Основы политической системы в Исламе
Запад допускает естественные ошибки в понимании исламских традиций, полагая, что вера для мусульман является таким же понятием, что и для большинства приверженцев других религий.
Ислам – это образ жизни. Он даёт руководство во всех сферах существования, начиная с личной гигиены, правил торговли и заканчивая структурой и политикой общества. Ислам никогда не может быть отделён от социальной, политической или экономической жизни, так как эта религия даёт нравственные наставления для каждого действия, совершаемого человеком. Основой веры является стремление к реализации воли Божьей в частной и общественной жизни. Мусульмане считают, что они сами, а также окружающий их мир должны быть в полном подчинении Богу, Его воле. Они верят, что эта концепция Его правления должна быть установлена на земле для создания справедливого общества. Всевышний говорит мусульманам всего мира (смысл): «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей; вы велите вершить одобряемое , запрещаете творить неодобряемое и веруете в Аллаха» (сура «Алю Имран», аят 110).
На протяжении всей истории быть мусульманином означало не только принадлежность к религиозной общине единоверцев, но и жить по исламским законам. Исламское право зиждется на безграничной и абсолютной власти Всевышнего.
Аллах является абсолютным властителем в Исламе, а значит, единым Повелителем на небе и земле. Именно поэтому для истинно верующих мусульман Бог – это Законодатель во всех областях человеческой жизни. Подобно тому, как Бог управляет физическим миром, в исламском учении Он – правитель в делах людей. Таким образом, Бог является высшим Законодателем и Абсолютным Судьёй, который отличает доброе от плохого. Так же, как физический мир представляет своего Владыку, подчиняясь «естественным» законам Вселенной, так и человек должен осуществлять моральное и религиозное учение Господа своего, единственного Вершителя справедливости, потому что «…Аллаху Единому принадлежит творение всего и власть над всем» (сура «Аль-Араф», аят 54).
В Исламе Аллах признаётся единственным сувереном человеческих дел, ибо нет различия между религиозной и государственной властью. В христианском же Новом Завете сказано: «Кесарю кесарево, а Богу Богово». Поэтому на протяжении всей христианской истории всегда существуют две власти – «Бог и Цезарь», т. е. «Церковь и государство». Каждая имеет свои собственные законы и юрисдикцию, свои собственные структуры и иерархию. До попыток «вестернизации» исламского мира в нём никогда не было двоевластия и вопрос об их разделении никогда не стоял.
Концепцией идеального исламского государства и целью его политической власти является управление сообществом по Законам, данным Богом. Это не означает, однако, что в таком государстве неизбежна теократия – прямое правление религиозно образованных людей, равно как и автократия, которой присуща абсолютная власть правителя.
Функцией исламского государства является обеспечение безопасности и порядка, для того чтобы мусульмане могли спокойно выполнять свои религиозные и мирские обязанности. Халиф стоит на страже веры и общины. Его деятельность не столько проверяется улемами (религиозными учёными), сколько поддерживается ими что обеспечивает ему религиозную и правовую защиту. Он также назначает судей, разрешающих споры в соответствии с исламскими законами. В Исламе существует определённая гибкость отношений между системой управления и её истэблишментом, однако религия реализуется в полной мере и государством, и обществом.
В соответствии как с «современным», так и с рудиментарным пониманием термина «демократия» исламское мировоззрение соответствует некоторым его аспектам: мусульмане имеют право назначать своих правителей, привлекать их к ответственности и, когда возникает необходимость, отстранять их от должности. Ислам не означает, однако, наделение системы управления правом издавать или изменять законодательство, создавать новые законы. Законодательство – это право одного Бога, и религия должна иметь решающее значение при определении действительности любого нового закона. Обход этого права Бога ведёт к непростительному греху многобожия, потому что подрывает основы веры в единство Бога, что Он и только Он имеет законодательные права. Это означает, что люди и их выборные должностные лица не имеют права делать допустимым то, что запрещено Богом, как и объявлять запретным то, что Бог сделал допустимым. Никто не имеет права вносить изменения в закон Божий, и Его слово превосходит и отменяет любые рукотворные законы.
Формируя границы взаимодействия Ислама и демократии, мусульмане сегодня активно обсуждают отношение к демократическим институтам в своих обществах. Мусульмане, как и все остальные, желают большего участия в политической жизни, верховенства закона, подотчётности правительства, реализации свобод и прав человека.
Слышны голоса о том, что Ислам своими механизмами препятствует демократическим институтам. Однако не следует забывать, что демократические процессы вполне совместимы с традиционными исламскими понятиями: консультации между правителем и народом (шура), общественный консенсус (иджма), общественное благо (маслаха) и правовые источники (иджтихад). Эти механизмы с системой сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти могут быть использованы для поддержки любого правления.
Ислам является религией, которая не только управляет частной религиозной жизнью человека, но и регулирует все аспекты общественной жизни. Поклонение Аллаху в Исламе не ограничивается исполнением ритуалов, а дополняется добрыми деяниями и послушанием. А так как для мусульманина понятия религии и государства неразделимы, то выбор какой-либо формы правления в мусульманском обществе будет оставаться средством обеспечения согласованности всех составляющих власти с религиозными предписаниями. Система управления ни в коем случае не может исключать, освобождать или интерполировать мандат религии.
Это всего лишь один пример чистоты монотеистической природы Ислама, когда все права Бога принадлежат Ему одному и никому более.
Источник
Основы политической системы в исламе
В основе политической системы ислама лежат три основных принципа: таухид (единство Аллаха), рисалят (пророчество) и хиляфа(наместничество). Без полного понимания этих принципов оценить разносторонние аспекты исламской формы государственного правления очень трудно, поэтому начнем с краткого рассмотрения каждого из них.
Таухид — признание того, что только Аллах (Единый Бог, у которого великое множество прекрасных имен) является Создателем Вселенной и только Ему подвластны все существа и вещества, органического и неорганического происхождения, в космосе. Благосостояние и процветание этого царства может обеспечить только Он. Только Он имеет право приказать или запретить. Только Он один достоин поклонения, почитания и подчинения, и больше никто и ничто не может разделить с ним эти атрибуты.
Жизнь, во всех ее формах, физические органы и способности человека, видимый контроль, который мы якобы имеем над событиями, происходящими с нами — все это в действительности не было сотворено человеком и не принадлежит ему. Все это всецело принадлежит Аллаху и подарено нам Его милостью. Следовательно, не нам выбирать цель и предназначение нашего существования или определять пределы нашей власти; и никто другой не вправе решать это за нас. Такое право принадлежит только Аллаху, Который создал нас, наделив физическими и умственными способностями, и дал нам в распоряжение вещи материального мира.
Принцип единства Аллаха всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально. Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания — закон.
Посредники, при помощи которых мы получаем наставления Аллаха, известны, как рисалят. Из этого источника мы получили Книгу законов Аллаха, которую объяснил для нас Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) как Посланник Аллаха. В соответствии с намерением Священной Книги, Пророк (мир ему и благословение) является для нас примером исламского поведения, воплощая мусульманские законы и разъясняя их в своих высказываниях, когда это необходимо. Сочетание этих двух аспектов и является шариатом.
