Политический контроль над страной или правительством это

Политический контроль как функция государства

Слезин А.А., доктор исторических наук, профессор.

Классическим определением политического контроля является формулировка петербургского исследователя В.С. Измозика, увидевшего в политическом контроле «систему регулярного сбора и анализа информации различными ветвями государственного аппарата о настроениях в обществе, отношении различных его слоев к действиям властей, о поведении и намерениях экстремистских и антиправительственных групп и организаций» . В соответствии с данной дефиницией политический контроль включает в себя следующие основные элементы: сбор информации, оценку, принятие решений, учитывающих соответствующие настроения, политический сыск и репрессии.

Измозик В.С. Политический контроль в советской России. 1918 — 1928 гг.: Автореф. дис. . д-ра. ист. наук. М., 1995. С. 13.

Однако в политической деятельности государства проявления политического контроля отнюдь не сводятся к данным элементам. Политический контроль — одно из наиболее многогранных явлений в сфере отношений между обществом и государством. В первую очередь под политическим контролем подразумевается закономерная и вполне легальная деятельность подразделений власти. Она обусловлена объективной необходимостью в получении и оценке информации о настроениях граждан, восприятии ими актуальных вопросов общественно-политической и экономической жизни страны, действиях власти в данных сферах. Деятельность любого государства вне зависимости от формы правления или политического режима не развивается в социальном вакууме, напротив, она в конечном итоге сообразуется с интересами более или менее обширных общественных групп, народа в целом, задана в том числе их или его интересами.

Стоящие перед государством задачи заведомо неразрешимы вне реализации соответствующих функций государства. Однако при всей значимости стоящих перед государством задач они не являются первоосновой для развития государства и его функций. Решаемые государством задачи сами непосредственно базируются на социально-экономических и политических потребностях общества, то есть определяются закономерностями его развития .

Читайте также:  Отток капитала страны мира

Подробнее см.: Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 2002. С. 333 — 340.

Задачи, которые разрешают государства, отличаются друг от друга по содержанию. Что же касается функций государства, то они, несмотря на отличия в содержании, формах и методах их реализации, по своей сути одинаковы у любого государства, находящегося на определенном этапе развития. Причем прав М.И. Байтин: «Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом» .

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 61.

Признавая отсутствие единства мнений в юридической науке, С.А. Комаров отмечал, что под функциями государства подразумеваются и основные направления (стороны, виды) деятельности государства, и его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и социальные направления деятельности как внутри, так и вовне государства .

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996. С. 72 — 73.

Ф.Д. Байрамов и Ф.Н. Аббасов, подытоживая споры вокруг категории «функции государства», также вполне справедливо замечают: «Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие «функции государства» для характеристики именно того, что и как государство делает». Данные исследователи дают следующее определение понятия «функции государства»: «Это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его социально-экономическая и политическая сущность и назначение» .

Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2003. N 5. С. 9.

Придерживаясь данной позиции, признаем, что политический контроль в этом случае выступает в качестве канала связи между гражданами и властью, позволяет власти корректировать свой курс, принимать решения в соответствии с настроениями социума или его части. Тем более важна индикация общественного мнения в странах с устоявшимися демократическими традициями, отлаженным механизмом выборов.

В монографиях В.С. Измозика убедительно показано, что политический контроль зарождается вместе с возникновением государства и развивается по мере усложнения общественной жизни. На протяжении многих веков политический контроль осуществлялся прежде всего в виде политического сыска, по крайней мере, был тесно связан с политическим сыском, использованием репрессий в отношении экстремистских антиправительственных групп. Постепенно функции его становились все более разноплановыми. В XX в. реальное участие в повседневной политической жизни миллионов людей во все большем числе стран, растущая зависимость политических режимов от настроений широчайших масс, проявляющихся либо через механизм выборов, либо методами внепарламентской оппозиции, предъявили новые требования к политическому контролю. С точки зрения В.С. Измозика, он должен представлять руководству страны не только сведения о террористических группах и т.п., но и снабжать власть объективной информацией о политических симпатиях и антипатиях населения, его реагировании на те или иные акции органов власти, постоянно отслеживать изменения настроений в различных регионах и социальных слоях, создавая тем самым возможность для необходимой корректировки производимого властью курса. Стоит согласиться с В.С. Измозиком и в том, что «сохраняется и даже возрастает необходимость политического контроля за различными общественно-политическими, религиозными, культурными, спортивными организациями, под прикрытием которых может существовать политический экстремизм» .

