- Западная политическая традиция
- Политическая культура стран Запада
- Западная политическая культура
- Развитие демократической формы власти в западных странах. Повышение значения личности в политической жизни общества и страны, установление гражданского контроля над государством. Особенности политической культуры Великобритании в современный период.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Западная политическая традиция
В современной научной литературе нет принципиальных разногласий относительно специфики обществ западного типа, базирующихся на принципах:
— технологического отношения к миру, что влечет за собой общество, основанное на воле индивида, и примат правового государства, в котором важны универсальные юридические нормы;
— неопределенности, где «политика – игра, основанная на равенстве шансов и неопределенности конечного результата»;
— гражданского договора, из которого вытекают взаимообязательные отношения граждан с государством;
— разделения властей, при котором власть должна быть выборной, осуществляемой большинством, но регулируемой обязательными конституционными правилами;
— системной функциональности, согласно которому не столь важно содержание элемента, сколько его функция;
— отделения ценностей от интересов, что требует компромисса различных политических сил;
— «открытого общества», в котором национальный суверенитет сведен до минимума.[230]
Дело в том, что государство Нового времени формировалось как политическая сила, противостоящая разрушительным тенденциям западного общества, освоившего идею индивидуальной свободы и в силу этого породившего «войну всех против всех». Социально-политические революции, начиная с Великой английской революции, подвергли десакрализации, инструментализации и коммерциализации идею государства посредством казни монархов и создания новых государств на основе вновь создаваемых демократических конституций.[231]
Но при этом все исследователи отмечали неравномерность формирования национальных государств на европейском континенте. С точки зрения Э. Геллнера в Европе можно обнаружить несколько «часовых поясов» становления национальных государств:
— «атлантическое побережье Европы», где происходило своеобразное «вкрапление» наций в уже существующее государство;
— территория «к востоку от атлантического побережья Европы», где построение национальных государств шло по пути унификации, так как не было готовых «политических единиц», но существовали две развитые культуры – итальянская и немецкая;
— пояс, «расположенный дальше на восток», где можно обнаружить известные образцы «национального строительства» — возрождение политической единицы и создание политической единицы, историческая необходимость которой обосновывалась не историческими прецедентами, а исключительно «культурным своеобразием данной территории»;
— территория Российской империи.[232]
В итоге на европейском континенте сложилось два типа государства: во-первых, «нации-государства», где государственное строительство предшествовало формированию наций (подавляющее большинство стран Западной и Центральной Европы), и, во-вторых, «государства-нации» — поликультурного образования, примером чего служит Швейцария.[233]
Помимо исторических особенностей формирования государственности в современной Европе также происходит ряд довольно противоречивых процессов. В частности, одним из основных противоречий является то, что глобализация, с одной стороны, «расширяет сферу функциональной ответственности государства», а с другой – «ограничивает его способность самостоятельно решать возникающие проблемы».[234] В политической практике понятие «глокализация» применяется, в том числе, для обозначения того факта, что процесс принятия политических решений все меньше связан с государственным регулированием и все больше – с суб- и наднациональным уровнем.[235]
В 1990-е гг. на постсоветском пространстве в поисках оптимальной модели реформирования политической системы широко использовались достижения мировой общественной мысли, в первую очередь, западноевропейской. В этой связи внимание было приковано к феномену либерализма, ставшего для стран Западной Европы и США своеобразной системой ценностей, хотя, будучи мировоззренческим продуктом западноевропейской цивилизации, либерализм далеко не всегда плодотворно функционировал в рамках иных культурных традиций,[236] в том числе восточноевропейских.
Источник
Политическая культура стран Запада
Западная политическая культура, прежде всего, опирается на идеалы античной демократии, в основу которой были положены принципы обязательного участия граждан в решении общих вопросов и верховенство закона. Огромное влияние на формирование западной политической культуры оказали христианско-религиозные ценности протестантизма и католицизма. На эту особенность обращал внимание ещё М. Вебер, отмечавший, что понимание успехов западной цивилизации невозможно без учёта протестантизма, в атмосфере которого происходило формирование таких качеств личности как трудолюбие, расчётливость, скромность и бережливость. Идеи протестантской этики затем получили развитие в либерально-демократической модели политической культуры, которая доминирует в большинстве западных стран.
Центральное место в западной модели политической культуры занимает идея индивидуальной свободы личности, т. е. рассмотрение человека как самодеятельного существа, способного к самостоятельному выбору социальных ориентиров. При этом речь идёт о свободе выбора без каких-либо препятствий, о свободе развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями, но так, чтобы не препятствовать свободе других людей. По этому поводу видный идеолог современного западного либерализма Хайек Ф. А. пишет: «наилучшим условием для достижения наших целей является свобода каждого использовать свои знания для достижения собственных целей, ограничиваемая только правилами справедливого поведения» [16] .
В экономической сфере свобода личности трактуется как свобода частной собственности, предпринимательства, свобода обмена и экономической эффективности, что соответствует лозунгу: «минимум государства – максимум рынка».
