- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Политические системы современных государств
- Разновидности политических систем
- Что такое политическая система
- Функции
- Виды политических систем современности
- Характеристика, примеры
- Какие виды политических систем еще бывают
- На основе общественно-экономических решений
- На основе степени демократичности власти
- На основе роли и места государства
- На основе способов управления обществом
- Политические системы стран мира
- Политические системы стран мира.docx
- 2002 в Польше было зарегистрировано ок. 130 политических партий. Основные партии: Гражданская платформа Республики Польша , Право и справедливость , Союз демократических левых сил , Польская народная партия
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Политические системы современных государств
Реализация внутренних и внешних функций государства с определенным образом организованной общественной жизнью зависит от того, какая политическая и экономическая система в ней сложилась на том или ином этапе развития.
Политическая система зависит от политического режима, возникает как результат взаимодействия государства и общества при определенных исторических условиях. Современная наука различает следующие основные типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Разновидностями также фашистский теократический, режим военной диктатуры, или хунты, расистский режим (апартеид) и т.д..
Политический режим определяет конкретные формы того, как правительство управляет государством, контролирует и управляет процессами в обществе, это способ управления, который складывается под влиянием многих участников политического процесса и не устанавливается никакими законодательными актами.
Демократия — политическая организация общества, характеризующаяся участием народа в управлении государственными делами.
Элементы демократического государства сложились еще в Древней Греции и Древнем Риме, но полно они определились в процессе развития государства США (конец XVIII в.). Сейчас демократические системы управления характерны для большинства стран мира.
По современным представлениям, демократическое государство — это правовое государство. Все люди в ней свободны и равны, их права и свободы определяются нормами Декларации прав человека. Источником власти является народ, который участвует в формировании органов государственной власти и управлении своей страной путем волеизъявления в процедурах выборов, референдумов и т.п..
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, формируются механизмы сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Реализуются принципы выборности и периодической сменяемости органов государственной власти. В отношениях между институтами власти и человеком действуют нормы верховенства права: нормы Конституции и законам государства распространяются на деятельность всех государственных, общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан и на все сферы жизни общества. Важно, что граждане выбирают основы отношений сознательно, при этом демократичность политической системы может воплощаться не только за республиканских форм правления. Например, сейчас демократическими есть конституционные монархии Великобритании, Швеции, Нидерландов, Норвегии или Японии.
Авторитаризм — система политической власти, характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц; сужением политических прав и свобод граждан и политических организаций; жестким принуждением соблюдать законы.
Примеры авторитарного правления — политический режим послевоенных десятилетий во Франции, режимы, существовавшие в 70 — 80-х годах XX в. в Испании, Чили, Республике Корее и т.д.. Авторитарным есть прямое президентское правление, применение которого при чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, техногенная авария, социальные беспорядки и др.) предусматривает законодательство многих стран мира. Авторитарных признаков может приобрести и любое государственное правление, если какая-то из ветвей власти — законодательная или исполнительная (или президент) — возьмет на себя функции и полномочия других.
Крайним проявлением авторитаризма является военная диктатура, или хунта. В десятках государств время от времени правили военные, на начале XXI в. государствами с временным военным правлением были Либерия, Гана, Буркина Фасо, Судан, Мьянма.
Тоталитаризм — закрытое и малоподвижная политическая система, в которой все — от воспитания детей до производства и распределения товаров — находится под жестким контролем центра.
Исторически тоталитарные государства формировались тогда, когда один человек или ограниченный круг чиновников перебирали контроль над основными ресурсами и средствами производства страны. Так, тоталитарными были империи и царства на территории материка Евразии, экономическую основу которых составляло сосредоточение в руках правящей верхушки владения землей (или землей и водой); тоталитарными были нацистская Германия и коммунистический Советский Союз, теократический режим талибов в Афганистане в конце XX в. и тому подобное.
Итак, если в стране, все экономические ресурсы которого сосредоточены в руках государства, если попираются права человека, за действиями и мыслями людей следят специальные службы, если исчезает возможность справедливых выборов и обновления власти, навязывается доминирование одной политической партии или силы, а любые Любая оппозиция режиму расценивается как преступление, когда устанавливается моральный и интеллектуальный диктат требованиям единодушия и единомыслия, — это тоталитаризм. В современных условиях крайне невыгодно иметь репутацию тоталитарного режима, поэтому такие режимы пытаются прикрываться маской демократизма.
Источник
Разновидности политических систем
Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.
Что такое политическая система
Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.
Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:
- институты власти и организации;
- законы и нормативные акты;
- коммуникация и взаимодействие;
- идеология и культура.
В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.
Функциональный аспект рассмотрим подробнее.
Функции
Политическая система выполняет следующие функции:
- формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
- государственное руководство и управление обществом;
- регулирование общественных отношений с помощью законов;
- обеспечение прав и свобод человека;
- усовершенствование системы законодательства;
- контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.
