Политические режимы стран марокко

Марокко, общие сведения, политическое устройство

Марокко — страна мечты, сказок 1001 ночи, надежд, исполнения желаний, всего что чувствуешь, чем живешь и дышишь. Реальный Восток без туристической мишуры и шаблонов — такой эта страна открылась для меня. Чувства обостряются, ты сливаешься с природой, с космосом, западная цивилизация осталась далеко, ты то окунаешься в средневековье, в нетронутые веками традиции, то резко попадаешь в 21 век. Марокко — страна контраста, как в жизни людей, так и природы, наверно, и восприятие страны резко различается.

Расположение Марокко (общие сведения, приморское, соседское положения).

Государство Марокко расположено на стыке африканского Средиземноморья, Атлантики и Сахары. Между побережьем и пустынными районами простираются самые высокие цепи гор Атласа с белоснежными большую часть года вершинами. Арабы называют страну Аль-Магриб, или Аль-Магриб-аль-Акса, т. е «дальний запад», европейцы — Марокко, по несколько измененному имени одной из ее древних столиц — Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный». Марокко занимает крайнюю северо-западную часть Африканского континента, расположенную наиболее близко к Европе. Гибралтарский пролив, ширина которого в разных местах не превышает 14 — 44 км, отделяет Марокко от Испании. В отличие от других стран Северной Африки Марокко имеет непосредственный выход, как к Средиземному морю, так и к Атлантическому океану. Наличие двух фронтов морских рубежей — средиземноморского (протяженность около 450 км) и атлантического (более 1300 км) — имеет важное значение для внешних связей страны, транспортного обслуживания ее приморская районов, а также для развития морского рыболовства. Территория Марокко 445,5 тыс. кв. км. По размерам Марокко уступает Алжиру почти в пять раз, но превосходит Тунис примерно втрое.

Читайте также:  Рейтинг стран мира с самыми красивыми женщинами мира

Политическое устройство Марокко.

Современное Королевство Марокко это конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности, традиционными монархическими институтами, парламентом и слабо структурированной системой политических партий.

Монарх

Политическая система Марокко характеризуется, прежде всего, неограниченными полномочиями короля в отношении правительств и номинальным объемом полномочий премьер-министра. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары. Власть монарха в Марокко базируется на системе управления, при которой признание религиозного превосходства короля и подчинение ему как Амиру аль-Му’уминин (главе правоверных мусульман) служит основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и «верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства». Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко – ислам .

Конституция

Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Королем Хасаном II в 1962 году, через год после вступления на престол. В 1970 в текст конституции был внесен ряд поправок. По результатам другого референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра. В результате конституционных поправок в 1997 году в стране был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях.

Исполнительная власть. Совет Министров.

Исполнительная власть в стране осуществляется премьер-министром, назначаемым Королем. Премьер-министр возглавляет Совет министров и формально имеет право самостоятельно подбирать министров, но, тем не менее, назначение ключевых министров находится в ведении короля. Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов.

Читайте также:  Топливно энергетический комплекс европейских стран

Парламент

Парламент в Марокко существует с 1956. В 1997 году был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). Депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов. Депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием. В сфере компетенции парламента находятся: принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам.

Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства. *Местные органы власти* Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилайи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в других городах, например в Ужде, Агадире, Тетуане. Города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях – губернаторы, в городах – мэры, в округах – каиды.

Судебная система

Законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами. Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высшая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Судьей в Марокко могут стать только граждане страны, язык судопроизводства – арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.

Источник

МАРОККО. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое «МАРОККО. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА» в других словарях:

МАРОККО — Королевство Марокко, независимое государство на северо западе Африки. На западе омывается водами Атлантического океана, на севере Средиземного моря, на востоке и юго востоке граничит с Алжиром. С юга к Марокко примыкает территория Западной Сахары … Энциклопедия Кольера

Марокко — Королевство Марокко, гос во на С. З. Африки. Страна получила название по городу Марракеш, который в средние века был одной из ее столиц. В самом Марокко гос во до сих пор называется так же, как и город, Марракеш. Но в Европе в конце XIX в.… … Географическая энциклопедия

Марокко — Королевство Марокко араб. ‎‎المملكة المغربية (аль Мамляка аль Магрибия) … Википедия

Государство — (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

Марокко — Королевство Марокко (араб. Аль Мамляка аль Магрибия, или Магриб аль Акса, буквально дальний запад). I. Общие сведения М. государство на северо западе Африки. Омывается на севере водами Средиземного моря и на западе… … Большая советская энциклопедия

