- Особенности и специфика государств Древнего Востока
- Особенности цивилизаций Древнего Востока
- Билет 1 Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия.
- Особенности развития государства и права стран Древнего Востока
- Особенности развития государства стран Древнего Востока
- Особенности развития права стран Древнего Востока
Особенности и специфика государств Древнего Востока
Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата. Здесь складывается особая форма социально-политического устройства – деспотия, где правитель равен богу и существует четкая субординация. В III тыс. до н.э. начинают складываться рабовладельческие отношения, появляется патриархальное рабство, характерное для государств Древнего Востока. Конец II тыс. до н.э. стал сложным периодом в истории древних государств. Орудия труда, оружие изготавливалось преимущественно из бронзы, начинается железный век. В долине Нила в результате слияния номов(земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся город) возникли два царства – Нижний и Верхний Египет, В XXX в. до н.э. их объединил в одно государство фараон Мина, основавший первую династию египетских фараонов. Столицей государства стал город Мемфис, находившийся на границе Нижнего и Верхнего Египта.
В первой половине III тыс. до н.э. Египет – это крупное централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику. Его влияние распространяется на области Синайского полуострова, южную Палестину, а также долину Нила южнее первого порога. В это время в Египте складывается централизованная деспотическая монархия. Фараон обладает неограниченной властью, ему принадлежит весь земельный фонд страны, большие ресурсы рабочей силы. На рубеже III-II тыс. до н.э. в Египте к власти приходит XII династия, основанная Аменемхетом I (первая половина XX в. до н.э) При нем и его преемниках наступает расцвет страны.
В XII в. до н.э. Египет вновь оказался в очень сложном положении. В результате в XI в. до н.э. единое государство распадается на два царства – Нижний Египет и Верхний Египет. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает свое существование. В отличие от Египта в Месопотамии не сложилось государство, а было объединение городов – государст в государство Шумер со столицей Урук. Во 2 тыс-тии здесь выделяется 2 государства Вавилон и Ассилия. Царь Вавилона Хаммурапи подчиняет Ассирию и создает мощное гос-во.
Источник
Особенности цивилизаций Древнего Востока
Ученые античного мира называли восточными странами те государства, которые располагались на востоке от Греции и Рима. Сейчас странами Древнего Востока считаются цивилизации, находившиеся на территории Азии и Северной Африки. Это города-государства Междуречья (Вавилон, Шумеры, Хетты, Ассирия), Персидское царство, Египетское царство, Древняя Индия и Древний Китай.
Особенности восточных цивилизаций
Все вышеперечисленные государства, сформировавшиеся в 5 — 2 тысячелетиях до нашей эры, имеют ряд общих особенностей.
Экономические особенности
1. Земля, как и вода, принадлежали исключительно государству. Но так же был возможен дуалистический принцип владения между государством и общинами
2. Общество делилось на богатых и бедных
3. Так как хозяйство имело экстенсивный характер, то излишек для торговли практически не было. Поэтому торговля продуктами земледелия была очень слабой
4. Как правило, цивилизации Древнего Востока располагались вблизи рек, а соответственно, вблизи торговых путей, что давало возможность торговать с другими государствами.
5. Основу экономики составляет натуральное хозяйство
6. Развитие ремесел, связанных с обработкой металлов
Политические и социальные особенности
1. Централизованная государственная власть, чаще деспотичная форма правления
2. Четкое деление общества на классы — от правящей верхушки до рабов, отсутствие социальной мобильности. Особенно четко это прослеживалось в Индии.
