Полиэтнический состав страны это

Типы полиэтничных государств

Содержание

1. Сущность и виды национального государства.

2. Типы полиэтничных государств.

3. Конституционный национализм.

4. Этнополитика государства, сущность и задачи.

Сущность и виды национального государства

Государство как политический институт призвано поддерживать внутреннюю и внешнюю стабильность сообщества, на базе которого оно возникло и развивалось. В этой связи важно уточнить понятие национального государства, поскольку разные толкования этого понятия могут определить и разную направленность государственной этнополитики.

В учебнике «Этнология», автором которого является Г.Т. Тавадов, дается следующее определение национального государства:

Национальное государство – это государство, образованное этносом (нацией) набазе этнической территории и воплощающее политическую независимость и самостоятельность народа.

В данном случае автор, по существу, ставит знак равенства между этносом и нацией и потому получается, что есть «национальные» государства и есть такие, которые считать национальными нельзя. Между тем все современные государства являются национальными, ибо построены на основе суверенного права нации на самоопределение, а таковым правом обладают именно гражданские, а не этнические сообщества. И национальное государство есть территориальное сообщество, все члены которого, независимо от их этнической принадлежности, признают свою общность, солидарны с ней и подчиняются институационализированным нормам этого сообщества.

Помимо постулата, что есть национальное государство, важно определиться и какова этническая составляющая в государственном строительстве, то есть моноэтническое государство, что есть полиэтническое государство.

В мировой практике принято считать моноэтническим государством такое, в котором 95 и более процентов населения составляют представители одного этноса. Но таких государств в мире очень немного (Исландия, Норвегия, Португалия, Албания, Мальта, Ямайка, Йемен, Венгрия), а преобладают страны, в составе населения которых несколько или даже множество, этнических групп и этносов.Такие государства являются полиэтничными.

Типы полиэтничных государств

В большинстве полиэтнических государств бывает так, чтобы та или иная этинческая община обладала одинаково высоким статусом во всех его измерениях. Чаще всего встречается ситуация, когда тот или иной этнос оказывается доминирующим в одной или нескольких сферах государственной жизни. По этому принципу, в частности, американским исследователем Дж. Ротшильдом разработана типология полиэтнических государств. С известными поправками она может быть применима к практике межэтнических взаимодействий в Российской Федерации. Дж. Ротшильд выделяет семь типов полиэтнических государств.

1. Политически доминирующее большинство противостоит подчиненному меньшинству или нескольким меньшинствам. Характерный пример в этом отношении Канада с политически доминирующим англоязычным большинством и противостоящий ему франкоязычный Квебек.

2. Политически доминирующее меньшинство противостоит подчиненному большинству. Подобная ситуация была характерна для всех колониальных стран, где политическая власть принадлежала белому меньшинству, а совсем в недавнем прошлом – для ЮАР.

3. Доминирующее центральное ядро (не большинство), рассматривающее себя символическим создателем государства, противостоит конгломерату (но не коалиции) периферийных этнических групп. Яркий пример такого взаимодействия – бывший СССР с доминирующим русским ядром и многочисленными нерусскими народами, а также современные США.

4. Одна этническая группа доминирует политически, другая – экономически (биполярный баланс). По такому принципу строилось этническое взаимодействие в большинстве бывших советских республик (русская, точнее, русскоязычная часть населения – титульный народ республики), для Казахстана оно характерно и сегодня. К этому же типу следует отнести и большинство республик в составе современной Российской Федерации. Из зарубежных примеров можно назвать Малайзию (малайцы-китайцы).

5. Экономически сильные, но политически уязвимые этнические меньшинства реализуют себя в коммерческой и посреднеческой деятельности (евреи в ряде стран Европы и США, китайцы в Таиланде, чеченцы и ряд других народов Кавказа и Российской Федерации).

6. Градация влияния и численности этнических групп многослойна (Кения).

7. Этнические общности различаются по численности и критериям этнической дифференциации (Заир и ряд других африканских государств).

Неоднородность этнического состава населения ставит перед государственными институтами задачу интеграции мультикультурного общества, выработки общегосударственной идеологии и ценностей.

Соответственно каждое государство решает эту задачу по-разному. В Соединенных Штатах Америки долгое время господствовала идея «плавильного котла». Таким котлом представлялось исследователям и политикам американское общество, в котором разнородные этнические и расовые компоненты образовали единый сплав, именуемый американской нацией. По большому счету сходная идея была и у государственных идеологов в Советском Союзе, где якобы из многочисленных этносов и этнических групп формировалась «новая историческая общность людей – советский народ». И американская, и советская идеологическая модели имели в своей основе реальные основания, но обе они явно недооценивали значения этничности.

