Политика россии со странами латинской америки

Политика россии со странами латинской америки

Последние годы взаимодействия России со странами Латинской Америки были посвящены поиску новых, прежде всего экономических ниш для сотрудничества. Политические отношения между Россией и странами региона развивались поступательно: была усилена договорно-правовая основа, и к 2017 г. введение безвизового режима облегчило россиянам доступ в большинство латиноамериканских государств. Это признак доверия обеих стран друг к другу, в котором выражается стремление закладывать серьезные основы на будущее.

Что касается торгово-экономических отношений между Россией и государствами региона, то нельзя сказать, что латиноамериканские страны сумели в полной мере воспользоваться возможностями, которые открывали для них российские контрсанкции по отношению к коллективному Западу, прежде всего к европейским поставщикам в аграрной сфере. Хотя некоторым странам региона удалось упрочить свое положение на российском рынке, налаживание надежного, долговременного сотрудничества потребует куда более серьезной работы.

Удаленность от России Латинской Америки и новизна присутствия в регионе многих российских товаров не сулят на первом этапе высокой конкурентоспособности по отношению к продукции, которую предлагают европейские и азиатские поставщики. Тем не менее в лице латиноамериканских стран Москва находит сочувствующих партнеров, выступающих против односторонних дискриминационных действий в экономической сфере, в частности, не одобряющих санкционную политику США и их союзников против России. Это само по себе является важным политическим капиталом. Принципиальное условие освоения латиноамериканских рынков для российских предприятий — отход от проведения исключительно торговых операций к налаживанию технологического и инвестиционного сотрудничества, в котором Россия обладает большим количеством преимуществ.

Во многих странах Латинской Америки в рамках интеграционных проектов и блоков были созданы собственные корпорации — «транслатиносы», или «мультилатиносы», которые сопоставимы со многими ТНК западного происхождения. Россия в своей работе должна учитывать наличие таких серьезных местных конкурентов, которые, с другой стороны, могут в перспективе превратиться в важных партнеров. Российским экспортерам нужно обратить особое внимание на эти корпорации, операционные связи с которыми позволят не только преодолеть конкурентный барьер, но и научат пользоваться местными рынками капитала, более насыщенными за счет наличия собственных кредитных и страховых структур.

Читайте также:  Индекс человеческого развития страны африки

В области фармакологии можно отметить успехи кубинских специалистов, которым удалось создать достойные и более доступные по цене аналоги западных медикаментов. Однако в России существует ряд бюрократических преград, из-за которых доступ на российский рынок латиноамериканских фармакологических компаний затруднен. В перспективе решение этой проблемы может способствовать движению российской фармакологической продукции в страны Латинской Америки.

Просматриваются большие возможности для развития в латиноамериканских странах российского туризма. Ежегодно сотни тысяч россиян путешествуют в страны Латинской Америки, прежде всего на Кубу, в Доминиканскую Республику и Мексику. Для российского турбизнеса Карибский бассейн представляет собой обширное неосвоенное пространство с конкурентно выгодными ценами на услуги и уникальными условиями для рекреации, пляжного отдыха и экологического туризма.

Пока неясно, сможет ли разнородная оппозиционная коалиция восстановить единство и выдвинуть общего кандидата или же возобладают амбиции лидеров входящих в ее состав партий. Нельзя не учитывать вероятность того, что авторитетные политики будут лишены избирательных прав, а ключевые оппозиционные партии бойкотируют выборы. Остается под вопросом не только успех, но и сама возможность переговоров между представителями власти и оппозиции. В случае обострения ситуации и возобновления массовых акций протеста многое будет зависеть от позиции силовых структур.

Между тем сохраняющееся противостояние усугубляет острый экономический кризис, при этом ни один из сценариев не способствует стабилизации страны. Выход из тупика возможен только на основе компромисса и взаимного уважения позиций противоборствующих сторон, переизбрания всех ветвей власти в предусмотренные конституцией сроки под авторитетным международным контролем и признания результатов выборов всеми субъектами политики.

Источник

Политика россии со странами латинской америки

Тема 6. Латиноамериканское направление внешней политики России

  1. Общая характеристика стран Латинской Америки и Карибского бас­сейна.

Под Латинской Америкой понимаются страны и территории За­падного полушария, расположенные к югу от США. Свое назва­ние Латинская Америка получила от господствующих там языков, относящихся к латыни, — Испания и Португалия в конце XV— XVI вв. колонизировали большую часть территории материка и внедрили там свои языки. Значительно позже Англия, Франция и Нидерланды захватили сравнительно небольшую территорию, где господствуют языки этих государств. В 22 странах, где прожи­вает около 63% населения региона, национальным языком явля­ется испанский, в Бразилии, на долю которой приходится 34% на­селения контингентапортугальский, в ряде островных стран (около 3%) населенияанглийский, голландский, французский. В регионе насчитывается 33 независимых государства и 19 зави­симых территорий, шесть из которых принадлежит Великобрита­нии, столько же Нидерландам, пятьФранции, двеСША.

