- Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
- Схема государственный строй стран мира
- Государственный строй стран мира: таблица, описание. Типология стран по государственному строю
- Государственный строй стран мира. Таблица
- Абсолютная монархия
- Арабские республики
- Исламские республики
- Конституционная монархия
- Парламентские республики
- Президентская республика
- Социалистические республики
- Виды республик
- Федерации
- Заключение
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН
Государственный строй стран мира (Схема, таблица)
Схема государственный строй стран мира
Государственный строй стран мира (формы, устройства)
1. Территориально-государственное устройство
Федеративная форма — это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающие самостоятельностью.
Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия
Унитарная форма — это форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Там есть единые для страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система.
Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания (большинство государств)
2. Форма правления
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.
Президентские — широкие полномочия президента, президент сам возглавляет правительствоПарламентские — главой государства фактически является глава парламента
США, Аргентина, Иран, Бразилия
Парламентские — главой государства фактически является глава парламента
Германия, Италия, Индия, Израиль
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.
Конституционные — власть монарха ограничена конституцией или парламентом
Бельгия, Норвегия, Тайланд
Абсолютные — власть монарха относительно не ограничена
3. Государственный режим
Основные формы режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм, диктатура, геноцид, апартеид
Источник
Государственный строй стран мира: таблица, описание. Типология стран по государственному строю
Характерной особенностью современного человеческого общества является политическое устройство государств, которое отражает их историю и традиции, цели и задачи на будущее, а также настоящее. Чтобы понять это, займемся составлением таблиц государственного строя стран мира. В обзоре будут охвачены государства, существующие в настоящее время на всех континентах.
Государственный строй стран мира. Таблица
Начнем наш обзор со стран, в которых сохранен монархический строй. Из приведенной ниже таблицы отлично видно, что в Европе такое государство всего одно – Ватикан. Оно является самым маленьким в мире (из официально признанных) и представляет собой вспомогательную суверенную территорию Святого Престола.
Типология стран по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Абсолютные монархии | Азия | Бруней-Даруссалам, Государство Катар, Государство Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия | Король, эмир, султан, президент |
Европа | Государство-город Ватикан | Папа римский |
Абсолютная монархия
В современном мире она считается устаревшей формой государственного устройства стран. В таких государствах во главе стоит монарх, власть которого фактически не ограничена. Нынче находит место лишь в странах арабско-мусульманского мира. Но и здесь есть исключения.
Например, Объединенные Арабские Эмираты — это федерация нескольких мелких исламских государств, а главу федерации (президента) ОАЭ выбирают их эмиры (правители, которым власть передается по наследству).
В Европе к этой категории относится только Ватикан. Другие части света от абсолютной монархии уже давно отказались.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Арабские республики | Африка | Египет, Сахарская Арабская Демократическая республика (частично признанная) | Президент |
Азия | Сирия |
Арабские республики
Отражают собой этнический состав государств, приверженность арабским культуре и традициям.
Государственные учреждения в них подчас функционируют с учетом требований шариата. Представляют собой вариант арабо-исламской демократии.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Исламские республики | Азия | Афганистан, Иран, Пакистан | Президент, аятолла |
Африка | Мавритания | Президент |
Исламские республики
Государственная религия тут — ислам. Все государственное устройство подчиненно законам шариата. В каждой стране, впрочем, есть особенности. Например, Иран умудряется иметь одновременно двух лидеров: духовного (аятоллу) и политического (президента).
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Конституционные монархии | Европа | Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды (Голландия), Норвегия, Швеция | Премьер-министр. Формально и по традиции — князь, король (королева), великий герцог |
Америка | Антигуа и Барбуда, Белиз, Содружество Багамы, Барбадос, Сент-Винсент и Гренадины, Гренада, Новая Зеландия, Папуа — Новая Гвинея, Канада, Сент-Киттс и Невис, Ямайка, Сент-Люсия. | Премьер-министр (формально — английская королева) | |
Океания | Тувалу, Австралийский Союз, Соломоновы острова, | ||
Океания | Самоа | О ле Ао О ле Сало | |
Океания | Тонга | Премьер-министр. Формально и по традиции — король | |
Азия | Королевство Бахрейн, Королевство Бутан, Иорданское Хашимитское Королевство, Королевство Камбоджа, Малайзия, Королевство Таиланд, Япония | ||
Африка | Лесото, Марокко, Свазиленд |
Конституционная монархия
Существует данный государственный строй в странах мира практически на всех континентах, но наиболее он любим в Европе. Монархии там осознали неизбежность общественного прогресса (где-то после кровавых революций, а где-то на чужом примере). Реальная власть в таких государствах принадлежит парламенту и премьер-министру, который и есть глава страны (де-факто). Впрочем, не везде роль монарха сведена к формальностям. Вполне обладает властью король Малайзии. Он там не наследный, а выбираемый, хотя и пожизненный.
