Страна ниже уровня моря
Если заглянуть в голландско-русский словарь, то мы увидим, что Nederland дословно переводится, как “нижние земли”. Пожалуй, на земле существует не много стран, с таким соответствующим их положению названием, которое Нидерланды получили еще в Средние века. Только представьте себе: 26% всей территории Нидерландов, действительно находится ниже уровня моря. Добавьте к ним еще 29 процентов суши, которая подвержена наводнениям и защищена лишь дамбами и дюнами. Эти факты одновременно привлекают и настораживают туристов.
Страна, расположенная ниже уровня моря – как же это выглядит? Многие люди представляют Нидерланды как затопленный или сырой луг. Голландцам приходится сталкиваться с такими забавными вопросами, как: “Обязательно ли брать резиновые сапоги, если я собираюсь в Нидерланды?” или “У голландцев всегда промокшие ноги?” И какое же удивление, вызывает у туристов приземление в аэропорту Амстердама Схипхол, который на 4,5 метра ниже уровня моря, но абсолютно сухой! 🙂
Граница между “низким” и “высоким” проходит зигзагообразно по всей территории Нидерландов. В 2004 году, на 27 парковках автомагистралей, были установлены знаки, показывающие расположение этих границ. Самая низкая точка страны – маленький город Ньювекерк, к северо-востоку от Роттердама, расположенный на 6,74 метра ниже уровня моря. Это также самая низкая точка Европы. Без защиты дамб и дюн, Ньювекерк был бы полностью затоплен водой.
Нидерланды – страна “плоская как блин”, как говорят сами голландцы, ссылаясь на местные кулинарные особенности. Самая высокая точка Нидерландов, находится на юго-востоке страны около городка Ваалс. Это место также называют “точкой пересечения трех стран” (“Drielandenpunt”), в нем пересекаются границы – Нидерландов, Бельгии и Германии. Этот холм, высотой всего 321 метр над уровнем моря, может называться горой, пожалуй, только в Нидерландах. 😉
Благодаря повышению уровня моря, западная часть страны постоянно опускается, а восточная поднимается. Голландцы стремятся держать страну под контролем и примером этого является польдер “Принц Александер”, названный в честь голландского крон-принца. Долгое время он с гордостью носил название “самая низкая точка Нидерландов – 7 метров ниже уровня моря, но в 1995 году, для строительных целей, грунт был поднят настолько высоко, что польдеру пришлось отказаться от заветного рекорда, теперь его отметка всего 6,25 метров ниже уровня моря.
Источник
Города, расположенные ниже уровня моря
Любому туристу, путешествующему по новым странам, станет интересно, как же существуют города, расположенные ниже уровня моря, и почему не обязательно брать с собой резиновые сапоги, чтобы остаться с сухими ногами.
Заниженные участки или так называемые впадины образуются на границах тектонических плит. Формирование впадин происходит, когда плиты сходятся или расходятся. Большая часть таких участков расположена в северном полушарии. А вот жара и испарение как раз препятствуют заполнению впадин водой.
Первой страной, о которой вспоминают многие, становятся Нидерланды. Прилетая в аэропорт Схипхол, расположенный ниже уровня моря на 4,5 метра, становится жутко интересно, как же голландцам удается удержать такое неспокойное море. Самой низкой сухой точкой Европы является город Роттердам, расположенный на 7 метров ниже уровня моря. Далее следует город Ньивекерк, находящийся на 6,74 метра ниже уровня моря, за ним Амстердам, построенный на сваях. Все еще не знаете, где отдохнуть в Европе?
Если отправиться в США в штат Луизиану, обязательно стоит посетить Новый Орлеан, расположенный на 4 метра ниже уровня моря. Многие помнят 2005 год и нашествие урагана «Катрина», унесшего жизни тысяч людей, оставившего без крова семьи, разрушившего все на своем пути.