3. Имущественное неравенство жителей
4. Непоколебимый авторитет правителя
5. Консервативная система политической и социальной жизни, не меняющаяся на протяжении многих столетий
6. Обширная практика политики принуждения
7. Постоянные войны и присоединение новых территорий, а соответственно и эксплуатация рабов-военнопленных
8. Постоянная борьба правителей и жрецов за власть
Культурные и религиозные особенности
1. Культ богов имел немалое значение в жизни всех слоев общества
2. Практически во всех цивилизациях Древнего Востока возникла письменность и другие необходимые культурные достижения, ставшие основой для возникновения последующих цивилизаций
3. Разрабатывались сложные философские концепции, объясняющие особенности мира
4. Появляются мировые религии
5. Жрецы имеют большое влияние
6. Создается пантеон богов с иерархической структурой
7. Восприятие окружающего мира как замкнутого, конечного пространства
8. Обожествление правителя (наиболее яркий пример — фараоны в Египте)
9. Отсутствие точного летоисчисления и летописей с достоверными датами
10. Смерть воспринимается как реинкарнация, переход в другую жизнь
11. Отсутствие индивидуальности человека
Особенности географического положения
1. Все древневосточные государства располагались вблизи рек (Междуречье — Тигр и Евфрат, Египет — Нил, Китай — Хуанхэ и Янцзы, Индия — Ганг), так как эти места имели наиболее благоприятные условия для жизни
2. Субтропический климат, отсутствие холодов, богатая плодородная почва
3. Отсутствие лесов, что привело к строительству зданий из известняка, камней, глины
4. Развитие государства неразрывно связано с познанием и преобразованием природной среды
Значение цивилизаций Древнего Востока
Древний Восток был весьма развитой территорией. Цивилизации, возникшие независимо друг от друга, имели весьма важные достижения во всех сферах жизни, дав мощную базу для развития государств западного типа. Появление цивилизации как самостоятельной культурно-государственной единицы стало возможно с переходом от родовой общины к обществу, поделенному на классы во главе с правителем. Сама по себе община не могла добиться ни каких-либо значительных успехов ни в земледелии, ни в науке. Но большое число таких общин, объединенных правящим аппаратом, уже имеет свой суверенитет и прочие признаки государства: определенную территорию, армию для поддержания порядка, налоги для обеспечения руководящей элиты. Впервые это произошло в Междуречье — территориях, располагающихся между реками Тигр и Евфрат. Именно там примерно в 4500 году до нашей эры на месте современного Ирака образовалась Шумерская цивилизация. Шумеры изобрели колесо, научились обжигать глину и делать золотые изделия, пользовались клинописью и солнечно-лунным календарем, придумали упряжь для скота, орудия земледелия и оружие из металла, эффективно применяли ирригационные сооружения, строили зиккураты и ввели в архитектуру такую форму, как арка, использовали законодательную систему. После распада Шумерского государства и Ассирии образовалось Вавилонское государство. Эта цивилизация славится успешным внедрением законов во все сферы общественной жизни — то есть формированием законодательной системы. Кроме этого, вавилонские ученые первые придумали объединять небесные светила в созвездия и давать им названия; известна легендарная библиотека царя Ашурбанапала, содержащая тысячи глиняных табличек.
В шестом тысячелетии до нашей эры возникла Древнеегипетская цивилизация. Там впервые начали изготавливать бумагу — папирус, а соответственно — подобие перьев или клинышек для письма и чернила, придумали водяные и солнечные часы. Так как редкие разливы Нила и засушливый климат требовали тщательно продуманной ирригационной системы, то возникли шадуфы — «журавль», помогающий поднимать воду, а позже — водоподъемные колеса. Весьма был развит макияж, некоторые египетские приемы используются и в современности. Математики Древнего Египта пользовались современной десятичной системой исчисления, знали все тонкости геометрии, что применялось при строительстве пирамид. Также египтяне обладали обширными знаниями о строении и функционировании человеческого тела, в частности о кровообращении.
В шестом веке до нашей эры сформировалась Персидская цивилизация, соединившая культуры египтян, ассирийцев, вавилонян. Это своеобразное продолжение Месопотамской цивилизации. Персы придумали подземный водопровод и канализацию; построили понтонный мост через разделяющий Азию и Европу пролив Геллеспонт. Стали применяться ветряные мельницы. Персы первые придумали своеобразный алфавит, а также почтовую систему.
