Показатели кредитной безопасности страны

Показатели, определяющие финансовую безопасность государства

Показатели, определяющие финансовую устойчивость государства, в России были впервые приведены в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г. Они включали:

— уровень дефицита бюджета;

— нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений;

— устойчивость банковской системы и национальной валюты;

— степень защищенности интересов вкладчиков;

— золотовалютный запас страны;

— состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;

— внешний и внутренний долг страны;

— дефицит платежного баланса;

— финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.

Приводимая система может быть дополнена следующими показателями:

— стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы;

— исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей;

— «прозрачность» финансовых потоков;

— доля денежных расчетов в общем объеме оборота:

— несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж;

— скорость обращения денежной массы;

— величина денежной массы в обращении.

Показатели финансовой устойчивости были разделены на две группы:

1) измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

2) характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

В табл. 1.1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России, а также пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости, которые, следует отметить, не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических.

Таблица 1.1 — Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения

Показатель

устойчивости

Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
1.

Уровень дефицита бюджета (федерального, консолидированного государственного)

Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета До 20% в течение одного года

До 10% в течение нескольких лет

2. Стабильность цен Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах Не более 50% в течение года

Не более 25% в течение нескольких лет подряд

Не более 10% в течение ряда лет

Продолжение таблицы 1.1

Показатель

устойчивости

Параметр, индикатор устойчивости Пороговые значения
3. Золотовалютный запас страны Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов. Величина резерва измеряется в процентах от государственного бюджета и ВВП Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета Не ниже 20% валового внутреннего продукта

Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении

4. Внешний долг страны (государственный и корпоративный) Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года

Не более 5% национального богатства

5. Внутренний государственный долг Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства, золотовалютного запаса Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года
6. Дефицит платежного баланса Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса Не более 50% в течение одного года

Не более 20% в течение нескольких лет

Приведенные в табл.

ных суждении, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможного изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.

Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер.

В кризисные и посткризисные 2008-2010 гг. наибольшую финансовую опасность для России представляли следующие угрозы:

рост корпоративного внешнего долга;

— расчеты по внутреннему долгу;

— недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;

— низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;

2014 г. новый экономический кризис, разыгравшийся в свет событий вокруг Украины, привел к усугублению старых и появлению новых угроз финансовой устойчивости России.

На сегодняшний день можно выделить две основные группы угроз: внутренние и внешние.

— затяжной характер экономического кризиса, замедленный выход из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;

— сокращение ресурсов в финансово-кредитной сфере для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;

— низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения;

— криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;

— утрата внешнеэкономических позиций России, вследствие вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, а также введение экономических санкций;

— неравноправное участие России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;

— повышение внешней финансовой задолженности России, и как следствие, усиление ее зависимости от иностранных кредитов;

— высокая валютизация банковской системы;

— зависимость курса национальной валюты от цен на энергоносители и т.д.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Финансовая безопасность государства

Сущность финансовой безопасности государства

Финансовая безопасность государства — понятие достаточно многоплановое в экономическом контексте и чрезвычайно актуальное в политическом, потому что является результатом практических мероприятий со стороны законодательной и исполнительной власти государства в сфере финансов.

Финансовая безопасность государства — это состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере.

Финансовая безопасность — это способность финансовой системы сохранять защищенность, стабильность и стойкость своих финансовых интересов при негативном воздействии внешних и внутренних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности, а также сохранение способности финансовой системы государства обеспечивать эффективное функционирование национальной экономики и постоянный экономический рост.

Финансовая безопасность государства определяется конкретными показателями функционирования экономической системы государства за определенный промежуток времени. К числу ключевых показателей относятся:

Внутренние и внешние долги давно стали неотъемлемой составляющей финансовой системы большинства стран мира. Они обусловлены наличием дефицита бюджета, то есть государство не всегда имеет возможность провести сокращение расходов в соответствии с имеющимися доходами. Тогда возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, которые можно получить или благодаря эмиссии денег, или посредством заимствования денежных средств на внутреннем и/или внешнем денежно-кредитном рынке.

Покрытие дефицита бюджета посредством заимствований имеет ряд преимуществ, к которым относятся:

  • управляемость инфляционными процессами в государстве (в отличие от процедуры эмиссии денег);
  • повышение уровня кассового исполнения бюджета;
  • укрепление финансового положения в государстве и тому подобное.

Однако непродуманное и чрезмерное использование заимствований для покрытия расходов бюджета имеет ряд негативных моментов. Так, использование заимствований на покрытие текущих расходов приводит в дальнейшем к росту дефицита бюджета. Значительное использование заимствований в течение двух-трех лет создает финансовую пирамиду, которая предопределяет финансовый крах системы в целом, поскольку возврат долгов и выплата процентов по ним приводит к постоянному росту долгов, а это сокращает расходы бюджета по другим статьям. Как правило, при избыточном росте долгов и чрезмерной долговой нагрузке государство может прибегнуть к реструктуризации долгов, что в свою очередь вызовет недоверие к нему со стороны других государств и международных финансовых институтов.

