Показатели социальной безопасности страны

Показатели социальной безопасности страны

Социальная безопасность региона является одной из актуальных проблем развития современного общества, так как от ее состояния зависит целостность и устойчивость функционирования и развития социума в целом, обеспечение защиты жизненно важных интересов его членов. Это качество социальных отношений, характеризующееся предоставлением любому члену общества возможности реализовать свой внутренний потенциал, находясь вне угрозы экономической, социальной и физической деградации, даже при снижении уровня и качества жизни.

С позиций системного подхода к социальной безопасности предъявляются определенные требования. Социальная безопасность должна быть активной, комплексной, непрерывной, универсальной, целенаправленной, конкретной и надежной [4].

Современная социологическая наука располагает необходимым методологическим аппаратом и информационными технологиями для регулярного отслеживания состояния социальной безопасности как в отдельных регионах, так и в обществе в целом. Объективная оценка социальной безопасности региона имеет большое значение и напрямую зависит от качества и точности данной оценки.

Каждое социальное явление с целью его изучения и измерения предполагает наличие определенных критериев. Выделить критерии социальной безопасности достаточно сложно с учетом многоаспектности и многогранности этого явления. Так как в науке еще не разработана единая критериальная основа для изучения социальной безопасности, тем более что большинство ученых занимаются исследованием какого-либо отдельного вида безопасности.

Авторская специфика подхода к оценке социальной безопасности региона заключается в том, что социальную безопасность предлагается рассматривать не только как собирательную характеристику, но и акцентуироваться при определении данного понятия исходя из общественной направленности его реализации, реализации в интересах общества и отдельных индивидов. Таким образом, включается управленческий аспект, в наиболее формализованном виде выражающийся в социально-экономическом развитии региона через развитие необходимых индикаторов социальной безопасности.

Читайте также:  Традиции народов нашей страны доклад

Выбор системы индикаторов социальной безопасности региона производится на основе выявления наиболее значимых сторон деятельности региона с учетом требований их согласованности друг с другом, периода оценки и достоверного измерения значений показателей. Однако одновременно удовлетворить всем требованиям не всегда удается и приходится идти на определенный компромисс.

Принципиально важно исходить из того, что оценка социальной безопасности региона должна осуществляться на основе использования различных наборов показателей, имеющих количественное (абсолютное или относительное) выражение, и экспертную оценку.

Анализ научной литературы [1, 5, 8] показал отсутствие среди исследователей единого мнения по выбору факторов и показателей, влияющих на социальную безопасность региона. Такой список показателей не может быть строгим, он должен изменяться под воздействием современных реалий социального и экономического развития общества [6].

Поэтому необходимо определить базовые показатели, характеризующие уровень развития социальной безопасности любого региона, а их комплексная оценка позволит говорить об уровне социальной безопасности региона. Только в этом случае анализ социальной безопасности региона будет отражать количественные и качественные изменения в социальной сфере. Сложность разработки подобной методики связана с набором и учетом множества разнонаправленных социальных показателей.

Методика оценки социальной безопасности региона

В основе объективной оценки социальной безопасности региона предлагается использование процедуры индикативного анализа. Индикативный анализ позволяет не только оценить уровень социальной безопасности отдельного региона, но сравнивать его с другими регионами, а также отслеживать его изменение под воздействием отдельных угроз [10].

В соответствии с индикативным методом анализа сущность оценки социальной безопасности реализуется в системе индикативных показателей. Индикативный показатель (индикатор) социальной безопасности – это показатель состояния социально-экономической среды региона, значение которого отражает степень воздействия определенной угрозы на социальную безопасность региона.

Предлагаемая методика расчета уровня социальной безопасности региона включает 23 индикатора, разбитых на 6 блоков: демография, рынок труда, благосостояние и социальная защита, правопорядок, здравоохранение, образование и духовно-культурное развитие. Выбор индикаторов и блоков проводился на основе обобщения существующих научных взглядов на понимание социальной безопасности региона.

На наш взгляд, основными внутристрановыми социально-экономическими факторами, влияющими на социальную безопасность населения, являются:

1) благосостояние, уровень жизни населения;

2) демографическое развитие;

3) рынок труда, занятость [10];

4) образовательный и научный потенциал;

5) уровень медицины, показатели здоровья населения [3].

С учетом этого предлагаемый инструментарий оценки социальной безопасности базируется на структурной модели, интегрирующей комплекс сфер: демография, рынок труда, благосостояние и социальная защита, правопорядок [8], здравоохранение [3], образование и духовно-культурное развитие.

Основные показатели, характеризующие ту или иную сферу социальной безопасности, приведены в табл. 1.

