Что такое гендерная политика
Содержание статьи
Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и женщин. Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.
Различие между полом и гендером
Пол – это биологическая характеристика человека. Она может быть определена уже у новорожденного по первичным половым признакам, т.е. по анатомическому строению наружных половых органов.
С этой точки зрения половая принадлежность человека никоим образом не зависит от той культуры, к которой он принадлежит. Не влияет на пол и окружение, в котором ребенок будет расти и воспитываться.
Гендером называется социальный пол – поведение человека, связанное с его социальной ролью как мужчины или женщины. Это определяется целой системой представлений о том, как должен вести себя человек определенного пола, а какое поведение для него или для нее под запретом. Гендерная роль предписывает, какая профессиональная деятельность более приемлема для мужчины, а какая – для женщины. Эти представления варьируются от эпохи к эпохе, а в пределах одного времени – от народа к народу, от культуры к культуре. Это отличает гендер от биологических характеристик пола. Например, гражданка США с биологической точки зрения ничем не отличается от жительницы Саудовской Аравии, но различно их положение в обществе, связанное с полом.
Гендер, как социальный пол, может и не совпадать с биологическим в результате воспитания. Такие человеческие истории имели место не только в «развращенной» современности. Например, знаменитую женщину-пирата Мэри Рид родители в детстве растили как мальчика, т.к. для получения наследства был нужен ребенок мужского пола. Это впоследствии привело ее к роду занятий, который в начале XVIII века в принципе не мог считаться «женским».
Гендерная политика
Политика государства, связанная с правами мужчин и женщин, половым различиям, гендерным ролям, именуется гендерной политикой.
Гендерная политика государства во многом определяется традициями того или иного народа – национальными и религиозными. Так на сегодняшний день во многих мусульманских странах права мужчин и женщин различаются. Для женщин брачный возраст наступает раньше, чем для мужчин. Мужчина имеет право развестись с женой без причины, а для женщин существует жесткий перечень причин, по которым она может требовать развода. Женщинам запрещается многое из того, что разрешено мужчинам, например, водить автомобиль. Если женщина нарушила закон, ответственность несет ее муж.
В других государствах, составляющих большинство на сегодняшний день, закон декларирует равенство полов. Брачный возраст одинаков для мужчин и для женщин. Право избирать и быть избранным не связано с полом. Формально пол претендента не может быть причиной отказа в приеме на работу. Тем не менее, различие в правах и обязанностях между мужчинами и женщинами сохраняется в отдельных моментах. Например, в Российской Федерации только мужчины подлежат призыву на военную службу, а в Израиле – и мужчины, и женщины.
Источник
Понятие и модели гендерной государственной политики
Гендерная политика — политика: а) осуществляемая для устранения дискриминации по признаку пола; б) осуществляемая для формирования эгалитарного общества; в) являющаяся в широком смысле политикой населения, охватывающей сферы занятости, семьи и т. д.
Как целостная категория политического анализа «гендерная политика» еще не нашла однозначного определения. Наличие научного термина «гендерная политика» еще не значит, что он отражает существующую объективную реальность, когда гендерные процессы стабильно проявляются в той степени, что могут инициировать создание выделенного направления государственной политики. В определенной мере подобные проблемы уже решаются социально-трудовым, кадровым, региональным, семейным, демографическим и другими направлениями работы государства.
Цель гендерной политики — достижение фактического гендерного равенства. Оно означает, что все люди обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без ограничений, которые накладываются на них стереотипами и традиционной гендерной системой.
Зачастую ученые, политики и феминисты не видят разницы между гендерной и женской политикой, по-разному понимают суть гендерного равенства, гендерных ролей. Представляется, что существуют три основные точки зрения.
О. А. Хасбулатова предлагает комплексное измерение гендерной политики, под которой она понимает политику, затрагивающую интересы, потребности мужчин и женщин, носящие конкретно-исторический характер.
