Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.Признаки:1. Политический режим нельзя причислять к формам государственности – это содержательная, а не формально-юридическая характеристика, власть может осуществляться в самых разных формах и в зависимости от этого складывается и политический режим. 2. Политический режим характеризует не только деятельность государства, он описывает все проявления политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не входящими в структуру государства (партии, религиозные объединения и другие), формально нерегулируемую власть.3. Политический режим, т.е. применение государственной власти не ограничено целями государства, так как она направлена и на достижение общественной пользы.
Существенными свойствами политического режима следуют называть следующее:
— характеристика правового статуса личности;
— отношение власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав;
— степень централизации управления территориями.
Демократический режим- (США, Франция, Германия, Великобритания):
власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания), реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, многопартийная система, политический плюрализм, при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
Недемократический политический режим. Суть тоталитаризма определяется именно монополизацией власти и бесконтрольным ее осуществлением. Тоталитарный режим –. в стране с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, всеобщих свободных выборов, отсутствует демократическая конституция, граждане не могут защищать свои права в суде, суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей.Самой крайней формой тоталитарного режима является фашистский режим.В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический.Чрезвычайно недемократическими были и расистские режимы.В числе тоталитарных режимов называют и диктаторскую тиранию.
Авторитарный режим является промежуточной формой – смягченной формой тоталитарного режима либо разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических принципов. Разновидность авторитарного режима – клерикальный режим, основанный на господстве религиозной знати. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного или авторитарного режима. Это означает полное господство армии в государствеТеократич. режимы. Существует и такой режим, в котором полит. власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общ., в том числе и полит. отн. являются предписания религ. происхожд., религиозные каноны – этот режим теократия. Либерально-полит. режим – характерен для стран 19 в., в наст. время – Индия, Филиппины. Высокая степень полит. свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демокр. и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.
15. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности. Концепции прав личности
Правовой статус личности — совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и достоинство личности; право на личную жизнь; свободу передвижения и выбор места жительства; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную принадлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством;право на обращение в государственные органы; право на объединение, свободу союзов; свобода собраний и других публичных мероприятий, право собственности; право на осуществление предпринимательской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достойный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в случае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.
Особую группу составляют экологические права: право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей, которые закрепляются далеко не во всех конституциях, обязанность соблюдать конституцию и законы; воинская обязанность; обязанность платить налоги; беречь окружающую среду. Некоторые обязанности (например, воинская) принадлежит только гражданам, другие обязанности обычно не зависят от гражданства.
Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Гражданство
Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей.
Основания приобретения гражданства
1)по факту рождения получило название филиация
— Право крови — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства.
— Право почвы — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.
2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.
3) Признание гражданства — один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение.
4)Восстановление в гражданстве — это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по каким-либо причинам.
5)Оптация— это выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством .
6)Трансферт — изменение гражданства без права выбора, связанное с переходом части территории к другому государству.
Прекращение гражданства может иметь место в результате
1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.
2)Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
3)Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение.
17. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданстваПравовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент.Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.
Источник
Политические режимы в зарубежных странах. — Ответы к экзамену по дисциплине — Конституционное право зарубежных стран
Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) власти.
В зависимости от набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический (фашистский, тоталитарный, авторитарный). Из двух разновидностей политического режима исторически первым был авторитаризм, возникший в глубокойдревности в государствах Востока.
Основными чертами демократического режима являются следующие:
— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
— существует правовое государство и гражданское общество;
— центральные и местные органы государственной власти являются выборными и сменяемыми, подотчетными избирателям;
— силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под гражданским контролем;
— широко используются методы убеждения, компромисса;
— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
— существует политический плюрализм, в том числе многопартийность, легальная политическая оппозиция;
— распространена гласность, отсутствует цензура;
— реально осуществляется принцип разделения властей.
Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических по
средников. Отсюда и ее название — «непосредственная», которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные и местные обсуждения.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии тоталитаризма и отражают его суть.
Основными чертами тоталитарного политического режима являются следующие:
— государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
— общество полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа;
— господствует монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д., вплоть до личной жизни;
— государственная власть формируется на бюрократической основе, по закрытым каналам, окружена секретностью и недоступна для контроля со стороны граждан;
— доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
— властвует одна партия, происходит фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрещена легальная деятельность оппозиционно настроенных сил;
— права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации.
— фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
— деятельность репрессивных государственных органов полностью бесконтрольна.
Авторитарный режим — государственно-политическое состояние общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом или классом, партией, элитной группой при минимальном участии народа. Главной его характеристикой является авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Источник
Лекция 5: «Политические режимы в зарубежных странах»
5.1. Понятие и сущность политического режима
Формы государства, рассмотренные в предыдущей главе, дают представление о внешнем выражении государственности. Однако, зная форму правления и форму государственного устройства конкретного государства, мы не получим точного представления о реальном политическом статусе социальных, национальных и религиозных групп, о фактической роли государственной власти.
Научный анализ государства невозможен без учета тех средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Речь идет о политическом режиме, который представляет собой совокупность средств и методов осуществления политической (и прежде всего государственной) власти. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства — о национально-территориальной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.
В настоящее время в отечественной науке конституционного права понятия государственного и политического режимов, как правило, различаются. Под государственным режимом обычно понимают формы, методы и способы осуществления государственной власти. Политический режимрассматривается как более широкое понятие — как функциональная характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной, общественной. Поскольку политический режим оказывает непосредственное воздействие на общественные отношения, регулируемые конституционным правом (форма государства, основы взаимоотношений государства с обществом и личностью), и зачастую предопределяет реальность функционирования конституционных норм, считаем возможным сохранить терминологию первых изданий учебника.
Термин «политический режим» широко применяется во французском конституционном праве и политической науке, но ему там дается более широкое толкование. Один из крупнейших французских политологов, Морис Дюверже, включает в политический режим следующие элементы: правительственную власть и подчинение ей граждан, избрание правительственных органов, структуру правительства, ограничение власти правительства (Duverger M. Institutions Politiques et Driot Constitutionnel. P., 1970. P. 13 — 14). Еще шире толкует это понятие профессор Жорж Бюрдо, фактически приравнивая политический режим к политической системе (Burdo G. Driot Constitutionnel et Institutions Politiques. P., 1974. P. 165 — 185).
В англо-американской политической науке понятие политического режима встречается редко и не имеет строго определенного содержания.
На всем протяжении своего существования западные государства прибегали к двум основным методам властвования (управления конкретной человеческой общностью), которые на разных этапах осуществлялись либо в более или менее чистом виде, либо сочетались, — авторитарному и демократическому.
Характерным свойством демократического метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократическая общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов. Демократия может быть политической и не политической, государственной и не государственной, но при этом она всегда представляет собой правление по воле большинства. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания, правила поведения. Иначе оно будет принуждено к этому правящим большинством. Когда мы говорим о демократии как о правлении большинства, то имеем дело с понятием, т.е. с абстракцией, но, будучи наполнена конкретным историческим содержанием, демократия не может быть ничем иным, как конкретной исторической категорией. Нет и не было демократии вообще, «чистой» демократии.
Характерным признаком недемократического (авторитарного) метода является то, что управление человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Люди, составляющие эту общность, участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются, как правило, насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.
Источник