Политическое развитие СССР в период правления Л.И. Брежнева.
После смещения Н.С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь, с 1977 г. – одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин. Среди окружения Брежнева ключевые роли играли некоторые члены Политбюро ЦК КПСС – министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК КПСС М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов. Основой выбранного курса становится сохранение «стабильности», отказ от попыток радикального обновления общества. На практике это означало централизацию и бюрократизацию управленческого аппарата. Общая численность чиновников и управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих – один управленец), причем быстрый рост бюрократии сопровождался предоставлением им различных льгот и привилегий, размер которых напрямую зависел от занимаемой ими должности. По некоторым подсчетам на содержание административно-управленческого аппарата к середине 1980-х гг. в СССР ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб. (около 10 % государственного бюджета).
В 1977 г. принята новая Конституция СССР. В ней отмечалось, что в СССР построено «развитое социалистическое общество». 6-я статья Конституции официально закрепила положение КПСС как «ядра» советской политической системы, «руководящей и направляющей силы» общества развитого социализма. Важнейшей задачей провозглашалось формирование и укрепление новой интернациональной общности – советского народа. Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 1980-х гг. 19 млн. человек, однако реальная власть была сосредоточена в руках государственно-партийного аппарата (т.н. номенклатуры), в то время как рядовые коммунисты отстранялись от реального участия в определении политики партии.
К концу 1970-х гг. высшее руководство страны превратилось в настоящую геронтократию, что в буквальном переводе с древнегреческого означает «власть стариков». Средний возраст членов Политбюро ЦК КПСС к концу правления Брежнева достиг 70 лет. Сам Л.И. Брежнев, будучи тяжело болен, оставался на посту руководителя мировой сверхдержавы, для окружения он был гарантом сохранения их собственного места во власти. На этом фоне все большее место в жизни страны занимали такие негативные явления, как формализм, клановость и кумовство, коррупция. Началось сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой» экономикой, что показали некоторые резонансные уголовные дела, инициированные уже в тот период, когда страну возглавил Ю.В. Андропов.
С середины 1960-х гг. в СССР формировалось диссидентское движение (в переводе «диссиденты» – инакомыслящие, несогласные) как оппозиция советской власти. Его представители выступали с критикой внутренней и внешней политики властей, требовали неукоснительного соблюдения прав и свобод человека, ориентируясь в своей деятельности на капиталистические страны Запада. Борьба с диссидентами велась различными репрессивными мерами (аресты, ссылки, принудительное помещение в психиатрические лечебницы, увольнение с работы, исключение из партии, высылка за границу), что дает некоторым исследователям говорить о брежневской эпохе как о периоде «мягкого сталинизма». Символами правозащитного и диссидентского движения стали выдающийся ученый, академик А.Д. Сахаров (выслан в Горький) и известный писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицын (депортирован за границу, откуда вернулся только в 1994 г.).
Диссидентами была налажена публикация за рубежом запрещенных в стране книг и нелегальное их распространение на территории СССР («тамиздат»). Широкое распространение получила и т.н. неподцензурная печать («самиздат»). Деятельность диссидентов и репрессивные меры по отношению к ним способствовали формированию негативного имиджа СССР на Западе и сыграли определенную роль в расшатывании основ советского государства.
Источник
Период правления Брежнева
Правление Леонида Брежнева — период в истории СССР, продолжавшийся с 14 октября 1966 года по 10 ноября 1982 года (дата смерти Брежнева). В течение этого времени советский лидер занимал сразу несколько высших партийных и государственных должностей, в том числе пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
Это период глубоких контрастов в развитии Советского Союза, в котором уместился экономический подъем VIII пятилетки (1966-1970), превращение страны в военную и экономическую сверхдержаву, завоевание лидерских позиций в космосе, смягчение отношений с Западом. Сформировалась одна из лучших систем образования на планете, венцом которой стало обучение в вузах более 5 млн студентов.
С другой стороны, брежневский период оказался застоем в политической системе, управлявшейся узкой группой неуклонно стареющих вождей. Страна окончательно села на нефтяную иглу и пошла по откровенно экстенсивному пути развития с опорой на продажу углеводородов. Втягивание СССР в Афганскую войну стоило ухудшения отношений с Западом, а в перспективе потери международного влияния.
Внутренняя политика
Новые принципы управления
Брежнев был в числе инициаторов отречения экс-первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева от власти осенью 1964 года. Фактически сразу была восстановлена привычная схема управления:
- Центральный комитет.
- Обкомы.
- Райкомы.
Вместо ранее созданных Совнархозов воссоздаются министерства, работавшие по отраслевому признаку. Новый лидер быстро перешел к принципу стабильности кадров, поэтому после расстановки своих людей изменения на руководящих постах в правление Брежнева стали крайне редки. Вводится принцип коллективного руководства, когда решения по главным вопросам принимались после детальной проработки профильными ведомствами, рассмотрения Секретариатом и при поддержке членов Политбюро ЦК КПСС.
