Помощь россии странам юга

Помощь России другим странам

В этой статье собран список стран, которым Россия когда-либо оказывала или продолжает оказывать помощь (финансовую, военную и иную).

Содержание

Страны Европы

Болгария

В 1878 году эти страны восстановили государственность благодаря России — по итогам Русско-турецкой войны (1877—1878), стоившей России 15,5 тыс. убитыми и 56,6 тыс. ранеными. Болгария объявлялась независимым государством (при протекторате Турции), равно как Румыния и Сербия.

Сербия

  • В 2017 году Россия в рамках военно-технической помощи безвозмездно передала Сербии шесть истребителей МиГ-29 и десятки единиц бронетехники. По рыночным ценам данная техника оценивается в 600 миллионов евро.[1][2]
  • В апреле 2020 года 11 самолётов Ил-76 Воздушно-космических сил России направлены в Сербию с 87 военными-вирусологами и медиками, техникой, спецоборудованием, средствами защиты и с 16 единицами военной техники для помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19.[3]

ДНР и ЛНР

Война на Донбассе привела к гуманитарной катастрофе в регионе. Для минимизации её последствий Россия с самого начала конфликта оказывала помощь республикам Донбасса.

С августа 2014 года Россия регулярно отправляет на Донбасс гуманитарные конвои:

  • С августа 2014 — по март 2015 годов Россия доставила 27 тыс. тонн гуманитарной помощи.[4]
  • К марту 2016 года было доставлено 33 тыс. тонн (нарастающим итогом). [5]
  • К августу 2019 года (ровно через 5 лет) — 43 тысячи тонн груза (продукты питания, медикаменты, строительные материалы).[6]

Также в России нашли убежище более 1 млн беженцев, некоторые из них были трудоустроены и даже получили российское гражданство.

Читайте также:  Примеры экономических отношений между странами

Россия выступила инициатором Минских соглашений, призванных если не остановить конфликт, то хотя бы заморозить его. Несмотря на нарушение перемирия с обеих сторон, главная цель соглашений была достигнута — прекратились активные боевые действия, из-за которых страдали мирные жители. Война приняла позиционный характер, обстрелу подвергают лишь прифронтовые территории.

Италия

  • В марте 2020 года 15 самолётов Ил-76 Воздушно-космических сил России отправлены с подмосковного аэродрома Чкаловский в Италию для помощи в борьбе с пандемией коронавируса «SARS-CoV-2» (инфекционное заболевание «COVID-19»). В состав входят около 100 российских специалистов в области вирусологии и эпидемиологии, а также с десяток врачебно-сестринских бригад, средства защиты, медицинское оборудование и мобильные комплексы на базе КамАЗа для аэрозольной дезинфекции транспорта и территории.[7]

Польша

По решениям Ялтинской и Потсдамской конференций земли, присоединенные к СССР в сентябре 1939 года после польской кампании РККА, были признаны советскими, а Польше решили компенсировать их утрату за счёт земель Германии. К Польше перешли земли Германии к востоку от р. Одер, в частности Силезия, а также южная часть Восточной Пруссии, которые сегодня составляют территорию 5 воеводств Польши.

Приднестровье

Приднестровская Молдавская Республика существует благодаря России, так как именно после введения российской армии в 1993 г. прекратился приднестровско-молдавский конфликт.

В Приднестровье и Молдове по состоянию на 2015 год примерно одинаковые зарплаты — около 15 000 рублей. Но уровень безработицы в Молдове — 6 ℅, а в ПМР — 4 ℅. Средняя пенсия в ПМР — 7320 рублей, а в Молдове — 4380 рублей. [8]

Страны Азии

Абхазия

В августе 2008 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании независимости Республики Абхазия, а в сентября того же года были установлены дипломатические отношения между двумя странами. Признав независимость Абхазии, Россия выступила гарантом ее существования в качестве независимого государства.[9]