МАРОККО. ЭКОНОМИКА — Историю экономического развития Марокко можно разделить на ряд этапов. Начало первого относится к 1840 1875, когда Марокко открыло двери европейской торговле. Затем последовал период политики протекционизма и внутренних экономических реформ конца … Энциклопедия Кольера

Марокко — Королевство Марокко (араб. Аль Мамляка аль Магрибия), государство в северо западной Африке. 446,6 тыс. км2. Население 26,7 млн. человек (1996), главным образом марокканские арабы, а также берберы (народы шильх, тамазитхт, рифы) и др. Городское… … Энциклопедический словарь

Марокко. Исторический очерк — Ксар. Район Марракеша. Марокко с древнейших времён. Территория М. была заселена с эпохи палеолита [останки так называемого рабатского человека, нижнепалеолитические памятники Сиди Абдар рахман (Сиди Абд эр Рахман)]. Коренные жители страны … … Энциклопедический справочник «Африка»

Государство Катар — Координаты: 25°16′10″ с. ш. 51°12′46″ в. д. / 25.269444° с. ш. 51.212778° в. д. … Википедия

Государство Бахрейн — Координаты: 26°04′03″ с. ш. 50°33′04″ в. д. / 26.0675° с. ш. 50.551111° в. д. … Википедия

Источник

Politics of Morocco

This article is part of a series on the
politics and government of
Morocco

Politics of Morocco take place in a framework of a parliamentary constitutional monarchy, whereby the Prime Minister of Morocco is the head of government, and of a multi-party system. Executive power is exercised by the government. Legislative power is vested in both the government and the two chambers of parliament, the Assembly of Representatives of Morocco and the Assembly of Councillors. The Moroccan Constitution provides for a monarchy with a Parliament and an independent judiciary.

On June 17, 2011, King Mohammed VI announced a series of reforms that would transform Morocco into a constitutional monarchy. [1] [2]

Contents

Executive branch [ edit ]

Main office holders
Office Name Party Since
King Mohammed VI 23 July 1999
Prime Minister Saadeddine Othmani Justice and Development Party 5 April 2017

The constitution grants the king extensive powers; he is both the secular political leader and the «Commander of the Faithful» as a direct descendant of the Prophet Mohammed. He presides over the Council of Ministers; appoints the Prime Minister following legislative elections, and on recommendations from the latter, appoints the members of the government. While the constitution theoretically allows the king to terminate the tenure of any minister, and after consultation with the heads of the higher and lower Assemblies, to dissolve the Parliament, suspend the constitution, call for new elections, or rule by decree, the only time this happened was in 1965. The King is formally the chief of the military. Upon the death of his father Mohammed V, King Hassan II succeeded to the throne in 1961. He ruled Morocco for the next 38 years, until he died in 1999. His son, King Mohammed VI, assumed the throne in July 1999. [4]

Following the March 1998 elections, a coalition government headed by opposition socialist Abderrahmane Youssoufi and composed largely of ministers drawn from opposition parties, was formed. Prime Minister Youssoufi’s government is the first government drawn primarily from opposition parties in decades, and also represents the first opportunity for a coalition of socialist, left-of-center, and nationalist parties to be included in the government until October 2002. It was also the first time in the modern political history of the Arab world that the opposition assumed power following an election. The current government is headed by Saadeddine Othmani.

Legislative branch [ edit ]

Since the constitutional reform of 1996, the bicameral legislature consists of two chambers. The Assembly of Representatives of Morocco (Majlis al-Nuwab/Assemblée des Répresentants) has 325 members elected for a five-year term, 295 elected in multi-seat constituencies and 30 in national lists consisting only of women. The Assembly of Councillors (Majlis al-Mustasharin) has 270 members, elected for a nine-year term, elected by local councils (162 seats), professional chambers (91 seats) and wage-earners (27 seats). The Parliament’s powers, though limited, were expanded under the 1992 and 1996 constitutional revisions and include budgetary matters, approving bills, questioning ministers, and establishing ad hoc commissions of inquiry to investigate the government’s actions. The lower chamber of Parliament may dissolve the government through a vote of no confidence.