Деление стран Латинской Америки на испаноговорящие и португалоговорящие имеет исторические корни. К моменту открытия в 1492 г. X. Колумбом Америки и после этого еще значительное время два государства Пиренейского полуострова были сильней­шими в Западной Европе. Вплоть до первой половины XVII в. они удерживали первенство в географических открытиях и колониаль­ных захватах в Америке, Африке, Азии. Между двумя католически­ми монархиями существовало соперничество за сферы влияния в мире. Чтобы не допускать обострений, папа римский с помощью договоров регулировал отношения между ними. Важнейшим из документов стал Тордесильясский договор 1494 г., который уста­новил границу между будущими испанскими и португальскими владениями. Демаркационная линия проходила через оба полю­са, пересекая Атлантический океан. Земли к востоку от линии при­знавались португальскими, к западу — испанскими. Исходя из это­го, открытая позже Бразилия досталась Португалии, остальная часть Южной Америки, вся Центральная Америка и Карибский бассейн, значительная часть Северной Америки, включая терри­торию ряда южных штатов нынешних США, оказалась под вла­стью Испании. Тордесильясский договор был отменен в 1777 г.

К региону относятся страны Карибского бассейна, а весь мак­рорегион, согласно классификации ООН, называется страны Ла­тинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Все государства региона, за исключением Боливии и Парагвая, имеют выход в Ми­ровой океан. Латинская Америка протянулась на 13,5 тыс. км от северных границ Мексики до мыса Горн, общая площадь регио­на — 20,5 млн км 2 , что составляет 15% от всей суши планеты. Бо­лее 90% населения Латинской Америки исповедует католицизм, нынешний папа римский Францискпервый глава Католиче­ской церкви из Латинской Америки. Здесь проживает порядка 600 млн человек, что составляет 8,5% от мирового населения.

Кроме региона стран Карибского бассейна, Латинскую Амери­ку подразделяют на Центральную Америку и Южную Америку. Разделение между ними проходит по политико-административ­ной границе между Колумбией и Панамой.

К Южной Америке от­носят Аргентину, Бразилию, Боливию, Венесуэлу, Гайану, Колум­бию, Парагвай, Перу, Уругвай, Суринам, Чили, Эквадор.

Цент­ральная Америка — субрегион, расположенный между Южной и Северной Америкой, на этой территории находятся такие стра­ны, как Белиз, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Па­нама, Сальвадор.

Латинская Америка обладает большими запасами полезных ис­копаемых, на ее долю приходится: нефти10% мировых запасов, железа и марганцевых руд12—16%, золота, молибдена, никелядо 20%, по цветным и редким металлам (меди, литию, танталу, серебру и др.) региону нет равных — от 45 до 95%.

Страны региона различаются своими экономическими возмож­ностями. Крупнейшая «экономическая семерка» состоит из Брази­лии, Мексики, Аргентины, Венесуэлы, Колумбии, Чили, Перу. Крупнейшая «четверка» Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэ­ла. В формате «Большой двадцатки» представлены три крупнейшие латиноамериканские страны — Бразилия, Аргентина, Мексика.

  1. Политическая карта, экономическое развитие и интеграци­онные объединения региона

Политическая карта стран Латинской Америки и Карибского бассейна пестра, но не настолько, как в Европе. В XIX в. большин­ство континентальных стран региона обрело независимость и тог­да же образовалось крупнейшее в мире пространство республи­канского строя. В XX в. Латинская Америка оказалась самым спо­койным макрорегионом планеты, войны здесь были редкими, а по числу жертв международных вооруженных конфликтов она зна­чительно уступала другим регионам мира. Вместе с тем в государ­ствах Латинской Америки часто осуществлялись военные перево­роты, менялись конституции, устанавливались диктатуры. Во мно­гих странах преобладали гиперпрезидентские республики, где пост главы государства нередко занимали в результате насильственно­го свержения прежнего руководства.

С 80-х гг. XX в. в странах региона активизировались конститу­ционные преобразования. В результате во многих государствах произошел переход от суперпрезидентской к умеренной прези­дентской модели, где ограничены полномочия глав государств, обеспечивается деполитизация армии и устанавливается граждан­ский контроль за вооруженными силами.

Кроме президентской существует и парламентская форма прав­ления, которая преобладает в бывших британских колонияханг­лоязычных странах Карибского бассейна. Большинство этих госу­дарств представляют собой конституционные монархии, где главой государства формально является королева Великобритании, пред­ставленная генерал-губернатором. По поручению генерал-губернатора лидер партии, победившей на парламентских выборах, форми­рует правительство. Президентско-парламентская республика су­ществует в двух государствах — Гайане и Суринаме.

Особая форма правления установлена на Кубе. В соответствии с конституцией вся полнота власти здесь сосредоточена в руках председателя Государственного совета, который одновременно является председателем Совета министров, Первым секретарем Коммунистической партии, Верховным главнокомандующим во­оруженными силами.

Высший орган государственной властиоднопалатная Национальная ассамблея, избирающая из своего состава Государственный совет, который представляет ассамблею в период между сессиями.

