Политический режим примеры стран современного мира

Политический режим примеры стран современного мира

1. Виды политических режимов:

Они отличаются друг от друга по степени жёсткости и ширине контроля правительства по отношению к обществу. Тоталитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует в жёсткой форме все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную и семейную. Во всех этих сферах существует произвол и злоупотребления властей, которые могут нарушать закон. Авторитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества – политическую и отчасти экономическую или культурную, в этих сферах возможен некоторый произвол властей. Демократия – это политический режим, при котором правитель в рамках норм конституции может контролировать только политическую сферу, т.е. произвол правителя невозможен в принципе .

Тоталитаризм и демократия находятся на противоположных полюсах по оси «произвол властей – политическая свобода». Авторитаризм находится посередине этой оси. Американские социологи Фридрих и Бжезинский выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств:

· Широкое использование идеологии . Идеология называет цель, одобряемые образцы поведения, характеризует врагов в искажённой форме.

· Однопартийная система, которую возглавляет диктатор или коллективное руководство. Единственная партия проникает во все сферы жизни общества, от неё исходит власть, престиж и деньги.

· Государственный террор , использование пыток и допросов против врагов правителя.

· Контроль над средствами массовой информации . Оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения и поощряется поведение, угодное режиму.

Читайте также:  Страны для которых характерно опустынивание

· Контроль запасов оружия , который предотвращает возможность вооружённого сопротивления режиму.

· Контроль над экономикой с помощью государственных планов.

Н. Смелзер называет следующие черты представительной демократии :

· Индивидуализм . Равенство всех людей перед законом.

· Конституционная форма правления . Права человека. Разделение властей с целью исключить тиранию и произвол властей.

· Выборы правителей и законодателей , срок полномочий которых ограничен.

· Лояльная оппозиция , которая имеет право критиковать правительство.

2. Примеры политических режимов.

Примеры тоталитарных режимов:

· Коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились два подобных режима – режим Р. Кастро Рус на Кубе и режим Ким Чен Ира в Северной Корее, которые держат своё население на грани голода. Режим Северной Кореи пытается выжить и угрожать другим странам с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.

· Фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. Националистический режим императора Хирохито в Японии. Эти режимы были разгромлены в результате второй мировой войны.

· Исламско-фундаменталистский режим талибов в Афганистане, режим имама Хомейни в Иране. Этот режим сохранился до сегодняшнего дня и пытается угрожать миру с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия. Режим талибов был разгромлен в результате военной операции, проведённой США.

Примеры авторитарных режимов : режим генерала Пиночета в Чили, генерала Франко в Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный президент, который стремится править третий срок и более, фактически рискует стать авторитарным правителем, Примерами подобных правителей на постсоветском пространстве являются Лукашенко в Белоруссии, ныне покойный Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане, Назарбаев в Казахстане. Путин отказался баллотироваться на третий срок. Он не захотел отменять статьи конституции о запрете баллотироваться на пост президента на третий срок. Он провёл некоторые политические реформы, которые позволили навести порядок в стране.

3. Биография Алексиса де Токвиля.

Годы его жизни Алексиса: 1805-1859 гг. Его родители были аристократами, которых якобинцы бросили в парижскую тюрьму, От гильотины их спасло свержение якобинской диктатуры и арест тирана Робеспьера. Алексис изучал право, а затем работал судьёй-аудитором в Версале. Он получил задание от министра – изучить тюремную систему в США и 10 месяцев путешествовал по этой стране. Затем он ушёл в отставку и написал книгу «Демократия в Америке». В 1949 году он в течение 5 месяцев был министром иностранных дел Франции. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «Старый режим и революция».

4. Токвиль о преимуществах демократии перед диктатурой.

Диктатура – это сильная власть, которая часто означает тиранию . По сравнению с диктатурой демократия даёт благополучие и достаток гражданам вместо могущества и славы для нации, мирные навыки вместо героизма, благополучное общество вместо блестящего. По нашему мнению, великих потрясений в России 20 в. было слишком много, сегодня для России требуется благополучие и спокойное развитие, чтобы восстановить силы, поднять численность населения.

При демократии не существует сословных и номенклатурных привилегий, Токвиль развивал теорию Монтескье о разделении властей. Токвиль провозгласил начало великой демократической революции. Образец демократических институтов он увидел в США. Свобода – это отсутствие произвола властей. Демократия – это власть на основе закона . Современная промышленность и торговля принципиально не могут породить аристократию, ибо фортуна в этих областях – это вещь непостоянная, к тому же между предпринимателем и наёмным рабочим нет патриархальных отношений.

5. Причины, превратившие США в либеральную демократию:

· Огромная территория страны.

· Отсутствие внешних врагов.