Отправляясь в Израиль и посещая Мертвое море, не забудьте, что оно расположено ниже уровня моря на 422 метра. В это сложно поверить, но так и есть. Но раз уже мы начали говорить о городах, то сразу вспомним о небольшом поселении на юге Израиля под названием Неве-Зоар. Проездом здесь бывает мало туристов, за исключением тех, кто едет сюда целенаправленно, не так много шикарных отелей, однако именно тут можно найти массу исторических ценностей, например римско-византийские укрепления, развалины времен Иудейских царей, а также уходы в пещеры, где располагаются захоронения византийского периода. Не все знают, что Неве-Зоар – одно из самых низких поселений, расположенное еще ниже, чем берега Мертвого моря. Коренные жители представлены 30 семьями.
А вот в Республике Джибути (Восточная Африка) есть озеро Ассаль, расположенное а 155 ниже уровня моря. Концентрация соли в воде достигает 34.8%, что еще больше, чем в Мертвом море. Главным промыслом здесь, конечно, является добыча соли, которую везут в Судан.
Самым низким городом является Иерихон, расположенный на территории частично признанного государства Палестина. Это один из древнейших городов, о котором упоминалось в Библии. Город известен не только как древнейший с первыми следами людей здесь, но и самым низким, расположенным на высоте -275 метров. Отправиться на экскурсию в Иерихон можно вместе с группой туристов, при этом желательно, чтобы гид согласовал все с министерством туризма, ведь, как известно, ситуация в Палестине на границе с Израилем нестабильна. На случай, если не знаете, где остановиться, лучшие хостелы мира к вашим услугам.
А теперь отправимся на Апшеронский полуостров, где высота равнины составляет -26 метра ниже уровня моря. Здесь происходит добыча нефти и газа, а кроме того это место уникально своими историческими памятниками, например, Нардаранской крепостью, построенной в XIV веке, круглым замком XI века и храмом огня, который возвели в XVII-XVIII веках. А сам Баку – столица Азербайджанской Республики, расположен на два метра ниже равнины и тут без преувеличений есть чем заняться не только туристу, но и путешественнику, желающему провести здесь несколько дней.
Отправляетесь в путешествие и хотите забронировать жилье со скидкой?
Airbnb – тем, кто хочет найти идеальное место для жилья заграницей, предлагаем воспользоваться ссылкой и получить скидку в размере 1500 рублей на первое бронирование.
Источник
Как спасается от потопа Голландия, ведь она почти вся расположена ниже уровня моря?
История Голландии полна трагическими датами. Конечно, много людей умирали на войнах, но ещё больше становились жертвами больших волн. Дело в том, что значительная часть этой страны находится ниже уровня моря, отчего наводнения здесь случались весьма часто. В разные времена народы, населявшие прибрежные районы Голландии, по-разному боролись с подобного рода угрозой. И вот каким богатым опытом они могут поделиться.
Углубимся в историю
В летописи страны встречается порядка 40 трагических дат, когда волны буквально уносили в море тысячи жизней. Разумеется, люди как могли защищались от них: возводили высокие дамбы, строили платины.
Часто при упоминании Голландии первым делом на ум приходит картина с ветряными мельницами. Действительно, в этой стране их огромное количество. Первые ветряные мельницы здесь появились в начале XVII века. И изначально их главной задачей было иссушение болот. Все хозяйки знают, что на ветру бельё быстрее сушится, чем на солнце. Вот и здесь это правило работает. Особенно впечатляет картина из ряда подобных сооружений в местечке Киндердейк.
Сегодня от былых деревянных ветряных мельниц мало что осталось. Теперь они не просто гоняют ветер, но и являются источником энергии для близлежащих населённых пунктов.
Роковой 53-ий
Сегодня жители и гости этой страны могут спать спокойно, не боясь никаких наводнений и потопов. А ведь ещё до середины прошлого века такая угроза в прямом смысле висела над голландцами.
В 1953 году случилась страшная трагедия – непогода в течение 4 дней испытывала на прочность нервы и дамбы голландцев. На 5-ый день практически одновременно сдались стихие сразу 50 дамб. Морская вода с бешеной скоростью ворвалась в сёла и города.
