Политика ссср отношении стран восточной европы

Политика СССР в Восточной Европе в 1945-1947 гг

Уже в годы второй мировой войны, в ходе националь­но-освободительной и антифашистской борьбы левые демократические силы в странах Восточной Европы при­обрели большой авторитет.

В то же время большая часть национальной буржуазии запятнала себя сотрудничеством с фашистскими властя­ми и оккупантами. После освобождения под руководст­вом левых, в том числе коммунистов, в этих странах прошли преобразования народно-демократического (не­социалистического!) характера, сложились демократиче­ские коалиционные правительства.

На этом этапе присутствие Красной Армии на терри­тории стран Восточной Европы в основном служило гарантией необратимости демократических перемен.

В этот период советское руководство не стремилось навязывать свою общественную модель этим государст­вам в обязательном порядке; во всех странах сохранялись элементы традиционных политических систем. •

Более того, в Румынии до конца 1947 г. существовала конституционная монархия (молодой король Михайбыл далее награжден высшим советским орденом Победы за то, что дал согласие на проведение коммунистического восстания в Бухаресте в августе 1944 г., разорвал союзные отношения с Германией и даже успел объявить ей войну).

В Венгрии коммунисты имели меньшинство в парла­менте и не вошли в правительство первого состава.

В Чехословакии коммунисты одержали убедительную победу на парламентских выборах, но пригласили в правительство буржуазных деятелей. В стране продол­жала действовать конституция 30-х годов., а первым послевоенным президентом стал бывший глава государ­ства Э.Бенеш.

В Польше по решению Потсдамской конференции власть осуществляло правительство национального со­гласия, состоявшее из представителей двух бывших ор­ганов власти: просоветского люблинского комитета наци-

опального освобождения (Временного правительства), соз­данного на освобожденной территории, и лондонского эмиг­рантского правительства, существовавшего с 1939 г. и признанного всеми антифашистскими государствами. Исключением была Югославия, где национально-осво­бодительная война сопровождалась элементами войны гражданской. В результате полный контроль над страной оказался в руках коммунистов. Партизанская армия Тито в кровопролитных боях уничтожила партизанские отряды сербских монархистов-четников, также сражав­шихся с оккупантами.

После войны Тито сформировал однопартийное ком­мунистическое правительство и провозгласил курс на строительство социализма.

Действия Гшио вызвали открытое недовольство Ста­лина, очевидно, потому, что опережали его собственные стратегические планы.

Сталин считал советское военное присутствие необ­ходимым и достаточным условием для большевизации в перспективе стран, оказавшихся под контролем СССР.

Еще весной 1945 г.он заявил делегации югославских коммунистов: «Эта война — не такая, как прежде. Сей­час тот, кто оккупирует определенную территорию, внедряет там свою собственную общественную систему. Каждый продвигает свою систему до тех пределов, пока может продвигаться вперед его армия. Не может быть ничего другого».

Разрыв с Западом

Западные страны рано увидели опасность большеви­зации занятых советскими войсками государств. Эту угрозу они решили использовать как повод для пере­смотра границ сфер влияния и для приобретения нового политического капитала на противоборстве с советским тоталитаризмом.

Инициатива публичного изложения этой позиции принадлежала бывшему премьер-министру Великобри­тании У. Черчиллю.

Март 1946 г.— в Фултоне (США) Черчилль высказался следующим образом (знаменитая «фултонская речь»):

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике через весь континент пролег железный занавес. За этой линией находятся все столицы центральной и восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София; все эти города и окружающие территории находятся в советской сфере влияния и в большой, все увели­чивающейся мере подчинены контролю Москвы. Это не освобожденная Европа, за которую мы боролись. Это также не та Европа, которая несет существенные черты длительного мира!». Характерно, что Черчилль не предлагал никаких пре­вентивных действий, а говорил лишь о необходимости объединения Запада перед лицом растущей советской угрозы. Тем не менее, его речь вызвала крайне негатив­ную реакцию в Москве.

