Политико территориальное деление страны это

Административно-территориальное деление

Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Особенности административно-территориального деления отдельных стран

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 3 коммуны: Ла-Кондамин, Монако и Монте-Карло.

В Российской Федерации не существует единой системы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Отсутствует и нормативное определение типологии населенных пунктов; используются преимущественно советские критерии и принципы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года (редакция от 9 февраля 2009 года) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.

См. также

  • Территориальное устройство
  • Федеративное устройство
  • Унитарное государство
  • Местное самоуправление
  • Территориальная организация общества
  • Населенный пункт
  • Таблица административных единиц по странам
Административно-территориальные единицы
Капителью выделяется термин, используемый не менее, чем в десяти странах.
Русские термины Район (Автономный район) • Автономный уезд • Квартал • Столица • Кантон • Город • Посёлок • Колония • Коммуна • Автономное сообщество) • Кондоминиум • Графство • Совет • Сельсовет • Департамент • Округ (Автономный округ) • Административный округ) • Столичный округ • Городской округ • Имперский округ • Федеральный округ • Муниципальный округ • ) Область (Автономная область) • Герцогство • Староство • Губерния • Община • Островные территории • Локальная административная единица • Муниципалитет Соседство • Префектура (Супрефектура) • Княжество • Протекторат • Провинция • Регентство • Регион (Автономный регион • Столичный регион • Специальный административный регион) • Республика (Автономная республика) • Резервация • Штат • Территория (Зависимые территории • Союзные территории) • Городская агломерация • Уезд • Волость • Деревня • Село • Поселковый совет
Нерусские в настоящее время
и заимствованные слова
Бейливик • Боро • Марз • Дзонгдэй • Дзонгхаг • Дунгхаг • Гевог • Квартер • Мухафаза • Наслег • Приход (Пароккия) • Сюзеренство • Улус • Тхромде • Чивог • Шир • Амт • Арондисман • Комарка • Фракция • Фрегезия • Гмина • Жудец • Остан • Повят • Шахрестан • Воеводство • Вилайет • Аймак • Хошун • Кожуун • Сомон • Сумон
Устаревшие и исторические русские Дистрикт • Баронство • Бург • Губерния • Диокеза • Имперский город • Крепость • Марка • Повет • Сотня • Фема • Виконтство • Степная дума
Устаревшие нерусские Демы • Ном • Сатрапия • Гавар • Ашхар (Наанг)
См. также Таблица административных единиц по странам • Политическое деление • Избирательный округ
СтраныАзии: Административное деление

Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории

Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос

Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Административно-территориальное деление» в других словарях:

Административно-территориальное деление — (административно территориальное устройство) система территориальной организации государства, разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на части, в соответствии с которым образуются и функционируют… … Политология. Словарь.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Большой Энциклопедический словарь

административно-территориальное деление — Иерархическая система территориальной организации государства, предусматривающая разделение территории на ряд областей, провинций и районов, на основе которой функционируют органы государственной власти и управления … Словарь по географии

административно-территориальное деление — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Энциклопедический словарь

административно-территориальное деление — административно территориальное устройство разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь

административно-территориальное деление — (АТД), часть политико территориального устройства государства, в соответствии с которой строится система органов гос. власти и местного самоуправления. Представляет собой иерархическую систему составных частей гос. территории (административно… … Географическая энциклопедия

АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — (устройство) – обусловленное классовой природой, задачами и функциями государства разделение его территории на определённые части – административно территориальные единицы. А. т. д. в СССР способствует выполнению функций Советского… … Советский юридический словарь

Административно-территориальное деление — одна из важнейших систем гос. устройства и управления. В XIV первой пол. XV в. на тер. Приуралья существовали самостоятельные тер. полит. объединения: Вятская земля, Пермь Вычегодская, Пермь Великая. В процессе включения в состав Русского гос… … Уральская историческая энциклопедия

Источник

Понятие территориально-политического устройства и его разновидности

Политико-территориальное устройство государст­ва — это организация государственной власти по терри­ториальному признаку. Данное понятие характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями. Имея в своей основе властный характер, эта организация является политической. Даже выполняя задачи экономического районирования (например, при административно-территориаль­ном делении), учитывая исторические, этнические факторы, тра­диции и др., такое устройство в конечном счете имеет в виду поли­тические цели. Этим оно отличается от определенных географичес­ких понятий (например, Сибирь), экономических зон (например, соглашение областей Поволжья по экономическим вопросам), ре­гионов и региональных объединений (например, Преображение Урала или Сибирское соглашение).

Территориально-политическое устройство — это организация территории, а не власти самой по себе (разделение властей, единство власти и т.д.). Поэтому в данном случае речь идет не о размежевании компетенции тех или иных органов, а о предметах ведения, полномочиях определенных территориальных единиц (субъектов федерации, автономных образований и др.).

Территориально-политическое устройство включает собственно политико-территориальное деление (субъекты федерации, поли­тическая автономия и др., обладающие элементами государствен­ности) и административно-территориаль-ное устройство, тоже, в ко­нечном счете, имеющее политическое значение.