Около 2 тысяч смертей, 5 тысяч разрушенных домов и тысячи людей без крова и без домашней живности, а ещё десятки гектаров засеянных угодий – всё это последствия разгулявшейся стихии. В ту злополучную ночь (1 февраля) скорость ветра превышала 150 км/ч.
Проект Delta Works
После трагедии 1953 года стало ясно – необходимо принимать экстренные и кардинальные меры по предотвращению подобных случаев. Тогда же началась горячая инженерная работа на проекта «Дельта». Суть его сводилась к следующему: построить на всех рукавах Рейна большие дамбы.
Чтобы понять, насколько этот проект был масштабным и сложным и почему его называют «чудом современного мира», достаточно ознакомиться с некоторыми цифрами:
Работа над претворением проекта в жизнь длилась 47 лет!
Построено 13 массивных дамб на всех рукавах в дельте Рейна.
Только при строительстве барьера Остерхельдекеринг на рукаве Западной Шельды было возведено множество дамб, длина которых в общей сложности – 9 км.
На строительство всё того же барьера Остерхельдекеринг было в течение 10 лет (столько длилось строительство) затрачено порядка 2,5 млрд евро.
В целом же Голландию защищают от потопов 2,5 тысячи км основных дамб и порядка 15 тысяч км — вспомогательных. Все они работают «на автомате». И сигнал тревоги срабатывает тогда, когда вода поднимается выше среднего уровня на 3 и больше метра. Интересно, что вся электроэнергия для работы шлюзов и обеспечение нормальной работы дамб берется буквально из воздуха – недалеко от дамб практически повсюду стоят ветряные электростанции.
Голландия справилась с главным своим врагом – с частыми потоплениями. Но в последние годы голландцы не на шутку встревожены скоростью таяния снегов в Арктике. При таких темпах таяния и подъеме воды дамбы, построенные в прошлом веке, могут попросту не справиться, так как не были рассчитаны на такие объёмы воды.
Дорогие друзья, не забывайте ставить лайк, это мотивация для нас писать чаще.
Подписывайтесь на наш канал — впереди много интересного!
Источник
Почему не тонет Голландия?
Нидерланды обречены на вечную борьбу с наводнениями — половина территории этого государства находится ниже уровня моря. Отвоёванные у воды земли (польдеры) от высоких морских волн защищали лишь наносные песчаные дюны береговой линии. Но примерно раз в 40 лет случался шторм, который с лёгкостью размывал естественную преграду, что оборачивалось многотысячными жертвами среди населения. Тогда голландцы научились строить прочные дамбы, которые охраняли страну на протяжении 400 лет.
Отгородив огромные участки болот и мелководий, жители осушали их с помощью ветряных мельниц и архимедова винта. Знаменитые ряды мельниц в Киндердейке и других местах, ставшие визитной карточкой Голландии — ничто иное, как действовавшая с 1634 года система осушения.
Столетиями дамбы совершенствовались, укреплялись и модернизировались, а мельницы заменялись сначала паровыми, дизельными, а потом и электрическими насосами, которые получали энергию уже от больших ветряков. С конца XIX по конец XX века Нидерланды реализовали несколько проектов по защите от наводнений, и теперь общая длина защитных дамб составляет 3500 км.
Но в роковую ночь на 1 февраля 1953 года что-то пошло не так. Бушевавший уже 3 дня шторм за несколько минут до рассвета ударами волн и шквальным ветром в 150 км/ч разрушил одновременно 50 дамб. В следующие несколько минут под водой оказалось 133 населённых пункта. Вода поднималась до крыш городских башен. Те, кто успел, смогли выбраться из окон верхних этажей своих домов и дождаться помощи. От наводнения погибло 1835, а из зоны бедствия эвакуировали 72000 человек. Вода полностью разрушила 3000 домов и 40000 получили сильные повреждения. Сельскохозяйственные земли площадью в 1500 квадратных километров были признаны временно непригодными. Весь мир помогал Голландии справиться с последствиями природной катастрофы.
