- Пожарная охрана
- Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций
- Подразделения ФПС МЧС России
- МЧС России
- МЧС информирует
- Пресс-центр
- Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- История создания МЧС
- Справка
- Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
- Центральный аппарат МЧС России:
- Департаменты МЧС России:
- Управления МСЧ России:
- Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):
- Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
- Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
- a) в режиме повседневной деятельности:
- b) в режиме повышенной готовности:
- c) в режиме чрезвычайной ситуации:
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям
Пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это:
- 220 000 человек
- 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо
- 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей
- 49 пожарных катеров
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
- организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
- организация и осуществление государственного пожарного надзора;
- тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
- профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся:
во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), 5 ведомственных учебных заведениях и 94 испытательных пожарных лабораториях.
Государственный пожарный надзор
Одно из важнейших направлений деятельности ГПС – осуществление пожарного надзора.
Ежегодно государственные инспекторы по пожарному надзору проводят:
- 1 500 000 мероприятий по контролю за пожарной безопасностью
- предлагают к исполнению до 7 500 000 противопожарных мероприятий.
- ежегодно предотвращается до 450 000 пожаров,
- сохраняется материальных ценностей на сумму 35-45 миллиардов рублей.
Источник
Подразделения министерства чрезвычайных ситуаций
Подразделения ФПС МЧС России
На страницах журнала ПФ.РФ вы найдёте свежую информацию о структурных подразделениях Министерства чрезвычайных ситуаций. Контактные данные отделений аварийно-спасательной службы страны позволят оперативно связаться с представителями организаций для предупреждения и ликвидации аварии, очага возгорания, последствий технической катастрофы, эпидемии или стихийного бедствия, другим вопросам.
Спектр деятельности службы МЧС
Организации и подразделения министерства чрезвычайных ситуаций России являются полномочным органом исполнительной власти федерального уровня, который занимается разработкой и реализацией госполитики в сфере гражданской обороны, защиты территорий от катастроф техногенных и природных, несущих угрозу жизни и здоровью людей и благополучию экосистем. Сотрудники службы — это преимущественно спасатели, обеспечивающие безопасность населения на воде, при пожарах, а также специалисты, осуществляющие контроль и надзор за гражданскими, промышленными, коммерческими объектами.
Виды подразделений МЧС России
Это специальные подразделения ФПС МЧС России, в которых трудится около 220 тыс. человек. Основная цель службы направлена на предотвращение возникновения пожаров, повышение эффективной противопожарной безопасности населённых пунктов и отдельных предприятий, учреждений.
Подразделения ФПС МЧС России:
В организацию входят восемь отрядов РПСО, 38 отдельных филиалов для помощи на воде, Конно-кинологический южный центр, отряд специалистов «Центроспас» , ПСО Байкальский, НУЦ «Вытегра».
Сайты подразделений МЧС по округам:
Служба существует с 1995 г. Её сотрудники активно участвуют в тушении пожаров, ликвидации последствий после ЧС, доставке спасателей, стройматериалов, оборудования, гуманитарных грузов, эвакуации населения. В арсенале организации 55 воздушных судов: Ан-3, Бе-200ЧС и т. д. Особенная гордость службы — квалифицированный лётный состав и инженерно-технические сотрудники.
Воинские спасательные формирования
Сотрудники подразделений занимаются в мирное время размещением и обновлением вооружений, техники, предупреждением ЧС, обучением населения, осуществляют радиационную и бактериологическую разведку в местах аварий и катастроф. В военное время специалисты проводят работы по ликвидации последствий применения оружия массового поражения, обезвреживанию бомб.
Горноспасательные военизированные подразделения
Филиалы организации ВГСЧ расположены на территории 32 субъектов РФ и состоят из 18 отрядов. Они оснащены необходимой экипировкой, оборудованием, техникой для помощи пострадавшим сотрудникам, устройствами для проведения контрольно-испытательных работ в шахтах.
Служба по контролю маломерных судов
Организация занимается регистрацией и учётом плавсредств, их освидетельствованием и классификацией. Подразделения службы проводят аттестацию на право управления судами.
Центр управления во время кризисных ситуаций национального масштаба был сформирован в 1988 г. Его сотрудники занимаются управлением силами и средствами МЧС, предупреждением, а также оповещением населения о возникновении угрозы или наступлении ЧС.