Особая форма «конституционной монархии» принята в бывших британских колониях. Ради традиции главой этих территорий является монарх Великобритании. Но это только формально. Например, Канада или Австралия в своих решениях уже давно не прислушиваются к мнению Лондона. В большинстве таких государств, на самом деле, государственным строем правильнее считать парламентскую республику.
Мы не стали выделять в отдельную категорию дуалистические и парламентские монархии. Все это формы конституционной. В первом случае монарху четко прописывают полномочия, в которых он вполне правомочен. Во втором случае монарха выбирают, после чего он фактически становятся пожизненным президентом.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Парламентские республики | Европа | Австрия, Албания, Сербия, Болгария, Венгрия, Федеративная республика Германии, Литва, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Косово (частично признанное), Латвия, Македония, Молдова, Польша, Португалия, Сан-Марино, Словения, Финляндия, Хорватия, Словакия, Черногория, Мальта, Чехия, Эстония | Премьер-министр, канцлер (отчасти — президент) |
Африка | Алжир, Кабо-Верде, Ливия, Маврикий, Эфиопия | ||
Азия | |||
Океания | Вануату, Науру, Фиджи | ||
Америка | Тринидад и Тобаго |
Парламентские республики
Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства. Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция. Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.
Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Президентские республики | Азия | Абхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная) | Президент |
Африка | Ботсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан | ||
Америка | Аргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор | ||
Европа | Беларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция | ||
Океания | Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау |
Президентская республика
Это очень распространенная форма государственного устройства. Здесь вся власть принадлежит всенародно выбранному президенту. Глава страны может быстро принимать решения и предпринимать нужные действия.
В президентской республике могут цвести пышным цветом как демократия, так и тоталитарный режим. Особенно хорошо это видно на примере стран Африки, Азии, Латинской Америки, где военный переворот без смены строя — обычное дело.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Социалистические республики | Азия | Вьетнам, Китай, КНДР (Северная Корея), Шри-Ланка | Президент, председатель |
Америка | Куба |
Социалистические республики
Ставят своей целью построение строя социальной справедливость с ориентиром на идеи марксизма-ленинизма. Первой такой страной на планете Земля был Советский Союз. С распадом СССР исчезли из соцлагеря и другие страны, направив свое развитие по другим путям.
Виды республик
Говоря о республиках, заметим, что этот тип государственного устройства очень разнообразен. Довольно много стран называют свою республику смешанной, президентско-парламентской, а также федеративной (где внутри государства имеются отдельные федерации, как в России) или унитарной. Еще раз повторим, что во всех республиках существует конституция. По форме это может быть демократическая республика, а по факту — почти монархия.
Еще одна таблица государственных строев стран мира представлена ниже.
Типология по государственному строю | Часть света | Страны | Глава страны |
Федерации | Европа | Босния и Герцеговина, Швейцарская конфедерация | Члены Президиума, федеральный канцлер |
Федерации
Это страны со сложной историей и межнациональными отношениями. Например, Боснией руководят аж четыре главы (по одному от каждой этнической группы страны). Они и образуют правящий президиум, а если голоса по какому-то государственному вопросу в нем разделяться, то проголосовать может специальный представитель ООН.
Заключение
Подводя итоги темы о государственном строе и устройстве стран мира, следует сказать, что современные государства тяготеют к демократическим институтам власти. А ведь еще двести лет назад такая форма правления принималась далеко не всеми. Тогда «трендом» была конституционная монархия, но развитие общества не стоит на месте. Даже традиционно замкнутый исламский мир дал в этом смысле трещину.