Разнообразно административно-территориальное устройство стран Латинской Америки. В крупнейших государствах региона — Бразилии, Аргентине, Мексике, Венесуэле — действует федераль­ная форма государственного устройства. Латиноамериканский фе­дерализм основывается не на союзе государств, а на автономии входящих в федерацию субъектов. В подавляющем большинстве государств региона действует унитарная форма государственного устройства, где определяющим принципом выступает централизм, при котором все управленческие структуры образуют вертикаль власти. В государствах, имеющих унитарную форму, территори­альные единицы носят названия департаментов, провинций, окру­гов, графств и приходов.

В политическом спектре региона с известной долей условности можно выделить три группы стран: леворадикальные, правоцен­тристские и умеренно левоцентристские режимы.

Леворадикаль­ная часть представлена странами, выступающими за строительство различных вариантов «социализма XXI века», к ним относятся пре­жде всего Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Эквадор. Идеоло­гия правящих сил этих стран эклектична и представляет симбиоз нескольких учений: традиционного марксизма, идейного наследия Симона Боливара, латиноамериканской формы католицизма (ка­толический социализм). Для леворадикальных режимов, образо­вавших региональное объединениеБоливарианский альянс для народов нашей Америки, характерно стремление к радикализации политической борьбы, ограничение многопартийности, преимущественно государственная модель экономики, критика политики США. Но главным приоритетом левых режимов является нацелен­ность на решение острых социальных проблем, снижение бедно­сти, повышение уровня образования и здравоохранения.

Правоцентристская часть политического спектра представлена Колумбией, Мексикой, Перу. Эти страны выступают за сохране­ние неолиберальной экономики при тесном сотрудничестве с США и международными финансовыми институтами.

Многие страны региона представлены умеренными левоцент­ристскими правительствами. Они не ставят под сомнение принципы рыночной экономики и демократии, но одновременно выступают за повышение роли государства в регулировании экономическими про­цессами и за усиление социальной защиты населения.

Однако в последние два-три года наблюдалось «поправение» Ла­тинской Америки, меняется ее политический ландшафт. В Арген­тине в ноябре 2015 г. на президентских выборах победил представи­тель консервативной партии «Республиканское предложение» Маурисио Макри. В декабре 2015 г. парламент Бразилии запустил процедуру импичмента президента страны Дилмы Руссефф, кото­рая была отстранена от власти в 2016 г. В Венесуэле в конце 2015 г. на выборах в Национальную ассамблею оппозиционная коалиция «Круглый стол демократического единства» завоевала конституци­онное большинство. Возвращение правых сил к рычагам власти оз­начает если не отказ, то пересмотр концепции «нового социализ­ма» и левой альтернативы в ряде латиноамериканских стран.

Одна из характерных особенностей Латинской Америки — бы­строе развитие интеграционных процессов. Страны региона объеди­нены в несколько интеграционных структур как универсального, так и функционального профиля. Крупнейшим объединением яв­ляется Организация американских государств (ОАГ), созданная в 1948 г. и включающая в себя все 35 стран Западного полушария. Исходя из устава, целями ОАГ являются поддержание мира и без­опасности в регионе, урегулирование споров, а также развитие со­трудничества государств-членов. Институциональную систему ор­ганизации составляет ежегодно проводимая генеральная ассамблея, консультативное совещание министров иностранных дел, советы по различным сферам взаимодействия, а также генеральный секре­тариат для ведения административных дел. Периодически прово­дятся встречи руководителей стран ОАГ на высшем уровне.

В ОАГ существует правило, которое позволяет приостанавли­вать членство тех стран, где нарушаются принципы демократии. На этом основании в 1962 г. было принято решение о приостанов­лении членства Кубы в работе организации. В 2003 г. ОАГ про­голосовала за восстановление права Кубы в организации, однако кубинское руководство не стало возобновлять участие страны в ее работе, посчитав, что ОАГ является «министерством колоний США». В 2015 г. между Кубой и США восстановлены дипломати­ческие отношения, что становится предпосылкой для возвраще­ния Кубы в состав организации.

В качестве альтернативы Организации американских государств с 1986 г. стала формироваться Группа РИО. Она не является органи­зацией в полном смысле слова и функционирует пока как постоян­но действующий механизм политических консультаций для согла­сования позиций латиноамериканских стран по ключевым регио­нальным и международным проблемам. В 2010 г. на саммите Группы РИО в Канкуне (Мексика) было заявлено о намерении создать но­вый региональный блок без США и Канады. Договорились о необ­ходимости формирования Сообщества государств Латинской Аме­рики и Карибского бассейна — СЕЛАК. Официально сообщество было создано в 2011 г. на саммите в Венесуэле.

В Латинской Америке действует более 20 интеграционных груп­пировок, большинство из них нацелено на решение торгово-эко­номических задач, преодоление узости внутренних рынков и мо­дернизацию национальных хозяйств. Среди региональных организаций выделяются такие, как МЕРКОСУРЮжноамериканский общий рынок, УНАСУРСоюз южноамериканских государств, ЦАИСЦентральноамериканская интеграционная система, КАРИКОМКарибское сообщество, АЛБАБоливарианский альянс для народов нашей Америки, Андское сообщество — груп­па андских государств и др.