Источник
МЧС России
МЧС информирует
Пожарно-спасательные подразделения МЧС России ликвидировали 2 252 пожара, спасли 92 человека
Пожарно-спасательные подразделения МЧС России при ликвидации последствий ДТП спасли 157 человек
Пиротехнические подразделения МЧС России обезвредили 24 взрывоопасных предмета, в том числе 2 авиабомбы
Психологами МЧС России оказана психологическая помощь в 9 случаях
Пожарно-спасательные подразделения МЧС России ликвидировали 2 252 пожара, спасли 92 человека
Пожарно-спасательные подразделения МЧС России при ликвидации последствий ДТП спасли 157 человек
Пиротехнические подразделения МЧС России обезвредили 24 взрывоопасных предмета, в том числе 2 авиабомбы
Психологами МЧС России оказана психологическая помощь в 9 случаях
Пресс-центр
27 апреля с рабочим визитом в город Ленск (Якутия) прибыл глава МЧС России Евгений Зиничев. Оперативная группа ведомства совершила облет акватории реки Лена, где наиболее вероятны ледовые заторы и повышение уровня воды.
27 апреля на базе МИЦ «Известия» состоялась пресс-конференция, анонсирующая XIII Международный салон «Комплексная безопасность-2021».
27 апреля в Иркутскую область с рабочим визитом прибыл глава МЧС России Евгений Зиничев. Под его руководством состоялось выездное межведомственное совещание по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
В Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России организована фотовыставка, посвященная Дню пожарной охраны Российской Федерации.
МЧС России продолжает дезинфицировать социально-значимые объекты.
МЧС России продолжает оказывать помощь органам местного самоуправления в проведении дезинфекции социально значимых объектов.
Сотрудники Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации продолжают оказывать содействие в проведении дезинфекции социально-значимых объектов. Данные профилактические мероприятия проводятся с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
На сегодняшний день силами чрезвычайного ведомства дезинфицировано около 80 тыс. социально-значимых объектов, в том числе более 45 тыс. зданий и сооружений транспортной инфраструктуры. Кроме того, с начала пандемии обработано около 10 тыс. км дорог и более 209 тыс. единиц техники.
В городе Кубинка Московской области с 12 по 16 мая пройдет XIII Международный салон средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2021».
28 апреля с 11 до 13 часов на базе ведомственного журнала «Пожарное дело» состоится «круглый стол» по выработке концепции нового пожарного автомобиля и перспективных образцов пожарной техники с участием заместителя Министра МЧС России Ильи Денисова
29 апреля в 10:00 на базе МИА «Россия сегодня» состоится онлайн-конференция заместителя Министра МЧС России Ильи Денисова, приуроченная ко Дню пожарной охраны.
Оперативный прогноз возможных ЧС на 28 апреля 2021 года на территории РФ обуславливается прохождением 3-х циклонов, 2-х антициклонов и действием атмосферных фронтов
В течение суток в Главном управлении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России организована работа по обеспечению функционирования органов управления, управлению силами и средствами в рамках системы антикризисного управления на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Оперативный прогноз возможных ЧС на 27 апреля 2021 года на территории Российской Федерации обусловливается прохождением 3-х циклонов, 3-х антициклонов и действием атмосферных фронтов.
В течение суток в Главном управлении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России организована работа по обеспечению функционирования органов управления, управлению силами и средствами в рамках системы антикризисного управления на всех уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Источник
Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
История создания МЧС
Справка
Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
История МЧС тесно связана с историей российской гражданской обороны, которой 4 октября 2010 г. исполнилось 78 лет. Начало государственной гражданской обороне было положено 4 октября 1932 г. принятием Советом народных комиссаров СССР «Положения о противовоздушной обороне СССР», которое впервые определило мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этот день принято считать днем рождения Местной противовоздушной обороны (МПВО) – начального этапа развития государственной системы защиты населения и территорий.
Решение, принятое руководством страны в 1961 г., о преобразовании МПВО в систему гражданской обороны (ГО), практически завершило начавшийся в 1955 г. процесс пересмотра устоявшихся взглядов на защиту населения и территорий в условиях возможного применения противником оружия массового поражения.
27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Этот день считается днем образования МЧС России. В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря было объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Начало создания структуры — 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день — 27 декабря — в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.
19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель — С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр — Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра — подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России — это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.
В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.
Сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению гражданской обороны на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. На основе внедрения современных технических средств и унификации структурных элементов создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО. Осуществлена реконструкция централизованной системы оповещения гражданской обороны на федеральном и межрегиональном уровнях. Предприняты необходимые меры по сохранению материально-технической базы гражданской обороны, системы инженерной защиты населения, запасов материально-технических ресурсов гражданской обороны.
В соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на базе реорганизуемых соединений и воинских частей войск гражданской обороны формируются воинские спасательные формирования постоянной готовности МЧС России, способные эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного времени.