Источник
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТЫХ СТРАН
Общие замечания
По признанию многих зарубежных и российских политологов в настоящее время основной тенденцией изменения политических систем является их демократизация. Один из авторов теории «третьей волны демократизации» С. Хантингтон считает, что первая (1820-1926гг.) и вторая (1942-1962гг.) волны, приведшие к становлению демократических систем, соответственно, в 29 и 36 странах, закончилась своеобразными отливами, во время которых, в одном случае 6, в другом – 12 политических систем вернулись к авторитаризму. «Третья волна» демократизации, по мнению С. Хантингтона началась в 1975 г. и продолжается и в XXI веке. За это время перешли от авторитаризма к демократии Греция, Португалия, Испания, Доминиканская республика, Гондурас, Перу, Турция, Филиппины, Южная Корея, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Украина и др. По мнению исследовательского центра «Дом свободы» (США) в 1996 г. из 191 страны мира 76 были демократическими, 62 — частично демократическими и 53 – недемократическими; в 1986 эти цифры составляли, соответственно, 56, 56, 55 (всего 167 стран). Следует отметить, что переход к демократии (политическая реформа) не всегда автоматически ведет к экономическому процветанию и повышению жизненного уровня, а следовательно, и оценке населением тех преимуществ, которые несет демократия. С экономическими трудностями в условиях модернизации сталкиваются многие страны Азии, Латинской Америки, Африки, Восточной Европы, в том числе и СНГ. Ориентация на ускоренный экономический рост резко увеличивает неравенство в обществе и ослабляет демократию. Это требует от политиков определенных усилий по консолидации общества, укреплению политических институтов.
Таким образом, политические системы можно подразделить на демократические, переходные к демократии (в стадии демократизации или консолидации) и недемократические или тоталитарные.
Кроме того, политические системы различаются еще по формам правления и государственному устройству.
Различия по форме правления практически не оказывают воздействие на структуру и режим политической системы. Действительно политические структуры с монархической формой правления, например, Норвегии, Дании, Швеции, мало чем отличаются от политической системы республиканской Финляндии,
Гораздо большее воздействие оказывает принцип формирования правительства. По этому критерию политические системы подразделяются на парламентские республики или монархии и президентские республики, о различиях их функционирования дает представления таблица 4.
Большое значение для структуры и функционирования политической системы общества имеет также государственно-территориальное устройство (см. табл. 5). В федеральном государстве избирается, как правило, двухпалатный парламент, так как одна из палат (обычно нижняя) представляет групповые интересы населения, а другая (верхняя) — интересы субъектов федерации (штатов, земель, республик, провинций). Хотя в некоторых унитарных государствах также существуют двухпалатные парламенты (например, Италия, Франция), но это является скорее исключением, чем правилом и объясняется не необходимостью учитывать интересы субъектов федерации, а влиянием исторической традиции, других причин. Конфедеративное государственно-территориальное устройство кроме государственных институтов обуславливает функционирование еще и союзных (конфедеративных) органов.
Таблица 4. Парламентские республики или монархии и президентские республики.
Парламентская республика (монархия) | Президентская республика |
Правительство формируется партией (или коалицией партий), располагающей большинством мест в парламенте. Глава правительства (исполнительной власти) — лидер партии, победившей на парламентских выборах. Глава государства — президент, избираемый законодательным собранием, или монарх имеют только представительные функции. | Глава государства и глава исполнительной власти (правительства)— Президент избираемы на всеобщих выборах. Президент формирует правительство с согласия парламента и имеет полномочия по проведению внутренней и внешней политики. |
Правительство ответственно перед парламентом; потеря поддержки парламентского большинства влечет отставку правительства и роспуск парламента. | Правительство несет ответственность перед президентом; отклонение правительственной программы парламентом не ведет к правительственному кризису. Президент не имеет права роспуска парламента, но имеет право вето любого законопроекта. Это вето может быть преодолено большинством в 2/3 голосов при повторном голосовании в парламенте. |
Депутаты парламента при голосовании связаны партийной дисциплиной, вынуждены учитывать возможность роспуска парламента при отклонении правительственной программы (законопроекта). | Депутаты законодательного собрания относительно свободны от партийных решений при определении своей позиции. |
Таблица 5. Государственно-территориальное устройство.
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Конститутивные (определяющие) решения принимаются высшими органами власти государства | Конститутивные решения в сфере исключительной компетенции федерации принимаются высшими федеральными органами власти; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации | Конститутивные решения принимаются высшими органами власти государств-участников конфедерации. |
Единая территория, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. | Территорию федерации образуют территории ее субъектов; внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов. | Единая территория отсутствует. |
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью | Субъекты федерации обладают ограниченной федеральным законом политической самостоятельностью. | Государства-участники конфедерации сохраняют политическую самостоятельность в полном объеме. |
Двухпалатный или однопалатный парламент; палаты формируются на основе общенационального представительства. | Двухпалатный парламент; одна из палат— представительство субъектов федерации, другая — общенациональное представительство. | Однопалатный парламент или отсутствие высшего законодательного органа. |
Единая Конституция | Конституция определяет верховенство федеральных законов и право субъектов федерации принимать законодательные акты в пределах своей компетенции. | Отсутствие единой Конституции и законодательства. |
Единое гражданство | Федеральное гражданство и гражданство субъектов федерации. | Гражданского каждого государства-участника. |
Субъекты федерации, как правило, лишены права выхода из федерации. | Конфедеративный договор может быть расторгнут (в том числе и в одностороннем порядке). | |
Государство осуществляет международную деятельность в полном объеме. | Международные контакты субъектов федерации ограничены (могут иметь зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций, осуществлять научные и культурные обмены). | Государства- участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.. |
Итак, современные политические системы различаются по структуре и функционированию (режимам), форме правления и по государственно-территориальному устройству.
