Политическое развитие страны урок фгос

Урок истории России по теме «Политическое развитие страны». 7-й класс

Класс: 7

Основные понятия: самодержавие, Боярская Дума, Приказы, Земские соборы, воеводы уезды, стан, волость, земские и губные избы, разряд, Соборное уложение.

Оборудование: презентация «Политическое развитие России в XVII в.». (Приложение) Рабочие тетради к учебнику « Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.»

Объявление темы урока и постановка учащимися цели урока

Учитель: «Посмотрите на название темы и плана урока. Определите на основание этого цель урока. Вспомните, что означает слово «политическое» .

Учащиеся должны примерно ответить: это слово означает управление государством. Так как в теме есть слово «развитие» , значит в XVII веке по сравнению с XVI в. Происходят изменения.

Предположим, что в плане перечислены названия органов управления государством. Значит, нам надо узнать, какую роль они играли, кто в них входил. Так как в 1 пункте указана фамилия царей первых Романовых, значит, нам надо выяснить какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.

Таким образом, можно поставить цель: узнать, как изменилось управление государством. Доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия. Слайд 3.

I. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы узнать, кто входил в состав органов управления, нам надо вспомнить основные сословия.

Дайте определение, что такое сословие.

Слайд 5. Установите соответствия между понятиями и определениями.

1 Приказные люди А Были полной собственностью дворян, монастырей, бояр, царской семьи.
2 Казаки Б Сохраняли личную свободу и несли государственную повинность.
3 Черносошные крестьяне В Часть этой категории населения жила в белых слободах, не облагаемых податью до середины XVII
4 Владельческие крестьяне Г Особое военно-служилое сословие.
5 Городское население Д Руководители делопроизводства в органах центральной исполнительной власти.

II. Изучение нового материала.

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.
2. Земские соборы.
3. Боярская дума.
4. Приказы.
5. Местные управления.
6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Слайд 6. Рассматривается система государственного устройства России в XVII в. Если нажимать курсором на элементы (рисунки) схемы, то можно по гиперссылке перейти на слайд с соответствующим понятием и вернуться обратно.

Учитель, рассказывает, используя, слайды 7,8 по первому пункту плана в объеме учебника А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. Конец XVI-XVIII век.

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти

Закрепление материала. Задание 2 в рабочей тетради к учебнику.

Проведите стрелки и заполните пропуски в схеме.

Пункты плана 2, 3, 4. Работа в группах. Учащиеся выполняют самостоятельно по тексту учебника. 1 группа – Земские соборы. 2 группа – Боярская дума. 3 группа – Приказы. Учащиеся должны ответить на вопросы:

– какую роль они играли,
кто в них входил,
какие вопросы (дела) решали,
какое взаимоотношение было между царем и этими органами управления.

В итоге доказать, что в XVII в. происходило усиление самодержавия.

Для афиширования ответов учеников можно использовать материал на Слайдах 10–14.

5. Местное управление.

Слайд 15. Учитель рассказывает о воеводах.

Слайд 16. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника и выполняют задание 3 в рабочей тетради. Соотнесите термины и его объяснение.

Термины Объяснения
1) Уезды. А) Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом.
2) Стан. Б) Административно-территориальная единица, часть уезда.
3) Волость. В) Военно-административная единица, объединявшая группу городов-крепостей для обороны от внешних врагов.
4) Воевода. Г) Основная административно-территориальная единица в XVII в.
5) Земские и губные избы. Д) Глава уезда, приграничного города.
6) Разряд. Е) Органы местного самоуправления.

6. Законы. Соборное уложение 1649 года.

Рассказ учителя. Слайд 17.

– В 1649 г. Земский Собор принял Соборное уложение – общерусский свод законов.

В закон было введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государственной власти и церкви), за которое было предусмотрено суровое наказание.

– В нем отменялись урочные лета (бессрочный розыск беглых крестьян и большой штраф за укрывательство беглецов) – это означало окончательное закрепощение крестьян.

Вывод по теме урока можно сделать по Слайду 18 или схеме на Слайде 19.

– Таким образом, в течение 17 века усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; произошло окончательное оформление крепостничества.

III. Закрепление изученного материала.

Слайд 20. Установите соответствие между органами власти и возложенными на них функциями.

Органы власти. Функции.
1 Боярская Дума. А Распределение дворян и бояр на царскую службу, сбор налогов с поместий и вотчин.
2 Приказы. Б Осуществление судебной и административной власти в приграничных городах.
3 Земские соборы. В Обсуждение законов, введение новых налогов.
4 Воеводы. Г Представление царю нужд и просьб различных слоев населения.
Органы власти. Функции.
1 Боярская Дума. А Рассмотрение жалоб и прошений поместного дворянства, земельные пожалования.
2 Приказы. Б Осуществление военной и административной власти на местах.
3 Земские соборы. В Обсуждение вопросов войны и мира.
4 Воеводы. Г Представительство перед царем интересов населения.

5. Подведение итога урока.