Теперь относительно хиляфа. С арабского языка это слово переводится как «представительство». По исламу, человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником. Поэтому он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.
Возьмем, к примеру, случай, когда кто-то от вашего имени должен распоряжаться вашим имуществом. Этот человек, именуемый впоследствии «представителем», чтобы не отступать от правил честных деловых отношений, должен будет придерживаться четырех обязательных условий:
Во-первых, действительным хозяином имущества по-прежнему являетесь вы, а не тот, кто им распоряжается.
Во-вторых, он пользуется вашим имуществом только по вашему распоряжению.
В-третьих, его власть над имуществом простирается только в очерченных вами пределах.
И, наконец, в-четвертых, по вашей доверенности и поручению он исполняет ваши, а не свои, пожелания.
Эти четыре условия настолько присущи концепции «представительства», что если кто-либо из представителей не придерживается их, его осудят в нарушении делового договора. Именно эти принципы подразумевает ислам, утверждая, что человек является наместником Аллаха на земле. Следовательно, четыре вышеописанные условия присущи концепции хиляфа.
Государство, построенное по этой политической теории, станет человеческим халифатом под руководством Аллаха, воплощая Его пожелания, функционируя в очерченных Им пределах, в соответствии с Его предписаниями и директивами.
Демократия в исламе
Вышеприведенные объяснения термина хиляфа ясно дают понять, что ни одна династия, класс или человек не может быть выше другого человека, общины или расы. Авторитетность халифата возложена на любую общину или общество, которая признает принципы таухида и рисалята. В таком обществе каждый индивидуум несет ответственность халифата, данного Аллахом. Это и есть основы демократии в исламе.
В исламском обществе каждый человек наслаждается правами и обязанностями наместника Аллаха, и в этом отношении все индивидуумы равны. Ни один человек на земле не имеет права лишить другого человека этих свобод.
Государственные органы, управляющие обществом, формируются в соответствии с пожеланиями мусульман, а высшим чиновником исполнительной власти становится человек, избранный народом на этот пост. Мнение мусульман решающее в формировании правительства, которое действует исключительно по их советам и в соответствии с их требованиями. Тот, кто заслуживает доверие людей, будет исполнять обязанности халифата от имени народа; тот, кто теряет это доверие, будет вынужден покинуть свое кресло. В этом отношении политическая система ислама является самой совершенной демократией, которую только можно себе представить.
Исламскую демократическую систему от демократии Запада отличает то, что последняя основывается на общественной власти, а первая — на принципах общественного халифата (наместничества). В западной демократии суверенны люди, тогда как в исламе суверенитет даруется Аллахом, люди являются Его халифами, или представителями. В западной системе люди создают свои собственные законы; в исламе граждане следуют и подчиняются законам шариата, ниспосланного Аллахом Его Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). На Западе правительство призвано осуществлять волю людей; в исламе и государство, и его граждане должны осуществлять волю Аллаха. Западная демократия является разновидностью абсолютной власти, где управление осуществляется свободно и бесконтрольно, в то время как исламская демократия подчинена Божественному закону и осуществляет свое управление в соответствии с директивами Аллаха в очерченных Им пределах.
Цели исламского государства
Священный Коран четко определяет цели и предназначение государства, построенного на таухиде, рисаляте и хиляфе. Это установление, поддержание и развитие тех добродетелей, которыми Создатель вселенной наделил человечество, а также предотвращение и искоренение зол, противных Аллаху.
Государство в исламе создано не только для политического управления, воплощения воли народа или определенного (элитного) круга людей. Ислам ставит перед государством высокие идеалы, для достижения которых оно должно использовать все средства, имеющиеся в его распоряжении.
Главная цель — это развивать и поощрять чистоту, красоту, доброту, добродетель, успех и процветание, которые Аллах хочет видеть в жизни Своих людей, а также искоренить все проявления эксплуатации или несправедливости. Наравне с такими высокими идеалами, ислам четко определяет, что можно, а что нельзя. Следовательно, исламское государство может строить программы развития в любое время и при любых обстоятельствах.
Перед государством ислам ставит постоянное требование: принципы нравственности должны воплощаться любой ценой и во всех отраслях человеческой жизнедеятельности. Поэтому необходимо, чтобы политика государства основывалась на честности и справедливости. При любых обстоятельствах, для достижения любых политических, административных или национальных выгод, государство не должно мириться с мошенничеством, ложью и несправедливостью. Вне зависимости от того, какие отношения складываются в самом государстве или между государствами, превыше всего надо ставить принципы правды и справедливости.
Ислам ставит перед государством такие же обязательства, как и перед индивидуумом:
- выполнять все договоры и обязанности;
- придерживаться последовательного поведения во всех отношениях;
- помнить о своих правах и обязанностях, не забывая о правах и обязанностях других людей;
- использовать авторитет и власть для того, чтобы установить справедливость;
- смотреть на долг, как на священную обязанность, и рассматривать власть, как доверие Аллаха, которое необходимо использовать, учитывая, что за все свои поступки человек будет отвечать перед Аллахом в этой и грядущей жизни.
Источник
Политические системы стран мусульманского мира
«Политические системы стран мусульманского мира»
География ислама весьма разнообразна. В состав исламских государств входят не только страны ближнего востока, которые являются его родиной, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. Почему ислам получил такое широкое распространение в мире, что подтолкнуло народы этих стран к принятию ислама? Исламская дуга нестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться и многие страны появившиеся в период арабских завоеваний существуют и сейчас. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.
В системе современных международных отношений мусульманский мир играет все более заметную роль, что обусловлено рядом факторов экономического, политического, социального и религиозного характера. Необходимость гармонично интегрироваться в систему мирового хозяйства, противостоять кризисным явлениям в социально-экономической и политической жизни, а также сохранить и укрепить свое традиционное культурное наследие в условиях мощного воздействия западных духовных ценностей подталкивают «мусульманские страны» к консолидации своих сил, которая осуществляется в самых различных формах, поэтому изучение политической географии стран мусульманского мира является актуальным.
Объектом исследования курсовой работы являются страны мусульманского мира, предметом – политические системы стран мусульманского мира
Целью данной работы является комплексное рассмотрение исламской цивилизации с момента зарождения средневекового Халифата. Оформление государственности и наибольших границ этого государства. Изучение форм государственного устройство в странах относящихся к так называемому «исламскому миру».
Для достижения поставленной цели в курсовой были решены следующие задачи :
1. Анализ истории халифата и выявление причин стремительного распространения ислама и мусульманского государства.
2. Рассмотрение исторически сложившихся исламских форм государственного устройства.
3. Изучение форм государственного правления в современных странах принадлежащих к исламской цивилизации
В курсовой работе использованы общенаучные политические методы исследования: литературно – аналитический метод, статистический, картографический, описательно – аналитический.
халифат мусульманский государство правление
1. География ислама
1.1 Мусульманская экспансия
Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии – ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя.
Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.
В течение десяти лет, в 20–30-х гг. VII в. была завершена организационная перестройка мусульманской общины в Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был в нем духовным, военным предводителем и судьей. С помощью новой религии и военных отрядов общины началась борьба с противниками новой социально-политической структуры [8].
Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада постепенно консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. Из ее рядов после смерти пророка стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов («заместителей пророка»)’. Первые четыре халифа, так называемые «праведные» халифы, подавили недовольство исламом среди определенных слоев и завершили политическое объединение Аравии. В VII – первой половине VIII в. были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений. Как свидетельствует рисунок 1 к 700 г. ислам достиг Северную Африку и Испанию, Закавказье и большую часть Юго-западной Азии. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье и Туре в 732 г. Это битва считается одной из важнейших в мировой истории так как определила окончательную границу распространения халифата в этом направлении [15].
Рис. 1. Арабский халифат
В следующем тысячелетии он проник в южную и восточную Европу, Туркестан в Центральной Азии, Западную Африку, Восточную Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, а к 1000 г. даже достиг Китая [2].
Вторжение мусульман на соседние территории было логическим продолжением процесса, начавшегося еще при Мухаммаде, процесса пространственной диффузии [2]. Шведский географ Торстен Хегерстранд в своем труде «Диффузия инноваций как географический процесс» выделил такие виды пространственных диффузий как: экспансивная диффузия, когда распространение волн зарождается в мощном и длительном источнике на определенной территории, передающем энергию на соседние территории, оказывая влияние на значительные площади и население. Ислам как показывает рисунок 2, сначала распространялся с помощью быстрой экспансивной диффузии с западного Аравийского «источника» [2].
Этот процесс развивался благодаря трансформации кочевых набегов. Веками кочевые арабские племена совершали набеги на соседей. Обычной целью служил угон верблюдов и другого скота, а излюбленным методом – неожиданное нападение превосходящего по силам отряда на малую часть какого-либо племени. После ухода Мухаммада в Медину в 622 г. некоторые из его последователей, особенно те, кто эмигрировал с ним вместе из Мекки, стали принимать участие в настоящих набегах. Возможно, именно чтобы побудить остальных присоединиться к ним, в Коране говорится о «войне по пути Аллаха» (араб, джахада, отглагольное существительное джихад). Джихад может относиться и к духовным, моральным усилиям, поэтому он ассоциируется с войной против неверных и переводится «священная война».
Рис. 2. Распространение ислам
Рассматривая джихад как развитие кочевых набегов можно предположить, что большую часть участников его вдохновляли материальные, а не религиозные мотивы. Основным различием между джихадом и набегом была стратегическая ориентация. Кочевое племя никогда не нападало на группу, с которой заключило союз. Мусульмане в Медине в ряде ситуаций функционировали как племя или союз племен. По мере того как возрастал авторитет Мухаммада, все больше племен и прочих более мелких групп искало союза с ним, а он требовал, чтобы они обратились в мусульманство и признали его пророком. Таким образом, к моменту своей смерти в 632 г.он сколотил обширную конфедерацию племен и племенных групп, охватив большую часть Аравии. В ранние годы своего существования джихад был направлен против соседних языческих племен, не связанных с мусульманами союзом. Но с течением времени большинство из них осознало, что простейший способ избежать мусульманских нападений это признать ислам и присоединиться к названной конфедерации. Поскольку ее члены не могли нападать друг на друга, энергия кочевых племен, находившая прежде выход в набегах, искала нового применения. Это означало расширение радиуса набегов. Итак, практика джихада, пока мусульмане оставались победителями, вела к постоянному росту мусульманской конфедерации и к непрерывной территориальной экспансии мусульман [14].
Это не означает, что ислам как религия распространялся мечом. Действительно, аравийским языческим племенам, ставшим объектом джихада, предлагали такой выбор: ислам или меч. Но к иудеям, христианам и представителям некоторых других верований, которые рассматривались как монотеистические, отношение было иным. Эти религии считались родственными исламу – с учетом того, что их современные последователи отошли от первоначальной «чистоты веры». Однако они все же не были идолопоклонниками и потому могли считаться союзниками мусульман. В странах за пределами Аравии, куда арабы вторглись впервые, большинство населения принималось за монотеистов. Целью джихада в этом случае становилось не обращение жителей в ислам, а подчинение их мусульманским порядкам при статусе покровительствуемых. Все вместе они образовывали ахл аз – зимма, а по отдельности были зимми. За единицу принималась группа, придерживающаяся одной религии, такой группе предоставлялась внутренняя автономия под руководством патриарха или раввина. С каждого члена группы мусульманскому наместнику выплачивалась подушная подать, равно как и другие налоги – в соответствии с договоренностью. Иногда эти налоги были меньше, чем до мусульманских правителей. Мусульманское государство брало на себя защиту населения. В основном положение покровительствуемых групп было вполне сносным, хотя для них и существовали некоторые ограничения. Так, им не разрешалось носить оружие или жениться на мусульманках. Обычно их не допускали к высшим государственным постам. Из-за такой политики государства зимми чувствовал себя гражданином «второго сорта», и, видимо, именно это стимулировало не прекращавшийся на протяжении веков переход христиан в мусульманство.
Мусульмане редко хвастались этим фактом, а в конце VII в. некоторые мусульманские лидеры практически не поощряли подобный переход, так как он сокращал поступление податей и этим подрывал государственный бюджет. Таким образом, джихад вел к военной экспансии мусульман, но не к прямому обращению в ислам. В покровительствуемых группах обычно сохранялась местная администрация. Эта практика способствовала быстрой и эффективной организации великой империи.
Ислам также распространялся посредством принятия веры королями, знатью, и другими выше поставленными лицами, которые в свою очередь распространяли его с помощью своей бюрократии. Это другая форма экспансивной диффузии – иерархичная диффузия. Карта также показывает, что ислам распространился в глубь и в ширь с помощью релакационной диффузии (когда идея или инновация переносятся, как правило мигрантами, в отдаленные места и распространяются оттуда), в частности в дельту Ганга и Восточную Индию, где мореплаватели создали новые источники диффузии [2].
Таким образом, ислам с момента зарождения стал огромной силой давшей начало зарождению крупнейшего средневекового государства, которое распространилось от стран Магриба и Испании до Филиппинских островов.На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.
1.2 Наследие Османской империи
Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое централизованное государство. Начиная с IX в. в государственном строе халифата происходят значительные изменения.
Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.
Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.
В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений [8, 14].
Распад халифата на эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье – привел к тому, что багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными кочевыми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам – правителям Османской империи
В период расцвета в XVI–XVII веках Османская империя включало Малую Азию (Анатолию) Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. На вершине своего могущества, в правление Селеймана Великолепного империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Морокко.
Османская империя просуществовала более четырех столетий, но со временем постепенно теряла свои территории – сперва в пользу венгров, затем в состав России, а позже греков и сербов. Империя, слабея, пыталась опереться на помощь Германии, но это только втянуло ее в Первую Мировую, закончившаяся поражением Тройственного союза. Окончание войны ознаменовалось подписанием Северского договора согласно которому Турция утрачивала ряд территорий [рис. 2], которые были колонизированы Европейскими державами в частности Францией, Великобританией и Италией.
Рис. 2. Предлагавшийся по Севрскому договору раздел Турции
Территории с городом Измир захваченные Грецией, а также Восточная Фракия и другие территории Турция сохранила за собой подписав Лозанский мирный договор.Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в её современных границах [18, 4].