В США курс на разрыв и конфронтацию с СССР окончательно возобладал на политическом уровне в на­чале 1947 г. Первой формой его реализации стала так называемая «доктрина Трумэна».

12 марта 1947 г.— президент США Г’.Трумэн так опреде­лил свою позицию:

«В последнее время народам определенного числа государств против их воли были навязаны тоталитарные формы правления. Правительство Соединенных Штатов снова и снова протестует против насилия и запугиваний в Польше, Румы­нии и Болгарии, что представляет нарушение ялтинских договоренностей. Я должен отме­тить, что подобное развитие событий происхо­дит и в некоторых других государствах. В настоящий момент мировой истории почти каждая нация может выбирать между альтер­нативными формами жизни. Только часто этот выбор не является свободным. Одна форма жизни основывается на воле боль­шинства и проявляется в свободных учреждени­ях, представительных формах правления, свобод­ных выборах, гарантиях личной свободы слова и религии и свободы от политического гнета.

Другая форма жизни основана на воле мень­шинства, которое навязывает ее большинству насильно. Она опирается на террор и угнетение, на цензуру прессы и радио, на манипулирова­ние выборами и на отмену личных свобод. Я думаю, политика Соединенных Штатов долж­на состоять в том, чтобы помогать свободным народам, сопротивляющимся попыткам подчи­нения со стороны вооруженного меньшинства или внешнего давления». В соответствии с доктриной Трумэна США:

— уже в 1947 г. предоставили помощь Греции и Турции, находившимся под жестким военно-политическим давлением Кремля;

— начали разрабатывать программу помощи другим странам Европы.

Источник

Отношение СССР и стран Восточной европы

Довоенный период

Послереволюционный период отношений СССР с другими странами складывался сложно. Из всех западных соседей официальные дипломатические отношения были установлены только с Польшей. После военных действий польское правительство подписало в 1921 году договор, согласно, которому часть бывших российских территорий отошли к Польше. Напряженность и недоверие между странами сохранялись вплоть до наступления фашистских войск. Инициатива СССР по созданию блока и защите малых государств Европы в силу усиливавшейся угрозы со стороны Германии ускорила процесс официального признания советского государства европейскими странами. В течение нескольких месяцев 1934 г. были заключены мирные договора с Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией. Последующие действия советского правительства были направлены на создание Малой Антанты и объединения усилий против фашистской агрессии. Прямое сопротивление Польши любым мирным инициативам СССР заблокировало уже на первом этапе переговорный процесс. Нежелание сотрудничать показали правительства Венгрии и Румынии. Активная деятельность национальных компартий на территории этих стран только усиливала недоверие к возможным действиям Советского Союза по заключению военно-оборонительного союза. Политические лидеры Болгарии, также открыто поддержали захватнические планы Германии. Построение системы, которая бы обеспечивала коллективную безопасность, несмотря на усилия советской дипломатии, не увенчалось успехом. Постепенно Венгрия, Румыния, Болгария пошли на сближение с Германией, оказав поддержку не только сырьевыми ресурсами, но и непосредственно участвуя в военных действиях на стороне фашистских государств. В свою очередь в результате Мюнхенского соглашения, часть Чехословакии была аннексирована в 1938 г. Но уже через год это государство утратило независимость, попав под протекторат Германии. Единственной из стран попытавшейся противостоять фашистской агрессии оказалась Польша, надеясь на союзническую поддержку Великобритании и Франции.

Военное сотрудничество

В ходе войны на территории СССР были сформированы две армии Войска Польского, Чехословацкий армейский корпус, две пехотные дивизии из румынских добровольцев, югославская пехотная и танковая дивизии. Общее количество обученных военных составило полмиллиона человек.
Советские войска верные союзническому долгу в 1944 г. восстановив границу СССР, начали освобождать страны восточной Европы. К маю 1945 года были полностью освобождены территории Румынии, Венгрии, Польши, Болгарии. Югославия при военной поддержке СССР смогла самостоятельно освободить свою территорию от фашистских войск. Уже после подписания капитуляции Германии, 9 мая бои продолжались на улицах столицы Чехословакии.

