Политическое развитие страны краткое содержание параграфа

Урок истории России по теме «Политическое развитие страны». 7-й класс

Класс: 7

Основные понятия: самодержавие, Боярская Дума, Приказы, Земские соборы, воеводы уезды, стан, волость, земские и губные избы, разряд, Соборное уложение.

Оборудование: презентация «Политическое развитие России в XVII в.». (Приложение) Рабочие тетради к учебнику « Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.»

Объявление темы урока и постановка учащимися цели урока

Учитель: «Посмотрите на название темы и плана урока. Определите на основание этого цель урока. Вспомните, что означает слово «политическое» .

Учащиеся должны примерно ответить: это слово означает управление государством. Так как в теме есть слово «развитие» , значит в XVII веке по сравнению с XVI в. Происходят изменения.

Предположим, что в плане перечислены названия органов управления государством. Значит, нам надо узнать, какую роль они играли, кто в них входил. Так как в 1 пункте указана фамилия царей первых Романовых, значит, нам надо выяснить какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.

Таким образом, можно поставить цель: узнать, как изменилось управление государством. Доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия. Слайд 3.

I. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы узнать, кто входил в состав органов управления, нам надо вспомнить основные сословия.

Дайте определение, что такое сословие.

Слайд 5. Установите соответствия между понятиями и определениями.

1 Приказные люди А Были полной собственностью дворян, монастырей, бояр, царской семьи.
2 Казаки Б Сохраняли личную свободу и несли государственную повинность.
3 Черносошные крестьяне В Часть этой категории населения жила в белых слободах, не облагаемых податью до середины XVII
4 Владельческие крестьяне Г Особое военно-служилое сословие.
5 Городское население Д Руководители делопроизводства в органах центральной исполнительной власти.

II. Изучение нового материала.

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
2. Земские соборы.
3. Боярская дума.
4. Приказы.
5. Местные управления.
6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Слайд 6. Рассматривается система государственного устройства России в XVII в. Если нажимать курсором на элементы (рисунки) схемы, то можно по гиперссылке перейти на слайд с соответствующим понятием и вернуться обратно.

Учитель, рассказывает, используя, слайды 7,8 по первому пункту плана в объеме учебника А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век.

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти

Закрепление материала. Задание 2 в рабочей тетради к учебнику.

Проведите стрелки и заполните пропуски в схеме.

Пункты плана 2, 3, 4. Работа в группах. Учащиеся выполняют самостоятельно по тексту учебника. 1 группа – Земские соборы. 2 группа – Боярская дума. 3 группа – Приказы. Учащиеся должны ответить на вопросы:

– какую роль они играли,
кто в них входил,
какие вопросы (дела) решали,
какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.

В итоге доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия.

Для афиширования ответов учеников можно использовать материал на Слайдах 10–14.

5. Местное управление.

Слайд 15. Учитель рассказывает о воеводах.

Слайд 16. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выполняют задание 3 в рабочей тетради. Соотнесите термины и его объяснение.

Термины Объяснения
1) Уезды. А) Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.
2) Стан. Б) Административно-территориальная единица, часть уезда.
3) Волость. В) Военно-административная единица, объединявшая группу городов-крепостей для обороны от внешних врагов.
4) Воевода. Г) Основная административно-территориальная единица в XVII в.
5) Земские и губные избы. Д) Глава уезда, приграничного города.
6) Разряд. Е) Органы местного самоуправления.

6. Законы. Соборное уложение 1649 года.

Рассказ учителя. Слайд 17.

– В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение – общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

– В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) – это означало окончательное закрепощение крестьян.

Вывод по теме урока можно сделать по Слайду 18 или схеме на Слайде 19.

– Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.

III. Закрепление изученного материала.

Слайд 20. Установите соответствие между органами власти и возложенными на них функциями.

Органы власти. Функции.
1 Боярская Дума. А Распределение дворян и бояр на царскую службу, сбор налогов с поместий и вотчин.
2 Приказы. Б Осуществление судебной и административной власти в приграничных городах.
3 Земские соборы. В Обсуждение законов, введение новых налогов.
4 Воеводы. Г Представление царю нужд и просьб различных слоев населения.
Органы власти. Функции.
1 Боярская Дума. А Рассмотрение жалоб и прошений поместного дворянства, земельные пожалования.
2 Приказы. Б Осуществление военной и административной власти на местах.
3 Земские соборы. В Обсуждение вопросов войны и мира.
4 Воеводы. Г Представительство перед царем интересов населения.

5. Подведение итога урока.

Выставление оценок. Рефлексия.

6. Домашнее задание:§6, вопросы, записи, термины, рабочая тетрадь.

  1. Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII вв. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011–2013.
  3. История России. Конец XVI– XVIII вв.7 класс: поурочные планы по учебнику А.А Данилова, Л.Г. Косулиной/авт.-сост. Н.Ю.Колисниченко.– 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 447 с.