Финансовую безопасность государства можно рассматривать в двух аспектах:

  • внешнем (затрагивает финансовый суверенитет страны, уровень независимости национальной финансовой системы от воздействия финансово-кредитных организаций международного уровня и транснационального капитала);
  • внутренним (безопасность финансовой сферы определяется совершенством правовой, организационной и институциональной базы, политической стабильностью, уровнем рисков рыночной конъюнктуры, масштабами теневой экономики и уровнем коррупции в государстве).

Являясь чрезвычайно сложной многоуровневой системой, финансовая безопасность образована рядом подсистем, различающихся собственной структурой и логикой развития.

Компоненты финансовой безопасности государства

В состав финансовой безопасности государства входит: бюджетная, налоговая, долговая безопасность, финансовая безопасность банковской системы, валютная, денежно-кредитная, инвестиционная безопасность, финансовая безопасность
страхового и фондового рынка.

Бюджетная безопасность предполагает состояние, при котором обеспечивается платежеспособность государства, достигается баланс доходов и расходов государственного и местных бюджетов, повышается рациональность и качество распределения бюджетных средств. Уровень бюджетной безопасности государства определяется такими показателями, как:

  • размер бюджета;
  • объем ВВП, распределяемого через бюджет;
  • наличие дефицита бюджета, его размер и источники финансирования;
  • масштабы бюджетного финансирования;
  • уровень бюджетной дисциплины;
  • качество казначейского исполнения бюджета.

Налоговая безопасность государства заключена в эффективности проводимой государством налоговой политики, объединяющей фискальные интересы государства с интересами налогоплательщиков, с целью обеспечения государства оптимальным объемом налоговых поступлений, отвечающим всем требованиям экономической доктрины и фискальной достаточности. Также налоговая безопасность государства предполагает оптимизацию уровня налогообложения: пересмотр многочисленных, зачастую необоснованных налоговых льгот, регулирование нормы налогообложения в целях избежания сокращения налоговой базы вследствие роста теневой экономики, сокращения легального бизнеса, массового уклонения от уплаты налогов.

Долговая безопасность государства – характеризуется определенным уровнем государственной внутренней и внешней задолженности, при обязательном учете стоимости обслуживания и оценке эффективного использования заимствований. Оптимальное соотношение между внутренней и внешней задолженностью, способствующее удовлетворению социально-экономических потребностей, позволит обеспечить устойчивость финансовой системы страны к внутренним и внешним угрозам. Долговая безопасность способствует сохранению независимости и суверенитета государства, при осуществлении выплат на погашение основной
суммы долга и процентов по нему и поддержания надлежащего уровня платежеспособности и кредитного рейтинга страны.

Финансовая безопасность банковской системы рассматривается в двух аспектах:

  • с точки зрения финансовых последствий ее деятельности в целом для государства и отдельных ее клиентов и контрагентов;
  • с точки зрения избежания потенциальных и реальных угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны, в т.ч. центральному банку и коммерческим банкам.

В общем виде финансовая безопасность банковской системы заключается в достижении максимального уровня эффективности использования ресурсного потенциала банков, формировании благоприятных условий для осуществления своей деятельности банковскими учреждениями, предотвращении возникновения внутренних и внешних угроз, избежания банковских кризисов, формировании условий для стабильного и эффективного функционирования банковской системы.

Валютная безопасность государства характеризуется степенью обеспеченности государства валютными средствами и состоянием курсообразования национальной денежной единицы. О валютной безопасности государства свидетельствует положительное сальдо платежного баланса, способность выполнять международные обязательства, наличие необходимого объема золотовалютных резервов, стабильность национальной денежной единицы, защищающей от потрясений на международных валютных рынках, создание оптимальных условий для развития отечественного экспорта и притока в страну иностранных инвестиций.

Кредитно-денежная безопасность подразумевает стабильное состояние денежно-кредитной системы, денежной единицы, доступность кредитных ресурсов и уровень инфляции, обеспечивающий экономический рост и увеличение реальных доходов населения. При этом размер денежной массы должен полностью покрывать обслуживаемые ей хозяйственный обороты, а величина ссудного процента (учетной ставки) должна быть оптимальной для удовлетворения спроса на деньги.