Для интеграционных процессов в ре­гионе характерны две тенденции: с одной стороны — стремление к объединению в масштабе всего региона (ОАГ, СЕЛАК), с другой стороны — дифференциация и модель сотрудничества, учитываю­щая особенности и интересы отдельной группы стран (МЕРКОСУР, КАРИКОМ и др.). Довольно отчетливо проявляются и две отлич­ные друг от друга зоны интеграциисеверная, тяготеющая к США, и южная, где полюсом притяжения выступает Бразилия. В целом очевидна тенденция развития межамериканской интегра­ции, строящейся на принципах открытого регионализма, который предполагает как учет экономических, географических, логисти­ческих отличий региона, так и взаимодействие с другими регио­нальными объединениями.

В Южном полушарии крупнейшей интеграционной экономи­ческой структурой является МЕРКОСУРОбщий рынок стран Южного конуса. Договор о его создании в 1991 г. подписан руко­водителями Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, он вступил в силу в 1995 г. На правах ассоциированных членов к организации присоединилось еще несколько стран, в том числе Боливия, Ко­лумбия, Перу, Чили, Эквадор. МЕРКОСУР предусматривает отме­ну всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле стран-членов, а также введение единого внешнеторгового тарифа. Деятельность организации осуществляется в режиме открытого ре­гионализма. За 20 лет работы МЕРКОСУР объем межгосударствен­ной торговли в нем увеличился в 10 раз, с 4,5 до 45 млрд долларов в год. В странах, входящих в состав объединения, сосредоточено свыше 55% населения региона, на их долю приходится более 80% общерегионального ВВП. По размерам и экономическому потен­циалу это третья после Североамериканской зоны свободной тор­говли и Евросоюза зона свободной торговли.

Самым мощным торговым объединением в Новом Свете явля­ется Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА. Со­глашение о ее создании вступило в силу в 1994 г. В составе НАФТА три страны: США, Канада и Мексика, занимающие по объему ВВП (в пересчете по официальному обменному курсу) соответ­ственно 1-е, 11-е и 15-е места в мире. По состоянию на 2016 г. в данном ареале проживает 470 млн человек, совокупный ВВП трех стран составляет 19,8 трлн долларов.

Североамериканская зона свободной торговли является одним из самых крупных интеграционных объединений. За 20 лет, с 1993 по 2013 г., оборот трехсторонней торговли вырос почти в четыре раза, с 300 млрд долларов до более чем 1,1 трлн долларов. США экспортируют в Канаду и Мексику товаров в пять раз больше, чем в Китай, и почти в два раза больше, чем в страны Евросоюза. В свою очередь, Мексика и Канада направляют на североамери­канский рынок свыше 75% своего экспорта. НАФТА, по сравне­нию с Евросоюзом, «олицетворяет иную модель интеграции. Это резко асимметричная модель, когда немалые сами по себе Канада и Мексика по многим показателям в десять и более раз уступают стране-гегемону, отношения между ними строятся по принципу «втулка — спица».

Для Мексики как латиноамериканской страны вопросы член­ства в НАФТА и все более тесной привязки к США имеют не толь­ко экономическое, но также политическое и даже цивилизационное измерение. В области внешней политики Мексика, похоже, расста­ется с традиционной для нее политикой невмешательства, нацио­налистическим курсом и враждебностью по отношению к США, ко­торые в ходе войны в XIX в. аннексировали значительную часть мек­сиканской территории. Став членом НАФТА, Мексика, по словам С. Хантингтона, предприняла беспрецедентную попытку преодо­леть историческую оппозицию США, изменить самоидентифика­цию, поставив «своей целью сделать из Мексики не латиноамери­канскую, а североамериканскую страну», что ассоциируется с бо­гатством и привилегированным статусом в мире.

США стремятся перенести модель НАФТА на Латиноамерикан­ский регион в целом, сформировать зону свободной торговли в масштабах всего Западного полушария. Однако ведущиеся по инициативе США вот уже более десяти лет переговоры о создании общеамериканской зоны свободной торговли результатов пока не принесли. Эксперты, однако, отмечают, что если реализуется «стратегия двух колец» — Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантической зоны свободной торговли, то не исключе­но, что латиноамериканские страны, чтобы не оказаться в роли маргиналов, вынуждены будут заключить панамериканские согла­шения о зоне свободной торговли.

Развивается внерегиональное сотрудничество стран Латино-Карибской Америки, особенно между МЕРКОСУР и Европейским со­юзом. Активность латиноамериканских государств на западноев­ропейском направлении обрела и такую своеобразную форму, как многосторонний диалог с бывшими метрополиямиИспанией и Португалией. В 1981 г. началось формирование нового актора мировой политики — Иберо-американского сообщества нациймежрегионального объединения близких по своим историко-культурным характеристикам стран, расположенных по обе стороны Атлантики. Объединение включает в себя 19 латиноамериканских стран и два иберийских государства, в 2003 г. к ним присоедини­лась еще одна странаАндорра. Деятельность сообщества на­правляет постоянно действующий орган — генеральный секрета­риат Иберо-американского сообщества наций, а также специали­зированные органы.

