- Глава 9 Государственный режим в зарубежных странах
- §1. Понятие государственного режима
- Понятие и виды государственных (политических) режимов в зарубежных странах
- Государственный режим в зарубежных странах: понятие, разновидности.
- Право граждан на труд и свободу труда в зс, понятие, содержание.
- Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах
Глава 9 Государственный режим в зарубежных странах
Представление преимущественно об организационной структуре государства, внешнем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.
Это понятие утвердилось в отечественной литературе по конституционному праву далеко не сразу. Долгое время в науке пользовались термином «политический режим», под которым понимались формы и методы осуществления государственной власти. В зарубежных странах различались методы либерализма и насилия, «кнута» и «пряника», как их образно охарактеризовал В.И. Ленин, и две разновидности режимов — буржуазно-демократический и авторитарный (в литературе последний часто трактовали как фашистский). В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе неорганизованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а о режиме государственном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.
§1. Понятие государственного режима
Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (конституция Бразилии
1988 г.). В редких случаях говорится о политическом режиме (конституция Никарагуа 1787 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упоминается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторонам государственного режима, существует специальное законодательство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режима — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».
Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фашистских государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.
Источник
Понятие и виды государственных (политических) режимов в зарубежных странах
Государственный режим — это определенный, основанный на нормах права порядок деятельности (функционирования) государства, который складывается как результат использования разнообразных приемов, способов, форм и методов осуществления государственной власти.
Если деятельность государства, используемые им формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обоснование, такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен в глазах граждан данного государства.
Напротив, нелегитимный государственный режим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функционирует вопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режим основывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие, обосновываемое не правовыми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать и такой государственный режим, при котором деятельность государства противоречит или выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актах положений. Легитимный государственный режим — это всегда правовой режим, поскольку государство при этом режиме может осуществлять свои полномочия в очерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормами права формы и методы своей деятельности.
Поэтому легитимный государственный режим предполагает наличие правовой государственности.
Нелегитимный государственный режим — это прежде всего неправовой режим.
Уровень легитимности государственного режима определяется степенью народной поддержки. Поэтому решающим для характеристики того или иного государственного режима является определение источника (основы) власти, принадлежит ли государственная власть народу, определенному социальному слою (классу) или одному лицу. Современное конституционное право исходит из того, что наибольшей легитимностью обладает тот государственный режим, в котором наиболее полно реализован принцип народного суверенитета. В зависимости от того, насколько полно реализован этот принцип, все государственные режимы подразделяются на демократические и авторитарные. Первый характеризуется высоким уровнем политической свободы в обществе, политическим плюрализмом, идеологическим многообразием, уважением основных прав и свобод человека и гражданина, второй — ограничением или полной ликвидацией политических прав и свобод, утверждением господства одной партии и одной идеологии, широким применением карательных мер против инакомыслящих.
Источник
Государственный режим в зарубежных странах: понятие, разновидности.
В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
В науке конституционного права государственный режим – понятие, раскрывающее фактическое распределение «центров концентрации власти» в ее верхнем эшелоне. В этом смысле для абсолютной монархии определен абсолютистский режим, для дуалистической монархии, президентской и смешанной республик – дуалистический режим, для парламентарной монархии и парламентарной республики – парламентарный и министериальный режимы, для республики советского типа – партократический.
Под государственным режимом следует понимать методы и способы осуществления государственной власти: абсолютизм, парламентаризм, министериализм, дуализм и другие.
Абсолютизм — формально неограниченная феодальная монархия, самодержавие. Одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть в полном ее объеме принадлежит монарху. Соответственно в государстве нет органа, который бы юридически ограничивал его полновластие. В его полном распоряжении находятся ««главные орудия силы государственной власти» — армия и полиция.
Парламентаризм — система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа — парламента по отношению к др. гос. органам. При П. правительство образуется парламентом и ответственно перед ним.
Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, состоящая из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством через эту партийную функцию полностью контролирует работу парламентов. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Право граждан на труд и свободу труда в зс, понятие, содержание.
К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя (например, работа на садовом участке). Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во многих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10— 15 лет после социалистических революций была ликвидирована, правда, за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оплаты труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми работниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровождалось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против принудительного труда, практиковавшегося в тоталитарных, фашистских государствах, и против обязательного принуждения к труду (в отдельных социалистических государствах, в частности в СССР, в мирное время вводилось принуждение к так называемому общественно полезному труду для тунеядцев, практиковалась их административная высылка из некоторых крупных городов). В демократических странах принудительный труд допускается на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения.
Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами установлен обязательный почасовой (в США) или помесячный (во Франции) минимум оплаты труда. Существует государственное пособие в случае вынужденной безработицы. Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей средней заработной платы (в Великобритании — 50—60%, в Германии _ 30—35%) и выплачивается не более года (в Канаде — 8 месяцев) и только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице (в большинстве стран такое пособие получают лишь от 2/3 до 1 / 2 безработных). Размер пособия понижается через каждые несколько месяцев. При отказе дважды от предложенной работы безработный может быть снят с пособия.
