Показатели для сравнения стран по географии

СРАВНЕНИЯ

Как строить сравнительные
географические характеристики

К.С. ЛАЗАРЕВИЧ

На одной из первых географических олимпиад МГУ (в 1951 г.) было предложено задание — дать сравнительную характеристику Греции и Италии. К сожалению, жанр сравнительной характеристики в географии основательно позабыт — и как форма контроля знаний, и даже как форма изложения материала в учебном тексте. При изучении художественной литературы еще предлагают темы сочинений в этом жанре — сравнительные характеристики Печорина и Онегина, Базарова и Рахметова. В школьной географии же сравнительная характеристика — редкость. Между тем сравнительный метод в географии был и остается одним из очень важных, и научить школьников сравнивать — задача хотя и непростая, но важная и интересная.

Что можно сравнивать

У сравниваемых объектов должно быть что-то общее. Бессмысленно сравнивать город с рекой, климат с растительностью. Чаще всего сравнивают две территории, иногда город с городом, реку с рекой, две горные системы; можно сравнить и более абстрактные понятия — типы климата, типы почв, типы воспроизводства населения. И в пределах этих понятий нужно брать что-то, имеющее ясно видимые общие черты. Скажем, сравнить Россию с США или Канадой можно, с Великобританией — уже очень трудно, слишком разные они по размеру. Можно сравнить две страны, лежащие рядом, но по разные стороны какой-то горной системы, например Норвегию со Швецией; беcспорно, будут общие черты, но будут и существенные различия. Можно сравнить территории, очень друг от друга отдаленные, но в чем-то схожие — хотя бы ту же Норвегию с Чили. Различий будет больше: страны в разных полушариях, одна из них достигает тропических широт, другая заходит за полярный круг, одна страна у подножия высочайших гор, другая — у невысоких. Но обе узкие, протянулись вдоль побережья и отделены от соседей горами, у обеих есть фьордовые берега, обе лежат у берегов морей, богатых рыбой. Нередко общие черты у очень отдаленных объектов найти легче, чем у близких: у реки Конго больше сходства с Амазонкой, чем с Нилом.
Сравнивать можно два географических объекта, два явления, а можно и больше. В дальнейшем будем говорить только о двух объектах сравнения, но помнить, что их может быть и больше.

Цель сравнения

Мы знаем, что географическое положение двух стран сходно, есть сходство и во многих других чертах, но одна из них — богатая, другая гораздо беднее. Почему? Иначе говоря, мы хотим выяснить причину различий.
Другой случай: на реке успешно действует гидроэлектростанция; хотим построить такую же на другой реке, текущей в сходных, но не совсем таких же условиях. Будет ли электростанция работать так же хорошо? Не причинит ли она больший вред окружающей среде, чем первая? То есть наша цель — выявить следствия различий.
Сравнение может преследовать практическую цель, как в последнем примере, или теоретическую, научную. В нашей практике цель чаще всего учебная — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. И начать сравнительную характеристику лучше всего с обоснования постановки вопроса, с того, почему мы сравниваем эти объекты. Для многих школьников это может оказаться неожиданным: они делают это лишь потому, что «Анна Иванна велела». Но учитель никогда не даст задание сравнить несравнимые объекты или явления. И первое, что должны сделать ученики, — это понять, почему дано именно такое задание, какие у объектов сравнения существуют сразу видимые общие черты, какие явные различия. А детализировать, выявлять тонкости можно будет уже в ходе самой характеристики.