(2)

Предлагаемые индикаторы социальной безопасности региона

1. Демография (R1)

1.1. Коэффициент демографической нагрузки

1.2. Коэффициент естественного прироста населения

1.3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

1.4. Миграционный прирост

2. Рынок труда (R2)

2.1. Численность экономически активного населения

2.2. Уровень безработицы

2.3. Уровень занятости

3. Благосостояние и социальная защита (R3)

3.1. Доля населения с доходами меньше величины прожиточного минимума

3.2. Соотношение доходов населения к величине прожиточного минимума

3.3. Соотношение среднего размера пенсии к величине прожиточного минимума

3.4. Общая площадь жилых помещений на 1 жителя

4. Правопорядок (R4)

4.1. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. жителей)

4.2. Число наркопреступлений (количество преступлений на 10 тыс. жителей)

4.3. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними (количество преступлений на 10 тыс. жителей)

5. Здравоохранение (R5)

5.1. Обеспеченность врачами (число населения на 1 врача)

5.2. Обеспеченность средним медицинским персоналом

5.3. Обеспеченность больничными койками

5.4. Мощность амбулаторных поликлиник

5.5. Заболеваемость на 1000 чел.

6. Образование и духовно-культурное развитие (R6)

6.1. Число спортивных сооружений

6.2. Число обучающихся в вузах на 10000 чел.

6.3. Число обучающихся в ссузах на 10000 чел.

6.4. Число посещений театров и музеев на 10000 чел.

Предлагаемая методика оценки социальной безопасности регионов включает следующие этапы.

I. Определение предельно допустимого уровня индикаторов социальной безопасности.

Предельно допустимые уровни социальной безопасности определяются на основании статистической обработки значений индикаторов как среднеарифметическое значений в целом по Российской Федерации за период, предшествующий году расчета. В качестве периода расчета среднеарифметических значений рассматривается период в 10 лет. Выбор длительности периода расчета, равный 10 годам, связан с так называемыми циклическими процессами в экономике. В связи с тем, что существует непосредственная связь между экономическим и социальным развитием, в основу расчета положены среднесрочные циклы, а именно так называемые промышленные (или классические) циклы (циклы Маркса – Жугляра). Продолжительность промышленного цикла составляет 8–12 лет. Предельно допустимый уровень для i-го индикатора социальной безопасности рассчитывается как

(1)

где Xit – значение i-го индикатора социальной безопасности в России в году t; n – число лет, за которые рассчитывается среднеарифметическое значение i-го индикатора социальной безопасности в целом по Российской Федерации.

С учетом n = 10 лет предельно-допустимый уровень для i-го индикатора социальной безопасности рассчиты вается как

II. Определение индивидуальных оценочных коэффициентов индикаторов социальной безопасности по каждому региону j по формулам:

а) рост показателя оказывает положительное влияние:

(3)

б) рост показателя оказывает негативное влияние:

(4)

где xij – значение i-го индикатора социальной безопасности для j-го региона; ПЗi – предельно допустимый уровень i-го индикатора социальной безопасности.

III. Расчет интегральных оценочных коэффициентов индикаторов социальной безопасности по блокам по j-му региону:

(5)

где m – номер блока социальной безопасности (m = 1; 6); lm – число индикаторов социальной безопасности в блоке m.

IV. Расчет интегрального уровня социальной безопасности для j-го региона:

(6)

где 6 (шесть) – число рассматриваемых блоков социальной безопасности.

V. Определение степени кризисности ситуации в разрезе каждого региона.

Для определения степени кризисности ситуации предлагается следующая шкала: I > 1,10 – безопасный уровень (Н), 1,0 > I > 1,09 – предкризисный уровень (ПК), 0,9 > I > 0,99 – кризисный уровень (К), 0,9

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

Социальная политика в стратегии экономической безопасности

В настоящее время, в условиях внешних вызовов, обусловленных экономическими санкциями, «цветных революций», угроз терроризма, экстремизма, радикализма, обострения противоречий культур и цивилизаций, обеспечение экономической безопасности страны приобретает первостепенное значение. Экономическая безопасность обеспечивает основные принципы принятия решений в социальной и экономической сферах государства.

Экономическая безопасность определяет состояние государства и его экономики, которое способствует обеспечению защиты национальных интересов страны, устойчивости и независимости от внешних и внутренних угроз, защите наиболее важных аспектов жизнедеятельности граждан, а также способности к развитию социальных, экономических, политических и прочих систем общества и государства в целом. Основными факторами, в свою очередь, являются совокупность материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих потребности личности и общества для прогрессивного развития. С обеспечением экономической безопасности условия стабильности и эффективной жизнедеятельности страны в целях достижения успехов как на мировой арене, так и во внутренней экономической и политической деятельности общества в целом у любого государства появляется гарантия независимости и стабильности общества.

Экономическая безопасность – это состояние хозяйственных объектов, которое характеризуется конкурентоспособностью предприятий и организаций, получением стабильного дохода и прибыли всеми экономическими субъектами, сохранением платежеспособности, прогрессивного развития и прочих ресурсов, позволяющих не только поддерживать определенный уровень жизни в обществе, но и достигать заданных темпов развития экономики в стране. В экономической сфере обеспечение оценка экономической безопасности рассматривается как целенаправленная деятельность по сохранению устойчивости и стабильности всех процессов, связанных с развитием экономики, а также экономико-социальной стабильности и жизнедеятельности общества [4].