Индийская цивилизация славится достижениями в математике, цифры, которыми мы сейчас пользуемся, придуманы индийскими математиками, которые разработали концепцию нуля, изучили квадратный корень, синус угла и линейные уравнения. Индийские астрономы подробно описали фазы луны и доказали вращение земли вокруг своей оси. В Индии были придуманы шахматы. Особую роль играла сложная религиозная философия. Что касается цивилизации Древнего Китая, то ей принадлежит внедрение в жизнь бумаги, пороха, тачки для перевозки тяжестей, шелка, воздушного змея и дельтаплана, и даже сейсмограф был придуман именно в Китае.
Источник
Билет 1 Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия.
Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Речь идет о древневосточных цивилизациях, возникших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. На Востоке впервые возникли стратифицированные государственные ( городские, номовые) общности, как в Месопотамии и долине Нила.
Одной из основных социальных форм, имевших решающее значение в эволюции древневосточных обществ, была община, но не городская, а сельская, основанная на натуральном хозяйстве, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины.
По мере выделения надобшинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель, где рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц, но владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу на государство или состоящие у него на службе.
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:
1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;
2) свободные мелкие производители общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;
3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и проч.
Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ выражалось и в существовании различных категорий зависимого населения, занимающих промежуточные позиции между свободными и рабами, и различных (переходных) категорий свободных. Сословно-правовой статус индивида в обществе не всегда совпадал с его социально-экономическим положением.
Признаки (по лекции):
отсутствие частной собственности и экономических классов
господство аппарата администрации и принцип централизованного распределения.
Автономия общин или иных социальны корпораций при решении своих внутренних проблем. Корпорации (касты, цехи) абсолютно автономны и живут по своим законам.
Произвол власти при соприкосновении человека с государством (принцип поголовного рабства). Причастность к власти дает возможность сохранить собственность. Принцип власти и собственности влечет коррупцию.
Признаки «восточной деспотии»: это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными. (Китай, Др. Египет)
Высшая законодательная власть деспота, централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.
В этой системе монарх выступал в качестве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной.
Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хозяйственных функций. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства.
Способы и методы осуществления государственной власти, основанные на применении военной силы.
Источник
Особенности развития государства и права стран Древнего Востока
Особенности развития государства стран Древнего Востока
Самая ранняя государственность стала складываться в древневосточных цивилизациях — в Древнем Египте, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае — в V-III тыс. до н.э.
— восточная деспотия как форма политической организации древневосточных обществ — это форма правления, характеризующаяся неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха во главе централизованного государства, жестким деспотическим режимом, разветвленным бюрократическим аппаратом, полным бесправием подданных. В Китае, например, император отожествлялся с «сыном неба». Все чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под контроль императора. И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Усиление деспотических черт древневосточного государства происходило часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью и жрецами, их сепаратистскими устремлениями. Усиление деспотических полномочий правителя сопровождалось активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников (Законы царя Билаламы из Эшнуны, Судебник Хаммурапи в Вавилоне, Законы царства Вэй в Древнем Китае и др.). Но в некоторых древневосточных государствах власть правителей могла ограничиваться, например, советом знати, жречеством, народным собранием, самоуправляющимися большесемейными и городскими общинами и пр.
Древневосточным обществам была известна также и республика как форма государственного правления (например, олигархические республики в городах-государствах Финикии, Месопотамии);
— древневосточные общества отличались многоукладностью.
Сложно выделить ведущее положение какого-либо уклада. В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство, использовавшее труд рабов и зависимых лиц, существовало наряду с общинно-частным хозяйством, использовавшим труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих налог государству. В Древнем Египте царско-храмовое хозяйство основывалось на рабской эксплуатации. Жречество соперничало со светской властью. В Древней Индии существовало сословное деление на четыре варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры), отличавшееся замкнутостью. Отношения рабовладения тесно переплетались с сословно-варновыми. В Древнем Китае, наряду с эксплуатацией рабов, происходило обложение налогами крестьян-общинников;
— главной отличительной чертой древневосточных обществ была их традиционность. Идейно-религиозные установки, заложившие основы социальной структуры, государственности и права, сохранялись на протяжении существования государств;
— глубокое влияние на характер политической власти, государственные и правовые институты оказывала религия. Определяющее влияние религиозной идеологии в древневосточных обществах обусловливалось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология отводила особое место правителю, личность которого обожествлялась с целью укрепления авторитета формирующейся государственной власти;
— особая система социальных ценностей;
— чётко оформившаяся социальная структура. Первоначально рабство носило патриархальный характер;
— сельская община, длительное время сохранявшая черты патриархально-родовой организации, определяла характер политической власти, роль и функции древневосточного государства и права. Сельская община замедляла процесс образования классов, влияла на формы земельной собственности и способы эксплуатации. Со временем стали складываться царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. В них рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц;
— в ходе разложения общинно-родовой организации, по мере усиления разделения труда, происходило превращение лиц, выполнявших управленческие функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве и стояло над рядовыми общинниками;
— в своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь от небольших племенных образований городов-государств к царствам, а затем — к относительно централизованным империям.