Содержание и результативность гендерной политики обусловливают следующие факторы: идеологический, отражающий высокий уровень понимания сущности гендерных вопросов и господствующую систему взглядов на роль мужчины и женщины в обществе; социально-экономический — как степень социально-экономического развития общества; институциональный, характеризующий политический режим и уровень развития демократии; ситуационный, демонстрирующий позицию и инициативу субъектов политики — властных государственных структур, политических партий, общественных движений, населения. В качестве определяющего элемента гендерной политики исследовательница выделяет тип социальной политики, характер взаимоотношений между государством и семьей, демонстрирующих социальное партнерство, протекционизм или невмешательство, и позицию институтов гражданского общества (политических партий, общественных движений и женских организаций). О. А. Хасбулатова помимо анализа гендерной политики ввела и проанализировала понятие «женская государственная политика», обозначив основные отличия между ними.
· объектом женской политики являются женщины как дискриминируемая часть населения, а объектом гендерной политики — общество в целом.
· субъектами женской политики выступают органы социальной службы, работающие в сфере поддержки женщин, семьи, детей; субъектом гендерной политики являются органы разных структур государственной службы.
Если О. А. Хасбулатова разграничивает такие понятия, как «женская государственная политика» и «гендерная политика государства», то некоторые авторы зачастую отождествляют их, рассматривая проблемы гендерного равенства. В частности, такая попытка наблюдается у С. М. Шакировой, которая предлагает типологию гендерных политик, взяв за основу различия только один аспект: в какой мере политика учитывает роль женщин в политическом, экономическом и социальном развитии. Очевидно, что в качестве объекта автором рассматривается ограниченная часть общества, непосредственно женщины, не учитывается мужской фактор, даже в случаях, когда ставится цель выравнять статусные позиции обоих полов. И. Р. Чикалова также односторонне подходит к рассмотрению гендерной политики, учитывая проблему дискриминации только одного женского пола. Ею рассматриваются исключительно вопросы политического участия и представительства женщин, а также политика женских движений.
Такая позиция будет неправильной. В политической сфере в наибольшей степени проявляется дискриминация в отношении женщин, но зачастую не учитываются факты дискриминации в отношении мужской части населения. Анализ гендерной политики в отношении проблемы равенства с женской точки зрения будет неполным и субъективным. Например, ст. 20 Конституции России гарантирует каждому гражданину страны право на жизнь, а п. 3 ст. 56 утверждает, что права и свободы, предусмотренные ст. 20, не подлежат ограничению. Однако государство имеет право в любой момент распорядиться жизнью мужчины по своему усмотрению, вплоть до ее лишения. Речь идет прежде всего о принудительном наборе в армию или беспрепятственном направлении мужчин в места, представляющие непосредственную угрозу их жизни («горячие точки»). Таким образом, государственная гендерная политика должна быть направлена не на улучшение положения женщин, а на фактическое достижение гендерного равенства с учетом интересов и возможностей обоих полов в равной степени.
Как таковых моделей государственной гендерной политики я не нашла, к сожалению. Привожу классификацию измерений политики. Однако если этого будет недостаточно, то можно привести классификацию из билета №61, или, например, разделение на западную и восточную модель, сравнить традиционные и современные полоролевые отношения и немного поимпровизировать.
«Трудовое» измерение гендерной политики, концентрируясь на социально-экономических аспектах изучения, исходит из разделения труда между полами, регулирования участия женщин в сфере общественного производства и социального воспроизводства. Гендерная политика при таком подходе понимается как «комплекс условий, создаваемых в обществе действием или бездействием государства и его органов, в которых женщины вынуждены принимать решения, касающиеся создания семьи, рождения ребенка, получения образования, выбора формы занятости, совмещения домашних обязанностей и оплачиваемого труда». Гендерная политика имеет воздействие на разделение труда между полами посредством навязывания таких социальных условий, в которых мужчины и женщины вынуждены принимать соответствующие «гендерные» роли, должны учитывать обстоятельства и условия, созданные государственными структурами и органами власти.
