Внешнеэкономический потенциал
Внешнеэкономический потенциал – это совокупность всех ресурсов и условий осуществления внешнеэкономической деятельности государства. Он определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза за границу.
Важнейшими экономическим и показателями,определяющим и в нешнеэкономический потенциал стра ны:
1. Объем производства ВВП, в том числе на душунаселения.
2. Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП.
3. Доля экспорта промышленных товаров в общем объемеэкспорта товаров.
4.Платежный баланс, сальдо внешней торговли товарамии услугами.
В экспорте отражается вывоз товаров отечественного производства и реэкспорт товаров иностранного происхождения, в импорте – ввоз товаров для использования внутри страны, включаявозвращаемые товары и товары, предназначенные для реэкспорта. Под реэкспортом понимается вывоз ранее ввезенных в странутоваров иностранного происхождения, которые не были подвержены переработке на ее территории.
Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:
1) выгодное экономико-географическое положение;
2) развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
3) многоотраслевой промышленный комплекс;
4) созданный научный и инновационный потенциал;
5) достаточно мощная строительная база;
6) значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
7) высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;
8) многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.
Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
— усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;
— создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;
— активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);
— совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.
Экологический потенциал.
Экологический потенциал характеризует возможность сохранения и функционирования природных систем, рациональногоиспользования всех компонентов биосферы в интересах человека, позволяет развивать производство экологически чистой сельскохозяйственной, лесной и других видов продукции, расширятьвнутренний и международный экологический туризм, иные видыхозяйственной деятельности.
Эффективность функционирования экологического потенциала характеризуется экологической емкостью, которая определяется двумя основными показателями:
– отношение экологически чистой продукции (прошедшейэкологическую сертификацию) к общему объему данного видапродукции, или ВВП в целом;
– удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы,отходы.
При оценке экологического потенциала Беларуси необходимоучитывать все те экологические проблемы, которые накапливались в последние годы. Наиболее серьезной экологической проблемой остается радиоактивное загрязнение в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого развития экономики страны является защита атмосферы, снижениеуровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах ипромышленных центрах Беларуси.
Экологический потенциал страны в значительной мере зависит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водоотведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений. Самым мощным источником загрязнения водных объектов в странеявляются бытовые стоки, на которые приходится 2/3 годового объема сточных вод (доля стоков производства составляет четвертую часть).
Устойчивость экологического потенциала страны во многомопределяется мерами по рациональному использованию земель всельскохозяйственном производстве и других отраслях экономики.
Значительную опасность для здоровья человека представляетзагрязнение почвы тяжелыми металлами – железом, марганцем,цинком, медью, молибденом, известными в сельском хозяйствепод названием микроэлементов, необходимых растениям в малом количествах. При превышении допустимой концентрацииони становятся токсичными для человека и животных.
Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточном накоплении химических веществ в результате известкования кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестицидов, атакже чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов.
В Основных положениях программы социально-экономического развития Р.Б. на 2011–2015 гг.определены следующие направления реализации экологическойполитики:
– значительное улучшение качества компонентов окружающей среды на основе повышения технологического уровня производства;
– сокращение объемов образования отходов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязненныхсточных вод в поверхностные водоемы, предотвращение загрязнения подземных вод;
– реализация комплекса мероприятий по предотвращению иминимизации вреда, причиненногоокружающей среде катастрофами техногенного и природного характера;
– увеличение уровня вовлечения отходов в гражданский оборот, обезвреживания накопленных опасных отходов производства;
– сохранение биологического разнообразия, природных ландшафтов, естественных экологических систем путем развития сети особо охраняемых природных территорий;
– развитие Национальной системы мониторинга окружающейсреды на основе внедрения прогрессивных технологий наблюдения, сбора данных;
– формирование экологической культуры населения черезсистему образования;
– предупреждение экологических угроз, связанных с увеличением выбросов парниковых газов в атмосферу.
Реализация мер экологической политики будет способствовать снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека в крупныхпромышленных центрах, созданию экономических стимулов дляприменения современных инновационных технологий в сфереприродопользования.
17.Экономический рост: понятие, виды.
Экономический рост – такое развитие экономики, когдаимеет место увеличение реального валового национальногопродукта (ВНП) или национального дохода (НД), как в общем таки на душу населения.
