- XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
- Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации
- Показатели социально экономического развития страны россии
- Готовые работы на аналогичную тему
- Социально-экономические показатели России
- Анализ основных социально-экономических показателей России
- Основные показатели социально-экономического развития России
- Основы объективной оценки достигнутого страной уровня экономического развития. Изучение динамики показателей социально-экономического развития за 2013 г. Расчет уровня производства, потребления благ, реальный ВНП на душу населения, уровня безработицы.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации
Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития. Целями социально-экономического развития регионов в настоящее время, так же являются повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, расширение личных свобод, выравнивание возможностей и т.д. В связи с чем, вопросы реализации социально-экономической политики постоянно изучаются и публикуются в официальных источниках. Предварительным этапом для оценки основных социально-экономических показателей развития регионов России является общая экономическая ситуация и стабильность развития экономики. 1
Данные статистических исследований, свидетельствуют о том, что за последние 15 лет наблюдается положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и в частности объема ВВП (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика ВВП России за 2005 – 2019 годы
На основании данных, представленных на рисунке 2.1 следует наличие позитивных изменений в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.
Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2010 по 2019 год. Тенденцию изменений основного статистического показателя можно представить с использованием диаграммы 2.
Рисунок 2 – Темп роста ВВП за 2005 – 2019 годы
На основании представленных на рисунке 2.2 тенденций следует, что за последние 4 года наблюдается стабильный рост ВВП в объемах не превышающих 2% в год.
Следует отметить, что основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Научно обосновано и в практике экономической деятельности доказано, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения и одной из точек роста развития экономики.
Именно данная ситуация, сможет обеспечить РФ наиболее выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составило около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидался до 2,1%.
Рассматривая ВВП России необходимо четко представлять структурирование данного показателя и возможности развития отдельных отраслей и направлений деятельности.
На рисунке 3 представим отраслевую структуру ВВП в 2018 году, определив приоритеты и отрасли требующие дополнительных вложений для дальнейшего развития и функционирования.
Рисунок 3 – Структура формирования ВВП России в 2018 году
Согласно прогнозу рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.
Рассматривая показатели социально-экономического развития России необходимо серьезное внимание уделять вопросам проведения сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить негативные моменты и определить точки роста.
Исследуя показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира следует отметить, что Росси отнесена на 15 место и граничит с такими странами как Канада и Южная Корея. Данная ситуация может рассматриваться не совсем однозначно, поскольку:
— по объему ВВП Россия достаточно близка к данным странам;
— наблюдаются различия в численности населения, Россия находится на уровне, превышающем Японию и Мексику.
Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития различных стран, представив данные в таблице 1.
Таблица 1 — Показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения
Источник
Показатели социально экономического развития страны россии
Социально-экономические показатели – это абсолютные либо относительные индикаторы, характеризующие состояние экономики страны и ее социальной сферы.
Экономика неразрывно связана с жизнь людей. Каждый человек ежедневно вступает во множество хозяйственных отношений. Он может быть трудоустроен, он покупает товары, оплачивает услуги. Развитие экономики страны оказывает влияние на возможность получить доход и с его помощью удовлетворить текущие потребности. При этом рост экономических показателей невозможен без участия человека, поэтому хозяйственные и социальные аспекты тесно связаны друг с другом.
Впервые об экономическом развитии, как о социально-хозяйственном явлении заговорил Шумпетер. Он рассматривал не только количественное изменение совокупных показателей функционирования национальной экономики, но и качественные преобразования в ней. Он связывал необходимость накопления средств с целью внедрения технических и технологических новинок, которые позволят повысить уровень и качество жизни.
Готовые работы на аналогичную тему
Развитие выражается в качественных изменениях экономики, которые влияют на благополучие населения. Сюда относят такие элементы, как:
- Экономический рост количественных показателей.
- Формирование сектора инновационной экономики.
- Развитие венчурного бизнеса.
- Структурные сдвиги в экономике.
- Повышение производительности труда.
Все вышеперечисленные преобразования постепенно закладывают фундамент для повышения благосостояния населения. Человек получает возможность зарабатывать больше. У государства появляются средства для повышения качества общественных продуктов и услуг. Безопасность, здоровье являются основой для нормального функционирования населения. Стоит отметить, что достигнуть социально-экономического благополучия невозможно без эффективной экономической политики.
Социально-экономические показатели России
Официальной статистикой в России занимается Росстат. Свод социально-экономических показателей составляется им ежегодно. Он публикуется в свободном доступе для того, чтобы информацию могли использовать различные организации, частные лица для своих целей. Совокупность показателей охватывает как макроэкономические данные за период, так и социальные.
К экономическим показателям относят:
- Валовой внутренний продукт в рублях.
- Инвестиции в основной капитал.
- Реальные располагаемые доходы.
- Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности.
- Индекс промышленного производства.
- Объем продукции сельскохозяйственного сектора.
- Транспортный грузооборот.
- Объем розничной торговли и ее оборот.
- Данные по сфере услуг.
- Индекс потребительских цен.
- Число безработных.
