Показатели внешнеэкономического потенциала страны

Внешнеэкономический потенциал

Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.

Важнейшими экономическим и показателями,определяющим и в нешнеэкономический потенциал стра ны:

1. Объем производства ВВП, в том числе на душунаселения.

2. Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП.

3. Доля экспорта промышленных товаров в общем объемеэкспорта товаров.

4.Платежный баланс, сальдо внешней торговли товарамии услугами.

В экспорте отражается вывоз товаров отечественного производства и реэкспорт товаров иностранного происхождения, в импорте – ввоз товаров для использования внутри страны, включаявозвращаемые товары и товары, предназначенные для реэкспорта. Под реэкспортом понимается вывоз ранее ввезенных в странутоваров иностранного происхождения, которые не были подвержены переработке на ее территории.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:

1) выгодное экономико-географическое положение;

2) развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

3) многоотраслевой промышленный комплекс;

4) созданный научный и инновационный потенциал;

5) достаточно мощная строительная база;

6) значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

7) высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

8) многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.

Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:

— усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;

— создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;

— активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);

— совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Экологический потенциал.

Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рациональногоиспользования всех компонентов биосферы в интересах человека, позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и других видов продукции, расширятьвнутренний и международный экологический туризм, иные видыхозяйственной деятельности.

Эффективность функционирования экологического потенциала характеризуется экологической емкостью, которая определяется двумя основными показателями:

– отношение экологически чистой продукции (прошедшейэкологическую сертификацию) к общему объему данного видапродукции, или ВВП в целом;

– удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы,отходы.

При оценке экологического потенциала Беларуси необходимоучитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в последние годы. Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижениеуровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах ипромышленных центрах Беларуси.

Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения водных объектов в странеявляются бытовые стоки, на которые приходится 2/3 годового объема сточных вод (доля стоков производства составляет четвертую часть).

Устойчивость экологического потенциала страны во многомопределяется мерами по рациональному использованию земель всельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики.

Значительную опасность для здоровья человека представляетзагрязнение почвы тяжелыми металлами – железом, марганцем,цинком, медью, молибденом, известными в сельском хозяйствепод названием микроэлементов, необходимых растениям в малом количествах. При превышении допустимой концентрацииони становятся токсичными для человека и животных.

Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточном накоплении химических веществ в результате известкования кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестицидов, атакже чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов.

В Основных положениях программы социально-экономического развития Р.Б. на 2011–2015 гг.определены следующие направления реализации экологическойполитики:

– значительное улучшение качества компонентов окружающей среды на основе повышения технологического уровня производства;

– сокращение объемов образования отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненныхсточных вод в поверхностные водоемы, предотвращение загрязнения подземных вод;

– реализация комплекса мероприятий по предотвращению иминимизации вреда, причиненногоокружающей среде катастрофами техногенного и природного характера;

– увеличение уровня вовлечения отходов в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов производства;

– сохранение биологического разнообразия, природных ландшафтов, естественных экологических систем путем развития сети особо охраняемых природных территорий;

– развитие Национальной системы мониторинга окружающейсреды на основе внедрения прогрессивных технологий наблюдения, сбора данных;

– формирование экологической культуры населения черезсистему образования;

– предупреждение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу.

Реализация мер экологической политики будет способствовать снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека в крупныхпромышленных центрах, созданию экономических стимулов дляприменения современных инновационных технологий в сфереприродопользования.

17.Экономический рост: понятие, виды.

Экономический рост – такое развитие экономики, когдаимеет место увеличение реального валового национальногопродукта (ВНП) или национального дохода (НД), как в общем таки на душу населения.

Типы экономического роста:

1. Интенсивный — рост производства на основеиспользования новых технологий, улучшения качества

ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.

2. Экстенсивный — основан на вовлечении впроизводство дополните льных ресурсов при сохраняющихся

уровне технологии и качестве самих ресурсов.

Выделяют внутренние и внешние факторы экономическогороста.

К внутренним факторам относятся:

1) человеческий капитал (население и трудовые ресурсы);

2) природно-ресурсный фактор;

3) инновационный (научно-технический прогресс и сфера егореализации) и производственный потенциалы;

5) емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;

6) институциональная среда.

Внешние факторы экономического роста включают:

1) международное разделение труда;

2) политические факторы;

Обоснование траектории устойчивого экономического ростадолжно базироваться на комплексной оценке всех факторов, однако при этом необходимо учитывать изменение роли важнейших из них в условиях перехода к новому технологическому укладу. Для экономического роста необходимо не просто наличиересурсов, а достижение их рациональной комбинации с эффективными методами использования.

В настоящее время основу быстрого экономического развитиясоставляют человеческий капитал в форме знаний, высококвалифицированных кадров, инновации, инвестиции, интеграция вмеждународное разделение труда.

Основными слагаемыми нового качества экономического роста в Республике Беларусь выступают:

– ориентация национальной экономики на высокие конечныерезультаты, соответствие объемов и структуры ВВП общественным потребностям;

– придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровняобновления выпускаемой продукции;

– ускорение инновационного процесса, кардинальное возрастание роли ресурсосбережения;

– усиление социальной ориентации;

– формирование единой социально-экологической и экономической системы воспроизводства; создание рациональной экономики природопользования;

– усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полноеиспользование преимуществ международного разделения труда,глобализация экономики.

Факторы, сдерживающими экономический рост в РБ:

1)ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы;

2) высокая ресурсоемкость экономики.

3) сильная зависимость от поставок сырья, материалов,топлива, комплектующих изделий из стран СНГ.

4) неразвитость рыночной инфраструктуры.

Экономический рост в РБ достигается за счет ориентацииэкономики на:

1)повышение качества и конкурентоспособности продукции,производительности труда;

2)ускорение инновационного процесса;

3)усиление открытости НЭ;

4)привлечение внутренних и внешних инвестиций.

Источник

Внешнеэкономический потенциал.

Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны:

— объем производства ВВП, в том числе на душу населения;

— удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;

— доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.

Для РБ это пре­жде всего:

• выгодное экономико-географическое положение

• развитая система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• созданный научный и инновационный потенциал;

• значительные лесные и водные ресурсы (наличие калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Объем внешней торговли РБ в 2011 году составил: товары = $86,5 млрд.(экспорт — $41,4 млрд. (48%); импорт — $45,1 млрд. (52%)); услуги = $8,5 млрд.(экспорт — $5,3 млрд. (62%); импорт — $3,2 млрд. (38%)).

Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.

Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:

1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;

2) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);

3) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.

Внешнеторговая политика.

Внешнеторговая политика представляет собой систему меро­приятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой — обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности-система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить натарифные и нетарифные.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

К нетарифным мерам можно отнести и различные административные барьеры, с помощью которых государство неформальным образом ограничивает импорт Таможенные формальности, технические и санитарные стандарты, требования к упаковке и маркировке и т. п. могут стать препятствием для развития торговых отношений.

Основные цели внешнеторговой политики:

1)изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

2)изменение объема экспорта и импорта;

3)изменение структуры внешней торговли;

4)обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией, т.д.)

5)изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существуют две системы внешнеторговой политики — про­текционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

Протекционизмхарактеризуется введением высоких тамо­женных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ог­раничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсо­вывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.

Свободная торговля это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть: Автономной(самостоятельной,односторонней);Конвенционной(выработанной совместно с рядом государств);Автономно-конвенционной В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.

Источник

Читайте также:  Темпы роста экономик стран европы
Оцените статью