Административно-территориальное деление
Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Особенности административно-территориального деления отдельных стран
Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 3 коммуны: Ла-Кондамин, Монако и Монте-Карло.
В Российской Федерации не существует единой системы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Отсутствует и нормативное определение типологии населенных пунктов; используются преимущественно советские критерии и принципы административно-территориального деления. [источник не указан 145 дней] Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года (редакция от 9 февраля 2009 года) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.
См. также
- Территориальное устройство
- Федеративное устройство
- Унитарное государство
- Местное самоуправление
- Территориальная организация общества
- Населенный пункт
- Таблица административных единиц по странам
Капителью выделяется термин, используемый не менее, чем в десяти странах. | |
Русские термины | Район (Автономный район) • Автономный уезд • Квартал • Столица • Кантон • Город • Посёлок • Колония • Коммуна • Автономное сообщество) • Кондоминиум • Графство • Совет • Сельсовет • Департамент • Округ (Автономный округ) • Административный округ) • Столичный округ • Городской округ • Имперский округ • Федеральный округ • Муниципальный округ • ) Область (Автономная область) • Герцогство • Староство • Губерния • Община • Островные территории • Локальная административная единица • Муниципалитет Соседство • Префектура (Супрефектура) • Княжество • Протекторат • Провинция • Регентство • Регион (Автономный регион • Столичный регион • Специальный административный регион) • Республика (Автономная республика) • Резервация • Штат • Территория (Зависимые территории • Союзные территории) • Городская агломерация • Уезд • Волость • Деревня • Село • Поселковый совет |
Нерусские в настоящее время и заимствованные слова | Бейливик • Боро • Марз • Дзонгдэй • Дзонгхаг • Дунгхаг • Гевог • Квартер • Мухафаза • Наслег • Приход (Пароккия) • Сюзеренство • Улус • Тхромде • Чивог • Шир • Амт • Арондисман • Комарка • Фракция • Фрегезия • Гмина • Жудец • Остан • Повят • Шахрестан • Воеводство • Вилайет • Аймак • Хошун • Кожуун • Сомон • Сумон |
Устаревшие и исторические русские | Дистрикт • Баронство • Бург • Губерния • Диокеза • Имперский город • Крепость • Марка • Повет • Сотня • Фема • Виконтство • Степная дума |
Устаревшие нерусские | Демы • Ном • Сатрапия • Гавар • Ашхар (Наанг) |
См. также Таблица административных единиц по странам • Политическое деление • Избирательный округ |
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Бонайре, Синт-Эстатиус и Саба (Карибские Нидерланды) • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Тёркс и Кайкос Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Административно-территориальное деление» в других словарях:Административно-территориальное деление — (административно территориальное устройство) система территориальной организации государства, разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на части, в соответствии с которым образуются и функционируют… … Политология. Словарь. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Большой Энциклопедический словарь административно-территориальное деление — Иерархическая система территориальной организации государства, предусматривающая разделение территории на ряд областей, провинций и районов, на основе которой функционируют органы государственной власти и управления … Словарь по географии административно-территориальное деление — система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты … Энциклопедический словарь административно-территориальное деление — административно территориальное устройство разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и… … Большой юридический словарь административно-территориальное деление — (АТД), часть политико территориального устройства государства, в соответствии с которой строится система органов гос. власти и местного самоуправления. Представляет собой иерархическую систему составных частей гос. территории (административно… … Географическая энциклопедия АДМИНИСТРАТИВНО — ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ — (устройство) – обусловленное классовой природой, задачами и функциями государства разделение его территории на определённые части – административно территориальные единицы. А. т. д. в СССР способствует выполнению функций Советского… … Советский юридический словарь Административно-территориальное деление — одна из важнейших систем гос. устройства и управления. В XIV первой пол. XV в. на тер. Приуралья существовали самостоятельные тер. полит. объединения: Вятская земля, Пермь Вычегодская, Пермь Великая. В процессе включения в состав Русского гос… … Уральская историческая энциклопедия Источник Понятие территориально-политического устройства и его разновидностиПолитико-территориальное устройство государства — это организация государственной власти по территориальному признаку. Данное понятие характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями. Имея в своей основе властный характер, эта организация является политической. Даже выполняя задачи экономического районирования (например, при административно-территориальном делении), учитывая исторические, этнические факторы, традиции и др., такое устройство в конечном счете имеет в виду политические цели. Этим оно отличается от определенных географических понятий (например, Сибирь), экономических зон (например, соглашение областей Поволжья по экономическим вопросам), регионов и региональных объединений (например, Преображение Урала или Сибирское соглашение). Территориально-политическое устройство — это организация территории, а не власти самой по себе (разделение властей, единство власти и т.