В политической культуре Запада отдельная личность признаётся главным источником власти, а её права имеют приоритет над законами государства. Политическая свобода увязывается с такими политическими правами, как право гражданства, свобода слова, собраний, право избирать и быть избранным, свобода создания ассоциаций и партий, которые закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом. При этом свобода понимается не как активное участие в политике, а как отсутствие ограничений и принуждения со стороны государства, невмешательство государства в личную жизнь человека, защищённость человека от произвола государства, обеспечение свободы индивида в рамках закона. Государство в этих условиях призвано играть роль «ночного сторожа», а потому наделяется лишь функциями по охране общественного порядка и защите страны от внешней опасности.
Западу удалось сформировать плюралистическую организацию власти, обеспечив высокий уровень её легитимности и уважения народа к правящим элитам. Власть в западном обществе основана на принципе разделения властей, при этом она должны быть выборной, осуществляться большинством и регулироваться обязательными конституционными правовыми нормами. Для западной политической культуры характерна особая почтительность граждан к символам государственности, патриотизм, законопослушность, склонность к легитимным формам политического участия.
Идея свободы индивида тесно связана с идеей свободы от духовного подчинения церкви, правом человека подвергать критике с научных позиций религиозные догматы. Отсюда принцип свободы совести – право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Граждане в западном обществе вправе самостоятельно формулировать и свои нравственные обязанности и делать выбор, следовать принципам религиозной или светской морали.
Гарантом индивидуальной свободы становятся институты гражданского общества: политические партии и общественные организации, корпоративные объединения и различного рода лоббистские структуры. Политика и власть в западной политической культуре рассматриваются как разновидность конфликтной социальной деятельности и строятся на превосходстве человека над человеком, предусматривая принципы состязательности, честной игры и равенство граждан перед законом. Движение к свободе мыслится в западной культуре как процесс постепенного освобождения человека от оков природы, общества и государства.
Несмотря на всю привлекательность идей свободы и равенства, на практике эти принципы далеко не всегда реализуются. Напротив, они легко порождают конфликты между людьми, ибо стремление к свободе одних сопряжено с несвободой других. Это весьма убедительно показал в своей работе «Демократия для немногих» американский политолог М. Паренти. С его точки зрения, США – это вовсе не общество либеральной демократии, как это принято считать, а плутократии, т. е. системы власти богатых в интересах богатых. Он пишет: «почти все социальные институты, существующие в нашем обществе, вместе с необъятными материальными и профессиональными ресурсами находятся под контролем плутократии и управляются невыборными, самоназначаемыми и самоувековечиваемыми группировками богатых представителей корпоративного сектора, которые не несут ответственности ни перед кем, кроме самих себя» [17] . В результате свобода личности, провозглашаемая на словах, на практике оборачивается фактическим контролем над сознанием и поведением человека.
М. Паренти пишет: «Одним из наиболее важных проводников плутократической культуры являются средства массовой информации. Они способствуют пропаганде господствующих мифов и представлений. Они отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций. Расширяя видение мира с помощью технических средств, мы одновременно уступили контроль над нашим восприятием» [18] .
Подтверждением этих выводов являются сенсационные разоблачения бывшего сотрудника ЦРУ Э. Сноудена, сделанные им летом 2013 года, о тотальном прослушивании через систему Интернет не только различных телефонных звонков граждан, но даже посольств и дипломатических служб других государств.
В современном информационном обществе Запада трагедия политической культуры состоит в том, что она создаётся для масс, а не самими массами, приобретая, таким образом, виртуальный характер. В настоящий момент либерально-демократическая модель Запада не обеспечивает полной реализации заложенных в её политической культуре идеалов народоправия, равенства, полноты свободы и справедливости, сохраняя их лишь как тенденцию своего развития.
Источник
Западная политическая культура
Развитие демократической формы власти в западных странах. Повышение значения личности в политической жизни общества и страны, установление гражданского контроля над государством. Особенности политической культуры Великобритании в современный период.
Рубрика | Политология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.04.2015 |
Размер файла | 18,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГБОУ ВПО МО «Академия Социального Управления»
по дисциплине «Политология»
На тему: «Западная политическая культура»
Семенова Алина Валерьевна
Политическая культура занимает особое место в нашей жизни. Без нее невозможны политическая и социальная жизнь общества, политические отношения в отдельных государствах и в международном масштабе. От особенностей политической культуры во многом зависят формы, способы и масштабы политического участия, поведения граждан и характер политических действий.
Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного осознания той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами, политическими процессами и оказывают значительное влияние на формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, дают направление политическому процессу. Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы.
Цель данной работы — изучить западную политическую культуру.
1. Особенности политической культуры запада
Прежде всего, политическая культура западного типа воплощает ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Они базируются на индивидуализме как мировоззренческой и поведенческой позиции, когда абсолютным приоритетом обладают самоценность человека, его личная свобода и автономия, ответственность за собственное благополучие и долг перед государством. В политику такие принципы привнесла философия так называемой laissez-faire, для которой право — важнейший инструмент властвования, формирующий его стиль, гарантирующий самоопределение личности, развитие свободного рынка и статус государства как нейтрального, подчиненного гражданскому обществу органа регулирования. Этот философский подход предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, выборность представителей всех ветвей и уровней власти при систематическом контроле общественности за ними, наличие механизмов, уравновешивающих различные элитарные группировки и центры власти.
