Положение рыночных отношений стран

Рыночная экономика: что это и как работает

Рассказываем, как действует рыночная экономическая модель, за счёт чего она существует и чем отличается от плановой экономики.

Что такое рыночная экономика

Рынок — это совокупность экономических отношений, отношений производителей и потребителей, касающихся обмена ресурсами, то есть торговли.

Продавец предлагает свой товар, а покупатель отдаёт за него некий обменный эквивалент. При этом товаром в рыночной экономике может быть не только продукт или услуга, но и земля, труд, капитал и другие ресурсы. Эквивалентом для обмена могут служить как деньги, так и другие финансовые активы — акции компаний, вклады и прочее. А в качестве продавцов и покупателей могут выступать различные предприятия или государство.

В связи с этим существует множество классификаций рынков, например:

  • по объекту рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок земли и другие;
  • по масштабу продаж: оптовый и розничный;
  • по территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой;
  • по отношению к закону: легальный и теневой;

Рыночная экономика — это экономическая модель, основанная на добровольном обмене ресурсами между продавцами и покупателями с учётом действия законов спроса и предложения.

Признаки рыночной экономики

Свободное взаимодействие производителей и потребителей возможно лишь при соблюдении нескольких условий. Так основными признаками рыночной экономики являются:

1. Частная собственность

Рыночная экономика немыслима без права частной собственности, позволяющего покупателям приобретать товары, а производителям получать прибыль от их продажи.

2. Свобода предпринимательства

Предпринимательство — самостоятельная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Осуществление предпринимательской деятельности возможно как в форме организации, так и без неё.

Любая предпринимательская деятельность связана с риском. За все финансовые вложения в свой бизнес продавец отвечает сам — никто не возместит ему убыток в случае, если его товар оказался не востребован покупателями.

Основные формы осуществления предпринимательской деятельности:

  • Индивидуальный предприниматель (ИП) — рискует всем своим имуществом.
  • Товарищество — объединение двух или более лиц для совместного ведения дел. Участники полного товарищества также несут ответственность своим имуществом.
  • Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — хозяйственное общество, уставной капитал которого разделён на доли. Участники рискуют вкладами в пределах своих долей.
  • Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, капитал которого разделён на ценные бумаги (акции). Акционеры являются совладельцами компании. Они несут риск убытков в пределах стоимости их акций.

3. Конкуренция

Конкуренция — это соперничество производителей за потребителя. Чтобы привлечь как можно больше покупателей, производители могут:

  • сделать свой товар дешевле других;
  • повысить качество товара;
  • сделать свой товар известным и узнаваемым;
  • создать уникальный товар.

Недобросовестные способы конкуренции, например, подделку товара или распространение ложных сведений о продукции конкурентов, здоровая рыночная экономика запрещает.

4. Свободное ценообразование.

Цена на рынке должна формироваться с учётом интересов и продавцов, и покупателей. Она зависит от двух основных показателей рыночной экономики:

  • спроса, то есть количества товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за определённое время,
  • и предложения — количества товара, которое продавец может произвести и продать по данной цене за определённый период времени.

Если товара на рынке больше, чем нужно покупателям, — его цена падает, и продавцы могут разориться. Если число желающих приобрести товар превысит количество товара на рынке — возникает дефицит, и цена на товар увеличивается.

В идеальных условиях спрос должен быть равен предложению — тогда образуется выгодная всем равновесная цена, позволяющая производителям получать прибыль, а покупателям приобретать товар, удовлетворяющий соотношению цены и качества.

Функции рыночной экономики

  • Посредническая. Рынок — область, где производитель и потребитель встречаются и договариваются.
  • Ценообразующая. Спрос и предложение формируют цены на товары и услуги.
  • Информационная. Рынок информирует участников о востребованности товаров и изменении цен.
  • Регулирующая. Изменение цен влияет на объёмы производства товаров и услуг.
  • Оздоровительная. Конкуренция очищает экономику от неэффективных предприятий.
  • Демократизация хозяйственной деятельности. Все процессы, происходящие на рынке, открыты и прозрачны для всех участников экономики.

Способы перехода к рыночной экономике

В начале XX века в мире сложились две господствующих экономических системы — плановая и рыночная.

При плановой (централизованной) экономике всё производство в стране принадлежит государству. Количество производимых товаров и услуг, а также цены на них устанавливаются правительством.

Рыночная экономика предполагает свободный обмен товарами и услугами в условиях конкуренции и свободы выбора. Цены и количество производимых товаров регулируются спросом и предложением.