Выставление оценок. Рефлексия.

6. Домашнее задание:§6, вопросы, записи, термины, рабочая тетрадь.

  1. Данилов А.А. История России. Конец XVI–XVIII вв. 7 класс – М.: Просвещение, 2011–2013.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI–XVIII вв. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2011–2013.
  3. История России. Конец XVI– XVIII вв.7 класс: поурочные планы по учебнику А.А Данилова, Л.Г. Косулиной/авт.-сост. Н.Ю.Колисниченко.– 2 изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 447 с.

Источник

Конспект и презентация к уроку истории по теме: » Политическое развитие страны»

Разработка предназначена для учебника Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Она поможет познакомить учащихся с первыми представителями династии Романовых и их политикой.

Целевая аудитория: для 7 класса

Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна
Место работы: МОУ Будинская ООШ
Добавил: Снежанка

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Подпишитесь на почтовую рассылку Учительского портала и получайте ссылки на новые разработки уроков, презентации, тесты и другие методические материалы на электронную почту. Это бесплатно!

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

© 2007 — 2021 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте (презентации, конспекты, статьи и пр.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.

Администрация сайта готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Источник

Разработка урока по истории на тему «Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.»

Дата проведения урока: 25.04.2017 г.

Тип урока: Урок новых знаний

Тема: «Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.»

Используемая интерактивная образовательная технология: групповая дискуссия. Суть: все ученики разбиваются на несколько микро-групп, получают задание и приступают к его обсуждению сначала внутри группы (обсуждение вполголоса), используя материалы учебника, а затем в каждой группе выбирается спикер, который выступает с кратким сообщением по заданной теме. Остальные группы задают уточняющие и смысловые вопросы, чем зарабатывают дополнительные баллы к основной оценке за выступление. В нашем случае по итогам групповой работы каждой группе требуется заполнить и сдать информационный лист.

Разработка новой Конституции России

Решение о разработке новой Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Б. Ельцин выступал за создание президентской республики, во главе которой стоит глава государства. Верховный Совет же предлагал сохранить полновластие Советов как источника всей власти.

1993 г. – Б. Ельцин созвал Конституционное совещание.

Борьба по поводу содержания новой Конституции между Президентом и Верховным Советом продолжалась весь 1992 г. и 9 месяцев 1993 г.

— ученики смогут узнать две точки зрения на содержание новой Конституции 1993 г.;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

Политико-конституционный кризис 1993 г.

Преодолеть разразившийся кризис к осени 1993 г., не меняя Конституцию, уже было невозможно.

Руководство ВС РСФСР во главе с председателей Р. И. Хасбулатовым не подчинились указу Б. Н. Ельцина и приняло постановление о прекращении полномочий Президента.

21 сентября 1993 г. – Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную Думу.

2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, 4 октября здание ВС РСФСР начали обстреливать из танков, к концу дня Белый дом был занят войсками, руководители сопротивления были арестованы.

— ученики смогут узнать о политико-конституционном кризисе 1993 г.;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

Конституция России 1993 г. и

Высший орган исполнительной власти- Правительство, законодательные функции закрепились за парламентом, состоящим из 2х палат – Совета Федерации и Гос. Думы. Высшим органом судебной системы являлся Конституционный суд.

12 декабря 1993 г. – выборы в Совет Федерации и Гос. Думу. За предложенный проект Конституции проголосовало 58,4%. Конституция закрепила принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную.

— ученики смогут узнать об особенностях Конституции 1993 г.;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

4.Российская многопартийность и строительство гражданского общества.

Значительным авторитетом в начале 1990-х гг. пользовались либеральные партии (ЛДПР во главе с В. В. Жириновским)

1993 г. – создана Коммунистическая партия РФ.

* Электорат – избиратели, поддерживающие ту или иную партию.

-ученики смогут узнать о процессе складывания российской многопартийности;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

5. Российский парламентаризм.

С 1995 г. Гос. Дума избирается на 4 года.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации, в него входили по 2 представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 1990-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов, такой порядок нарушал принцип разделения властей. В 1990-х гг. завершился процесс формирования системы законодательной власти в России. Это было результатом развития российского парламентаризма.

1993 г., 1995 г., 1999 г. – выборы в Гос. Думу.

В Гос. Думе работали 450 депутатов, 225 – по территориальным округам, 225 – по партийным спискам.

-ученики смогут узнать об особенностях российского парламентаризма;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

6.Президентские выборы 1996 г.

На выборах участвовали 11 кандидатов – лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели.

1996 г. – выборы Президента РФ. Победу одержал Б. Н. Ельцин.

-ученики смогут узнать о президентских выборах 1996 г.;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

7. Результаты политического развития в 1990-е гг.

Главным событием политической жизни страны стало формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни парламентаризм. Важным элементам стала многопартийность. Наряду с этим прослеживалось ослабление всех гос. институтов.

В 1990-е гг. были необходимы срочные шаги по укреплению гос. власти и обеспечению гос. единства РФ.

