейших предприятиях Европы и США. Только в 1929 г. ВСНХ СССР послал за границу 1200 инженеров и техников 302 .
В годы первой пятилетки партия, неустанно ведя работу по формированию советских инженерно-технических кадров, в то же время настойчиво и терпеливо сплачивала вокруг себя специалистов старой школы, приобщала их к социалистическому строительству.
Число специалистов (вместе с практиками), работающих в промышленности, за годы первой пятилетки увеличилось более чем в 3 раза: со 100,5 тыс. человек до 331,3 тыс., в том числе специалистов с высшим образованием — с 13,7 тыс. до 50,7 тыс. человек и со средним образованием — с 10,5 тыс. человек до 71,8 тыс. Насыщенность промышленности специалистами на 100 рабочих повысилась с 3,8 до 7,1, в том числе специалистами с законченным образованием — с 0,92% до 2,6%. При этом изменилось соотношение инженеров и техников: вместо 2:1,6 к началу пятилетки стало 2:2,8 к концу пятилетки 303 .
Быстрый рост кадров квалифицированных рабочих и специалистов стал важнейшим фактором строительства фундамента социалистической экономики. Разрыв между темпами индустриализации и темпами подготовки кадров для промышленности сокращался. Задача, на решение которой капиталистическим странам потребовалось десятки лет, была выполнена Советским государством в небывало короткий срок.
Читайте также
ПОДГОТОВКА КАДРОВ АРМИИ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ АРМИИ В понимании немцев армейские чины — это должности в бою, а в русском понимании — то нечто, за что дают больше денег из казны и много почета от общества. У немцев только одно, так сказать, сверхштатное звание фельдмаршала имело вид награды, а в
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров В условиях серьезного обновления состава промышленных кадров особо важное значение приобрела подготовка рабочих и повышение их квалификации. Индустриализация страны не могла осуществляться без подготовки
Глава третья ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Глава третья ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ Вступление Советской страны в период завершения социалистической реконструкции народного хозяйства, освоение новых предприятий и повышение качественных показателей в их работе требовало
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров
2. Подготовка рабочих и инженерно-технических кадров В годы второй пятилетки особо важное значение приобрело расширение и ускорение подготовки рабочих и специалистов и повышение их квалификации. Это было обусловлено двумя основными причинами: быстрым насыщением
И. Г. Старинов, кандидат технических наук, доцент УДАРЫ ПО ВРАЖЕСКИМ КОММУНИКАЦИЯМ
И. Г. Старинов, кандидат технических наук, доцент УДАРЫ ПО ВРАЖЕСКИМ КОММУНИКАЦИЯМ Наибольший урон немецко-фашистским захватчикам советские партизаны нанесли своими ударами по вражеским коммуникациям. Этими действиями партизаны уничтожали во время перевозок живую
Опыт применения технических средств пропаганды в боевой обстановке
Опыт применения технических средств пропаганды в боевой обстановке Применение технических средств пропаганды в конкретных войнах и конфликтах 1939–1945 годов имело свои особенности, определяемые различным состоянием экономики и культуры солдат армий, сражавшихся с
Глава 10. Подготовка кадров для будущей «перестройки» продолжается
Глава 10. Подготовка кадров для будущей «перестройки» продолжается Неизвестно в этой истории только одно: как чубайсовцы еще до перестройки смогли войти в команду «молодых экономистов» Гайдара и как они попали в секретную «комиссию Политбюро», которая по заданию
Подготовка офицерских кадров
Подготовка офицерских кадров Офицеры как военные профессионалы всегда составляли стержень и костяк армии и являлись надёжной опорой государства. Они определяли лицо и качество армии. Каков был офицер, такова была и армия. К периоду царствования Александра III офицерский
Дома инженерно-технических работников Свирьстроя
Дома инженерно-технических работников Свирьстроя Современный адрес — Малый пр. П. С., 84–86.Одной из последних построек Ленинграда в стиле конструктивизма оказался дом специалистов и работников Свирской ГЭС на Петроградской стороне, построенный в 1932–1938 годах по проекту
Глава 2. «ЕДИНСТВЕННЫЕ В ЕВРОПЕ» КУРСЫ РАЗВЕДКИ И ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ: ПОДГОТОВКА ПРОЛЕТАРСКИХ КАДРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦСЛУЖБ
Глава 2. «ЕДИНСТВЕННЫЕ В ЕВРОПЕ» КУРСЫ РАЗВЕДКИ И ВОЕННОГО КОНТРОЛЯ: ПОДГОТОВКА ПРОЛЕТАРСКИХ КАДРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦСЛУЖБ Г.И. Теодори в конце 1919 г., перечисляя свои заслуги, прямо заявил: «Особенно тяжелая работа выпала на долю Оперод Наркомвоен при формировании
2. Образование и подготовка кадров
2. Образование и подготовка кадров 2.1. Борьба за повышение грамотности. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительной работы в СССР. В 1928 г. был объявлен «всесоюзный культпоход за грамотностью» (численность культармии составляла около
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЕТНЫХ ЧАСТЕЙ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ГВАРДЕЙСКИХ МИНОМЕТНЫХ ЧАСТЕЙ Подготовка командных (офицерских) кадров. Первоначальное укомплектование ГМЧ производилось за счет командно-начальствующего состава всех родов войск Красной Армии. Новый род артиллерии не имел своих учебных
2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ
2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОДГОТОВКА КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ В общей системе мероприятий, направленных на дальнейший социально — экономический и культурный подъем страны, важное место отводилось развитию народного образования, повышению