Источник

Политическое развитие в 1920-е годы

Урок 15. История России 10 класс ФГОС

Конспект урока «Политическое развитие в 1920-е годы»

У Ленина было более ста пятидесяти различных псевдонимов. Наиболее распространённые из них – Тулин, Старик, Статист, Фрей, Ильин, Петров, Мейер. В начале XX века вышла работа Владимира Ильича, подписанная новым псевдонимом Ленин. Существуют несколько версий, почему именно на этом варианте остановился лидер большевиков.

По одной из них, Владимир Ульянов был знаком с семьёй Лениных, которая проживала в Петербурге. В 1900 году один из братьев Лениных когда возникло подозрение, что власти откажут в выдаче Ульянову заграничного паспорта, передал ему паспорт своего смертельно больного отца, исправив в нём дату рождения.

Именно под этой фамилией Владимир Ульянов в 1901 году опубликовал свои статьи в журнале «Заря».

В ходе урока вы узнаете о трудностях реализации нэпа, борьбе за власть после смерти Ленина, ликвидации оппозиции внутри ВКП(б), ужесточении политического курса.

Нэп противоречил лозунгам большевиков. Они обещали построить социализм, при котором не будет денег. Однако на практике появились мелкие предприниматели, а крестьяне оказались втянуты в рыночные отношения. Соответственно, это привело к усилению имущественного неравенства.

Нэпманы и кулаки не имея политической власти, могли подкупить чиновника и получить то, что им нужно.

Многие большевики чувствовали, что их надежды обмануты. Широкое распространение получили антинэповские настроения.

Советское правительство осознавало, что если не перейти к рыночным отношениям, то экономика рухнет. В то же время усиление позиций буржуазии и расширение свобод могли привести к утрате большевиками власти.

Распространение антинэповских настроений затрудняло проведение нового экономического курса. 1920-е годы стали периодом колебаний между демократизацией и усилением репрессий.

Люди боялись проявлять экономическую инициативу. Поэтому правительство занялось созданием правовой основы, защищавшей граждан и их имущество.

В начале 1920-х годов вместо Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем было создано Объединённое государственное политическое управление. Его председателем назначили Феликса Эдмундовича Дзержинского.

Основной задачей ОГПУ была борьба с контрреволюцией и шпионажем. Представитель ОГПУ являлся обязательным членом Верховного Суда.

Революционные трибуналы заменили обычными судами.

Были приняты уголовный и гражданский кодексы, а также Законы о труде. Все новые законодательные акты отвечали потребностям нэпа.

Продолжались репрессии в отношении противников большевиков. Значительно усилилась однопартийная диктатура.

Летом 1922 года состоялся судебный процесс над руководителями эсеров. Их обвинили в организации терактов против большевиков. Лидеров партии условно приговорили к смертной казни. Позже её заменили на пятилетнее тюремное заключение с последующей высылкой в отдалённые районы страны.

Жестоким репрессиям подвергались священнослужители. Под арестом в Донском монастыре находился патриарх Тихон.

В Советском государстве существовала диктатура пролетариата. Рабочий класс имел преимущественные права во всём. В то же время правительство было заинтересовано завоевать симпатии крестьян.

В 1925 году прошли перевыборы в местные Советы. Крестьяне-кулаки, которые раньше не могли участвовать в выборах, получили избирательные права.

Эта идея вызвала недовольство руководителей на местах. Они опасались, что потеряют власть.

После 1925 года политический курс ужесточился. Зажиточных крестьян вновь лишили избирательных прав.

Подобные колебания во всех сферах жизни общества были вызваны политической борьбой внутри партии.

Причинами споров среди большевиков стали поиски путей развития страны и борьба за власть между партийными лидерами.

В начале 1920-х годов вождём партии оставался Владимир Ильич Ленин. Важную роль играли Григорий Евсеевич Зиновьев, Лев Борисович Каменев, Иосиф Виссарионович Сталин, Лев Давидович Троцкий, Николай Иванович Бухарин и Михаил Иванович Калинин.

Наиболее сильными были разногласия между Лениным и Троцким. На X съезде РКП(б) сторонники Ленина получили большинство мест в партийных органах.

Ленин выступил инициатором принятия резолюции «О единстве партии». Она запрещала создание фракций – обособленных группировок внутри партии. Резолюция стала орудием борьбы с инакомыслящими. Фракционной деятельностью считалась любая критика руководства партии.

Фактически власть была сосредоточена в руках Политбюро. Его членов избирали на пленумах ЦК РКП(б).

Опорой Ленина в борьбе за лидерство стал Сталин. В начале 1922 года Сталин был избран на должность генерального секретаря ЦК РКП(б). В его задачи входило руководство партийным аппаратом.

Ситуация осложнилась из-за болезни Ленина. Его союзники начали борьбу за власть. В Политбюро образовалась «тройка», в которую вошли Зиновьев, Каменев и Сталин. Основана «тройка» была на противодействии Троцкому, возглавлявшему Красную Армию и обладавшему значительным влиянием.

Ленин пытался предотвратить раскол в партии. В конце 1922 года он надиктовал «Письмо к съезду», известное также как «Завещание Ленина».

Ленин предлагал расширить состав руководящих органов.

Предупреждал о расколе в партии из-за конфликта Сталина и Троцкого.