Элита партии увидела в Брежневе лидера, способного отстаивать ее интересы, часто идти на компромиссы, что сильно контрастировало с волюнтаризмом и импульсивной политикой предшественников. При этом региональная и местная элита со временем больше напоминала никому неподвластных царьков, чья личная преданность Брежневу перевешивала очевидные факты коррупции. Вспомним «хлопковое дело» в Узбекистане, где в совокупности приговоры получили свыше 4 тысяч фигурантов.
Экономические реформы 1960-х годов
Новая программа КПСС предусматривала достижение амбициозной цели — «догнать и перегнать США по ключевым показателям развития», продемонстрировав преимущества социалистической системы. Несмотря на бесплатное образование, медицину, социальные выплаты средний реальный доход советских рабочих на начальном периоде правления Брежнева уступал показателям американцев в среднем на 230%. Это предопределило изменение экономической политики.
В марте 1965 года прошел Пленум ЦК, где Брежнев назвал новые ориентиры сельскохозяйственной политики:
- введение твердого плана госзакупок у колхозов;
- увеличение закупочных цен на колхозную продукцию;
- сокращение налоговых ставок на денежный доход колхозов;
- трудодни заменялись денежными окладами;
- колхозникам разрешалось вести личное подсобное хозяйство.
Государство ассигновало большие сумы на развитие сельскохозяйственной отрасли. Инициативы были связаны с именем нового Председателя Совета Министров Косыгина (1964-1980). В результате часть колхозов перестала быть убыточной, а введение экономических стимулов заставляла председателей работать более эффективно.
В сентябре 1965 года были намечены меры реформирования промышленности. Они предусматривали снижение плановых показателей, введение хозрасчета, предприятиям давалось право изменять установленные планы. Запускалось материальное стимулирование производителей — руководителям предприятий давали возможность распоряжаться частью прибыли и направлять ее на модернизацию производства, социальные программы (строительство жилья, детских садов, объектов инфраструктуры) и материальное поощрение лучших сотрудников.
За время реформ Брежнева-Косыгина было запущено порядка 2000 новых предприятий. В их числе Тюменский нефтегазовый комплекс, Красноярская ГЭС, приступила к телевещанию Останкинская башня (1967 г.).
План на VIII пятилетку (1966-1970) предусматривал сокращение вложений в промышленность группы «А» за счет увеличения инвестиций в группу «Б» до 5,2% (+0,4% относительно предыдущего периода). Период правления Брежнева характеризовался ростом благосостояния граждан. Многим стали доступны товары бытового назначения — холодильники, телевизоры, стиральные машины. После запуска АВТОВАЗа в 1970 году появились массовые автомобили. Поступательно стала расти заработная плата:
Год | Средняя з/п в месяц (руб.) |
---|---|
1960 | 80,6 |
1970 | 122 |
1980 | 168,9 |
Жителям СССР в годы нахождения у власти Брежнева продолжили предоставлять бесплатные квартиры, земли под обустройство приусадебных участков. В 1967 году официально введена пятидневная рабочая неделя, выросли ежегодные отпуска. Многие советские жители начали ездить отдыхать на курорты, активно развивалась система летнего отдыха детей.
Проблема экономического застоя
Однако эффект от реформ в итоге оказался погашен и все заявленные цели достигнуты не были. Становилось очевидным, что экономика нерентабельна — издержки ресурсов на производство единицы товара были очень высокими. Количество образцов новой техники и оборудования постоянно падало и к середине 1970-х годов уже не превышало 3,5 тыс. единиц, хотя на момент начала реформ показатель был 4,6 тысячи.
Отсутствие конкуренции лишало производителей интереса к росту качества изделий. Кадры зачастую использовались неэффективно, и работники высокой квалификации выполняли простейшие физические операции. Чиновники центральных ведомств проявляли интерес, в основном к крупным проектам (здесь осваивалось больше денег). Во второй половине 1970-х годов акцент в развитии вновь был сделан в пользу промышленности группы «А».
Ключевым ресурсом для поддержания стабильности при правлении Брежнева стали выступать углеводороды. В период с 1960 по 1985 год их доля в объеме экспорта СССР возросла на 38,2% до 54,4%. Благодаря резкому увеличению глобальных цен на нефть СССР сумел заработать в 1975-1985 годах 180 млрд USD.
Внешняя политика СССР при Брежневе
Отношения с союзниками
Руководство СССР стремилось избежать остроты напряженности во внешней политике. Это требовало анализа и переосмысления сложившихся реалий, что не всегда удавалось. Серьезной проблемой стали отношения с Китаем, где оценили экономические реформы в СССР как путь к восстановлению капитализма. Также у КНР возникли территориальные претензии к нашей стране. Стали происходить пограничные конфликты, крупнейший из которых на острове Даманский в 1969 году сопровождался применением реактивной артиллерии и привел к гибели со стороны СССР 58 человек.
