Политические партии зарубежных стран примеры

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Политические партии в зарубежных странах: понятие, сущность, функции, классификации.

Политические партии – общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.

  1. свободно создаваемая автономная организация граждан государства (в единичных случаях – также коллективных членов – лейбористская партия в Великобритании);
  2. устойчивая организация (непрерывная деятельность), объединяющая граждан на постоянной основе;
  3. объединение осуществляется на основе идеологических факторов (общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях);
  4. некоммерческая организация;
  5. содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства;
  6. организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости;
  7. цель — завоевание государственной власти (создание правительства), участие в ней, давление на нее с использованием конституционных способов.

1) по политическим характеристикам:

· консервативные партии – за сохранение прежних порядков, против реформ (консервативная партия в Великобритании, народная партия в Испании);

· клерикальные (религиозные) – требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии; (Христианско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.)

· либеральные – за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; (либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции)

· реформистские – за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии Баас (социалистического возрождения) в арабских странах);

· радикалистские — выступают за коренное переустройство общества с применением насильственных мер. В этой группе партий есть и отражающие устремления различных (в том числе противоположных) социальных слоев (неофашистские партии, коммунистические партии);

2) по организационной структуре:

· кадровые– прием связан с определенными условиями, фиксированное членство, жесткая дисциплина, обязательные членские взносы; руководство в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существует принцип демократического централизма);

· массовые – нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс;

· партии-движения – обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны (в Гвинее – с семилетнего возраста, в Заире по конституции все граждане с момента рождения рассматривались как члены партии);

3) по правовому положению:

· легальные партии – действуют на законных основаниях. Могут быть не зарегистрированы, хотя в ряде стран до регистрации партийная деятельность не разрешается

· нелегальные – запрещены законом, но продолжают свою деятельность в подполье (в Египте, Пакистане, Турции, Саудовской Аравии и др.) (коммунистические партии)

Источник

Читайте также:  Все королевские страны мира
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Понятие партийных систем зарубежных стран.
  2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.
  3. Функции и организационная структура политических партий.
  4. Институализация политических партий.

1. Понятие партийных систем зарубежных стран

Партийные системы зарубежных стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству. Для этих стран при демократическом режиме характерно наличие нескольких политических партий.

Социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных и иных институ-циализированных групп с противоречивыми интересами. Каждая социальная и иная группа может быть представлена на политической арене соответствующей партией или партиями.

Многочисленные многопартийные системы можно подразделить на следующие основные группы:

А). Многопартийные системы без монопольно господствующей партии. При этой форме многопартийности ни одна партия не располагает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различного рода политические союзы с целью создания коалиционного правительства. В этих странах нет одной партии, которая исключительно осуществляет формирование правительства страны. Это Франция, Италия, Белоруссия, Украина, Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

Б). Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

Многопартийная система такого типа существует, например, в Мексике, США, Великобритании, Индии. Либо это господство одной коалиции: Германия и др.

В). Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун, Китай, Куба и др.).

2. Основные виды политических партий в зарубежных странах.

В зарубежных странах действуют различные по своим социально-экономическим установкам политические партии. Их можно подразделить на две основные группы: консервативные и социал-демократические (социалистические) партии.

Консервативные партии выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов, что позволяет, по их мнению, оживить экономическую конъюнктуру, обеспечить стабилизацию финансов и рост уровня жизни граждан. К этим партиям относятся республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз ФРГ, либерально-демократическая партия Японии и др.

Социал-демократические партии традиционно отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов. К социал-демократическим партиям относятся лейбористская партия Великобритании, социалистические партии во Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах.

В политических системах демократических стран коммунистические партии, как правило, выступают за огосударствление экономики, в той или иной степени придерживаются идеологии марксизма-ленинизма или его модификаций.