д.). Поэтому в данном случае речь идет не о размежевании компетенции тех или иных органов, а о предметах ведения, полномочиях определенных территориальных единиц (субъектов федерации, автономных образований и др.). Территориально-политическое устройство включает собственно политико-территориальное деление (субъекты федерации, политическая автономия и др., обладающие элементами государственности) и административно-территориаль-ное устройство, тоже, в конечном счете, имеющее политическое значение. В некоторых странах (Австрия, Венгрия, Щвеция, Норвегия) существуют разные формы культурно-национальной автономии. Она есть и в России в соответствии с Законом 1996 г. Культурно-национальная автономия не основана на территориальном принципе и не является формой политико-территориального устройства. Административно-территориальные единицы могут совпадать, а могут не совпадать с так называемыми территориальными коллективами — их населением, если оно вправе избирать свои представительные органы местного самоуправления. В одном и том же государстве некоторые звенья административно-территориального деления могут иметь статус территориального коллектива (районы в Германии), а другие — нет (округа в той же Германии, состоящие из районов). В связи с этим во многих зарубежных странах принято доктринальное (в научных работах, а не в законе) деление административно-территориальных единиц на естественные и искусственные. Считается, что первые сложились естественным путем сначала как исторические небольшие поселения людей, совместно занятых трудом и досугом (города, общины), многие из них затем выросли в многомиллионные населенные пункты, но продолжают иметь ранг общин (коммун, муниципальных образований). В «естественных» единицах в условиях демократических режимов по традиции всегда создаются выборные органы общественного самоуправления (советы, комитеты, муниципалитеты), имеются выборные должностные лица (мэры, бургомистры и др.). Считается, что такие органы возникли с незапамятных времен, когда племена осели на одном месте и выбрали для решения «общих дел» людей искусных в военном деле, отличающихся мудростью и т.п. Искусственные единицы, напротив, представляют собой результат административной деятельности государства, которое «сверху» провело районирование территории. В искусственных единицах выборные коллегиальные органы и должностные лица могут быть (если такие единицы получают статус территориальных коллективов), а могут и не быть. Управление может осуществляться должностными лицами (чиновниками) общей компетенции (губернаторами, префектами и т.д.), назначенными центром — президентом, правительством, премьер-министром, министром внутренних дел (реже — вышестоящими чиновниками). Во многих случаях в искусственных административно-территориальных единицах могут быть и избранные советы, и назначенные должностные лица общей компетенции, полномочия между которыми разделены (назначенные должностные лица, в частности, всегда осуществляют административный контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления). В некоторых странах все административно-территориальные единицы являются по своему статусу территориальными коллективами (США, Великобритания, Австралия и др.). В России самые разные единицы имеют статус муниципальных образований. После Второй мировой войны (в некоторых странах до нее) в политико-территориальном устройстве государств наметились новые тенденции. Во-первых, сильно возросло число федеративных государств, причем в новых федерациях федеративное устройство рассматривается преимущественно как способ децентрализации управления, а в «старых» федерациях наряду с этим стала господствовать тенденция кооперативного федерализма (совместное решение общих задач). Во-вторых, стали создаваться более крупные единицы, охватывающие несколько субъектов федерации. В научной литературе, а иногда и в законодательных актах они обычно называются регионами. Такие регионы (в отличие от региональных единиц административно-территориального деления) создаются не актами центральных органов, а снизу, путем соглашений. Их создание прежде всего преследует цель экономической координации разных частей страны. В России это объединения центральных областей, областей Поволжья, Сибири и др. Хотя они задуманы для координации экономики, на деле иногда играют и политическую роль, выступая с определенными совместными требованиями. Голос таких объединений гораздо более весом, чем выступления отдельных субъектов федерации, когда они предъявляют свои требования президенту и правительству, особенно по вопросам экономической политики. В-третьих, в рамках административно-территориальных единиц, их групп, а нередко чересполосно, захватывая отдельные части разных административно-территориальных единиц, создаются специальные округа (школьные округа, округа по вопросам водоснабжения, санитарии и др.). Возникнув сначала в США, они существуют теперь во многих странах (в Великобритании, Индии и др.). Это не административно-территориальные единицы, но они выполняют некоторые функции административно-территориального управления с элементами общественных начал. Управление такими округами специализировано, оно осуществляется лицами, назначаемыми муниципалитетами, чиновниками (агентствами), являющимися профессионалами в данной области. При них действуют разного рода консультативные советы, иногда формируемые населением путем выборов. Во многих странах на таких выборах существует значительная конкуренция кандидатов, которые рассматривают такие посты как трамплин для продвижения в политике. Территориально-политическое устройство государства следует отличать от состава государственной территории (в понятие территории государства входит не только суша, воды и воздушный столб над ними, но и подвижная территория, например военные корабли). Многие конституции, характеризуя состав государственной территории, называют ее составные части (например, в Филиппинах — архипелаг, острова, недра и др., на Кубе — прилегающие острова и рифы, в Намибии — некоторые бухты и порты, в конституции Китая говорится, что Тайвань — часть территории КНР, и т.д.) Эти части далеко не всегда представляют собой особые политико-территориальные или административно-территориальные образования, а зачастую являются лишь географическими или экономико-географическими единицами. Источник |