В 1968 году СССР пошел на прямое обострение отношений с Чехословакией в ответ на попытку ее руководства обновить модель социализма («социализм с человеческим лицом»), с разрешением действия оппозиции, расширением демократических свобод и прав. Советское руководство увидело в этом угрозу социализму и приняло решение ввести в страну 500-тысячный контингент войск ОВД. Вместо оппозиционного лидера А. Дубчека новым руководителем Чехословакии назначается Г. Гусак, а руководство СССР закрепил за собой миссию защитника социализма в рамках доктрины Брежнева, предусматривающей возможность вмешиваться во внутренние дела союзников. Как следствие, вновь обострились отношения со странами, не поддержавшими ввод войск в ЧССР, среди которых:
Политика разрядки
В начале 1970-х годов в правлении Брежнева наступает период разрядки в отношениях в Западом, который характеризовался сокращением напряженности и стабилизацией отношений с западными странами, главным образом с США. В это время удалось договориться с США о сдерживании распространения ядерного оружия. Было подписано несколько важнейших договоров.
Договор | Год | Основные условия |
---|---|---|
ОСВ-1 + Договор по ПРО | 1972 | уменьшение и остановка наращивания стратегического ядерного вооружения (но не ограничивало число боеголовок на МБР и БРПЛ) |
Об основах взаимоотношений СССР и США | 1972 | стороны заверили, что будут избегать военных противостояний, а различие идеологий не является преградой для развития мирных отношений |
Соглашение о предотвращении ядерной войны | 1973 | Проведение срочных межгосударственных консультаций при появлении угрозы ядерного конфликта, в том числе с участием третьих стран |
Разрядка способствовала взаимному признанию ФРГ и ГДР в 1972 году и включению обеих государств в ООН.
В 1975 году состоялся первый совместный космический полет «Союз-Аполлон» советских космонавтов (А. Леонов, В. Кубасов) и американских астронавтов (Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон). Апогеем разрядки стало подписание Хельсинского заключительного акта 1975 года в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием европейских государств, Соединенных Штатов, Канады и Советского Союза. Стороны соглашения обязывались:
- уважать сложившиеся границы и независимость друг друга;
- развивать мирное сотрудничество;
- способствовать укреплению безопасности.
Провал политики разрядки был связан с введением советских войск в Афганистан. За 10 лет участия в конфликте погибло свыше 14 тыс. военнослужащих, еще 50 тыс. получили ранения, большинство стран-членов ООН осудили решение руководства СССР. В США вновь стали называть нашу страну «империей зла». Это заставило увеличить расходы на обороноспособность и помощь дружественным режимам, что еще больше усугубило экономический кризис.
Особенности духовной жизни
Сомнения части советских граждан в правильности политики правящей партии заставляли удерживать контроль над СМИ с целью избегания неприятных дискуссий. Официальная пропаганда основывалась на идее строительства самого прогрессивного социалистического государства на планете, правда, не лишенного отдельных просчетов. С 1968 году в УК СССР появилась статья, предусматривавшая ответственность за распространение лживых измышлений, которые порочат общественный и государственный строй. В период с 1967 по 1974 по политическим статьям было наказано 729 человек.
Одновременно КГБ осуществлял различные профилактические действия от помещения в психбольницу до бесед и общественных проработок. Таких эпизодов в период правления Брежнева насчитывается более 121 тысячи. При этом подавление инакомыслия имело ограниченный характер — руководство СССР не желало представать перед международным сообществом, как борец с собственным народом. Впрочем, это не мешало отправлять цвет оппозиции за рубеж.
В 70-е и 80-е годы прошлого века стали популярны кухонные разговоры, темой которых были как частные проблемы, так в целом перспективы развития страны. Советская интеллигенция читала самиздат — машинописные издания оппозиционных авторов, которых не разрешали издаваться официально. Очень популярными были материалы, публиковавшиеся в журнале «Новый мир», «Литературной газете».
В среде инакомыслящих стала культивироваться идея ограничения монопольного права партийной верхушки на управление обществом во избежание нового витка массовых репрессий. В стране формируется состоящий из ученых, писателей, поэтов Комитет защиты прав человека (один из лидеров создатель водородной бомбы А. Сахаров). Он олицетворял появление диссидентского движения, члены которого не поддерживали господствующую коммунистическую идеологию.
В 1977 году была принята Конституция СССР, которая отразила статьи Заключительного акта в части гарантий свобод и прав советского населения. Одновременно была утверждена 6-я статья, наделявшая КПСС монопольным правом на руководство советским обществом.
Системный кризис способствовал формированию критического отношения к достижениям советского социализма даже в верхушке партии. На окраинах (Прибалтика, Средняя Азия, Закавказье) усилились националистические настроения. В составе руководства КПСС появились силы, выступающие за необходимость реформирования социализма и даже переход к либерально-демократической модели.
Леонид Брежнев вместе с тогдашним руководством не пошел на открытый диалог по поводу оценки ситуации в советском обществе, предпочитая абстрагироваться от негативных оценок действующего курса, число которых стало достигать критической массы к началу 1980-х годов.
Источник