Особенности развития права стран Древнего Востока
Право в странах Древнего Востока имело ряд особенных черт:
— древнее право являлось обычным правом. Государство санкционировало сложившиеся в процессе длительной совместной жизнедеятельности людей обычаи и традиции, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Поэтому наиболее распространённым источником права являлся правовой обычай. С появлением письменности начинают создаваться своды законов, где закрепляются отдельные нормы обычного права, санкционированные государством. До нас дошли отдельные правовые памятники, которые позволяют получить представление о правовых системах древневосточных государств. Самым древним из них являются Законы из Эшнуны (Законы царя Билаламы), которые были созданы в полисе Эшнуна в конце III тыс. до н.э. и сохранились лишь фрагментарно. Законы царя Хаммурапи, созданные в XVIII в. до н.э. в Древнем Вавилоне, сохранились практически полностью, и поэтому являются важнейшим источником для изучения древневосточного права. К числу правовых памятников этой эпохи относятся и Законы царства Вэй (Древний Китай, II тыс. до н.э.). Законы Ману (Манавадхармашастра), оказавшие огромнейшее влияние на правовую систему Индии, были созданы в период между I-II вв. до н.э. и II в. н.э.;
— право носило казуистический характер. Отличительной чертой права всех древневосточных государств была слабо развитая законодательная техника. Законодатель не формулировал правовые нормы обобщенно, абстрактно, а фиксировал в каждой отдельной статье нормативного акта отдельный типичный жизненный случай — казус;
— религиозный характер права. Право Древнего Востока неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Религиозное сознание преобладало над правовым, поэтому правовая норма имела религиозное обоснование. Наиболее выраженным религиозным характером отличалось право Древней Индии, где по существу религия была возведена в ранг права. Поэтому нарушение религиозной нормы влекло за собой не только религиозные санкции, но и правовые. Показательно, что в тексте Законов Ману мы обнаруживаем такую санкцию, как «после смерти отправление в ад»;
— правовые нормы были незыблемыми: данные Богами, они не могли изменяться и дополняться людьми на земле;
— право не носило систематизированного характера, отсутствовало деление по отраслям права. В древневосточном праве нельзя обнаружить представлений об отраслях права, о четких отличиях материального и процессуального права. На первый взгляд правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутренней логики.
Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о тяжести, греховности того или иного поведения человека в Древнем Вавилоне, в Древнем Китае, или религиозной концепцией миросоздания, сословно-варнового деления в Древней Индии.
Охарактеризуем гражданское право государств Древнего Востока.
Гражданское право в целом развивалось значительно медленнее, чем уголовное и процессуальное. Все древнейшие своды законов представляли собой типичные судебники, т.е. по существу инструкции судьям, каким образом рассматривать типичные случаи судебной практики.
Вещное право. Институт собственности уже был закреплён в законодательстве древневосточных стран, причём в разных формах. Однако неразвитость гражданского права проявлялась в преобладании не частной формы собственности, а общинной, что являлось одним из проявлений пережитков родоплеменных отношений. Законодательно были закреплены государственная и храмовая формы собственности, защита которых являлась одной из важнейших задач права. Законодатель различает уже такие институты, как собственность и владение, давность владения, способы приобретения собственности.
