Политико географическое положение стран мира

Политико-географическое положение стран

Политико-географическое положение означает положение определенной страны, района, населенного пункта по отношению к другим районам, проводящим миролюбивую политику, или к очагам международной напряженности, международным союзам, к районам региональных конфликтов, к военным базам.
Это понятие родственно понятию «экономико-географическое положение», так как политика и экономика тесно связаны между собой. Под экономико-географическим положением понимают положение страны, района, населенного пункта относительно торговых путей, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков, а также положение их относительно транспортных путей.

На отдельных этапах истории экономико-географическое положение оказывало заметное влияние на развитие отдельных государств. Так, в свое время считалось, что причиной отсталости Германии является ее удаленность от Атлантического океана, который признается главным путем мировой торговли. По мере развития общественного производства страна становится менее зависимой от природных факторов, поэтому экономико-географическое положение изменяется и зависит от развития транспорта, торговли, международных связей.
Экономико-географическим положением нельзя объяснить отсталость одних стран и процветание других. Например, Япония, изолированная от США и стран Западной Европы, занимает очень видное место в мировом хозяйстве. Но неблагоприятное экономико-географическое положение все же оказывает влияние на развитие страны. Например, страны, лишенные выхода в Мировой океан, несут большие финансовые расходы по транспортировке грузов. Сходные трудности испытывают и островные государства, лежащие в стороне от важнейших морских дорог: Сейшельские острова, Маврикий и др.

Политико-географическое положение — историческая категория, она изменяется во времени. События, происходящие в последние годы в мире, подтверждают это.
Для государства чрезвычайно важно ее политико-географическое положение — геопространственной отношение к политическим объектам, находящимся вне ее и непосредственно влияют на нее. Это влияние может приобретать не только политического характера. Например, положение Греции в системе стран Средиземноморья влияет на ее экономику, которая и определяет характер политических процессов в этой стране. Часто употребляемый термин «геополитическое положение» отражает влияние на политические процессы и структуры государства не только внешнего политической среды, но и природных, экологических, экономических, социальных систем. Например, положение страны в континентальных условиях очень часто является фактором ее политического стремления к выходу на морские коммуникации и часто делает ее агрессивной.

Оценивая политико-географическое положение государства, необходимо учитывать как ресурсную (отраслевую), так и пространственно-территориальную его составляющие. Физико-географическая составляющая выделяется тем, что географическая среда продолжает играть существенную роль в жизни общества, влияет на эффективность функционирования той или иной страны. Даже мощные государства бессильны перед такими стихийными силами природы, как цунами, землетрясения, наводнения, ураганы, торнадо и т.д.. Качественные земли или другие природные ресурсы, непосредственный выход к незамерзающим морям, климат и рельеф местности, полноводные реки и множество других факторов физико-географической составляющей политико-географического положения были, есть и будут важными для развития, а иногда и самого существования той или иной страны.
Значение экономико-географической составляющей в оценке политико-географического положения все время растет. Все больше стран испытывают потребность в ресурсах развития, они не способны обеспечить по своей территории. И это не только полезные ископаемые или продовольствие, но и трудовые ресурсы. Поэтому открытый доступ к регионам, которые обладают излишками ресурсов социально-экономического развития, становится решающим фактором политико-географического положения. Не менее важным является размещение относительно основных рынков сбыта товаров, производимых в стране.

Постоянно возрастает значение транспортно-географической составляющей (в широком понимании этого термина) политико-географического положения, основными показателями которой является пропускная способность, скорость доставки грузов, стоимость перевозки, информационные и миграционные потоки, их изменчивость в пространстве и времени.

Не менее, а иногда и более важны геополитическая и гео-стратегическая составляющие политико-географического положения государства. Политическая нестабильность, вооруженные конфликты и т.д. надолго «закрывают» определенные страны и даже регионы мира, меняют направление и силу транзитных товаропотоков, разрушают устоявшиеся системы межгосударственных отношений.