- Внешнеторговый оборот в долларах США.
- Номинальный и реальный уровень заработной платы.
Все показатели рассчитываются за год и сопоставляются в процентном соотношении с данными двух предыдущих лет. В социальной сфере оцениваются заработная плата, пенсии, занятость и безработица, заболеваемость и правонарушения. Так же рассматриваются демографические показатели. На 1 января 2021 года численность населения России составила 146 миллионов человек. Миграционный приток компенсирует естественную убыль населения.
2020 год показал снижение числа родившихся и рост числа умерших. В целом соотношение показало, что умерло в 1,5 раза больше человек, чем родилось. Это говорит о негативной долгосрочной тенденции, когда рабочей силы будет не хватать, а население старшего возраста будет испытывать проблемы из-за нехватки поступлений в государственный бюджет.
Анализ основных социально-экономических показателей России
В международной классификации принято разделять страны на развитые, развивающиеся, слаборазвитые страны. Для каждой группы характерны определенные признаки. Россия относится к многочисленной группе развивающихся стран, что отражается в ее социально-экономических показателях. Сопоставление стран проводится по размеру совокупного дохода на душу населения. Однако, этот показатель не является исчерпывающим. Новым показателем для анализа социально-экономического развития стал индекс человеческого развития.
Этот индекс может применяться и для исследования внутристрановых изменений. Например, в России с его помощью сопоставляются данные по регионам. Экономику страны отличает разрозненность и удаленность регионов, различность в природно-климатических условиях. При этом субъекты РФ наделены определенной независимостью в части реализации социально-экономических программ. Они могут использовать для этого доступные ресурсы.
Однако, распределение ответственности требует пересмотра системы управления и распределения бюджетных средств. Финансирование обычно получают центральные регионы и стратегически важные субъекты страны. Остальные средства распределяются по остаточному принципу, что ведет к снижению качества жизни населения, внутренней миграции. Это ведет к ухудшению экономического положения регионов, что сказывается на стабильности функционирования экономики в целом.
Методами решения диспропорций в финансировании могут стать:
- Пересмотр распределительных механизмов.
- Создание механизмов реального стимулирования преобразований.
- Стимулирование рынков труда.
- Диверсификация инноваций.
- Совершенствование системы государственного и местного управления.
Особенность регулирования экономики регионов заключается в том, что она сказывается на социальных показателях. Рост экономического благополучия положительным образом сказывается на демографических показателях, занятости, повышении платежеспособного спроста. Так же убыстряется движение денег в обороте из-за активности населения. Социальная и экономическая сферы жизни общества неразрывно связаны друг с другом.
Источник
Основные показатели социально-экономического развития России
Основы объективной оценки достигнутого страной уровня экономического развития. Изучение динамики показателей социально-экономического развития за 2013 г. Расчет уровня производства, потребления благ, реальный ВНП на душу населения, уровня безработицы.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.03.2014 |
Размер файла | 55,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»
Специальность Национальная экономика
Основные показатели социально-экономического развития России
Студент-заочник 4 курса
1. Теоретические основы показателей социально-экономического развития государства
1.1 Сущность показателей социально-экономического развития государства
1.2 Виды показателей социально-экономического развития государства
2. Анализ показателей социально-экономического развития России
2.1 Динамика показателей социально-экономического развития России за 2013 год
2.2 Прогноз социально-экономического развития России
Каждый новый, более высокий уровень социально-экономического развития страны означает не только соответствующий количественный рост общественного производства, доходов и потребления населения, но и существенные качественные изменения в развитии производительных сил и общества в целом. Повышение уровня экономического развития страны является отражением возросшей степени общественного разделения труда— процесса, обусловливающего возникновение новых субъектов хозяйствования со специфическими экономическими функциями и потребностями и усложняющего взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов в хозяйственной структуре страны.
Объективная оценка достигнутого страной уровня экономического развития и происшедших в связи с этим количественных и качественных изменений в процессе производства, обмена, распределения и потребления, условий и результатов общественного производства имеет особую практическую значимость для государства как субъекта хозяйствования. Последнее и в рыночной экономике призвано находить наиболее эффективные решения, направленные на обновление хозяйственного механизма и согласование системы экономических интересов всех хозяйствующих субъектов.
Уровень социально-экономического развития, таким образом, является не только следствием, но и предварительным условием для определения направлений и выработки средств дальнейшего развития страны.
Предмет исследования — показатели социально-экономического развития.
Объект исследования работы — динамика показателей социально-экономического развития России за 2013 год.
Цель работы — анализ динамики показателей социально-экономического развития России за 2013 год.
исследование теоретических основ показателей социально-экономического развития;
исследование динамика показателей социально-экономического развития России за 2013 год;
исследование проблем и перспектив динамика показателей социально-экономического развития России за 2013 год.
Информационной базой является аналитические материалы государственных органов власти.
1. Теоретические основы показателей социально-экономического развития государства
1.1 Сущность показателей социально-экономического развития государства
Показатель — это количественно-качественная обобщающая характеристика какого-то свойства группы единиц или совокупности в целом.