Договорное право в странах Древнего Востока развивалось активно, что являлось следствием развития товарно-денежных отношений. Уже было известно большинство видов сделок, в частности, мена, купля-продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, хранение, найм. Государство прибегало к суровым методам обеспечения договорных обязательств. За нарушение договора, как правило, применялась долговая кабала — ответственность личностью должника, т.е. продажа его в рабство или смертная казнь.
Таким образом, одним из древнейших принципов договорного права является принцип незыблемости договорных обязательств.
Семейное право носило ярко выраженный патриархальный характер. Это проявлялось в неравенстве прав женщин и мужчин. Женщина выступала не как субъект гражданских правоотношений, а как их объект. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного права прослеживались такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин и детей в патриархальной семье. Брак совершался в форме сделки купли-продажи между женихом и семьёй невесты, что и становилось основанием для ограничения прав женщины: она не могла совершать самостоятельно какие-либо гражданские сделки. Лишь в древневавилонском обществе положение женщины отличалось сохранением ряда гражданских прав, что было проявлением сохранившихся пережитков матриархата.
Наследственное право характеризовалось сохранением патриархальных черт. Наследование осуществлялось по мужской линии. Женщина, как правило, не могла выступать в качестве самостоятельного наследодателя и наследополучателя.
Уголовное право отличалось ярко выраженной суровостью системы наказаний. Это было обусловлено той социальной задачей, которую выполняло в обществе уголовное законодательство — задачей устрашения через наказание. Поэтому широко применялись такие виды наказания, как смертная казнь, членовредительские (телесные) наказания. Отличительной чертой уголовного права была несоразмерность строгости наказания степени тяжести преступления. Законодатель применял самые суровые виды наказания, в том числе и смертную казнь, за малейшие правонарушения. Тем самым он стремился обеспечить законопослушание граждан.
Еще одной типичной чертой уголовного права был сословный характер системы наказания. Лица, обладавшие разным правовым статусом, несли неодинаковое наказание за совершение одних и тех же преступлений. Так уголовный закон отражал складывающуюся в обществе социальную иерархию.
Тем не менее принцип справедливости наказания находил отражение в широко применявшемся принципе «талиона». Талион — принцип уголовного права, согласно которому наказание должно точно соответствовать преступлению и воспроизводить его по принципу «око за око», «зуб за зуб», «жизнь за жизнь».
Талион встречался в двух разновидностях — «зеркальном» и «символическом». Зеркальный талион представлял собой точное воспроизведение факта преступления в наказании. К символическому талиону законодатель прибегал в случае, если зеркальный применить было невозможно или нецелесообразно. Например, если сын нагрубил отцу, то ему полагалось вырвать язык. Талион представляет собой пережиток родоплеменных отношений. Его не следует представлять как исключительно проявление жестокости, напротив, он выступал как ограничение жестокости наказания. Применялся талион только в том случае, если истец и ответчик обладали равным социальным статусом.
Суд и процесс характеризовались в государствах Древнего Востока неразвитостью. Прежде всего судебная власть не была отделена от административной. Судебными полномочиями наделялись чиновники, которые вершили правосудие, как правило, единолично. Какая-либо система органов судебной власти отсутствовала.
Сам судебный процесс носил обвинительный характер, т.е. начинался с выдвижения пострадавшей стороной обвинения и характеризовался отсутствием стадии предварительного следствия. Судья должен был вынести приговор сразу, поэтому в случае затруднения при определении решения применялся институт ордалии — институт процессуального права, представляющий собой испытание, к которому прибегал судья в ходе судебного разбирательства в случае затруднения при вынесении приговора.
Ордалия проводилась в виде испытания водой, каленым железом, огнем, клятвой. Рождение данного института было обусловлено верой в абсолютные знания богов обо всём происходящем в мире, поэтому ордалия свидетельствует о преобладании религиозного сознания над правовым. Считалось, что боги невинного защитят и помогут преодолеть испытание, а виновному без поддержки богов испытания выдержать невозможно. Таким образом, боги могли указать судье на преступника.