Кстати, у России всегда было много внешних врагов – кочевники (половцы, печенеги, монголы), Золотая Орда, Литва, Польша, Швеция, Османская империя, наполеоновская Франция, Британская империя, Германская империя, Японская империя, США, поэтому так трудно приживается демократия на российской почве. Россия шагала по трупам этих великих империй. Территория, на которой возникли США, до этого момента была почти не заселена, если не считать малочисленное индейское население, которое к тому же было уничтожено или вымерло в ходе завоевания территории. Но у России всегда была огромная территория, населенная завоёванными и добровольно присоединившимися народами, эти обстоятельства тоже мешали установлению демократии в России. Для концентрации всех сил на борьбу с внешним врагом и подавления сопротивления завоёванных народов нужно было иметь диктаторскую власть внутри страны.

В США был изобретён принцип федерализма , который позволил сочетать преимущества больших и малых государств – силу и свободу. Внутри федеративного государства не должно быть внутренних таможен. Американские партии не имеют непреодолимых идеологических разногласий, а предпочитают спокойное, прагматичное обсуждение задач, встающих перед обществом. Свобода прессы лучше цензурного гнёта. Россия сегодня тоже является федеративным государством. 6.Нравы и верования.

Американцы соединяют религиозный дух с духом политической свободы. Необходимо внедрять в сознание людей моральную и религиозную дисциплину. Это выгоднее, чем запугивать их жестокими карами. Если античная демократия была основана на добродетели, то американская демократия – на стремлении к обогащению. Токвиль предвидел ужасные конфликты между белыми и чёрными гражданами в Америке. Американцы истребляли индейцев, соблюдая формально все законы человечности.

7.Французская и русская революции.

Эти революции напоминают религиозную смуту, ибо предполагалось спасти всё человечество. По мнению Р. Арона, русская революция является крушением политических учреждений в ходе экономической модернизации сверхбыстрыми темпами. Французская и русская революции делались по научным рецептам, но учёные иногда могут ошибаться, они склонны отрицать пользу религии и здравого смысла. Приходится сожалеть, что французские революционеры искоренили аристократию, а не подчинили её власти закона. Тем самым был уничтожен интеллектуальный генофонд нации.

Токвиль пытался построить теоретический образец демократии. Если в демократическом обществе появляются деспоты, то они стремятся развязать войну, чтобы укрепить свою власть и одновременно угодить генералам. Политические режимы рушатся тогда, когда никто не хочет за них сражаться, когда к правителям начинают относиться с презрением, это презрение парализует даже тех, кто заинтересован в самозащите. Эти слова были сказаны о французском короле Луи Филиппе и революции 1848 г.

Вопросы для размышления.

1.Что хуже для общества, тоталитаризм или авторитаризм, авторитаризм или демократия?

2.Назвать идеологические цели, которые обещали построить коммунисты и фашисты.

3. Какие режимы в России рухнули из-за презрения граждан к правителю?

4. Приведите примеры других тоталитарных и авторитарных режимов, не указанных в тексте параграфа.

Источник

Политический Режим

Политический режим — это набор политических учреждений, через которые государство организовано для осуществления своей власти над обществом.

Следует отметить, что это определение действительно, даже если правительство считается незаконным.

Нужно соблюдать одну меру предосторожности при изучении данного предмета — очень сложно классифицировать формы правления. Каждое общество уникально во всех отношениях и действует в соответствии со своими специфическими социальными и силовыми структурами. Таким образом, как утверждают некоторые ученые, есть столько форм правления, сколько существует обществ.

Виды политических режимов

Демократия

Демократические политические режимы характеризуются свободными выборами, свободой печати, уважением конституционных гражданских прав, а также свободой организации и выражения своих политических убеждений. Вкратце, в этом типе режима правительство создано из людей и для служения людям.

Примеры демократического режима: Норвегия, Новая Зеландия.

Авторитаризм

В авторитарном политическом режиме конституционными нормами манипулируют или переделывают их в соответствии с интересами группы лиц или партии, которым принадлежит власть.

Авторитарные режимы описывают форму правления государственной власти с особым значением, такую как республика или союз. Это политическая система, контролируемая не избранными на выборах законодателями, которые обычно допускают некоторую степень свободы личности.

Это поведение, при котором учреждение или лицо переступают пределы возложенных на них полномочий.

Примеры авторитарного режима: Саудовская Аравия, Судан.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим (или тоталитарный тип режима) — это политическая система, в которой государство, обычно находящееся под контролем одного человека, политика, группы или социального класса, не признает никаких ограничений своей власти. И всегда, когда это возможно, стремится контролировать все аспекты общественной и частной жизни индивидуума.

Тоталитаризм характеризуется соединением авторитаризма (где обычные граждане не принимают значительного участия в принятии государственных решений) и идеологии (широко распространённая обнародованная схема ценностей, для руководства если не всех, то большинства аспектов общественной и частной жизни индивидуума).

Тоталитарные режимы или движения удерживают политическую власть посредством всеобъемлющей политической пропаганды, распространяемой через контролируемые государством средства массовой информации, контроля над экономикой, злоупотребления законами, ограничения свободы слова, надзора, и других средств.