Источник
Понятие и виды политических режимов в зарубежных странах
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.Признаки:1. Политический режим нельзя причислять к формам государственности – это содержательная, а не формально-юридическая характеристика, власть может осуществляться в самых разных формах и в зависимости от этого складывается и политический режим. 2. Политический режим характеризует не только деятельность государства, он описывает все проявления политического властвования, включая осуществление власти субъектами, не входящими в структуру государства (партии, религиозные объединения и другие), формально нерегулируемую власть.3. Политический режим, т.е. применение государственной власти не ограничено целями государства, так как она направлена и на достижение общественной пользы.
Существенными свойствами политического режима следуют называть следующее:
— характеристика правового статуса личности;
— отношение власти к обществу и к меньшинствам, входящим в его состав;
— степень централизации управления территориями.
Демократический режим- (США, Франция, Германия, Великобритания):
власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания), реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, многопартийная система, политический плюрализм, при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения.
Недемократический политический режим. Суть тоталитаризма определяется именно монополизацией власти и бесконтрольным ее осуществлением. Тоталитарный режим –. в стране с тоталитарным режимом нет многопартийной системы, всеобщих свободных выборов, отсутствует демократическая конституция, граждане не могут защищать свои права в суде, суд не является независимым, отсутствуют независимые средства массовой информации, а также возможность создавать профессиональные союзы и иные независимые организации.Тоталитарные режимы имеют несколько разновидностей.Самой крайней формой тоталитарного режима является фашистский режим.В качестве разновидности тоталитарного режима называют также конституционно-авторитарный, или монократический.Чрезвычайно недемократическими были и расистские режимы.В числе тоталитарных режимов называют и диктаторскую тиранию.
Авторитарный режим является промежуточной формой – смягченной формой тоталитарного режима либо разновидностью демократии, стоящей на грани потери своих демократических принципов. Разновидность авторитарного режима – клерикальный режим, основанный на господстве религиозной знати. Военный режим может быть одним из видов тоталитарного или авторитарного режима. Это означает полное господство армии в государствеТеократич. режимы. Существует и такой режим, в котором полит. власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общ., в том числе и полит. отн. являются предписания религ. происхожд., религиозные каноны – этот режим теократия. Либерально-полит. режим – характерен для стран 19 в., в наст. время – Индия, Филиппины. Высокая степень полит. свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демокр. и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.
15. Понятие и содержание конституционно-правового статуса личности. Концепции прав личности
Правовой статус личности — совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права (право на жизнь; право на свободу; неприкосновенность и достоинство личности; право на личную жизнь; свободу передвижения и выбор места жительства; свобода мысли, совести и высказываний; право на национальную принадлежность и пользование родным языком, право избирать и быть избранным; право участия в управлении обществом и государством;право на обращение в государственные органы; право на объединение, свободу союзов; свобода собраний и других публичных мероприятий, право собственности; право на осуществление предпринимательской деятельности; право на коллективные действия в защиту своих интересов; право на труд; право на достойный жизненный уровень; право на материальную помощь со стороны государства в старости, во время болезни, в случае инвалидности, безработицы; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни.
Особую группу составляют экологические права: право на безопасную окружающую среду, на информацию о состоянии окружающей среды.Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей, которые закрепляются далеко не во всех конституциях, обязанность соблюдать конституцию и законы; воинская обязанность; обязанность платить налоги; беречь окружающую среду. Некоторые обязанности (например, воинская) принадлежит только гражданам, другие обязанности обычно не зависят от гражданства.
Концепция прав человека была систематизирована и получила юридическое оформление в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Билля о правах и конституции США 1789 г. В том же году во Франции появилась Декларация прав человека и гражданина которая закрепила конституционно ряд основополагающих прав человека: право на собственность, безопасность, сопротивление угнетению, свободу личности. Заглавная статья этого документа гласит так: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах».
Гражданство
Гражданство -устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей.
Основания приобретения гражданства
1)по факту рождения получило название филиация
— Право крови — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства.
— Право почвы — один из принципов приобретения гражданства по рождению (филиация), признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.
2) укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.
3) Признание гражданства — один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение.
4)Восстановление в гражданстве — это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства лицами, ранее утратившими его по каким-либо причинам.
5)Оптация— это выбор гражданства в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством .
6)Трансферт — изменение гражданства без права выбора, связанное с переходом части территории к другому государству.
Прекращение гражданства может иметь место в результате
1) выхода из гражданства соответствующей страны или отказа от гражданства.
2)Под утратой гражданства следует понимать прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле.
3)Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение.
17. Правовой режим иностранцев и лиц без гражданстваПравовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент.Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.
Источник