Показатели качества трудовых ресурсов страны

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Уровень экономической активности (экономически активное население

к численности населения соответ-ствующей возрастной группы)

в возрасте 15-72 года в трудоспособном возрасте Всего 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Мужчины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Женщины 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 65,1 66,2 66,2 67,0 67,8 67,8 67,7 68,3 71,3 71,4 71,4 72,2 73,8 73,5 73,8 74,4 59,5 61,6 61,6 62,5 62,5 62,7 62,3 62,9 78,2 76,9 76,8 77,3 78,6 78,5 78,6 79,1 80,9 79,3 78,9 79,5 81,4 81,2 81,5 82,0 75,4 74,4 74,6 75,0 75,7 75,7 75,5 76,0

ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ, ЗАНЯТЫХ И БЕЗРАБОТНЫХ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Численность экономически активного населения – всего, тыс. человек

Уровень безработицы, процентов

занятые в экономике безработные Челябинская область 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1812 1816 1827 1749 1877 1884 1900 1918 1657 1719 1734 1704 1795 1733 1756 1790 156 97 93 44 82 151 144 128 8,6 5,4 5,1 2,5 4,4 8,0 7,6 6,7

3.Трудовые ресурсы– это часть населения страны, которая по возрасту и состоянию здоровья фактически работает или способна к трудовой деятельности.

Таким образом, в состав трудовых ресурсов включают:

· трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

· фактически работающих подростков моложе 15 лет;

· фактически работающих пенсионеров.

Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризую-щаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологиче-ской и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, рас-селение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономиче-ские отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически ак-тивного населения, т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Экономически активное население — это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и без-работных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

4.Численность трудовых ресурсов рассчитывают двумя методами:

1. Демографический: население трудоспособного возраста за вычетом инвалидов I, II групп, включая работающих подростков и пенсионеров.

2. Экономический: фактически работающее население (занятое), включая занятых в личном, подсобном и фермерском хозяйствах, плюс учащиеся с отрывом от производства, безработные и остальные неработающие лица трудоспособного возраста.

Результаты расчетов этими методами могут не совпадать из-за маятниковой миграции населения.

5.Баланс трудовых ресурсов представляет собой комплексный метод изучения состава и использования трудовых ресурсов. С помощью баланса трудовых ресурсов раскрываются источники формирования рабочей силы, связи и пропорции в ее распределении по видам экономической деятельности, а также между отдельными регионами страны.

Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов – ресурсной и распределительной частей, составляется по среднегодовым данным (табл. 3.1).

Первая часть балансахарактеризует численность трудовых ресурсов и источники их формирования. Во второй части баланса производится распределение трудовых ресурсов на занятых и не занятых в экономике.

Баланс трудовых ресурсов

Численность трудовых ресурсов

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

иностранные трудовые мигранты

лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые

лица старше трудоспособного возраста

Распределение численности трудовых ресурсов

I. Среднегодовая численность занятых в экономике

(сумма строк с 08 по 30)

…..Далее с 14 по 30 по видам экономической деятельности

Общественные объединения (организации)

Экстерриториальные организации и органы

II. Население, не занятое в экономике

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте:

военнослужащие, российские граждане, работающие за границей,

безработные, домохозяйки и др. население, не занятое в экономике

в процентах к трудовым ресурсам

6.Основными задачами статистики трудовых ресурсов являются:

· характеристика наличия, состава и структуры трудовых ресурсов, определение их перспективной численности;

· изучение текущих данных об экономической активности населения, занятости и безработицы, а также определение факторов, влияющих на них;

· изучение структуры занятости по отраслям, секторам, профессиям;

· характеристика естественного воспроизводства и миграции трудовых ресурсов;

· оценка состояния и развития рынка труда, спроса и предложения, конъюнктуры и напряженности на рынке труда;

· исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуре и динамике;

· изучение фондов рабочего времени и эффективности их использования.