Возникновение и развитие политико-правовой мысли Древнего Востока
Идеи о способах управления возникают с появлением государства. Политико-правовая мысль народов Древнего Востока складывалась под влиянием множества социально-экономических и духовных факторов: этики, философии, традиций и верований.
Практически во всех государствах Древнего Востока личность царя, императора обожествлялась, власть передавалась по наследству, утверждалась его непогрешимость и возможность использовать любые методы в управлении государством, а законы рассматривались как божественная воля.
Наиболее древним памятником, характеризующим политикоправовую мысль в странах Древнего Востока, является законодательство царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Древний Вавилон). Закон определялся как осуществление воли богов, и не мог быть отменен людьми. Законы Хаммурапи были проникнуты идеей справедливости, под которой понималась охрана существующего строя и государственных институтов, польза для государства и общества.
В Древней Персии отход от религиозно-мифологических представлений был связан с именем иранского жреца и пророка Заратустры (VIII-XII вв. до н.э). Совершая чудеса, он обращал людей в свою веру. Заратустра был зачат непорочно, согласно поверью, и, когда ему грозила опасность, был защищен добрым божеством — Ормуздом. Заратустра проповедовал идеи о том, что государство должно стать воплощением небесного царства Ормузда. Монарх должен был являться наместником доброго божества на земле.
К IV-III тысячелетиям до н.э. относится возникновение древнейшего рабовладельческого государства в Египте, утвердившегося как централизованная бюрократическая монархия во главе с фараоном. Рабовладельческая идеология, отражавшая классовую борьбу рабовладельцев с рабами и разоряющимися общинниками, нашла выражение в различных источниках, в том числе в литературно-политических трактатах, так называемых поучениях, в форме наставлений отца сыну. В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н.э.) отражены рост внутренних противоречий, усиление и обострение классовой борьбы. В трактате были изложены советы, как управлять в это трудное для властвующих время. Царь предлагал возвышать вельмож, видя в них опору государства, и рекомендовал приближать знатных и богатых, чтобы сплотить все силы против рабов и неимущих свободных. В «Поучении Птахотепа» содержались предписания нравственного порядка, например, предостережение от высокомерия и зазнайства, призыв быть внимательным к людям, не использовать свою власть во зло окружающим и т.д.
Наиболее древним памятником Древней Индии являлись Упанишады (IX-VI вв. до н.э.). В них впервые говорилось о разделении общества на варны. Считалось, что существующий строй был божественно предопределен, каждое из сословий подчинялось определенному долгу — дхарме. Законы Ману закрепили существовавшее деление общества на варны. При этом самой привилегированной варной являлись брахманы — жрецы. Законы обязывали даже царя выполнять волю жрецов. В основе управления лежали жестокие наказания. Таким образом, сформировалось политико-правовое направление — брахманизм, предполагавшее преобладание религиозной ветви власти над светской.
В VI в. до н.э. с критикой основных положений вед и упанишад выступил Сиддхартха Гаутама (Будда, Просветленный). Сформировалось новое политико-правовое учение — буддизм, основной концепцией которого являлось возвышение светской власти над религиозной. В политическом и правовом аспекте буддизм выступал за идею равенства (в религиозной сфере), считалось, что государством и обществом управляла природная закономерность (естественный закон). Буддизм выступал против применения жестоких наказаний.
Одним из выдающихся памятников IV-III вв. до н.э. был светский политический трактат Артхашастра, в котором предпочтение отдавалось практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям. Создателем Артхашастры считается брахман Каутилья, до сих пор почитаемый в Индии как один из выдающихся политических деятелей, с именем которого, в том числе, связывают период наивысшего расцвета и могущества древнеиндийского государства.
Политическая власть в Древнем Китае сосредотачивалась в руках вана — царя, признанного «сыном неба», который был верховным жрецом, командующим армией и высшей судебной инстанцией.
Древнекитайская политико-правовая философия представлена идеями Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция, Мо-цзы, легистов и др.
Лао-цзы считается основателем даосизма. Его автору принадлежит «Книга о дао и дэ» («Дао дэ дзин»).
