- Вопрос №15
- ТЕСТ № 17
- Ответы на тесты по теме Макроэкономика
- Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
- Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
- Содержание
- Политика протекционизма определение
- Виды протекционизма
- Основные виды протекционизма
- Современный протекционизм
- Недостатки протекционизма
- Политика либерализации в мировой торговле (Фритредерство)
Вопрос №15
Вопрос №14
Вопрос №13
Вопрос №12
Вопрос №11
Вопрос №10
Вопрос №9
Транснациональные корпорации характеризуются:
ограниченностью своей деятельности рамками национальной экономики |
многонациональным капиталом |
международной хозяйственной деятельностью |
национальным по происхождению капиталом и международным характером своей деятельности +многонациональным капиталом и международным характером своей деятельности
Политику внешнеэкономического либерализма (фритредерства) проводят страны:
добившиеся наиболее крупных успехов в своем развитии + |
с низким уровнем индустриализации экономики |
аграрно-индустриальные |
получившие политическую независимость |
не опасающиеся наводнения внутреннего рынка импортными товарами + |
Какая группа стран обеспечивает сегодня более 70% мирового экспорта?
промышленно-развитые; + |
развивающиеся: |
страны переходной экономики; |
развивающиеся страны и страны переходной экономики в совокупности. |
Выберите аргументы в защиту СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ:
таможенные пошлины и другие протекционистские ограничения снижают стимулы развития национального производства, поскольку ослабляют конкуренцию; + |
таможенные пошлины — важный источник доходов государственного бюджета; |
таможенные пошлины и другие протекционистские меры препятствуют росту безработицы в стране, которая их применяет |
протекционистские меры могут понизить эффективность структур национальной экономики, поскольку могут сохранить неэффективную отрасль + |
Выберите аргументы в защиту ПРОТЕКЦИОНИЗМА:
таможенные пошлины и другие протекционистские меры снижают уровень благосостояния торгующих стран, поскольку ведут к удорожанию всех товаров; |
протекционистские меры всегда выгодны производителям отечественных товаров, конкурирующих с импортом; + |
протекционистские меры могут понизить эффективность структур национальной экономики, поскольку могут сохранить неэффективную отрасль |
таможенные пошлины — важный источник доходов государственного бюджета + |
Транснациональная корпорация (ТНК) это
корпорация, действующая в нескольких отраслях |
крупнейшая национальная фирма |
корпорация, головная компания которой принадлежит капиталу одной страны, а филиалы размещены во многих странах + |
Какое из ниже перечисленных определений соответствует понятию «мировое хозяйство»?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
ТЕСТ № 17
1.Наибольший спад производства ВВП (ВНП) имел место в:
a) Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны
b) мировой экономике в годы Великой депрессии
c) США в 30-е годы XX в.
d) странах Западной Европы в 30-е годы XX в.
e) России в 1992-1996 гг
2.Основой международного разделения труда лежит принцип:
a) отраслевой обособленности
b) территориального обособления
c) технико-технологической общности
d) естественного разделения труда
e) сравнительных преимуществ
3.Формирование и развитие мирового рынка сопряжено c:
a) политикой протекционизма
b) углублением и расширением международного разделения труда
c) развитием индустриализации
d) развитием транспорта и систем коммуникаций
e) автаркией национальных экономик
4.Интернационализация производства представляет собой процесс экономических взаимосвязей между странами на основе:
a) обмена готовыми продуктами
b) различий в природно-климатических условиях
c) специализации и кооперирования производства
d) преодоления странами экономической зависимости
e) международного движения факторов производства
5.Под чистым экспортом понимается:.