Среди политических партий выделяются конфессиональные (вероисповедные) партии, которые активно используют в своей деятельности религиозную идеологию. Эти партии часто являются весьма влиятельными политическими организациями. В числе католических партий можно назвать Христианско-демократический союз ФРГ (эта партия сотрудничает и с протестантской церковью), социально-христианскую и христианскую народную партии Бельгии. Конфессиональные партии могут опираться на самые различные религии. Так, партия комэйто в Японии является политической организацией религиозного буддистского общества Сока-гаккай.

В некоторых странах определенным влиянием пользуются националистические партии. Питательной базой для них являются националистически настроенные группы населения.

3. Функции и организационная структура политических партий

Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании.

Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации. Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. Выделяют и другие функции политических партий: информационная, институциональная, коммуникативная и др.

В основу структуры положено членство. Хотя существуют партии и без официально установленного членства. Типичным примером организационно неоформленных партий являются главные политические партии США — республиканская и демократическая. Обе эти партии представляют собой громадные политические организации с довольно слабым центральным руководством. Формально членами партии считаются все те избиратели, которые проголосовали на предшествующих выборах за список соответствующей партии. Организационной связи между партией и ее членами не существует.

Официальный партийный механизм дополняется различного рода организациями самодеятельного характера, например, партийное отделение или ячейка.

Главным звеном партийной структуры является комитет избирательного участка, возглавляемый участковым партийным капитаном.

В крупных городах вышестоящей партийной организацией по отношению к избирательному участку является партийный комитет квартала.

В некоторых странах создаются партийные комитеты округов — избирательных, судебных и др. Округа по своим размерам различны. Высшей партийной инстанцией, как правило, является партийный комитет (иногда он носит название центрального комитета или исполнительного комитета).

Органом, осуществляющим оперативное руководство деятельностью партии, является исполнительный комитет. Важное место в механизме партий занимают фракции партии в парламенте.

Общая тенденция к бюрократизации и централизации, свойственная политическим партиям, находит свое выражение в том, что количество организационно неоформленных партий неуклонно сокращается. Организационно оформленное членство с обязательной уплатой партийных взносов и обязанностью подчиняться партийной дисциплине становится обязательным атрибутом организационной структуры политических партий.

4. Институализация политических партий.

В зарубежных странах особую важность в современную эпоху приобретает институализация политических партий. Речь идет прежде всего о порядке их образования и регулирования внутренней структуры и политической деятельности. Длительное время это было вне пределов правового регулирования государства. Политические партии рассматривались государственной властью как частные организации, подобные различного рода клубам и обществам. Положение изменилось, когда партии были признаны составной частью политической системы первоначально доктриной, а затем и конституционным правом. Однако степень правового регулирования политических партий и его характер далеко не одинаковы в разных странах.

В настоящее время можно выделить два основных метода регулирования правового статуса и порядка деятельности политических партий — внешний и внутренний.

Внешний метод регулирования осуществляется посредством принятия конституций, обычных парламентских законов и вынесения судебных решений. В ряде конституций, принятых после второй мировой войны, содержатся положения, касающиеся политических партий. Степень детализации и определенности этих положений различна, но само их наличие представляет совершенно определенную специфическую черту современного конституционализма.

Внутренний метод регулирования осуществляется самими политическими партиями через их центральные и местные руководящие органы. Все партии вне зависимости от степени их организационной оформленности обладают определенной внутренней структурой, между различными партийными органами существуют институализированные отношения. Особым предметом регулирования в организационно оформленных партиях является членство. Руководящие органы партий — съезды, конференции, центральные и национальные комитеты и т. д. принимают программы, уставы, правила, инструкции по вопросам организационной структуры и партийной деятельности.

Издаваемые в этом порядке партийные нормы не носят, конечно, правового характера, и их принудительное исполнение через суд невозможно. Необходимой гарантией соблюдения внутрипартийных норм являются различные средства собственно партийного принуждения (исключение из числа членов, взыскания, отказ в выдвижении в кандидаты и пр.).

Для современного этапа характерна тенденция к более тесным контактам между аппаратом политических партий и государственным аппаратом. Сейчас в политических системах многих стран происходит дальнейшая институализация политических партий, усиливается их взаимосвязь с различными звеньями государственного механизма.