К концу XX века рыночная система экономики доказала большую эффективность, поэтому большинство стран перешли на этот путь экономического развития.

Следует отметить, что построение здоровой рыночной экономики без вмешательства государства невозможно. Оно необходимо, чтобы:

  • избегать монополизации рынка (ситуации, когда все товары и услуги одной сферы принадлежат только одному продавцу);
  • поддерживать конкуренцию (наказывать недобросовестных участников рынка);
  • стимулировать экономику, выдавая кредиты и субсидии участникам рынка;
  • бороться с инфляцией (развитие рынка без стабильной денежной единицы невозможно).

Поэтому современная экономика — это смешанная система, сочетающая черты свободного рынка и государственного контроля.

Практика показала, что переход от централизованной экономики к рыночной возможен двумя путями:

  • Эволюционный путь (градуализм) предполагает постепенное проведение реформ. Государство поэтапно ослабляет контроль над ценообразованием и производством.
  • «Шоковая терапия» — государство отпускает рынок в «свободное плавание», предоставляя ему возможность регулироваться самостоятельно. Функцией правительства остаётся только сдерживание инфляции, поскольку развитие рынка невозможно без стабильной денежной единицы.

Большинство государств используют второй способ, поскольку на момент перехода не обладают условиями для проведения реформ.

Рыночная экономика в современной России

Экономика Советского Союза полностью регулировалась государством: правительство контролировало производство всех товаров и услуг и устанавливало цены на них. Частная предпринимательская деятельность преследовалась по закону.

Распад СССР привёл к экономическому кризису. Прежняя экономическая модель перестала быть эффективной, поэтому в 1992 году правительство России приняло решение о переходе на рыночную экономическую модель. Предпосылками для этого стали:

  • развитие теневой экономики (чёрного рынка) в условиях запрета предпринимательства;
  • ориентация экономики не на бытовые нужды населения, а на военную промышленность;
  • государственная монополия привела к производству неконкурентоспособных товаров;
  • недовольство населения уровнем жизни и общим положением дел в стране.

С 1991 по 1992 год в России был проведён ряд реформ по приватизации государственного имущества и отмене государственной монополии на экспорт. Было разрешено частное предпринимательство. Крупные предприятия стали акционерными обществами, а средние и малые продавались частным лицам. Появилось много ниш для развития бизнеса. Для защиты рынка от недобросовестной конкуренции была создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В конце 1990-х годов в стране работало более 860 тысяч частных предприятий, обеспечивающих 6,5 миллионов рабочих мест. Дефицит потребительских товаров удалось ликвидировать, спрос превысил предложение, появились условия для конкуренции.

Однако экономика развивалась неравномерно. Появились крупные корпорации, специализирующиеся на добыче сырья и тяжёлой промышленности, а количество предприятий лёгкой, сельскохозяйственной и пищевой промышленности резко сократилось.

В настоящий момент российская экономика развивается, однако государство по-прежнему оказывает сильное влияние на работу рынка. Основу экономики составляет продажа сырья, производимая государственными корпорациями. Промышленные и торговые компании выкупаются крупными банками. Российский рынок напрямую зависит от международных цен на энергетические ресурсы, стоимость мировых валют и других внешних факторов.

Источник

Границы рыночных отношений. Трансакционные издержки. Теоремы А.Смита и Коуза

В теории рынка важное значение имеет установление границ действия рыночных отношений. При рассмотрении данного вопроса определяющим условием является возникновение издержек в сфере обмена.

Потери, связанные с реализацией и приобретением товаров в рыночных условиях, К.Маркс называл чистыми издержками. В западной экономической литературе издержки в сфере обмена получили название «трансакционных издержек» (термин ввел американский экономист Коуз Р.).

По мнению Норта Д. к основным типам трансакционных издержек относятся:

а) издержки, связанные с поиском информации о рынках и складывающихся на них условий движения товаров и услуг;

б) издержки по определению условий и формированию сделок;

в) издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков;

г) издержки по защите правового режима с помощью юридической системы;

д) потери за счет необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке.

Использование этой формы издержек получило весьма широкое распространение.

Задолго до введения понятия трансакционных издержек представители теории предельной полезности, ссылаясь на недостаточное внимание, которое уделялось процессам конкуренции и процессам рыночного ценообразования, переместили исследования в сферу обращения.