a) разность между выручкой от экспорта продукции и затратами на ее производство
b) сальдо внешнеторгового оборота
c) доля экспорта в общем объеме производства
d) доля импорта в общем объеме потребляемой продукции внутри страны
e) разность между объемами экспорта и импорта
6.Под реэкспортом подразумевается:
a) ввоз в страну продукции, произведенной за рубежом с помощью национального капитала
b) вывоз из страны продукции, выпущенной с помощью иностранного капитала
c) вывоз продукции, которая ранее была импортирована
d) экспорт готовой продукции, которая содержит импортируемые комплектующие изделия
e) экспорт продукции, ранее ввезенной в страну
7.Внешнеторговый оборот определяется:
a) вычитанием из ВВП величины экспорта
b) прибавлением к ВВП величины экспорта
c) суммированием величин экспорта и импорта
d) счетом текущих операций по товарам и услугам
e) вычитанием из объема экспорта величины импорта
8.В настоящее время в мировой торговле преобладают:
a) продовольственные товары
b) продукция обрабатывающей промышленности
d) патенты и лицензии
e) «опыт и знания», инжиниринговые услуги
9.Степень открытости национальной экономики определяется:
a) долей страны в мировой торговле
b) объемом экспорта, приходящегося на душу населения
c) долей объема национального производства в мировом производстве
d) долей экспорта в национальном производстве
e) долей национального производства в международном обмене
10.Политика протекционизма направлена на:
a) расширение импорта из-за рубежа
b) защиту отечественного производства от иностранных конкурентов
c) сокращение отечественного экспорта
d) ограничение ввоза иностранного капитала
e) создание барьеров для импорта товаров и обеспечение притока иностранного капитала
11.Политику внешнеэкономического либерализма (фритредерства) проводят страны:
a) добившиеся наиболее крупных успехов в своем развитии
b) с низким уровнем индустриализации экономики
d) получившие политическую независимость
e) не опасающиеся наводнения внутреннего рынка импортными товарами
12.Транснациональные корпорации характеризуются:
a) ограниченностью своей деятельности рамками национальной экономики
b) многонациональным капиталом
c) международной хозяйственной деятельностью
d) национальным по происхождению капиталом и международным характером своей деятельности
e) многонациональным капиталом и международным характером своей деятельности
13.Многонациональным корпорациям свойственны:
a) национальный характер происхождения их капитала
b) многонациональный по происхождению капитал
c) международный характер деятельности и национальный по происхождению капитал
d) ограничения в сфере международных экономических отношений
e) международный характер хозяйственной деятельности
14.Сущность вывоза капитала заключается:
a) экспорте стоимости с целью ее реализации и присвоения прибыли в
b) экспорте стоимости с целью производства новой стоимости и прибыли
c) преодолении протекционистских барьеров, препятствующих экспорту в страну товаров
d) авансировании стоимости с целью получения ренты
e) авансировании стоимости для возмещения издержек производства
15.Прямыми иностранными инвестициями считаются те из них, которые обеспечивают их собственнику:
a) присвоение прибыли
b) установление контроля над деятельностью зарубежного предприятия
c) получение процента на предоставленный кредит
d) получение доли капитала зарубежного предприятия, не обеспечивающей контроль за деятельностью предприятия
e) создание собственного предприятия за рубежом
16.Портфельные иностранные инвестиции:
a) вложение капитала, обеспечивающего установление контроля над деятельностью зарубежного предприятия
b) вложение капитала, не позволяющего установить контроль над деятельностью зарубежного предприятия
c) предоставление кредита туземному партнеру
d) приобретение незначительной части акций зарубежного предприятия
e) скупка контрольного пакета акций туземного предприятия
17.Ссудная форма вывоза капитала:
a) предполагает возвратность и платность ввозимого капитала
b) обеспечивает владение контрольным пакетом акций предприятия
c) предполагает предоставление кредита и получение по нему процента
d) дает право владения определенной долей капитала предприятия
e) характеризуется безвозмездной передачей капитала
18.До середины XX в. основными импортерами капитала были:
a) развитые капиталистические страны
b) социалистические страны
c) социалистические страны Европы
e) развивающиеся страны
19.Под реинвестициями иностранного капитала понимается:
a) вывоз части прибыли в страну — экспортера капитала и ее инвестировани
b) инвестирование определенной доли прибыли на иностранный капитал в данной стране
c) использование прибыли для погашения задолженности иностранного инвестора
d) вывоз всей прибыли, полученной на иностранный капитал
e) повторные капиталовложения из части дохода, полученного на ранее вложенный капитал
20.На международную миграцию трудовых ресурсов влияют:
a) демографическая ситуация в стране
b) высокий уровень безработицы внутри страны
Источник
Ответы на тесты по теме Макроэкономика
Для более эффективного поиска следует вводить 2-3 ключевых слова из вопроса .