Интеграция стран социализма

За годы войны свои политические позиции и авторитет сильно укрепили национальные коммунистические партии. Возглавив борьбу против фашизма коммунисты, создали во многих европейских странах структуру управления на переходный период. На выборах назначенных после войны в странах восточной Европы победили партии коммунистического и социалистического направления. Промышленная и сельскохозяйственная интеграция и общее планирование многих качественных показателей указали на необходимость создания единого экономического центра стран социалистического лагеря. После межправительственного совещания в Москве в 1949 г. было принято решение об экономической взаимопомощи. Расчеты в СЭВ осуществлялись через коллективную валюту, которой стал переводной рубль. В 70-х гг. был создан инвестиционный банк. Уже через два десятилетия на долю стран СЭВ приходилась третья часть всего производства промышленности в мире. Бартерная торговля стимулировала развитие перерабатывающих предприятий, благодаря, которым увеличился выпуск сельскохозяйственной продукции. В период активного взаимодействия создаются международные отраслевые организации способствующие взаимодействию в атомной энергетике, в химической промышленности, в энергетической отрасли, в машиностроении. Холодная война, сложная международная обстановка в середине 50-х гг. и создание военного блока капиталистических стран в 1949 г., обозначили необходимость сотрудничества армий стран социализма. В 1955 г. был подписан договор, который официально оформил военный союз социалистических стран. По месту подписания стали называть Варшавским договором. Согласно статьям документа, были созданы объединенные комитеты, осуществляющие единое руководство и консультирование. Штаб организации располагался в Москве.
Отдельной страницей отношений являются события в Венгрии в 1956 г. и Чехословакии 1968 г. Идеологические противоречия и различные взгляды политических лидеров на экономическое развитие Венгрии и Чехословакии привели к партийному кризису в этих странах. В октябре 1956 г. противниками советизации в Венгрии была организована массовая демонстрация против коммунистического правительства, в процессе, которой начался силовой захват государственных учреждений и беспорядки. Были введены войска, к началу ноября ситуация нормализовалась, в партийном руководстве произошли изменения, были проведены либеральные реформы в экономике, смягчена цензура. На фоне активизации протестных движений по всей Европе. В Чехословакии по всей стране проходили демонстрации против экономической политики правительства. Накопившиеся проблемы национального характера, требовали проведения реформ. Смена партийного руководства привела к резкому повороту в сторону демократизации общественной жизни и проведения реформ. Последующие события показали нарастание антикоммунистических настроений и вышедшую из-под партийного контроля ситуацию. На совещании социалистических стран было принято решение о введение на территорию Чехословакии войск Варшавского договора. В конце августа 1968 г. в партийном руководстве страны произошли изменения, и был взят курс на свертывание реформ.

Источник

СССР и страны Восточной Европы.

СССР и страны Восточной Европы.Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами. Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). Всоответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государст-

вам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Глава 39. РАЗВИТИЕ СССР В 1953-1964 гг.

1953—1964 годы вошли в историю как время хрущевской оттепели. В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

ПОПЫТКА ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Политика десталинизации.

Политика десталинизации.Весной 1953 г. были осуществлены изменения в составе руководства КПСС и Советского правительства. Секретариат ЦК партии возглавил Н. С. Хрущев — известный партийный деятель, многие годы руководивший крупнейшими парторганизациями страны. Председателем Совета Министров был назначен Г. М. Маленков, министром иностранных дел — В. М. Молотов, министром обороны — Н. А. Булганин. Во главе нового Министерства внутренних дел, объединившего МВД СССР и МГБ СССР, встал Л. П. Берия, ранее бывший заместителем министра внутренних дел. Председателем Верховного Совета СССР был утвержден К. Е. Ворошилов. Новые лидеры заявили о своей готовности осуществлять «коллективное руководство» страной. Однако с первых же дней пребывания у власти началась борьба между ними за политическое лидерство. Основными соперниками в ней были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев. Все они находились в свое время в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и некоторых реформ. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества.