Афганистан

В 1980-е гг. в Афганистане при помощи СССР был значительно повышен уровень жизни местного населения: была выстроена система всеобщей занятости, построены многие предприятия, больницы, школы. Важно отметить, что присутствие СССР в Афганистане в 1979—1989 гг. было вызвано просьбой законного афганского правительства, а политика СССР в отношении мирного населения и экономики данной страны не идёт ни в какое сравнение с действиями США и НАТО, оккупировавшими страну в 2001—2014 гг. [10]

Израиль

Само возникновение Израиля заслуга СССР, ибо СССР вместе с союзниками победил нацистскую Германию, которая проводила политику геноцида еврейского населения. Плюс СССР выступал одним из главных сторонников разделения Палестины на две части — еврейскую (Израиль) и арабскую (Палестина).

Создание Израиля осуществило многовековую мечту еврейского народа о возрождении государства на исторической родине и обретении политически гарантированного убежища. При этом расчёт СССР обрести союзника в лице Израиля не оправдался — с самого начала своего существования Израиль проводит проамериканскую политику и фактически является проводником интересов Вашингтона на Ближнем Востоке.

Китай

СССР сыграл значительную роль в борьбе Китая против японских оккупантов — в 1937 году был подписан договор о ненападении, фактически закрепивший поддержку СССР в борьбе китайцев против Японии и её марионеточного государства Маньчжоу-Го. Советский Союз, желая избежать войны с Японией в конце 1930-х годов, оказывал помощь Китаю отправкой военных специалистов, кредитами и добровольцами.

На прямой военный конфликт с Японией СССР пошёл в 1945 году после разгрома Третьего Рейха — 9 августа 1945 года была начата Советско-японская война длиной почти в месяц, в результате которой были разбиты войска Японии в Китае (Квантунская армия) и деоккупирована территория Маньчжурии и центрального Китая. Также СССР оказал помощь китайским коммунистам в гражданской войне, которая в 1949 году была ими выиграна.

После войны между странами установились чуть ли не союзнические отношения — СССР не только оказывал Китаю помощь кредитами и специалистами, но и оказывал военную помощь, в частности крупное авиасоединение СССР вместе с частями ПВО в 1950 году в Шанхае предотвратили бомбардировки города американской авиацией. [11]

КНР смогла при помощи советских специалистов преодолеть послевоенную разруху, разработать и осуществить широкую программу социальных реформ и восстановления народного хозяйства.

Выполняя союзнический долг, СССР объявил 8 августа войну Японии, которая аннексировала Корею ещё в 1910 году.

9—18 августа 1945 года шли основные бои Красной Армии против японской, в ходе которых 14 августа советские солдаты вступили в Корею. К концу августа СССР вышел к 38-й параллели, подавляя местные очаги сопротивления. После Второй мировой войны за северную часть Кореи (выше 38-й параллели) должны были нести ответственность советские войска, за южную часть — американские. Об этом был подписан договор ещё до вступления СССР в войну против Японии. После капитуляции Японии американцы заняли свою зону ответственности. При освобождении Кореи погибли 4,5 тысячи советских солдат и офицеров.

Предполагалось создать единое, независимое государство, в 1946—1947 годах над этим работала совместная советско-американская комиссия. Но начавшаяся холодная война положила конец проекту единой Кореи. Возникло два государства: 15 августа 1948 была образована Корейская Республика, 9 сентября того же года — Корейская Народно-Демократическая Республика.

Вывод служивших сдерживающим фактором войск — советских в декабре 1948 и американских в середине 1949 года— привёл к началу вооружённых конфликтов на разграничительной линии. 25 июня 1950 года разразилась полноценная война. Формально резолюцией Совбеза ООН виновником была назначена КНДР. Так как СССР бойкотировал работу Совбеза ООН из-за присутствия гоминьдановцев в качестве представителей Китая, он не мог наложить вето на эту резолюцию.