Спекулятивный спрос на деньги изменяется следующим образом:
возрастает при снижении процентной ставки
Кривая совокупного спроса сдвинется влево, если при прочих равных условиях
увеличатся процентные ставки
Циклическая безработица — это безработица, .
вызванная такой фазой экономического цикла, как спад, то есть дефицитом спроса
—> В процессе первичной эмиссии акционерное общество:
не облагается налогом на операции с ценными бумагами
Вторичный рынок ценных бумаг — это рынок, на котором .
обращаются ранее выпущенные ценные бумаги
Кейсианская модель макроэкономического равновесия представлена:
в стоимостной форме
—> —>
К косвенным налогам на бизнес относятся:
Политику внешнеэкономического либерализма (фритредерства) проводят страны
добившиеся наиболее крупных успехов в своем развитии
Сторонники классической теории, вероятнее всего, выступили в поддержку
политики невмешательства государства в экономику
Величина спекулятивного спроса на деньги зависит от:
Изменение объема производства и уровня занятости, их рост вызывается:
ростом уровня совокупного спроса на товары и услуги
Принципиальное отличие альтернативной марксистской концепции макроэкономического неравновесия по сравнению с кейнсианской состоит в:
подходах к вопросам собственности и положения трудящихся
Ликвидность ценной бумаги — это:
возможность быстрой продажи без существенных потерь в стоимости
—>
Экономика предложения — это:
экономическая концепция, обосновывающая необходимость косвенных мер воздействия на рост предложения товаров и услуг с развитием процессов производства
Ожидание домохозяйствами повышения цен и дефицита товаров приведёт к тому, что текущие расходы
возрастут, а сбережения уменьшатся
В структуре отношений производства общим объединяющим началом выступают:
Министерства финансов развитых стран выпускают в обращение казначейские векселя для:
финансирования расходов государственного бюджета
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, — это:
Реальные изменения национального дохода в модели совокупного равновесия Дж.М. Кейнса вызывает фактор
соотношения уровня планируемых расходов и бюджетно-налоговая политика
Инфляция — это:
дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен
Источник
Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
- Post author:Gekoms LLC
- Запись опубликована: 15.12.2019
- Запись изменена: 15.02.2021
- Post category:Инжиниринг
- Post comments:комментария 2
Политика протекционизма и либерализации в мировой торговле
Содержание
Политика протекционизма определение
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм) . Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики.
Протекционизм — это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений.
С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой — может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам.
Развитие интеграционных процессов привело к появлению « коллективного протекционизма » — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. Ярким примером является Евросоюз. Франция и Германия, когда торгуют между собой никаких пошлин не платят, а вот другим странам попасть на европейский рынок тяжело.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
Виды протекционизма
К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль.
Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа.
Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.
Основные виды протекционизма
- Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства;
- Отраслевой протекционизм государства — защита конкретной отрасли;
- Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
- Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.
В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли ( фритредерство ), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).
Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России — впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель — завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.
Современный протекционизм
Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю.
Ярким примером страны с сильно развитым протекционизмом является Соединенные Штаты Америки (США). На протяжении всей истории она практиковала, и сейчас практикует, высокие пошлины на иностранные товары.
В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка.
Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:
- Необходимость обеспечения экономической безопасности страны;
- Специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства;
- В условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест;
- В условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира.
Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации.
Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914—1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920—1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.
Недостатки протекционизма
К недостаткам протекционизма относят:
- Рост цен. В отсутствии свободной конкуренции с иностранными поставщиками, местные производители начинают необоснованно повышать цены на свои товары. В итоге денег они зарабатывают больше, но оплачено это деньгами их же сограждан;
- Страны в отношении которых были введены ограничительные меры в отместку вводят заградительные тарифы против обидчика, при этом не обязательно симметричные. В итоге проигрывают оба государства;
- Увеличение объемов контрабанды.
Политика либерализации в мировой торговле (Фритредерство)
После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35—40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли. В 80—90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции.
Фритредерство (свободная торговля) — поощрение свободной торговли, снятие таможенных барьеров
Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики. Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодных торговых операций. Для стран с сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики.
Свободная торговля ведет к тому что на внутреннем рынке появляется большое разнообразие товаров и стоят они дешево.
Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия страны вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы — сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать «грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров. Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства.
Опыт «Азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5-6 %, а рост внешней торговли 9-10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.
Источник