Решение этих задач лежит в основе политики правительства, направленной на обеспечение занятости, наращивание трудового потенциала и повышение эффективности его использования с позиции достижения максимальных социально-экономических результатов.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

общей численностью трудоспособного населения;

количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. Количественные включают показатели численности трудовых ресурсов и их состава (по полу, возрасту, общественным группам и т.д.). Качественные характеристики — это показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры и т д

Показатели численности трудовых ресурсов рассчитываются по состоянию на конкретный момент времени для определенной административно-территориальной единицы (района, области, республики и т.д.). Одним из показателей количественных изменений трудовых ресурсов является коэффициент естественного прироста, исчисляемый как отношение естественного прироста трудовых ресурсов к их среднегодовой численности за определенный период, умноженное на 1000.

Деление трудовых ресурсов по возрасту и полу также относится к числу важных количественных характеристик. Соотношение возрастных групп в составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную структуру. При изучении трудовых ресурсов принято выделять четыре основные возрастные группы: молодежь 16-29 лег; лица 29-49 лет, лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 лет); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше и женщины 55 лет и старше), занятые в общественном хозяйстве. В научных и практических целях наряду с укрупненными возрастными интервалами изучаются также возрастные группы с пяти- или десятилетними интервалами.

Независимо от территориального размещения трудовая активность населения, принадлежащего к одним и тем же возрастным группам, имеет общие закономерности. Так, в возрастной группе 16-29 лет большая часть молодежи до 22 лет занята обучением, получением профессиональной подготовки, военной службой. Этот контингент активно включается в общественное производство к 23-25 годам. Поэтому наиболее высокая активность и наиболее полная занятость характерны для населения в возрасте 25-49 лет. У лиц старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается. Особую группу составляет население старше трудоспособного возраста — пенсионеры. Определенная часть лиц пенсионного возраста продолжает трудиться в общественном производстве, однако их трудовая деятельность остается относительно активной лишь в течение первых трех-пяти лет после оформления пенсии.

Структура трудовых ресурсов по полу также является их важной количественной характеристикой и имеет большое значение для формирования эффективной занятости. Этот показатель определяется путем выявления соотношений мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном подсобном хозяйстве, а также занятых на учебе с отрывом от производства. Структура трудовых ресурсов по полу различается по регионам и сферам занятости. Это обусловлено, в частности, миграцией трудоспособного населения: в местах выбытия доля мужчин сокращается, в районах интенсивного освоения — увеличивается.

Структура трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовке является важной качественной характеристикой трудовых ресурсов, показателем интеллектуального потенциала общества. При анализе трудовых ресурсов по уровню образования и профессиональной подготовке учитываются следующие параметры: уровень образования трудоспособного населения (общего, специального); соотношение численности занятого населения и численности лиц с высшим, средним (полным и неполным) и начальным образованием; динамика численности учащихся по видам обучения и т.д. Важное значение при этом имеют изучение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, определение удельного веса работников по видам деятельности, уровню квалификации и т.п.

В связи с научно-техническим прогрессом претерпевают существенные изменения профессии, специальности, квалификации. Профессия — это род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими, специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки и опыта работы3. Виды и наименования профессий определяются характером и содержанием труда, вещественными факторами труда. В рамках общих профессий, установленных по производственному признаку, выделяются специальности. Специальность -это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которого необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые также путем специальной подготовки и опыта работы.

Одной из качественных характеристик трудовых ресурсов является их квалификационный состав. Квалификация — это степень общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам, определены в Едином тарифно-квалификационном справочнике и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Группировка трудовых ресурсов по уровню образования, профессиям и квалификациям и исчисляемые на этой основе абсолютные и относительные показатели используются для организации вовлечения трудовых ресурсов в народное хозяйство.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2928 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать определение трудовым ресурсам, рассмотреть особенности их развития в России;
— проанализировать динамику трудовых ресурсов РФ, дать характеристику трудоспособного населения России;
— оценить качество трудовых ресурсов России;
— проанализировать факторы, ухудшающие качество трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

refland.ru_29106.doc

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Из известных на данный момент факторов производства одним из главных, а зачастую основным и требующим наибольших затрат является труд.

Решающим фактором в развитии производства всегда и везде выступает труд человека. Труд, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, представляет собой вечное и естественно условие человеческой жизни.