К середине сентября 1950 года 90 % Южной Кореи контролировала более боеспособная армия КНДР, несмотря на начавшиеся на второй день войны бомбёжки американскими ВВС, блокаду побережья (объявлена 4 июля) и переброску войск США из Японии (начата 27 июля). В это время коалиция из 17 государств во главе с США (значительные силы прислали в Корею только Великобритания, Турция и Канада), создавшая значительный перевес в технике и солдатах, перешла в наступление. За месяц ситуация стала противоположной: 23 октября коалицией был взят Пхеньян, позже в районе Хесона она достигла китайско-корейской границы.

Если бы не вступившие в бой 19 октября под видом добровольцев китайские войска (5 стрелковых корпусов и 3 артиллерийских дивизии НОАК) под командованием опытного военачальника Пэна Дохуая, в истории социализма в Корее можно было бы ставить точку. Но теперь силы сравнялись, и после тяжёлых потерь с обеих сторон, силы коалиции были отброшены к 38-й параллели. С 1951 года началась позиционная война, а также переговоры о перемирии, которое было подписано 27 июля 1953 года.

СССР всю войну помогал продовольствием, техникой, лекарствами, ГСМ и боеприпасами, специалистами и советниками. Отдельно нужно сказать о советских лётчиках, которые не позволили интервентам разрушить инфраструктуру и обеспечивали воздушное прикрытие корейско-китайских войск. [12]

В 2017 году российская компания «Транстелеком» осуществила проект по подключению КНДР к интернету через территорию РФ, что позволит Северной Корее избежать ограничений в случае давления со стороны США. [13]

Сирия

Россия оказывает поддержку Башару Асаду и властям Сирии — 30 сентября 2015 года была начата операция ВКС РФ в Сирии, которая на момент октября 2017 года продолжается.

За счёт помощи России удалось сирийским властям удалось достичь следующего:

  • За почти два года операции было освобождено 87,5 % территории Сирии. [14]
  • За год с начала операции ВКС РФ в места постоянного проживания вернулось около 88 тысяч сирийских беженцев.
  • Боевики ИГИЛ перешли от наступательной к оборонительной войне

Также Россия оказала Сирии значительную гуманитарную помощь — за 2011—2016 гг. Россия выделила около 52 миллионов долларов для оказания гуманитарной помощи арабской республике, доставила тонны гуманитарных грузов, оказала медицинскую помощь более 5 тыс. человек и т. д.

Япония

В 2011 году произошла знаменитая катастрофа на АЭС «Фокусима». Помощь пострадавшим оказало МЧС России и не только гуманитарными грузами (водой, топливом, едой) — за 15—23 марта российские специалисты обследовали более 20 км² территории, извлекли из-под завалов 112 тел погибших (живых пострадавших обнаружить не удалось). [15] Также 18 марта было доставлено в Россию 66 её граждан, пожелавших покинуть Японию из-за катастрофы.

Страны Америки

Россия была одной из стран, которые поддержали борьбу США за независимость. Об этом напомнил в 2014 году напомнил Владимир Путин:

Мы никогда не забудем, как помогали Соединенным Штатам в обретении независимости, никогда не забудем нашего сотрудничества в Первую и во Вторую мировую войны. Я полагаю, что наши глубинные, стратегические интересы американского народа, российского народа во многом совпадают и нужно опираться на эти взаимные интересы

Помощь России была не военной (в отличие от Франции и Испании), а дипломатической. 1 сентября 1775 г. английский король Георг III направил личное послание Екатерине II, в котором просил отправить корпус для подавления восстания в северо-американских колониях, на которое Екатерина II ответила отказом. А в 1780 году Россия официально объявила вооружённый нейтралитет, который способствовал ведению морской торговли во время военных действий на американском континенте. Когда к этому нейтралитету присоединились другие государства, появилась «Ли­га ней­траль­ных дер­жав». [16] В Штатах рассматривали лигу как прямого союзника. Подробнее вклад России в войну США за независимость описан в книге «Россия открывает Америку. 1732—1799» историка Николая Болховитинова.