Показатели результатов функционирования экономики в целом на народнохозяйственном уровне принято называть макроэкономическими. Величина макроэкономических показателей на национальном уровне должна представлять агрегирование деятельности предприятий, отраслей или секторов. Системой называют набор показателей, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и ориентированы на достижение цели исследования.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие[1,c.145]:
повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
Эффективность социально-экономической системы представляется нам как состояние соответствия ее целевому функционированию с позиции экономических, социальных, финансовых, инвестиционных, инновационных пропорций развития, отражающих ожидания, цели и задачи, поставленные гражданским обществом, бизнес-сообществом и государством в целом. Складывается как интегральный показатель эффективностей социально-демографической, рыночной и финансово-инвестиционной пропорций расширенного воспроизводства, являясь итоговой характеристикой функционирования национальной экономики. В широком смысле эффективность социально-экономической системы рассматривается как степень достижения социально-экономическими показателями целевого, нормативного уровня; в узком смысле — соотношение результатов функционирования системы и затрат, необходимых для достижения указанных результатов. Таким образом, эффективность социально-экономической системы в широком смысле представляет собой качественную категорию, а в узком — количественную[2,c.188].
В долгосрочном периоде, в условиях современной экономики, институты ставят перед экономической системой страны социальные и экономические цели, эффективность достижения которых определяется путем увеличения темпов роста и важнейших показателей (ВВП, занятость, средняя заработная плата), а также повышением качества использования экономических ресурсов, что выражается в повышении производительности труда, рентабельности, фондоотдачи (эффективность в узком смысле).
1.2 Виды показателей социально-экономического развития государства
Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного страны.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие страны. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве[6,c.177].
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит, так называемая, «демассификация производства». Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.
Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом[4,c.119].
Итак, на уровне страны можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
состояние окружающей среды;
равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития страны является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития страны рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития страны использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран[10,c.130].
При управлении экономическим развитием отдельного страны целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.
Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого страны. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития страны.
социальный внп безработица
2. Анализ показателей социально-экономического развития России
2.1 Динамика показателей социально-экономического развития России за 2013 год
В целом в 2013 году динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Со стороны использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала[19].
По промышленному производству в целом с исключением сезонной и календарной составляющих после стабилизации производства в августе-сентябре, в октябре наблюдалось сокращение, а в ноябре-декабре — рост производства (ноябрь — 0,2%, декабрь — 0,5 процента). В добыче полезных ископаемых после стабилизации в сентябре-октябре, в ноябре отмечено сокращение, а в декабре — рост добычи на 0,3 процента). В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в декабре третий месяц подряд сокращение производства продолжилось (в декабре — на 1,1 процента). В обрабатывающих производствах после падения в течение четырех месяцев в ноябре восстановился рост, а в декабре продолжился (ноябрь — 1,0%, декабрь — 0,8 процента).
В отраслях промежуточного спроса в декабре возобновился рост в обработке древесины и производстве изделий из дерева, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, продолжился рост в производстве кокса и нефтепродуктов, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности. После роста в октябре-ноябре отмечается спад в химическом производстве и третий месяц подряд сокращается производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
В потребительских отраслях продолжился рост в текстильном и швейном производстве, возобновился в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви; сократилось производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака.
В отраслях машиностроительного комплекса в декабре отмечается рост в производстве транспортных средств и оборудования, в производстве машин и оборудования; сократилось производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Динамика производства сельского хозяйства в декабре снизилась с исключением сезонности еще на 1,0% после снижения на 1,2% в ноябре. Годовой прирост существенно замедлился и составил 1,4% после прироста на 21,9% в октябре и 10,2% в ноябре.
Уровень безработицы в декабре повысился до 5,6% экономически активного населения с 5,4% в ноябре, а с исключением сезонности, по оценке Минэкономразвития России, после незначительного снижения в ноябре, вновь составил 5,6 процента.
Росстат уточнил динамику реальной заработной платы за ноябрь, понизив прирост к соответствующему периоду прошлого года до 4,1% против 4,8% по предыдущей оценке. В результате скорректирована сезонноочищенная динамика реальной заработной платы за ноябрь с 0,2% до -0,2%, а в декабре она понизилась до -0,5 процента[19].
В декабрьском отчете Росстатом уточнены данные реальных располагаемых доходов с июля по ноябрь 2013 года. Минэкономразвития России скорректировало сезонноочищенную динамику данного показателя за III квартал в сторону понижения до 0,3% против 0,6% по предыдущей оценке. В декабре реальные располагаемые доходы населения снизились на 0,8 процента.
Рост оборота розничной торговли в декабре замедлился с исключением сезонного фактора до 0,1% с 0,9% в ноябре.
С исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, в декабре ускорилось снижение инвестиций в основной капитал до 0,8% против снижения на 0,2% в ноябре, и сопровождалось снижением объема работ по виду деятельности «Строительство» на 0,9% к ноябрю с исключением сезонного и календарного факторов после снижения на 0,3% в ноябре к октябрю.