Дао в древнекитайской мифологии рассматривалось как правда, справедливость, естественный ход вещей, естественная закономерность, путь. Дао определяло законы неба, природы и общества. Оно олицетворяло добродетель и справедливость. Дао всегда было способно восстанавливать справедливость. Основной политико-правовой идеей даосизма являлась идея не деяния, например, правительство должно было воздерживаться от притеснения народа, совершать минимум действий, и тогда естественная справедливость сама восстановит ход вещей. Право представляло собой результат искажения подлинного дао. «Если растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников». Даосизм проповедовал отказ от совершенствований орудий труда, от роскоши, выступал за умеренность во всем (например, простая пища, простая одежда), отрицал технический прогресс, критиковал насилие и войны («Войско — орудие несчастья»).
Конфуций (551-479 гг. до н.э.) проповедовал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой государство рассматривалось как большая семья, власть императора была подобна власти отца, отношение государя и подданных — как отношения в семье, где младшие подчиняются старшим. Социально-политическая иерархия строилась не на принципе знатности и богатства, а на идее принадлежности человека к добродетели и знаниям. Темные низшие и простолюдины — это те, кто не обладал знаниями и добродетелью. Лучшие, высшие, старшие, благородные мужи — философы. Это те люди, которые отвечали определенным моральным критериям. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, но правление аристократии знания и добродетели. Центральной идеей всей философии конфуцианства являлось учение о благородном муже (государе), который личным примером воспитывал своих граждан. Государь должен был придерживаться добродетели, прислушиваться к мудрым, не стесняться учиться, приближать мудрых и справедливых. Основные правила конфуцианства — соблюдение традиций, почитание старших, особенно родителей, человеколюбие, честность, стремление к внутреннему самосовершенствованию.
Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) сформулировал одним из первых в истории мировой философско-правовой мысли концепцию договорного происхождения государства, защищал идею естественного равенства людей. Он доказывал, что все люди равны перед Божественным Небом, которое не различает малых и больших, знатных и простых; все люди — слуги Неба. Считал, что на государственные должности необходимо выдвигать наиболее мудрых людей независимо от их происхождения. При этом способности человека к государственному управлению должны определяться по его деловым качествам (желанию служить простому народу, усердию в делах и т. п.). Основными причинами неурядиц и беспорядков в государстве
Мо-цзы считал несоблюдение правителями заветов и традиций старины, алчность, войны и, как следствие этого, — нищета простого народа. Мо-цзы выдвинул «десять принципов»: почитание мудрости; почитание единства; всеобщая любовь и взаимная выгода; ненападение; непринятие музыки; бережливость; бережливость при захоронениях; непринятие судьбы; признание воли неба; духовидение.
Принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды» позволил причислить Мо-цзы к представителям утопических учений.
Легизм. Крупнейшими теоретиками легизма признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (IV в. до н.э.) и Хань Фэй (III в. до н.э.; см. «Хань Фэй-цзы»).
В основу доктрины легизма было положено учение о главенстве юридического закона в жизни государства. Создателем закона мог быть только самодержавный правитель. Законы могли изменяться.
Порядок в государстве мог осуществляться тремя путями: законом, доверием народа и властью. Государство, как машина, само по себе не имело самостоятельного значения, его задачей являлось служение желаниям и воле вана и обеспечение его благополучия. Согласно доктрине легизма, отношения правителя с народом — антагонистические, по принципу «кто кого». Задача государя сводилась к «ослаблению народа». Для этого следовало ограничивать его образование и ставить благосостояние подданных в зависимость от самодержавной власти. Главное занятие народа — земледелие и война. Управление народом и чиновничеством должно было строиться на «стремлении к выгоде». Поэтому основными методами управления легисты считали награды и наказания, причем число последних в несколько раз должно превосходить количество наград. Главное мерило человеческих достоинств — преданность государю, беспрекословное подчинение закону и военные заслуги, что следовало считать основанием для назначения на должности и присвоения рангов знатности. Однако правитель не должен был доверять и самым достойным: необходимо было поощрять доносительство, быть бдительным и безжалостным, не передавать подчиненным своей власти.
Источник