(источник фото: Википедия)
Трагедия 1953 года положила начало новым инженерным проектам, призванным защитить прибрежные земли от нагонных наводнений. Самый главный и масштабный из них, под названием «Дельта» («Delta Works», Deltawerken) предназначается для защиты внешних частей дельты Рейна и Мааса с многочисленным островами от затопления. Именно эти области пострадали боьше всего и нуждались в первостепенной обороне от стихии.
На юго-западе Нидерландов, где расположена основная часть дельты Рейна, с 1950 по 1997 год все рукава дельты кроме Западной Шельды были перегорожены дамбами и защитными щитами. Это предотвратило прохождение больших штормовых волн по рекам вглубь территории.
Первый штормовой барьер на реке Холландсе-Эйссел было закончен в 1958 году. За следующие 47 лет было построено несколько подобных сооружений и на других рукавах — всего 13 штук. Американское сообщество гражданских инженеров (ASCE) внесло проект «Дельта» в список «Семи чудес современного мира». Среди построенных объектов выделились два штормовых барьера: Масланткеринг и Остерсхельдекеринг. На последнем мне и удалось побывать.
Штормовой барьер Остерсхельдекеринг расположен между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дейвеланд. Дамба, перекрывшая Восточную Шельду, была сдана 4 октября 1986 года. На церемонии открытия королева Беатрикс сказала: «Бог сотворил мир, а мы, голландцы, создали Голландию».
В отличие от других дамб, которые полностью перегораживали рукава рек, барьер Остерсхельдекеринг был построен таким образом, что при необходимости через него можно было пройти морским судам. Дело в том, что по Восточной Шельде проложен морской путь в бельгийский порт Антверпен. Кроме того, если бы устье Шельды было полностью отрезано от моря, то оно со временем бы превратилось в пресное озеро, что отразилось бы на местной экосистеме и рыбаках, основным источником дохода которых была рыбалка и разведение устриц еще с позапрошлого века.
Чтобы не перекрывать Восточную Шельду, инженеры оказались перед выбором: построить дамбы вдоль берега длиной 150 километров, или создать штормовой барьер длиной 4 километра и боковые дамбы длиной 5 километров.
В итоге остановились на втором варианте. На строительство ушло 10 лет — с 1976 по 1986 годы. Дорога через дамбу появилась лишь спустя год после завершения строительства основного сооружения.
Для инженерных нужд посреди устья был создан вспомогательный остров Нельте-Янс, на котором сейчас находится образовательный центр для посетителей и база технического обслуживания дамбы. На строительство штормового барьера Остерсхельдекеринг было потрачено около 2,5 млрд. евро.
Барьер Остерсхельдекеринг состоит из 65 бетонных колонн, вес каждой – 18000 тонн, а высота колеблется от 35 до 38,75 метра. Колонны используются как элемент крепления и направляющие для 62 стальных ворот, по 42 метра в длину и от 6 до 12 метров в высоту каждые. Все ворота оборудованы шлюзовыми механизмами, которые срабатывают автоматически при штормовой угрозе.
Электричество на барьер подаётся от ветряков, установленных на дамбе.
Автоматика срабатывает при поднятии уровня воды выше 3 метров над средними значениями. Мощные электродвигатели опускают створки барьера, превращая его в неприступную металлическую крепость, способную противостоять любым ударам морской стихии.
Глобальное потепление и сопутствующее ему повышение уровня мирового океана требуют постоянной модернизации дамб. В настоящее время укрепляются сооружения по берегам Восточной и Западной Шельды, так как была доказана их недостаточная прочность. Со временем придётся наращивать высоту и самих штормовых барьеров.
Проект «Дельта» считается уникальным сооружением по защите от наводнений и крупнейшим инженерным проектом в мире. Только представьте себе 2,4 тыс. км основных и 14 тыс. км вспомогательных дамб, а также более 300 строений. А главная достопримечательность «Дельты» — штормовой барьер Восточной Шельды. Это 8-километровое сооружение для защиты от наводнений может отрезать Восточную Шельду от моря за 82 минуты. Задача этой гениальной системы из 65 огромных раздвижных ворот — предотвратить катастрофическое наводнение, подобное тому, что случилось в 1953 году.
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
Источник