Political parties and elections [ edit ]

On November 26, 2011 initial results of parliamentary elections were released. The moderate Islamist party, the Justice and Development Party (PJD), was projected to win the largest number of seats. However, the electoral rules were structured such that no political party could ever win more than 20 percent of the seats in the parliament. [5]

The full results of the previous election appear as follows: The ruling Justice and Development Party remained the largest party, winning 125 of the 395 seats in the House of Representatives (PJD), a gain of 18 seats compared to the 2011 elections. Abdelillah Benkirane was reappointed Prime Minister by the King on 10 October. [6] The Authenticity and Modernity Party (PAM) won 102 seats, and the rest of the seats were split among smaller parties.

Judicial branch [ edit ]

The highest court in the judicial structure is the Supreme Court, whose judges are appointed by the King. The Youssoufi government continued to implement a reform program to develop greater judicial independence and impartiality. Morocco is divided into 12 administrative regions; the regions are administered by the Walis and governors appointed by the King.

Источник

Марокко: политическая стабильность и религиозные фундаменталисты в «жемчужине Магриба»

Парламентские выборы в Марокко закончились победой Партии справедливости и развития (ПСР). Напомним, что это исламистская, но умеренная политическая партия, придерживающаяся религиозно-консервативных позиций. В победе ПСР нет ничего удивительного — она завоевала парламентское большинство и в 2011 году. Тогда премьер-министром Марокко стал лидер партии Абделила Бенкиран (род.1954). Политик занимает пост главы правительства страны и в настоящее время. Партия справедливости и развития возникла в 1960-е годы как марокканский филиал «Братьев-мусульман», но со временем заняла более умеренные позиции. Сегодня эта политическая организация выступает под лозунгами социального консерватизма, демократизации политической системы страны.

Среди североафриканских государств Марокко стоит особняком. Несмотря на то, что в стране, разумеется, присутствуют многочисленные социальные и экономические проблемы, Марокко, тем не менее, умудряется сохранять политическую стабильность. В этом отличие страны от всех соседних государств — Мавритании с периодическими военными переворотами, Алжира с кровавым противостоянием фундаменталистов и правительства, Туниса, где во время Арабской весны был свергнут режим Бен-Али, Ливии, в которой после падения Каддафи наступил настоящий хаос, Египта, где также, несмотря на жесткий военный режим, продолжается противостояние радикальных фундаменталистов и правительственных сил.

Политическая ситуация в Марокко существенно отличается от ситуации в других странах Северной Африки и Ближнего Востока. Прежде всего, эти отличия связаны с формой правления в стране. Марокко — конституционная монархия. Это куда более традиционалистское государство, чем остальные страны Северной Африки. Правящая династия Алауитов находится у власти в Марокко с середины XVII века. Род Алауитов происходил из Тафилальта и возводил свое происхождение к шерифам — потомкам Хасана, внука Пророка Мухаммада. Несмотря на то, что в 1912 г. Франция установила протекторат над Марокко, и лишь 2 марта 1956 г. страна вновь обрела полную политическую независимость, династия Алауитов сохраняла свою власть. В 1957 г., уже после провозглашения независимости, был изменен титул монарха — теперь правитель Марокко именовался не султаном, а королем, что было связано с европейским культурным и политическим влиянием и с позицией тогдашнего монарха Мухаммеда V (1909-1961) — человека, получившего не только традиционное мусульманское, но и современное европейское образование.

Королевская власть династии, правящей более трехсот лет, естественно, выглядит куда более легитимной для человека из традиционного общества, чем власть пришедших к власти в результате военных переворотов диктаторов или избранных президентов. В арабском мире король Марокко всегда пользовался большим уважением, хотя бы потому, что после свержения монархии в Египте и Ливии Марокко осталось единственной на Африканском континенте мусульманской монархией. Кроме того, Марокко всегда претендовало на особую роль в африканской и арабской политике. Руководители этой страны выбрали мудрый путь сотрудничества как с арабскими и африканскими странами, так и с Западом. В свою очередь, США и европейские страны всегда рассматривали Марокко как наиболее надежного партнера в Северной Африке. Этому способствовало и участие Марокко в поддержке консервативных режимов в африканских странах. Особые отношения Марокко с Западом способствовали тому, что страна стала играть посредническую роль во многих конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. В частности, Марокко участвовало в подготовке израильско-египетских переговоров в Кэмп-Дэвиде, именно в Марокко впервые встретились обсудить возможность мирного соглашения президент Египта Анвар Садат и премьер-министр Израиля Менахем Бегин.