Обязательным условием процесса труда является соединение работника, обладающего совокупностью физических и духовных способностей к труду — рабочей силой, со средствами производства. Следовательно, главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы.

С 2006 года Россия вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Такой прогноз содержится в сценарных условиях социально-экономического развития и основных показателях сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года, которые рассматривало правительство России.

Как отмечается в документе, если в 2006 году указанная численность населения сократится на 300 тыс человек, то в 2007 году — уже на 370 тыс. При этом в 2008 году численность населения трудоспо собного возраста сократится еще на 538 тыс человек.«В условиях намечаемого существенного сокращения численности трудовых ресурсов одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны становится миграция населения», — отмечается в документе. Согласно прогнозным оценкам Росстата, миграционный положительный приток населения в страну увеличится с 39 тыс человек в 2004 году до 272,3 тыс в 2008 году.

Сложность и многогранность проблем повышения эффективности использования трудовых ресурсов обусловлена органической взаимосвязью их со всеми фазами общественного воспроизводства, что предопределяет необходимость их комплексного изучения.

Целью курсовой работы является изучение количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— дать определение трудовым ресурсам, рассмотреть особенности их развития в России;

— проанализировать динамику трудовых ресурсов РФ, дать характеристику трудоспособного населения России;

— оценить качество трудовых ресурсов России;

— проанализировать факторы, ухудшающие качество трудовых ресурсов.

Данный анализ служит исходной базой для планирования использования трудовых ресурсов, определения темпов роста производительности труда, развития сфер и отраслей народного хозяйства.

Закономерности территориально размещения трудовых ресурсов. Изучение этого вопроса позволяет осуществить планомерное пропорциональное развитие экономики страны, выявить резервы трудовых ресурсов и повышать эффективность их использования.

Планирование использования трудовых ресурсов: основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов; определение численности занятых в общественном хозяйстве; анализ изменения численности и структуры прироста трудовых ресурсов; система трудовых балансов и методы их расчета.

Методологическую основу курсовой работы составили труды российских ученных Рофе, Бесединой, Римашевской. Данными для курсовой работы послужили статистические данные Госкомстата РФ.

В процессе написания курсовой работы необходимо проанализировать проблемы, возникающие в современной России, связанные с качеством и количеством трудовых ресурсов.

Изучение планирования использования трудовых ресурсов имеет важное практическое значение для распределения общественного труда между сферами и отраслями народного хозяйства, а также необходимо при составлении балансов потребности в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах.

Эффективность использования трудовых ресурсов: основные показатели использования трудовых ресурсов и пути повышения эффективности их использования — первоочередная задача экономической науки и хозяйственной практики.

1 ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

1.1 Понятие трудовых ресурсов

Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население — та часть, которая обладает совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться. Трудоспособное население выступает как часть населения, ограниченная определенными возрастными границами. Границы трудоспособного возраста носят подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.

Решающую роль в нормировании границ трудоспособного возраста населения играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Начальная граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения.

Таким образом, формирование возрастных групп трудоспособного населения определяется объективными условиями не только физиологического развития людей, но и, прежде всего, общественных отношений. Это в значительной степени отражается на формировании демографической структуры трудоспособного населения, на его размещении по территории страны.

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. 1

Для мужчин трудоспособный возраст составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая — трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая — работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства. 2

Трудовые ресурсы как экономиче ская категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью. В совокупности они предопределяют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект.

Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившимся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально- квалификационной подготовки трудоспособного населения. 3

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Воспроизводство трудовых ресурсов определяется воспроизводством всего населения, однако, эти процессы не совпадают, что объясняется в частности следующим:

изменение рождаемости отражается на численности трудовых ресурсов только после того, как дети достигнут трудоспособного возраста;

выбытие людей из трудоспособного возраста (достижение пенсионного возраста) влияет только на численность трудовых ресурсов.

Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется за счет населения трудоспособного возраста, а также работников моложе и старше этого возраста. Численность населения трудоспособного возраста зависит от естественного движения миграции этой части трудовых ресурсов, а работников моложе и старше трудоспособного возраста — от их численности и уровня занятости.