На основе анализа гендерной стратификации общества можно утверждать, что женщины включены в три вида деятельности: производственную, воспроизводственную (репродуктивную), а также деятельность по поддержанию социальной интеграции в рамках локального сообщества или социальной группы; мужчины, как правило, включены в производственную и интеграционную деятельность. При этом оплачиваемый труд производственной сферы признается в обществе более значимым и дает возможность контроля над перераспределением ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает гендерную иерархию (стратификацию) в пользу мужской части населения. Социальное воспроизводство традиционно входит в круг женских видов деятельности как прерванная занятость, неполный рабочий день, низкооплачиваемая работа, что способствует гендерному неравенству. Следовательно, в содержание гендерной политики входит государственная политика, имеющая возможность изменять гендерные модели занятости и воспроизводственной деятельности, включая государство в эти отношения. Также государство конструирует гендерную стратификацию в обществе посредством влияния гендерной политики на домашнее разделение труда, доступ к наемному труду мужчин и женщин, уровни его вознаграждения и защиты, доступ к социальным пособиям.
Социально-ролевое измерениегендерной политики: существует психологический дискомфорт, что в конечном итоге приводит к появлению неопределенности жизненных ориентиров, особенно у женщин. На уровне общества и государства (на макроуровне) у женщин возникает конфликт внутриличностных ролей, вследствие чего неизбежна низкая мотивация к гражданской активности, а также неустойчивость и даже иллюзорность представлений о существовании настоящих демократических институтов. Гендерная политика государства должна быть направлена на устранение конфликтов ролей на макро- и микроуровнях власти, на ликвидацию противоречий между традиционализмом и признаками вполне современных подходов к решению проблемы гендерного равенства.
Иногда в понятие гендерной политики вкладывается сугубо политически-ролевой аспект, при этом в качестве приоритетного направления выделяется лишь достижение гендерного равенства в политической сфере. В марках такого подхода гендерная политика интерпретируется как«система волеизъявлений обоих полов — женщин и мужчин — в гражданском обществе как равных в правах и возможностях, которые законодательно закреплены и реально обеспечены в осознании политико-правовых принципов, действиях, строительстве общественных и государственных структур с учетом гендерных интересов и потребностей». Целью гендерной политики выступает партнерство мужчин и женщин именно в политической сфере, что, в свою очередь, является источником более полной и представительной демократии, в результате которой создаются реальные возможности учета многополюсных интересов в обществе.
Источник
Политика гендерный страны это
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С 90-х годов ХХ века Россия вступила в новый этап своего развития. Началось кардинальное трансформирование всего российского общества. Главным лозунгом того времени была демократизация. Демократизация должна была стать компонентой всех сфер жизни социума. Это касалось и гендерной системы, гендерных отношений.
Гендерные отношения, как и любые другие отношения внутри общества, регулируются благодаря проводимой государством политики, в нашем случае, гендерной политики.
Гендерная политика – это политика, целью которой является предоставление женщинам и мужчинам равных прав и возможностей во всех сферах общественной и приватной жизни. Гендерная политика всегда является отражением конкретной социокультурной реальности.
С 90-х годов ХХ века Россия стала участницей международных договоров, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, в том числе и по признаку пола, а также заявила о поддержке решений Всемирных женских конференций в Мехико (1974 г.), Копенгагене (1980 г.), Найроби (1985 г.), Декларации об искоренении насилия в отношении женщин (1993 г.) и Пекинской Декларации и Платформы действий (1995 г.).
Гендерная политика российского государства была определена в Конституции Российской Федерации 1993 года и создавалась с учетом вышеназванных международных документов. В статье 19, пункт 3 Конституции 1993 года провозглашался принцип строгого равенства между мужчинами и женщинами как в обладании гражданскими правами и свободами, так и в их реализации. Статья 37, часть 3 гарантировала мужчинам и женщинам право на равное вознаграждение за равный труд. Эти статьи дополняли статья 7, где объявлялось о необходимости «государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства», а также статья 38, в которой говорилось, что «забота о детях и их воспитании – равное право и обязанность родителей».
