Политические режимы стран западной европы

Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.Признаки:1. Политический режим нельзя причислять к формам государственности – это содержательная, а не формально-юридическая характеристика, власть может осуществляться в самых разных формах и в зависимости от этого складывается и политический режим. 2. Политический режим характеризует не только деятельность государства, он описывает все проявления политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не входящими в структуру государства (партии, религиозные объединения и другие), формально нерегулируемую власть.3. Политический режим, т.е. применение государственной власти не ограничено целями государства, так как она направлена и на достижение общественной пользы.

Существенными свойствами политического режима следуют называть следующее:

— характеристика правового статуса личности;

— отношение власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав;

— степень централизации управления территориями.

Демократический режим- (США, Франция, Германия, Великобритания):

власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания), реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, многопартийная система, политический плюрализм, при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.

Недемократический политический режим. Суть тоталитаризма определяется именно монополизацией власти и бесконтрольным ее осуществлением. Тоталитарный режим –. в стране с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, всеобщих свободных выборов, отсутствует демократическая конституция, граждане не могут защищать свои права в суде, суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей.Самой крайней формой тоталитарного режима является фашистский режим.В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический.Чрезвычайно недемократическими были и расистские режимы.В числе тоталитарных режимов называют и диктаторскую тиранию.

Читайте также:  Глобализация мировой экономики это процесс интеграции стран мира

Авторитарный режим является промежуточной формой – смягченной формой тоталитарного режима либо разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических принципов. Разновидность авторитарного режима – клерикальный режим, основанный на господстве религиозной знати. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного или авторитарного режима. Это означает полное господство армии в государствеТеократич. режимы. Существует и такой режим, в котором полит. власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общ., в том числе и полит. отн. являются предписания религ. происхожд., религиозные каноны – этот режим теократия. Либерально-полит. режим – характерен для стран 19 в., в наст. время – Индия, Филиппины. Высокая степень полит. свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демокр. и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.

15. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности. Концепции прав личности

Правовой статус личности — совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и дос­тоинство личности; право на личную жизнь; свободу пе­редвижения и выбор места жительства; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную при­надлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством;право на обращение в государственные орга­ны; право на объединение, свободу союзов; свобода собраний и других публичных мероприятий, пра­во собственности; право на осуществление предпринима­тельской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достой­ный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в слу­чае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.

Особую группу составляют экологические права: пра­во на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей, которые закреп­ляются далеко не во всех конституциях, обязанность соблюдать конституцию и законы; воинская обязанность; обязанность платить налоги; бе­речь окружающую среду. Некоторые обязанности (напри­мер, воинская) принадлежит только гражданам, другие обязанности обычно не зависят от гражданства.

Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».

Гражданство

Гражданство -устойчивую, для­щуюся правовую связь человека с государством, порож­дающую комплекс их взаимных прав и обязанностей.

Основания приобретения гражданства

1)по факту рождения полу­чило название филиация

— Право крови — один из принципов приобретения граж­данства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства.

— Право почвы — один из принципов приобретения гра­жданства по рождению (филиация), признает граждани­ном любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.

2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.

3) Признание гражданства — один из способов приобре­тения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется факти­чески существующее положение.

4)Восстановление в гражданстве — это упрощенный по­рядок приобретения гражданства данного государства ли­цами, ранее утратившими его по каким-либо причинам.

5)Оптация— это выбор гражданства в связи с пе­реходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независи­мым государством .

6)Трансферт — изменение гражданства без права выбо­ра, связанное с переходом части территории к другому государству.

Прекращение гражданства может иметь место в резуль­тате

1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.

2)Под утратой гражданства следует понимать прекра­щение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.

3)Лишение гражданства является санкци­ей государства в отношении лица, допускающего недоз­воленное поведение.

17. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданстваПравовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент.Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.

Источник

Политические режимы в Европе в 20 — 30-хгг.

Фашизм, тоталитаризм, милитаризм в Европе после Первой мировой войны.

Просмотр содержимого документа
«Политические режимы в Европе в 20 — 30-хгг.»

Тоталитаризм , милитаризм ,фашизм в Европе в 1920-е гг.

Тоталитаризм в Германии и Италии

Итальянский фашизм и германский нацизм

(тоталитаризм Муссолини и Гитлера) — это идеология и система

политического и экономического

Давайте углубимся в эту тему и узнаем поподробнее об этих

Причины установления тоталитарных режимов.

Исторически первым тоталитарным режимом в Западной

Европе является итальянский фашистский режим . Вождь

режима (дуче) Бенито Муссолини стал премьер-министром

Италии осенью 1922 г. К 1925 г. здесь сложились основные

элементы тоталитарного государства. В дальнейшем Муссолини

ограничения на свою власть.

В Германии тоталитарный строй начал складываться в 1933 г. с приходом к власти национал-социалистов (нацистов). Во всём мире нацистов первоначально приняли как подражателей итальянского фашизма, поэтому прилагательное «фашистское» прочно приклеилось и к гитлеровскому движению.

Одни государства имели опыт демократической политики и осуществляли

интеграцию масс в демократию. Так произошло в Великобритании, Франции,

США, Скандинавских странах.

Другие страны в силу ряда обстоятельств, в частности из-за отсутствия

демократического опыта и традиций, этого сделать не смогли. Германия,

Италия не отличались значительным развитием демократических институтов.

Кроме того, в Италии и Германии имело место обострённое чувство

национальной ущемлённости, вызванное итогами Первой мировой

войны и Версальским миром. Этим активно воспользовались правые радикалы,

жаждавшие исторического реванша.

Лидер итальянских фашистов Муссолини заявил: «Идеи либерализма, социализма, демократии принадлежат XIX в. и своё отжили. Индивидуализм, характерный для XIX

должен уступить место коллективизму, и поэтому XX в. должен стать столетием власти

государства как выразителя интересов масс».

Общие черты нацизма и фашизма.

Сходство между итальянским фашизмом и германским национал-социализмом заключалось в том, что обе идеологии носили тоталитарный характер и предполагали полный контроль государства над всеми сферами жизни людей. Общим для двух идеологий был также культ вождя: в Италии — дуче, в Германии — фюрера.

Отличия фашизма и нацизма.

Итальянский фашизм и германский национал-социализм разделяло многое, например само представление о роли государства. Нацистский лозунг «Партия управляет государством» никогда не являлся актуальным в Италии, где партия играла подчинённую роль. Кроме того, итальянский фашизм не носил ярко выраженного террористического характера, в то время как нацизм создал нечто совершенно беспрецедентное: нацистскими преступниками была спроектирована и выстроена бюрократизированная система уничтожения людей по расовому признаку — такого в человеческой истории ещё не было.

Главной и определяющей чертой, отличающей идеологические устремления итальянских фашистов, было возрождение блеска и величия древнего государства, Римской империи.

В то же время в основе политической программы немецких национал-социалистов была идея завоевания жизненного пространства для немцев-арийцев. Это рассматривалось как первый шаг к установлению мирового господства избранной расы.

Милитаризм — это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов .

Характеристика милитаризма в Японии.

  • Слабость парламента и демократических институтов привела к милитаризации государственного строя и установлению фашистского режима.
  • Экономика страны подчинена милитаризации и фашистскому режиму.
  • Постоянно растущие военные расходы расшатывали финансовую систему.
  • Экспансионистская политика правительства.

Источник

Оцените статью