Измозик В.С. Глаза и уши режима. Государственный политический контроль за населением советской России в 1918 — 1928 годах. СПб.: СПб. ун-т экономики и финансов, 1995.
Измозик В.С. Политический контроль в советской России. 1918 — 1928 гг.: Автореф. дис. . д-ра ист. наук. М., 1995. С. 13.

Даже для демократических государств актуальна задача защиты основ конституционного строя от посягательств экстремистских антиправительственных групп, поэтому общество вынуждено в целях обеспечения гармоничности и стабильности собственного развития санкционировать использование скрытых, секретных форм политического контроля. Однако их реализация в либеральных политических режимах законодательно ограничивается, коль скоро она сопряжена с возможностью вторжения в сферу продекларированных и гарантированных государством личных прав и свобод человека и гражданина (тайна переписки, телефонных разговоров, неприкосновенность жилища и т.д.).

При проведении политического контроля в демократических государствах используется наличие оппозиционных средств массовой информации, регулярной системы выборов, социологических опросов и т.п. Попытки бюрократических структур выйти за пределы предоставленных им полномочий грозят нарушителям серьезными политическими последствиями.

Несмотря на то что политический контроль, в том числе с применением нелегальных форм, осуществляется практически в любом государстве, проявление его отнюдь не сводится к какому-либо единому знаменателю, резко ужесточаясь в авторитарных и тоталитарных системах. Здесь проведение такового не ограничивается рамками закона, оно волюнтаристично и произвольно по своей сути, приобретает тотальный характер, включая в себя большое количество граждан. Под бдительным оком спецслужб с помощью развитой агентурной сети оказываются многие социальные и национальные группы, большинство населения страны. На первый план выдвигается, обретая подчас явно гипертрофированные черты, именно репрессивная сущность политического контроля. Он сориентирован не просто на подавление сил, угрожающих стабильности общества и государства, а прямо направлен против оппозиционных настроений в обществе, независимо от того, является оппозиция конструктивной или нет; он становится действенным средством выявления и преследования всякого инакомыслия, преодоления общественного плюрализма.

Особое внимание хотелось бы обратить на следующую закономерность: по мере движения государства от авторитаризма к тоталитаризму разного рода общественные объединения все в большей степени становятся не только объектами, но и субъектами политического контроля. Причем это касается не только общественно-политических организаций, близких к власти, но и религиозных, культурно-просветительных, спортивных и т.п. объединений, на первый взгляд совершенно не представляющих в силу своей аполитичности интерес для специализированных органов политического контроля. Интерес к общественным объединениям как к объектам политического контроля неминуемо расширяется в силу стремления власти к установлению своей монополии в самых разных сферах государственного влияния. Молодежь, например, значительно легче контролировать, если останется один — послушный власти — молодежный союз.

В то же время стремление к всеобъемлющей власти порождает у государства как перманентное недовольство спецслужбами и другими государственными органами, действующими в сфере политического контроля, так и стремление вовлечь в осуществление политического контроля все новые организации. В недемократическом обществе органом политического контроля неожиданно может стать любое общественное объединение. Если же оно мешает другим (как государственным, так и неформальным) органам политического контроля осуществлять его в определенном политическом пространстве, то власть стремится избавиться от него. Поэтому в тоталитарном или авторитарном государстве, как правило, даже при уменьшении субъектов политической системы регулярно растет количество политических противников (если не настоящих, то мнимых), а отсюда и возрастает необходимость разветвленного политического контроля.

