Политическая система между странами

Международная политическая система и политическая карта мира

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «СТРАНОВЕДЕНИЕ»

Страноведение – наука, которая изучает особенности формирования и развития стран на земном шаре, закономерности их социально-экономической и социально-политической организации, роль и место стран в мировой экономике и политике.

Предметом страноведения являются отдельные страны, а также их территориальные объединения – регионы и субрегионы

Традиционно под страной понимают государственно оформленное независимое или самоуправляющееся объединение людей, занимающее определенную территорию и признанное де-юре или де-факто субъектом международного права. В тоже время имеется группа стран, которые не обладают всеми атрибутами государственности и, в первую очередь государственным суверенитетом (напр., страны-колонии). В этой связи следует отличать страну от государства.

Страна это прежде всего, территория, очерченная границами с паспортно-визовым, таможенным, санитарным и т.п. контролями. Она может не иметь суверенитета и находиться под юрисдикцией какого-то государства.

Государство — это суверенное образование с различной степенью внешнего признания (членство в ООН, обмен посольствами, консульствами с другими странами и т.д.).

В настоящее время в мире насчитывается более 230 стран. Из них около 200 являются суверенными государствами (в т.ч. 191 член ООН). Страны мира чрезвычайно разнообразны по площади территории и численности населения, государственному устройству и политическому режиму, национально-этническому и социально-классовому составу населения, демографическим и социально-этническим особенностям развития, роли и месту в мировой экономике и политике.

По размерам территории выделяются семь самых больших стран, площадью свыше 3 млн. км. кв., которые в совокупности занимают около половины всей земной суши. Это Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.

По численности населения выделяют десять самых больших стран, с числом жителей более 100 млн. человек. В этих странах живет около 60 % населения земного шара. Это Китай , Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия, Япония, Пакистан, Бангладеш, Нигерия. На политической карте мира преобладают средние и небольшие страны.

По особенностям географического положения страны делятся на приморские, полуостровные, островные, страны-архипелаги. К последней группе относят Японию, Индонезию, Филиппины. Выделяются страны, у которых нет выхода к морю. Это мешает использованию этими странами морских торговых путей и ресурсов Мирового океана. Всего таких стран 36.

Страноведение использует различные методы. Основным методом является хорологический. Он дает возможность рассматривать страну не как хаотичное скопление объектов, а как взаимосвязанное территориальное образование. Таким образом, хорологический метод тесно связан с принципом комплексности страноведческого исследования, которое означает всестороннее изучение конкретной территории. Кроме того, в страноведении широко используются такие методы как картографический, статистический, сравнительный, системный.

В наши дни потребность в страноведческих знания резко возрастает. Это связано с тем, что глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество (загрязнение природной среды обитания, продовольственная, энергетическая и др.) невозможно решить без страноведческого подхода. Расширяются мировые экономические , культурные, политические и иные связи. Все это требует создания специальной страноведческой литературы, спрос на которую не удовлетворяется.

В свете вышеизложенного главными задачами курса «Страноведение» являются:

ü показать роль ведущих стран в мировой экономике и политике;

ü изучить природные и экономические предпосылки развития экономики отдельных стран;

ü оценить состояние экономики и роль в ее развитии различных факторов;

ü выявить социально-демографические особенности населения стран, его социально-классовую и этническую структуру;

ü раскрыть особенности государственного устройства стран, их внутренней и внешней государственной политики.

2. СОВРЕМЕННОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕУСТРОЙСТВО МИРА

Международная политическая система и политическая карта мира

Международная политическая система это совокупность независимых политических субъектов мира (государств, межгосударственных объединений, международных организаций, общественных движений и т.д.), которые взаимодействуют на основе международного права и проводят свою международную политику.

Центральное место в международной политической системе занимают страны – государства. Именно государства имеют реальные полномочия выступать в качестве субъекта мирового сообщества, заключать договора или соглашения, объявлять войну или заключать мир, т.е. они являются главными носителями власти на международной арене. В этой связи комплексное изучение стран позволяет глубже и всесторонне понять те глобальные и региональные политические процессы, которые происходят в мире.

Место стран в современно мире, их государственные границы и административно-территориальное устройство отражает политическая карта мира. В более широком смысле политическая карта мира дает представление о политическом статусе стран, их государственном устройстве, о расстановке сил на мировой политической сцене и основных политических процессах, протекающих на ней.

Современная политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику стран, различающихся по размерам территории и численности населения, по государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Сейчас с мире насчитывается около 200 суверенных государств и порядка 30 несамоуправляющихся территорий (колоний). Особый статус имеют т.н. «самопровозглашенные» государства, которых ныне существует не менее десятка.

