- Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
- Схема государственный строй стран мира
- Современная политическая карта мира. Дифференциация стран современного мира.
- Просмотр содержимого документа «Современная политическая карта мира. Дифференциация стран современного мира.»
- Урок — Экономическая дифференциация стран
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
Схема государственный строй стран мира
Государственный строй стран мира (формы, устройства)
1. Территориально-государственное устройство
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.
Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.
Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)
2. Форма правления
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента
США, Аргентина, Иран, Бразилия
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента
Германия, Италия, Индия, Израиль
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом
Бельгия, Норвегия, Тайланд
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена
3. Государственный режим
Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид
Источник
Современная политическая карта мира. Дифференциация стран современного мира.
Страны и государства значительно отличаются друг от друга историей, демографическими и экономическими показателями. Начиная уроки в 11 классе, необходимо углубить знания о современной политической карте и вспомнить то, что изучали в 7 и 10 классе и использовать полученные ранее знания.
Просмотр содержимого документа
«Современная политическая карта мира. Дифференциация стран современного мира.»
Тема урока: Современная политическая карта мира. Дифференциация стран современного мира. (11 класс)
Углубить знания о современной политической карте мира.
Уметь анализировать количественные и качественные изменения на политической карте мира и делать выводы. 3. Развивать и совершенствовать умения работы с политической картой мира. Тип урока: изучения нового материала. Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас, учебник.
Ход урока:
1. Организационно целевой этап 2. Актуализация: Изучая общую экономико-географическую характеристику мира, мы отмечаем, что страны и государства значительно отличаются друг от друга историей, демографическими и экономическими показателями. Приступая к изучению региональной географии, необходимо выявить принципы разделения мира на части (регионы). В наше время наиболее удобно выделение историко-географических регионов мира: Европейский, Азиатский , Африканский, Северо-Американский, Латино-Американский, Австралийский. Это дает возможность характеризовать регионы с учетом их природных, исторических, культурных и иных особенностей. При этом следует учесть, что историко-географические регионы отличаются постоянством. Регионы делятся на более мелкие единицы- субрегионы. Границы общественно-географических субрегионов могут меняться довольно часто – в зависимости от изменений на политической карте мира. Европейский регион делится на Западную, Северную, Южную, Восточную Европу и т.д. — Что изучает социально-экономическая география мира? ( Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире? ( Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными? ( Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ? ( При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. ( Баранский Н.Н., Шаблий О.И., Саушкин Ю.И., Родоманов Б.; Витвер И. А и др. )
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах , а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.
Ответ: Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения : образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета, изменение площади государств, замену их столиц, изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т.
4. Изучение нового материала.
Политическая карта мира.
В социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)
Работа с учебником, прочитать и ответить на вопросы: -Что такое политическая география? ( Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения) -Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физической географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.) Запись определений в тетрадь Причины изменения формирования политической карты мира
изменения экономической формации
изменения государственного строя
Работа с учебником: Этапы формирования политической карты
Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)
Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)
Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)
Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)
1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.) 2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.) 3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)
Самостоятельная работа:
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство». ( Государство — это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.) Страны делятся на развитые и развивающиеся (в основу деления положен ВВП). Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6 тыс. долларов на душу населения. Следующим показателем по ООН является ИРЧП, который включает: уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности, уровень душевых доходов. Самый низкий уровень ВВП в странах Африки ( Сомали, Эфиопия, Чад, Нигер, Сьерра-Леоне) ИРЧП=0,5 Россия занимает 67 место(между Суринамом и Бразилией). В Азии – Бангладеш, Афганистан, Йемен; В Латинской Америке – Гаити. К странам НИС относят те, которые добились большого скачка в социально-экономическом развитии за короткий период времени: Сингапур, Республика Корея, Тайвань, Гонконг; А затем вторая волна: «азиатские тигры» Малайзия, Таиланд, Индонезия.
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. ( Суверените́т — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.) Государственный строй характеризуется формой правления: республиканская (более 140 стран) и монархическая (30 стран)
Монарх царствует, но не правит
Власть монарха не ограничена
Монарх является и главой церкви и главой государства
Редкой формой правления являются государства в составе Содружества (15 стран). Формальной главой гос-ва считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор. Это Австралийский Союз, Новая Зеландия, Канада и др. Особая форма государственного строя – Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахирия. Страны делятся по форме административно-территориального устройства на унитарные(единая, неделимая исполнительная и законодательная власть) и федеративные (существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти (республики, штаты, земли, провинции…) 5. Закрепление новых знаний, умений и навыков. (Самостоятельная работа в тетради). На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.