Главным документом, характеризующим политическую систему страны, является Конституция. Кроме того, для анализа политической системы важное значение имеют такие основополагающие законы о политической сфере общества, как закон о выборах, закон о политических партиях (общественных организациях), закон о средствах массовой информации и др. Хотя не во всех странах считают необходимым принятие таких законов, а руководствуются конституционными правами и свободами человека, политическими традициями, нормами международного права (например, США). В других странах наоборот, имея веками наработанные законы, традиции, исторические прецеденты, не считают необходимым принимать целостный документ — Конституцию, считая, что ее составляют отдельные законы, все нормы и традиции сложившиеся в политической сфере общества (например, Великобритания).
Политическая система США.
Опираясь на введенные нами критерии, следует отметить, что политическая система США является демократической, функционирует, как правило, в демократическом или развернуто-демократическом режиме, форма правления — президентская республика, а территориальное устройство страны можно охарактеризовать как федерацию штатов.
Конституция США — первая Конституция Нового времени — была принята 17 сентября 1787 года. Теоретической основой американской конституции являются такие основополагающие политические теории, категория естественных прав, теория общественного договора, теория разделения властей. Кроме того, в Конституции США воплощены важные «функциональные» теории: теория федерализма, теория сдержек и противовесов, позволяющие бескризисно работать всем уровням власти (федеральному правительству, властям штатов, местным властям) и всем ветвям власти (законодательной, исполнительной и судебной).
Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу, состоявшему из двух палат.
Нижняя палата — палата представителей имеет 435 мест, которые распределяются пропорционально по штатам в зависимости т численности населения.
Членом палаты представителей может быть только житель данного штата, состоящий не менее семи лет гражданином США и достигший двадцатилетнего возраста.
Выборы членов палаты представителей проводятся каждые два года (обычно в ноябре по четным годам), палату представителей возглавляет избранный ею спикер.
Верхняя палата американского конгресса — сенат, формируется из 100 членов, представляющих уже не всю федерацию в целом, а свои штаты. Избиратели 49 штатов и федерального округа Колумбия (в основном столица страны Вашингтон) избирают по два сенатора сроком на шесть лет. Выборы проводятся каждые два года (вместе с выборами в палату представителей); при этом переизбирается одна треть сенаторов. Сенатором может быть житель данного штата, в течение девяти лет являющийся гражданином США и достигший тридцатилетнего возраста.
Председателем Сената по должности является вице-президент США, однако он голосует лишь в том случае, ели голоса разделяются поровну, в случае отсутствия вице-президента заседания Сената ведет избираемый сенаторами председатель.
Сенат и палата представителей, как правило, заседают раздельно.
В функции конгресса США входит:
— устанавливать и взимать налоги;
— осуществлять денежную эмиссию;
— формировать федеральный бюджет и контролировать его расходы;
— учреждать судебные органы;
— объявлять войну, набирать и содержать армию и т.д.
Взаимоотношение законодательной и исполнительной власти строится на основании так называемой системы сдержек и противовесов. Суть ее заключается в том, что каждый законопроект, чтобы стать законом должен быть обсужден и получить большинство голосов палаты представителей и Сената. Кроме того, он должен быть подписан президентом, Таким образом, исполнительная власть (президент) имеет право вето по отношению к законодательной власти (конгрессу). Но конгресс может преодолеть президентское вето квалифицированным большинством, то есть, если при повторном голосовании не менее 2/3 членов палаты представителей и 2/3 сенаторов выскажутся за принятие законопроекта, то он уже без одобрения президента становится законом.
Законодательная власть обладает исключительным правом отстранять от должности главы исполнительной власти — президента.
Возбуждать процесс импичмента (отстранения) имеет право палата представителей, а суд в порядке импичмента осуществляет сенат. В этом случае ведет заседание сената представитель Верховного Суда. Импичмент осуществляется с согласия не менее 2/3 присутствующих сенаторов.