Россия оказала помощь США и во время Гражданской войны. С сентября 1863 года по апрель 1864 года в американских портах (Нью-Йорк и Сан-Франциско) были расквартированы эскадры контр-адмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова. Россия исходила из расчёта не только приобрести в лице США союзника и тем самым выбраться из международной изоляции, в которой Россия оказалась после поражения в Крымской войне. Плюс в это время проходило польское восстание, которому Англия и Франция желали победы, так же, как и южанам. Поэтому с целью получения стратегического преимущества в возможной войне Россия отправила эскадры для атаки на торговые пути англичан и демонстрации силы.

1 января 1959 — победа революции на Кубе, которая свергла проамериканского диктатора Батисту. Советское руководство далеко не сразу могла определится как относится к смене власти на острове в течении двух лет, пока США не организовали знаменитую операцию в заливе Свиней, которая провалилась. Фидель Кастро открыто провозгласил, что Куба пойдет по социалистическому пути развития, что изменило отношение СССР к его режиму — советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции, были размещены баллистические ракеты средней дальности (операция «Анадырь»).

До своего распада СССР активно помогал Кубе. На острове работали тысячи советских специалистов во всех отраслях. Особого прогресса удалось добиться в области медицины, кубинские врачи по сей день считаются одними из самых квалифицированных в мире. За щедрую помощь Советского Союза Куба расплачивалась, как правило, сахаром — основной статьей экспорта. Важную роль играл созданный в 1962 г. советский центр радиоперехвата в Лурдесе.

Источник

Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее

Сотрудничество по линии — это международная помощь, которую одна развивающаяся страна оказывает другой. Однако сами развивающиеся страны выступают категорически против того, чтобы ставить знак равенства между традиционной международной помощью (развитые Комитета содействия развитию ОЭСР оказывают ее беднейшим странам мира) и данной формой сотрудничества. О сотрудничестве редакции РСМД рассказал Денис Дегтерев, к.экон.н., заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России.

— Традиционная помощь в формате зачастую оказывается бывшими метрополиями своим бывшим колониям. По мнению развивающихся стран, такая помощь носит патерналистский характер и обусловлена целым рядом обязательств — так называемыми принципами благого управления (good governance) [1]. При этом доноры выступают по отношению к реципиентам в качестве менторов. Страны «глобального Юга» считают, что в таких условиях говорить о соблюдении в полной мере принципа суверенного равенства государств (пункт 1 статьи 2 Устава ООН ) не приходится.

— По каким направлениям осуществляется наиболее интенсивное взаимодействие? Какие области нуждаются в развитии?

— Особенность сотрудничества заключается в преобладании технической помощи, в передаче экспертизы по тем или иным направлениям экономического и развития. С этой целью в целом ряде развивающихся государств созданы центры передовых технологий. Страны «глобального Юга» считают, что только они сами в полной мере понимают истинные потребности друг друга и могут предложить оптимальные способы их удовлетворения. Сотрудничество отличается от традиционной международной помощи тем, что помощь не увязывается с требованиями проведения экономических и политических реформ, а отношения носят партнерский характер. Безусловно, специализация бывших колоний в системе международного разделения труда поначалу тормозила развитие полноценного сотрудничества.

В рамках принятого в Плана действий в первые десять лет создавались национальные координационные пункты и разрабатывались процедуры взаимодействия. Во втором десятилетии приходилось, главным образом, адаптировать концепцию сотрудничества к сложившимся на тот момент условиям. В третьем десятилетии началось расширение потоков между странами «глобального Юга», активизировались поставки высокотехнологичных товаров и услуг. Например, Бразилия стала мировым лидером по технологии производства этилового топлива (биоэтанола).