Государство просуществовавшее 13 веков неизбежно терпит крах. Причинами кроме выше названных, на современном этапе становится экспансия западного колониализма. В результате мусульманский мир живший под одной политической системой, лишился единства, будучи искусственно разделенным на 52 слабых национальных государств с современными политическими, экономическими, и социальными проблемами.
1.3 Современный Исламский мир
История ислама, второй по численности последователей мировой религии, ведет свое начало с 622 г. н.э., когда пророк Мухаммед, спасаясь от преследований, бежал из Мекки в Медину. Со временем возник исламский мир – сообщество более 50 государств, в которых большинство населения исповедуют ислам. Сегодня на планете число приверженцев ислама составляет пятую часть населения Земли или 1.6 миллиарда человек [12].
Понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географически разнородных региона.
Так называемый мусульманский Восток – арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, государства Южной и Юго-Восточной Азии – Афганистан, Иран, Пакистан и Турцию. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни.
Другим является так называемый мусульманский Север, включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, мусульманские регионы России (где мусульманами считают себя 15 млн. человек). Правда, мусульманский Север заметно отличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесь исламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичности выступали клановые отношения, но не ислам.
За пределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растут мусульманские общины в странах Запада: во Франции (5.5 млн.), в Германии (3.2 млн.), Великобритании (1.7 млн.).
В современном мире мусульманские государства выступают важным фактором геополитики. Достаточно отметить, что исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов, во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией.
В мире интерес вызывает феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего и Среднего Востока. Решающий толчок, выведший исламский фактор в ранг первостепенных проблем мировой политики, сделала антишахская революция 1979 г. в Иране. По напряжению общественных сил в Иране и в мире, числу жертв, принесенных в ходе борьбы против режима шахиншаха Мохаммеда Реза Пехлеви, она не имеет прецедентов в странах Третьего мира. Революция в Иране оказала значительное влияние на все страны исламского мира.
Быстрому росту исламского мира способствует демографический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% от всего населения Земного шара, то в 2011 г. – уже 23%, а, по прогнозам, к 2030 г. составит уже 26,4% т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты.Несмотря на то, что доля мусульман в населении выше всего в странах Аравийского полуострова и Северной Африки, страны, лидирующие по численности мусульман, расположены в Южной и Юго-Восточной Азии. Больше всего мусульман проживает в Индонезии – более 229 млн., на втором месте с почти 160 млн – Пакистан, наконец, третья – совсем уже вроде бы немусульманская Индия, где насчитывается 130 млн. признающих Мухаммеда пророком единого Бога. [19] Колыбель ислама – Саудовская Аравия в списке стран (табл.), ранжированных по числу мусульман, всего лишь на пятнадцатом месте.
Страны с самой большой численностью мусульман, 2010 г.
Страна | Численность мусульман, млн. чел. | Страна | Численность мусульман, млн. чел. |
Индонезия | 229 | Танзания | 13 |
Пакистан | 158 | Нигер | 11 |
Индия | 130 | Мали | 11 |
Бангладеш | 127 | Сенегал | 10 |
Египет | 73 | Тунис | 10 |
Турция | 70 | Сомали | 9 |
Иран | 67 | Гвинея | 8 |
Нигерия | 64 | Азербайджан | 7 |
Китай | 37 | Таиланд | 7 |
Эфиопия | 35 | Казахстан | 7 |
Марокко | 32 | Буркина-Фасо | 7 |
Алжир | 32 | Кот д’Ивуар | 6 |
Афганистан | 30 | Таджикистан | 6 |
Судан | 29 | США | 6 |
Саудовская Аравия | 26 | Филиппины | 6 |
Ирак | 25 | Конго | 6 |
Узбекистан | 24 | Франция | 6 |
Йемен | 21 | Ливия | 6 |
Россия | 20 | Иордания | 5 |
Сирия | 17 | Чад | 5 |
Малайзия | 14 | Кения | 5 |
Сам исламский мир идеологически расколот: 80% – это сунниты, 20% шииты. Из-за своей разнородности и многообразия мусульманский мир не стал единым центром силы. Исламский мир неоднороден политически, отсутствуют объединительная идея. Но в сфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой политическую нишу на международной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характерной приметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидского залива стал ярко выраженный антиамериканизм.
В настоящее время все обиды и претензии арабского мира вылились в национально-религиозный протест, соединились в новой интернациональной идее арабских идеалистов – «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи», которые направлены, прежде всего, против Запада. Однако большинство российских востоковедов уверены в том, что весьма трудно ожидать сплочения мусульманского мира на антизападной платформе. Как и прежде, за фасадом заявлений об исламской солидарности или арабском единстве скрываются серьезные внутренние споры и разногласия. С этой точки зрения само понятие «мусульманский мир» выглядит во многом политической абстракцией. Отдельные аспекты геополитики стран исламского мира достаточно внимательно рассматриваются многими современными отечественными и зарубежными геополитиками.
Демографические ресурсы располагают большим населением Численность мусульман в мире неизбежно растет. К 2030 году численность мусульман на планете увеличится на 35 процентов и достигнет 2,2 млрд человек [17]. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного специалистами Форума религиозной и общественной жизни – одного из подразделений американского Исследовательского центра Пью. В следующие два десятилетия численность мусульманского населения будет нарастать примерно в два раза быстрее, чем немусульманского
Идеологические ресурсы отличаются отсутствием консолидации общества и политических элит вокруг какой-либо идеологии, как это имело место в 1950–1960-е гг. во времена массовой популярности в арабском мире идеологии арабского национализма. Попытка решить эту проблему приводит к разговорам об арабской и исламской специфике развития, неприемлемости слепого копирования западного либерально-демократического пути развития, необходимости учета национальной специфики при проведении модернизации.
2. Политические системы
2.1 Форма исламского государства
Форма государства является собирательным понятием, включающим в свою очередь форму правления, государственное устройство, государственно-правовой режим.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и население, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. По форме правления государства подразделяются на республиканские и монархические.
Форма государственного устройства отражает структуру государства. Соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов существования государственной власти. Различают тоталитарные, авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Исламская концепция государства отличается от западной. Прежде всего, это концепция исламского государства, то есть государства дар аль ислам, то есть земли ислама, и государства, построенного по исламским законам. Таким образом, эта концепция описывает только собственно исламское государство, а не все вообще государства [1].
Необходимо заметить, что деления по формам государственного устройства в исламе затруднено. Классическая исламская государственно-правовая доктрина полагала, что мусульман нельзя делить в государстве по народам и все мусульмане суть единая сумма, нераздельная и неразрывная. Существующие федерации, например, Объединенные Арабские Эмираты или Малайзия являются объединением государств, а не народов и в этом коренное отличие от пусть даже вестернизированных основ этих государств от западного понимания федерации. Конечно, и в западных странах есть территориальное деление в федерации по территориям, но это больше условность, для удобства территориального деления.
Понятие исламская форма государства является собирательным и включает в себя понятие политической формы ислама и типа исламского государства. Политическая форма государства показывает, при помощи каких доктринальных основ правит правитель, на какие законы опирается власть, то есть в какой-то степени это аналог формы правления, но включает в себя и доктринальные вещи правления.
