Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.Признаки:1. Политический режим нельзя причислять к формам государственности – это содержательная, а не формально-юридическая характеристика, власть может осуществляться в самых разных формах и в зависимости от этого складывается и политический режим. 2. Политический режим характеризует не только деятельность государства, он описывает все проявления политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не входящими в структуру государства (партии, религиозные объединения и другие), формально нерегулируемую власть.3. Политический режим, т.е. применение государственной власти не ограничено целями государства, так как она направлена и на достижение общественной пользы.
Существенными свойствами политического режима следуют называть следующее:
— характеристика правового статуса личности;
— отношение власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав;
— степень централизации управления территориями.
Демократический режим- (США, Франция, Германия, Великобритания):
власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания), реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, многопартийная система, политический плюрализм, при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
Недемократический политический режим. Суть тоталитаризма определяется именно монополизацией власти и бесконтрольным ее осуществлением. Тоталитарный режим –. в стране с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, всеобщих свободных выборов, отсутствует демократическая конституция, граждане не могут защищать свои права в суде, суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей.Самой крайней формой тоталитарного режима является фашистский режим.В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический.Чрезвычайно недемократическими были и расистские режимы.В числе тоталитарных режимов называют и диктаторскую тиранию.
Авторитарный режим является промежуточной формой – смягченной формой тоталитарного режима либо разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических принципов. Разновидность авторитарного режима – клерикальный режим, основанный на господстве религиозной знати. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного или авторитарного режима. Это означает полное господство армии в государствеТеократич. режимы. Существует и такой режим, в котором полит. власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общ., в том числе и полит. отн. являются предписания религ. происхожд., религиозные каноны – этот режим теократия. Либерально-полит. режим – характерен для стран 19 в., в наст. время – Индия, Филиппины. Высокая степень полит. свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демокр. и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.
15. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности. Концепции прав личности
Правовой статус личности — совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и достоинство личности; право на личную жизнь; свободу передвижения и выбор места жительства; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную принадлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством;право на обращение в государственные органы; право на объединение, свободу союзов; свобода собраний и других публичных мероприятий, право собственности; право на осуществление предпринимательской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достойный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в случае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.
Особую группу составляют экологические права: право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей, которые закрепляются далеко не во всех конституциях, обязанность соблюдать конституцию и законы; воинская обязанность; обязанность платить налоги; беречь окружающую среду. Некоторые обязанности (например, воинская) принадлежит только гражданам, другие обязанности обычно не зависят от гражданства.
Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Гражданство
Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей.
Основания приобретения гражданства
1)по факту рождения получило название филиация
— Право крови — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства.
— Право почвы — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.
2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.
3) Признание гражданства — один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение.
4)Восстановление в гражданстве — это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по каким-либо причинам.
5)Оптация— это выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством .
6)Трансферт — изменение гражданства без права выбора, связанное с переходом части территории к другому государству.
Прекращение гражданства может иметь место в результате
1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.
2)Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
3)Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение.
17. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданстваПравовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент.Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.
Источник
Политические режимы в Европе в 20 — 30-хгг.
Фашизм, тоталитаризм, милитаризм в Европе после Первой мировой войны.
Просмотр содержимого документа
«Политические режимы в Европе в 20 — 30-хгг.»
Тоталитаризм , милитаризм ,фашизм в Европе в 1920-е гг.
Тоталитаризм в Германии и Италии
Итальянский фашизм и германский нацизм
(тоталитаризм Муссолини и Гитлера) — это идеология и система
политического и экономического
Давайте углубимся в эту тему и узнаем поподробнее об этих
Причины установления тоталитарных режимов.
Исторически первым тоталитарным режимом в Западной
Европе является итальянский фашистский режим . Вождь
режима (дуче) Бенито Муссолини стал премьер-министром
Италии осенью 1922 г. К 1925 г. здесь сложились основные
элементы тоталитарного государства. В дальнейшем Муссолини
ограничения на свою власть.
В Германии тоталитарный строй начал складываться в 1933 г. с приходом к власти национал-социалистов (нацистов). Во всём мире нацистов первоначально приняли как подражателей итальянского фашизма, поэтому прилагательное «фашистское» прочно приклеилось и к гитлеровскому движению.
Одни государства имели опыт демократической политики и осуществляли
интеграцию масс в демократию. Так произошло в Великобритании, Франции,
США, Скандинавских странах.
Другие страны в силу ряда обстоятельств, в частности из-за отсутствия
демократического опыта и традиций, этого сделать не смогли. Германия,
Италия не отличались значительным развитием демократических институтов.
Кроме того, в Италии и Германии имело место обострённое чувство
национальной ущемлённости, вызванное итогами Первой мировой
войны и Версальским миром. Этим активно воспользовались правые радикалы,
жаждавшие исторического реванша.
Лидер итальянских фашистов Муссолини заявил: «Идеи либерализма, социализма, демократии принадлежат XIX в. и своё отжили. Индивидуализм, характерный для XIX
должен уступить место коллективизму, и поэтому XX в. должен стать столетием власти
государства как выразителя интересов масс».
Общие черты нацизма и фашизма.
Сходство между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом заключалось в том, что обе идеологии носили тоталитарный характер и предполагали полный контроль государства над всеми сферами жизни людей. Общим для двух идеологий был также культ вождя: в Италии — дуче, в Германии — фюрера.
Отличия фашизма и нацизма.
Итальянский фашизм и германский национал-социализм разделяло многое, например само представление о роли государства. Нацистский лозунг «Партия управляет государством» никогда не являлся актуальным в Италии, где партия играла подчинённую роль. Кроме того, итальянский фашизм не носил ярко выраженного террористического характера, в то время как нацизм создал нечто совершенно беспрецедентное: нацистскими преступниками была спроектирована и выстроена бюрократизированная система уничтожения людей по расовому признаку — такого в человеческой истории ещё не было.
Главной и определяющей чертой, отличающей идеологические устремления итальянских фашистов, было возрождение блеска и величия древнего государства, Римской империи.
В то же время в основе политической программы немецких национал-социалистов была идея завоевания жизненного пространства для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к установлению мирового господства избранной расы.
Милитаризм — это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов .
Характеристика милитаризма в Японии.
- Слабость парламента и демократических институтов привела к милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.
- Экономика страны подчинена милитаризации и фашистскому режиму.
- Постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему.
- Экспансионистская политика правительства.
Источник