По рекомендации IV Всемирной конференции по положению женщин в Пекине 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года была утверждена Концепция улучшения положения женщин в стране. В дополнение к ней по инициативе Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы была разработана специальная Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Она предполагала активизацию деятельности органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В ней также определялись различные механизмы формирования и распределения ресурсов, способствующих соблюдению равных прав мужчин и женщин; деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; судебный и административный механизм защиты прав граждан в случаях нарушений их по признаку пола. В 1996 году был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.», в котором перечислялись мероприятия, по мнению разработчиков призванные улучшить положение женщин и повысить их статус в обществе, и ответственные за их выполнение. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 855-р был утвержден новый «Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышении их роли в обществе на 2001-2005 годы». Он включал в себя: методическое и информационное обеспечение реализации мер, направленных на улучшение положения женщин; улучшение положения женщин на рынке труда, его условий и оплаты; охрана здоровья женщин; развитие системы социального обслуживания женщин и оказание помощи женщинам, пострадавшим от насилия; укрепление семейных отношений. Несмотря на важность цели, провозглашенной в Национальном плане действий, он также как и предыдущий, носил общий характер, имел абстрактные формулировки, и на его реализацию по-прежнему не было выделено необходимых средств.
Для исполнения Национального плана действий на местах также принимались свои целевые комплексные программы, в которых сохранялись его позитивные и негативные стороны. К сожалению, по окончанию действия Национального плана и региональных программ какого-либо объективного обсуждения их выполнения не было.
Процессы демократизации, начавшиеся в России в 90-е годы ХХ века привели к формированию независимого женского движения. К 1998 году Министерство юстиции зарегистрировало более 600 женских объединений. Часть из них придерживалась тактики «малых дел» и стремилась преодолеть негативные последствия реформ для женщин; другая часть – ставила своей целью преодоление гендерной асимметрии в результате развития демократии участия [1, с. 65]. Благодаря своей активной позиции женские организации становились заметной политической силой. Высшей точкой политического влияния женских организаций явилось участие в выборах в Государственную Думу 1993 года Независимого женского политического движения «Женщины России». «Женщины России» получили на выборах 8,13% голосов избирателей и сформировали в Думе свою собственную фракцию. Такого политического успеха женскому движению больше повторить не удалось.
С начала 2000-х годов социокультурная ситуация в России стала меняться. В российском обществе происходит значительное укрепление президентской вертикали власти; возрождение идей патернализма; ограничение деятельности институтов демократии, появившихся в 90-е годы; определенное повышение материального благосостояния народа; усиление социального расслоения общества; перманентное реформирование практически всех сфер общества. Изменение социокультурной реальности сказывается и на гендерной политике. В 2002 году прекратила свое существование Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ; в 2004 году указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» прекратили свою деятельность Комиссия по делам женщин при Председателе Правительства РФ, Центр гендерной экспертизы при Совете Федерации; ответственный секретарь Комиссии по делам женщин, семьи и молодежи при Председателе Совета Федерации лишился официального статуса. Вместе с реорганизацией Министерства труда и социального развития в 2004 году был расформирован Департамент по делам женщин, семьи и детей. Во вновь образованном Министерстве здравоохранения и социального развития был создан Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, у которого были уже другие функции. На сегодняшний день из организаций, в определенной степени занимающихся проблемами положения женщин в обществе, существует Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной Думе РФ и сформированная в 2005 году Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ. Последнюю возглавляет Министр здравоохранения и социального развития, а не вице-премьер, как было ранее. Статус комиссии стал совещательным, а её решения носят рекомендательный характер. Решением этой Комиссии в 2006 году утверждена «Национальная стратегия обеспечения равенства мужчин и женщин в РФ», однако официально Правительством РФ данный документ принят не был. То есть, на сегодняшний день в России отсутствует национальный механизм по улучшению положения женщин, который существует в большинстве стран.