В.С. Измозик в этой связи справедливо замечает: «В этом случае политический контроль приобретает весьма расширительное толкование. Авторитарные и тоталитарные режимы включают по сути в политический контроль также наблюдение за мыслями, за духовной сферой, т.е. контроль идеологический. Хотя само использование терминов «политический» и «идеологический» контроль предполагает наличие у каждого из них своей сферы употребления, но разделить, вычленить их границы в таких условиях представляется нам практически невозможным» . Не случайно в советской России в сводках спецслужб об антисоветских настроениях как синонимы использовались понятия «крестьянские настроения», «антивоенные настроения» и т.п. Традиционно в недемократических государствах под враждебными настроениями имеют в виду не только политические взгляды, но и восприятие того или иного произведения культуры, моды, оценки деятельности какого-либо чиновника и т.п.

Безусловно, политический контроль дифференцируется по отношению к различным группам населения. Применительно к молодежи в современной научной литературе выделяются следующие сферы, объекты политического контроля: контроль над формированием идейно-политических установок молодых людей; контроль над общественными объединениями, создаваемыми молодежью вне зависимости от сферы реализации уставной, программной деятельности; тщательное наблюдение за формированием опыта политической деятельности молодежи; контроль над действием различных политических институтов по отношению к молодому поколению.

Катков А.П. Политический контроль в советском обществе в 1920 — 30-е годы: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Саратов, 2000; Криворученко В.К. Наука о молодежи: история и политика. М., 1999; Никулин Р.Л. Социально-политические аспекты деятельности комсомола на начальном этапе сплошной коллективизации (1929 — 1930 гг. На материалах Тамбовского и Козловского округов ЦЧО). Дис. . канд. ист. наук. Тамбов, 2003 и др.

Особая роль политического контроля среди молодежи обусловлена тем, что молодое поколение — неотъемлемая часть общества, значительная по численности, потенциальным возможностям, роли и месту во всех сферах человеческой деятельности, что молодежи в силу ее психовозрастных особенностей наиболее присущи доверчивость, романтизм, политический инфантилизм.

Источник

Я не прошу сделать за меня домашнее задание. Я прошу проверить правильность моего доклада. Доклад небольшого размера.

Каким образом политические партии
могут осуществлять контроль над страной?

Итак, начнем с того, что напрямую партии не могут управлять
страной. Партия – организованная группа людей, разделяющих общую политическую
программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего
президента и сформировать правительство.

Из определения политической партии следует, что партия может управлять страной косвенно, или принимать в этом небольшое
по масштабам участие.

Партии не осуществляют контроль над странами, это делает государство, чьим
инструментом являются политические партии. Однако в тоталитарных системах
политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти.
Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках
весь объем властных функций.

Однако власть партии ограничена, притом жестоко регулируется законом. Ее
деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки,
нарушает требования конституции и закона, предъявляемые к политическим партиям.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов,
партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь
власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды
определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют
функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического
опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших
кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению
качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования.

Происходит это так: партия ставит в руководящие органы всех сфер деятельности
своих членов. В первую очередь это: министерство обороны, финансов, руководство
ЦентроБанка, внутренних дел. Через своих членов проводит изменение информации в
эфире радио и телевидения. Таким образом, члены партии доносят до жителей
страны свою идеологию и политическую программу.

Политические партии, особенно правящая, выдвигают свою идеологию, взгляды. Так
партии располагают к себе слушателей, тем самым увеличивая число
единомышленников.

Более масштабная, больше похожая на прямо осуществляемую, деятельность партии
по руководству страной – это выдвижение своего
кандидата на более значимую должность, нежели член партии. Член партии
может стать депутатом, губернатором, главой города, округа, области. Таким образом,
человек может дослужиться до самых верхов власти, попасть в Госдуму. В нашей
стране члены политических партий заседают в Государственной Думе, поэтому могут
предложить законопроект, одобрить или не согласиться с ним. Кроме того, партии
могут выполнять правительственные функции, участвуя в разработке, применении и
внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или
контролируя органы власти. Введение или отмена законов – весьма значимое
явление в политической жизни, поэтому можно утверждать, что партии способны
регулировать жизнь страны.

Примером тому может служить наша Россия и политическая партия «Единая Россия» .
На выборах у этой партии не так много конкурентов, эта партия является
правящей, соответственно, принимает непосредственное участие в политической
жизни России.

Источник

Оцените статью