Примеры тоталитарного режима: нацистская Германия Адольфа Гитлера, с 1933 по 1945 годы; фашистская Италия во времена Бенито Муссолини с 1922 по 1943 годы.

Сходства и различия между авторитарным и тоталитарным режимами

Авторитарный и тоталитарный режимы имеют некоторые сходства. Они схожи главным образом тем, что оба являются диктаторскими режимами с централизованными государствами. Однако у каждого есть существенные характеристики, которые их отличают:

  1. У авторитарного режима есть один правитель, лидер или комитет, так же как и у тоталитарного, только в более экстремальном виде.
  2. Тоталитаризм правит народом своей харизмой, в то время как авторитаризм навязывает страх тем, кто против него, и награждает тех, кто ему верен.
  3. Тоталитарный лидер — скорее “идеолог божий”, который спасёт людей, тогда как лидер авторитарного режима больше концентрируется на контроле общества и своём статусе как индивидуалиста.
  4. Тоталитаризм использует своё лидерство «пророка» для управления людьми, в то время как при авторитаризме используются политические партии, массовые организации и другие доступные способы, чтобы подчинить людей и заставить следовать за лидером.
  5. В авторитаризме централизованное государство пытается замаскировать диктатуру. Это авторитарное государство, но оно как-будто допускает некоторую открытость для демократии (только на словах, на практике это не так). Также государство имеет контроль над профсоюзами, над массовыми организациями и так далее. Но допускает существование более чем одной политической партии.
  6. В тоталитаризме широко используется психологический и физический террор (вплоть до физического уничтожения своих политических противников, а также тактика запугивания). Государство или диктатор контролируют всё: экономику, промышленность, культуру и т. д. Существует только однопартийная система.

Различия между политическим режимом, политической системой и формой государства

Политический режим, принятый государством, не следует путать с его государственной формой (унитарное государство или федеративное) или с его системой правления (президентская или парламентская среди прочих).

Государственная форма

Принцип организации государственной власти и территории государства. Может быть унитарной или федеративной.

Федеративное государство

Форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и др.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти (например, США).

Унитарное государство

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший государственный представительный орган, одно правительство и т. д., что создаёт организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны (например, Франция).

Система правления

В политологии система правления — это способ, посредством которого связаны полномочия, особенно законодательные и исполнительные.

Президентская система и парламентаризм

Система правления варьируется в зависимости от степени разделения властей. Начиная от строгого разделения законодательной и исполнительной власти (президентская система). Такая система правительства у Соединённых Штатов, где глава правительства также является главой государства. И доходит до полной зависимости правительства от законодательной власти (парламентаризм), функции главы правительства и главы государства не переплетаются. Такая система правления в Соединённом Королевстве Великобритании.

Полупрезидентская система

Ещё существует полупрезидентская республика (форма правления / система). Это система правления, при которой глава правительства (обычно с титулом премьер-министра) и глава государства (обычно с титулом президента) в какой-то мере разделяют исполнительную власть и оба участвуют в ежедневном управлении государством. Эта система отличается от парламентаризма тем, что при ней есть глава государства, обычно избираемый прямым голосованием, с полномочиями, которые делают его более чем просто протокольной фигурой. Также отличается и от президентской, так как имеет главу правительства с некоторыми обязанностями в законодательном органе. Франция предпочла именно такую систему правления.

Президентская система

  1. При этой системе устройства глава правительства также является главой государства, но здесь существует разделение исполнительной власти от других ветвей (законодательной и судебной).
  2. У главы государства/правительства также есть большая независимость в своих политических обязанностях и полномочиях.
  3. Президент осуществляет исполнительную власть, в то время как две другие ветви власти (законодательная и судебная) имеют независимость в управлении.

Парламентаризм

  1. Существует «зависимость» между исполнительной и законодательной ветвями власти, поскольку первая основана на второй. Именно законодательный орган (парламент, в России это двухпалатное Федеральное Собрание, в котором есть Государственная Дума и Совет Федерации) выбирает представителя исполнительной власти (главу Правительства).
  2. Глава государства, в отличие от главы правительства, не несёт политических обязанностей.
  3. Для формирования и правления исполнительная власть нуждается во власти парламента.

Республиканская форма правления

Также в российском конституционном лексиконе существует такое понятие, как «республиканская форма правления». Это, в свою очередь, означает, что Россия — демократическое федеративное правовое государство с р. ф. п.: принадлежность народу всей полноты власти в стране, т.е. избрание народом для осуществления государственной власти и местного самоуправления соответствующих органов, невозможность получения власти в порядке её наследования либо захвата или присвоения.

Форма правления в России

Власть в РФ организована так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Таким образом, можно говорить о смешанной республике. Но так как приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, российская республика может быть либо президентско-парламентской, либо полупрезидентской — эта дилемма продолжает быть темой дискуссий в сфере российского конституционного права.

Однако в ст. 1 Конституции РФ говорится о «республиканской форме правления». И потом конкретизируется в других статьях, посвящённых полномочиям президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.

Источник

Оцените статью