Создана единая система обучения всех категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения, на основе внедрения современных обучающих методик и технических средств. С целью обучения различных категорий населения и доведения информации создана Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения (ОКСИОН). На современном этапе развития сформирован новый облик гражданской обороны и существенно расширен круг ее задач. Внедрены принципиально новые подходы к организации и ведению мероприятий гражданской обороны, позволяющие гибко и оперативно решать задачи по защите населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.
Организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России
Одним из направлений в деятельности Министерства является руководство созданием и развитием Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Она создана с целью объединения усилий федеральных и местных органов исполнительной власти, их сил и средств в деле предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Функциональная подсистема и комиссии по чрезвычайным ситуациям включает в себя:
— органы повседневного руководства и дежурные диспетчерские группы;
— силы и средства наблюдения и контроля за чрезвычайными ситуациями;
— силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
Центральный аппарат МЧС России:
Министр. Первый заместитель Министра. Статс-секретарь — заместитель Министра. 3 -Заместителя Министра. Главный военный эксперт. Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.
Департаменты МЧС России:
Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения. Административный. Надзорной деятельности. Организационно-мобилизационный. Кадровой политики. Международной деятельности. Финансово-экономический. Инвестиций и капитального строительства.
Управления МСЧ России:
Научно-техническое. Государственной инспекции по маломерным судам. Преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. Авиации и авиационно-спасательных технологий. Федеральной поддержки территорий. Медико-психологического обеспечения. Контрольно-ревизионное. Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ. Информации. Правовое. Военизированных горноспасательных частей.
Центральный аппарат МЧС РФ (9 департаментов, 9 управлений, 1 отдел):
Департамент управления. Департамент Гражданской обороны. Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Департамент подготовки войск гражданской обороны и других формирований. Департамент материально-технического обеспечения и вооружения. Департамент мероприятий защиты населения и территорий. Департамент финансово-экономический. Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов. Департамент международного сотрудничества. Управление кадров. Организационно-мобилизационное управление. Управление Аппарата Министра. Управление связи и оповещения. Научно-техническое управление. Управление авиации. Правовое управление. Медицинское управление. Хозяйственное управление. Информационный отдел (Пресс-служба).
Режимы работы Российской системы по чрезвычайным ситуациям
РСЧС имеет 3 режима функционирования в зависимости от складывающейся ситуации:
режим постоянной деятельности существует при отсутствии чрезвычайной ситуации, когда все органы управления и силы РСЧС работают в обычном ритме;
режим повышенной готовности, вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации, вводится при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Решение на введение режимов функционирования органов управления, сил и средств РСЧС принимается решением органов власти на федеральном, региональном, территориальном или местном уровне.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
a) в режиме повседневной деятельности:
— изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
— сбор, обработка и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— планирование действий органов управления и сил единой системы, организация их подготовки и обеспечение деятельности;
— пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
— руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
b) в режиме повышенной готовности:
— усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
— непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
— принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС;
— уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
— проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
c) в режиме чрезвычайной ситуации:
— непрерывный контроль за состояние окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
— оповещение руководителей и населения территорий о возникших ЧС;
— проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
— непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
— организация и поддержание непрерывного взаимодействия всех органов исполнительной власти по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
— проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
В зависимости от масштабов распространения и тяжести последствий ЧС классифицируются на:
— локальные (объектовые), в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходит за пределы производственного участка или объекта и могут быть ликвидированы собственными силами и средствами;
— местные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы населенного пункта, города (района);
— территориальные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС не выходят за пределы субъекта (республики, края, области, автономного образования);
— региональные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС охватывают территорию двух-трех субъектов Российской Федерации;
— федеральные, в которых поражающие факторы и воздействие источника ЧС выходят за пределы четырех и более субъектов Российской Федерации;
— глобальные, в которой поражающие факторы и воздействие чрезвычайной ситуации выходят за пределы государства.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций
Важнейшей составной частью единой государстенной системы предупреждений и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются её силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве основной мобильной силы располагает отрядами и службами Ассоциации спасательных формирований России.