Экспорт товаров в декабре 2013 г., по оценке, составил 47,4 млрд. долл. США (98,3% к декабрю 2012 г. и 101,5% к ноябрю 2013 года).
Импорт товаров в декабре текущего года, по оценке, составил 33,4 млрд. долл. США (104,8 к декабрю 2012 г. и 110,6% к ноябрю 2013 года).
Положительное сальдо торгового баланса в декабре 2013 г., по оценке, снизилось по сравнению с декабрем прошлого года на 14,3% и составило 14,1 млрд. долл. США.
По данным Росстата, в декабре 2013 года потребительская инфляция составила 0,5 процента, с начала года цены выросли на 6,5% (в 2012 году за аналогичный период прирост цен составил 0,5% и 6,6% соответственно).
Основные показатели развития экономики представлены в таблице 1.
Таблица 1 Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)[20]
Индекс потребительских цен, на конец периода
Индекс промышленного производства
Индекс производства продукции сельского хозяйства
Инвестиции в основной капитал
Объемы работ по виду деятельности «Строительство»
Ввод в действие жилых домов
Реальные располагаемые денежные доходы населения
Реальная заработная плата
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб.
Уровень безработицы к экономически активному населению (на конец периода)
Оборот розничной торговли
Объем платных услуг населению
Экспорт товаров, млрд. долл. США
Импорт товаров, млрд. долл. США
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель
В I квартале с исключением сезонного фактора прирост ВВП составил, по оценке Минэкономразвития России, 0,2%, во II — 0,1%, в III квартале снизился на 0,2 процента. Вместе с тем в IV квартале произошло ускорение роста до 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом.
Росстат опубликовал данные о производстве и использовании валового внутреннего продукта и о формировании ВВП по источникам доходов за 2013 год. Объем ВВП России за 2013 год, по предварительной оценке, составил в текущих ценах 66689,1 млрд. рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2012 года составил 101,3 процента. При этом Росстат снизил номинальный объем ВВП в 2012 году на 788 млрд. рублей за счет снижения индекса дефлятора с 8,5% до 7,4 процента.
Динамика реальной заработной платы в 2013 году оставалась на достаточно высоком уровне (даже с учетом высокой базы 2012 года). В декабре прирост реальной заработной платы к соответствующему периоду предыдущего года замедлился, по оценке, до 1,9% с 4,1% в ноябре 2013 г., вместе с тем относительно ноября прирост составил 29,3 процента. В целом за 2013 год прирост реальной заработной платы оценивается в 5,2 процента. Основной вклад в рост вносили отрасли бюджетного сектора (образование, здравоохранение, государственное управление).
В декабре динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по отношению к декабрю 2012 г. замедлилась до 1,5% после 5,3% в октябре и 2,4% в ноябре соответственно. В целом за год реальные располагаемые доходы увеличились на 3,3% (4,6% в 2012 году). Это ниже чем рост реальной заработной платы в результате более низкого роста доходов предпринимательской деятельности, а также ускорения роста обязательных платежей (выплаты по кредитам увеличились с 2,8% от доходов населения в 2012 году до более 4% в 2013 году).
По состоянию на 1 января 2013 г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности по сравнению с 1 декабря 2013 г. снизилась на 32,6 процента.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 35% приходится на обрабатывающие производства, 19% — на строительство, по 13% — на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки и транспорт, 8% — на добычу полезных ископаемых, 7% — на научные исследования и разработки.
Дефицит федерального бюджета на кассовой основе в 2013 году составил, по предварительным данным Минфина России, 310,52 млрд. руб., или около 0,5% ВВП против дефицита в размере 37,06 млрд. руб. (менее 0,1% ВВП) годом ранее. При этом доходы бюджета составили 13019,83 млрд. руб., или 19,5% ВВП (12853,68 млрд. руб., или 20,8% ВВП в 2012 году), а расходы бюджета (на кассовой основе) — 13330,35 млрд. руб., или 20% ВВП против 12890,75 млрд. руб. (20,9% ВВП) за двенадцать месяцев 2012 года. Непроцентные расходы сложились в объеме 12970,05 млрд. руб., или 19,45% ВВП (12570,75 млрд. руб., или 20,3% ВВП в 2011 году), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 360,3 млрд. руб., или 0,54% ВВП против 320,0 млрд. руб., или 0,52% ВВП годом ранее.
Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля представлены в таблице 2.
Таблица 2 Состояние денежно-кредитной сферы и курсы рубля[20]
Денежная масса (агрегат М2), млрд. руб. (на конец периода)
изменение за период, %
изменение за период в реальном выражении, %
Денежная база (в широком определении), млрд. руб. (на конец периода)
изменение за период, %
Курс рубля к доллару (средний за период), руб. за доллар
Индекс реального укрепления рубля к доллару (за период) (с учетом инфляции в США)*
Курс рубля к евро (средний за период), руб. за евро
Индекс реального укрепления рубля к евро (за период) (с учетом инфляции в Еврозоне)*
Индекс реального эффективного курса рубля (за период)
Международные резервные активы (изменение за период), млрд. долл.