развитие рыночных отношений влияет не только на экономику, меняется и смысл привычных теоретических понятий, к числу которых относятся «трудовые ресурсы». Это понятие широко используется не только в научной литературе, но и в повседневной практике. Та или иная трактовка не может не влиять на характер принимаемых решений, что представляется не столь безобидным, как может показаться на первый взгляд.

Термин «трудовые ресурсы» возник в первые годы советской власти и использовался в обстановке централизованного управления людскими ресурсами страны. 4 В условиях, когда наряду с правом на труд законодательно была закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), лица, длительное время без уважительных причин не работавшие, преследовались по закону и могли быть наказаны лишением свободы. Строгий статистический учет трудоспособного населения — трудовых ресурсов (наряду с ресурсам природными, материальными и финансовыми) был одним из элементов централизованного планирования экономики. 5

С середины 1993 года российская статистика перешла на рекомендованную международными конференциями статистиков труда и Международной организации труда систему классификации населения, согласно которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

Переход России от тоталитаризма и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и запрету на труд принудительный делает бессмысленным использование термина «трудовые ресурсы» в его прежнем толковании. Не могут относиться к трудовым ресурсам лица, которых иначе, как принудительно к труду не привлечешь. Правда, подобная аргументация не всем кажется убедительной; некоторые продолжают отстаивать прежнее представление, согласно которому ресурсы труда или трудовые ресурсы складываются из экономически активного населения, лиц, занятых учебой с отрывом от производства, и лиц, не занятых трудовой деятельностью и не обучающихся. 6

Поэтому следует обосновать первую точку зрения на этот вопрос подробнее. Для начала нужно вспомнить, что словом «ресурсы» обозначаются разного рода средства, запасы, возможности, источники, которые можно использовать. Спрашивается, может ли предприятие считать своими материальными ресурсами какие-либо материалы, находящиеся в собственности другого предприятия, если последнее не собирается ему их ни продавать, ни передавать? Можно ли считать своими финансовыми ресурсами деньги, которые находятся у других людей и нам не принадлежат и, более того, которые нам не собираются даже одалживать? Ответы отрицательные. Тогда почему же следует относить к трудовым ресурсам лиц, имеющих легальные средства существования, которые не работают и которых по закону нельзя заставить работать. Значит, нельзя называть ресурсом то, что не может быть использовано.

Сам по себе термин «трудовые ресурсы» вполне мог бы сохраниться в научном обороте, если бы он не нес бремя тяжелой «наследственности», связанной с нарушением прав человека. Сохраняя термин «трудовые ресурсы» мы вольно или невольно придаем ему то содержание, которое было сформулировано при появлении его в научном обороте в одной из статей академика С. Г. Струмилина в 1922 г. и не изменялось многие десятилетия.

Действительно, в экономике наряду с другими ресурсами присутствуют и человеческие ресурсы, т. е. ресурсы труда. Поэтому понятие «трудовые ресурсы» может иметь право на существование лишь в историческом аспекте. Применение же его сегодня для обозначения ресурсов труда искажает их содержание.

Реальными же людскими ресурсами труда, как это признано статистиками во всем мире, является экономически активное население.

1.2 Особенности развития трудовых ресурсов России

Противоречивым образом сказалось становление рыночных отношений на положении основной массы работников, изменились масштабы занятости, степень вовлечения населения в общественно-организованные формы труда. В 90-е гг. изменения этого рода имели в России совершенно иной характер, нежели в предшествующие десятилетия. На протяжении всего периода после Великой Отечественной войны, вплоть до 80-х гг., вовлеченность населения тогдашней РСФСР в общественно-организованное производство практически непрерывно возрастала. Более того, занятость приобрела в стране всеобщий и даже обязательный характер. Следует, видимо, напомнить, что неучастие в общественно-организованном труде без так называемых «уважительных причин» считалось тунеядством, которое строго наказывалось, чего, в свою очередь, нельзя забывать теперь при анализе тех изменений, которые происходят в социально-трудовой сфере в настоящее время, поскольку изменить сознание человека за какой-то десяток лет практически невозможно. 7

Источник

Читайте также:  Назовите страну которая является родиной социологии
Оцените статью