Читайте также:  Деды морозы разных стран сообщение

Структура сравнения

Наиболее обычная ошибка при сравнительной характеристике — географической или любой другой — состоит в том, что неправильно выбирается ее план, структура: сначала дается подробная характеристика одного из объектов сравнения, затем другого; и хорошо еще если потом вообще делается вывод, проводится какой-то анализ, а бывает и так, что дело ограничивается характеристикой каждого из объектов порознь, а собственно сравнения нет вообще.
Географические объекты и явления весьма различны по своему характеру, но в структуре всех сравнений есть что-то общее.
Даже если мы сравниваем территории, то есть даем наиболее привычную для нас характеристику, совершенно не обязательно строго придерживаться общепринятого плана описания: географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат и т.д.
Постарайтесь сразу понять, к каким чертам различия или сходства хотели привлечь ваше внимание, предлагая дать сравнительную характеристику. К ним в основном и сводите сравнение. Так, Греция и Италия расположены на близких широтах юга Европы, на полуостровах, в основном гористых. Но Италия — одна из очень богатых стран мира, член Большой восьмерки. Греция не только существенно меньше по размеру и численности населения, но и по душевым показателям в Евросоюзе-15 — один из аутсайдеров. Значит, нужно делать упор на исторические обстоятельства, на природные и современные политические факторы, затормозившие развитие Греции. В упомянутом выше примере Норвегии и Чили географическое положение тесно связано с рельефом, то и другое нужно дать вместе: страны протянулись вдоль морского берега, их границами с материковой стороны служат горы. Основная же разница — Норвегия уходит от 58° широты на 13° в сторону полюса, а Чили — от 56° широты на 38° в сторону экватора. У норвежских берегов море играет отепляющую роль, сглаживая северный холод. У чилийских — холодное течение делает еще более сухим знойный юг.
Сопоставлять широты сравниваемых территорий вполне резонно: от них зависят многие характеристики климата. Сравнивать же долготы бессмысленно не только потому, что невозбранно принять любой меридиан за нулевой, но и потому, что даже в одной, строго фиксированной системе координат долгота сама по себе ничего не значит: мы знаем, что на 20° широты заведомо теплее, чем на 60°, но сказать что-то определенное о долготах 20° и 60° не можем. Сыграет роль другое: на побережье или в глубине континента находится рассматриваемое место; если на побережье, то на западной окраине материка или восточной.
Включайте в характеристику лишь те компоненты географического описания, которые важны для сравнения. Если мы говорим о животноводстве, то, упоминая горные пастбища, совершенно не обязательно говорить о возрасте гор — овцам все равно, щипать ли траву на древних, каледонских горах или на альпийских. Но иногда может выплыть на поверхность и возраст: на герцинском Тянь-Шане есть остатки древних поверхностей выравнивания — сырты, которые служат прекрасными пастбищами, а на более молодом, альпийском Западном Памире, который стадию равнины никогда с начала горообразования не проходил, их нет.