Индекс потребительских цен (на конец периода, в % к концу предыдущего периода)
Базовая инфляция (на конец периода к концу предыдущего периода)
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр.
За 2013 год увеличение денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) составило 14,6% против 11,9% годом ранее (соответствующие показатели в реальном выражении составили 7,6% и 5% соответственно).
При этом, если объем наличных денег в обращении вне банковской системы (денежный агрегат М0) возрос за 2013 года на 8,6%, то депозиты в национальной валюте — на 16,4% (депозиты населения возросли на 18,2%, тогда как депозиты нефинансовых организаций — на 14,2%). Таким образом, прирост объема денежной массы сопровождался некоторыми изменениями в структуре денежного агрегата М2. В результате удельный вес наличных денег в обращении (денежного агрегата МО) в составе денежного агрегата М2 за 2013 год уменьшился на 1,3 процентного пункта и на 1 января 2014 года составил 22,2% против 23,5% на 1 января годом ранее.
Денежный мультипликатор за 2013 год возрос с 2,78 до 2,99, уровень ликвидности снизился с 14,3% по состоянию на 1 января 2013 года до 12,7% — на 1 января 2014 года.
Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в целом за 2013 год возрос на 6,6% (на 14% за 2012 год) и составил по состоянию на 1 января текущего года 10503,9 млрд. рублей.
При этом одним из основных источников, действовавшим в сторону уменьшения денежного предложения в 2013 году, было абсорбирование остатков средств на счетах расширенного правительства в Банке России. Чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования сократился за прошедший год на 292 млрд. руб. (за 2012 год его снижение составило 1169 млрд. рублей). При этом сокращение чистого кредита расширенному правительству происходило на фоне отрицательной динамики чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования (за январь-декабрь 2013 г. их уменьшение по фиксированным валютным курсам составило 495,1 млрд. руб. против прироста на 728,1 млрд. руб. за 2012 год). В этих условиях прирост денежного предложения формировался за счет расширения рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России: годовой прирост валового кредита банкам составил 1755,9 млрд. руб. (1786 млрд. руб. за 2012 год)[20].
Совокупный портфель кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился по итогам прошедшего года до 32456,3 млрд. руб., или на 17,1% против прироста на 19,1% за 2012 год. При этом в 2013 году оставалось значительным (более чем в 2 раза) превышение темпов увеличения кредитования населения по сравнению с реальным сектором.
Так, портфель кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым организациям, возрос до 22499,2 млрд. рублей. Таким образом, в целом за прошедший год объем кредитов нефинансовым организациям увеличился лишь на 12,7% (как и за 2012 год). При этом кредиты, предоставленные физическим лицам, за 2013 год возросли на 28,7% (против увеличения на 39,4% годом ранее) до 9957,1 млрд. рублей.
За 2013 год потребительская инфляция за годовой период составила 6,5% (6,6% в 2012 году), превысив прогнозируемый уровень на 0,5 процентного пункта.
При этом следует отметить, что до IV квартала потребительская инфляция замедлялась — с 7,4% в мае (за годовой период) до 6,1% в сентябре. Однако вследствие усиления роста цен не мясной животноводческой продукции вследствие снижения производства и подорожания импорта молочных товаров, усиленного предшествующим ослаблением курса рубля, а также несвоевременного удорожания картофеля и овощей из-за неблагоприятных погодных условий в период сбора урожая, инфляция в конце 2013 года снова ускорилась — до 6,5 процента.
В целом за год ослабление номинального курса рубля с учетом временных лагов влияния внесло в инфляцию 2013 года 0,3-0,4 процентного пункта.
Таким образом, превышение прогноза инфляции обусловлено экзогенными факторами — так, вклад немонетарной составляющей в инфляцию, по оценке Минэкономразвития России, увеличился до 2,6 п.п. против 2,3 п. п. годом ранее. Вклад монетарной составляющей снизился на 0,4 п.п. на фоне проводимой консервативной денежной политики и начавшегося замедления роста платежеспособного спроса.
В январе-ноябре 2013 г. сохранился высокий уровень рождаемости 2012 года — общий коэффициент рождаемости составил 13,3 родившихся на 1000 человек населения. Численность родившихся в январе-ноябре 2013 г. составила 1,7 млн. человек, что почти соответствует численности родившихся за соответствующий период 2012 года.
Сохраняется тенденция снижения числа умерших. В январе-ноябре 2013 г. общий коэффициент смертности составил 13,1 умерших на 1000 человек населения против 13,3 умерших на 1000 человек населения за аналогичный период 2012 года.
В региональном разрезе уменьшение рождаемости наблюдалось в 52 субъектах Российской Федерации, снижение смертности — в 69 субъектах Российской Федерации.
Увеличение показателей смертности способствовали естественному приросту населения, который в январе-ноябре 2013 г. составил 22,7 тыс. человек, тогда как в аналогичный период 2012 года естественный прирост, составил 4,6 тыс. человек.
Естественный прирост населения в январе-ноябре 2013 г. наблюдался в 43 субъектах Российской Федерации (в январе-ноябре 2012 г. — в 40 субъектах).
