Политическая система стран мира определяется как

Содержание
  1. Мир науки
  2. Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
  3. География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
  4. Политические системы современных государств
  5. Разновидности политических систем
  6. Что такое политическая система
  7. Функции
  8. Виды политических систем современности
  9. Характеристика, примеры
  10. Какие виды политических систем еще бывают
  11. На основе общественно-экономических решений
  12. На основе степени демократичности власти
  13. На основе роли и места государства
  14. На основе способов управления обществом
  15. Политические системы стран мира
  16. Политические системы стран мира.docx
  17. 2002 в Польше было зарегистрировано ок. 130 политических партий. Основные партии: Гражданская платформа Республики Польша , Право и справедливость , Союз демократических левых сил , Польская народная партия

Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты

Политические системы современных государств

Реализация внутренних и внешних функций государства с определенным образом организованной общественной жизнью зависит от того, какая политическая и экономическая система в ней сложилась на том или ином этапе развития.

Политическая система зависит от политического режима, возникает как результат взаимодействия государства и общества при определенных исторических условиях. Современная наука различает следующие основные типы политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный. Разновидностями также фашистский теократический, режим военной диктатуры, или хунты, расистский режим (апартеид) и т.д..

Политический режим определяет конкретные формы того, как правительство управляет государством, контролирует и управляет процессами в обществе, это способ управления, который складывается под влиянием многих участников политического процесса и не устанавливается никакими законодательными актами.

Демократия — политическая организация общества, характеризующаяся участием народа в управлении государственными делами.

Читайте также:  Страны с численностью населения больше 100000000

Элементы демократического государства сложились еще в Древней Греции и Древнем Риме, но полно они определились в процессе развития государства США (конец XVIII в.). Сейчас демократические системы управления характерны для большинства стран мира.

По современным представлениям, демократическое государство — это правовое государство. Все люди в ней свободны и равны, их права и свободы определяются нормами Декларации прав человека. Источником власти является народ, который участвует в формировании органов государственной власти и управлении своей страной путем волеизъявления в процедурах выборов, референдумов и т.п..

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, формируются механизмы сдерживания и уравновешивания ими друг друга. Реализуются принципы выборности и периодической сменяемости органов государственной власти. В отношениях между институтами власти и человеком действуют нормы верховенства права: нормы Конституции и законам государства распространяются на деятельность всех государственных, общественных институтов (включая правящую партию), на всех граждан и на все сферы жизни общества. Важно, что граждане выбирают основы отношений сознательно, при этом демократичность политической системы может воплощаться не только за республиканских форм правления. Например, сейчас демократическими есть конституционные монархии Великобритании, Швеции, Нидерландов, Норвегии или Японии.

Авторитаризм — система политической власти, характеризуется сосредоточением власти в руках одного лица или ограниченной группы лиц; сужением политических прав и свобод граждан и политических организаций; жестким принуждением соблюдать законы.

Примеры авторитарного правления — политический режим послевоенных десятилетий во Франции, режимы, существовавшие в 70 — 80-х годах XX в. в Испании, Чили, Республике Корее и т.д.. Авторитарным есть прямое президентское правление, применение которого при чрезвычайных ситуациях (стихийное бедствие, техногенная авария, социальные беспорядки и др.) предусматривает законодательство многих стран мира. Авторитарных признаков может приобрести и любое государственное правление, если какая-то из ветвей власти — законодательная или исполнительная (или президент) — возьмет на себя функции и полномочия других.

Крайним проявлением авторитаризма является военная диктатура, или хунта. В десятках государств время от времени правили военные, на начале XXI в. государствами с временным военным правлением были Либерия, Гана, Буркина Фасо, Судан, Мьянма.

Тоталитаризм — закрытое и малоподвижная политическая система, в которой все — от воспитания детей до производства и распределения товаров — находится под жестким контролем центра.

Исторически тоталитарные государства формировались тогда, когда один человек или ограниченный круг чиновников перебирали контроль над основными ресурсами и средствами производства страны. Так, тоталитарными были империи и царства на территории материка Евразии, экономическую основу которых составляло сосредоточение в руках правящей верхушки владения землей (или землей и водой); тоталитарными были нацистская Германия и коммунистический Советский Союз, теократический режим талибов в Афганистане в конце XX в. и тому подобное.