Читайте также:  Какие страны имеют рыночною экономическую систему

Примеры сравнений разного типа

В качестве примера сравнения территорий рассмотрим полуострова Кольский и Ямал. Оба полуострова расположены на северном побережье России, первый отделяет Белое море от Баренцева, второй вдается в Карское море. На обоих идет интенсивная добыча полезных ископаемых. Главное отличие: Кольский полуостров — часть Балтийского щита, он сложен кристаллическими породами, которые лишь с поверхности слегка припудрены рыхлыми. Ямал же целиком сложен рыхлыми породами. Соответственно рельеф: на Кольском полуострове плато, сложенные коренными породами, есть и низкогорные массивы, высшая точка не достигает 1200 м; Ямал — это равнина, его высшая точка 84 м. Полезные ископаемые Кольского полуострова связаны с магматическими породами: руды железа, никеля, титана, апатит, нефелин. На Ямале — нефть и газ, последний преобладает; на Кольском таких ископаемых быть не может. Хотя оба полуострова на Севере и условия жизни там суровые, есть и существенные различия. Ямал несколько севернее, а главное — восточнее, окружающее его Карское море замерзает, в то время как Баренцево море у берегов Кольского полуострова не замерзает. Многолетняя мерзлота на Кольском полуострове только островная, небольшими участками, Ямал же — весь на мерзлоте, если она растает, полуостров может вообще исчезнуть. Близостью к хозяйственно развитым районам, лучшей транспортной связью с ними и более благоприятными условиями освоения объясняются наличие на Кольском полуострове многих городов и поселков, самый большой город — Мурманск. Ямал заселен еще очень слабо, разведка и добыча газа производятся в значительной мере вахтовым методом; капитально обустраивается только Бованенковское газовое месторождение.
Сравнительная характеристика рекАмазонки и Конго. Это две самые большие реки в мире по годовому стоку. Они находятся на разных континентах, но в главном их географическое положение сходно: они текут в приэкваториальных областях. Обильные осадки выпадают практически на всей площади бассейна каждой реки. Бассейны у обеих рек большие. Оба эти условия и создают значительный сток. Но бассейн Амазонки превышает бассейн Конго почти вдвое, а сток почти впятеро. Посмотрев на климатические карты, убедимся, что в бассейне Амазонки осадков заметно больше. Причины этого (свободный доступ восточного, пассатного переноса с океана) при характеристике рек можно и не рассматривать, а принять как данное. Бассейны обеих рек довольно изометричны, то есть не вытянуты по длине. Но на физической карте бассейн Амазонки почти весь зеленый, то есть это низменность. С низменным рельефом бассейна Амазонки связано распространение по Амазонке приливной волны на 1400 км. А бассейн Конго, в основной своей части тоже равнинный, приподнят, к океану река спускается, образуя водопады. Это создает затруднения для судоходства. Между тем по Амазонке океанские суда заходят на 1700 км, до Манауса.
Задачи на сравнение климатов печатались в газете много раз*. Вспомним общие и отличительные черты географического положения некоторых пунктов, сравнить которые предлагалось.
Остров Гренландия и антарктическая станция Восток. Почти антиподы, но обе точки — посередине огромных ледниковых щитов.
Уолфиш-Бей и Антофагаста. Разные материки, но совершенно одинаковое положение по отношению к материкам, океанам и морским течениям.
Неаполь и Кейптаун. Средиземноморский климат в разных полушариях.
Джакарта и Колката (Калькутта). На берегах одного океана, но один пункт в экваториальном поясе, другой в субэкваториальном.
Кармакулы и остров Врангеля. Обе станции в пределах русской Арктики, но в ее западном и восточном секторах.
Белен и Кито. Оба на экваторе, но один пункт на уровне моря, другой высоко в горах.
Подчеркнув общие и различные черты географических объектов, можно добиться исключительной выразительности географической характеристики даже тогда, когда сравнение не служит конечной целью. Так, характеризуя Томск, стоит противопоставить ему Новосибирск: Транссиб прошел всего в 60 километрах от Томска, сразу оставив его в невыгодном положении, в то время как благодаря Транссибу появился на свет и фантастически быстро вырос Новосибирск.
Сравнительная характеристика, дается ли она в явном или неявном виде, была и остается одним из очень сильных методов географии, поэтому учить ей в школе нужно обязательно.

Читайте также:  Памятники культуры стран азии

Источник

Таблица сравнительной характеристики стран

С помощью карт атласа и материалов учебника кратко охарактеризуйте Польшу и Беларусь по плану. Сделайте вывод.

План экономико-географической характеристики

1. Географическое положение

2. Площадь территории, тыс. км 2

3. Форма государственного правления

4. Система государственного устройства

5. Численность населения, млн. чел.

6. Национальный состав

7. Тип воспроизводства

8. Средняя плотность населения, чел./ км 2

9. Уровень урбанизации

10. Основные полезные ископаемые

11. Ведущие промышленные отрасли

12. Ведущие сельскохозяйственные отрасли

13. Ведущие виды транспорта

14. Структура экспорта

15. Структура импорта

Назовите черты сходства и различия рассматриваемых стран.

С помощью карт атласа и материалов учебника кратко охарактеризуйте Польшу и Беларусь по плану. Сделайте вывод.

План экономико-географической характеристики

1. Географическое положение

2. Площадь территории, тыс. км 2

3. Форма государственного правления

4. Система государственного устройства

5. Численность населения, млн. чел.

6. Национальный состав

7. Тип воспроизводства

8. Средняя плотность населения, чел./ км 2

9. Уровень урбанизации

10. Основные полезные ископаемые

11. Ведущие промышленные отрасли

12. Ведущие сельскохозяйственные отрасли

13. Ведущие виды транспорта

14. Структура экспорта

15. Структура импорта

Назовите черты сходства и различия рассматриваемых стран.