-ученики смогут узнать результаты политического развития в 1990-е гг.;

-ученики смогут продолжить формировать навык анализа учебного материала, выявления главного в нем.

Главное в содержании учебного материала:

На I съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. было принято решение о разработке новой Конституции РФ. Б. Н. Ельцин выступал за создание президентской республики, во главе которой стоит глава государства. Верховный Совет же предлагал сохранить полновластие Советов как источника всей власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, которые переросли в вооруженное восстание.

В 1996 г. прошли выборы Президента РФ, на которых победу одержал Б. Н. Ельцин.

В 1990-х гг. завершился процесс формирования системы законодательной власти в России. Это было результатом развития российского парламентаризма.

Главным событием политической жизни страны стало формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни парламентаризм. Важным элементам стала многопартийность. Наряду с этим прослеживалось ослабление всех гос. институтов.

Образовательная: познакомить учеников с особенностями политического развития Российской Федерации в 1990-е гг.

Воспитательная: продолжить формировать интерес к предмету, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Развивающая: продолжать развитие исторического понятийного аппарата учеников, формирование умений самостоятельно делать выводы и отвечать на вопросы.

1.Школьная доска, мел, указка

2. Учебник: Торкунов, А. В. История России, 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков, И. С. Семененко, А. Я. Токарева, В. Н. Хаустов, О. В. Хлевнюк, В. А. Шестаков – 3 ч. – М.: Просвещение,2016. – 160 с.

3. Информационные листы ответа групп учащихся

Учитель приветствует учеников, проводит перекличку.

«Здравствуйте, кадеты и воспитанницы! Давайте проверим, кто сегодня отсутствует»

Ученики приветствуют учителя

Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке (5 мин.)

Учитель: Прежде чем мы с вами приступим к новой теме, давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Какова была тема прошлого урока? («Российская экономика на пути к рынку»). В чем были особенности российской экономики 1990-х гг.? Что такое «шоковая терапия»? Каковы были издержки при переходе к рынку? (ответы учащихся)

Хорошо. На прошлых уроках мы изучили духовное развитие общества 1990-х гг., экономическое, и сегодня мы с вами рассмотрим еще одну важную сферу жизни общества, как вы думаете, какую? (ответы учеников). Верно, мы изучим политическое развитие нашей страны в 1990-х гг.

Ученики вспоминают материал прошлого урока, отвечая на вопросы учителя.

Сообщение темы урока, мотивация учебной деятельности. ( 2 мин. )

Давайте запишем новую тему. (тема урока записана на доске)

Ученики записывают тему в тетрадь.

Изучение нового материала ( 25 мин. )

1.Разработка новой Конституции России.

2. Политико-конституционный кризис 1993 г.

3.Конституция России 1993 г. и ее значение.

4.Российская многопартийность и строительство гражданского общества.

6.Президентские выборы 1996 г.

7.Результаты политического развития в 1990-е гг.

Словесный метод, наглядный метод. Приемы: информативное сообщение, объяснение.

Словесный метод, наглядный метод, организация групповой работы. Приемы: объяснение, информативное сообщение.

Решение о разработке новой Конституции было принято уже на I съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Б. Н. Ельцин выступал за создание президентской республики, во главе которой стоит глава государства. Верховный Совет же предлагал сохранить полновластие Советов как источника всей власти. В 1993 г. Б. Н. Ельцин созвал Конституционное совещание. (запись в тетрадь). Борьба по поводу содержания новой Конституции между Президентом и Верховным Советом продолжалась весь 1992 г. и 9 месяцев 1993 г. В результате данных противоречий разразился политико-конституционный кризис .

Преодолеть разразившийся кризис к осени 1993 г., не меняя Конституцию, уже было невозможно. 21 сентября 1993 г. – Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную Думу. Как вы думаете, подчинилось ли руководство ВС РСФСР указу Б. Н. Ельцина? (ответы учеников) . Верно, оно приняло постановление о прекращении полномочий Президента. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, 4 октября здание ВС РСФСР начали обстреливать из танков, к концу дня Белый дом был занят войсками, руководители сопротивления были арестованы.

К чему же привел политико-конституционный кризис? Каковы были особенности новой Конституции и что нового она привнесла в политическую жизнь страны? На эти и другие вопросы мы сможем ответить, рассмотрев нашу тему далее. Для этого я предлагаю вам разделиться на 5 небольших групп таким образом, чтобы в каждой группе было не менее 1 юноши и не менее 2 девушек. ( учащиеся делятся на группы )

Каждой группе я выдаю информационный лист ответа (приложение 1), заполнив который каждая группа представит развернутый ответ по своему пункту параграфа. Итак, начинаем работу. (группы начинают заполнять информационные листы на основе материалов учебника, выступают с сообщениями, делают выводы).

Ученики слушают учителя, отвечают на вопросы, записывают основные положения в тетрадь.

Источник

Читайте также:  Германская группа стран европы
Оцените статью