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В 1953 г. был арестован Л. П. Берия. Он обвинялся в намерении разграничить обязанности партийных и хозяйственных органов, в желании расширить полномочия МВД — своей главной опоры в борьбе за власть. Берия был исключен из партии как «враг народа» и предан суду.

Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по освобождению общества от наиболее уродливых форм административно-командной системы, в частности по преодолению культа личности И. В. Сталина. Основная роль в ней принадлежала Н. С. Хрущеву, избранному в сентябре 1953 г. на пост первого секретаря ЦК КПСС. В печати началась критика культа личности И. В. Сталина. Проводились реорганизация правоохранительных органов. При Совете Министров СССР был организован Комитет государственной безопасности (КГБ). Органы милиции были преобразованы в отделы исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся. Не все перестройки в административной системе управления были достаточно продуманны. Недовольство вызвало проведенное в 1962 г. разделение местных Советов по производственному принципу — на промышленные и сельские. Эта реорганизация нарушила единство власти, смешала функции органов местного самоуправления.

Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий, для проведения которой была создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. В числе реабилитированных лиц находились многие крупные советские, государственные и военные работники, несправедливо осужденные по процессам 30-х годов: А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и др. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. На закрытом заседании съезда выступил Н. С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И. В. Сталина, с негативными чертами его характера, с отступлениями от марксистско-ленинского понимания роли личности в истории.

После окончания работы съезда проходило чтение доклада Н. С. Хрущева на собраниях партийных организаций. Содержавшиеся в докладе факты рождали у слушателей возмущение и стремление понять причины попустительства беззакониям со стороны партийных органов. Публичное осуждение культа И. В. Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. «Умирают в России страхи. » — такими словами начиналось одно из стихотворений Е. А. Евтушенко тех лет.

Преобразования в общественно-политической жизни. В

Преобразования в общественно-политической жизни.Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре.

Расширялись права союзных республик в области законодательства. К их компетенции были отнесены вопросы устройства республиканских судов, принятие Гражданского и Уголовного кодексов. Высшие государственные структуры наделялись дополнительными правами в экономической сфере. Отныне республиканские Советы Министров могли самостоятельно заниматься распределением бюджетных средств. Им предоставлялась возможность самим утверждать планы производства и распределения промышленной продукции. В ведение республиканских органов власти были переданы свыше 14 тысяч предприятий легкой и тяжелой индустрии, автотранспорт. Для сохранения ведущей роли центра в развитии экономики, в целях ее координации создавалась Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик. Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х годов, в частности А. И. Рыкова, Н. И. Бухарина — руководителей оппозиции И. В. Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е годы советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа И. В. Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Г. М. Маленковым, В. М. Молотовым и Л. М. Кагановичем, попыталась сместить Н. С. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в само-

чинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление части партийных и государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Н. С. Хрущева. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Г. М. Маленкова, В. М. Молотова и Л. М. Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Обновление аппарата власти.

Обновление аппарата власти.После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, был освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л. И. Брежнев. Был смещен министр обороны Г. К. Жуков, сыгравший в июне 1957 г. решающую роль в сохранении Н. С. Хрущева на посту лидера КПСС. Одновременно возрастал культ Н. С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии.

Новая Программа провозгласила вступление страны в период «развернутого коммунистического строительства». В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме»,— утверждал Н. С. Хрущев. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав местных партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.

Новая Программа КПСС, особенно положения о скором решении социальных вопросов, нашла отклик в стране, вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. В 1962 г. рабочие одного из крупнейших заводов Новочеркасска объявили забастовку. Против организовавших демонстрацию забастовщиков было применено оружие. Новации во внутренней политике вызывали неудовлетворенность многих социальных групп. Часть партийно-хозяйственного аппарата проявляла расту-

щее недовольство нестабильностью общества и мероприятиями по перестройке партии, в частности, реорганизацией партийных комитетов по производственному принципу (1962 г.).

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

Источник

Читайте также:  Рейтинг самых экологически чистых стран мира 2020
Оцените статью