Номер материала: ДA-046555

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Практическая работа по географии по теме «Сравнительная характеристика стран мира» 10 класс

Васьковой Марии Евгеньевны

Сравнительная характеристика стран мира

Цель. Формирование умений комплексного использования разных источников географических знаний для описания населения стран мира

Показатели для сравнения

Прогноз на 2050г-1426млн. чел

Плотность населения 2010г, чел. км2-140

Прогноз на 2050г-404млн. чел

Плотность населения 2010г, чел. км2-34

В Китае численность населения увеличивается быстрыми темпами

Плотность населения выше в Китае

Гор населения в США больше, чем сельского

В Китае почти одинаково

Китай многонаселенная страна

Среднеурбанизированая от 20-50%

Большие города Шанхай, Пекин

Городские агломерации миллионеры

Городские агломерации есть в обеих странах

Различные уровни урбанизации

Китай относился к слабоурбанизированным, но городской взрыв затронул и его.

Есть мегалополисы в США.

США типичная страна агломераций 300.

Китай держит первенство мировое по числу деревень которых свыше 700тыс

Демографическая политика — одна семья один ребёнок, с исключениями в сельских районах и для этнических меньшинств. Официальная политика правительства против принудительных абортов и стерилизации, но есть и исключения для населения, так местные чиновники стремятся удовлетворить цели демографической политики. Цель правительства заключается в том, чтобы стабилизировать численность населения в начале XXI века, хотя по некоторым нынешним прогнозам, население Китая будет колебаться от 1400 до 1600 млн. человек к 2025 году.

Прирост населения: 0,606 % (2009)

Занимала одно из первых мест в мире, это время уже давно прошло,

За счет иммигрантов

Высокий естественный прирост в Китае

В США прирост за счет иммигрантов

Соотношение мужского и женского населения

Число мужчин на 100женщин 2010г-от 106-109

Число мужчин на 100женщин 2010г-от 95-97

Мужского населения выше в Китае

Коэффициент фертильности в США выше

Рождаемость- 13,45 на 1000 человек (2010г)

Смертность- 7,00 на 1000 человек (2009г)

Смертность на 1000жит в2009г-8,27

Детская смертность на 1000новорожденных -6,3

в США ниже, чем в Китае

Смертность выше в США

В Китае проводится демографическая политика, а в США нет

0-14 лет: 20,8 % (м. 145 461 833; ж. 128 445 739) (2009г)

15-64 года: 71,4 % (м. 482 439 115; ж. 455 960 489) (2009)

65 лет и выше: 7,7 % (м. 48 562 635; ж. 53 103 902) (2009г)

Последняя перепись населения проходила с 1 по 10 ноября 2010 года.

0-14лет — выше в Китае

15-64 лет – выше в Китае

Более 600млн людей в трудоспособном возрасте из которых молодежь составляет 2/5

Экономически активное население 50-60%

Уровень безработицы 9,6% продолжительность рабочей недели 34,2часа

Число свободных вакансий 3,4млн.

Налог на прирост капитала 15%

В Китае больше населения заняты в сельском хозяйстве

Групповая (деревенская форма расселения преобладает)

Почти 90% жителей сосредоточены на 1/3 части территории страны

Групповая (деревенская форма расселения) преобладает

Североамериканский тип города

Групповая (деревенская форма расселения преобладает) в двух странах

В США североамериканский тип города, в Китае такого нет

Тин воспроизводства населения 1

Подавляющее большинство китайцы

Доля национальных меньшинств сравнительно не велика 6%

Общее число некитайских народностей групп приближается к 60 и к тому же они принадлежат к трем языковым сем Традиционно в китайской религии и философии сплетаются конфуцианство, даосизм и буддизм. Они благополучно сосуществуют, причём зачастую — в пределах одного храма. Конфуцианство, первым обретшее влияние в Китае, по сути, стало кодексом подчинённости индивида обществу и его ответственности перед ним. Даосизм развивает идеи личного совершенствования и единения с природой; конфуцианскому учению о предопределённости социальных ролей он противопоставляет концепцию относительности. Буддизм, привнесённый в Китай извне и сосредоточенный на развитии духовного начала, выступает альтернативой китайскому прагматизму. В годы культурной революции религия в Китае была запрещена. Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трёх мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае ещё существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств всё ещё сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожие.

Китай — страна с различными религиозными культами. Хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунсяны, салары и баоань исповедуют ислам, в то время как религия тибетцев, монголов, так и югуров — ламаизм, являющаяся одной из ветвей буддизма, у некоторых представителей мяо и яо распространено христианство, а у большинства дауров, орочонов и эвенков — шаманизм. Некоторые китайцы (ханьцы) являются приверженцами христианства или буддизма, но большинство верующих исповедуют традиционную китайскую религию — даосизм.

В США живут представители более ста этносов. Их объединяют в три этнические группы

1.американцы США (потомки переселенцев разных национальностей.

2 переходные иммигрантские группы , включающие людей, сравнительно недавно переселившихся в США .

3.жителей аборигенов (индейцев, эскимосов) массовая иммиграция сыграла решающую роль и в формировании

4.особая группа черные афроамериканцы, негры доля12%-живут главным образом в городах, раньше жили на юге

В США преобладающее большинство афроамериканцы, негры

Подавляющее большинство в Китае китайцы

В восьми из десяти случаев родители нынешних китайцев женились по выбору и одобрению своих профессиональных союзов. Сегодня же проживающие в городах молодые китайцы рано приобретают сексуальный опыт. Распространен фактический брак и смена нескольких партнёров до брака.

Разводы, о которых вплоть до XX века и не помышляли, ныне — обычная практика. А внебрачные связи получили столь широкое распространение, что власти всерьёз обсуждают вопрос юридического оформления их незаконности.

Считается, что на семейных традициях негативно сказывается политика одна семья — один ребёнок, которая создаёт проблему избалованных детей.

Большинство из 55 национальных меньшинств Китая также имеют свои собственные языки. До освобождения страны, помимо народностей хуэй, маньчжуров и шэ, которые употребляли в основном китайский язык, на своём национальном языке говорили и писали монголы, тибетцы, уйгуры, корейцы, казахи, сибо, тай, узбеки, киргизы, татары и русские. Своя письменность существовала и у наси

, мяо, цзинпо, лису, ва, лазу, но она широко не использовалась. Остальные 34 этнические группы национальной письменности не имели.

После образования КНР в рамках правительственной программы были созданы и систематизированы письменные языки для 10 этнических групп, включая чжуан, буи, мяо, дун, хани, ли и др., проведена реформа письменности уйгуров, казахов, цзинпо, лаху и тай. Согласно лингвистической классификации, 29 языков относятся к китайско-тибетской семье, 17 — к алтайской, 3 — к южноазиатской и 2 — к индоевропейской семье. Распространённый на Тайване язык гаошань относится к индонезийской языковой семье. Принадлежность одного из языков ещё не установлена.

Китайская письменность — иероглифика— восходит к гадательным костям династии Шан (16-11 вв. до н. э.) с вырезанными стилизованными изображениями предметов — символами, заменявшими слова и использовавшимися для предсказаний. Несмотря на изменения в материалах для письма, китайские иероглифы остались практически такими же, какими были в древности. Для чтения газеты необходимо знать не менее 3000 иероглифов, а образованный человек владеет более чем 5000 иероглифов. С 1913 г. официальным разговорным языком в Китае служит диалект путунхуа (мандарин), однако существует по крайней мере 7 региональных диалектов китайского языка, которые сильно различаются по произношению, поэтому в разговоре жители различных частей Китая не понимают друг друга. Объединяет их единая иероглифическая система письма.

Страна древней культуры, традиции духовной культуры сохранились до наших дней-специфические китайские театры, живопись, музыка, кухня, кухня, гимнастика ушу, лунный календарь.

В китайской школе ответы учащихся оценивают по 100-балльной шкале. С глубокой древности существует китайская философия, астрономия, география, медицина.

Образовани в основном государственное, контролируемое и финансируемое на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями. Существует система государственных школ. Высшие учебные заведения главным образом частные, которые привлекают студентов и аспирантов со всего мира.

По развитию туризма международного уступает Европе, хорошо развит соседский туризм с Канадой.

Обладают природно-рекреационным ресурсами.

50 национальных парков, есть заповедники,

Приморский туризм- Флорида, Калифорния, Гавайи

Во второй половине 20в иммиграция из Европы уменьшилась, но увеличилась число иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки среди последних преобладают мексиканцы.

Внутренние миграции, пенсионеры из штатов севера в штаты юга

Миграции населения в США выше, чем в Китае

США классическая страна иммигрантов 40млн лиц ирландского происхождения

Источник

Оцените статью