В современной экономике используются бухгалтерские издержки производства, которые кроме прямых издержек включают торговые и административные расходы.

Теоретическое обоснование издержек в сфере обращения фактически сводится к решению проблемы о соотношении законов производства и законов распределения: существуют ли они автономно, или первые зависят от вторых. Если мы считаем, что процесс производства не зависит от процесса распределения, то трансакционные издержки должны быть равны нулю. Однако в реальной действительности трансакционные издержки никогда не бывают нулевыми. Следовательно, распределение оказывает непосредственное влияние на процесс производства, которое осуществляется через рыночный механизм.

Чтобы установить уровень этого влияния следует рассмотреть теоремы А.Смита и Р.Коуза.

В соответствии с теоремой А.Смита (теоремой обмена) добровольный обмен приносит выгоду обоим сторонам. Данная теорема устанавливает связь рынка, разделения труда и эффективности производства. Развитие рыночных отношений и обеспечение выгод в процессе обмена достигается рациональностью предпринимательской деятельности, которая возникает в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и увеличение масштабов обмена. При этом возникает противоречивый процесс. С одной стороны, в целом издержки снижаются за счет специализации производства, с другой – за счет расширения территориальных границ рыночных отношений трансакционные издержки возрастают. В результате выгоды от разделения труда в силу роста трансакционных издержек могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, что границы рыночных отношений, в рамках которых выгоды от разделения труда сравниваются с трансакционными издержками, выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений.

Сущность теоремы Р.Коуза состоит в следующем: если права собственности четко определены, то положительные или отрицательные результаты могут решаться между заинтересованными сторонами без вмешательства государства.

Эта теорема основана на том, что трансакционные издержки, возникающие в процессе использования собственности, делятся на собственно издержки, связанные с ее функционированием, и дополнительные издержки по координации собственности со стороны государства между заинтересованными сторонами. Отсюда следует, что расширение границ рыночных отношений наталкивается на двойной барьер. Первый связан непосредственно с издержками по расширению сферы действия режима частной собственности. Второй связан с издержками по координации, т.е. если стороны прибегнут к помощи государства в виде координации, то затраты резко возрастут, что неизбежно скажется на сужении границ рыночных отношений. Во избежание дополнительных затрат по координации со стороны решают возникающие проблемы путем негласного соглашения.

Модели рыночной экономики

Современная рыночная экономика представляет сложную систему хозяйствования, в которой взаимодействуют постоянно изменяющиеся рыночные закономерности и многочисленные регулирующие институты, в первую очередь государственные. Но путь к такой системе хозяйствования долог и сложен. Становление рынков и рыночных хозяйств в различных странах происходило по-разному. Существующие рыночные системы и направленность их развития зависят от:

· географического положения страны;

· наличия природных ресурсов;

· исторических условий развития;

· традиций населения и его обычаев;

· уровня развития производительных сил;

· социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования.

Но при этом можно назвать их общие черты:

·наличие разнообразных форм собственности;

·преобладание свободных цен на товары и услуги;

·развитая система свободной конкуренции;

·распространение предпринимательской деятельности;

·определенная система государственного регулирования экономики.

Основными современными моделями рыночной экономики являются:

Американская модель или либеральная модель капитализма, особенности которой можно свести к следующим основным моментам:

— низкий удельный вес государственной собственности (10% в США, 18% в ФРГ, 24% в Великобритании, 38% в Италии, 34% во Франции);

— минимальная регулирующая роль государства в экономике;

— резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

— большое различие в уровне заработной платы (до 110 раз между главой фирмы и служащими);

— приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

В отличие от американской, европейскую экономическую модель можно определить как социально рыночную экономику. В Европе (особенно в ее континентальной части – Германии, Франции) роль государства в экономике была традиционно выше, чем в Америке.

Понятие «социальная рыночная экономика» возникло позже, в Германии. Еще перед второй мировой войной, на фоне мирового экономического кризиса, разразившегося в 30-е годы, ряд немецких ученых–экономистов (Вальтер Ойкен, Вильгельм Рёпке, Леопольд Микш) были едины в том, что в будущем их страна должна дистанцироваться от устаревших принципов свободной рыночной экономики, ответственной за возникшие мировой кризис и беспорядки.