Политической карте мира свойственна высокая динамичность, которая проявляется в ее качественных и количественных изменениях. Под качественными изменениями подразумеваются изменения форм государственного устройства, форм правления, перемене политического статуса стран (утрата или обретение государственного суверенитета), изменения в местоположении и названии столиц, названий стран, образование различных межгосударственных объединений и т.п. Под количественными изменениями подразумевается все то, что влечет за собой изменение площади государственной территории, а именно объединение или распад государств, добровольные уступки (обмен) странами участков суши или территор. вод, территориальные приобретения (потери) после войн и др.

Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 298 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

4.3. Политическая система

Содержание:

↑ Политический институт

Политический институт — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.

Устойчивость политических институтов достигается за счет:

  • норм, регламентирующих характер взаимодействия;
  • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения;
  • привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку.

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели, на определенные нормы и правила. Вместе с тем политические институты реализуются только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий.

В современном обществе существуют следующие политические институты:

  • институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве;
  • институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны;
  • институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе;
  • институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов.
  • государство;
  • политические партии;
  • общественно-политические движения;
  • профсоюзы.


Характерные особенности политических институтов:

  • выражают политические интересы какой-либо социальной общности;
  • являются носителями политических отношений;
  • имеют отношение к государственной власти;
  • руководствуются политическими нормами.

Функции политических институтов:

  • консолидация общества;
  • выработка политических программ;
  • защита и развитие системы общественных отношений;
  • обеспечение оптимального развития и направленности политического процесса.

↑ Политическая система общества

Политическая система общества — это сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.

Политическая система – это система государственных, политических и социальных организаций, а также совокупность отношений между ними, функциями которых являются осуществление власти, управление делами общества и регулирование взаимоотношений между классами, социальными группами, нациями или государствами.

В политической системе, согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.

Структура политической системы общества

1) Институциональная подсистема
2) Нормативная подсистема
3) Функциональная подсистема
4) Коммуникативная подсистема
5) Культурно-идеологическая подсистема

1) Институциональная подсистема

  • Государство
  • Политические партии
  • Общественно-политические движения

Это различные социальные институты, учреждения и организация, чья деятельность связанна с политикой, это государство, органы государственной власти, политические партии и общественно-политические движения, профсоюзы, средства массовой информации и др. Очевидно, что именно государство является наиболее важным институтом политической системы, так как без него не существовало бы многих других социальных институтов. Также государство обладает такими характеристиками как верховенство, суверенитет, наличием публичной власти и является главным управляющим центром политической системы.

Включает:

Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, располагает специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы;

Политические партии — это организованные группы единомышленников, выражающие интересы определённых социальных слоёв и стремящиеся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов; иные политические институты

2) Нормативная подсистема
Включает в себя нормативно-правовые акты (законы), имеющие общеобязательную силу и регулирующие формирование и деятельность политических институтов и учреждений, устанавливает правила политического процесса и взаимоотношений, придавая политической системе упорядоченность, направленность на достижение и поддержание стабильности. К нормативной подсистеме относят политические программы, уставы и инструкции, регулирующие деятельность граждан и т. д. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи.

Включает:

  • политические принципы;
  • политические традиции;
  • нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике

3) Функциональная подсистема

Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти это совокупность тех ролей и функций, которые выполняются как общественно-политическими институтами, так и их группами (формы и направленность политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и т.д.).

4) Коммуникативная подсистема
Представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе деятельности политических организаций и социальных институтов (в том числе связанных с борьбой за власть и использованием властных ресурсов).

Совокупность связей и взаимодействий:

  • между подсистемами политической системы;
  • между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни) общества: экономической, социальной и т. п.;
  • между политическими системами различных стран

5) Культурно-идеологическая подсистема

политическую психологию — совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;
политическую идеологию (от гр. — понятие, — учение, слово) — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры,
политическую культуру — систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы, способов оценивания и объяснения политических явлений

↑ Функции политической системы

↑ Классификации политических систем

В современной политологии собрано большое количество различных классификаций политических систем:

  • в зависимости от типа господствующей в обществе идеологии:

коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.;

  • по типам общественно-экономических формаций:

рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические;

  • по типам цивилизаций:

традиционная (доиндустриальная), индустриальная, постиндустриальная (информационная).

Одна из самых распространенных классификаций – по типу политического режима.

Так, различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

Источник

Читайте также:  Прогноз ввп по мировым странам
Оцените статью