В некоторых странах (Австрия, Венгрия, Щвеция, Норвегия) существуют разные формы культурно-национальной автономии. Она есть и в России в соответствии с Законом 1996 г. Культурно-национальная автономия не основана на территориальном прин­ципе и не является формой политико-территориального устройст­ва.

Административно-территориальные единицы могут совпадать, а могут не совпадать с так называемыми территориальными кол­лективами — их населением, если оно вправе избирать свои представительные органы местного самоуправления. В одном и том же государстве некоторые звенья административно-территориального деления могут иметь статус территориального коллектива (районы в Германии), а другие — нет (округа в той же Германии, состоящие из районов). В связи с этим во многих зарубежных странах принято доктринальное (в научных работах, а не в законе) деление административ­но-территориальных единиц на естественные и искусственные. Считается, что первые сложились естественным путем сначала как исторические небольшие поселения людей, совместно занятых трудом и досугом (города, общины), многие из них затем выросли в многомиллионные населенные пункты, но продолжают иметь ранг общин (коммун, муниципальных образований).

В «естественных» единицах в услови­ях демократических режимов по традиции всегда создаются вы­борные органы общественного самоуправления (советы, комите­ты, муниципалитеты), имеются выборные должностные лица (мэры, бургомистры и др.). Считается, что такие органы возникли с незапамятных времен, когда племена осели на одном месте и выбрали для решения «общих дел» людей искусных в военном деле, отличающихся мудростью и т.п.

Искусствен­ные единицы, напротив, представляют собой результат админи­стративной деятельности государства, которое «сверху» провело районирование территории. В искусственных единицах выборные коллегиальные органы и должностные лица могут быть (если такие единицы получают статус территориальных коллекти­вов), а могут и не быть. Управление может осуществляться долж­ностными лицами (чиновниками) общей компетенции (губернато­рами, префектами и т.д.), назначенными центром — президентом, правительством, премьер-министром, министром внутренних дел (реже — вышестоящими чиновниками). Во многих случаях в ис­кусственных административно-территориальных единицах могут быть и избранные советы, и назначенные должностные лица общей компетенции, полномочия между которыми разделены (назначен­ные должностные лица, в частности, всегда осуществляют админи­стративный контроль за законностью деятельности органов мест­ного самоуправления). В некоторых странах все административно-территориальные единицы являются по своему статусу территори­альными коллективами (США, Великобритания, Австралия и др.). В России самые разные единицы имеют статус муниципаль­ных образований.

После Второй мировой войны (в некоторых странах до нее) в политико-территориальном устройстве государств наметились новые тенденции.

Во-первых, сильно возросло число федератив­ных государств, причем в новых федерациях федеративное устрой­ство рассматривается преимущественно как способ децентрализа­ции управления, а в «старых» федерациях наряду с этим стала господствовать тенденция кооперативного федерализма (совмест­ное решение общих задач).

Во-вторых, стали создаваться более крупные единицы, охватывающие несколько субъектов федерации. В научной литературе, а иногда и в зако­нодательных актах они обычно называются регионами. Такие ре­гионы (в отличие от региональных единиц административно-тер­риториального деления) создаются не актами центральных орга­нов, а снизу, путем соглашений. Их создание прежде всего пресле­дует цель экономической координации разных частей страны. В России это объединения центральных областей, областей Поволжья, Си­бири и др. Хотя они задуманы для координации экономики, на деле иногда играют и политическую роль, выступая с опреде­ленными совместными требованиями. Голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления отдельных субъектов феде­рации, когда они предъявляют свои требования президенту и пра­вительству, особенно по вопросам экономической политики.

В-третьих, в рамках административно-территориальных еди­ниц, их групп, а нередко чересполосно, захватывая отдельные части разных административно-территориальных единиц, созда­ются специальные округа (школьные округа, округа по вопросам водо­снабжения, санитарии и др.). Возникнув сначала в США, они су­ществуют теперь во многих странах (в Великобритании, Индии и др.). Это не административно-территориальные единицы, но они выполняют некоторые функции административно-территори­ального управления с элементами общественных начал. Управле­ние такими округами специализировано, оно осуществляется ли­цами, назначаемыми муниципалитетами, чиновниками (агентства­ми), являющимися профессионалами в данной области. При них действуют разного рода консультативные советы, иногда форми­руемые населением путем выборов. Во многих странах на таких выборах существует значительная конкуренция кандидатов, кото­рые рассматривают такие посты как трамплин для продвижения в политике.

Территориально-политическое устройство государства следует от­личать от состава государственной территории (в понятие террито­рии государства входит не только суша, воды и воздушный столб над ними, но и подвижная территория, например военные кораб­ли). Многие конституции, характеризуя состав государственной территории, называют ее составные части (например, в Филиппи­нах — архипелаг, острова, недра и др., на Кубе — прилегающие острова и рифы, в Намибии — некоторые бухты и порты, в конституции Китая говорится, что Тайвань — часть территории КНР, и т.д.) Эти части далеко не всегда представляют собой особые поли­тико-территориальные или административно-территориальные образования, а зачастую являются лишь географическими или экономико-географическими единицами.

Источник

Читайте также:  Нефтяная отрасль страны лидеры по добыче
Оцените статью