Тип исламского государства наиболее близок к западному понятию государственно-правового режима, однако, это вся совокупность конкретных форм государств, а не только средств и способов правления.
Существующие политические формы ислама:
· Исламская национальная форма в традиционализмеполитическая форма ислама, существующая в исламских странах, опирающая на традиционные институты власти, играющие роль дополнительности к руководящей деятельности государства, вытекающая из религиозного союза государства и общества и имеющая в качестве идеологии исламский ренессанс [7].
В исламской национальной форме исламские институты всего лишь дополнение к западным институтам власти для стабилизации власти и выполняют роль громоотвода в политической системе;
· Исламская форма правления с точки зрения фундаменталистов – политическая форма ислама, создаваемая в исламской стране как универсальный согласованный набор правовых институтов с миссией вечного джихада и непрерывного освоения мира. В принципе исламская форма правления не совсем правильное наименование, но такое название прочно закрепилось и его приняли сами фундаменталисты. Правильнее говорить об исламистской форме государства, но звучит гораздо менее благозвучно [7].
· Исламократия в модернизме (более широкое словоупотребление – исламская демократия) – политическая форма ислама, которую стремятся построить в исламском мире вестернизированные страты, опираясь на мировой опыт, определенную часть традиции и воплощающая дух ислама. Самое слабое место исламократии – это ее западный характер, который никак не удается скрыть [7]
К основным типам исламского государства относятся: султанат, эмират, имамат, халифат. Кратко рассмотрим каждый из них
Султанатом исторически называлось исламское государство с наследственной властью династии султана.
В мире в настоящее время два султаната: Султанат Оман в Аравии и Султанат Бруней в Юго-Восточной Азии. Султанат Оман расположен на юго-востоке Аравийского полуострова, граничит с королевством Саудовская Аравия, Объединенными Арабскими Эмиратами и Республикой Йемен. В 1970 году приход к власти Его Величества Султана Кабуса Бэн Сэида.
В настоящее время в Султанате Оман сложилась следующая система управления. Совет государства назначается султаном. Первое заседание в 1998 году. Совет шуры сформирован в 1991 году вместо Государственного совещательного совета (создан в 1981 году). Руководитель Совета шуры назначается королевским указом, вице-руководители выбираются самим Советом. Срок полномочий – 3 года, 82 депутата. Совет шуры обсуждает пятилетние планы развития, доносит до султана свое мнение, заботится об экологии. Международные дела полностью в ведении султана.
Регионы составляют территорию государства, их 8, в том числе автономные регионы Маскат (столица) и Дофар. Главы регионов назначаются министром внутренних дел и подчиняются ему, далее вали в 59 вилайетах. Судебная система включает Высший султанский суд и султанские суды в вилайетах.
Эмират есть небольшое исламское государство, характеризуемое наследственной властью династии эмира или религиозным лидерством выборного эмира. Важен именно небольшой характер государства и его как бы этапность на пути возрождения халифата.
Северо-Кавказский Эмират – исламское государство, существовавшее на территории Чечни и Западного Дагестана с сентября 1919 года по март 1920 года. Поглощено РСФСР.
К середине 1918 года для борьбы с белогвардейскими армиями началось объединение горцев вокруг шейха Аварии, панисламиста Узун-Хаджи. Узун-Хаджи с небольшим отрядом горцев занял аул Ведено и объявил войну Деникину. Вскоре было провозглашено образование Эмирата Северного Кавказа.
В сентябре 1919 года в аул Ведено к Узун-Хаджи прибыл гонец, некий Иналук Арсанукаев Дышнинский, с грамотой якобы от турецкого султана. После ряда совещаний со своими сподвижниками Узун-Хаджи, по сведениям историков, объявил о создании Эмирата Северного Кавказа в качестве самостоятельной шариатской монархии под протекторатом халифа его величества оттоманского императора Магомета Вахитт Дина Шестого. Временная столица эмирата была учреждена в ауле Ведено, предполагалось при этом иметь постоянную столицу в городе Грозном. Себе Узун-Хаджи присвоил титул: его величество имам и эмир Северокавказского Эмиратства, шейх Узун Хаир Хаджи Хан.
В созданном эмирате, как и в других монархических государствах, стали образовывать привилегированные сословия. Вооруженные силы эмирата состояли из 7 армий. Для управления страной было сформировано правительство во главе с великим везирем (высшим сановником) князем Дышнинским, являвшимся одновременно главнокомандующим Северокавказского эмирата. В состав правительства входило 8 министров, имевших, за исключением министра юстиции, звание генерал-майора.
Имамат является исламским государством, в котором лидером является религиозный духовный руководитель имам, обладающий непререкаемым религиозным авторитетом. Имамат свойственен больше шиитской доктрине государственной власти и возможен его глобальный характер как у халифата.
Северокавказский имамат (Имамат Шамиля) – исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829–1859 гг. Завоевано и поглощено Российской Империей. Наибольшее развитие получило в годы правления имама Шамиля (1834–1859).
Шамилю удалось сплотить полиэтничный регион и сформировать стройную централизованную систему управления. Территория была разделена на административные единицы – наибства, число и размер которых менялись в зависимости от военно-политической обстановки. Более или менее постоянными были 20, иногда их число доходило до 50. Некоторое время их объединяли в 4 губернии (округа) во главе с мудирами. Наибства делились на участки под управлением мазунов, которые занимались военными сборами и заготовкой провианта. Судебные и административные функции выполняли кадии, муфтии, алимы. Низшей единицей административного деления являлся аул, в котором сохранялась выборная система управления, однако старшины стали утверждаться имамом по представлению наибов.
Глава государства – имам-уль-Аззам (великий имам), «отец страны и шашки» являлся духовным, военным и светским вождем, имел огромный авторитет и решающий голос, однако его власть нельзя считать неограниченной. Примерно с 1841 года ежедневно, кроме пятницы, при нем заседал Диван-ханэ (высший совет) и рассматривал административные, военные, хозяйственные, судебные дела, заслушивал доклады наибов. Периодически созывались съезды наибов и алимов для обсуждения важнейших государственных проблем (1841,1845,1847,1851,1858,1859 гг.)
Местное управление находилось в руках назначаемых Шамилем наибов. Их деятельность регламентировало «Положение о наибах»: сбор налогов и ополчения, суд, наказания, забота о вдовах и сиротах. Наиба сопровождали муфтий, палач, отряд охраны – муртазикаты. Они выполняли не только роль личной гвардии высших должностных лиц имамата, но и составляли ядро войска. Эти воины отказывались от семьи, давали присягу, были наиболее религиозны и фанатично преданы имаму. Низшую административную инстанцию представляли старшины, избранные народом и утвержденные Шамилем по представлению наибов. Старшины и кадии заботились об исполнении указов и распоряжений имама, отвечали за порядок в ауле.
Халифат является единым всемирным исламским государством по государственно-правовой доктрине ислама.