Одновременно развивается несколько различных форматов сотрудничества . На межрегиональном уровне активизировалось взаимодействие стран Африки и Латинской Америки. Было проведено два саммита по сотрудничеству этих стран. Первый прошел в 2006 году в Абудже (Нигерия) с участием представителей 53 африканских и 12 южноамериканских государств. В работе второго саммита, проведенного по инициативе У.Чавеса в Венесуэле в 2009 году, приняли участие руководители 49 государств Африки и 12 государств Латинской Америки. Площадки для данных саммитов были выбраны не случайно: и Нигерия, и Венесуэла — одни из лидеров сотрудничества в формате . Так, в Нигерии в 2001 году под эгидой Африканского банка развития был создан Нигерийский фонд технического сотрудничества для распространения технологий в странах Африки. В Венесуэле с 1993 года под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки реализуется Программа им. Симона Боливара, также направленная на развитие технологий в странах Латинской Америки. Кроме того, У.Чавес был активным сторонником антиамериканских интеграционных проектов стран «глобального Юга», формирования «оси добра», Боливарианского альянса и других инициатив.

Помимо межрегионального взаимодействия, с африканским континентом активно сотрудничают Бразилия, КНР, Индия, ЮАР. Примечательно, что Бразилия развивает отношения, в первую очередь, с лусофонскими (португалоязычными) странами Африки, опираясь на «инфраструктуру взаимодействия», созданную Португалией для сотрудничества со своими бывшими колониями. КНР также эффективно использует в сотрудничестве с африканскими странами «инфраструктуру взаимодействия», созданную Францией для взаимодействия со своими колониями. Регулярно проводятся саммиты , .

Отдельно стоит отметить участие развитых стран (например, Японии) в сотрудничестве на трехсторонней основе. Развитые страны передают часть своих технологий и финансов для стимулирования развития отношений между развивающимися странами.

Важную роль в качестве рупора «глобального Юга» и главного инициатора сотрудничества в формате играет «Группа 77». В 2003 году в Марракешской декларации, принятой на совещании Группы, развивающиеся страны в очередной раз подчеркнули необходимость и даже безальтернативность сотрудничества между собой для выхода на траекторию самодостаточного развития.

Примечательно, что американские эксперты тщательно отслеживают позицию стран «глобального Юга» по вопросам сотрудничества , в том числе в рамках так называемых подходов третьего мира к международному праву (Third World Approaches to International Law — TWAIL). Первая конференция по данной проблеме (TWA) была проведена в Гарвардской школе права в 1997 году, вторая (TWA) — в Школе права Йоркского Университета в Онтарио (Канада) в 2001 году, третья (TWA) — в Школе права Олбани в 2007 году. В октябре 2011 году в Школе права Университета штата Орегон прошла очередная международная конференция по подходам третьего мира к международному праву (TWA). В том же году вышел специальный номер индийского журнала «Торговля, право и развитие», посвященный этой проблеме.

— Какую роль в содействии развитию данного вида сотрудничества играет Россия?

— Россия рассматривает сотрудничество по линии как важный элемент глобальной архитектуры содействия развитию, дополняющий традиционные формы помощи на данном направлении. В -е годы альтернативным источником международной помощи выступали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР и КНР. Сразу после развала социалистической системы хозяйствования «монолитность» в рядах доноров значительно окрепла, что в ряде случаев было чревато принятием субъективных решений о судьбе отдельных реципиентов. В годы, по мере развития потенциала «новых доноров» (страны БРИКС) архитектура международной помощи снова становится многообразной.

Безусловно, потенциал участия России в формате сотрудничества (на трехсторонней основе) в полной мере еще не раскрыт. Речь идет о новых амбициозных проектах в сферах подготовки кадров, добычи природных ресурсов, спутниковой связи, медицины, ядерной энергетики и др.

[1] Определение понятия «благое управление» содержится, в частности, в Соглашении Котону, заключенном между ЕС и странами АКТ в 2000 году (статья 9, абзац 3): «В рамках политической и административной системы, основанной на соблюдении прав человека, демократических принципов и принципов правового государства, ответственное государственное управление означает прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами и их использование для сбалансированного и устойчивого развития. В него входят однозначные правила для административных процедур, прозрачные и ответственные государственные органы, приоритет закона при управлении и распределении ресурсов и осуществление мер, особенно для предотвращения коррупции и борьбы с ней».

Источник

Оцените статью