  1. Ключевые страны Латинской Америки.

Латинская Америка неоднородна, есть страны большие, замет­ные, но немало и таких, о которых мало кто слышал и которых раньше называли «банановыми республиками». Крупнейшим го­сударством континента является Федеративная Республика Брази­лия. Бразилия — пятое государство в мире по площади (8,5 млн км 2 ) и пятое по населению (205 млн человек — 2016 г.). Самый извест­ный город — бывшая столица Бразилии — Рио-де-Жанейро, ны­нешняя столицаБразилиа, построенная в 1960-е гг. всего за не­сколько лет с «чистого листа». Расово-этнический состав населе­ния разнообразен: европейцев53,7%, мулатов (темнокожих потомков от браков белых и черных) и метисов (потомков от сме­шанных браков белых, негров и индейцев) — 38,5%, негров (афробразильцев) — 6,2%. Кроме того, здесь проживают выходцы из Азии, арабских стран, самбо (афроиндейцы). Исконные обитате­ли этой страныиндейцы — составляют около 1 млн человек, или 0,43% населения Бразилии. Свыше 75% населения страны проживает в городах.

Бразилия чрезвычайно богата природными ресурсами, она за­нимает первое место в мире по запасам ценной древесины, про­изводству и экспорту кофе и сахарного тростника, является круп­нейшим поставщиком такого стратегического сырья, как берил­лий (50% мировой добычи). Страна владеет 98% всего мирового ниобия, который активно используется в аэрокосмической про­мышленности. Еще сравнительно недавно в массовом сознании Бразилия ассоциировалась с карнавалами, кофе, футболом, вплоть до последней четверти XX в. она была по преимуществу сельско­хозяйственной страной. За короткий исторический срок Бразилия совершила рывок в развитии, что позволило говорить: «Куда пой­дет Бразилия, туда и пойдет Латинская Америка».

Сегодня Бразилия — самый промышленно развитый сектор в Латинской Америке. В Бразилии открыты крупные запасы неф­ти и на основе собственных технологий организовано бурение в Южной Атлантике самых глубоководных шельфовых скважин.

Страна стала третьей на планете по выпуску среднемагистральных самолетов, шестой по производству автомобилей. В Бразилии за­ложена база космических исследований, построен космодром, на­капливается опыт создания баллистических ракет. К тому же вы­годное экваториальное положение страны позволяет выводить объ­екты на геостационарную орбиту с наименьшими затратами топлива.

Вместе с Россией Бразилия делят мировое первенство по запа­сам питьевой воды, глобальный дефицит которой, по мнению спе­циалистов, будет чувствоваться уже с 20-х гг. текущего столетия. В доктринальных документах государства красной нитью проходит мысль о необходимости охраны и защиты Амазонки. Сравнитель­но недавно к понятию «Зеленая Амазонка» добавилось понятие «Го­лубая Амазонка», под которым подразумеваются районы добычи нефти в Южной Атлантике. По подсчетам экономистов, этих запа­сов достаточно, чтобы вывести Бразилию к 2020 г. в первую десят­ку мировых нефтедобывающих государств.

Бразилию иногда называют «тропической Сибирью», имея в виду огромные запасы природных ресурсов: Сибири — в России, Амазонки — в Бразилии. Немало таких, кто считает, что Бразилии, как и России, досталось слишком много пространств и богатств, которыми не помешало бы поделиться с другими. Для защиты национальной безопасности и богатств «Зеленой» и «Голубой Ама­зонки» предусматриваются серьезные меры по обновлению ПВО, вооружению сухопутных и военно-морских сил, созданию истре­бителя пятого поколения, авиационных соединений и атомной подводной лодки, а также обучение частей спецназа для ведения войны в сельве и на побережье.

Заметны успехи в ликвидации самой острой проблемы Бразилиибедности и социального неравенства, в результате преобразований средний класс страны за первое десятилетие XXI в. вырос до 30,5 млн человек.

Бразилия ведет активную внешнюю политику, является одним из основателей ряда глобальных и региональных организаций: ООН, «Большой двадцатки», БРИКС, МЕРКОСУР, Сообщества португалоязычных стран. Руководство страны традиционно отвер­гает попытки решать спорные вопросы с позиции силы, полити­ку несанкционированного Советом Безопасности ООН вмеша­тельства во внутренние дела, практику санкций и так называемых гуманитарных интервенций. В страну — хозяйку XXXI летних Олимпийских игр в августе 2016 г. съехались спортсмены из более чем 200 государств мира.