Инвестиционная безопасность – характеризуется высоким уровнем инвестиций, при котором возникает возможность оптимального удовлетворения текущих потребностей экономики в объеме и структуре капитальных вложений, при оценке эффективного использования и возвращения инвестируемых средств. Инвестиционной безопасности способствует установление эффективного соотношения объемов иностранных инвестиций в страну и отечественных инвестиций в другие страны, поддержания положительного сальдо национального платежного баланса.

Безопасность фондового рынка — это наличие оптимального объема его капитализации с учетом структуры и уровня ликвидности реализуемых на нем ценных бумаг. Финансовая безопасность фондового рынка характеризуется устойчивым финансовым состояние эмитентов, владельцев, покупателей, организаторов торговли, посредников (брокеров), консультантов, регистраторов, депозитариев и других участников фондового рынка. В общем виде безопасность фондового рынка складывается из оценки уровня финансовой стабильности двух основных его составляющих:

  • рынка государственных ценных бумаг;
  • рынка корпоративных ценных бумаг и его сегментов (рынок акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств, сберегательных сертификатов, биржевого и внебиржевого рынков).

Финансовая безопасность страхового рынка в целом, и конкретного страхователя в частности, состоит в достижении страховыми компаниями такого объема формируемых ими финансовых ресурсов, которые могли бы дать им возможность возместить потери их клиентов в результате наступления страхового случая, а также в обеспечении эффективного функционирования всего страхового сектора. Финансовая безопасность рынка страховых услуг, зависящая от большого количества факторов как объективных и субъективных, так и внутренних и внешних, определяется в первую очередь состоянием его развития. Также влияние оказывает финансовая результативность и эффективность деятельности страхового рынка и субъектов хозяйствования.

Показатели, которые определяют финансовую безопасность государства

В соответствии с международными стандартами и общепринятыми финансовой наукой показателей оптимальный размер долгов государства не должен превышать 70% от годового объема валового внутреннего продукта. При превышении этого уровня государство может потерять финансовую независимость и стать государством-банкротом. Конечно, использование заимствований имеет ряд принципов, нарушение которых может существенно повлиять на финансовую безопасность государства. Размещение краткосрочных долговых обязательств создает нестабильность и постоянное напряжение в финансировании расходов бюджета, поэтому предпочтение должно отдаваться долгосрочным заимствованиям. В свою очередь долгосрочные заимствования возможны при наличии доверия к правительству и государству в целом. Важное значение имеет также наличие системы страхования рисков.

Долги государства экономически оправданы только в том случае, если осуществляемые за их счет расходы способствуют увеличению будущих доходов или приводят к сокращению будущих бюджетных расходов, то есть имеют положительный уровень прибыльности, что позволяет государству в дальнейшем погасить основную сумму долга и уплатить проценты по нему. К таким расходам относятся инвестиции, и поэтому прирост государственной задолженности согласно экономической теории не должен превышать суммы государственных инвестиций. Во многих странах такое ограничение закреплено в конституциях.

Высокие темпы роста долговых обязательств, как следствие сохранение высокого уровня бюджетного дефицита, неизбежно уменьшают доверие к правительству со стороны отечественных и иностранных инвесторов, а следовательно, приводят к росту процентных ставок (в качестве платы за риск) и дальнейшему обострению бюджетных проблем — росту расходов государства на обслуживание своих обязательств и, соответственно, к необходимости сокращения расходов не связанных с выплатой процентов, или же к необходимости новых заимствований.

Не менее важным показателем финансовой безопасности государства является уровень инфляции. В общем инфляция — это системное явление, которое связано не только с денежным оборотом, но и со всей экономической системой, с общим положением в экономике, ее местом в мировом разделении труда. Следует заметить, что инфляция не всегда проявляет себя в росте цен. Цены могут быть достаточно стабильными, а инфляция может быть скрытой, например, проявляется в форме бюджетной задолженности гражданам по заработной плате и другим социальным выплатам, неплатежам и тому подобное.

Инфляция — это всегда сигнал о финансовой опасности, которая требует определенных мер со стороны властных структур государства. Она является проявлением нарушения равновесия всей экономической системы и прежде всего в сфере денежного обращения. Одной из причин инфляции является спад производства, когда товарное обеспечение денег уменьшается, что приводит к росту цен. Ограничение денежной массы в обращении тормозит рост цен, но негативно влияет на производство, порождает систему неплатежей и рост долговых обязательств.

Спад производства может быть обусловлен, с одной стороны, уменьшением потребительского спроса, а с другой — технологической отсталостью производства, ростом его материало- и энергоемкости, низким уровнем использования производственных мощностей и тому подобное.

При уменьшении потребительского спроса на товары инфляция в размере до 4 процентов может способствовать росту производства и стать стимулом к ​​экономическому росту. Когда темпы инфляции переходят границу 4-5 процентов, темпы экономического роста начинают уменьшаться, а когда инфляция достигает 25-45 процентов, экономический рост прекращается, на смену ему приходит стагнация и спад производства, который постепенно углубляется. При стагнации более 5 лет финансовую независимость государство теряет.