Халифатом называют феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII–IX вв. и возглавлявшееся халифами. Первоначальным ядром Халифата стала созданная Мухаммадом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община – (умма). В результате арабских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд. Слово Халифат (араб. Khalifah – «наследник», «представитель») – означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его халифов.
Историю Халифата условно делят на три периода. Первый период датируется 630–750. В этот период, начавшийся сразу после смерти Мухаммада, сформировалось мусульманское государство, подчинявшееся халифу. Эпоха первых четырех халифов (632–661), называемых хулафа ар-рашидун («праведные халифы»), вызвала последующие споры между теми, кто называл себя суннитами и шиитами. Последние считали, что выборный халиф, если он не является родственником пророка, не легитимен. Лишь Али, двоюродный брат и зять пророка, отец его внуков Хасана и Хусейна, принимается шиитами без оговорок в качестве халифа. В этот же период включается эпоха правления династии Омейадов (661–750), штаб-квартирой которых был Дамаск [8].
Второй период (750 – середина 9 в.) приходится на эпоху правления династии Аббасидов, правивших в Багдаде. В этот период халифы утратили политическую власть над основной частью мусульманского мира, так как наместники в провинциях стремились к автономии. Однако халиф сохранил за собой звание духовного главы мусульман. Фактически независимые правители признавали его духовный суверенитет, и объявляя себя его вассалами, упоминали его имя в пятничных молитвах.
Одновременно в этот период заявляют о себе новые династии халифов – Фатимиды в Египте и Омейады в Испании.
Третий период начинается в середине 9 в., продолжается до 13 в. и характеризуется упадком династии Аббасидов. Но с 1171 Аббасиды являются единственными халифами. В 1258 правление этой династии было прервано вторжением монголов под предводительством Хулагу. Захватив Багдад, монголы казнили халифа Мустасима, который не имел наследника. Возникла беспрецедентная ситуация: мусульманский мир остался без своего духовного главы. Кровавой расправы в Багдаде избежали только два аббасида. Один из них – дядя убитого халифа, был приглашен мамлюкским султаном Байбарсом в Каир, где он был принят с почестями и в 1261 провозглашен халифом. Мамлюкские правители рассматривали присутствие аббасидов в Каире как гарантию легитимности их правления.
После завоевания турками Египта идея халифата постепенно исчезает. Однако в 18 в. она была реанимирована в виде легенды, согласно которой последний египетский Аббасид (халиф Мутаваккиль) якобы передал халифат османскому султану Селиму (1517). На самом деле 24 августа 1516 на Дабикском поле (Мардж – Дабик, неподалеку от Алеппо) произошло сражение между османскими войсками и отрядами мамлюков. Битва закончилась беспорядочным бегством мамлюков, и 28 августа турецкий султан торжественно вступил в Алеппо. На следующий день султан Селим I был увенчан титулом «Служитель обоих священных городов». Это означало, что султан принимает на себя функции духовного и светского главы всех мусульман, для которых священными городами были Мекка и Медина. Присвоив этот титул, османские султаны стали называть себя халифами и требовать от правителей других мусульманских стран признания своих верховных прав.
Автором легенды о передаче права на халифат султану от последнего Аббасида историки называют дипломата К. Мурджу д’Оссона. Халиф Мутаваккиль, увезенный османами в Стамбул, после смерти султана Селима получил разрешение вернуться в Каир, где прожил, сохраняя титул халифа, до 1543. Официально халифат был упразднен в 1924 году турецкими революционерами.
Новая исламская форма.
К новым правовым явлениям можно отнести разработку такой политической формы ислама как новая исламская форма и такого типа исламского государства как исламат. Новая исламская форма направлено на преобразование мира и ее можно определить как форму, возникающую в мусульманском мире в результате Реформации, воплощающая традиции исламской мысли и раскрывающая себя как гуманистическая система публичных институтов и права. Новая исламская форма может быть в форме халифата (арабский мир) или исламата (не в арабских странах). Измениться понимание систем таких типов исламского государства. Новая исламская форма правления раскроет себя в последующем Халифате.
Второй Новый Халифат возникнет в результате объединительной Реформации мусульманского мира. Правительства мусульманских стран или будут участвовать в данном процессе или они сменяться. Этот процесс необратим, так как застой не может продолжаться вечно. Второй Новый Халифат будет демократическим гуманистическим духовным государством, где будут соблюдаться права человека как фундамент отношений человека и государства. Второй Новый Халифат будет нацелен на объединение всех мусульманских государств различным путем, но может и не включать все мусульманские страны, оставаясь национальным государством арабов. В таком случае Второй Новый Халифат выступит ядром сообщества Халифат мусульманских государств.
Исламат как национальной государство мусульманского народа синтезирует в себе достижения демократии и традиции ислама. Во главе исламат будет стоять амир государства как верховный руководитель мусульман. Исламат будет вторым типом исламского государства в будущем наряду с халифатом, образуя сообщество мусульманских государств. Амир является выборным должностным лицом как и халиф [5].
Таким образом можно сделать выводы что, исламское правление не соответствует какой-либо из существующих форм правления. Это, например, не тирания, где глава государства может произвольно распоряжаться имуществом и жизнями людей. Исламское правление – ни тираническое, ни неограниченное, а конституционное. Оно не конституционное в общепринятом смысле слова, то есть – основанное на одобрении законов в соответствии с мнением большинства. Оно конституционное в том смысле, что правители подчиняются установленным положениям в руководстве и управлении страной, положениям, которые были предписаны в Коране и Сунне. Это были те законы и установления Ислама, включающие эти предписанные положения, которые должны соблюдаться и выполняться. Следовательно, исламское правление можно определить как власть Божественного закона над людьми. Коренное различие между исламским правлением и конституционными монархиями, республиками состоит в следующем: обязанности и права монархов и народа в этих режимах определены людьми, исламские же законы принадлежат исключительно Всемогущему Аллаху [10].
Священный законодатель Ислама есть единственная законодательная власть. Никто не имеет права издавать другие законы или хотя бы отменять хоть малую часть того, что положил священный Законодатель. Это самая простая форма правления. Различные министерства имеют программу действий в свете обрядов Ислама и затем определяют, что должны делать их службы на местах по всей стране.
2.2 Форма правления в современных мусульманских государствах
Современный мусульманский мир представляет собой общее геополитическое, лингвистическое, культурное и религиозное пространство, занимающее территорию Северной Африки, Западной и Центральной Азии.
После краха колониальной системы здесь начинают формироваться национальные государства, со светскими, вестернизированными формами правления, не характерными для исламского государства. В настоящее время формы правления этих государств относят к монархическим и республиканским.
Монархия –(лат. monarcha от греч. – «единовластие»: греч. – «одиночный, единый» и греч. – «властитель, правитель») – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т.д.) и, как правило, передается по наследству [18]. Отличие мусульманских монархий от монархий христианизированных стран заключается в том что конституционный или парламентский статус монархии европейских стран показывает что религиозный фактор из политики устранен. А в мусульманском мире, религиозный фактор оказывает на политику существенное влияние [16].
В настоящее время большинство мусульманских монархий сосредоточено на Аравийском полуострове, это – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман, монархическая конфедерация Объединенные Арабские Эмираты, а также Малайзия и Марокко.
