- Монократическая, поликратическая и сегментарная формы государства.
- Форма государства
- Содержание
- Элементы форм государства
- Типология форм государства
- Монократическая форма государства
- Поликратическая форма государства
- Сегментарная форма государства
- См. также
- Примечания
- Литература
- Смотреть что такое «Форма государства» в других словарях:
Монократическая, поликратическая и сегментарная формы государства.
Монократическая форма государства[править | править вики-текст]
В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (нацистский режим в Германии и фашистский режим Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии.
Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:
Теократическая монократия, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);
Экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская Германия и Италия, диктатура Франко в Испании, режим красных кхмеров в Камбодже);
Милитаристская монократия, когда государственная власть принадлежит военному совету, а фактически — его руководителю (Ирак при Саддаме Хусейне, в настоящее время (Мьянма, Фиджи);
Монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР).
Поликратическая форма государства
Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.
Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:
Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);
Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).
Сегментарная форма государства
Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:Сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);
Более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).
23.Монархическая форма правления: понятие, основные черты и разновидности
Монархия – это форма правления при которой глава государства (монарх) управляет государством пожизненно, приобретая свою власть в порядке наследия.
1) единоличный характер власти;
2) власть передается по наследству;
3) пожизненное осуществление властных полномочий;
4) не зависит от воли населения;
5) юридическая безответственность монарха за принимаемые решения.
Монархия была преобладающей формой правления в рабовладельческих и феодальных государствах. Буржуазные революции часто сопровождались ликвидацией монархии, так как монарх обычно являлся крупнейшим феодалом.
Монархии разделяются на абсолютные и ограниченные.
В абсолютных монархиях отсутствуют органы или законы, которые могли бы ограничить власть монарха. Монарх контролирует все ветви власти. Фактически власть монарха ограничивается правящей семьей. (Саудовская Аравия)
Ограниченные разделяются на: дуалистические и парламентские.
В дуалистической монархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная осуществляется парламентом. Полномочия парламента узки, правительство формируется монархом и ответственно перед ним. Монарх может распустить парламент или его нижнюю палату, наложить на законы парламента абсолютное вето. Акты монарха по юридической силы равны или даже выше законов парламента. (Иордания, Марокко)
В парламентской монархии монарх царствует, но не правит, роль его номинальная. Правительство формируется парламентом из лидеров партий большинства и ответственно перед парламентом. Если монарху и принадлежит право вето или право роспуска парламента, то фактически монарх данными полномочиями не пользуется. Иногда акты монарха не могут вступить в силу без контрассигнации, т.е. без подписания премьер-министром либо соответствующим министром. (Великобритания, Япония)
24.Республиканская форма правления: понятие, основные черты и разновидности.
Республика — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной, не выборный способ передачи власти.
· Во главе государства — президент и коллегиальный представительный орган (парламент).
· Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
· Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
· Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин «систему сдержек и противовесов» и взаимодействие всех ветвей власти.
Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики — отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики — США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции», имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики — Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры — Франция, Россия, Югославия.
Источник
Форма государства
Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики [1] . Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:
- исторические традиции развития национальных государств;
- исторические особенности становления национальной государственности;
- реальное соотношение социальных сил в стране;
- национальный состав населения страны;
- менталитет населения;
- зарубежный опыт;
- уровень жизни населения;
- степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
- роль мирового сообщества[2] .
Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.
Содержание
Элементы форм государства
- Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);
- Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);
- Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).
Типология форм государства
Монократическая форма государства
В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (фашистский режим в Германии и Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии [3] .
Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:
Поликратическая форма государства
Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан. [3] .
Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:
- Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония, Австралия, Норвегия);
- Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).
Сегментарная форма государства
Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:
См. также
Примечания
- ↑ Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А. С. — Изд-во: Городец, 2003. — С. 42.
- ↑ Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — С. 154.
- ↑ 12 Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 1999. — С. 132—135.
Литература
- Чиркин, В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юристъ, 2000. — 384 с. — ISBN 5-7975-0321-2
- Морозова, Л. А. Теория государства и права — М.: Изд. Эксмо, — 2009 г. — ISBN 978-5-699-25310-4
Теория государства | Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Форма государства» в других словарях:ФОРМА ГОСУДАРСТВА — (государственного устройства) принцип организации государственной власти (см. Форма правления) и территории государства (унитарные государства и федерации) … Большой Энциклопедический словарь Форма Государства — (государственного устройства) принцип организации государственной власти (Форма правления) и территории государства (унитарные государства, федерации и конфедерации). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь. Форма государства — (англ. form of state) в теории государства и права, а также в конституционном праве внутренняя организация государства, порядок образования и структура органов гос ной … Энциклопедия права ФОРМА ГОСУДАРСТВА — в теории конституционного права способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления. Ф.г. складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического… … Юридический словарь форма государства — (государственного устройства), принцип организации государственной власти (см. Форма правления) и территории государства (унитарные государства и федерации). * * * ФОРМА ГОСУДАРСТВА ФОРМА ГОСУДАРСТВА (форма государственного устройства), в… … Энциклопедический словарь Форма государства — организация власти в государстве. Форма государства характеризует единство формы правления, формы государственного устройства и государственно политического режима. Форма государственного правления определяется структурой власти и построением… … Теория государства и права в схемах и определениях ФОРМА ГОСУДАРСТВА — непосредственный выразитель и носитель его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, таковой, в конечном счете, будет и его форма. Сущность государства выражается в том, волю и интересы каких слоев, групп, классов … Энциклопедический словарь конституционного права ФОРМА ГОСУДАРСТВА — – организация государственной власти, неразрывно связанная с классовой сущностью государства. Господствующий в обществе класс организует свою политическую власть в тех или иных формах, что зависит от соотношения классовых сил, исторической… … Советский юридический словарь ФОРМА ГОСУДАРСТВА — способ организации и осуществления государственной власти. Если сущность (и содержание) государства позволяет найти ответ на вопросы, какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России» Форма государства — принцип организации государственной власти и территории государства (унитарное, федеративное государство). см. также Конфедерация, Монистическая государственная форма, Плюралистическая государственная форма … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике Источник |
---|