Понятие экономико географического положения страны

ЭКОНО́МИКО-ГЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ

  • В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 269-270

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЭКОНО́МИКО-ГЕОГРАФИ́ ЧЕСКОЕ ПО­ЛО ­ Ж Е́НИЕ, ха­рак­те­ри­сти­ка мес­та объ­ек­та (пред­при­ятия, на­се­лён­но­го пунк­та, рай­она/ре­гио­на, стра­ны в це­лом) в гео­гра­фич. про­стран­ст­ве, воз­мож­но­сти его взаи­мо­дей­ст­вия с др. объ­ек­та­ми и вклю­чён­ность в со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­ст­ран­ст­во ре­гио­на, стра­ны или все­го ми­ра. Тер­мин впер­вые ис­поль­зо­ван в 1929 рос. гео­гра­фом И. С.-Г. Ал­ки­ным (1895–1937). Н. Н. Ба­ран­ский раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию Э.-г. п. Он оп­ре­де­лил Э.-г. п. как по­ло­же­ние не­ко­то­ро­го объ­ек­та по от­но­ше­нию к др. объ­ек­там (при­род­ным или соз­дан­ным че­ло­ве­ком), имею­щим эко­но­мич. зна­че­ние. В со­от­вет­ст­вии с мас­шта­бом раз­ли­ча­ют мак­ро-, ме­зо- и мик­ро­по­ло­же­ние. Э.-г. п. но­сит по­тен­ци­аль­ный ха­рак­тер, его вы­го­ды не­ред­ко не ис­поль­зу­ют­ся, а не­дос­тат­ки мо­гут быть пре­одо­ле­ны. Э.-г. п. объ­ек­та спо­соб­но ме­нять­ся во вре­ме­ни как вслед­ст­вие внеш­них из­ме­не­ний, так и в ре­зуль­та­те раз­ви­тия само­го объ­ек­та. Осн. свой­ст­во Э.-г. п. со­сто­ит в спо­соб­но­сти обес­пе­чи­вать не­ко­то­рым объ­ек­там кон­ку­рент­ные пре­иму­ще­ст­ва (рен­ту по по­ло­же­нию) в срав­не­нии с др. объ­ек­та­ми. Ана­лиз Э.-г. п. яв­ля­ет­ся обя­зат. ча­стью эко­но­ми­ко-гео­гра­фич. ха­рак­те­ри­сти­ки разл. объ­ек­тов. Он не­об­хо­дим при раз­ра­бот­ке про­гно­зов и стра­те­гий раз­ви­тия го­ро­дов и ре­гио­нов, схем тер­ри­то­ри­аль­но­го пла­ни­ро­ва­ния (рай­он­ной пла­ни­ров­ки), а так­же при вы­бо­ре мес­та для раз­ме­ще­ния раз­но­об­раз­ных про­из­вод­ст­вен­ных и иных объ­ек­тов. Оцен­ки Э.-г. п. обыч­но но­сят ка­че­ст­вен­ный ха­рак­тер (вы­год­ное или не­вы­год­ное). Фор­ма­ли­зо­ван­ная оцен­ка Э.-г. п. про­во­дит­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем мо­де­лей по­тен­циа­лов, тео­рии гра­фов и др.

    Источник

    Экономико-географическое положение

    Экономико-географическое положение (ЭГП) — это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами, ЭГП — положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения.

    Читайте также:  Какие страны граничат с непалом

    Анализ ЭГП проводится по следующим его компонентам

    • транспортно-географическое
    • промышленно-географическое
    • агрогеографическое
    • рыночное
    • демографическое
    • рекреационно-географическое

    Выделяют следующие типы ЭГП:

    • центральное;
    • периферийное;
    • пограничное;
    • транзитное;
    • приморское;
    • глубинное.

    План характеристики ЭГП страны (региона)

    В школьном курсе географии описание ЭГП обычно идёт по плану следующего типа:

    1. Положение по отношению к соседним странам.
    2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
    3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
    4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
    5. Изменение ЭГП во времени.
    6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое «Экономико-географическое положение» в других словарях:

    ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э. г. п. категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного… … Географическая энциклопедия

    Экономико-географическое положение — положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Большой Энциклопедический словарь

    географическое положение — положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Географическое положение — положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… … Большая советская энциклопедия

    транспортно-географическое положение — положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк — Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭГП — Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая география — экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганская область — Луганська область Герб (описание) … Википедия

    Источник

    Экономико-географическое положение (ЭГП)

    Экономико-географическое положение (ЭГП) — положение экономико-географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение.

    Оценка ЭГП объекта зависит от его положения относительно источников сырья и энергии, населенных пунктов, рынков сбыта, транспортной сети и др. ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.

    Благоприятное ЭГП — возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

    По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо и микроположение.

    Макроположение страны — положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам.

    Мезоположение — положение на материке или внутри части света.

    Микроположение страны — это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

    ЭГП всех уровней — интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

    1) транспортно-географическое положение — положение по отношению к путям сообщения;

    2) промышленно-географическое положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

    3) агро-географическое положение — относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

    4) рыночно-географическое положение — относительно рынковсбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

    5) демо-географическое положение — относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

    6) рекреационно-географическое положение — относительно районов рекреации;

    7) природно-географическое положение — относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

    8) политико-географическое (геополитическое) положение — относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

    Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны:

    Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

    Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию — наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, не государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

    Именно благодаря мезоположеиию с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

    Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микро положение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами — соседями второго порядка. Всего государств — соседей первого и второго порядков у России почти 40.

    Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше).

    Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

    При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой.

    Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь — кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

    Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло.

    Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию.

    К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва — Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

    Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе — и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском морс (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе — в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург — Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

    При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера.

    Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

    Источник

    Оцените статью