Форма правления в странах ислама
Страна | Форма правления | Законодательный орган |
Азербайджанская Республика | Президентская республика | Однопалатный парламент (Милий Меджлис) |
Алжирская Народная Демократическая Республика | Президентско-парламентская республика | Двухпалатный парламент |
Исламская Республика Афганистан | Президентско-парламентская республика, Исламская | Двухпалатный парламент |
Народная Республика Бангладеш | Парламентская республика | Парламент «Джатия Сангсад» |
Королевство Бахрейн | Конституционная монархия | Парламент двухпалатный |
Бруней Даруссалам | Абсолютная теократическая монархия | |
Демократическая Республика Буркина Фасо | Парламентская республика | Парламент однопалатный – Национальная Ассамблея |
Республика Гамбия | Президентская республика | Национальная Ассамблея |
Республика Гвинея | Президентская республика | Парламент однопалатный |
Республика Джибути | Президентская республика | однопалатное Национальное собрание |
Арабская Республика Египет | Президентско-парламентская республика | Двухпалатное Национальное собрание |
Республика Индонезия | Президентская республика | Народный консультативный конгресс |
Иорданское Хашемитское Королевство | Дуалистическая монархия | Власть сосредоточена в руках короля |
Иракская Республика | Парламентская республика | Национальную ассамблея |
Исламская республика Иран | Исламская республика | Однопалатный парламент–Меджлисом |
Йеменская Республика | Президентская республика | Двухпалатный парламент – Шура |
Республика Казахстан | Президентская республика | Двухпалатный парламент |
Государство Катар | Абсолютная монархия | Консультативный совет |
Киргизская Республика | Парламентская республика | законодательного органа как такового не существует |
Федеративная Исламская Республика Коморы | Президентская республика | Парламент (ассамблея) |
Республика Кот-д’Ивуар | Президентская республика | Однопалатный парламент |
Государство Кувейт | Дуалистическая монархия | Власть принадлежит эмиру и однопалатному Национальному собранию |
Ливанская Республика | Парламентская республика | Однопалатный парламент |
Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия | Джамахирия | Всеобщий народный конгресс, а также правительство – Всеобщий народный комитет. |
Исламская Республика Мавритания | Президентская республика | Однопалатный парламент |
Малайская Федерация | Конституционная монархия | Двухпалатный парламент |
Республика Мали | Президентская республика | Однопалатный парламент |
Мальдивская Республика | Президентская республика | Однопалатный парламент |
Королевство Марокко | Дуалистическая монархия | Парламент |
Республика Нигер | Республика | Однопалатная Национальная Ассамблея |
Федеративная Республика Нигерия | Президентская республика | Двухпалатное национальное собрание |
Объединённые Арабские Эмираты | Абсолютная монархия | Представлена федеральным Национальным советом |
Султанат Оман | Абсолютная монархия | Совет шуры |
Исламская Республика Пакистан | Президентская республика | Двухпалатный парламент |
Королевство Саудовская Аравия | Абсолютная монархия | Консультативная ассамблея |
Республика Сенегал | Смешанная республика | |
Республика Сьерра-Леоне | Республика | |
Сирийская Арабская Республика | Президентская республика | Народный совет |
Сомали | Анархия | |
Суданская Республика | Республика | Парламент двухпалатный |
Республика Таджикистан | Президентская республика | Парламент – Маджлиси Оли |
Тунисская Республика | Президентская республика | Парламент двухпалатный |
Туркменистан | Президентская республика с однопартийной системой | Парламент Меджлис |
Турецкая Республика | Парламентская республика | Великое национальное собрание Турции |
Республика Узбекистан | Президентская республика | Двухпалатный парламент |
Республика Чад | Президентская республика | Национальное собрание |
Можно выделить четыре государства формы правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией это – Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху, как светская, так и религиозная. Объединенные Арабские Эмираты представляют собой федеративное государство, состоящее из семи эмиратов – абсолютных монархий. Влияние законодательных органов власти на внешнеполитический процесс и политику вообще сведено к минимуму. Действующие в этих странах советы – Консультативный совет в Катаре, Федеральный национальный совет в ОАЭ, Государственный совет в Омане и Консультативный совет в Саудовском королевстве – выполняют, как явствует из их названия, консультативно-согласительные функции, а не занимаются законотворчеством.
В этих странах исполнительная ветвь власти тесно связана с главой государства и не обладает какой-либо самостоятельностью по отношению к нему. Функции кабинета министров сводятся к консультациям и рекомендациям правителю по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики и к ее реализации [3]. В монархических государствах парламенты действуют в королевствах Бахрейн, Иордания, Марокко и эмирате Кувейт, которые относятся к дуалистическим монархиям. Дуалистическая монархия – (лат. dualis – двойственный; англ. dual monarchy) – конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия [3]. В большинстве арабских монархий создание и деятельность политических партий запрещены. Партии имеются только в Иордании и Марокко. В этих арабских странах, где наиболее сильно традиционное общество, партии пользуются небольшой популярностью.
Тем не менее большинство мусульманских стран относят к республикам с президентской и парламентской формой правления. Однако при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.
К президентским республикам де-юре относятся Туркменистан, Тунис, Индонезия, Судан, Нигерия и.др.Конституция этих стран предусматривает сильную президентскую власть в которой мужчины и женщины равны перед законом.В этих республиках, существует четкое разделение между светской и духовной властью. В области светской власти президент обладает большими полномочиями. Многие части Конституции стран в настоящее время часто не действуют [3, 18].
Некоторые страны в ходе революций провозгласили себя исламскими республиками, которые отличаются от президентских тем, что значительную роль в управлении государством играет исламское духовенство.В Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель.Представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя [5]. Неясна разница между исламской республикой (вроде Ирана с элементами демократии вроде парламента, президента и разделения властей) и такими исламскими монархиями как Саудовская Аравия. Законы в исламской республике по большей части основаны на Шариате. К исламским республикам относятся, прежде всего Иран, а также Афганистан, Мавритания и Пакистан; впрочем, конституция Пакистана, принятая в 1956 году, носит вполне светский характер, поэтому прилагательное «Исламская» трактуется как символ культурной идентичности [18]. Культура Пакистана основана на мусульманском наследии, но также включает и доисламские традиции народов Индийского субконтинента. Правительство, утверждаемое президентом, формирует и возглавляет премьер-министр, обычно представляющий партию или коалицию большинства в Национальной ассамблее. Премьер-министр должен обязательно являться мусульманином, он назначается президентом из числа членов Национального собрания. Премьер должен пользоваться доверием большинства его депутатов. По его совету президент назначает министров. Правительство разрабатывает законопроекты и вносит их на обсуждение парламента. [3]
В Иране на вершине лестницы власти стоит факих (духовный лидер), которому принадлежит верховная власть и который несет ответственность только перед Аллахом. Контрольный совет, состоящий из выборных представителей шиитского духовенства, призван осуществлять надзор за деятельностью законодательных и исполнительных органов и следить за соответствием исламу всех законов [3].