В результате, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 декабря 2013 г. составила 143,6 млн. человек и с начала года возросла на 294,5 тыс. человек.
Увеличение населения за январь-ноябрь 2013 г. сложилось как за счет естественного, так и миграционного приростов. При этом за январь-ноябрь 2013 г. миграционный прирост составил 271,8 тыс. человек, что незначительно отличается от миграционного прироста 2012 года — 271,6 тыс. человек.
В 2013 году продолжилась реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Государственная программа).
За 11 месяцев 2013 г. по данным, включенным в свидетельства, на территорию Российской Федерации прибыло 28,5 тыс. участников Государственной программы с членами семей.
На учет в территориальных органах ФМС России поставлено 28,1 тыс. человек. Около 35% переселенцев прибыло из Казахстана, 19,5% — из Узбекистана, 15,5% — из Молдавии, 11,1% — из Армении, 7,2% — из Таджикистана, 4,7% — из Украины, 4,6% — из Киргизии.
По состоянию на 1 декабря 2013 г. в реализации Государственной программы задействован 41 субъект Российской Федерации в 7 федеральных округах.
По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного и занятого населения в среднем за 2013 год составила 75,5 млн. и 71,4 млн. человек, что в целом соответствует показателям 2012 года (75,7 млн. и 71,5 млн. человек соответственно).
Во второй половине прошлого года прекратилось снижение безработицы, определяемой по методологии МОТ. С исключением сезонного фактора безработица уже в течение последних 3 кварталов сохраняется на уровне 5,6% экономически активного населения, что выше уровня 2012 года. В среднем за 2013 год безработица сохранилась на уровне 2012 года — 4,1 млн. человек или 5,5% экономически активного населения.
В целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в среднем за 2013 год было зарегистрировано на 15% меньше безработных граждан, чем в 2012 году[20].
В течение всего 2013 года число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения превышает численность зарегистрированных безработных. Однако, под влиянием экономической ситуации, потребность работодателей в работниках начиная с июня прошлого года, начала сокращаться. По состоянию на конец декабря 2013 года в банке данных органов службы занятости было 1,4 млн. вакантных рабочих мест.
Следует отметить, что коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий сократился со 91,3 человека в конце декабря 2012 года до 76,1 человека в конце декабря 2013 года.
С 1 июля 2010 г. по 30 ноября 2013 г. было оформлено 48,9 тыс. разрешений на работу ВКС, из них за 11 месяцев 2013 г. — 23,3 тыс. разрешений на работу, что в 2,2 раза больше чем за аналогичный период 2012 года (10,4 тыс. разрешений).
В январе-ноябре 2013 г. наибольшее количество разрешений на работу оформлено ВКС из следующих стран: Китай — 3885, Вьетнам — 2906, Турция — 1724.
За 11 месяцев 2013 г. для осуществления высококвалифицированными специалистами трудовой деятельности в рамках реализации проекта «Сколково» оформлено 115 разрешений на работу.
За январь-ноябрь 2013 г. на 12,6% по сравнению с показателем прошлого года (1,2 млн. патентов) выросло количество оформленных патентов и составило 1,3 млн. патентов. Всего с момента вступления в силу Федерального закона от 19 мая 2010 г. № 86-ФЗ было выдано 3,47 млн. патентов.
Сумма платежей за приобретение патентов за 11 месяцев 2013 г. составила 7,4 млрд. рублей, что больше чем за аналогичный период 2012 года (5,8 млрд. рублей) на 26,6 процента. Всего с 1 июля 2010 г. в бюджеты поступило 18,3 млрд. рублей за приобретение патентов иностранными гражданами.
Наибольшее число патентов оформлено гражданами Узбекистана (52,2%), далее следуют граждане Таджикистана (22,6%), Армении (6,7%), Киргизии (6,6 процента).
С декабря 2012 г. по ноябрь 2013 г. в территориальные органы ФМС России обратилось более 31,3 тыс. граждан, представивших для оформления разрешения на работу в вышеуказанных сферах документы, подтверждающие, что они владеют русским языком, в том числе 14 тыс. чел. — сертификаты.
В целом за 2013 год объем денежных доходов населения, по предварительной оценке, составил 43901,7 млрд. рублей с ростом относительно 2012 года на 10,8 процента. Денежные расходы и сбережения по сравнению с 2012 годом выросли на 10,3% и составили 43701,6 млрд. рублей[20].
В прошедшем году денежные расходы населения превышали его доходы в январе, мае и сентябре, тогда как в 2012 году практически на протяжении всего года расходы населения были выше доходов (кроме февраля, апреля, июня, ноября и декабря). В результате, в целом за 2013 год денежные доходы населения превысили расходы на 200,1 млрд. рублей (в 2012 году — на 3,1 млрд. рублей).
В области пенсионного обеспечения в 2013 году было продолжено проведение мероприятий, направленных на повышение общего уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров. Трудовые пенсии увеличены с 1 февраля 2013 г. на 6,6% и с 1 апреля — на 3,3 процента. Кроме того, социальная пенсия с 1 апреля 2013 г. проиндексирована на 1,81 процента.