— спасательными формированиями (отрядами) поисково — спасатальной службы (ППС) министерства;
Кроме отрядов спасателей, МЧС России задействует следующие силы:
— военнизированные и невоеннизированные противопожарные, поисково — спасательные и аварийно — восстановительные формирования федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
— учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России и других федеральных органов исполнительной власти и организаций России;
— формирования службы защиты животных и растений Министерства сельского хозяйства России;
— части Министерства внутренних дел (МВД) Российской Федерации и подразделения муниципальной милиции;
— силы гражданской обороны в воинских соединениях и на объектах народного хозяйства;
— воинские части и соединения радиационной, химической, биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;
— силы и службы поискового и аварийно — спасательного обеспечения полётов гражданской авиации;
— восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения России;
— аварийно — спасательные службы Военно — Морского флота России и других министерств;
— военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;
— территориальные аварийно — спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
— подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
— военизированные горноспасательные, противофонтанные и газоспасательные части Минтопэнерго России;
— аварийно — технические центры и специализированные отряды Минатома России;
— отряды и специалисты — добровольцы общественных объединений.
Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно — территориальному делению. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя:
— руководящий орган — республиканскую, краевую (областную), муниципальную комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС);
— постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
— собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем.
Председателем территориальной комиссии назначается первый заместитель главы администрации исполнительного органа власти. Оперативным органом управления в комиссиях являются соответствующие штабы ГО (областной штаб ГО, городские и районные штабы ГО). В комиссиях по ЧС создаются необходимые подкомиссии и другие подразделения. Непосредственно с населением взаимодействуют районные КЧС и комиссии по ЧС городов областного подчинения.
С целью обеспечения безопасности жизнедеятельности, территориальные исполнительные органы власти могут образовывать и вспомогательные структуры. Например, при мэрии г. Новосибирска в 1997 году был создан Совет безопасности, который включает в себя городской центр безопасности жизнедеятельности. Данный центр взаимодействует с силовыми ведомствами, городским штабом ГО, Новосибирской таможней и другими структурами.
Непосредственно в комиссии по ЧС передаётся информация:
— о стихийных бедствиях;
— о случайных залповых и аварийных выбросов и сбросов;
— о ситуациях, связанных с высоким уровнем загрязнения и экстремально высоким уровнем загрязнения природной среды.
Немедленно передаётся информация:
— о стихийных бедствиях, которые могут вызвать заболевания или гибель людей, животных или растений;
— об аварийных залповых выбросах (сбросах) загрязняющих веществ, если они угрожают здоровью или жизни людей, животных или растений;
— о визуальном обнаружении негативного воздействия на природу (необычный цвет или запах в реках, озёрах; гибель рыб или растений; отклонения от нормы нереста или миграции рыб; гибель животных, в том числе и диких).
При этом существуют определённые критерии оценки загрязнения природной среды, классифицируемые как ЧС. Под экстремально высоким загрязнением окружающей природной среды понимается следующее.
1. Для атмосферного воздуха:
- содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию:
- в 20-29 раз в течение времени более 2 суток;
- в 30-49 раз при сохранении этого уровня от 8 часов и более;
- в 50 и более раз (без учёта времени);
- визуальные и органолептические признаки:
- появление устойчивого, не свойственного данной местности (сезону) запаха;
- обнаружение влияния воздуха на органы чувств человека — резь в глазах, слезотечение, привкус во рту, затруднённое дыхание, покраснение или другие изменения кожи, рвота и д.р.
- (одновременно у нескольких десятков человек);
2. Для поверхностных вод суши, морских вод:
- разовое превышение ПДК загрязняющих веществ 1 — 2 класса опасности в 5 и более раз, для веществ 3 — 4 класса опасности в 50 и более раз;
- плёнка на поверхности воды (нефтяная, масляная или другого происхождения), закрывающая более 1/3 поверхности водоёма при его обозримой площади до 6 км 2 ;
- сильный необычный запах от воды водоёма;
- попадание в водоём токсичных (ядовитых) веществ;
- снижение содержания растворённого в воде кислорода до 2 и менее мл/л;
- увеличение биохимического потребления кислорода (БПК) свыше 40 мг/л;
- массовая гибель рыбы, раков, водорослей и д.р.;
3. Для почв и земель:
- содержание пестицидов в концентрациях 50 и более ПДК по санитарно-токсикологическим критериям;
- содержание загрязняющих веществ технологического происхождения в концентрациях 50 и более ПДК;
- в случае, если ПДК загрязняющего вещества не установлена, то превышение фона более чем в 100 раз;
- наличие несанкционированных свалок токсичных отходов;
4. Для радиоктивного загрязнения окружающей среды:
- мощность экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, измерения на высоте 1 м. От поверхности земли, составила 60 и более мкР/ч;
- суммарная бета-активность выпаданий по результатам первых измерений превысила 110 Бк/м 2 ;
- концентрация радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции превысила принятые единновременно допустимые уровни (ВДУ).
Источник