Предыдущий король Хасан II Алауи (на фото), правивший Марокко с 1961 по 1999 годы, с 1979 года возглавлял также Комитет AL QODS, объединяющий глав государств арабского мира. Стремясь обезопасить свой режим от попыток свержения и видя перед собой печальный пример судьбы монархии в Ливии, Хасан Алауи жестко подавлял деятельность оппозиционных политических организаций. Но, несмотря на обвинения в нарушении прав человека, король встречал поддержку стран Запада, которые видели в марокканском режиме естественного союзника в борьбе против арабских левонационалистических режимов Алжира, Ливии, Сирии, пользовавшихся поддержкой Советского Союза. Хасан II пережил два покушения, организованных марокканскими военнослужащими, недовольными проводимой им политикой. Именно в годы правления Хасана II и начала свою деятельность Партия справедливости и развития, находящаяся в последние годы у власти в стране. До 1998 г. она носила название «Партия народное конституционно-демократическое движение» (ПНКДД). В 1999 году, после смерти Хасана II, королем Марокко стал Мухаммед VI Алауи — человек молодой (он родился в 1963 году) и ориентированный на реальные политические изменения в Марокко, в том числе и на возможность сотрудничества с умеренной оппозицией.

Когда в 2011 году в ряде ближневосточных и африканских стран вспыхнули события, названные «Арабской весной», Мухаммед VI отреагировал на них быстро и разумно. Он принял решение не подавлять фундаменталистскую оппозицию, а позволить умеренным исламистам принимать активное участие в политической жизни страны. Готовность поделиться властью с оппозицией и спасла марокканский режим от судьбы египетского, ливийского, тунисского, йеменского режимов. Хотя, с другой стороны, в низвержении монархии и дестабилизации ситуации в Марокко отнюдь не были заинтересованы США и НАТО, поэтому марокканская оппозиция не получала ту информационную и материальную (а в ливийском случае — и военную) поддержку, которую получали радикальные организации в других странах.

Следует отметить, что Партия справедливости и развития впервые приняла участие в выборах в Палату представителей Марокко еще в 1997 году, когда она называлась Партией народное конституционно-демократическое движение. Однако тогда она не добилась серьезного успеха — из 325 мест в Палате представителей партия получила всего 9 мест. Но, с другой стороны, это также было немало, учитывая, что до 1997 года религиозно-политические организации не были представлены в марокканском парламенте. Дальнейший рост популярности партии был связан не только с ее подчеркнутой ориентацией на консервативные ценности, но и с социальной составляющей. Несмотря на высокий, по сравнению с другими странами Африки, уровень политической стабильности, в Марокко очень велика социальная поляризация, много безработных и бедных. Десятки тысяч марокканцев регулярно покидают страну, отправляясь на заработки в Европу. Многие из них попадают под влияние радикальных фундаменталистских организаций, которые спекулируют и на социальных проблемах, связывая их с «безнравственностью» и «несправедливостью» светских политических режимов в арабских и африканских странах. Учитывая многочисленные социально-экономические проблемы Марокко, в 2011 году не исключался и сценарий возможного восстания протестно настроенных масс обездоленных марокканцев, которое могли бы возглавить радикальные фундаменталисты. Но взвешенная политика руководства страны такое развитие событий предотвратила.

В июле 2011 г. была принята поправка к Конституции Марокко, в соответствии с которой были существенно расширены свобода слова, а также полномочия правительства и премьер-министра. На досрочных парламентских выборах Партия справедливости и развития одержала уверенную победу и завоевала относительное большинство мест в марокканском парламенте. Это также стало судьбоносным событием — впервые религиозно-политическая партия сформировала правительство Марокко. Правда, в его формировании участвовали еще три политические партии светского толка, но это обстоятельство только придало марокканскому правительству более уверенный и сбалансированный характер.

Чем объясняется пятилетний успех Партии справедливости и развития у марокканского избирателя? Во-первых, Партия справедливости и развития в парламентской политике Марокко участвует сравнительно недавно. Это в выгодную сторону отличает ее от других политических партий, представленных в парламенте, вне зависимости от идеологической ориентации последних. Марокканцы все меньше доверяют «старым» политическим партиям, поскольку деятельность предыдущих правительств не привела к сколько-нибудь значительным изменениям в социальном и экономическом положении большинства населения страны. Значительная часть населения Марокко проживает за чертой бедности, каждый пятый марокканец и каждый третий марокканец в возрасте до 30 лет — безработные. И это — на фоне настоящего процветания политической элиты страны, начиная от королевской фамилии и заканчивая коррумпированными чиновниками. На протяжении десятилетий марокканские политические партии не делали каких-либо реальных шагов в сторону изменения существующей ситуации. Естественно, что такое их поведение вызывало недовольство их деятельностью со стороны большинства марокканцев.