Вместе с тем в последние годы Бразилия переживает большие трудности. Начиная с 2013 г. экономика падает, рецессия в стра­не, которая раньше росла в среднем по 7% в год, продолжается уже много кварталов подряд. Сокращаются инвестиции в производ­ство, высокой остается инфляция, безработица в 2016 г. превыси­ла 10 млн человек. Экономический кризис усугубляется кризисом политическим, в результате которого досрочно в отставку отправ­лена президент Бразилии Дилма Руссефф, власть перешла в руки бывшего вице-президента Мишеля Темера, который будет главой государства до конца 2018 г.

Однако есть надежда на то, что в перспективе Бразилия вновь возьмет курс на поступательное экономическое развитие и укре­пление своего влияния в мире.

Кроме Бразилии и Мексики в «Большую двадцатку» крупней­ших экономик мира входит Аргентина. Аргентинская Республика, имеющая площадь свыше 2 млн 780 тыс. км 2 и население более 42 млн человек, является вторым по площади (после Бразилии) и третьим по численности населения (за Бразилией и Мексикой) латиноамериканским государством. В начале XX в. это была одна из экономически наиболее развитых стран мира и самая развитая в Латинской Америке. К примеру, первый в Южном полушарии мет­рополитен был открыт именно в Буэнос-Айресе. Сегодня в списке крупнейших латиноамериканских экономик страна находится на третьем месте, а по Индексу человеческого развития Аргентина от­носится к пятерке наиболее развитых государств обеих Америк.

В экономике Аргентины преобладает тяжелая и обрабатываю­щая промышленность. Производится сталь и алюминий, пластик и цемент, автомобили и сельхозмашины, химическая и фарма­цевтическая продукция, разнообразная электроника. В то же время Аргентина — страна развитого сельского хозяйства, она находится среди ведущих в мире производителей и экспортеров говядины, цитрусовых, винограда, сока, пшеницы, входит в пятерку миро­вых поставщиков вина. Продукция сельского хозяйств и живот­новодства дает свыше 50% экспортных доходов, по потреблению продовольствия на душу населения Аргентина находится на первом месте в регионе.

Во внешней политике Аргентинская Республика особо акцен­тирует внимание на латиноамериканской интеграции. Страна яв­ляется одним из основателей МЕРКОСУР, Системы Антарктиче­ского союза, членом интеграционных группировок.

Венесуэла. Боливарианская Республика Венесуэла — государство на севере Южной Америки с населением в 30 млн человек. Основа экономикинефтяной сектор, страна является одним из главных экспортеров нефти, входит в состав ОПЕК. Нефтяной сегмент обес­печивает свыше 50% доходов бюджета страны и около 75% общих поступлений от экспорта. В значительных объемах производится также сельскохозяйственная продукция, прежде всего кофе.

В годы правления Уго Чавеса (2002—2013) в Венесуэле были проведены крупные политические и социальные преобразования. Следуя доктрине боливарианизма и концепции социализма XXI века, президент осуществил своего рода социалистический проект. Произведена национализация нефтяного сектора и других ключевых отраслей промышленности, резко увеличены расходы на образование и здравоохранение, вдвое сократился уровень бед­ности. Венесуэла стала страной почти сплошной грамотности, взят курс на создание системы бесплатного медицинского обслужива­ния, ликвидировано гендерное неравенство.

На международной арене Венесуэла выступает за построение полицентричного мира, занимает антиимпериалистическую позицию. В стратегического партнера Венесуэлы превратилась Куба, которая получает значительные объемы нефти на льготных условиях в обмен на услуги кубинских специалистов. В 2004 г. подписано соглашение об углублении сотрудничества, получившего наимено­вание «Боливарианский альянс для народов нашей Америки», куда входят также Куба, Боливия, Никарагуа, Эквадор и ряд небольших Карибских стран. Развивается всестороннее сотрудничество и стра­тегическое партнерство с Российской Федерацией, которая рассмат­ривается как один из центров современного мира.

При нынешнем президенте Венесуэлы Николасе Мадуре курс на социальные преобразования продолжается. Однако страна стал­кивается с немалыми трудностями, высока инфляция, уровень преступности, коррупции. Серьезным ударом по экономике Ве­несуэлы явилось резкое снижение цен на нефть. Политическая си­туация в стране непростая, растут оппозиционные настроения.

Куба. Республика Куба1959 г. неофициальное название — Остров свободы) — самое густонаселенное государство Карибско­го бассейна. Общая площадь 109,88 км 2 , численность населения превышает 11 млн человек. Основные природные богатства стра­ныникель, кобальт, черные металлы, торф, неметаллические по­лезные ископаемые. В 1980-х гг. в прибрежных водах открыты залежи нефти и газа. Главными статьями экспорта являются никель, табак и табачные изделия, медицинская и фармацевтическая продук­ция, морепродукты, цитрусовые, кофе. Жизненный уровень насе­ления сравнительно невысок, нормированные продукты продаются по субсидированным низким ценам. Вместе с тем по социальным параметрам Куба соответствует показателям развитых государств, например по уровню детской смертности, по продолжительности жизни занимает лидирующие позиции. На Острове свободы нет крайней нищеты и социальной поляризации, достигнута всеобщая грамотность населения, государство полностью взяло на себя забо­ту о лицах с ограниченными физическими возможностями.