Инфляция, обусловленная технологическими и техническими причинами, не может быть устранена лишь монетарными мерами. Для этого нужны инвестиции в экономику с целью ее технического перевооружения, выравнивания условий хозяйствования для всех производителей, повышения конкурентоспособности продукции, стимулирования по увеличению населением сбережений в финансовых активах, которые должны впоследствии стать инвестициями, способными оживить производство.

Антиинфляционная политика предполагает ряд мер в сферах внешнеэкономической, производственной, институциональной, финансовой, кредитной, социальной деятельностей. Мероприятия во всех этих направлениях должны проводиться параллельно, поскольку задержки с их внедрением в какой-либо из них может вызвать рост инфляции и усугубление финансового кризиса. Дополнительными мерами антиинфляционной политики является, в частности, процесс развития рынка ценных бумаг и благодаря этому мобилизация свободных средств юридических и физических лицам.

В сфере внешнеэкономической деятельности вместо избыточной либерализации целесообразно было бы использовать гибкую систему таможенных тарифов, дифференцированных по разным видами товаров. Это позволит выровнять условия деятельности на национальном рынке как отечественных, так и иностранных производителей.

Рынок ценных бумаг является также необходимым элементом в преобразовании имеющихся сбережений в инвестиции, что позволит оживить инвестиционную сферу и ликвидировать накопленные в производстве диспропорции. Важным элементом антиинфляционной политики может стать известная на западе теория «бюджетного мультипликатора «. Суть ее в том, что за счет бюджетных расходов создаются новые предприятия и рабочие места. Это дает возможность получить дополнительные доходы, которые могут вновь направляться на новые инвестиции. Все это непосредственно способствует расширению спроса, который стимулирует дальнейшее производство.

Использование бюджетных средств на инвестиционные цели создает лучшие условия для экономического роста по сравнению с расходами на социальные цели. Создание бюджета развития — это только первый шаг, следующим должно стать создание общего инвестиционного климата для отечественных и зарубежных инвесторов, в том числе и за счет широкого применения практики ускоренной амортизации и льготного режима налогообложения тех предприятий, которые активно осуществляют инвестирование в сферу расширения производства по приоритетным направлениям.

К мероприятиям государства, направленным на создание благоприятного инвестиционного климата, относятся также меры по стимулированию платежеспособного спроса кредитными рычагами:

  • кредитная экспансия (увеличение предложения заемного капитала путем снижения обязательных резервов и учетной ставки);
  • кредитование за счет бюджетных ресурсов тех сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство;
  • обеспечение платежеспособности заемщиков, в деятельности которых заинтересовано государство.

Для активизации в государстве экономической жизни и удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах при осуществлении структурной перестройки экономики может быть также использована кредитная эмиссия. Она помогает решить проблему нехватки денег в экономике и сузить сферу взаимозачетов, других денежных суррогатов.

Важным показателем финансовой безопасности государства является стабильность и конвертируемость национальной валюты. Этого можно достичь при наличии совершенного валютного законодательства, достаточных резервов национального банка, эффективной валютной политики в государстве.

Конечно, как отмечалось выше, в основе стабильности национальной валюты в первую очередь лежит стабильное развитие экономики и соответственно уровень дефицита бюджета. В то же время стабильность национальной валюты, ее обеспечение имеют свои особые формы и методы выявления и функционирования. Так, важное значение приобретают источники поступления иностранной валюты в государство и направления ее использования, возможность свободного доступа к покупке валюты на рынке, проведение политики курсообразования путем установления режима «плавающего» курса и тому подобное.

Основными показателями, характеризующими степень развития финансовой системы и определяющими уровень финансовой безопасности государства, являются следующие:

  1. дефицит (профицит) государственного бюджета;
  2. ставка рефинансирования центрального банка;
  3. золотовалютные резервы;
  4. объем и динамика денежной массы (агрегат М2);
  5. соотношение денежной массы (М2) и ВВП;
  6. курс национальной валюты;
  7. индекс потребительских цен (инфляция);
  8. объем и динамика обслуживания внешнего долга;
  9. объем и динамика обслуживания внутреннего долга;
  10. формирование и использование средств стабилизационного фонда;
  11. внешняя торговля (экспорт/импорт товаров, торговый баланс);
  12. платежный баланс (объемы ввоза/вывоза капитала компаниями и физическими лицами);
  13. объем предоставленных кредитов и задолженность по предоставленным кредитам (в том числе просроченная задолженность).

Источник

Читайте также:  Нефть это сырье для страны
Оцените статью