Итак, если в стране, все экономические ресурсы которого сосредоточены в руках государства, если попираются права человека, за действиями и мыслями людей следят специальные службы, если исчезает возможность справедливых выборов и обновления власти, навязывается доминирование одной политической партии или силы, а любые Любая оппозиция режиму расценивается как преступление, когда устанавливается моральный и интеллектуальный диктат требованиям единодушия и единомыслия, — это тоталитаризм. В современных условиях крайне невыгодно иметь репутацию тоталитарного режима, поэтому такие режимы пытаются прикрываться маской демократизма.

Источник

Разновидности политических систем

Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.

Что такое политическая система

Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.

Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:

  • институты власти и организации;
  • законы и нормативные акты;
  • коммуникация и взаимодействие;
  • идеология и культура.

В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.

Функциональный аспект рассмотрим подробнее.

Функции

Политическая система выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
  • государственное руководство и управление обществом;
  • регулирование общественных отношений с помощью законов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • усовершенствование системы законодательства;
  • контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная.

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.

Какие виды политических систем еще бывают

В политической науке существуют и другие классификации политических систем.

На основе общественно-экономических решений

Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.

На основе степени демократичности власти

По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:

  1. Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
  2. Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
  3. Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.

На основе роли и места государства

В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:

В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.

На основе способов управления обществом

Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:

  1. Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
  2. Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
  3. Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.

Источник

Политические системы стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:33, практическая работа

Описание

Парламент Право законодательной инициативы принадлежит исключительно членам парламента. Законопроекты (билли) могут быть внесены в любую палату, но на практике все политически важные билли рассматриваются вначале нижней палатой и лишь затем верхней.

Работа состоит из 1 файл

Политические системы стран мира.docx

«Политические системы стран мира»
Способ и структура организации высших органов власти Полномочия высших органов власти Характеристика парламентских партий и политической оппозиции Определение типа политической системы каждой страны
АНГЛИЯ
Орган высшей законодательной власти Великобритании – Парламент — состоит из трех частей — королевы, Палаты Лордов(верхняя) и выборной Палаты Общин (нижняя).

Правительство. состоящим из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Великобритания — конституционная монархия, главой государства является король (королева).

Палата общин в составе 650 членов избирается сроком на пять лет. Палата лордов вообще не избирается. Ее членами являются: 1) наследственные пэры 2) пожизненные пэры, т. е. лица, которым дворянский титул барона (баронессы) пожалован без права передачи по наследству.

Высший суд в Соединенном Королевстве — Палата лордов.

Парламент Право законодательной инициативы принадлежит исключительно членам парламента. Законопроекты (билли) могут быть внесены в любую палату, но на практике все политически важные билли рассматриваются вначале нижней палатой и лишь затем верхней. Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой англиканской церкви, и т.д. Правительство: оно вносит примерно 85 % всех биллей, а — только 15 %. Среди законов, принятых парламентом, те, что внесены правительством, составляют 95 %. Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Две главные партии образуют официально признанные стороны в палате общин — правительственное большинство и “официальную оппозицию Ее величества”. Сторонники победившей партии образуют в палате правительственное большинство. Партия, вторая по количеству мест, становится официальной оппозицией, а ее лидер — лидером оппозиции. Лидер оппозиции формирует из руководящих членов фракции “теневой кабинет” и назначает “министров-теней”, которым поручается выступать в парламенте по определенным вопросам государственной политики. Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии . Тип системы – либерально-демократический ШВЕЙЦАРИЯ ПАРЛАМЕНТ. Представляет собой законодательную власть и состоит из 2 палат- Национального совета и Совета Контонов. Национальный совет состоит из 200 депутатов и является представительством народа. В Совете кантонов 46 депутатов.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. Президент избирается на 1 год Союзным ( Федеральным) Собранием из числа членов Союзного (федерального) совета. Является всего лишь председателем федерального совета как коллегиального органа и одновременно с этим продолжает руководить находящимся в его ведении министерством.

ПРАВИТЕЛЬСТВО— Федеральному совету, состоящему из 7 членов, или федеральных советников, каждый из которых является представителем одной из четырех самых крупных политических партий в парламенте.

ВЫСШИЙ СУД. Федеральный суд выполняет функции верховного суда страны, хотя и не может объявлять федеральные законы неконституционными. Федеральных судов низшей инстанции нет.