В послевоенной разрушенной Германии с особой остротой возникает вопрос: по какому пути идти? Дистанцируясь теперь и от авторитарно-регулируемой экономики, немцы ищут 3-й путь. Формула этого пути была выдвинута немецким экономистом Альфредом Мюллер-Армаком (1901-1978 гг.). Она состояла из 3-х слов:социальное рыночное хозяйство. В этой формуле будущего Германии была заложена идея сочетания принципов рынка и социального выравнивания. Основная философия социального рыночного хозяйства состоит во взаимодействии рыночного механизма и «социально озабоченного» или «ходатайствующего государства». Таким образом идея социального рыночного хозяйства основывается, по Мюллеру-Армаку, на сочетании двух составляющих: рыночное хозяйство и социальная справедливость.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Существует несколько моделей социально ориентированной экономики, которые можно классифицировать по следующим критериям:

· место социальной политики среди национальных приоритетов (как правило, речь идет об альтернативе между социальным благосостоянием и экономическим ростом);

· распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

· масштабы государственного сектора, которые определяются как объемами перераспределяемого ВВП, так и долей занятых в госсекторе;

· особенности социальной политики. И предполагает различия в целях, направлениях и инструментах социальной политики. Это, например, отношение к проблеме полной занятости (выбор между поддержанием полной занятости и стимулированием эффективности и конкурентоспособности производства), характер развития социального сектора (социальные услуги могут предоставляться как через государственные, так и через частные учреждения и организации), доля социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели, адресность социальной политики.

Классификация по указанным критериям, целям и инструментам социальной политики приводит к выделению четырех основных моделей.

Первая модельтрадиционно называетсяконтинентальной, или германской. Помимо Германии, континентальная модель применяется в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, отчасти во Франции. Для этой модели характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50%), формирование страховых фондов в основном за счет работодателей, развитая система социального партнерства, стремление к поддержанию полной или, по крайней мере, высокой занятости.

Вторая модельанглосаксонская– используется в Великобритании, Ирландии, а также в Канаде. Она предусматривает более низкий уровень перераспределения через ВВП (не более 40%), преимущественно пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний и организаций в оказании социальных услуг. Отметим при этом, что, по различным сводным индексам «комфортности» и качества жизни, Канада в последние годы вышла на первое место в мире.

В странах Южной Европы (Греция, Испания и Италия) реализуется средиземноморская модель. Объем ВВП, перераспределяемый через бюджет, здесь существенно варьирует (от почти 60% в Греции и Италии до 40% в Испании). Социальная же политика преимущественно адресована социально уязвимым категориям граждан и не носит всеобъемлющего характера.

Наконец, четвертаяскандинавская – модельприменяется в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии. Для скандинавской модели характерны очень активная социальная политика, понимание социального благосостояния как цели экономической деятельности государства, очень высокие (50–60% ВВП) объемы перераспределения национального богатства через бюджет, реализация идей социальной солидарности и активный упреждающий характер социальной политики. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование как через бюджет центрального правительства, так и через субнациональные бюджеты.

Финансовые проблемы, с которыми столкнулось большинство экономически развитых стран в 90-х годах, обусловили определенные сдвиги в принципах реализации социальных функций. Так, государства со значительными объемами финансирования социальных расходов за счет бюджетной системы стали более активно использовать принципы социального страхования и вводить элементы платности государственных социальных услуг.

Тем не менее, здесь следует провести различие между концепцией социальной рыночной экономики ФРГ и другой западноевропейской экономической моделью, которая вплоть до недавнего времени претендовала на роль «теории третьего пути» – скандинавской, или шведской. В самом общем виде оно сводится к следующему.

Германская модель – это в основе своей рыночная модель. Она опирается на идеи всеобъемлющей конкуренции и договорного характера установления заработной платы и других ведущих социально-экономических параметров.

Для нее характерно:

· государственное вмешательство в экономику проявляется при решении социальных задач;

· решающая роль в экономике отводится банкам;

· различия в заработной плате составляют 23 к 1;

· все служащие на предприятиях объединены общим интересам и предприятию.

Шведская модель – это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Для нее является характерным:

· сокращение имущественного неравенства;

· забота о малообеспеченных слоях населения;

· низкий уровень безработицы;

· высокий уровень государственного сектора.

Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются. Все современные западноевропейские «социальные экономики» основываются на взаимопроникновении рыночных и государственных начал, а также на социальной солидарности (социальном партнерстве).

Экономику бывших социалистических стран принято называть переходной (в интерпретации отдельных экономистов – трансформационной, транзитивной).

Трансформационная экономика (переходная) – переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Читайте также:  Мотивы участия стран международном разделении труда
Оцените статью