ЭКОНО́МИКО-ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ
В книжной версии
Том 35. Москва, 2017, стр. 269-270
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭКОНО́МИКО-ГЕОГРАФИ́ ЧЕСКОЕ ПОЛО Ж Е́НИЕ, характеристика места объекта (предприятия, населённого пункта, района/региона, страны в целом) в географич. пространстве, возможности его взаимодействия с др. объектами и включённость в социально-экономич. пространство региона, страны или всего мира. Термин впервые использован в 1929 рос. географом И. С.-Г. Алкиным (1895–1937). Н. Н. Баранский разработал концепцию Э.-г. п. Он определил Э.-г. п. как положение некоторого объекта по отношению к др. объектам (природным или созданным человеком), имеющим экономич. значение. В соответствии с масштабом различают макро-, мезо- и микроположение. Э.-г. п. носит потенциальный характер, его выгоды нередко не используются, а недостатки могут быть преодолены. Э.-г. п. объекта способно меняться во времени как вследствие внешних изменений, так и в результате развития самого объекта. Осн. свойство Э.-г. п. состоит в способности обеспечивать некоторым объектам конкурентные преимущества (ренту по положению) в сравнении с др. объектами. Анализ Э.-г. п. является обязат. частью экономико-географич. характеристики разл. объектов. Он необходим при разработке прогнозов и стратегий развития городов и регионов, схем территориального планирования (районной планировки), а также при выборе места для размещения разнообразных производственных и иных объектов. Оценки Э.-г. п. обычно носят качественный характер (выгодное или невыгодное). Формализованная оценка Э.-г. п. проводится с использованием моделей потенциалов, теории графов и др.
Источник
Экономико-географическое положение
Экономико-географическое положение (ЭГП) — это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП — положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.
Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам
- транспортно-географическое
- промышленно-географическое
- агрогеографическое
- рыночное
- демографическое
- рекреационно-географическое
Выделяют следующие типы ЭГП:
- центральное;
- периферийное;
- пограничное;
- транзитное;
- приморское;
- глубинное.
План характеристики ЭГП страны (региона)
В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:
- Положение по отношению к соседним странам.
- Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
- Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
- Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
- Изменение ЭГП во времени.
- Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Экономико-географическое положение» в других словарях:
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разработки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия
Экономико-географическое положение — положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Большой Энциклопедический словарь
географическое положение — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь
Географическое положение — положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия
транспортно-географическое положение — положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия
Чили. Экономико-географический очерк — Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
ЭГП — Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия
Экономическая география — экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия
Луганская область — Луганська область Герб (описание) … Википедия
Источник
Экономико-географическое положение (ЭГП)
Экономико-географическое положение (ЭГП) — положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.
Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.
Благоприятное ЭГП — возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.
По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.
Макроположение страны — положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.
Мезоположение — положение на материке или внутри части света.
Микроположение страны — это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.
ЭГП всех уровней — интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:
1) транспортно-географическое положение — положение по отношению к путям сообщения;
2) промышленно-географическое положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;
3) агро-географическое положение — относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;
4) рыночно-географическое положение — относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;
5) демо-географическое положение — относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
6) рекреационно-географическое положение — относительно районов рекреации;
7) природно-географическое положение — относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;
8) политико-географическое (геополитическое) положение — относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.
Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:
Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.
Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию — наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.
Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.
Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами — соседями второго порядка. Всего государств — соседей первого и второго порядков у России почти 40.
Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).
Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.
При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.
Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь — кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.
Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.
Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.
К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва — Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.
Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе — и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе — в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург — Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.
При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.
Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.
Источник