Предметом особой гордости Кубы стали достижения в сфере здравоохранения, представленного семейными врачами, районны­ми поликлиниками, госпиталями и специализированными меди­цинскими институтами. Все виды медицинских услуг предоставля­ются бесплатно. Впечатляющих успехов достигла страна в развитии культуры и спорта. За пределами Кубы более чем в 100 странах ра­ботает порядка 50 тыс. кубинских специалистов — врачей, учите­лей, спортивных тренеров. На Кубе высокий уровень личной без­опасности, практически отсутствуют преступления, связанные с на­силием.

Легендарная Кубинская революция во главе с Фиделем Кастро Рус (1926—2016) победила в январе 1959 г., и вскоре после этого в стране начались радикальные преобразования в коммунистиче­ском духе. В 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой, год спустя ввели полное эмбарго на торговлю с ней. Неод­нократные попытки США организовать вооруженную агрессию против Кубы спровоцировали в октябре 1962 г. Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. В результате советско-американских договоренностей кризис был преодолен. Советский Союз вывез ракеты с Кубы, а США демонтировали ракетные уста­новки в Турции и Италии, сняли морскую блокаду с Острова сво­боды, обязались не организовывать против него вооруженную агрес­сию. На протяжении 30 лет СССР оказывал Кубе огромную под­держку в экономической и военно-политической сферах.

Распад СССР и социалистического лагеря, прекращение совет­ской помощи привели к ухудшению экономического положения Кубы. Если в 1990 г. товарооборот страны с социалистическими го­сударствами, входившими в Совет экономической взаимопомощи составлял 80%, то в 1992 г. лишь 7%. Одновременно в расчете на ликвидацию режима Ф. Кастро США ужесточили экономическую блокаду Кубы, что в сочетании с обрывом связей с Российской Фе­дерацией было охарактеризовано кубинцами как двойная блока­да. В 2001 г. Россия заявила о прекращении аренды станции радио­локационного слежения в местечке Лурдос под Гаваной — един­ственного стратегического объекта, который оставался у России в Новом Свете.

В 1980-е и последующие годы на Кубе начали осуществляться экономические реформы при сохранении командных высот за го­сударством и руководящей роли Коммунистической партии. Пре­образования позволили переломить ситуацию в стране и преодо­леть серьезный спад в экономике, сохранив при этом основные социальные завоевания. В 2008—2011 гг. произошли важные из­менения в руководстве страны. Ф. Кастро добровольно ушел в отставку с поста председателя Государственного совета Кубы и Первого секретаря ЦК Компартии. На эти должности был из­бран его брат — Рауль Кастро.

Куба является активным участником международных отноше­ний. Страна остается одним из наиболее авторитетных членов Движения неприсоединения (в 1979—1983 гг. Ф. Кастро был председателем движения), развивает всесторонние связи с латиноамериканскими государствами, возглавляемыми левоцент­ристскими правительствами. У Кубы высок внешнеполитический имидж. Если в 1991 г. страна поддерживала дипломатические от­ношения со 121 государством, то в 2016 г. — почти со 180. В марте 2016 г. на Кубе с официальным визитом находился президент США Б. Обама, это был первый визит американского руководителя на Остров свободы за последние 88 лет. На территории Кубы остает­ся американская база Гуантанамо, которая располагается там со­гласно договору, заключенному в 1901 г. сроком на 100 лет. Несмот­ря на истечение срока американцы отказываются покидать кубин­скую территорию.

  1. Взаимодействие России с латиноамериканскими государствами.

Взаимоотношения России со странами Латинской Америки раз­виваются почти 200 лет. Во время первых русских кругосветных плаваний российские суда заходили в порты Бразилии, Чили, Мексики, Перу, а их командиры (И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, В. Головин и др.) оставили путевые дневники, книги и статьи о по­сещаемых латиноамериканских странах.

Первой страной региона, которая установила дипломатические отношения с Россией в 1828 г., была Бразилия. Во второй полови­не XIX в. Россия официально признала еще ряд стран Латинской Америки, среди них Колумбию, Венесуэлу, Перу, Аргентину, Мек­сику, Боливию, в начале XX в. были установлены отношения с Чили, Парагваем, Кубой. В последней четверти XIX в. началась трудовая миграция из России в Латинскую Америку, в основном в Аргенти­ну, Бразилию, Уругвай. До Первой мировой войны в страны Латин­ской Америки переехало порядка 100 тыс. человек из России.