Источник

Полиэтническое государство

Многонациональное государство, или полиэтническое государство, — государство, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (ряд стран Восточной Европы, в том числе Россия, и Азии), а также в ходе колониальной экспансии (страны Африки, где многие этносы были разделены границами между государствами); и в результате интенсивных миграций (например, США). [1] [2]

Многонациональное государство состоит из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ. Фактически же многонациональными являются практически все современные национальные сообщества. Дэвид Уилш (David Welsh) в статье «Внутренняя политика и этнические конфликты» («Domestic politics and ethnic conflict», Brown, Michael E.), изданной в 1993 году в Принстонском университете в работе «Этнические конфликты и международная безопасность» («Ethnic Conflict and International Security»), утверждал, что менее 20 из 180 независимых государств могут называться этнически и национально однородными, но таковыми они могут называться лишь если национальные меньшинства в нём составляют менее 5 % от общей численности населения. [3] Поэтому Саджит Чудри (Sujit Choudhry) утверждал, что: «рост этнокультурно однородных государств, если он и был, то закончился». [4]

В России (образовательный стандарт для среднего (полного) общего образования, профильный уровень предмета «география») [5] под «многонациональными» подразумеваются государства, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов и подразделяются на страны:

  • с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралия)
  • двунациональные (Канада, Бельгия);
  • со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
  • со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Индия, Швейцария, Индонезия, Россия[5] ).

Источник

Полиэтнический состав страны это

Полиэтнические государства — это многонациональные государства, в которых проживают представители различных этносов, наций, народностей, этнографических и национальных групп.

Сущность полиэтнических государств

В историческом плане формирование полиэтнических государств обусловлено тем, что часть государств была сформирована за счет освоения и объединения обширных территорий до того момента, как там произошло формирование отдельных наций и развитие национального движения. Также к причинам формирования полиэтнических государств относится колониальная экспансия и интенсивные миграции.

В состав полиэтнического государства входит более чем одна этническая группа. В настоящее время практически все государства, за редким исключением, являются полиэтническими.

Готовые работы на аналогичную тему

Для российского подхода к определению сущности полиэтнического государства характерно его следующее содержание: это государство, в рамках государственных границ которого проживают различные этносы. Такие государства можно разделить на следующие группы:

  • во-первых, государства, в границах которых преобладает одна нация при наличии более или менее значимых национальных меньшинств. К таким государствам относят Францию, Китай, Турцию, Марокко, Австралию и так далее;
  • во-вторых, государства, в границах которых проживают два крупных этноса. Примером таких государств являются Бельгия и Канада;
  • в-третьих, государства, имеющие сложный этнический однородный национальный состав. К таким государствам относятся Афганистан, Лаос, Иран, Пакистан;
  • в-четвертых, государства, имеющие сложный и разнообразный в этническом отношении национальный состав. К данному виду государств относят Швейцарию, Россию, Индию, Индонезию.

Национальные отношения как объект государственного управления

Национальные отношения – это отношения, возникающие между различными этносами, проживающими на территории одного государства.

В основе национального вопроса, связанного с национальными отношениями, находится национальное неравенство, неравенство культурного и социально-экономического развития отдельных наций, народностей, этносов, отставание одних наций от других.

В основе данной проблемы находится социальное и конкретно-историческое содержание, которое включает в себя систему проблем национального характера на каждом конкретном этапе развития полиэтнического государства.

К причинам возникновения межнациональных конфликтов в полиэтнических государствах можно отнести следующие:

  • допущение актов несправедливости или беззакония в отношении отдельных народов;
  • неравномерность социально-экономического, культурного и духовного развития национальных образований;
  • преобладающая роль отраслевого принципа государственного управления, не всегда способного учитывать национальные традиции, условия, социально-экономические интересы развития отдельных территорий;
  • миграционные и демографические процессы, влияющие на этнический состав населения регионов;
  • социально-экономические кризисы, способные влиять на благосостояние всего населения государства;
  • наличие проблем во взаимоотношениях некоренных и коренных граждан отдельных регионов;
  • невнимательное отношение государства к проблемам национального характера.

Национальные отношения являются объектом государственного управления любого полиэтнического государства на современном этапе его развития. Игнорирование национального вопроса со стороны властей может стать причиной вооруженных конфликтов.

Порядок управления национальными отношениями в полиэтнических государствах

Одним из наиболее значимых вопросов государственного управления в рамках полиэтческого государства является вопрос развития и формирования межнациональных отношений. Особую актуальность эта проблема приобретает в тех регионах, которые отличаются разнообразным этническим составом, традициями, вероисповеданием, языками и прочим.

Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить наличие эффективного механизма, который способствует сохранности и развитию согласия на межнациональном уровне. В качестве такого механизма выступают национально-культурные автономии, которые призваны обеспечивать возрождение традиционных культур различных народов, ознакомление населения с особенностями этой культуры, установление контактов с соотечественниками в других странах, обеспечение полного участие этнических диаспор и национальных групп в общественно-политической жизни страны.