Защита экономической безопасности является гарантом самостоятельности страны, главным признаком стабильности и успешной жизнедеятельности общества. Трудности установления экономической безопасности в стране как необходимого условия ее стабильности привлекают к себе очень пристальное внимание многих политиков, известных личностей, деятелей в различных сферах экономики, науки и образования и являются на сегодняшний день одними из самых актуальных проблем общества и человечества [2].

Состояние экономической безопасности оценивается объективной системой критериев, параметров и индикаторов экономического, социального, экологического характера.

Социальная сфера. Относительно положения дел в государстве можно судить по уровню и качеству жизни населения, поэтому показателем, характеризующим «объективность» и определяющим объект, является численность населения.

Традиционно под социальной безопасностью понимается совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с вектором развития нынешних и будущих поколений.

Социальная стабильность представляет собой устойчивое состояние социальной системы, позволяющее ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и основные качественные параметры. Механизмами, обеспечивающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и гражданского общества.

В качестве объектов и индикаторов социальной безопасности рассмотрим следующие показатели:

– демографические показатели: рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) населения, продолжительность жизни и т. д.;

– состояние медицинской помощи населению: число больничных учреждений, наличие коек в больничных учреждениях, обеспеченность медперсоналом и т. д.;

– уровень и качество жизни населения, в первую очередь связанные с уровнем доходов, соотношением богатых и бедных, уровнем бедности и т. д.

Охарактеризуем каждый из этих показателей более подробно.

1. Демографические показатели в системе социальной безопасности.

Фактор здоровья все чаще становится показателем достигнутого уровня качества жизни людей, социально-экономического развития общества. Выгоды человека от хорошего здоровья также заключаются в способности выполнить репродуктивную функцию. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2018 г., с учетом Крымского полуострова, составила 146 389 999 чел. и за год увеличилась на 59 995 чел., а годовой прирост составил 0,04 %.

За последние годы в Российской Федерации отмечена благоприятная динамика основных демографических показателей в Российской Федерации. Так, в 2014 г. уровень рождаемости в Российской Федерации впервые с начала 1990-х гг. превысил уровень смертности. В 2015 г. рождаемость составила 13,3 на 1 000 населения. За 2016 г. зафиксирован естественный прирост – 32 038 чел. (в 2015 г. прирост составил 30 336 чел.). Данная тенденция сохранилась и в 2017 г. По данным Росстата, в 2018 г. показатель ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении составил 72,26 года (для женщин – 77,49, для мужчин – 66,93).

Общим показателем оценки качества здравоохранения является уровень младенческой смертности. В России в последние годы на фоне положительных изменений других социально-демографических индикаторов прослеживается устойчивая динамика снижения младенческой смертности. Усиливающий эффект дали два фактора: распространение современных методов планирования семьи, увеличение инвестиций государства в здравоохранение.

Однако, как показывает статистика, в настоящее время рождается меньше здоровых детей, чем раньше. По сравнению с показателями младенческой и материнской смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости социальными болезнями продолжает расти. Социальными болезнями являются туберкулез, ВИЧ/СПИД, злокачественные новообразования, сахарный диабет, сердечнососудистые заболевания, гепатиты В и С и др.

Эти болезни – индикатор социального неблагополучия, низкого уровня жизни и слабого санитарно-эпидемиологического контроля в регионах, индикатор низкого уровня социальной безопасности государства.

2. Медицинские показатели в системе социальной политики.

Целевая программа «Развитие здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294, является базовым документом отрасли, в котором отражены приоритеты и основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья.

3. Уровень доходов и качество жизни в системе социальной безопасности.

Бедный человек в обществе – это социальная и экономическая проблема всего общества, а психологическая проблема – это проблема не только индивида, но и членов его семьи. К концу 2017 г. в России насчитывалось 21,7 млн чел., или 15,1% населения, находящегося за чертой бедности. Другими словами, бедняком признается каждый седьмой россиянин. Уровень бедности существенно увеличился по сравнению с 2016 г. Денежные доходы населения, зарплата и пенсии существенно сократились относительно прожиточного минимума.

О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Моногр. / Т.Р. Орехова, О.В. Карагодина и др.; под науч. ред. Т.Р.Ореховой. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 105с.

Трунцевский Ю.В. Международное право: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / Ю. В. Трунцевский и др. М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 455 с.

Мейтова А.Н., Фейгель М.Л. Экономическая безопасность // Научно-практический журнал «Аспирант». № 1. 2017. C 64-67.

Новиков А. И. Экономическая и социальная модернизация как условие неоиндустриального развития России / А. И. Новиков // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник. Вып. 11 / РАН, ИНИОН, Отд. науч. сотр. ; отв. ред. В. И. Герасимов. – М., 2016. – Ч. 3. – С. 78–82.

Гришина E., Кириллова М. Оперативный мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2015. № 2. С. 23–25

Источник

Оцените статью