После Октябрьской революции 1917 г. наступил новый, совет­ско-латиноамериканский этап отношений. Первой из стран регио­на признала СССР и установила с ним дипломатические отноше­ния в 1924 г. Мексика. В годы войны с фашизмом еще 13 государств Латинской Америки установили дипломатические отношения с СССР. Однако в период холодной войны под воздействием США ряд латиноамериканских государств прервали отношения с Совет­ским Союзом. В 1960—1980 гг. были восстановлены дипломатиче­ские отношения СССР с большинством стран региона, создана правовая база советско-латиноамериканских отношений, стало развиваться сотрудничество по многим направлениям. Началась подготовка молодых специалистов для стран развивающегося мира, включая Латинскую Америку. Центром такой подготовки стал Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Мо­скве, который с 1965 г. до начала 1990-х гг. подготовил более 2 тыс. специалистов для латиноамериканских стран. Особо тесные отно­шения у СССР сложились с Кубой, кубинский руководитель Ф. Кастро неоднократно посещал Советский Союз. В 1961 г. в си­стеме Академии наук СССР был создан Институт Латинской Аме­рики. Отношения со странами региона стали важной составной частью внешней политики Советского Союза.

Ситуация изменилась не в лучшую сторону после распада СССР, когда, по мнению дипломатов, политиков и наблюдателей, Россия «ушла» из Латинской Америки. Наиболее зримым образом этот факт сказался на отношениях с Кубой, с ней были резко свернуты эко­номические связи, в ООН Российская Федерация голосовала за ре­золюцию, осуждающую нарушения прав человека в стране, кото­рая четверть века была форпостом Москвы в регионе. Потеря ин­тереса к Латинской Америке проявлялась и в том, что тогдашний министр иностранных дел России А. В. Козырев трижды отклады­вал свой запланированный визит в регион, так и не совершив его.

Российско-латиноамериканские отношения вновь стали акти­визироваться после назначения в 1996 г. главой МИДа Е.М. При­макова. В результате двух его визитов в Латинскую Америку, охва­тивших шесть стран, было подписано 17 соглашений по широко­му кругу вопросов взаимного сотрудничества. В 2008 г. в качестве президента Д. А. Медведев совершил визиты в Перу, Венесуэлу, Бразилию и на Кубу, в ходе которых оформлен ряд соглашений в сфере энергетики, мирного атома, военно-технического сотруд­ничества и в культурной сфере. Развитию сотрудничества в даль­нейшем содействовали визиты в Россию руководителей ряда ла­тиноамериканских стран: председателя Государственного совета Кубы Р. Кастро, президента Аргентины К. Киршнер, президентов Бразилии И. Лулу да Силва, Д. Руссефф, М. Темера, президента Венесуэлы У. Чавеса, президента Боливии Э. Моралиса, президента Чили М. Бачелет.

Большое значение имели визиты В.В. Путина в страны Латин­ской Америки: в 2001—2004 гг. — на Кубу, в Мексику, Чили и Бра­зилию; в 2010 г.в Аргентину и Венесуэлу; в 2014 г. — на Кубу, в Ар­гентину и Бразилию — на саммит БРИКС. По результатам визитов подписана серия документов, направленных на развитие сотрудни­чества в экономической сфере, атомной и нефтегазовых отраслях, военно-технической области. С 1992 г. Россия стала постоянным наблюдателем в ОАГ, с 1995 г. начались постоянные консультации между МИДом России и Группой РИО. В значительной мере вырос поток туристов из России в страны Латинской Америки. Усилилось взаимодействие с рядом стран региона, особые отношения сложи­лись с таким «тропическим гигантом», как Бразилия.

Однако возможности сотрудничества России со странами Латин­ской Америки пока не отвечают потенциалу сторон, доля государств региона во внешнеторговом обороте России колеблется в пределах 2%. Экспорт и импорт Российской Федерации носит монокуль­турный характер. Россия поставляет в страны Латинской Америки в основном удобрения, отдельные виды военно-технической про­дукции, металлопрокат, часть электротехнического оборудования. Импортирует Россия из стран региона преимущественно сельхоз­продукцию, поставки которой значительно увеличились после санкций Запада и ответного эмбарго нашей страны на поставку про­довольственных товаров из Старого Света.

По инвестиционной и экономической активности в регионе Россия существенно уступает Китаю, Индии, Евросоюзу, не го­воря уже о США. Не спешит осваивать латиноамериканские пло­щадки и российский предпринимательский корпус. Все еще бытует устаревшее представление о Латинской Америке как о ре­гионе отдаленном, интересном с точки зрения экзотики, но мало­перспективном в плане экономического и инвестиционного вза­имообогащения. Инертность бизнеса, отсутствие финансов и от­ношение к региону как к чему-то, что может рассматриваться в качестве не первоочередного направления, — три основные при­чины, которые мешают более интенсивному развитию связей меж­ду Россией и Латинской Америкой.

Вместе с тем у Российской Федерации есть весомые конкурент­ные преимущества в регионе — глубокие позиции нашей страны в ряде латиноамериканских стран, хорошее отношение людей к России, ее культуре и всему русскому, отсутствие исторических обид и понимание того, что Российская Федерация — крупная международная величина, движущая сила строительства полицентричного мироустройства. Все это создает благоприятные условия для придания новых импульсов развитию российско-латиноаме­риканских отношений.

Литература

Буянов В.С. Внешнеполитическая деятельность и международная безопасность России: учебное пособие. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2017. С.193-209.

Источник

Оцените статью