Географическое положение может быть центральным и периферийным. Чем больше соседей у государства, тем центральнее ее положения. Признаки центральности и периферийности географического положения очень часто связывают с категориями его выгодности или невыгодности. Обычно, центральное положение выгоднее периферийное. Многие страны имеют периферийное положение, однако они расположены на судоходном побережье. Следовательно, их положение лучше, чем соседних с ними континентальных государств, близких к «центральных». Среди «окраинных» государств особенно выгодное положение имеют расположенные на побережьях незамерзающих морей. Государство не может омываться морем (например, Великобритания, Шри-Ланка, Исландия, Кипр), быть полуостровной (Дания, Италия, Южная Корея, Турция), выходить на море большей или меньшей своей частью (Египет, Алжир, Румыния, Болгария, Албания ), располагаться на двух морях различных бассейнов (Франция, США, Канада, Мексика).

По пространственным масштабом географическое положение разделяют на глобальное, региональное и соседское. Глобальное положение — это геопространственной отношение государства к мировой экономической и политической систем и их подсистем, в частности групп высокоразвитых стран, стран «третьего мира», стран бывшего «коммунистического блока», в мировых геополитических осей, геостратегических интересов и т.д.. Региональное положение является геопространственной отношением к системе стран и политико-государственных структур того континента, на котором расположено государство. Соседское положение предусматривает геопространственные отношения с государствами, которые граничат с определенной страной. Определяют соседей первого и второго порядка. Непосредственные соседи — это соседи первого порядка, а соседи соседей соседствуют второго порядка. Например, соседями первого порядка для Венгрии являются Украина, Румыния, Хорватия, Словения, Австрия, Сербия, Словакия, а соседями второго порядка является Россия, Беларусь, Польша, Чехия, Германия, Швейцария, Лихтенштейн, Италия, Босния и Герцеговина, Албания, Македония , Болгария и Молдова, то есть их почти вдвое больше. Чем больше соседей имеет определенная страна, тем при прочих равных условиях выгоднее ее политико-географическое положение. Это придает этой стране определенные преимущества в выборе близких внешнеполитических и экономических партнеров. В военно-политическом аспекте соседи соседей очень часто являются стратегическими партнерами (например, когда непосредственный сосед проявляет агрессивность). Классическим примером являются отношения «Польша — Франция», между которыми находится Германия: в двух мировых войнах эта пара выступала в одном антинемецкой блоке.

Очевидно, что на глобальном и региональном уровнях в сферу интересов политической географии должны войти изменения, происходящие на политической карте мира (связанные с образованием новых государств, изменениями их государственного строя, государственных границ и т. д.); изменения в соотношении сил основных политических, военных и экономических группировок; важнейшие территориальные аспекты международных отношений, включая географию очагов международной напряженности и военных конфликтов. Быстро развивается и новое направление политико-географических исследований – политическая география Океана. Это объясняется тем, что Мировой океан в наши дни также стал ареной активных политических событий, отражающих изменения в расстановке политических сил и соответственно в разграничении морских акваторий.

Макро-политико-географическое положение страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-политико-географическое положение – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Источник

Политико-географическое (геополитическое) положение

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии. Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение, экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне занимающих значительное место в международном географическом разделении труда (Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле – это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны (региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром. Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте. [16]

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны (региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам, очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам), демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь, определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой, Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном, США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем, т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь, Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти, о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина), «революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР. Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном, тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана; сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто, но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г. Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в современном мире состоит в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками разными частями своего огромного неоднородного тела. Естественно, различные контактные зоны испытывают разные внешние притяжения. Так, регионы европейской части и Урал экономически в большей степени ориентированы на объединяющуюся Европу. Для всего Дальнего Востока и значительной территории Сибири главное пространство экономического сотрудничества – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Для российских регионов, приближенных к южным границам от Северного Кавказа до Восточной Сибири, – это соседи по СНГ (за ними – второй эшелон – страны мусульманского мира) и континентальный Китай». [17]

Решение геополитических проблем России в перспективе, по-видимому, должно быть связано, во-первых, с замедлением и прекращением процессов дезинтеграции в рамках СНГ и возрождением их единого экономического пространства и, во-вторых, с продолжением налаживания тесных политических отношений и с Западом и с Востоком. Ярким примером такого рода может служить заключенный в 2001 г. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем.

Источник

Читайте также:  Объединение студентов одной страны это
Оцените статью