В результате индексации повышены размеры трудовых пенсий почти 37,9 млн. человек. С учетом проведенных мер средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), по предварительным данным Пенсионного фонда России, в 2013 году составил 10201 рубль и увеличился по сравнению с 2012 годом на 9,9 процента. Средний размер социальной пенсии (среднегодовой) вырос на 11,7% и составил 6431 рубль.
В целях поддержания материального положения отдельных категорий граждан с 1 января 2013 г. проиндексированы размеры государственных пособий и социальных выплат гражданам, имеющим детей, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования Российской Федерации, а также ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, с 1 апреля 2013 г. проведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (инвалиды, ветераны и др.), финансируемых из федерального бюджета. В соответствии с законодательством Российской Федерации размер индексации указанных выплат соответствует прогнозному уровню инфляции, предусмотренному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и составляет 1,055.
С 1 января 2013 г. увеличены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом детства I группы, с 1200 рублей до 5500 рублей. Социальная пенсия детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы увеличена до 8704 рубля в месяц, что позволит повысить уровень материального обеспечения более 764 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов и инвалидов с детства I группы. Единовременное пособие при передаче на воспитание в семью ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или ребенка вместе с его братьями (сестрами) увеличено с 13 тыс. рублей до 100 тыс. рублей[20].
Кроме того, в целях повышения уровня текущих доходов многодетных семей и стимулирования рождаемости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 в 63 субъектах Российской Федерации установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты нуждающимся семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей. Размер выплаты установлен, исходя из прожиточного минимума в регионе, и в среднем составляет 7 тыс. рублей.
При этом прожиточный минимум трудоспособного населения в 2013 году оценивается на уровне 7872 рубля, пенсионеров — 5998 рублей и детей — 7022 рубля.
Дифференциация населения по уровню доходов за 2013 год, по предварительным данным, составила 16,2 раз против 16,4 в 2012 году. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2013 году приходилось 30,7% общего объема денежных доходов населения (30,8% — в 2012 году), а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 1,9%, так же как и за аналогичный период 2012 года.
2.2 Прогноз социально-экономического развития России
Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 — 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 — 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках[20].
Вариант 1 (базовый) можно рассматривать как вариант перебалансировки экономического роста. Он предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики, в т.ч. за счет торможения роста первичных энергетических и инфраструктурных издержек и определенного перераспределения доходов в пользу перерабатывающих отраслей.
Для этого осуществляется перенос индексации регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний на 2015 год, и ограничение их роста уровнем прошлогодней потребительской инфляции. Вариант частично основан на предпосылках второго варианта (базового) сценарных условий. Начинается реализация масштабных инвестиционных проектов, в т.ч. за счет инвестирования средств Фонда национального благосостояния и значительно расширяется поддержка малого бизнеса. Предполагается последовательное улучшение делового климата, что проявляется в уменьшении оттока капитала и в восстановлении в 2016 году его притока. Денежная политика ориентируется на переход в 2015 году к таргетированию инфляции и создание условий для устойчивого роста кредитования экономики и повышения доступности кредита. При этом бюджетная политика строится в рамках текущих бюджетных правил, что ведет к снижению в реальном выражении государственного инвестиционного спроса и отсутствию реального роста оплаты труда части работников бюджетной сферы и военнослужащих.
В 2014 — 2016 гг. на фоне улучшения роста мировой экономики годовые темпы прироста ВВП могут повыситься до 3,0 — 3,3 процента.
Вариант 3 (целевой) предусматривает полномасштабную реализацию всех задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. Прежде всего, это означает выход на сверхвысокую траекторию темпов роста макроэкономических показателей. В 2014 — 2016 годах среднегодовой рост ВВП должен быть не меньше 6,3%. Этот вариант основан на ускоренных структурных преобразованиях, опирающихся на значительное повышение нормы накопления частного капитала и возобновление масштабного чистого притока частного иностранного капитала. Наряду со значительным улучшением бизнес-климата вариант предполагает смягчение денежной политики, что обеспечит высокие темпы роста инвестиционного и потребительского кредита при сокращении нормы сбережения домашних хозяйств. Вариант требует также резкого расширения государственного спроса и модификацию существующих бюджетных правил.
Вариант А — дополнительный вариант ухудшения ситуации в мировой экономике, которое приводит к более сильному снижению цен на нефть. Среднегодовая цена на нефть Urals, оцениваемая в 2013 году на уровне 107 долларов США за баррель, в 2014 году понижается до 84 долларов США за баррель, в 2015 — 2016 гг. предполагается ее стабилизация на уровне 80 долларов США за баррель. Вариант также предусматривает опережающее снижение спроса на российский газ по сравнению с базовым вариантом. Учитывая сильную зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры, этот сценарий в наибольшей степени обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. Понизившиеся в 2014 — 2016 гг. цены на нефть станут причиной резкого ослабления обменного курса, приведут к ускорению инфляции и замедлению внутреннего спроса. В 2014 году рост экономики замедлится до 0,9%. В 2015 — 2016 гг. будет происходить восстановление роста темпами 2,2 — 2,8 процента.