Ориентируясь на рациональную организацию политики, эти идеалы и принципы воплощали ценности политического диалога, достижения компромисса и уважения к партнеру. С течением времени такой подход помог превратить политический мир Запада из сферы борьбы непримиримых ценностей и целей в пространство прагматичного согласования интересов, где главное место заняли институты и структуры центристского, умиротворяющего и стабилизирующего толка.
Формирование подобного рода идей и отношений восходит к полисной организации власти в античной Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему суверенитет личности. Это в совокупности способствовало последовательному повышению значения личности в политической жизни общества, установлению гражданского контроля над государством. Огромное влияние на содержание западной политической культуры оказали ценности христианства, прежде всего протестантского и католического вероучений. Очевидна также особая роль философии как самоценной духовной силы, воплощавшей критическое отношение и к социальной действительности, и к религиозной картине мира. В обладающей такими основами западной политике соперничество за власть понимается как игровая конкуренция, благородное соревнование, а не драматическая конфронтация.
Экономическим фундаментом западного образа жизни стал индустриальный тип производственных отношений, который вместе с духовным влиянием католицизма и особенно протестантизма утвердил важнейшие принципы политического взаимодействия. Для человека греко-латинской формации базисом его мировоззрения стало понимание труда как залога жизненного успеха, рациональное восприятие жизни, идея состязательности, стремление к прогрессу. «Трудись и преуспеешь», «соревнуйся и прославишься» — вот этические нормы, которые господствуют в отношениях государства и общества, продолжают двигать развитие цивилизации Запада, заставляют его постоянно совершенствовать производство, обусловливают рост благосостояния живущих там людей.
В силу таких особенностей цивилизационного развития ценностные ориентации политической культуры Запада прежде всего выражают понимание самодостаточности человека для осуществления власти и взгляд на политику как на разновидность конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, когда люди выполняют различные роли и функции. Государство в западной традиции издавна воспринимается в качестве института защиты прав и свобод человека, поддерживающего его социальные инициативы. В итоге это обусловило развитие демократической формы власти, позволило западным странам гибко адаптироваться ко многим вызовам времени, разумно решать конфликты и использовать такие достижения для все большей консолидации социума.
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций и обычаев общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного и политического развития общества и государства.
Так, например, политическую культуру Великобритании отличает:
1. всеобщность базовых (традиционных) политических ценностей
2. высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия,
3. особая почтительность граждан к символам государственности (монархии в лице королевы),
4. склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами,
5. распространенное восприятие британцами двухпартийной системы
И, как некий вывод, хочется отметить, что же характерно для западной политической культуры:
1. преимущественно активистская модель участия;
2. устойчивые традиции политической демократии, преобладание общенациональных интересов и модернизма в политической культуре;
3. наличие «солидного» среднего класса и его политического менталитета;
4. опора политической системы на личность как основной элемент политики;
5. определенная пресыщенность личности политикой (при сохраняющемся восприятии правил участия в ней);
6. формирование западными религиями (католицизм, протестантизм) открытого типа участия в политике;
7. возрастание роли политических лидеров (в силу личностных факторов, распространения СМИ, усложнения политического развития);
8. консенсус во взаимоотношениях гражданского общества с государством
9. и, наконец, слабое восприятие ценностей восточной политической культуры (при усиливающемся общем интересе к Востоку).
демократический политический культура
Носителем политической культуры в первую очередь являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений.
Политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.
Важно отметить, что именно через институт демократических выборов и избирательный процесс политическая культура эффективно воздействует на политическое поведение граждан и последующее политическое развитие.
В западных культурах акцент делается не столько на широком участии масс в принятии политических решений, сколько на процедурах и условиях, обеспечивающих конкуренцию, плюрализм, согласование позиций элит, групп интересов и др. Сам факт участия в выборах многими гражданами Запада понимается как своеобразное ритуальное подтверждение ценностей свободы и демократии.
1. Политология: учебник. /А.Ю. Мельвиль. — Москва. Проспект, 2013. — 624с.
2. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Республика
3. [Электронный ресурс]: http://nicbar.ru/polit_kultura_04.htm
4. [Электронный ресурс]: http://kulturoznanie.ru/politology/tipologiya-politicheskoj-kultury
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Типы и критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного развития западных и восточных стран. Различия ценностных ориентации граждан в политической жизни Запада и Востока. Особенности белорусской политической культуры.
реферат [40,0 K], добавлен 14.07.2011
Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.
реферат [720,2 K], добавлен 14.01.2010
Понятие, значение, структура и функции политической культуры, ее классификация и разновидности. Сущность политической идеологии, ее типы, распространенные на современном этапе. Оценка роли и значения идеологии в политической жизни общества на сегодня.
презентация [91,2 K], добавлен 16.10.2012
Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.
реферат [15,8 K], добавлен 09.07.2009
Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.
реферат [42,7 K], добавлен 28.04.2011
Источник