ПАРЛАМЕНТ. Административный аппарат правительства (Федеральная канцелярия) дает возможность Федеральному совету осуществлять через соответствующий аппарат выполнение задач и претворение в жизнь своей политики. Федеральное собрание избирает правительство, Федеральный суд, канцлера и главнокомандующего армией. Федеральное собрание определяет бюджет, ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир. В его компетенцию входит одобрение конституций кантонов и принятие решений о мерах, обеспечивающих выполнение кантонами своих федеральных обязанностей.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА в дополнение к руководству своим собственным департаментом, президент осуществляет некоторые представительские обязанности главы государства. Однако, поскольку у швейцарцев нет единого главы государства, президент не осуществляет государственные визиты .

ВЕРХОВНЫЙ СУД. К онституционный контроль. Суд социального страхования выносит решения по спорным вопросам, связанным со всеми видами общественного страхования.

Швейцарии сложилась многопартийная система. На правом крыле стоит Христианско- демократическая народная партия (в прошлом – Консервативная социально-христианская или Консервативно- католическая). Левый фланг занимает Социал-демократическая (или Социалистическая) партия, которая выступает за широкие социальные реформы. В центре политического спектра находится Радикально-демократическая партия Швейцарии. Каждая из трех партий удерживает примерно пятую часть всех мест в национальном совете. Такое соотношение сил сохраняется от выборов к выборам, что обеспечивает Швейцарии политическое согласие и стабильность. Швейцария — федеративная республика. В Швейцарии преобладает либерально-демократический режим, главным принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии — защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Либерально-демократические режимы находятся в постоянном изменении, им присущ плюрализм партийной системы и свободная игра политических сил, что ведёт к нестабильности исполнительной власти (правительства) и частым парламентским выборам.

ИСПАНИЯ Испания — конституционная монархия . Глава государства — король . В настоящее время — Хуан Карлос I . Законодательный орган двухпалатный парламент — Генеральные кортесы (конгресс депутатов и сенат). Состоит из Сената (259 мест — одни депутаты избираются прямым всеобщим голосованием, другие — назначаются законодательными органами провинций; все сенаторы избираются на 4-летний срок) и Конгресса Депутатов (350 мест — избираются по партийным спискам на 4-летний срок). Исполнительную власть возглавляет премьер-министр — лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент. Король санкционирует и промульгирует законы, созывает и распускает Генеральные кортесы, назначает новые выборы согласно положениим конституции, объявляет о проведении референдума, назначает и увольняет членов правительства по предложению его председателя, назначает гражданских и военных служащих, жалует почетные титулы и знаки отличия, итд. Генеральные кортесы «представляют испанский народ.» Они осуществляют государственную законодательную власть, принимают бюджет, контролируют деятельность правительства итд. Большая часть полномочий принадлежит нижней палате, Конгрессу депутатов. Только он может заставить правительство уйти в отставку. Счетная палата — высший контрольный орган. Всего в Испании официально зарегистрировано более 500 политических партий и общественных организаций.
  • Народная партия Испании ,
  • ИСРП ,
  • Коммунистическая партия ,
  • Регионалисты.

К крупным региональным партиям можно отнести каталонский блок Конвергенция и Союз), каталонскую партию «Эскерра републикана», БНП, Канарскую коалицию.

Форма правления -парламентарная монархия, унитарное политико-административное устройство со значительными правами составляющих страну единиц — автономных сообществ и демократический политический режим. ПОЛЬША По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти в Польше.

Законодательная власть: Сейм РП и Сенат РП . В состав сейма входит 460 послов. В сенат – 100 сенаторов.

Исполнительная власть: Президент РП и Своет Министров РП. Совет министров, избирается парламентом и подотчетен ему.

Судебная валсть: независимые суды. Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды.

По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил.
Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов. Внутреннюю и внешнюю политику государства определяет Совет Министров.

2002 в Польше было зарегистрировано ок. 130 политических партий. Основные партии: Гражданская платформа Республики Польша , Право и справедливость , Союз демократических левых сил , Польская народная партия

Польша имеет демократически политическую систему. БОЛГАРИЯ Глава государства президент , избираемый на основе всеобщего и прямого избирательного права сроком на пять лет.