Практическая значимость национально-культурных автономий выражается в следующем:

  • во-первых, они обеспечивают и содействуют социализации граждан, в том числе молодых людей;
  • во-вторых, они обеспечивают реализацию культурно-просветительских и гражданских функций, направленных на активизацию культурного диалога различных народов, существующих в рамках одного государства.

Решению этих задач способствует успешность реализации политики государства в сфере национальных отношений. Такая политика должна на быть ориентирована на обеспечение совершенствования взаимодействия органов государственного управления, ответственных за регулирование межнациональных отношений, и национально-культурных центров, интерес которых состоит в повышении эффективности своего функционирования за счет развития инициатив отдельных этносов.

Также значимой задачей управления национальными отношениями в полиэтническом государстве является формирование средств, методов, направлений разрешения конфликтов межнационального характера, осуществление их прогнозирования и ведение работы по предупреждению.

Управление национальными отношениями в полиэтническом государстве выходит за рамки только национальных вопросов, включая в себя вопросы экономического, социального, государственно-правового, культурно-духовного и иного характера.

Источник

Многонациональная и многоконфессиональная страна: определение

Содержание:

Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство, где проживает более 140 различных народов. Русская нация наиболее многочисленная. Около восьмидесяти процентов граждан, живущих в РФ, являются русскими. Россия – многоконфессиональная страна с дисперсионным расселением этноса.

Этнос – это сформированная исторически группа лиц, которые имеют ряд общих субъективных, объективных признаков: схожая культура, территориальное проживание, внешность, система хозяйствования и другое. В большинстве республик РФ число русского населения превышает количество представителей других наций.

Что значит: Россия – многоконфессиональная страна

Многоконфессиональное государство – это страна, где церковь является отдельным звеном, гражданин имеет право на исповедание любой веры, отказ от религиозных взглядов. Независимо от верования человека, проживающего на территории государства, он является уважаемым членом общества.

Состав державы многоконфессиональный – это значит, что все люди вольны самостоятельно выбирать религию, исповедовать ее без ограничений, будучи жителями страны.

Россия имеет уникальный религиозный состав – здесь в большинстве представлены три мировых христианских верования: буддизм, ислам, христианство. Согласно статистике за последние годы в Российской Федерации сложный этнический склад. Конфессиональная приверженность:

  • Православие – 67% граждан;
  • Ислам – 19% жителей;
  • Старообрядчество – 2% верующих;
  • Иудаизм – 2% населения;
  • Буддизм – 2% людей;
  • Протестантизм – 2% конфессий;
  • Иные верования – 1%;
  • Приверженность к нетрадиционным религиозным направлениям – 5%.

Количество различных религиозных взглядов свидетельствует о том, что общество имеет многоконфессиональный, многонациональный состав, является полиэтническим.

Полиэтническое общество – это население страны, сформированное из различных этнографических, национальных групп, народностей и наций. Главный критерий многонациональной державы – два и более этнических объединений.

Россия многоконфессиональное государство – основные религии

Теория выделяет несколько основных направлений верований в РФ:

  • Православие. Древнейшее и основное направление христианства. Появилось в Византии в первом тысячелетии. По количеству приверженцев находится на третьем месте в мире после протестантизма, католицизма;
  • Ислам. Один из самых молодых религиозных взглядов, признанный монотеистической, мировой религией. На данный момент насчитывается около 2 миллионов приверженцев ислама;
  • Старообрядцы. Объединение нескольких верований древней Руси. Они отвергают принятые в 1650-1660 годах религиозные тенденции;
  • Иудаизм. Относится к классу этнических мировоззрений, характерных для еврейской нации. Считается монотеистическим, древнейшим направлением;
  • Буддизм. Является философским, религиозным учением середины первого тысячелетия до нашей эры. Родина – Древняя Индия. Предмет учения – духовное пробуждение;
  • Протестантство. Основное течение христианства. Включает в себя деноминации, церковные союзы, независимые церкви.

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна

Многоконфессиональный состав РФ – предмет для обсуждения во всем мире. В рамках одного государства проживают люди не только различных вероисповеданий, но и разных национальностей. Теория разделяет многонациональные страны на четыре типа:

  1. Резкое преобладание одной народности. Может присутствовать несколько других наций, они находятся в меньшинстве: Китай, Австралия, Турция;
  2. Две национальности. Характерно для Канады, Бельгии;
  3. Этническая однородность населения при сложном национальном составе: Иран, Пакистан, Лаос;
  4. Сложный этнический, национальный состав: Россия, Швейцария, Индонезия.

Для обеспечения нормальных отношений между народностями государство должно следовать демократическому принципу политического регулирования.

Источник

Читайте также:  От мехико до лос анджелеса страны
Оцените статью