Виды политических систем современности
В современном мире существует 4 типа политических систем:
- англо-американская;
- континентально-европейская;
- доиндустриальная;
- тоталитарная.
Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.
Характеристика, примеры
Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.
Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.
Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).
Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.
Какие виды политических систем еще бывают
В политической науке существуют и другие классификации политических систем.
На основе общественно-экономических решений
Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- социалистическая.
Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.
На основе степени демократичности власти
По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:
- Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
- Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
- Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.
На основе роли и места государства
В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:
В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.
На основе способов управления обществом
Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:
- Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
- Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
- Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.
Источник
Политические системы стран мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:33, практическая работа
Описание
Парламент Право законодательной инициативы принадлежит исключительно членам парламента. Законопроекты (билли) могут быть внесены в любую палату, но на практике все политически важные билли рассматриваются вначале нижней палатой и лишь затем верхней.
Работа состоит из 1 файл
Политические системы стран мира.docx
«Политические системы стран мира» | |||
Способ и структура организации высших органов власти | Полномочия высших органов власти | Характеристика парламентских партий и политической оппозиции | Определение типа политической системы каждой страны |
АНГЛИЯ | |||
Орган высшей законодательной власти Великобритании – Парламент — состоит из трех частей — королевы, Палаты Лордов(верхняя) и выборной Палаты Общин (нижняя). |
Правительство. состоящим из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Великобритания — конституционная монархия, главой государства является король (королева).
Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Палата лордов вообще не избирается. Ее членами являются: 1) наследственные пэры 2) пожизненные пэры, т. е. лица, которым дворянский титул барона (баронессы) пожалован без права передачи по наследству.
Высший суд в Соединенном Королевстве — Палата лордов.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. Президент избирается на 1 год Союзным ( Федеральным) Собранием из числа членов Союзного (федерального) совета. Является всего лишь председателем федерального совета как коллегиального органа и одновременно с этим продолжает руководить находящимся в его ведении министерством.
ПРАВИТЕЛЬСТВО— Федеральному совету, состоящему из 7 членов, или федеральных советников, каждый из которых является представителем одной из четырех самых крупных политических партий в парламенте.
ВЫСШИЙ СУД. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА в дополнение к руководству своим собственным департаментом, президент осуществляет некоторые представительские обязанности главы государства. Однако, поскольку у швейцарцев нет единого главы государства, президент не осуществляет государственные визиты .
ВЕРХОВНЫЙ СУД. К онституционный контроль. Суд социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видами общественного страхования.
Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам.
- Народная партия Испании ,
- ИСРП ,
- Коммунистическая партия ,
- Регионалисты.
К крупным региональным партиям можно отнести каталонский блок Конвергенция и Союз), каталонскую партию «Эскерра републикана», БНП, Канарскую коалицию.
Законодательная власть: Сейм РП и Сенат РП . В состав сейма входит 460 послов. В сенат – 100 сенаторов.
Исполнительная власть: Президент РП и Своет Министров РП. Совет министров, избирается парламентом и подотчетен ему.
Судебная валсть: независимые суды. Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды.
Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов. Внутреннюю и внешнюю политику государства определяет Совет Министров.
2002 в Польше было зарегистрировано ок. 130 политических партий. Основные партии: Гражданская платформа Республики Польша , Право и справедливость , Союз демократических левых сил , Польская народная партия
Народное собрание, осуществляющее законодательную власть и парламентский контроль, состоит из 240 депутатов, избираемых на четырехлетний срок.
Высшим судом общей юрисдикции является Высш ий судебный совет . Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются (сроком на семь лет без права повторного избрания)
Парламент избирает и освобождает от должности премьер-министра и по его предложению – членов совета министров, вносит изменения в состав правительства по предложению премьер-министра. Высший судебный совет определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии , который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.
Два наиболее крупных формирования: Болгарская социалистическая партия (БСП) (преемница Болгарской коммунистической партии) и Союз демократических сил (СДС).
Главой государства является Высший руководитель . Рахбар — верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана , руководитель военной разведки. Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент . Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются на пост парламентом . Президент избирается прямым всенародным голосованием на 4г.
Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства. Вердикт Революционного суда не подлежит апелляции. Кроме того, существует Особый духовный суд. Решения этого суда также не подлежат обжалованию, он действует отдельно от общей судебной системы.
главы государства. Высший руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства .
правительства. Совет стражей утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента. Основная обязанность Совета — проверка законопроектов на соответствие исламскому праву . В случае если имеются разногласия с шариатом, законопроект отправляется на доработку. Кроме того, Совет имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.
Совет целесообразности разрешает спорные вопросы, возникающие между Меджлисом и Советом стражей.
Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время.
По конституции , страны Ближнего Востока являются странами с республиканской формой правления. В конституционном развитии арабских стран Ближнего Востока ислам играет одну из ведущих ролей.
Коран и другие источники шариата лежат в основе правовых норм, они в большей или меньшей степени предопределяют многие конституционные положения в арабских странах.
Источник