Во всех направлениях современной гендерной политики мы видим игнорирование проблемы гендерной асимметрии. Одним из наиболее ярких проявлений гендерного неравенства является степень представленности (непредставленности) женщин в высших эшелонах политической власти. Согласно данным Межпарламентского Союза на 31 декабря 2010 года по показателю представленности женщин в национальных парламентах Россия занимает 82 место среди 188 стран мира, имеющих органы законодательной власти. Не изменили ситуацию в этом плане и прошедшие 4 декабря 2011 года выборы в Государственную Думу. В состав Государственной Думы было избрано 447 депутатов, из них 58 женщин, что составляет 13% (для сравнения в Государственной Думе пятого созыва женщины составляли 14%; международные документы рекомендуют 30-40%).
Видимо власть уже определила круг тех политических сил, которые составляют его опору. Женщины как самостоятельная сила в этот круг не входят. Все высказывания первых лиц государства и некоторые шаги по поддержке женщин, действующих в политической сфере, так и не внесли ничего нового и вполне укладываются в схему традиционной гендерной системы. И хотя рефреном отдельных выступлений Президента, а затем Премьер-министра В.В. Путина и Президента Д.А. Медведева звучало утверждение о необходимости увеличения количества женщин в высших эшелонах власти, и были сделаны, казалось, определенные шаги в этом направлении – сегодня в России впервые женщина, В.И. Матвиенко, является Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Н.В. Комарова – губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, а в кабинете министров три министерских портфеля достались женщинам – ситуация коренным образом не изменилась и гендерная асимметрия в высших эшелонах власти очевидна.
Как отмечает большинство исследователей, наиболее тяжелыми для женщин являются последствия дискриминации в сфере труда и занятости[2, с. 4]. Отсутствие национального механизма по улучшению положения женщин приводит к сохранению вертикальной и горизонтальной гендерной сегрегации: женщины в большинстве своем заняты на низкооплачиваемых работах. Они по-прежнему остаются низкооплачиваемой группой населения, вследствие чего возникло понятие «феминизация бедности». Зарплата женщин в среднем, по официальным данным, составляет около 60% от мужской. И это при том, что среди работающих женщин 67% имеют высшее или среднее специальное образование, в то время как среди мужчин таких работников всего 46% [2, с. 4].
В гендерной политике современной России акцент перенесен с борьбы за установления равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, к поддержке женщин как матерей. Но и в этом направлении гендерную политику нельзя считать хорошо продуманной. По-прежнему в России не практикуется отцовский отпуск по уходу за детьми, на женщине в основном лежит неоплачиваемый домашний труд; в последнее время наиболее активно воссоздаются традиционные патриархатные стереотипы.
Результатом непродуманной и поэтому неэффективной гендерной политики можно считать тот факт, что Россия «стабильно» занимает 43-45 места по глобальному индексу гендерного неравенства, рассчитываемого с 2005 года Всемирным экономическим форумом в Давосе (WEF).
Таким образом, современная гендерная система российского общества носит асимметричный и дискриминационный характер. Для преодоления негативных явлений в системе гендерных отношений и регулирования ее дальнейшего развития возникла необходимость в разработке продуманной, научно обоснованной гендерной политики, охватывающей все уровни власти от правительства страны до муниципалитетов, а также механизмов ее реализации. Разработка гендерной политики должна основываться на глубоком гендерном анализе, включающем в себя научный и практический аспекты. Научный анализ необходим для концептуализации проблем развития гендерных отношений. Практический гендерный анализ должен строиться на гендерно-чувствительных индикаторах, которые позволяют выявлять конкретные изменения в обществе, касающиеся положения женщин и мужчин, и носить комплексный характер.
Источник