Во-вторых, в Марокко достаточно высокий уровень коррупции. Поскольку Партия справедливости и развития вплоть до конца 1990-х годов вообще не была парламентской партией и не участвовала в формировании органов власти, она оказалась в списке практически некоррумпированных политических сил, что также не могло не вызывать симпатии и уважения со стороны народных масс. Голосовавшие за ПСР избиратели считают, что партия рано или поздно сможет если не покончить с коррупцией в органах власти, то, по крайней мере, ее существенно снизить. Поэтому Партия справедливости и развития получила голоса как фундаменталистов, так и многих людей других взглядов, заинтересованных в обновлении марокканского политического режима. Тем более, что политическую платформу Партии справедливости и развития вряд ли можно называть типичной для фундаменталистов. Строго говоря, ПСР является нетипичной исламистской партией. Ее лозунги — Ислам, уважение конституционной монархии и осуждение насилия — вполне укладываются в центристскую политическую платформу, не несущую угрозы существующему политическому строю.

Умеренность Партии справедливости и развития позволила королевскому режиму Марокко без особых проблем выстроить линию взаимоотношений с этой партией и с возглавляемым ею правительством. Партия справедливости и развития намеревается развивать торговлю Марокко со странами Евросоюза, в том числе посредством создания свободных экономических зон, что уже свидетельствует о ее умеренности, так как радикальные фундаменталисты выступают против развития связей с Западом. В социальной сфере партия стремится к увеличению темпов строительства социального жилья, к постепенному решению проблемы безработицы, которая очень остро стоит перед страной. Проект «Город без трущоб» подразумевает переселение обездоленных марокканцев в социальное жилье, что будет способствовать улучшению качества жизни населения. Также партия озабочена вопросом развития образования в стране. В Марокко действительно удручающая ситуация в сфере образования. До сих пор 30% населения страны неграмотны. Каждый третий марокканец не умеет читать и писать. Естественно, что неграмотность трети населения в современном мире является серьезнейшим тормозом на пути к социально-экономическому развитию страны. Поэтому ПСР выступает за борьбу с неграмотностью, но, прекрасно понимая масштабность этой цели, пока реалистично говорит лишь о снижении доли неграмотных с 30% до 20% населения страны.

За пять лет пребывания у власти ПСР показала, что является умеренной партией, которая не будет проводить политику «возврата к средневековью», в чем партию обвиняли критики из числа представителей «светских» политических организаций. Королю Мухаммеду VI (на фото) удалось договориться с ПСР и Марокко сохраняет политическую стабильность, хотя в стране с большой частотой происходят протестные выступления. Дело в том, что чем дольше ПСР находится у власти, тем яснее рядовые марокканцы понимают отсутствие каких-либо масштабных изменений в своем социальном и экономическом положении. Красивые цели и правильные задачи это, конечно, хорошо, но лишь тогда, когда они реализуются на практике. Пока у ПСР получается хотя и медленное, но все же улучшение экономической и социальной ситуации в стране. Главным противником существующего строя теперь выступают радикальные группировки фундаменталистов, которые не входят в парламент и рассматриваются в стране в качестве экстремистских организаций.

Крупнейшая оппозиционная организация Марокко — «Аль-Адль ва-ль-исхан» — насчитывает несколько сотен тысяч сторонников и выступает за ликвидацию конституционной монархии и замены власти короля властью совета улемов. В отличие от Партии справедливости и развития, поддерживающей конституционную монархию, эта организация считает единственно возможным путем политического и экономического развития страны только строительство исламского государства. Правда, надо отдать должное, «Аль-Адль ва-ль-ихсан» отвергает насильственный путь прихода к власти и стремится к легальной политической деятельности. Этого не скажешь о более радикальных группировках, с которыми, впрочем, активно борются марокканские спецслужбы. Учитывая, что в самом Марокко контрразведка достаточно жестко подавляет радикальные организации, значительная часть марокканских радикалов давно перебралась в Европу. Среди террористов, участвовавших в терактах в Бельгии и ряде других европейских стран, были и выходцы из Марокко. Сегодня для марокканского руководства главная задача — не допустить усиления экстремистов и сохранить политическую стабильность в стране. Надежным оплотом стабильности в стране остаются силовые структуры. О них мы расскажем в следующем материале.

Источник

Оцените статью