Народное собрание, осуществляющее законодательную власть и парламентский контроль, состоит из 240 депутатов, избираемых на четырехлетний срок.

Высшим судом общей юрисдикции является Высш ий судебный совет . Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и главный прокурор назначаются (сроком на семь лет без права повторного избрания)

Президентская власть в Болгарии является ограниченной. В чрезвычайных условиях президент может воспользоваться своей властью для объявления досрочных парламентских выборов; он обладает правом однократного вето на решения парламента. Образованное на основе парламентского большинства правительство определяет экономическую стратегию и политический курс страны.

Парламент избирает и освобождает от должности премьер-министра и по его предложению – членов совета министров, вносит изменения в состав правительства по предложению премьер-министра. Высший судебный совет определяет персональный состав органов суда, прокуратуры и следствия в Болгарии, а высшим судом конституционной юрисдикции является Конституционный суд Болгарии , который может отменять неконституционные законы и положения; его решения обжалованию не подлежат.

Многопартийная система переживает процесс становления. В 2001 в Болгарии насчитывалось более 250 партий, большинство из которых малочисленны и по установленным нормативам не могут самостоятельно участвовать в выборах.

Два наиболее крупных формирования: Болгарская социалистическая партия (БСП) (преемница Болгарской коммунистической партии) и Союз демократических сил (СДС).

Политический строй: парламентская республика. Республика Болгария — унитарное государство — здесь недопустимо образование автономных территорий. Политическая жизнь Республики Болгария зиждется на принципах политического плюрализма. ЯПОНИЯ ИНДИЯ Теократические государства Ближнего Востока (на примере Ирана) Законодательная власть представлена однопалатным парламентомМеджлисом . Меджлис состоит из 290 членов, избираемых всенародным голосованием на 4г.

Главой государства является Высший руководитель . Рахбар — верховный главнокомандующий вооружёнными силами Ирана , руководитель военной разведки. Вторым по значимости должностным лицом в Иране является президент . Десять вице-президентов и 21 министр правительства утверждаются на пост парламентом . Президент избирается прямым всенародным голосованием на 4г.

Судебная система состоит из Народного суда, занимающегося гражданскими и уголовными делами, и Революционного суда, в компетенцию которого входят особые преступления, в том числе против государства. Вердикт Революционного суда не подлежит апелляции. Кроме того, существует Особый духовный суд. Решения этого суда также не подлежат обжалованию, он действует отдельно от общей судебной системы.

парламента. В обязанности парламента входит разработка законопроектов, ратификация международных договоров и составление бюджета .

главы государства. Высший руководитель назначает людей на ключевые посты в государстве. Решения по ключевым вопросам принимаются только после одобрения Высшего руководителя. Президент назначает членов Совета министров и координирует работу правительства .

правительства. Совет стражей утверждает кандидатов на ключевые посты, в том числе кандидатов в президенты, члены правительства и парламента. Основная обязанность Совета — проверка законопроектов на соответствие исламскому праву . В случае если имеются разногласия с шариатом, законопроект отправляется на доработку. Кроме того, Совет имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

Совет целесообразности разрешает спорные вопросы, возникающие между Меджлисом и Советом стражей.

Совет экспертов избирает Высшего руководителя и имеет право сместить его с должности в любое время.

Все политические партии и движения стран Ближнего Востока на примере Ирана в соответствии с раскладом внутриполитических сил в стране принадлежат к двум основным лагерям высшего клерикального духовенства, между которыми происходит принципиальная межфракционная борьба, — консерваторам и реформаторам. Эти группы не являются однородными и консолидированными, в каждой из них наблюдается жесткое внутрифракционное противостояние, имеются принципиальные идеологические разногласия. Условно выделяется еще и третья группа – центристов, которая, разделяя отдельные идеологические установки того или иного лагеря, готова примкнуть к каждому из них в зависимости от складывающейся конъюнктуры. Оппозиция различна в разных странах. Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — система правления, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

По конституции , страны Ближнего Востока являются странами с республиканской формой правления. В конституционном развитии арабских стран Ближнего Востока ислам играет одну из ведущих ролей.

Коран и другие источники шариата лежат в основе правовых норм, они в большей или меньшей степени предопределяют многие конституционные положения в арабских странах.

Источник

Оцените статью