Типы экономического роста:
1. Интенсивный — рост производства на основеиспользования новых технологий, улучшения качества
ресурсов, совершенствования организации производства и труда, повышения квалификации работающих.
2. Экстенсивный — основан на вовлечении впроизводство дополните льных ресурсов при сохраняющихся
уровне технологии и качестве самих ресурсов.
Выделяют внутренние и внешние факторы экономическогороста.
К внутренним факторам относятся:
1) человеческий капитал (население и трудовые ресурсы);
2) природно-ресурсный фактор;
3) инновационный (научно-технический прогресс и сфера егореализации) и производственный потенциалы;
5) емкость внутреннего и внешних рынков сбыта продукции;
6) институциональная среда.
Внешние факторы экономического роста включают:
1) международное разделение труда;
2) политические факторы;
Обоснование траектории устойчивого экономического ростадолжно базироваться на комплексной оценке всех факторов, однако при этом необходимо учитывать изменение роли важнейших из них в условиях перехода к новому технологическому укладу. Для экономического роста необходимо не просто наличиересурсов, а достижение их рациональной комбинации с эффективными методами использования.
В настоящее время основу быстрого экономического развитиясоставляют человеческий капитал в форме знаний, высококвалифицированных кадров, инновации, инвестиции, интеграция вмеждународное разделение труда.
Основными слагаемыми нового качества экономического роста в Республике Беларусь выступают:
– ориентация национальной экономики на высокие конечныерезультаты, соответствие объемов и структуры ВВП общественным потребностям;
– придание особого значения повышению качества и конкурентоспособности продукции, производительности труда, уровняобновления выпускаемой продукции;
– ускорение инновационного процесса, кардинальное возрастание роли ресурсосбережения;
– усиление социальной ориентации;
– формирование единой социально-экологической и экономической системы воспроизводства; создание рациональной экономики природопользования;
– усиление открытости национальной экономики, последовательное вовлечение ее в мирохозяйственные связи, более полноеиспользование преимуществ международного разделения труда,глобализация экономики.
Факторы, сдерживающими экономический рост в РБ:
1)ограниченность собственной сырьевой и топливно-энергетической базы;
2) высокая ресурсоемкость экономики.
3) сильная зависимость от поставок сырья, материалов,топлива, комплектующих изделий из стран СНГ.
4) неразвитость рыночной инфраструктуры.
Экономический рост в РБ достигается за счет ориентацииэкономики на:
1)повышение качества и конкурентоспособности продукции,производительности труда;
2)ускорение инновационного процесса;
3)усиление открытости НЭ;
4)привлечение внутренних и внешних инвестиций.
Источник
Внешнеэкономический потенциал.
Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны:
— объем производства ВВП, в том числе на душу населения;
— удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;
— доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.
Для РБ это прежде всего:
• выгодное экономико-географическое положение
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• созданный научный и инновационный потенциал;
• значительные лесные и водные ресурсы (наличие калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
Объем внешней торговли РБ в 2011 году составил: товары = $86,5 млрд.(экспорт — $41,4 млрд. (48%); импорт — $45,1 млрд. (52%)); услуги = $8,5 млрд.(экспорт — $5,3 млрд. (62%); импорт — $3,2 млрд. (38%)).
Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.
Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:
1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;
2) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);
3) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеторговая политика.
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой — обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров.
Гос. регулирование внешнеторговой деятельности-система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить натарифные и нетарифные.
Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина — это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
К нетарифным мерам можно отнести и различные административные барьеры, с помощью которых государство неформальным образом ограничивает импорт Таможенные формальности, технические и санитарные стандарты, требования к упаковке и маркировке и т. п. могут стать препятствием для развития торговых отношений.
Основные цели внешнеторговой политики:
1)изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;
2)изменение объема экспорта и импорта;
3)изменение структуры внешней торговли;
4)обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией, т.д.)
5)изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.
Протекционизмхарактеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.
Выделяют несколько форм протекционизма:
• селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
• отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
• коллективный протекционизм — проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
• скрытый протекционизм — осуществляется методами внутренней экономической политики.
Свободная торговля — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.
В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть: Автономной(самостоятельной,односторонней);Конвенционной(выработанной совместно с рядом государств);Автономно-конвенционной В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.
Источник