Одно из сильнейших государств в исламском мире, имеющих парламентскую форму правления является Турция, здесь существует развитая светская демократия, свободные рыночные отношения,кроме того, это единственная страна, имеющая и западную, и ближневосточную историю. Сегодня во главе правительства находится президентАбдулла Гюль. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Великому национальному собранию Турции, состоящему из 550 депутатов, избираемых на 4 года (до 2007 года – на 5 лет) всеобщим прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Минимальный порог для партий установлен в 10%. Исполнительная власть (реальная) принадлежит правительству во главе с премьер-министром, но президент также имеет ряд полномочий. Конституционный надзор над исполнительной и законодательной властью осуществляет Конституционный Суд Турции, состоящий из 11 постоянных и 4 переменных членов, назначаемых президентом и судебными коллегиями более низких инстанций в ходе сложных и нередко запутанных переговоров, голосований и консультаций. Председателем Конституционного Суда (с октября 2007 года) является Хашим Килич.
21 октября 2007 года в Турции прошёл референдум по поправкам в действующую конституцию. Поправки изменили порядок избрания и срок полномочий президента, а также срок полномочий парламента. По конституции от 1982 года главу государства – президента – избирает парламент. Президент избирался сроком на 7 лет и не мог быть переизбран. В соответствии с поправками, глава государства будет избираться путём всенародного голосования сроком на 5 лет с возможностью переизбрания ещё на один срок. Выборы в парламент будут проходить раз в 4 года. Каждые 7 лет президента переизбирает парламент Турции.
Республики стран Африки имеют сложные формы правления. Политическая система в большинстве стран современной Африки носит авторитарный характер. Установленные авторитарные режимы преимущественно существуют в форме военных и гражданских диктатур (Ливия, Египет). Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов гражданского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порождает недовольство представителей племенной элиты других этносов [9].
Однако в некоторых странах Северной Африки проходят процессы либерализации и демократизации общества (Алжир, Тунис, Египет). В результате создания в последнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократических институтов (двухпалатный парламент, многопартийность, система всеобщих выборов, в достаточной степени свободная пресса) и развития экономических реформ, здесь сформировался слой, восприимчивый к идеям гражданского общества и демократии.
В странах Центральной Азии также распространена республиканская форма правления. С момента провозглашения независимости эти страны заявили о намерении создать демократическую политическую систему на основе западной модели. Несмотря на все обязательства все страны Центральной Азии движутся в направлении прогрессирующей концентрации власти в руках президента [9]. В настоящее время все центральноазиатские страны ограничили политические свободы. В Туркменистане многопартийность хотя и гарантирована конституцией, остается де-факто запрещенной. В Узбекистане также многопартийность не более чем фасад. В Казахстане режим в целом сопоставим с «путинской» моделью. И наконец, главы центральноазиатских стран используют угрозу исламизма в качестве оправдания для проведения авторитарной политики [9].
Таким образом, при наличии всех формальных демократических институтов – всеобщих альтернативных выборов, двухпалатного парламента, многопартийной системы, разделения властей, профсоюзов, различных общественных организаций страны (Тунис) представляют собой типичный пример квазидемократии, за фасадом которой действует авторитарный режим личной власти.
Ислам с момента зарождения стал огромной силой давшей начало зарождению крупнейшего средневекового государства, которое распространилось от стран Магриба и Испании до Филиппинских островов.На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен в результате исламизации и последовавших за ней процессов превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывавшаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.
Однако как и любая крупная империя, Халифат просуществовав около 13 столетий, в результате ряда причин распадается на мелкие государства. Эти страны, лишившиеся своей единой политической системы, составляют современный мусульманский мир, который весьма разнообразен и неоднороден. В XIX в., колониальное унижение и остро ощущавшаяся отсталость исламских стран вызвали к жизни энергичное движение модернизации ислама, если после второй мировой войны крушение колониальной системы повлекло за собой эпоху радикальных социальных, то с 70-х годов усиление экономической (за счет обильного потока нефтедолларов) и политической мощи стран ислама стало вести к росту националистических амбиций правящих слоев многих из этих стран и соответственно к увеличению роли ислама в качестве мощной национальной традиции, на которую удобнее всего опереться в борьбе с иноземными влияниями. С этого момента под знаменем ислама поднимаются силы, борющиеся за национальную независимость, за освобождение той или иной страны от давления иностранных держав. В силу этого зарождаются идеи возрождения исконно исламского государства и второго объединения Халифата. Однако в самом исламском мире не существует единства. В эти странах в настоящее время государственные устройства построены по образу западных держав, хотя и имеют свои отличия и особенности. В силу исторических, традиционных причин и экономической отсталости для стран исламского мира характерно наличие авторитарных режимов.
Все выше сказанное, свидетельствует о том, что в этом регионе образовалась сложная политическая география. Растущий интерес мировой общественности к этому региону обуславливают все большее изучение аспектов политической – географии мусульманских стран.
1. Арабо-исламская цивилизация (Ближний Восток и Северная Африка) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.geopolitics.ru/
2. Блій Г. де, Муллер Пітер Географія: світи, регіоні, концепти / Пер. з англ.; Передмова та розділ «Украіна» О. Шаблія. – К.: Либідь, 2004. – 740 с.; іл. – ISBN 966–06–0335–5.
3. Внутренние факторы формирования внешней политики стран Арабского Востока[Электронный ресурс] / Д.А. Владимирович Режим доступа: http://www.perspectivy.info
4. Воспоминания об утраченном единстве [Электронный ресурс] / Ярослав Бутаков Режим доступа: www.win.ru/islam/
5. Исламский геополитический проект [Электронный ресурс]/ А. Рудаков Режим доступа: http://www.win.ru/islam/859.phtml
6. Исламская форма правления – монархия или республика? [Электронный ресурс] / Ренат Беккин Режим доступа: http://kontrrev.ho.ua/bibl/islam01.html
7. Контуры возможного сценария будущего для региона Персидского залива [Электронный ресурс] / Дмитрий Сергеев Режим доступа: http://www.win.ru/islam/index.phtml/page4
8. Л.С. Васильев История востока [Текст] / Л.С. Васильев – М.: Наука, – 2000. – 286 с.
9. Между демократией и исламизмом: политическое развитие арабского мира [Электронный ресурс] / Борис Долгов Режим доступа: http://www.perspectivy.info
10.О роли исламского фактора в современном мире [Электронный ресурс] / В. Юрченко Режим доступа: http://prom1.livejournal.com/39113.html
11.Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции [Электронный ресурс] / Персональная страничка председателя Конституционного Суда Турции Режим доступа: http://www.anayasa.gov.tr/general/icerikler.asp
12.Сколько мусульман в мире? [Электронный ресурс] / Имам. Ru Режим доступа: http://www.imam.ru/articles/stati.html
13.Страны и факты: по данным ЦРУ США [Электронный ресурс] / Центральное Разведовательное Управление Режим доступа: http //worldfacts.ru/geos/up.html
14.Т.Ю. Ирмияева История мусульманского мира от Халифата до Блистательной порты [Текст] / Т.Ю. Ирмияева. – П.: Звезда, – 2000. – 125 с.
15.У. Мантгомери Уотт Влияние ислама на средневековую Европу [Текст] / У. Мантгомери Уотт. – М.: Наука, – 1976. – 127 с.
Источник