Показатели потребительского рынка страны

Показатели потребительского рынка страны

Топ-20 стран по объему потребительского рынка

Потребительский рынок формируется платежеспособным спросом. Чем выше покупательная способность и экономическое благополучие населения, тем больше оно тратит. Чем больше население тратит, тем привлекательнее для производителей страна как рынок сбыта. Масштаб потребительского рынка во многом определяет политический вес и значимость государства в глобальной торговле.

Одним из главных критериев оценки привлекательности и потенциала потребительского рынка для международных инвесторов является общая сумма личных расходов населения на товары, услуги, материальные блага, иными словами — на конечное потребление домашних хозяйств.

В рейтинге Топ-20 по сумме личных трат на приобретение товаров и услуг Россия находится на шестой позиции. В 2018 году отечественные домашние хозяйства купили товаров и услуг на 2 191 млрд долларов.

Потребление в России имеет особенности, которые влияют на итоговую сумму. В частности, значительная доля натурального самообеспечения. Сюда можно отнести самостоятельный ремонт и обслуживание жилых помещений, а также потребление товаров, полученных с собственного подсобного хозяйства. Подобные покупки «у самого себя» не учитываются статистикой.

Три первые позиции в Топ-20 занимают США, Китай и Индия.

По итогам 2018 года население США потратило на товары и услуги 14 141 млрд долларов, что составило 18,1% от трат жителей всего мира (см. таблицу 1).

Несмотря на то, что Китай в 4,3 раза опережает США по численности населения, потребительский рынок Поднебесной оценивается в меньшую сумму 9 603 млрд долларов.

Индия с показателем 6 198 млрд долларов замыкает тройку лидеров.

Таблица 1. Топ-20 стран по тратам домашних хозяйств на товары и услуги в 2018 г., млрд долларов

Страна Траты, млрд долл. Доля в мировых тратах, %
Все страны 78 289 100,0
Топ-20 56 759 72,5
1 США 14 141 18,1
2 Китай 9 603 12,3
3 Индия 6 198 7,9
4 Япония 3 133 4,0
5 Германия 2 309 2,9
6 Россия 2 191 2,8
7 Бразилия 2 120 2,7
8 Великобритания 2 005 2,6
9 Индонезия 1 992 2,5
10 Мексика 1 696 2,2
11 Франция 1 600 2,0
12 Италия 1 462 1,9
13 Турция 1 353 1,7
14 Египет 1 141 1,5
15 Испания 1 081 1,4
16 Канада 1 065 1,4
17 Южная Корея 1 025 1,3
18 Пакистан 936 1,2
19 Нигерия 935 1,2
20 Иран 773 1,0

Топ-20 участников рэнкинга аккумулируют 56 759 млрд долларов или 72,5% всех трат населения на товары и услуги. На другие страны приходится лишь 19 530 млрд долларов или 27,5% мирового потребительского рынка (см. рисунок 1).

Источник

Показатели, характеризующие рынок потребительских товаров и услуг.

Экономика торговли 2017-2018г

Торговля как вид предпринимательской деятельности, её роль и место в системе национальной экономики Республики Беларусь. Понятие и виды торговой деятельности.

Хозяйственный механизм и экономическая среда функционирования торговли.

Сущность хозяйственного механизма в торговле

Хозяйственный механизм торговой организации – совокупность форм и методов организации её деятельности или способов организации деятельности торговой организации, основанный на системе функционирования экономических отношений.

Экономические отношения выступают в виде следующих хозяйственных форм:

Планирование и прогнозирование;

· Хозяйственного ( коммерческого) расчета;

· Механизма получения прибыли;

· Налогообложения и др.

Различают теоретический, нормативный и реальный хозяйственный механизм.

Хозяйственный механизм торговой организации состоит из следующих элементов (звеньев): хозяйственного ( коммерческого) расчета; планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности торгового предприятия; стимулирования деятельности торговой организации; организационной структуры управления торговой организацией.

Основные направления совершенствования хозяйственного механизма:

— углубление хозяйственного расчета и усиление заинтересованности торговой организации в конечных результатах;

— совершенствование организационной структуры управления торговой организацией;

-совершенствование и развитие форм и методов организации и оплаты труда ;

— повышение эффективности использования кредитных ресурсов;

— проведение целенаправленной ценовой политики, придание ей гибкости в зависимости от эластичности спроса на товары.

Понятие, структура, элементы потребительского рынка, исходные предпосылки его формирования. Показатели оценки состояния потребительского рынка и тенденции его развития.

В самом общем виде рынок — это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования. Рынок может функционировать при наличии определенных условий, которые можно разделить на две основные группы. Первая группа связана с введением общих правил хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу можно отнести: наличие разнообразных форм собственности; свобода хозяйственной деятельности; наличие рыночной инфраструктуры. Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования.

Потребительский рынок — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие товары и услуги для личного потребления.

Инфраструктура современного потребительского рынка представляет собой совокупность всех типов розничных и оптовых предприятий и организаций, входящих в эту отрасль, видов их деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования товаропроизводителей и сферы обращения товаров, а также для торгового обслуживания всех групп населения. И поэтому, одним из важных аспектов формирования потребительского рынка является развитие инфраструктуры розничной торговли и развитие разнообразных видов и типов предприятий, а также разработка новых методов розничной торговли, что является условием удовлетворения спроса и потребления.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят, а другие потребляют товар. Центральным звеном рыночной экономики являются спрос и предложение. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ. Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, то есть издержками обращения, связанными с обменом. Следующий элемент рыночного механизма — конкуренция. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов. Неотъемлемым элементом рынка является рыночная инфраструктура, так как рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, обслуживающих производственный процесс. Сущность рынка наиболее полно раскрывается в его функциях. К важнейшим функциям рынка относятся: ценообразующая, регулирующая, стимулирующая, дифференцирующая и санирующая.

Показатели, характеризующие рынок потребительских товаров и услуг.

В процессе анализа, планирования торговой деятельности используется система показателей:

— натуральные и стоимостные,- абсолютные и относительные,- количественные и качественные,

— расчетные и утверждаемые.

Экономические условия торговой деятельности характеризуются системой критериев и показателей по отдельным направлениям деятельности:

1) торгово-производственная: объем товарооборота, производственная мощность, режим работы, состояние торговой сети, товарное обеспечение, расходы на реализацию и др.;

2) финансовая: объем и структура капитала, объем и структура инвестиций, ликвидность и платежеспособность оборачиваемость капитала и др.;

3) кадровая работа: укомплектованность штата, производительность труда, средняя заработная плата и др.;

4) коммерческая деятельность: ассортиментная политика, организация хозяйственных связей, характер коммерческих сделок и их эффективность, ценовая политика, конкурентоспособность и др.;

5) организация и управление деятельностью: система планирования, рациональность организационной структуры, информационное обеспечение, профессиональный уровень руководителя и специалистов и др.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1117 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Общая характеристика стран европы 19 века
Оцените статью