В состав конгресса американцы чаще всего избирают юристов (до 45), бизнесменов (30), ученых (до 10), остальные социальные или профессиональные группы представлены одним или несколькими депутатами. Такой состав свидетельствует о деловитости и достаточно высоком профессионализме американских законодателей. Деятельность каждого члена палаты представителей обслуживают до 20 помощников, сенатора — до 40 и более.
Исполнительная власть в США осуществляется президентом. Он избирается на 4-х летний срок, но не прямым голосованием (как конгресс), а выборщиками, которые избираются в каждом штате (по числу сенаторов и членов палаты представителей). Президентом США может быть только гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в стране не менее 14 лет. Президентом США, в отличие от конгрессменов не может избираться один и тот же гражданин более чем на два срока.
Президент, как глава исполнительной власти, формирует Кабинет Министров (Правительство США). Кабинет Министров состоит из секретарей (министров), других официальных лиц, назначенных президентом, Наиболее важными министерствами, главы которых составляют так называемый внутренний кабинет, являются:
1. Министерство иностранных дел.
2. Министерство обороны.
3. Министерство финансов.
4. Министерство юстиции.
Главы менее престижных министерств составляют так называемый внешний кабинет, Всего в США имеется 14 министерств (департаментов).
Кроме функций главы исполнительной власти президент США исполняет обязанности главы государства, то есть символизирует единство нации, возглавляет государственные церемонии, представляет страну за границей, принимает официальных иностранных представителей. Как глава государства президент имеет право заключать международные договора (при условии последующей ратификации их сенатом). Назначать послов, Судей Верховного Суда, других должностных лиц.
Президент США является Главнокомандующим Вооруженных Сил. Он осуществляет назначение высших военных руководителей, отдает приказ об использовании армии. В случае смерти, импичмента или неспособности выполнять свои обязанности президента меняет на посту вице-президент, который избирается вместе с президентом. Исполнительная власть периодически отчитывается о своей деятельности перед конгрессом. Наиболее распространенной формой такой отчетности является ежегодный доклад «О положении страны». Формой прямого обращения к народу являются еженедельные так называемые «беседы у камина» (на самом деле радиобеседы, введенные президентом Ф. Рузвельтом (1933-1945 гг.)).
Судебная власть а США осуществляется Верховным Судом и судами низших инстанций, Суды, как нам уже известно, учреждаются конгрессом; на высшие судебные должности назначение осуществляет президент.
Судебная власть распространяется на все дела, включая оценку конституционности действий законодательной и исполнительной власти. Таким образом, Верховный Суд США выполняет не только функции высшей судебной инстанции по гражданским и уголовным делам, но и функции Конституционного суда.
Такова структура горизонтального разделения власти в США
Вертикальное распределение властных полномочий, государственно-территориальное устройство США осуществлено на принципе федерализма. В конституции четко указаны все функции верхнего, федерального эшелона власти, а все остальные полномочия: гражданское и уголовное законодательство, образование и здравоохранение, охрана общественного порядка, контроль над использованием природных ресурсов, строительство коммуникаций (кроме почты) и др. Переданы на уровень штатов и муниципалитетов (местной власти). У штатов имеются не только свои конституции и законы, но и другая атрибутика государственного суверенитета: флаги, гербы, гимны, символы. Но конституция США устанавливает верховенство федерального закона над законами штатов, что соответствует федеративному, а не конфедеративному территориально-государственному устройству страны.
В США исторически сложилась двухпартийная система. Демократическая партия выражает интересы среднего класса, фермеров, а также негров, «чиканос» (американцев латиноамериканского происхождения), живущих как правило ниже среднего уровня, бедных, менее образованных слоев населения. Республиканская партия в своих программах обращается к среднему классу, крупным и средним предпринимателям (а это преимущественно белые), квалифицированным рабочим и инженерам, людям высокооплачиваемых профессий: врачам, юристам и др.
Политическая система США при власти демократов обычно держит курс на осуществление больших социальных программ в образовании, здравоохранении, помощи бедным, неимущим, направленных на определенное выравнивание материального положения американцев (за счет прогрессивных налогов с имущих). С приходом к власти республиканцев, как правило, снижаются налоги (как с граждан, так и с корпораций), уменьшается количество социальных программ, снижается уровень социальной помощи, увеличивается социальная дифференциация общества. Это соответствует интересам верхней части среднего класса, богатым предпринимателям. Капиталы, высвобожденные из социальных программ, вкладывается в развитие производства. Страна увеличивает темпы экономического развития. Следует отметить, что изменения, вносимые в функционирование политической системы демократами или республиканцами, не затрагивают основ демократии: свободы слова, деятельности партий и общественных организаций, формировании общественного мнения и т.д.
Источник