Рекомендовал сместить Сталина с поста генерального секретаря ЦК партии.

В 1923 году Ленин окончательно отошёл от политики. Он переехал жить в подмосковную усадьбу Горки. 21 января 1924 года Ленин умер.

На XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года «Письмо к съезду» было оглашено делегациям.

В 1925 году в Политбюро оформилась «новая оппозиция», которую возглавили Зиновьев и Каменев. Они считали, что экономический курс, принятый в годы нэпа, усиливает кулаков в деревне. В то время как большинство членов Политбюро утверждало, что ограничение кулаков приведёт к свёртыванию нэпа.

Центром «новой оппозиции» стала Ленинградская партийная организация, которую возглавлял Зиновьев. Но её поддержки было недостаточно.

В декабре 1925 года состоялся XIV съезд партии. На нём РКП(б) была переименована в ВКП(б) – Всесоюзную коммунистическую партию.

На XIV съезде Сталину удалось разгромить «новую оппозицию».

Руководителем Ленинградской области вместо Зиновьева стал Сергей Миронович Киров.

Вскоре Зиновьев и Каменев наладили контакт с Троцким. Они образовали «объединённую оппозицию», лозунгом которой был: «Перенесём огонь направо – против нэпмана, кулака и бюрократа». Оппозиция выступила с обвинениями Политбюро в бюрократизме и узурпации власти.

Они продвигали идею «сверхиндустриализации» за счёт массовой выкачки средств из деревни. Усилив экономическое давление на крестьян можно было получить дополнительные средства и направить их на развитие промышленности.

Сталин, в свою очередь, считал, что нужно сохранить баланс в развитии сельского хозяйства и промышленности.

Партийный аппарат и государственные органы находились под контролем Политбюро. Зиновьев, Троцкий и Каменев были исключены из его состава.

Для борьбы с оппозицией привлекли органы государственной безопасности.

На десятую годовщину Октябрьской революции оппозиционеры организовали митинги. Но их быстро разогнали. Лидеров оппозиции и их наиболее активных участников исключили из партии, многих отправили в ссылку.

В 1928 году Троцкого выслали в Казахстан. При чем он отказался сам идти на вокзал, поэтому сотрудникам ГПУ пришлось нести Троцкого на руках.

В 1929 году Троцкий был выслан за пределы СССР на остров Бююкада.

Борьба внутри партии сказалась на политическом развитии страны. Большевики понесли значительные кадровые потери. Ослабла система коллективного руководства.

Выдвижение кадров происходило на основе преданности того или иного человека лидерам партии. Оппозиционные настроения пресекались органами государственной безопасности. Всё это вело к утверждению единовластия.

Руководство страны, занятое внутрипартийной борьбой, отвлекалось от реальных проблем. Часто принимались решения, обоснованные только идеологическими мотивами.

Государство усилило давление на кулаков и нэпманов. Их ограничивали в правах; подвергали арестам; обкладывали дополнительными налогами.

Эти действия наносили существенный вред экономике СССР.

Обострилась международная обстановка.

В феврале 1927 года английский министр иностранных дел Чемберлен потребовал от советского правительства прекратить антианглийскую пропаганду. Чемберлен угрожал разрывом торгового соглашения и прекращением дипломатических отношений.

В мае английская полиция провела обыски в помещениях Всероссийского кооперативного акционерного общества в Великобритании. Полицейские искали доказательства шпионской деятельности сотрудников компании.

Советское правительство выступило с нотой протеста. Английское правительство, в свою очередь, разорвало с СССР дипломатические отношения.

7 июня 1927 года на варшавском вокзале был застрелен посол СССР в Польше Пётр Лазаревич Войков. Убийство совершил деятель российской Белой эмиграции Борис Коверда.

Ответом на убийство Войкова стала казнь двадцати бывших дворян, которые либо находились к тому моменту в тюрьмах по различным обвинениям, либо были арестованы уже после убийства Войкова.

Советское правительство было уверено, что против молодого государства пытаются развязать войну. Началось проведение учебных мобилизаций в армию.

Усилились репрессии против тех, кто мог представлять опасность в случае войны.

Эти события получили название «военная тревога». Они подорвали и так слабую правовую систему новой экономической политики. Создали предпосылки для волны репрессий.

Слухи о войне быстро распространились в народе. Люди стали массово закупать продовольствие и промышленные товары.

Крестьяне надеялись на резкий рост цен и не торопились продавать свою продукцию.

Всё это привело к кризису в СССР, который окончательно разрушил систему новой экономической политики.

Давайте подведём итоги.

В 1920-е годы широкое распространение получили антинэповские настроения.

Было создано Объединённое государственное политическое управление во главе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским.

Причинами споров среди большевиков стали поиски путей развития страны и борьба за власть между партийными лидерами.

После смерти Ленина разгорелась борьба за власть в партийном руководстве. Победу в этой борьбе одержал Иосиф Виссарионович Сталин.

«Военная тревога» в СССР привела к разрушению системы нэпа.

Источник

Читайте также:  Стране повезло с ней
Оцените статью