а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057 5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)км
в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000 )
с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага; (Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи
Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия
Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)
д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)
6. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?
По каким признакам выделяют суверенные государства?
Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.
— Что изучает социально-экономическая география мира?
( Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?
Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов: 1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.) 2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту). 3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше. 4этап: Подведение итогов .
7. Домашнее задание: 1. Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.
Источник
Урок — Экономическая дифференциация стран
План-конспект урока: 11 класс
Тема урока: Экономическая дифференциация стран современного мира. СНГ и мировое хозяйство.
Познавательная – Сформировать представление о глобализации хозяйства, экономической интеграции. На примере стран рассмотреть внешнеэкономические связи, их разнообразие.
Развивающая – Формировать умение работы с разными источниками информации. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная– Продолжить патриотическое, нравственное воспитание учащихся.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Оснащенность урока: схемы, таблицы, политическая карта мира.
Межпредметные связи – экономическая и социальная география мира, 9 класс.
Основная: Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география»,
Дополнительная: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2005 год; Школьный географический атлас для учащихся 10 класса, Ю.Н. Гладкий, С.В. Лавров. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2006.
Приветствие учеников, смотр подготовленности учащихся к уроку.
На доске – план урока:
1)Интенсификация международных экономических отношений.
2) Международная интеграция.
4)Экономическая дифференциация стран современного мира.
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Вместе с учителем учащиеся прорабатывают тематику урока, основные направления их реализации.
2.Изучение новой темы.
Работа с учебником
1)Урок начинаем с дискуссии-
Путём логических доводов докажите, что экономическая обособленность (Автаркия) страны неизбежно ведёт к снижению эффективности общественного производства.
2) Вспомним, что называется экономической интеграцией?
-Как Вы считаете, каковы преимущества экономической интеграции стран мира?
3)Стр.107-109, дайте характеристику главных центров мировой экономики.
-Как вы думаете, какие страны современного мира мы можем добавить в группу лидеров мировой экономики?
— Что называется глобализацией мировой экономики?
4) Экономическая дифференциация стран современного мира.
СНГ, Россия и мировое хозяйство:
Учащиеся приводят примеры того, что экономическая обособленность стран экономически мало эффективна, например, ситуация с Албанией.
Экономическая интеграция- форма проявления всемирного процесса интернационализации производственных сил, характеризующаяся увеличением тесноты связей между хозяйствами стран мира.
— Она помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы; помогает оптимизировать территориальное разделение труда.
1 вариант – Западная Европа,
3 вариант –Япония.
Китай, Россия (правда ,не по всем показателям)
Слово «глобализация» означает , что почти весь мир стал рынком и сферой приложения транснациональных корпораций (ТНК) и мультинациональных банков.
Учащиеся выступают с сообщениями:
2 вариант – НАФТА;
3 вариант – Азиатско – тихоокеанское содружество.
Задание : Подготовить сообщение на тему « СНГ, Россия и мировое хозяйство»
(задание можно дать выборочно –учащимся, которым необходимо улучшить оценку; остальные – по желанию).
3.Работа с контурной картой.
Задание: На контурную карту нанести основные группировки стран мира.
Учащиеся выполняют задание, если нет времени урока –продолжают дома.
Тема 5, вопросы к теме: стр.123- 124, словарная работа
Учащиеся продолжают работу по изучению основных понятий курса – задание № 8, стр.124.Подготовить сообщение на тему « СНГ, Россия и мировое хозяйство», а также опережающее задание :
Подготовить сообщения на тему:
«Проблема войны и мира»
Гонка вооружений, её географические особенности.
Милитаризация экономики и динамика военных расходов.
Концепция «ядерной зимы»
Территориальные, этнические и религиозные конфликты.
Производство вооружений. Международная торговля оружием.
(сообщения даются учащимся по их желанию, либо – по журналу).
Номер материала: ДБ-343064
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник