- Итоговый тест по обществознанию в 9 классе-ДЕМО 1.Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется 1) правом 2) политика 3) суверенитетом 4) предпринимательство
- Функции государства. Государство – основной институт политической системы
- Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций
Итоговый тест по обществознанию в 9 классе-ДЕМО
1.Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется
1) правом 2) политика 3) суверенитетом 4) предпринимательство
2.Полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене называются
1)формой правления 2) политическим режимом 3)формой административного устройства 3)государственным суверенитетом
3.Примером политической власти является
1)управление образовательным учреждением 2)руководство правительством 3)осуществление рекламной кампаний товара 4)координирование работ на научным проектом
4.Верны ли следующие суждения о государстве?
А.Как государство,так и другие политические организация вправе издавать законы
Б. Государство любого типа собирает налоги.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
5.В государстве z верховная власть передается принадлежит правителю и передается по наследству.Он падает законы,следит за их исполнением и руководит деятельностью суда.На основе приведенных данных можно сделать вывод что государство Z- это
1)абсолютная монархия 2)унитарное государство 3) президентская республика 4) федеративное государство
6.В государстве Z все граждане равны перед законом, соблюдаются права человека, существует многопартийность. Какой политический режим установился в стране Z?
Авторитарный 2) демократический 3) диктаторский 4) тоталитарный
7.Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А.Разделение властей предполагает самостоятельность исполнительной,законодательной и судебной ветвей власти
Б.Цель разделения властей-предотвращение злоупотребления властью каким-либом лицом или организацией
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
8.Одним из форм участия граждан в осуществления местного самоуправления в Российской Федерации-
1)выборы Президента РФ 2)публичные слушания 3)сельское поселение
4)сход граждан
9.Организация С, объединяющая сторонников рыночных реформ, принимает активное участие в предвыборной борьбе. Организация имеет четкую структуру, ей удалось распространить свое влияние на многих жителей региона. Данная организация — это
1) государственный аппарат 2) общественная организация 3) политическая партия 4) парламентская фракция
10.Верны ли следующие суждения о референдуме?
А.В РФ на референдуме может быть рассмотрен вопрос о продлении полномочий Президента РФ
Б. В РФ на референдум нельзя выносить вопрос о принятии новой Конституции
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны
11.Установите соответствие между признаком и формой государственного устройства, ответ занесите в таблицу:
ПРИЗНАК
А) единая структура государства на всей территории страны
Б)два уровня государственного аппарата
В)наличие в парламенте палаты представителей территорий,находящих в государств
Г)В административно-территориальное образование отсутствие собственного гражданства
Д)обьединение территорий,обладающих относительной политической самостоятельностью
А? Б,? В? Г? Д?
Источник
Функции государства. Государство – основной институт политической системы
Разделение властей
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
Государство – основной институт политической системы.
Государство – это система органов власти и управления, главной задачей которых является управление общественными делами, принятие законов и нормативных актов с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития.
Признаки государства:
· Легитимное применение силы
Признаки, отличающие государство от других субъектов политики:
· Суверенитет —полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. Суверенитет характеризуется верховенством и независимостью.
Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.
Независимость характеризует самостоятельность данного государства во взаимоотношениях с другими государствами.
· Монополия на правотворчество –исключительное право государства издавать законы и другие нормативные акты, обязательные для всех граждан.
Структура государства |
Законодательные учреждения |
Исполнительно- распорядительные органы |
Судебные органы |
Прокуратура |
Государственную власть осуществляют ряд организаций и должностных лиц, поэтому вопрос о разделении властей является ключевым. Условно можно представить распределение государственной власти «по горизонтали» и «по вертикали».
Распределение власти «по горизонтали» отражает принцип разделения властей.
Теория разделения властей сформировалась в Европе в XVII-XVIII вв. в период буржуазных революций. В ее основе — идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории – Дж. Локк и Ш. Монтескье.
Законодательная власть ограничивается парламентом, региональными и местными представительными органами. Их главная задача – формирование системы законов. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок.
Исполнительная власть – осуществляется правительством, министерствами и ведомствами. Они непосредственно организуют жизнь общества. Разрабатывают и исполняют государственный бюджет. В их ведении – вооруженные силы, полиции, тюрьмы.
Судебная власть – отправляет правосудие, т.е. разрешает правовые споры, привлекает к юридической ответственности за правонарушения. Любое лицо, считающее, что его права нарушены, может обратиться в суд за защитой. Судебная система включает суды общей юрисдикции, арбитражные, конституционные.
Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в решение вопросов, относящихся к компетенции других. При этом все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания (система «сдержек и противовесов»). Это дает гарантии от произвола и сосредоточения всей полноты власти в руках одного лидера, политической партии, органа власти.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США в 1787 г. При этом появилась модель «вертикального» разделения властей, т.е способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. В содержание модели была включена система «сдержек и противовесов».
Распределение власти «по вертикали» отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство.
По выполняемым функциям | |
Внутренние: | Внешние: |
Полиция | Вооруженные силы |
Суд | Разведка |
Прокуратура | Дипломатические органы |
Налоговый аппарат | Государственная безопасность |
Органы культуры и образования | |
Органы связи |
Основные направления внутренней политики:
· Экономическое – выработка экономической и ценовой политики, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогообложения, управление государственными предприятиями
· Социальное– создание системы социальной защиты граждан, система здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения
· Государственно — правовое – охрана законности и порядка, соблюдение прав и свобод граждан, легализованное осуществление принуждения в отношении нарушителей закона
· Культурное – сохранение и развитие культурного наследия
· Экологическое – охрана, восстановление и улучшений природных условий
· Информационное – пропаганда определенных идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание подрастающего поколения
Основные направления внешней политики:
· Оборонное – защита от внешней угрозы: создание вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание контрразведки, пограничных войск
· Иностранное – дипломатические связи
· Внешнеэкономическое – экономическое сотрудничество с другими государствами и международными организациями, участие в работе международных организаций, военно-политических блоков и союзов
Современная государственная служба и ее задачи:
Государственная служба – это профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти
Гражданская служба Правоохранительная служба
Принципы государственной службы:
· Признание и соблюдение прав человека
Нравственные нормы поведения чиновника:
· Соблюдать нейтралитет по отношению к партиям
· Быть корректным в обращении с гражданами
· Проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ
Источник
Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций
Суверенитет государства — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и за её пределами, в международных отношениях). Суверенитет государства проявляется в верховенстве, единстве и независимости государственной власти.
Верховенство государственной власти — характеризуется тем, что государственная власть посредством правотворчества регулирует весь комплекс общественных отношений (за исключением общественных отношений, которые не регулируются правом) в государстве и на его территории, при этом над государственной властью не может стоять никакая другая власть ни внутри страны, ни за её пределами (исключение составляет власть, осуществляемая народом непосредственно на выборах и референдуме).
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.
Единство государственной власти — один из основных принципов организации власти в государстве. Означает существование единой системы органов государственной власти, причём совокупная компетенция всей системы государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные государственные органы без исключения.
Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
— в универсальности — решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
— в прерогативе — возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..
Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов — это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».
Понятие государственного суверенитетатесносвязано спонятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение — путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.
В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Вывод: Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
Источник