Вариант С — дополнительный вариант, который характеризуется ростом цен на нефть в 2014 году до 113 долларов США за баррель с дальнейшим повышением до 120 долларов США за баррель к 2016 году. Темпы роста ВВП в 2014 — 2016 гг. за счет «фактора нефти» могут в среднем на 0,2 п.п. превышать уровень базового варианта и составлять 3,2 — 3,4 процента.
Современные условия развития, в том числе проектируемые уточненные параметры бюджета на 2014 — 2016 годы, приводят к тому, что из двух основных вариантов прогноза, предложенных ранее в сценарных условиях, наиболее реалистичным становится консервативный вариант. Поэтому в качестве базового для разработки параметров федерального бюджета на 2014 — 2016 годы предлагается рассматривать вариант 1 прогноза.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 — 2016 годы представлены в приложении.
Показатели результатов функционирования экономики в целом на народнохозяйственном уровне принято называть макроэкономическими. Величина макроэкономических показателей на национальном уровне должна представлять агрегирование деятельности предприятий, отраслей или секторов. Системой называют набор показателей, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и ориентированы на достижение цели исследования. Эффективность социально-экономической системы представляется нам как состояние соответствия ее целевому функционированию с позиции экономических, социальных, финансовых, инвестиционных, инновационных пропорций развития, отражающих ожидания, цели и задачи, поставленные гражданским обществом, бизнес-сообществом и государством в целом.
Особое значение в определении уровня экономического развития страны имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
В целом в 2013 году в России динамика экономического роста резко замедлилась. По предварительной оценке Росстата, рост ВВП составил 1,3% против 3,4% в 2012 году. Со стороны производства это замедление, прежде всего, было связано с динамикой промышленного производства, оптовой и розничной торговли, строительства, операций с недвижимым имуществом и чистых налогов на продукты. Со стороны использования ВВП замедление роста было обеспечено динамикой потребительской активности населения и динамикой накопления основного капитала.
Динамика реальной заработной платы в 2013 году оставалась на достаточно высоком уровне (даже с учетом высокой базы 2012 года). В декабре динамика реальных располагаемых денежных доходов населения по отношению к декабрю 2012 г. замедлилась до 1,5% после 5,3% в октябре и 2,4% в ноябре соответственно.
Дифференциация населения по уровню доходов за 2013 год, по предварительным данным, составила 16,2 раз против 16,4 в 2012 году. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2013 году приходилось 30,7% общего объема денежных доходов населения (30,8% — в 2012 году), а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 1,9%, так же как и за аналогичный период 2012 года.
Основные варианты прогноза базируются на относительно благоприятных оценках внешних условий и предполагают умеренное восстановление мировой экономики со среднегодовыми темпами 3,6 — 4% в год и стабилизацию цены на нефть Urals на уровне 100 — 101 доллара США за баррель. Варианты также предусматривают опережающее по отношению к ценам на нефть снижение стоимости экспортируемого газа в связи с усилением конкуренции на европейских газовых рынках.
1. Алехин Б.И. МЭО: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 335 с.
2. Алексеева И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. Иркутск: ИГЭА, 2008. — 370 с.
3. Бирман Л.А. Управленческие решения государства. — М.: Дело, 2008.-290с.
4. Бланк И.А. Финансовая стратегия бюджета. — Киев: Эльга, 2008.-378с.
5. Бизюкова И. В. Мировая экономика: Учеб. пособие. — М: Экономика, 2008.-245с.
6. Вавилов А.Б. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления.- М: Монография, 2007.-548с.
7. Веснин В. Р. Мировая экономика. — М.: Юристъ, 2008.-430с.
8. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник — М.: Гардарики, 2007.-502с.
9. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. — М.: Дело, 2007. -623с.
10. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. Национальная экономическая безопасность России: методика управления государственными долгами.-М: РУДН, 2008. — 306с.
11. Астапов С.К. Управление экономической деятельностью// Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — №2.-124с.
12. Вавилов А.М., Трофимов Г.Д. Стабилизация и управление государственным долгом России.//Вопросы экономики, 2013. — №12. — 83с.
13. Вавилов А.П. Внутренние проблемы в России// КоммерсантЪ.- 2012.-№16.-159с.
14. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических показателе // Деньги и кредит.-2012.-№7.-10с.
15. Красавина Л.Н. Кризис в России: уроки и перспективы// Деньги и кредит.-2012.-№9.-13с.
16. Кобрина И.А. Экономическое развитие России в первой половине 2013 года//Российский внешнеэкономический вестник, 2013.-с.43
17. Подвинская Е.С. Экономическое развитие России //Финансы.-2010. №3.-98с.
18. Хейфец Б.А. Этапы становления экономики// Финансы. — 2012. — №4. — 98с.
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
20. Официальный сайт Минэкономразвития РФ http://www.economy.gov.ru
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 — 2016 годы
Источник